Научная статья на тему 'Внедрения инновационных технологий в формирование здорового образа жизни студентов'

Внедрения инновационных технологий в формирование здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / VALEOLOGY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / HEALTHY LIFESTYLE / TEACHERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хакимова Феруза Тошпулатовна, Холиева Нигора Хуйдобердиевна

В статье рассматриваются внедрения инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов, является организация взаимодействия университета, семьи и общественности. Ведущая роль в организации и осуществлении этого процесса отводится университету, которая является важнейшим институтом общественного воспитания подрастающего поколения. социальный статус по внедрению инновационных технологий формирования здорового образа жизни учащихся; их ресурсами включения студентов в разнообразные виды деятельности, адекватных аспектам здорового образа жизни; а также предложили проведение спецкурса «Методика внедрения инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хакимова Феруза Тошпулатовна, Холиева Нигора Хуйдобердиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF HEALTHY LIFE STYLE OF STUDENTS

The article discusses the introduction of innovative technologies for the formation of a healthy lifestyle of students, is the organization of interaction between the university, the family and the public. The leading role in the organization and implementation of this process is assigned to the university, which is the most important institution of public education of the younger generation. social status of the introduction of innovative technologies for the formation of a healthy lifestyle of students; their resources include students in a variety of activities that are adequate to aspects of a healthy lifestyle; and also offered to conduct a special course "Methods of introducing innovative technologies for the formation of a healthy lifestyle of students."

Текст научной работы на тему «Внедрения инновационных технологий в формирование здорового образа жизни студентов»

ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 1 2

Хакимова Ф.Т. , Холиева Н.Х. Email: [email protected]

'Хакимова Феруза Тошпулатовна - старший преподаватель;

2Холиева Нигора Хуйдобердиевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта,

Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются внедрения инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов, является организация взаимодействия университета, семьи и общественности. Ведущая роль в организации и осуществлении этого процесса отводится университету, которая является важнейшим институтом общественного воспитания подрастающего поколения. социальный статус по внедрению инновационных технологий формирования здорового образа жизни учащихся; их ресурсами включения студентов в разнообразные виды деятельности, адекватных аспектам здорового образа жизни; а также предложили проведение спецкурса «Методика внедрения инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов». Ключевые слова: валеология, инновационные технологии, здоровый образ жизни, преподаватели, студенты.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF HEALTHY LIFE STYLE OF STUDENTS Hakimova F.T.1, Holieva N.Kh.2

'Hakimova Feruza Toshpulatovna - Senior Lecturer;

2Holieva Nigora Khuydoberdievna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT, TASHKENT STATE ECONOMIC UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the introduction of innovative technologies for the formation of a healthy lifestyle of students, is the organization of interaction between the university, the family and the public. The leading role in the organization and implementation of this process is assigned to the university, which is the most important institution of public education of the younger generation. social status of the introduction of innovative technologies for the formation of a healthy lifestyle of students; their resources include students in a variety of activities that are adequate to aspects of a healthy lifestyle; and also offered to conduct a special course "Methods of introducing innovative technologies for the formation of a healthy lifestyle of students. " Keywords: valeology, innovative technologies, healthy lifestyle, teachers, students.

УДК 37.1174

В целях осуществления комплексных мер, направленных на дальнейшее формирование здорового образа жизни в обществе, укрепления здоровья населения, воспитание физически здорового и духовно богатого молодого поколения, обеспечения широкого вовлечения граждан в активные занятия физической культурой и спортом, а также в связи с провозглашением в Республике Узбекистан 2005 года «Годом здоровья» Кабинет Министров принял постановление о государственной программе «Год здоровья», в которой в одном из пунктов говорится о введении факультатива «Основы валеологии» в институте физической культуры, факультетах физического воспитания университетов педагогических вузов [1].

Однако в реальной практике обучения, в результате освоения многих новшеств, включаемых сегодня в содержание образования, возникают различные отклонения в состоянии здоровья студентов, обусловленные как физиологической усталостью, так и психоэмоциональными перегрузками. Отсюда и многочисленные хронические заболевания, нарушения психики и нервные стрессы у обучаемых. Так, данные национального центра проблем формирования здорового образа жизни позволяют утверждать, что существующая система обучения не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействуют его ухудшению [2].

Вместе с тем проведенное нами теоретическое исследование показывает, что необходимым условием эффективного внедрения инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов является организация взаимодействия университета, семьи и общественности. Ведущая роль в организации и осуществлении этого процесса отводится университету, которая является важнейшим институтом общественного воспитания подрастающего поколения.

Поэтому целью экспериментальной работы мы поставили проверку эффективности разработанной нами методики внедрения инновационных педагогических технологий, в ходе которого нами была организована подготовка педагогического коллектива Ташкентского Государственного Экономического Университета к внедрению педагогических технологий формирования здорового образа жизни студентов. Помимо этого, мы ознакомили преподавателей университета с возможностями университета -социальный статус по внедрению инновационных технологий формирования здорового образа жизни учащихся; их ресурсами включения студентов в разнообразные виды деятельности, адекватных аспектам здорового образа жизни; а также предложили проведение спецкурса «Методика внедрения инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов».

С целью определения эффективности проведенной работы с педагогами нами было предусмотрено проведение систематических наблюдений за работой преподавателей, изучение документации, посещение занятий, классных часов, изучение и анализ поурочных планов, планов воспитательных мероприятий, анкетирование преподавателей и студентов, беседы, интервьюирование и другие методы исследования деятельности педагогов университета и учащихся. Результаты нашего исследования свидетельствуют о возрастании уровня валеологической подготовленности преподавателей: знаний сущности формирования здорового образа жизни студентов, его составляющих, аспектов, критериев и показателей ЗОЖ студентов; методической подготовленности преподавателей: знаний сущности инновационных технологий, их классификации, методики применения в процессе взаимодействия с родителями и общественными воспитателями, педагогических умений применения инновационных технологий формирования здорового образа жизни в процессе организации учебной и внеучебной деятельности студентов.

Следует отметить, что при моделировании образовательного процесса педагоги старались максимально реализовать весь спектр возможностей валеологических педагогических технологий. Поскольку данные технологии дают студенту уникальную возможность выбора форм, методов, способов, темпа учебной деятельности в соответствии с его возможностями и способностями; направлены на активизацию личностных, потенциально имеющихся природных возможностей, обеспечивают рефлексию опыта самопознания и саморазвития.

Реализация проектной технологии во внеучебное время предполагала работу над проектами: «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»; «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»; проведений спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий - бадминтон, настольный теннис, физминутка и т.д.

Изучение и анализ проведенной работы нами по использованию инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов позволяет сделать вывод, о том, что она способствовала повышению уровня знаний учащихся составляющих и аспектов ЗОЖ, умений их применять в повседневной жизнедеятельности, роста показателей

103

приобщенности студентов к здоровому образу жизни. О качественной стороне произошедших изменений деятельности педагогов университета по внедрению инновационных технологий формирования здорового образа жизни учащихся мы можем судить на основе обработки материалов, проведенного исследования со студентами.

Изменение уровней приобщенности учащихся к здоровому образу жизни положительные результаты объясняются тем, что применение различных видов инновационных технологий обеспечивают систематизацию знаний студентов относительно составляющих здорового образа жизни, становление субъективного опыта умений и навыков в связи с правильным пониманием ими аспектов здорового образа жизни.

Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов, перспектив развития. Стратегия организации работы: Проведение мониторинга состояния здоровья студентов; анализ созданных условий предметно-развивающей среды; изучение современных нормативно-правовых документов; изучение и внедрение современных инноваций в образовательной области «Здоровье»; проектирование модели системы работы по формированию здорового образа жизни у студентов. Инновационная деятельность в сфере физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает, прежде всего, формирование здорового образа жизни в работе со студентами.

Итак, на основании разработанных теоретических положений и полученных в ходе педагогической работы данных можно сделать следующие выводы: внедрение инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов в процессе взаимодействия социальных институтов воспитания является необходимым условием эффективного решения проблемы - сохранения и укрепления здоровья студентов, их приобщения к здоровому образу жизни.

Список литературы /References

1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге к великому будущему. Т., Узбекистан, 1998, 689 с.

2. Кошбахтиев И.А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи. Ташкент, 1994, 97 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.