2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 197
УДК 629.735.017
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС АВИАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ЗАПАДНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В.А. НАЙДА, С.Н. ЯБЛОНСКИЙ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Чинючиным Ю.М.
В статье обсуждаются методические вопросы подготовки и проведения учебных занятий с применением авиационных тренажеров.
Ключевые слова: тренажер, метод, обучение на основе компьютерных технологий.
В настоящее время основная доля авиаперевозок на средних и дальних авиалиниях российских авиакомпаний осуществляется на ВС зарубежного производства. В связи с этим становится актуальной задача внедрения в учебный процесс авиационных учебных заведений учебных материалов о конструкции и правилах технической эксплуатации зарубежной авиационной техники (АТ). Московский государственный технический университет ГА в настоящее время обладает современной тренажерной базой, включающей в себя:
Специализированный тренажер для подготовки студентов (курсантов) по специальностям «Техническая эксплуатация ЛА и двигателей», «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (изготовитель - фирма FAROS, программное обеспечение - фирма «НИТА», г. Санкт-Петербург);
авиационный тренажер для обучения пилотированию и техническому обслуживанию самолета А-320 (дисплейный класс на 12 автоматизированных рабочих мест студентов, изготовитель - фирма FAROS);
авиационные тренажеры для полноразмерной имитации кабины экипажа самолетов А-320 м Б-737 (изготовитель - фирма FAROS) для обучения пилотированию и техническому обслуживанию.
Основными видами учебных занятий с применением тренажерной техники могут быть лабораторные и практические занятия. При проведении лекционных занятий в поточных аудиториях возможно использование материалов из базового теоретического курса, который разрабатывают авиационные учебные центры по типам зарубежных ВС. Для этого необходимо перезаписать учебные материалы из этого курса на видеокамеру с последующим показом видеоролика в поточной аудитории с помощью визуально-проекционного устройства.
Наиболее рациональным видом учебных занятий, проводимых с использованием тренажерной техники, являются лабораторные работы. В данном случае полностью обоснован статус данного вида занятий, поскольку применяется авиационная техника. Исследовательская часть лабораторной работы связана с применением нестандартных режимов функционирования бортовой системы самолета и поиском причины отказов. Практическая реализация лабораторной работы обеспечивается наличием дисплейного класса с 12-ю автоматизированными рабочими местами для студентов (по два студента на каждом рабочем месте). Тренажер в виде имитационной кабины экипажа ВС имеет меньше дидактических возможностей. Его целесообразно использовать для подготовки студентов к проведению практических занятий или лабораторных работ под руководством преподавателя (инструктора).
К сожалению, тренажеры, разработанные фирмой FAROS, не позволяют получить навыки выполнения технологических операций при проведении технического обслуживания самолета.
Организационно-методические аспекты внедрения
95
Такую возможность представляет специализированный тренажер фирмы НИТА. Однако для этого требуется доработка прикладного программного обеспечения тренажера. Тренажер должен иметь два режима работы: режим обучения (режим тренировки) и зачетный режим. В режиме обучения должны фиксироваться ошибки обучаемого, а также должны быть гиперссылки на автоматизированную базу учебных материалов, где указаны учебные материалы, изучение которых позволит исправить допущенную ошибку. В режиме обучения на экране дисплея присутствует поле подсказок, на котором в текстовом формате индицируется содержание следующего шага алгоритма проверки функциональной системы самолета. После безошибочного выполнения теста обучаемый переходит к зачетному режиму работы тренажера. Данный режим работы, кроме ошибок, фиксирует также общее время работы на тренажере. Такая методика выполнения учебного занятия позволяет обучаемому получить не только знания, но и практические навыки по проверке правильности функционирования бортовых систем самолета. В настоящее время разработано техническое задание на модификацию прикладного программного обеспечения тренажера.
Методика проведения лабораторных (практических) занятий с применением тренажерной техники имеет ряд особенностей. Учебное пособие по проведению занятий готовит преподаватель с участием инструктора тренажера. Общая часть учебного пособия должна включать краткое описание исследуемой системы самолета, а также штатных режимов функционирования системы. Исходные материалы для пособия могут быть получены из базового теоретического курса по данному типу ВС (Training Manual). Желательно использовать анимированные схемы функциональной системы. Наименования конструктивных элементов, органов контроля и управления системы должны быть представлены на английском языке с переводом на русский. Поэтому в качестве приложения к учебному пособию преподаватель должен разработать глоссарий в объеме тематики учебного занятия. Глоссарий должен содержать кроме дословного перевода термина также краткое его толкование. Например: actuator - исполнительный механизм: механическое устройство, управляемое электрически, гидравлически, пневматически или механически для передачи движения между различными компонентами.
Порядок проведения практического занятия (лабораторной работы) может быть следующим. После проверки готовности студентов (в т.ч. и языковой) выделяется время для ознакомления студента под руководством инструктора (преподавателя) с органами контроля и управления системы самолета. После допуска к работе студент проверяет правильность функционирования системы в штатном режиме с фиксацией функциональных параметров системы в протоколе испытаний. После ввода инструктором условий отказа студент проверяет правильность функционирования системы с фиксацией признака ее отказа в протоколе испытаний. Затем студент приступает к поиску причины отказа и ее устранению, пользуясь технологией trouble shooting (поиск и устранение отказов), а также технической документацией: АММ (Руководство по техническому обслуживанию), SRM (Руководство по ремонту конструкции), TASK CARD (Технологические карты). После устранения причины отказа вновь проверяется правильность функционирования системы самолета.
В настоящее время существует ряд проблем, от решения которых зависит успешное внедрение в учебный процесс обучения на зарубежной АТ с применением тренажеров. Одной из основных проблем является языковая профессионально-ориентированная подготовка студентов. Формой такой подготовки может быть изучение и последующее тестирование в авиационных учебных центрах (например, в учебном центре авиакомпании «Трансаэро»). Для студента достаточно знание английского языка на уровне понимания технического текста (Reading Comprehension). Преподаватель и инструктор должны знать английский язык на уровне интервью (Speaking).
Другая проблема связана с допуском к работе на тренажере. Допуск оформляется выдачей сертификата после 16 часов обучения представителем фирмы-поставщика тренажера. Пока не решен вопрос о возможности модификации прикладного программного обеспечения специали-
96
В.А. Найда, С.Н. Яблонский
зированного тренажера фирмы НИТА. Для успешного базового обучения преподавателей, инструкторов и авиатехников требуется приобретение УМК (учебно-методического комплекса) в сертифицированных зарубежных учебных центрах. Остается нерешенным вопрос легитимности использования учебных материалов, разработанных учебными центрами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Найда В.А. Пособие по применению электронного тренажера для запуска вспомогательной силовой установки на самолете Ил-86. - М.: МГТУ ГА, 2009.
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF INTRODUCTION IN TRAINING PROCESS WESTERN MADE MAINTENANCE PROCEDURE SIMULATORS
Naida V.A., Iablonskij S.N.
The article is revue the experience of training preparation with trainer assistance.
Key words: trainer, method, computer bused training.
Сведения об авторах
Найда Владимир Акимович, 1938 г.р., окончил КИИГА (1961), кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиационных двигателей МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация ЛА, совершенствование системы обучения в вузах.
Яблонский Сергей Николаевич, 1955г.р., окончил Рижское ВВИАУ им. Я. Алксниса (1977), ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (ПРИС, 1993), кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, почетный работник ВПО РФ (2009), область научных интересов - техническая эксплуатация ЛА.