Научная статья на тему 'Внешнее позиционирование инновационного города как муниципальная стратегия'

Внешнее позиционирование инновационного города как муниципальная стратегия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ГОРОД / ИННОВАЦИИ / ВНЕШНЕЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / IMAGE / A CITY OF INNOVATION / EXTERNAL POSITIONING / STRATEGY / MUNICIPAL POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севостьянов Алексей Владимирович

На фоне исторических преимуществ и уникальных возможностей старинного университетского города рассматривается потенциал внешнего позиционирования инновационной территории на основе муниципальной стратегии. Показаны ресурсы, проблемы и потенциал в условиях конкуренции имиджей как одного из феноменов XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of external positioning of innovative cities is becoming one of the major factors of city competition in the field of investment attraction, resources optimization and intelligent longand short-term strategy formation. The work of municipal and regional authorities in the sphere of policy virtualization includes not only inventory taking of the past, but also an intelligent policy of external positioning, a work aimed at brand construction; and, consequently, a scientific marketing approach together with competence in new possibilities of political communication science. The article deals with competitive advantages of Tomsk that made it possible to make a good position in the innovative strategy of Russia. At the same time the problems are raised that require scientific and practical solutions, mobilization of scientific and managerial potential of academic Tomsk, and adoption of Russian and foreign practices of problem-solving of such level.

Текст научной работы на тему «Внешнее позиционирование инновационного города как муниципальная стратегия»

2011 Философия. Социология. Политология №3(15)

УДК 329; 7.049.1

А.В. Севостьянов

ВНЕШНЕЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ГОРОДА КАК МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

На фоне исторических преимуществ и уникальных возможностей старинного университетского города рассматривается потенциал внешнего позиционирования инновационной территории на основе муниципальной стратегии. Показаны ресурсы, проблемы и потенциал в условиях конкуренции имиджей как одного из феноменов XXI века.

Ключевые слова: имидж, город, инновации, внешнее позиционирование, стратегия, муниципальная политика.

Начнем с того, что Томск - это бывшая столица огромной губернии, объединявшей территории от Восточного Казахстана до Красноярского края, куда входили и современные Томская, Новосибирская, Кемеровская области. С этим прошлым связаны большие амбиции Томска и притязания томичей на особую роль в стране. Томск, основанный в 1604 г. по Указу Бориса Годунова, - исторический город, богатый памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII—XIX вв., которые широко известны и узнаваемы как в России, так и за рубежом. Прошлое всегда рядом с томичами. На сегодняшний день Томск является единственным городом в России, где сохранилась фоновая деревянная застройка, отражающая усадебное устройство улиц города. Сегодня город готовит пакет документов для включения целого исторического района «Татарская слобода» в охранный список ЮНЕСКО. Начиная с 2005 г., администрация города ведет активную работу по восстановлению памятников архитектуры в дереве. Разработана отдельная целевая программа, по которой в течение 5 лет мы планируем отреставрировать 701 здание, в том числе 109 памятников федерального и регионального значения. Судьбы людей, связанные с Томском, неотделимы от общероссийской (и не только) истории. Возьмем лишь одну легенду. Немалый интерес к Томску со стороны российской и мировой общественности вызван фактом проживания здесь в середине XIX в. старца Федора Кузьмича. По романовской легенде, возникшей ещё при жизни старца, он считается императором Александром I, инсценировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. В Казанском храме Богоро-дице-Алексиевского мужского монастыря находится резная рака с мощами святого Феодора Томского. Администрация города подготовила инвестиционный проект «Императорский квартал», предполагающий восстановление усадьбы купца Хромова и кельи Фёдора Кузьмича.

Мостиком между прошлым, настоящим и будущим служит то, что Томск является крупным образовательным, научным и инновационным центром России. В Томске 9 вузов, в том числе первый за Уралом Томский государственный университет, 15 НИИ. При этом два томских университета,

классический и политехнический, имеют статус национальных исследовательских. В 2006 г. первой в России начала работу особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск». Логично, что Томск по праву считается молодежной столицей России. В нем учатся и живут 100 тысяч студентов, то есть каждый пятый житель города. Несомненно, Томск знаменит своим первым за Уралом государственным университетом, учрежденным постановлением Государственного Совета Российской империи 16 мая 1878 г.

ТГУ имеет статус национального исследовательского университета России. Гордость университета - Научная библиотека, в которой хранится более 4 миллионов экземпляров книг, и Сибирский ботанический сад, заложенный в XIX веке, известный уникальными для северных регионов планеты растительными фондами, насчитывающими 6000 видов, форм и сортов. В ТГУ учились и работали около 100 членов РАН и РАМН и академий наук других государств, свыше 250 лауреатов Государственной премии, 2 лауреата Нобелевской премии. В 2007 г. в ТГУ установлен «Скиф СуЬепа» - самый мощный компьютер в странах СНГ и Восточной Европы.

От того, какой образ города Томска возникает в представлении у различных финансово-экономических субъектов, у политической, управленческой и культурной элиты страны, региона; насколько позитивно воспринимают город Томск его жители и гости, зависит возможность мобилизации имеющихся и привлечения дополнительных ресурсов.

Предварительный анализ, проведенный специалистами, показал, что сегодня Томск широко известен, пожалуй, уникальным деревянным кружевом, и только отчасти - научным комплексом и недавно созданной особой экономической зоной. К сожалению, наши старые бренды - «Сибирские Афины» (термин князя Константина Вяземского, 1891 г.), «Умный город» (экс-мэр Александр Макаров), «Медийная аномалия» (бывший генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко) - живут своей жизнью, и о них знают преимущественно томичи.

Между тем мэрия ставит задачу рекламировать имидж города и за пределами Томска. Сейчас в стране сложилась ситуация, когда города стали конкурировать за привлечение государственных и частных инвестиций, за технологии, высокие места в рейтингах, а главное - за трудовые ресурсы.

В этой связи нам необходимо сформировать образ Томска как города широких жизненных перспектив, города, где удобно жить, работать и отдыхать, где лучше всех учат и лечат. Тем более что выдумывать здесь про себя нам ничего не надо - нужно просто рассказать о себе стране и миру. Для повышения привлекательности нам необходимо позиционировать Томск как город будущего.

Внешнее позиционирование Томска является важной составной частью муниципальной политики, и для ее реализации разработана городская целевая программа «Внешнее позиционирование Томска». Ее основные цели:

• продвижение позитивного имиджа Томска;

• создание условий для широкой интеграции Томска в межрегиональные, общероссийские и мировые экономические, политические и культурные процессы;

• развитие разносторонних внешних связей Томска, повышение их результативности и эффективности;

• обеспечение роста местного самосознания и городского патриотизма.

Реализация этой цели и вытекающих из нее задач предполагает достижение комплексного результата, который включает следующие составляющие части:

• сформирован устойчивый позитивный образ Томска в соответствии с основной дифференцирующей идеей «Томск - город-форум»;

• увеличен объем внешних инвестиций;

• активизированы внешние связи города;

• увеличены объемы принимающего туризма;

• увеличено количество иногородних студентов в томских вузах;

• увеличен приток квалифицированных кадров из других регионов;

• городская символика Томска известна и узнаваема.

Однако «текучая современность», как ее называл З. Бауман, вносит свои изменения в программу. Сейчас мы ведём ее корректировку и наполняем новыми проектами. В частности, в 2011 г. провели выставку-презентацию инвестиционных проектов на Экономическом форуме в Красноярске (инвесткафе) и инвестиционные сезоны <<1Тот8к» в московском офисе компании Бе1оШ:е &ТошЬ.

В 2010 г. в мэрии создан Совет по внешнему позиционированию Томска. Этот орган стал механизмом взаимодействия органов власти, бизнеса и общественности по вопросам внешнего позиционирования Томска. Своей главной задачей совет ставит выработку концепции развития внешних связей города, рекламу имиджа города и его основных брендов. Для решения такой непростой и важной для развития Томска задачи объединились ученые томских университетов, руководители крупнейших медиахолдингов, рекламных компаний и пресс-служб, депутаты, чиновники.

Направления работы Совета условно делятся на: креативное - создание узнаваемой символики Томска, проведение рекламных мероприятий, РЯ-про-грамм, работа с основными направлениями позиционирования, которые будут выявлены в ходе исследований. Разработка и производство презентационной полиграфической продукции, сувенирной продукции с городской символикой, электронной визитки Томска и общегородского сайта, социальной рекламы о Томске; исследовательское - изучение мнений, представлений коммуникативных аудиторий Томска - руководителей соседних городов, крупных центров России, бизнес-элиты России, выявление основных направлений позиционирования Томска, определение генеральной идеи продвижения города с 400-летней историей; международное - выстраивание новых связей, линий взаимодействия и межмуниципального сотрудничества с городами дальнего и ближнего зарубежья. Еще раз отметим, что это условное деление, так как сегодня к проекту готовы подключиться ученые, практики, менеджеры из европейских университетских городов, есть интерес у ученых и практиков из России. Но в целом ядро команды остается томским.

Сегодня власти томского региона активно продвигают проект по созданию в Томске Федерального центра образования, исследования и разработок.

Впервые проект !№Ы0 ТОМБК’2020 был представлен широкой общественности на экономическом форуме в Красноярске в феврале 2011 г. Сейчас он находится на рассмотрении Правительства РФ. Создание федерального центра позволит позиционировать Томск в соответствии с выбранной концепцией и привлечь в регион инвестиции, размер которых, по оценкам экспертов, может достичь 66 миллиардов рублей. В рамках подготовки проекта проведен масштабный анализ ресурсов Томска, определены конкурентные преимущества, сформулированы результаты реализации проекта для региона и страны в целом.

Федеральный центр образования, исследований и разработок - это территория (инновационный кластер), где формируется уникальная среда взаимодействия институтов инновационной направленности с особым образом организованным жизненным пространством, а также поощряется инновационное мышление и креативный способ жизни и работы людей.

Ключевые результаты проекта для Томска

• Качественный человеческий ресурс для удовлетворения спроса на инновации со стороны крупных государственных и частных компаний.

• Высокая плотность и вовлеченность инноваторов в процесс ускоренного прикладного использования результатов научных исследований и разработок.

• Комфортные условия для жизни и деятельности, предполагающие архитектуру и инфраструктуру современного города.

Ключевые результаты проекта для России

• Повышение статуса России в мировой инновационной системе.

• Экономический эффект (от преобразования существующих либо создания новых прорывных технологий).

• Максимально открытая интернациональная социальная среда за счет взаимовыгодного международного сотрудничества и кооперации.

• Тиражирование модели федерального центра в других инновационно активных регионах России.

Предпосылки

Для создания федерального центра в Томске имеются как базовые, так и дополнительные предпосылки

Базовые предпосылки (конкурентные преимущества) - это:

• Согласованная позиция населения, бизнеса и власти по развитию региона.

• Сформированная региональная инновационная система (вузы, НИИ, ОЭЗ, бизнес-инкубаторы, инфраструктура).

• Региональная нормативно-правовая база по инновационной деятельности.

• Благоприятный бизнес-климат, поддержка и сопровождение бизнеса.

• Успешные инновационные предприятия.

• Критическая масса талантливой молодежи.

Дополнительные предпосылки:

• Исторически сформировавшаяся особая креативная среда (функциональность, культура, толерантность).

• Наличие профессиональной команды, имеющей с 1995 года историю успеха по формированию новых отраслей экономики (газовая отрасль, ИКТ, электронное приборостроение и др.).

• Поддержка федерального экспертного сообщества.

Поясним, что это не просто амбиции провинциального толка. Инновационное развитие - главный приоритет государственной региональной политики (10 лет назад в Томской области принята первая в России Стратегия инновационного развития, созданы развитая инновационная инфраструктура и предпринимательская среда). Томские университеты - лидеры российского высшего образования, ведущие подготовку специалистов по 300 техническим и технологическим специальностям, из которых 60 связаны с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития страны. Преобладание прикладной науки обеспечивает коммерциализацию технологий, налицо развитая сеть зарубежных партнеров томских университетов, это университеты Великобритании, Франции, Германии, Китая, Японии, Австралии, Израиля, Нидерландов, Индии и другие.

С точки зрения человеческого капитала Томск - один из самых молодых городов России по возрасту населения (56% студентов томских вузов - иногородние, в том числе 9% - иностранные студенты из 30 стран мира). Он значительное превосходит конкурентов по числу молодых ученых и изобретателей, выигрывающих международные гранты. Высокое качество профессорско-преподавательского состава (по концентрации научных сотрудников высшей квалификации - 1-е место в России).

В Томске реально успешно работают свыше 400 инновационных компаний, в том числе 100 промышленных и свыше 300 малых научновнедренческих предприятий. Развивается Особая экономическая зона технико-внедренческого типа (54 резидента, в том числе 7 с участием иностранного капитала). Формируется «инновационный пояс» компаний наукоемкого бизнеса при томских университетах и НИИ (20 предприятий на 1 марта 2010 г.). 26-27 мая 2011 г. Томск уже в 14-й раз был столицей межрегионального общения. Инновационный форум Томска традиционно посещают правительственные делегации, руководители министерств и многих федеральных служб, корпораций, крупнейших компаний, представители многих регионов России и делегации из зарубежных стран.

Последние годы мы стали свидетелями беспрецедентного развития средств коммуникации. Следуя тенденциям времени, работа по освещению хода предыдущего форума была выстроена на новом уровне. В период подготовки и проведения форума специально созданный сайт форума посетили пользователи из 50 стран мира и 79 городов России.

XIII Томский инновационный форум INNOVUS был первым форумом в России, проведение которого освещалось в сервисе Twitter. Организаторы использовали ленту #innovus, которая была открыта для пополнения участниками форума и теми, кто следили за событиями форума через on-line-трансляции круглых столов и панельных дискуссий. В дни форума модерато-

рами микроблога и участниками было опубликовано более 600 комментариев о дискуссиях, проходящих на площадках форума. Окостеневшие коммуникации, как показывает практика, отмирают. Во время XIV Томского инновационного форума INNOVUS прошла конференция TEDxTomsk по американской лицензии TED. Отметим, что TED - мероприятие, которое собирает мировых мыслителей и деятелей. Доклады публикуются на сайте TED.com, где уже размещено более 700 выступлений. Среди спикеров TED числятся Билл Гейтс, Эл Гор, бывший президент США Билл Клинтон, Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон, певец Боно, премьер-министр Великобритании Гордон Браун, режиссер Джеймс Камерон и другие. Содержание выступлений касается науки, бизнеса, искусства и так далее. Формат конференции становится все более популярным. Его отличие - соединение знаний и эмоций. Участники обменялись идеями в рамках темы «Работа над ошибками» («Сибирское агентство новостей» 4.04.2011).

Томск выбрал для себя сценарий инновационной модели развития города, предполагающей формирование сильной, оперативно реагирующей на изменения экономики, стабилизацию социальной сферы. Базой подобной модели потенциально может служить такой ресурс, как региональная система образования, способная стать основой инновационной инфраструктуры. Важнейшим критерием реализуемости инновационной модели является креативный потенциал города, а ключевым условием, способствующим реализации модели креативного города, - политическая воля и желание местной и региональной власти поддержать соответствующий проект.

Сложно заглядывать в будущее, но нам представляется, что в самое ближайшее время мы будем свидетелями появления множества новых российских городов. «Новых» не в смысле новых ячеек расселения и размещения средств производства, а в смысле парада новых и ярких городских идентичностей, городских смыслов. Согласимся с мнением молодых ученых из Рязани, что внешнее позиционирование - «довольно низкозатратная стратегия, так как она не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирования других реальных факторов притягательности, а концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде уже существующих, ранее созданных преимуществ территории» [1. С. 77-78]. Правда, лишь в том случае, если образ «подается» как уникальное торговое предложение.

Литература

1. Маркина О.А., Богачев У.А. Формирование позитивного имиджа как стратегическое направление развития города // Политическая регионалистика и этнополитика / под ред. Н.П. Медведева и В.К. Медведевой. Вып. 6. М.: Издат. Дом МИСиС, 2009. С. 74-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.