Научная статья на тему 'Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в таджикской школе'

Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в таджикской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6228
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / METHODS OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING / EXTRA-CURRICULAR WORK / INTERNATIONALI TIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашурова Шахло

На постсоветском пространстве до сегодняшнего дня русский язык сохраняет статус языка межнационального общения. В связи с этим одной из важнейших проблем в условиях национально-русского двуязычия является проблема координации содержания и системы обучения родному и русскому языкам. Статья посвящена анализу конкретных форм внеклассной работы по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extra-Curricular Activity on the Russian Language as a Form of Organization of Educational Work in Tajik School

Up to now the Russian language has been preserving its status as the language of communication between nations. In view of it one of the most important problems under the conditions of national-Russian bilinguism is the one of coordination of the contents and the system in the cause of tuition as to mother-tongue and Russian. The article is devoted to the analysis of concrete forms of extracurricular work in regard to the Russian language.

Текст научной работы на тему «Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в таджикской школе»

100~< НОМАИ донишгох )

ПЕДАГОГИКА Ш. Ашурова

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИУЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, внеклассная работа, учебно-воспитательная работа, международные связи.

В настоящее время на постсоветском пространстве русский язык сохраняет статус языка межнационального общения. В связи с этим одной из важнейших проблем в условиях национально-русского двуязычия является проблема координации содержания и системы обучения родному и русскому языкам.

Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения.

В совершенствовании преподавания русского языка в таджикской школе, в вооружении нерусских учащихся прочными знаниями по русскому языку, в привитии им прочных речевых умений и навыков (практической русской речи), наряду с уроками, большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учи-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ^ 101 “

теля и товарищей. Создаваемая на внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности на русском языке в естественных условиях.

Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, само стоятельно пополнять знания по русскому языку.

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. «Занимательность внеклассных занятий, — пишет Н. М. Шанский, — должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы»[6,66]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием ТС О и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.

Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику: оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы для слабо владеющих русской речью.

— 102~< НОМАИ донишгох )

Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные связи. Такие связи осуществляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении русского и изучаемого иностранного языка, о роде заимствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников.

Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение газет и журналов на русском языке.

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология. Эти внепрограммные вопросы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.

В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые успешно используются и в работе с нерусскими учащимися. Они делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие - эпизодическими [7,138].

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы -развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ >

I— 103 —

языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес каждого ученика. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологической, описательно-поисковой или творческой. Проводя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении меро-приятий, принцип равноправного участия школьников.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки ит.д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному.

— 104~< НОМАИ донишгох )

Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии, для 6-7 классов - по грамматике, для старших классов - по стилистике. Это деление, конечно, условно: всякий учитель умело отбирает языковой материал, доступный любому возрасту. Важно в принципе решить, какой именно раздел лингвистики будет углубленно анализироваться во внеклассной работе.

Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителей-словесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение.

Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, — обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка.

Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

1) закрепление программного материала по русскому языку;

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 105“

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических, орфографических к пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;

6) воспитание интереса к чтению книг на русском языке, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных способностей учащихся;

8) воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т.д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.

Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов - М: Просвещение, 1965

2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Сост. М. М. Морозова - М.: - Просвещение, 1968

3 .Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой,- М.: Просвещение, 1982

4. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981

5. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/ Л.3.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение, 1990

6. Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе/ Н.М .Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- С. 66-68

— 106~С НОМАИ донишгох 3

Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в таджикской школе

Ш. Ашурова

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, внеклассная работа, учебно-воспитательная работа, международные связи.

На постсоветском пространстве до сегодняшнего дня русский язык сохраняет статус языка межнационального общения. В связи с этим одной из важнейших проблем в условиях национальнорусского двуязычия является проблема координации содержания и системы обучения роднот и русскому языкам. Статья посвящена анализу конкретных форм внеклассной работы по русскому языку.

Extra-Curricular Activity on the Russian Language as a

Form of Organization of Educational Work in Tajik School

Sh. Ashurova

Key words: methods of Russian language teaching, extra-curricular work, internationali ties.

Up to now the Russian language has been preserving its status as the language of communication between nations. In view of it one of the most important problems under the conditions of national-Russian bilinguism is the one of coordination of the contents and the system in the cause of tuition as to mother-tongue and Russian. The article is devoted to the analysis of concrete forms of extracurricular work in regard to the Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.