Научная статья на тему 'ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН. РЕЦ. НА: RELIGIOUS EDUCATION IN A POST-SECULAR AGE. CASE STUDIES FROM EUROPE // ED. BY. O. FRANCK, P. THALéN. CHAM, SWITZERLAND: PALGRAVE MACMILLAN, 2021. 270 P.'

ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН. РЕЦ. НА: RELIGIOUS EDUCATION IN A POST-SECULAR AGE. CASE STUDIES FROM EUROPE // ED. BY. O. FRANCK, P. THALéN. CHAM, SWITZERLAND: PALGRAVE MACMILLAN, 2021. 270 P. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН. РЕЦ. НА: RELIGIOUS EDUCATION IN A POST-SECULAR AGE. CASE STUDIES FROM EUROPE // ED. BY. O. FRANCK, P. THALéN. CHAM, SWITZERLAND: PALGRAVE MACMILLAN, 2021. 270 P.»

Внеконфессиональное религиозное образование. Опыт европейских стран

Рец. на: Religious Education in a Post-Secular Age. Case Studies from Europe // ed. by. O. Franck, P. Thalén. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2021. 270 p.

Non-Confessional Religious Education. The Case of European Countries

Rev. of: Religious Education in a Post-Secular Age. Case Studies from Europe // ed. by. O. Franck, P. Thalén. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2021. 270 p.

Рецензируемое издание является пилотным проектом редакторов, в котором приводится опыт религиозного образования в различных странах Европы. Анализируя этот опыт, авторы показывают роль и место религиозного образования в современном мире.

Редактор рецензируемого издания Олаф Франк — профессор предметного образования со специализацией в социальных науках, доцент философии религии на факультете педагогических, учебных и профессиональных исследований Гетеборгского университета. Он был привлечен к работе над реформами обязательной и средней школы в качестве предметного эксперта Шведским национальным агентством по образованию. Второй редактор, Педер Тален, имеет докторскую степень по философии религии Университета Уппсалы, является профессором религиоведения в Университете Евле, Швеция.

В шестидесятые годы в Швеции была реализована концепция внеконфес-сионального религиозного образования, которая «формировалась в интеллектуальном пространстве отчетливо современного типа» (с. 3). Модель религиозного образования была основана на идее нейтралитета, которая заключалась в обучении религиозным знаниям, независимо от взглядов учителя, конфессии и общества. Авторы рецензируемого издания попытались обобщить и отрефлек-сировать опыт подобного образования не только в Швеции, но и в других европейских странах. С учетом того, что в российском образовании только происходит становление религиозного образования и ведутся дискуссии о его месте и форме, книга представляется небезынтересной.

Реформа религиозного образования в шестидесятых годах в Швеции была обусловлена, по мнению авторов, ослаблением влияния государственной Лютеранской Церкви в обществе. Реформа религиозного образования в это время предстает как часть светского процесса освобождения общества от унаследованной религии. В этом процессе, отмечают авторы, большую роль сыграл закон о свободе вероисповедания, принятый в Швеции в 1951 г. После его введения и произошло обновление религиозного образования.

За прошедшие годы, по мнению О. Франка и П. Талена, стали очевидны некоторые вещи. Во-первых, аналитическая философия поставила под сомнение интеллектуальную основу внеконфессионального религиозного образования. Это означает, что идея любого вида абсолютного нейтралитета не актуальна. Во-вторых, концепция религии подвергалась сомнению с разных сторон. «Представление о том, что такое религия, которое считалось само собой разумеющимся в 1960-е годы, было отчетливо западным (а также лютеранским) по своему характеру и отражало мысли эпохи Просвещения» (с. 4). В постсекулярном государстве «также становится все труднее проводить четкие различия между религиозным и нерелигиозным, конфессиональным и неконфессиональным, учением о религии и обучением в религии. Такие поляризованные идеи, построенные на бинарных противоположностях, также затрудняют диалог» (с. 5). В-третьих, развитие общества повлекло за собой и разрушение важных частей интеллектуального фундамента. В то же время возросла необходимость религиозного образования: ведь в школах происходят встречи детей с различными религиозными взглядами — от поверхностной религиозности до фундаментализма. Тема религии, основанная на многообразии, актуальна как никогда. Исходя из всего перечисленного, для редакторов важно найти новую основу для модели религиозного образования.

Книга состоит из двух частей: в первой части авторы анализируют исторический опыт развития религиозного образования, во второй — представлена, соответственно, теоретическая рефлексия.Так, из книги мы узнаем, что в Швеции, Норвегии и Дании превращение лютеранских государств в современные светские государства всеобщего благоденствия рассматривается как арена для развития системы образования для всех. По мнению Гейр Скейе (профессора Университета Ставангера, Норвегия), из сегодняшних учебных программ видно, что социальное и политическое обоснование государственного религиозного образования в скандинавских странах заключается в достижении следующих целей:

1) познакомить с национальным культурным наследием;

2) развивать знания о религиях и мировоззрениях;

3) способствовать демократическому гражданству в разнообразном обществе;

4) способствовать личному развитию через размышления о существующих;

5) условные вопросы (с. 44).

То, как формулируются эти цели и как они уравновешиваются друг с другом, различается между странами. Эти цели отражают сложный характер того, как религии и мировоззрения продолжают считаться актуальными для скандинавских обществ.

Общим в трех странах является «озабоченность религиозным и мировоззренческим разнообразием, а также использование государством религии в образовании в целях национальной сплоченности» (с. 46).

При анализе учебных программ Дании, Шотландии и Швеции Керстин фон Бремссен (профессор Западного университета Швеции) и Грэм Никсон (профессор Университета Шотландии) отмечают, что «религиозное образование играет роль обязательного предмета во всех трех образовательных системах для государственных школ. Он также классифицируется как неконфессиональный, внеконфессиональный предмет в национальном контексте» (с. 68).

В Исландии, как отмечает Гуннар Гуннарссон (профессор университета Исландии), в 2008 г. название предмета было изменено с «христианские знания, этика и религиоведение» на «религиозное образование». «Теперь религиозное образование стало частью учебной программы по общественным наукам вместе с историей, географией, социологией, обучением жизненным навыкам и этике» (с. 85). В Руководстве по учебному плану предписывается «преобразующее образование», то есть образование, направленное на укрепление демократических компетенций и критического мышления учащихся (с. 87).

Как пишут профессора Хельсинского университета Мартин Убани, Сайла Поултер и Инкери Риссанен, произошел переход ответственности за религиозное образование от Финской евангелическо-лютеранской Церкви к государству. Религиозное образование в государственных школах находится в переходном состоянии, этот переход влияет на дискурсы и программу развития религиозного образования. «Похоже, что преимущественно в финском контексте постсеку-лярность означает переход от секуляристского отношения к религии к культурным интерпретациям религии. В этой ситуации видимое присутствие религий становится все более нормальным в школьной жизни, хотя и в меньшей степени» (с. 113).

В Соединенном Королевстве за последние пять десятилетий произошли серьезные преобразования в сфере религиозного образования. Отправной точкой является «момент, изменивший правила игры» в 1971 г., когда был опубликован Рабочий документ 36-го школьного совета (^Р36). Решающую роль при появлении этого документа сыграл религиовед Ниниан Смарт. «Общефеноменологический подход, отстаиваемый Смартом и ^Р36, методологически означающий агностическую попытку признать и отбросить предрассудки, усилие быть чувствительным к точке зрения верующего и содержание которого включает в себя ряд мировоззрений, является наиболее подходящим на всех уровнях образования в мире, где мы все больше осознаем множественность, а также вопросы равенства и власти» (с. 161). В 2018 г. была выдвинута новая программа — «СоЯЕ 2018», которую координировал голландский ученый Зибрен Мидем. «"СоЯЕ 2018" подразумевало внедрение неконфессионального религиозного образования в государственных школах путем замены, полностью или часть, понятие "религии" понятием "мировоззрения"» (с. 174).

Теоретическая дискуссия в книге открывается статьей «Каков постсе-кулярный контекст религиозного образования?», автором которой является Олаф Франк. Для него определение места религиозного образования в пост-

секулярную эпоху «вероятно, будет разыгрываться в рамках неолиберального управления, особенно при рассмотрении транзакционного рынка в качестве основной предпочтительной модели экономической и социальной организации. Эта точка зрения стала доминировать в образовательной политике во всем мире» (с. 26).

Джулиан Штерн (профессор Йоркского университета Святого Иоанна, Великобритания) указывает на две специфические характеристики или, как он пишет, «две упрямые особенности религиозного образования»: неопределенность и смертность. Главным, по мнению Штерна, является не стремление к определенности и обоснованным истинам, а творческая неуверенность и учителей, и учеников, что стимулирует процесс исследования ценностей и убеждений. Автор указывает: «Религиозное образование в постсекулярном мире находится — или должно быть — на переднем крае понимания того, как учителя и ученики живут и всегда будут жить в неопределенности, а также искать истину. Истина и неуверенность не враги. Они хорошие компаньоны — действительно, лучшие из компаньонов. Неопределенность без истины — это замешательство; истина без неопределенности устарела» (с. 143).

Тим Йенсен (президент 1АНЯ, профессор университета Южной Дании) в своем выступлении энергично защищает «научно обоснованный» подход к религиозному образованию — «Изучение религии» — в финансируемых государством школах, который аналогичен научному изучению религии в университетах. По словам Йенсена, эта концепция религиозного образования по-прежнему актуальна, она не была подорвана постмодернизмом или постсекуляризмом. По-прежнему возможно провести четкую грань между научным и ненаучным подходом к изучению религии.

Лени Франкен (университет Антверпена) рассматривает различные аспекты перехода от «конфессионального теологического и конфессионального религиозного образования» к «неконфессиональному религиоведению, основанному на внеконфессиональном религиозном образовании» (с. 208). Она указывает, что «хотя этот переход необходим, но все же неконфессиональное религиозное образование не лишено противоречий, в частности в отношении ее "нейтрального" или "беспристрастного" подхода. Действительно, "взгляд из ниоткуда" считается невозможным и, соответственно, неконфессиональное религиозное образование в этом смысле никогда не бывает нейтральным» (с. 211). В неконфессиональном образовании таится опасность редукционизма и релятивизма (с. 212-214).

Итак, подводя итоги, мы можем сформулировать общий вывод об отличии и особенностях именно постсекулярного тренда в преподавании религии в европейских странах.

Из политики религиозного образования в Англии с середины ХХ в. до сегодняшнего дня можно видеть, с одной стороны, что актуально как конфессиональное религиозное образование, так и религиозное и мировоззренческое образование, с другой стороны, неолиберализм одобряет религиозные школы, которые могут процветать, учитывая право родителей на выбор. В рецензируемой книге утверждается, что общефеноменологический подход, отстаиваемый

Нинианом Смартом, является наиболее подходящим на всех уровнях религиозного образования в мире.

В Швеции, Норвегии и Дании религиозное и мировоззренческое образование продолжают считать актуальными. В скандинавских странах роль религии в образовании подчеркивает важность роли религии в обществе. Религиозное образование для государственных начальных и неполных средних школ Дании, Шотландии и Швеции является обязательным предметом во всех трех образовательных системах. Религиозное образование также классифицируется как неконфессиональный, внеконфессиональный предмет в системе национального образования. В Исландии религиозное образование является частью Национального учебного пособия по общественным наукам. В контексте сегодняшней финской школы важно, чтобы религиозное образование не отошло от теологии как своей дисциплинарной основы.

В целом, из книги видно критическое отношение к реформированию неконфессионального образования в государственных школах путем замены понятия «религия» понятием «мировоззрение», поскольку концепция мировоззрения имеет ряд проблем и не имеет серьезной теоретико-методологической базы. Европейское общество более тяготеет к внеконфессиональному религиозному образованию в государственных школах, но при этом отводит место и для конфессионального образования, ограничивая его частными школами.

Копосов Сергей Александрович,

аспирант

ПСТГУ

Россия, г. Москва

koposov-2014@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-6433-2974

Sergey Koposov, Graduate Student, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia koposov-2014@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-6433-2974

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.