Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая стратегия России в АзиатскоТихоокеанском регионе'

Внешнеэкономическая стратегия России в АзиатскоТихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
176
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИЯ / РОССИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / ИНТЕРЕСЫ / РЕГИОНЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЫНКИ / ИНВЕСТОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аносова Людмила Александровна

Происходящие в Азии глубокие трансформации, в которых борьба за национальное лидерство и конкурентные преимущества переплетается с идеологией и практикой многостороннего сотрудничества, отражают их неоднозначность и противоречивость. Высокие темпы экономического роста в регионе оказывают непосредственное влияние на стратегию России в АТР. Стратегия России в АТР евразийской державы определяется совокупностью национальных интересов в сферах безопасности, экономического роста районов Сибири и Дальнего Востока, политических, экономических и межцивилизационных отношений со странами АТР, развитие добрососедских отношений с государствами, расположенными или имеющими свои интересы в Восточной Азии. Формируя стратегию своих отношений со странами АТР, Россия исходит из необходимости использовать сотрудничество российских регионов с зарубежными партнерами как для реализации внешнеполитических интересов России, так и социально-экономических вопросов в субъектах федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая стратегия России в АзиатскоТихоокеанском регионе»

Л. А. Аносова

проректор по научной работе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ, доктор экономических наук, профессор

О

^^ здоровление международной военно-политической обстановки в начале 1980-х — конце 1990-х гг. способствовало проведению внутренних политических и экономических реформ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Осуществление этих преобразований оказало позитивное воздействие на ускорение темпов экономического роста и взаимной торговли, формирование условий для перехода от двустороннего к многостороннему сотрудничеству и партнерству, что, в свою очередь, привело к усилению позиций АТР на мировом рынке.

Внешнеэкономическая стратегия России в Азиатско-

Тихоокеанском регионе

УДК 330.342.(474.2/.5)

Ныне на долю стран АТР приходится около 60% мирового производства, 50% международной торговли, 48% мирового притока прямых иностранных инвестиций [1]. Государства региона во все большей степени определяют вектор развития всего человечества. Недаром АТР называют «регионом XXI в.» и «локомотивом» мировой экономики. Особо отметим, что именно здесь, в АТР, российская экономика непосредственно соприкасается с крупнейшими (кроме ЕС) экономиками мира — США, Китая, Японии, Индии, АСЕАН и быстро растущими странами Латинской Америки. Геополитические факторы диктуют России необходимость установления и развития конструктивных и долгосрочных отношений со странами АТР Соседство с Китаем, Японией и Южной Кореей во многом определяет тенденции социально-экономической, культурной, научной жизни сибирских и дальневосточных регионов России. В свою очередь, страны АТР жизненно заинтересованы в развитии и расширении отношений с Россией, от которой во многом зависит их процветание в будущем.

Вместе с тем, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что происходящие в Азии глубокие трансформации, в которых борьба за национальное лидерство и конкурентные преимущества переплетается с идеологией и практикой многостороннего сотрудничества, неоднозначны и противоречивы. Все это необходимо учитывать России, стратегические интересы которой распространяются на обширное экономическое пространство АТР. Россия — органичная часть Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу этого курс на динамичное развитие многостороннего сотрудничества со странами АТР является стратегической политической линией РФ.

Ключевым моментом стратегии нашей страны в области экономической политики и дипломатии в АТР являются меры по утверждению равноправного положения России на мировых рынках. Предпринимаются шаги по противодействию торгово-политическим акциям иностранных государств, нарушающим права РФ и российских предпринимателей, дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров в зарубежных странах. В результате, Россия входит в шестерку государств, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. По данным Росстата на 1 июля 2007 г., накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику составил 178,5 млрд долл. США. Доля в них прямых инвестиций составляет 45,2% (80,6 млрд долл.). Только в 2007 г. зарубежные инвестиции в российскую экономику превысили 82 млрд долл. [2].

Высокие темпы экономического роста стран АТР оказывают непосредственное влияние на стратегию России в регионе и определяют конкретные задачи российской внешней политики. От их успешного решения во многом зависит дальнейшее развитие не только российского Дальнего Востока, но и страны в целом. Конструктивное участие в развернувшихся региональных интеграционных процессах позволяет РФ реализовать одну из ключевых составляющих ее интересов в АТР — создание благоприятных внешних условий для социально-экономического развития страны. Следовательно, России необходима научно разработанная стратегия ее политики и практики в этом регионе [3, с. 19].

На сегодняшний день стратегия России как евразийской державы в АТР определяется совокупностью национальных интересов в сферах безопасности, экономического роста районов Сибири и Дальнего Востока, политических, экономических и межцивилизационных отношений со странами региона. Ключевую роль в этом плане имеют нормальные добрососедские отношения с государствами, расположенными или преследующими собственные интересы в Восточной Азии: Китаем, Японией, Северной и Южной Кореями, Монголией, странами АСЕАН, а также США, Индией и Австралией. Хотя Индия и не входит по формальным признакам в АТП, ее

8

jT ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 5 (37) 2008

влияние в этом регионе возрастает. Отношения с этой страной имеют огромное значение в плане обеспечения сбалансированности внешних связей РФ.

Еще в сентябре 2006 г в Москве состоялся Международный экономический форум «Россия — Азиатско-Тихоокеанский регион: к стратегическому экономическому партнерству и диалогу цивилизаций». В нем приняли участие более 350 делегатов, в том числе представители деловых кругов, правительственных и общественных организаций из России и 25 стран АТР.

Процесс подготовки форума, высокий интерес к нему, участие в его работе представителей различных стран еще раз подтвердили актуальность формирования эффективной авторитетной площадки — постоянно действующего международного форума — для позиционирования России на азиатском направлении и формирования в официальных и деловых кругах азиатских стран правильного восприятия нашей страны как современного динамично развивающегося государства, надежного и перспективного делового партнера, обладающего огромными ресурсными, интеллектуальными и технологическими возможностями для развития перспективного взаимовыгодного экономического диалога. Важной задачей является придание форуму ежегодного формата и его проведение в Москве или на других альтернативных площадках стран АТР

Формируя стратегию своих отношений со странами АТР, Россия исходит из необходимости использовать сотрудничество российских регионов с зарубежными партнерами как для реализации своих внешнеполитических интересов, так и для решения социально-экономических проблем субъектов федерации (создание рабочих мест, привлечение инвестиций, улучшение бытовой сферы). Основными направлениями взаимодействия федерального центра с местными администрациями являются содействие первого реализации внешнеэкономических интересов регионов и их хозяйствующих субъектов, дипломатическое сопровождение переговоров по крупным соглашениям, поддержка участия регионов в зарубежных тендерах, участие в привлечении иностранных инвестиций, заключении межрегиональных соглашений, открытии представительств российских регионов за рубежом.

Ведущим направлением и преимуществом России в ее стратегии на азиатском направлении являются возможности экспорта энергетических ресурсов, которыми обладают, прежде всего, Восточная Сибирь и Дальний Восток, что и определяет их роль в исполнении долгосрочных планов [4]. Наличие разнообразных ресурсов является конкурентным преимуществом России в регионах, собственные запасы углеводородного топлива которых весьма ограничены, а потребность в них постоянно растет. Например, основой сотрудничества в газовой отрасли в перспективе станут проекты в рамках российской программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки природного газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки стран АТР.

Важнейшим фактором политических и экономических перемен в регионе выступает Китай. Рост экономической мощи и основывающегося на ней политического влияния Китая способствует повышению интереса России к сотрудничеству со странами Восточной Азии и изменению структуры ее внешнеэкономических региональных связей. За последние 10 лет Китай превратился в главного регионального торгового партнера России, опередив Японию и Южную Корею. В течение ближайших 5 лет КНР, скорее всего, выйдет на первое место и по объемам инвестиций в российскую экономику. Связи РФ с КНР развиваются устойчиво, в соответствии с российско-китайским Договором о добрососедстве,

дружбе и сотрудничестве от 2001 г., определившим основные принципы отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества. Существенно укрепилась договорно-правовая база российско-китайских взаимодействий.

Беспрецедентным в истории взаимоотношений двух стран стало проведение в 2006 г. года России в Китае и в 2007 г.— года Китая в России. В общей сложности за эти два года стороны провели более 500 мероприятий практически во всех областях сотрудничества, а ряд наиболее значимых и успешных из них в дальнейшем будут осуществляться на регулярной основе [2, с. 99]. Продолжается окончательное урегулирование пограничного вопроса (соответствующее соглашение было подписано в 2004 г., завершена демаркация российско-китайской границы). Двусторонний товарооборот вырос с 2000 г. более чем в пять раз и по итогам 2007 г. составил около 45 млрд долл. Средний рост двустороннего торгового оборота по итогам 2007 г. составил 44,3% (самый высокий показатель начиная с 1992 г.). Однако в 2007 г. впервые за долгое время возникло требующее анализа экспертов двух стран, новое явление — положительное для Китая сальдо товарооборота с Россией. Связано оно со значительным увеличением импорта из КНР, включая машиностроительную и высокотехнологичную продукцию. В известной мере это вызвано отставанием развития машиностроительных отраслей в приграничных российских регионах, вынужденных в силу данного обстоятельства ориентироваться на импорт машин и оборудования. Отрицательное сальдо России может составить несколько миллиардов долларов. Для решения проблемы в РФ создана палата торговли машинно-технической продукцией с участием свыше 200 российских и китайских фирм [5]. Кроме того, в 2008 г. стороны договорились о том, что Россия будет ежегодно поставлять в Китай 80 млн т нефти. Но для этого странам предстоит решить вопрос о тарифах на нефть, а также проблему ее транспортировки. Во время визита президента РФ Д. Медведева в Китай в мае 2008 г. были приняты решения о создании ответвления от нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), а также об открытии нефтеперерабатывающих производств и сети бензоколонок на территории КНР.

Большую роль предстоит сыграть средне- и долгосрочным планам и программам отраслевого сотрудничества России и Китая, чему будет способствовать механизм диалога по финансовым вопросам и рост масштабов межбанковской кооперации. Удалось добиться позитивных подвижек на таких направлениях, как экология, миграция, религия. Заметно углубилось взаимодействие двух стран во внешнеполитической области, что в контексте серьезных сдвигов на мировой арене особенно важно для их собственного развития и отстаивания общих интересов. Создан и действует механизм межгосударственных консультаций по стратегическим вопросам по линии Совета безопасности РФ. В настоящее время в торговле России с Китаем на долю российских регионов приходится 20%.

Стратегия России в АТР предусматривает также целенаправленные усилия по расширению связей и взаимовыгодного сотрудничества с Японией на основе принятого в 2003 г. плана действий. Политический диалог между двумя странами носит разносторонний характер, продолжаются интенсивные контакты на высшем уровне. Например, в 2007 г. состоялись встречи лидеров двух стран в Хайлигендамме во время саммита «Группы восьми» в июне и во время саммита АТЭС в Сиднее в сентябре, а также на уровне министров иностранных дел (переговоры в Москве в мае и в Токио в октябре). На основе достигнутой в ноябре 2006 г.

X ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 5 (37) 2008

9

I

§ договоренности лидеров России и Японии начался 1 стратегический диалог по ключевым проблемам гло-§ бальной и региональной безопасности на уровне первых 8 заместителей министров иностранных дел. Продолжа-^ ется поиск взаимоприемлемого решения проблемы з мирного договора. Следует отметить взаимодействие ^ России и Японии в таких областях, как атомная энер-° гетика, транспорт, связь, охрана окружающей среды. ш В 2007 г взаимный товарооборот увеличился более чем на 50% и достиг рекордного уровня в 18 млрд долл. ^ Объем накопленных японских инвестиций в российскую ¡5 экономику составил около 3 млрд долл. [2, с. 102]. < В основе позитивного развития связей в этой области лежит укрепление российской экономики и рост интереса японского бизнеса к сотрудничеству с нашей страной, что выразилось в приходе ведущих корпораций. Япония является третьим в мире после США и Китая импортером нефти. Перспективы сотрудничества в этой сфере связаны с вводом в эксплуатацию ВСТО. В настоящее время российская компания «Роснефть» готовится к переговорам с японской национальной корпорацией по нефти, газу и металлу JOGMEC. По утверждению руководителей последней, японская сторона готова предложить российской компании в обмен на совместное участие в downstream-проектах выход на конечного потребителя. Особенностью сотрудничества России и Японии является курс на приток японских инвестиций в Россию. В настоящее время Россия и Япония приступили к созданию первого совместного многоцелевого фонда инвестиций в размере 3 млрд долл. Цель фонда заключается в привлечении средств японских инвесторов для финансирования проектов в России и Японии. Первоначальный потенциал инвестиционных проектов фонда составляет более 10 млрд долл. и охватывает все основные сферы, необходимые для полноценного и прибыльного ведения бизнеса. В октябре 2006 г. Россия начала полноценный экспорт сырой нефти с Сахалина [6]. На состоявшейся в Японии в рамках саммита «большой восьмерки» встрече президента России Д. Медведева и премьер-министра Я. Фукуды японская сторона предложила принять программу двустороннего сотрудничества по сохранению экосистемы Охотского моря. Эта инициатива обусловлена тем, что за последние 30 лет в результате глобального потепления уровень ледяного покрова в Охотском море сократился на 20%, что оказывает негативное влияние на его экосистему. В рамках двустороннего сотрудничества предполагается проводить совместные исследования, обмениваться информацией, связанной с состоянием экосистемы Охотского моря. Программа предусматривает также создание общей базы данных, а также двустороннего механизма оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, в частности разливы нефти и вспышки инфекционных заболеваний. Российская сторона позитивно отреагировала и на предложение Японии по программе так называемых «зеленых инвестиций» на территории Дальнего Востока и Сибири. Речь идет об использовании японского опыта в организации экологических производств.

Отношения РФ с Республикой Корея развиваются в духе многогранного доверительного партнерства. Поддерживается регулярный политический диалог на высшем и высоком уровнях, укрепляется договорно-правовая база отношений двух стран. Налажено тесное взаимодействие в сфере мирного освоения космического пространства и других высокотехнологичных отраслях, включая военно-техническое сотрудничество. Продолжал расти двусторонний товарооборот, объем которого по итогам 2007 г. достиг 15 млрд долл. Южнокорейский бизнес проявляет большой интерес к

инвестиционному сотрудничеству, тем более что Россия 10

привлекает РК и к реализации крупных экономических проектов с участием КНДР, таких как воссоединение Транскорейской железной дороги с Транссибом. В целом РФ сохраняет потенциал добрососедских отношений с КНДР, хотя последовательная линия России против проведения ракетно-ядерных испытаний и в поддержку резолюций 1695 и 1718 СБ ООН вызвали в Пхеньяне болезненную реакцию.

Увенчались успехом усилия российского руководства по преодолению спада интереса наших деловых кругов к экономическому сотрудничеству с Монголией. Политическое взаимодействие было выведено на уровень стратегического партнерства. В 2007 г. выполнялись все договоренности, достигнутые в ходе официального визита президента Монголии Н. Энхба-яра в Россию. Важными событиями в рамках двустороннего политического диалога стали мини-саммит «на полях» заседания Совета глав государств-членов ШОС в Бишкеке (август), визиты в Монголию руководителя администрации президента РФ С. Собянина (июнь), председателя Совета Федерации С. Миронова (май), а также министра иностранных дел Монголии в Россию (октябрь). Была усовершенствована нормативно-правовая база и приняты планы технологического перевооружения совместных компаний КОО «Предприятие Эрдэнэт» и КОО «Монголросцветмет», являющихся крупнейшими промышленными объектами российской государственной собственности за рубежом. Ведется работа по модернизации АО «Улан-Баторская железная дорога». Российские компании («Базовый элемент», «Северсталь-групп», «Ренова», ОАО «МНПО «Полиметалл», «Газпромбанк») активно включились в конкурентную борьбу за право освоения месторождений полезных ископаемых в Монголии. Торговый оборот между нашими странами за 2007 г. превысил 700 млн долл., что позволяет рассчитывать на реализацию установки глав двух государств на возвращение взаимной торговли к 2010 г. на характерный для советского периода уровень 1 млрд долл.

Главной задачей отечественной дипломатии на азиатско-тихоокеанском направлении было закрепление за Россией достойного места в механизмах коллективного обеспечения стабильности и безопасности в этом стратегически важном и экономически перспективном регионе. Продолжалась интенсивная работа по обеспечению российских интересов в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), совершенствованию ее деятельности на политическом, экономическом и гуманитарном азимутах. Большое значение для дальнейшей консолидации государств-членов ШОС имело подписание на саммите в Бишкеке 16 августа 2007 г. Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, весомый вклад в подготовку которого внесла российская сторона.

Благоприятно была воспринята российская инициатива по созданию поясов финансовой безопасности вокруг Афганистана. Повышенное внимание уделяется практическим шагам по продвижению экономического и гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС. В рамках форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) Россия, ставшая членом этого объединения в 1998 г., проводит политику на утверждение принципов равноправного взаимодействия в международных делах, обеспечение наших национальных интересов в региональных интеграционных процессах и их использование в целях собственного экономического развития (прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока). Членство России в АТЭС способствует углублению ее взаимодействия со странами АТР, обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения

^ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 5 (37) 2008

уровня жизни населения. Кроме того, оно создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими участниками, позволяет выстроить новую систему партнерских отношений со странами АТР. Для разработки инициатив, с которыми выступает Россия, были созданы и функционируют необходимые организационные структуры. Так, участию РФ в АТЭС содействует Российский национальный комитет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС). Его деятельность направлена на объединение усилий и координацию действий федеральных и региональных органов власти, общественных научных и деловых кругов по развитию международного и внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР и взаимодействию с международными организациями региона.

В 1998 г. по инициативе МИД России в стране был сформирован «Деловой клуб АТЭС» — неформальное объединение представителей деловых российских кругов, членами которого стали более 70 крупных российских фирм и банков. Организованное в мае 2001 г. в Москве заседание клуба, в котором приняли участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС, стало первым крупномасштабным мероприятием в России в рамках этого форума. В 2002 г. в целях активизации работы на гендерном направлении при содействии Союза женщин России был создан российский «Женский клуб АТЭС», в состав которого вошли женщины-руководители предприятий и организаций, представители научных и общественных организаций. Разработкой форм участия РФ в деятельности АТЭС занимается созданная в 2004 г. правительственная комиссия по экономической интеграции. Это постоянно действующий координационный орган, образованный «в целях обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти при осуществлении взаимодействия Российской Федерации с государствами — участниками СНГ и иных интеграционных объединений, созданных в рамках СНГ, а также с Европейским союзом и форумом „Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество"» [7]. Участие в работе комиссии принимает Центр делового сотрудничества России с АТЭС (ЦДС-АТЭС), являющийся общественной организацией, призванной обеспечить всестороннее содействие активной интеграции субъектов российского бизнеса (в первую очередь, субъектов малого бизнеса) в деятельность форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». Главная цель создания ЦДС-АТЭС — содействие информационному, консультационному и маркетинговому продвижению бизнеса в странах-членах АТЭС.

Россия предпринимает реальные шаги по насыщению работы форума в таких сферах, как безопасность предпринимательства и торговли, энергетических и транспортных коммуникаций, охрана здоровья (комплекс вопросов «безопасности личности»). Востребованность усилий РФ на этом направлении подтвердило, в частности, одобрение на саммите АТЭС в Сиднее (сентябрь 2007 г.) российского предложения о создании сети национальных координаторов по контртеррористической защите ключевых объектов энергетической инфраструктуры экономик-участниц. Россия активно участвует в дискуссиях по экономическому блоку вопросов повестки дня АТЭС, где на первом плане стоит проблематика интенсификации региональной экономической интеграции, в том числе посредством создания в долгосрочной перспективе Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли, а также снижения внутренних барьеров для торгово-инвестиционной деятельности. Большое значение для обеспечения российских интересов имеет одобрение

форумом предложения нашей страны о формирова- § нии специальной группы АТЭС по горнодобывающей j промышленности и металлургии. России предложено § возглавить деятельность по его созданию. На сидней- 8 ском саммите была официально закреплена заявка ^ России на председательство и проведение саммита s АТЭС в 2012 г во Владивостоке, что станет важной ^ вехой в истории российского участия в форуме. ° В целях упрочения позиций России в АТР всемер- ^ но развивалось сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — стержневым ^ элементом интеграционной архитектуры в регионе. ¡5 Приоритет был отдан реализации базовых документов < сотрудничества — «Совместной декларации лидеров России и стран АСЕАН о развитом и всестороннем партнерстве», «Комплексной программы действий на 2005-2015 гг.» и «Соглашения о сотрудничестве в области экономики и развития». Разработан проект «дорожной карты» с детализацией задач на секторальных направлениях сотрудничества. Важная роль в развитии сотрудничества отводится созданному в 2007 г. Финансовому фонду диалогового партнерства Россия — АСЕАН (ФФДП), призванному содействовать наращиванию торгово-экономической составляющей взаимодействий России и 10 стран-участниц ассоциации. Интенсивно развивается торговля. Россия экспортирует в азиатские страны удобрения и продукцию нефтехимии, а импортирует электрооборудование и сельскохозяйственные товары.

Итак, страны АТР являются локомотивом развития мировой экономики, а степень вовлеченности России в экономические связи с ними не соответствует потенциальным возможностям сотрудничества. Кроме того, наблюдается явный «перекос» во взаимной торговле. Если удельный вес стран организации АТЭС во внешнеторговых операциях России составляет 15%, то нашей страны в обороте АТЭС — всего 1%. Главной статьей российского экспорта остаются энергоносители. Показателен такой пример. Экспорт машин и оборудования из России в Китай за последние годы снизился в 2 раза, в то время как импорт этой продукции из КНР постоянно возрастает. Большую роль в достижении торгового баланса способны сыграть российские регионы. Но для этого необходимо поддерживать интерес региональных деловых кругов к участию в происходящих в странах АТР интеграционных процессах. Не следует забывать и о том, что в своей зарубежной деятельности российский бизнес нуждается в статусной и информационной поддержке. Иными словами, прорыв в деловом партнерстве сторон невозможен без активной позиции предпринимательских кругов. Крупные российские компании давно осваивают азиатский рынок. Поэтому наиболее актуальной задачей является включение в этот процесс малого и среднего бизнеса.

Литература

1. www. rg. ru/2007/01/17/mironov. html.

2. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 г.: Обзор МИД России (Москва, март 2008 г.) / Мин-во иностр. дел Российской Федерации // Бюллетень Департамента информации и печати. 2008. Март.

3. Лавров С. Три кита Азиатско-Тихоокеанского региона // Россия в АТР. 2005. № 1.

4. МИД: доля стран Азии в российском экспорте нефти увеличится до 30% // РИА Новости (http://www.gtz.ru/busi-ness/2008/04/29/105440.html/29.04.2008).

5. Мир новостей. 30 окт. 2007 г.

6. Пресс-релиз Генерального консульства Японии в Хабаровске от 2007-06-05.

7. Положение о Правительственной комиссии по вопросам экономической интеграции // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 17.

jT ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 5 (37) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.