УДК 629.7.08
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ «FAROS»
О.Ф. МАШОШИН, А.С. ЗАСУХИН
В статье излагается целесообразность применения, описание и возможности авиационных тренажеров технического обслуживания иностранных воздушных судов.
Ключевые слова: процедурный тренажер, воздушное судно иностранного производства, подготовка авиационных специалистов.
При подготовке специалистов в области технической эксплуатации воздушных судов (ВС) необходимо учитывать тенденцию роста числа иностранных ВС, эксплуатируемых в Российской Федерации выпускниками МГТУ ГА. К сожалению, с каждым годом растёт количество авиационных перевозчиков, эксплуатирующих авиационную технику (АТ) иностранного производства, отказываясь от техники отечественного производства по ряду понятных причин. Именно поэтому необходимо применение новых подходов к подготовке специалистов, которые в будущем будут заниматься эксплуатацией иностранных ВС таких производителей, как Airbus и Boeing. Изучение методов технического обслуживания данных типов ВС и их реализация могут быть осуществлены на процедурных тренажерах французского производителя «FAROS». Тренажеры Airbus Competence Training for Maintenance (ACT Trainer) и Maintenance Training Device (MTD) позволяют виртуально задавать, моделировать и выполнять те задачи, с которыми сталкивается в настоящее время персонал, обслуживающий иностранную АТ.
Процедурный тренажер Airbus Competence Training for Maintenance (ACT Trainer) представляет собой единую систему нескольких компьютеров, расположенных в компьютерном классе (ACT Classroom), занятия в котором проводятся инструктором, контролирующим со своего серверного компьютера все учебные станции класса. Инструктору предоставлена возможность отслеживать со своей станции все операции, выполняемые обучаемыми, скрыто симулировать и задавать отказы и дефекты функциональных систем изучаемого ВС, а также параметры внешней среды (например, температура воздуха, топлива), автоматизированно проводить оценку полученных знаний. Рабочая станция состоит из одного системного блока и двух мониторов, позволяющих одновременно отображать виртуальную детально проработанную 3D модель ВС, анимированную схему изучаемой системы ВС в режиме симуляции текущей ситуации, а также интересующую техническую документацию, что в полной мере способствует комплексному усвоению изучаемого материала. Режим виртуального 3D осмотра ВС (Airbus Virtual Aircraft) позволяет изучать местонахождение, внешний вид и назначение отдельных блоков, агрегатов, деталей и приборов систем самолёта. Виртуальная кабина имеет вид 2D, отображает авионику всех панелей кабины ВС и позволяет управлять всеми имеющимися, как на реальном самолёте, переключателями, выключателями, рычагами и наблюдать на электронных индикаторах и приборах соответствующую информацию. Анимированные схемы (Animated Schematics linked to simulation) позволяют наблюдать работу систем ВС в динамике, т.е. на схеме отображаются все переключения, перемещения, активные связи функциональных единиц систем ВС в режиме симуляции текущей ситуации. Кроме того, здесь также возможно непосредственное управление некоторыми доступными на схеме элементами, такими как клапаны, электропереключатели, электрореле и др., при оперировании которыми индицируется динамика работы схемы. Таким образом, возможно схематично наблюдать влияние одних органов системы ВС на другие органы и работу всей системы в целом (рис. 1, 2).
Рис. 1. Режим 3D осмотра ВС (в кабине) Рис. 2. Анимированная схема системы ВС
Документация (Airbus AirN@v - Electronic Documentation) представлена в виде документов AMM (Aircraft Maintenance Manual) и TSM (Troubleshooting Manual). В совокупности, всё перечисленное выше, предоставляет уникальную возможность одновременно совмещать теоретические знания с их практической отработкой на виртуальной модели. Особое внимание необходимо уделить возможности изучения и практического освоения на данном тренажере оборудования встроенного контроля (или самотестирования) BITE (Built-In-Test Equipment). Также к возможностям процедурного тренажера следует отнести: индицирование посредством проектора рабочего окна инструктора для разъяснения студентам какой-либо информации или изучаемого материала; ввод статуса ВС (на эшелоне, на круге, пробег по ВПП, руление, готовый к взлёту, в ангаре); ввод интересующих отказов в конкретной системе для их последующего устранения с возможностью для инструктора сделать это скрыто от студента, чтобы обучаемый имел возможность научиться выявлять отказы по его внешним проявлениям; наличие 3D тренинга проведения работ по встрече или выпуску ВС с последующей проверкой полученных знаний. Тренажер имеет понятный и знакомый всем интерфейс на базе Microsoft Windows, что не только упрощает работу с ним, но и создаёт дополнительные возможности для обновления базы тренажера, добавления в базу тренажера программ по изучению других типов и производителей ВС, например, BOEING.
Тренажер Maintenance Training Device (MTD) разработан совместно с авиастроительной корпорацией AIRBUS, исполнен в виде стандартной кабины ВС типа Airbus c аналогичными панелями (рис. 3). Конфигурация: 9 сенсорных мониторов с индикацией авионики, электронные пульты, рычаги управления, джойстики - аналоги таких же устройств, что на реальном ВС, рабочая станция инструктора, выполненная в виде системного блока и одного монитора. По большому счёту, данный тренажер по функционалу является таким же, что и процедурный тренажер Airbus Competence Training for Maintenance, о котором говорилось выше, только MTD ограничен режимом кабины и, одновременно, развёрнут в плане полноразмерной реальной кабины, т.е. имеет другой облик. Имеет тот же самый функционал и соответственно схожие возможности. Отметим, что тренажер позволяет отрабатывать более чем 140 основных процедур технического обслуживания по АММ и более 80 процедур по TSM. Кроме того, MTD может симулировать полёт по приборам в реальном времени, что позволяет использовать его в процессе переобучения пилотов на иностранный тип ВС в качестве тренажера, который решит задачи первичного ознакомления с кабиной ВС типа Airbus. На тренажере возможна отработка таких навыков, как запуск ВСУ и двигателей, настройка авионики, работа с оборудованием встроенного контроля BITE, работа с компьютером управления полётом Flight Management Computer System (FMCS) и другими вычислителями, предотвращение и устранение отклонений
некоторых параметров в процессе запуска, настройки и работы функциональных систем ВС. На нём также возможно моделирование отказов в различных системах и задание параметров внешней среды. И здесь, как нам представляется, есть возможность решать задачи прогнозирования технического состояния ответственных узлов и функциональных систем ВС зарубежных производителей. Решение прогностических задач, в свою очередь, непосредственно связано с уровнями обеспечения безопасности полетов, что является актуальным. После завершения симуляции доступна информация по анализу проведённых работ и состояния ВС.
Рис. 3. Внешний вид тренажера MTD
Важным достоинством данных тренажеров является универсальность его применения к подготовке специалистов различного профиля. Таким образом, внедрение таких тренажеров в образовательный процесс МГТУ Г А решит проблему неподготовленности выпускников технических специальностей к эксплуатации авиационной техники иностранного производства. Данный вопрос затрагивает достаточно объёмный комплекс мер, требований и пересмотра существующей модели образования для осуществления подобной деятельности в стенах университета, но имеет огромное значение в совпадении требований работодателя и реального наличия навыков, знаний выпускника МГТУ Г А.
INTRODUCTION TRAINING SIMULATOR «FAROS» OF FOREIGN AIRCRAFT MAINTENANCE TO THE EDUCATIONAL PROCESS
Mashoshin O.F., .Zasuhin A.S.
There is the problem of insufficient training of graduates of aviation training institutions to the real operational activities. Multi-purpose training simulators "FAROS" of foreign aircraft maintenance help study, explore and assess the knowledge of future graduates who will work with these aircraft.
Key words: procedural simulator, aircraft of foreign manufacture, aviation training.
Сведения об авторах
Машошин Олег Фёдорович, 1966 г.р., окончил МИИГА (1989), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической механики МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и диагностика авиационной и космической техники, прочность и живучесть авиационных конструкций.
Засухин Александр Сергеевич, 1989 г.р., окончил МГТУ ГА (2012), аспирант МГТУ ГА, автор
1 научной работы, область научных интересов - совершенствование систем подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации авиационного персонала.