Научная статья на тему 'Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в России'

Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллянов Юрий Николаевич, Низаметдинова Зифа Ханяфиевна, Полишкене Йолита

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в России»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВНЕДРЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА

«ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В РОССИИ

Аллянов Юрий Николаевич

заведующий кафедрой, доцент, кандидат педагогических наук, мастер спорта по боксу ФГОБУ ВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», Москва

Низаметдинова Зифа Ханяфиевна

доцент кафедры «Физическое воспитание -2» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», Москва Полишкене Йолита

старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание -2» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», Москва

В середине 20-х годов XX столетия органы советской власти уделяли особое внимание развитию социальным сферам жизни населения - труде, науке, культуре и спорту. Для поддержания и укрепления здоровья граждан необходимо было создать единую систему физического воспитания. В связи с этим, в мае 1930 г. в «Комсомольской правде» была впервые выдвинута инициатива о создании всесоюзного физкультурного комплекса и разработки нормативов «Готов к труду и обороне» (ГТО) с целью популяризации массового физкультурного движения, улучшения здоровья населения, а также его подготовка в решении социально-экономических задач и в обеспечении обороноспособности страны.

В 1931 году правительство СССР поддержало идею комсомольцев и в марте первый проект нормативов вступил в силу и стал популярным среди населения. Комплекс нормативов ГТО состоял из двух частей:

1. «Будь готов к труду и обороне СССР», ориентированной на учащихся средней школы и включающей 4 возрастные ступени;

2. «Готов к труду и обороне», целевой аудиторией которой были школьники старше 16 лет и обычное население, и включающей 3 ступени. Программа «Готов к труду и обороне» состояла из

одной ступени, состоящей из 15 нормативов общедоступных физических упражнений, направленных на укрепление здоровья и прививание полезных навыков в повседневной жизни. Через год была принята вторая ступень, и количество нормативов увеличилось до 22. Комплекс ГТО становится не просто отдельным видом спорта, а целой культурой со своими чемпионатами, спартакиадами, чемпионами, победами и победителями, а также наградами -серебряный и золотой значок.

С развитием ГТО также менялись и нормативы программы. В 1939 г. разработан новый более прогрессивный комплекс БГТО и ГТО, включающий меньшее количество нормативов, но сочетающий обязательные нормы с нормами по выбору физкультурника, что способствовало развитию спортивной специализации. Новые нормативы состояли из двух ступеней «сдано» и «отлично». Ступень ГТО «отлично» для норм по выбору соответствовала 3-му спортивному разряду. При переходе в следующую старшую возрастную группу производилась повторная сдача норм ГТО в соответствии с установленными нормами для этой группы.

В своей последней редакции, принятой в 1972 году советом министров, комплекс охватывал граждан Советского Союза пяти возрастных групп: I ступень ("Смелые и ловкие") - 10-13 лет, II ступень ("Спортивная смена") - 1415 лет, III ступень ("Сила и мужество") - 16-18 лет, IV ступень ("Физическое совершенство") - мужчины 19-39 лет, женщины 19-34 лет, V ступень ("Бодрость и здоровье") -мужчины 40-60 лет, женщины 35-55 лет.

Вместе с развитием системы ГТО заметно увеличилось число людей, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом. Так за период 1931 до 1941 года число людей, сдавших нормы ГТО 1 ступени, составляло 6 миллионов человек, вторую ступень удалось сдать около 100 тысячам. А уже к 1948 году людей, занимавшихся спортом, было более 7 миллионов. В 1977 году был заметный прорыв, когда в стране комплекс ГТО выполнили более 52 миллионов человек.

В настоящее время нормативы ГТО возрождаются. Президент России 11 июня этого года издал указ о возобновлении забытого на 23 года комплекса. Современная программа ГТО преследует цель увеличения процента населения регулярно и систематически занимающиеся спортом, а также увеличить продолжительность жизни россиян.

Согласно обновленным, тщательно разработанным Правительством, стандартам ГТО, определена сдача нормативов в 11 возрастных группах. Первая из них - от 6 до 8 лет, а последняя - XI ступень - "70 лет и старше", то есть принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой желающий. [2]

Как и раньше, в зависимости от достигнутых нормативов можно будет получить значок с аббревиатурой ГТО. Однако, если в СССР было два вида значков - золотой и серебряный, то в России к ним добавится еще и бронзовый значок ГТО, что делает воссоздаваемый комплекс еще более схожим с Олимпийскими играми для масс.

Согласно прогнозам к 2020 году ожидается, что не менее 20% от общего числа занимающихся физкультурой смогут выполнить комплекс требований ГТО. [4]

В Ярославской области идея о возрождении программы ГТО возникла еще три года назад. Модернизированный проект ГТО субъекта включает советские нормативы, однако некоторые виды упражнений были исключены ввиду отсутствия необходимого инвентаря.

На сайте Ярославской области размещены методические рекомендации для самостоятельной подготовки к сдаче нормативов ГТО, а также ведется активная пропаганда под девизом "ГТО - путь к успеху". Важно отметить, что сдача комплекса ГТО носит сугубо добровольный характер среди школьников и студентов и предусматривают специальную систему грантов.

За 2011- 2012 год в пилотном проекте ГТО приняли участи 55% образовательных учреждений Ярославской области. Согласно данным, более 9 тысяч человек получили золотые и серебряные награды и количество сдающих неизменно растет.

Сегодня в 12 субъектах Российской Федерации, среди которых Белгородская, Владимирская, Московская, Свердловская, Смоленская и Ярославская области, республики Карелия, Марий Эл, Удмуртия, Мордовия и Татарстан, а также Красноярский край запущено экспериментальное тестирование нового комплекса ГТО. [1]

Таким образом, тщательная и детальная разработка нормативов ГТО, выполненная Правительством РФ 2014 г. в соответствии с медицинскими нормами двигательного режима для каждого возраста, позволит возобновить массовое физкультурное движение в стране, улучшить физическую подготовку и увеличить продолжительность жизни населения. В 2015 году он будет уже учитываться

как критерий для поступления в ВУЗы. Система получила много изменений. Так, дети теперь будут заниматься спортом по этой системе с 6 лет. Всего же, на внедрение полной системы потребуется около четырех лет. На реализацию планируется потратить около полутора миллиардов рублей, они будут взяты с тех денег, которые остались после Олимпиады в Сочи. Президент России Владимир Путин отметил, что комплекс ГТО в данном случае будет прививать детям спортивные навыки и любовь к физкультуре.

Список использованной литературы

1. Рафаэль Сааков. Новый формат ГТО в России: что сдавать и зачем? Би-би-си, Москва, 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.co.uk/russian /sport/2014/04/140401_russia_gto_system_revival

2. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р "Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"

3. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

4. Нормы ГТО 2015 [Электронный ресурс] URL: http ://www. gto -normy.ru/

ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня патриотического воспитания у подрастающего поколения, особенно младших школьников, так как в младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет современный национальный воспитательный идеал и даёт понятие патриотизма как чувства и сформировавшейся позиции верности своей стране и солидарности с её народом. Это означает, что нам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. На наш взгляд поле деятельности педагогов в этом направлении огромно.

БрославНиколай Иванович

Студент 5 курса СурГПУ, г. Сургут

Для того, чтобы нам охарактеризовать формы работы с детьми младшего школьного возраста, нам, в первую очередь, необходимо рассмотреть, что же такое формы в общем.

Под формой понимается организация, структура и содержание. Опираясь на исследования А.Д. Жаркова, можно выявить, что содержание и форма в деятельности учреждения культуры отражаются в планах работы, коллективах художественной самодеятельности, программах вечеров, тематике лекций, бесед, сценариях праздников и т.д. Содержание раскрывает проблематику, также является одним из основных условий эффективности деятельности учреждения, следовательно, и самой работы с аудиторией. Вообще под формой понимается устройство, структура и внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо, отсюда следует, что форма не может существовать изолированно от содержания.

Форма по своей сути является выражением содержания культурно-досуговой деятельности. В зависимости от характера аудитории формы в культурно-досуговой деятельности делятся следующим образом: массовые, групповые, индивидуальные. Массовыми формами ориентировочно принято считать количество человек свыше пятидесяти. К групповым, в основном, до пятидесяти человек. Основу групповой формы составляют общие интересы участников к занятиям, например, в кружках, студиях, участие в диспутах и так далее. К индивидуальным же формам относятся беседа, консультация и другие. Так как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.