Научная статья на тему 'Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду школ для детей начальных классов'

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду школ для детей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕР / ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКА / ЗРЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЬНИК / РЕБЕНОК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна, Алексеева Анастасия Алексеевна

Предметом настоящего исследования является тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников. В настоящее время существующая проблема сохранения правильной осанки у школьников решается с помощью корсетов, сильно сдавливающих грудную клетку и поэтому применение их в течение длительного времени невозможно. В связи с этим Кубанский государственный технологический университет разработал тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников, позволяющий решить сразу две проблемы: фиксировать прямую спину и выдерживать нормальное расстояние от стола до глаз. В отличие от прототипа предлагаемый тренажер более удобен в использовании, более технологичен в изготовлении, более легок и доступнее по себестоимости. Кроме того, он имеет шесть, а не четыре регулировки по габаритам школьника, добавились первая и третья. Таким образом, предложенный нами тренажер может использоваться в системе дошкольного и школьного образования, а сформированный им динамический стереотип при работе сидя за партой сохранится на всю жизнь и избавит подрастающее поколение от многих болезней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна, Алексеева Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of health-saving technologies into the educational environment of schools for children of initial classes

The subject of this research is a simulator for the formation of correct posture and save the visual acuity of younger students. Currently, the existing problem of maintaining the proper posture of pupils is solved with the help of corsets, strongly compressing the ribcage and, therefore, the use of them for a long time is limited. In this regard, the Kuban state University of technology developed a simulator for the formation of correct posture and save the visual acuity of primary school pupils, allowing to solve two problems at once: to fix the straight back and to withstand the normal distance from the table to the eye. Unlike the prototype, the proposed simulator is more convenient to use, more adaptable to production, easier and more affordable at cost. In addition, it has six, not four adjustment by dimensions of the student, the first and third have been added. Thus, our proposed simulator can be used in the system of preschool and school education, and formed with it the dynamic stereotype at work, sitting at a desk, will last for lifetime and save the rising generation from many diseases.

Текст научной работы на тему «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду школ для детей начальных классов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы научно-исследовательской деятельности в сфере физического воспитания, слу-жебно-прикладной физической подготовки и спорта : учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.А. Обвинцева ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2015. - С. 180-183.

2. Иванов, Б.А. Циркадная ритмичность в процессе адаптации молодых солдат к условиям Заполярья / Б.А. Иванов // Материалы научн. конф. адъюнктов. - Л., 1978. - С. 20-22.

3. Багриновский, К. А. Математический анализ циркадных систем организма на основании процедуры «косинор» / К. А. Багриновский // Кибернетические подходы к биологии / К.А. Багриновский, Н.В. Багинская, А.Ф. Баженова [и др.]. - Новосибирск : Изд-во ин-та гидродинамики АН СССР, 1973. - С. 196-209.

4. Емельянов, И.П. Структура биологических ритмов человека в процессе адаптации. Статистический анализ и моделирование / И.П. Емельянов. - Новосибирск : Наука, 1986. - 182 с.

5. Туманов, М.В. Индекс психофизиологической надежности как комплексный предиктор «травмозащищенности» военнослужащих / М.В. Туманов // Материалы Всеармейской научно-практической конференции. - СПб., 2016. - С. 99.

REFERENCES

1. Ed. Obvintsev, A.A. (2015), Basics of research activities in the field of physical education, service-applied physical training and sports, VIFK, St. Petersburg, pp. 180-183.

2. Ivanov, B.A. (1978), "Circadian rhythm in the course of adaptation of young soldiers to Polar region conditions", Materials scientific conference graduateds in military academy, VDKIFK, Leningrad, pp. 20-22.

3. Bagrinovski, К.А. (1973), "Mathematical analysis of circadian systems of the body on the basis of the procedure 'kosinor'", In book.: Cybernetic approaches to biology, publishing house of the institute of Hydrodynamics Academy of Sciences of the USSR, Novosibirsk, pp. 196-209.

4. Emelyanov, I.P. (1986), Structure of human biological rhythms in the process of adaptation. Statistical analysis and modeling, Science, Novosibirsk.

5. Tumanov, M.V. (2016), "Index of psychophysiological reliability as complex predictor of "security from injuries" of the military personnel", Materials of All-Army scientific and practical conference, VIFK, St. Petersburg, pp. 99.

Контактная информация: antrofikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 37.037.1

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Алексеевна Алексеева,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Предметом настоящего исследования является тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников. В настоящее время существующая проблема сохранения правильной осанки у школьников решается с помощью корсетов, сильно сдавливающих грудную клетку и поэтому применение их в течение длительного времени невозможно. В связи с этим Кубанский государственный технологический университет разработал тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников, позволяющий решить сразу две проблемы: фиксировать прямую спину и выдерживать нормальное расстояние от стола до глаз. В отличие от прототипа предлагаемый тренажер более удобен в использовании, более технологичен в изготовлении, более легок и доступнее по себестоимости. Кроме того, он имеет шесть, а не четыре регулировки по габаритам школьника, добавились первая и третья. Таким образом, предложенный нами тренажер может использоваться в системе дошкольного и школьного образования, а сформированный им динамический стереотип при работе

сидя за партой сохранится на всю жизнь и избавит подрастающее поколение от многих болезней.

Ключевые слова: тренажер, исследование осанка, зрение, здоровье, школьник, ребенок, образование, проблема.

INTRODUCTION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOLS FOR CHILDREN OF INITIAL

CLASSES

Natalia Gennadievna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anastasia Alekseevna Alekseeva,

Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar

Annotation

The subject of this research is a simulator for the formation of correct posture and save the visual acuity of younger students. Currently, the existing problem of maintaining the proper posture of pupils is solved with the help of corsets, strongly compressing the ribcage and, therefore, the use of them for a long time is limited. In this regard, the Kuban state University of technology developed a simulator for the formation of correct posture and save the visual acuity of primary school pupils, allowing to solve two problems at once: to fix the straight back and to withstand the normal distance from the table to the eye. Unlike the prototype, the proposed simulator is more convenient to use, more adaptable to production, easier and more affordable at cost. In addition, it has six, not four adjustment by dimensions of the student, the first and third have ben added. Thus, our proposed simulator can be used in the system of preschool and school education, and formed with it the dynamic stereotype at work, sitting at a desk, will last for lifetime and save the rising generation from many diseases.

Keywords: simulator, study posture, vision, health, student, child, education, problem.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере укрепления здоровья детей и определяет будущее страны, генофонд нации. Однако согласно статистическим данным здоровыми можно считать лишь 10% выпускников школ России. Известно, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а в возрасте 15-17 лет - на 65%. Более 20% составляют проблемы с позвоночником детей. Со зрением ещё хуже: каждый 3-й ученик не имеет 100% зрения.

Ученики сидят в школе четыре-пять часов буквой «Г» с искривлённым позвоночником, не выдерживая физиологически нормального расстояния 30-35 см от стола до глаз, что и является причиной этих болезней. В вузах ежегодно растет численность специальных медицинских групп по физическому воспитанию по этим болезням (или вообще освобожденных от этих занятий).

Существующие разработки [1-3], в лучшем случае, решают только одну проблему, связанную с формированием правильной осанки, но имеют существенные недочеты: недостаточное количество регулировок по габаритам ученика, большой вес и не технологичность производства. В связи с этим проведены экспериментальные исследования, направленные на решение этих актуальных проблем. Самостоятельно изготовленные опытные партии тренажеров по патенту [3] апробированы в Краснодарском лицее N° 4 и в начальной школе - детском саду компенсирующего вида № 72. Эксперимент показал, что всего за один месяц в одной школе 94%, а в другой 80% учеников научились прямо держать спину и выдерживать нужное расстояние 30-35 см от стола до глаз. Педагогические коллективы этих школ рекомендуют широкое внедрение тренажера в стране.

Получены положительные заключения: Кубанского медицинского университета, кафедра гигиены с экологией, Московского департамента науки и технологии Министерство образования и науки РФ, Московского Федерального научного центра физической культуры и спорта.

Учитывая недостатки [3], мы разработали и запатентовали тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников [4].

Техническим результатом применения предлагаемой полезной модели является:

- лучшая стабилизация и сохранение остроты зрения за счёт применения удобного в эксплуатации устройства для поддержания подбородка, имеющего регулировку, в конечном итоге - выработка динамического стереотипа сохранения оптимального расстояния от стола до глаз школьника;

- формирование правильной осанки и профилактика болезней позвоночника;

- небольшой вес тренажера за счёт применения эластичных и матерчатых лент для некоторых деталей, что позволяет использовать тренажер в течение длительного времени;

- экономичность обусловлена применением дешевых материалов для изготовления тренажера, что делает его доступным для большинства нуждающихся в нем. Себестоимость одного тренажера не более 200 рублей в отличие от корсета, решающего проблему формирования правильной осанки и стоящего 1500-2000 рублей.

В течение всего урока школьники соблюдают правильную осанку, так как не могут сутулиться или наклоняться на бок, при этом не искривляются даже шейные позвонки, мышцы шеи не сдавливают сосуды и кровь нормально поступает к голове, а благодаря поддержке подбородка строго выдерживается нужное расстояние от стола до глаз.

При использовании предлагаемого тренажера у ученика не будет остеохондроза и сколиоза, снижения остроты зрения и, следовательно, хронической усталости. В отличие от ранее известного тренажера [3] разработанный нами тренажер [4] имеет не четыре, а шесть регулировок по габаритам ученика:

- первая - регулировка горизонтальной перекладины по длине, учитывающая ширину груди ученика;

- вторая - фиксированное перемещение вверх или вниз устройства для поддержки подбородка, что позволяет строго выдерживать физиологически необходимое расстояние 30-35 см от стола до глаз ученика;

- третья - благодаря возможности изогнуть верхние концы спинальных стоек из металлопластиковой ленты, можно персонально подогнать их под габариты школьника;

- четвертая - опуская или поднимая спинальные стойки в малых кольцах, можно регулировать нужную длину по росту ученика;

- пятая - перемещая большие кольца кармашков на эластичном поясе, можно регулировать положение спинальных стоек по ширине спины;

- шестая - липучками на эластичном поясе регулируется его затяжка на талии школьника

Чтобы надеть или снять тренажер требуется не более трех секунд.

Использовать тренажер можно как в школе, так и в подготовительных группах детского сада, а также при выполнении домашних заданий ими, сидя за компьютером.

С целью внедрения тренажера в Краснодаре и Краснодарском крае мы приняли участие в конкурсе ЮФО молодежных инновационных проектов «Умник» и получили грант от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на развитие инновационного проекта «Разработка тренажера для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников».

Благодаря финансированию проведена большая научно-исследовательская работа по модернизации тренажера с применением новых, легких и экологически чистых материалов для отдельных узлов тренажера.

Исследования в этом направлении позволили создать новый модернизированный тренажер, содержащий «ноу-хау» и готовый к реализации.

Участие в Фестивале науки «Включай ЭкоЛогику», в губернаторском конкурсе инновационных проектов «1р», а также освещенность этой проблемы в печати [4, 5] позволили выявить потенциальных потребителей этого тренажера.

При использовании предлагаемого тренажера у ученика не будет остеохондроза и сколиоза, снижения остроты зрения и, следовательно, хронической усталости.

Сформированный тренажером динамический стереотип при работе за партой сохраняется на всю жизнь и поможет избавиться от этих распространенных у школьников болезней.

Производство тренажера могут освоить многие предприятия, так как комплектующие изделия доступны и имеют низкую себестоимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патент № 178271 Российская Федерация. Тренажер для формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников [Электронный ресурс] / Гольцов А.П., Гольцов С.А., Иванова Н.Г., Алексеева А.А. - Опубл. 28.03.2018 // URL : https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000224_000128_0000178271_20180328_U1_RU/ (дата обращения: 01.09.2018).

2. Патент № 42173 Российская Федерация. Настольный корректор осанки и зрения [Электронный ресурс] / Долгов С.И. - Опубл. 27.11.2004 // URL : http://bankpatentov.ru/node/430879 (дата обращения: 01.09.2018).

3. Патент № 66672 Российская Федерация. Корректор осанки [Электронный ресурс] / Скляр Л.В., Данильченко Г.В. // URL : http://bankpatentov.ru/node/50089 (дата обращения: 01.09.2018).

4. Иванова, Н.Г. Решение проблемы формирования правильной осанки и сохранения остроты зрения младших школьников / Н.Г. Иванова, А.П. Гольцов, А.А. Алексеева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4 (1). - С. 118-119.

5. Иванова, Н.Г. Тренажер для поддержания здоровья младших школьников / Н.Г. Иванова, А. А. Алексеева // Сборник лучших научных работ молодых ученых Кубанского государственного технологического университета, отмеченных наградами на конкурсах : в 3 ч. / Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар, 2017. - Часть 3. - С. 71-72.

REFERENCES

1. Goltsov, A.P., Goltsov, S.A., Ivanova, N.G. and Alekseeva, A.A. (2017), The patent of the Russian Federation No. 178271, March 28, 2017. "Trainer for the formation of correct posture and preservation of visual acuity of younger schoolchildren", Patent of Russia, No. 178271.2018.

2. Dolgov, S.I. (2004), The patent of the Russian Federation № 42173, 27.11.2004. "Table corrector of posture and vision", Patent of Russia, No. 42173.2004.

3. Sklyar, L.V. and Danilchenko, G.V. (2007), The patent of the Russian Federation № 66672, 27.09.2007. "Corrector of posture", Patent of Russia, No. 66672.2007.

4. Ivanova, N.G., Goltsov, A.P. and Alekseeva, A.A. (2017), "Solution of the problem of the formation of correct posture and preservation of visual acuity of younger schoolchildren", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4 (1), pp. 118-119.

5. Ivanova, N.G. and Alekseeva, A.A. (2017), "The simulator for maintaining the health of junior schoolchildren", Collection of the best scientific works of young scientists of the Kuban State Technological University, awarded with awards at the Kuban competitions. state. technol. un-t., Krasnodar, Part 3, pp. 71-72.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2018

УДК 796.01

РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПОРТЕ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент,

Наталья Александровна Синельникова, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

На современном этапе общественного развития физическая культура стали одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В этой связи большое значение в развитии системы физического воспитания и спорта имеют научные исследования. Одним из определяющих элементов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.