2. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Мировые цены: особенности формирования // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №3.
3. РИА НОВОСТИ «Лента новостей - Экономика». URL: http://ria.ru/economy/20141127/ 1035511336.html (дата обращения: 27.11.2014).
КУЗНЕЦОВ Петр Петрович - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
KUZNETSOV, Petr Petrovich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 657,2
ВНЕДРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ
Л.Ю. Малинина
Посвящено исследованию проблем внедрения управленческого учета в торговле, определения центров ответственности и калькулирования себестоимости единицы товара с применением АВС-метода.
Ключевые слова: управленческий учет; центры ответственности; затраты; АВС-метод; формирование себестоимости единицы товара; система закупок и реализации (система JIT).
L.Y. Malinina. THE INTRODUCTION OF MANAGEMENT ACCOUNTING INTO TRADE
The article is devoted to the study of problems in the implementation of management accounting in trade, determination of liability and calculation of unit cost using ABC method.
Keywords: management accounting; responsibility centers; costs; ABC method; the formation of the unit cost of the product; system procurement and implementation system (just-in-time).
Решение внутренних задач управления торговой организацией, связанных с анализом объема продаж и рентабельности товаров, планированием издержек, выявлением отклонений от их оптимальной величины, проведением эффективной ценовой политики, невозможно без организации управленческого учета. Основной его задачей является обеспечение информацией, полезной для принятия стратегических и тактических решений в области прогнозирования хозяйственной деятельности.
По оценкам специалистов, в экономически развитых странах 90% рабочего времени в области бухгалтерского учета компании тратят на постановку и ведение управленческого учета. В отечественных предприятиях большее внимание уделяется традиционному бухгалтерскому (финансовому) учету. В настоящее время труды ученых в области управленческого учета посвящены в основном деятельности организаций производственной сферы, что, казалось бы, исключает внедрение принципов управленческого учета в торговле. Поэтому исследуем проблемы, возникающие в данном направлении.
По мнению В.Э. Керимова, «организационную структуру современного торгового предприятия можно рассматривать как сово-
купность различных центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности» [2].
Центр ответственности - это сегмент торговой организации, контролирующий полученные доходы и произведенные затраты и обладающий территориальной обобщенностью. В его деятельности аккумулируется учетная информация, которую контролируют и за которую отвечают определенные лица (менеджеры). Если руководитель структурного подразделения контролирует только затраты, то речь идет о центре затрат, который может совпадать с центром ответственности или быть частью его.
Как отмечено в вышеуказанной работе, решающее влияние на создание центров ответственности оказывают производственная и организационная структуры торгового предприятия. Производственная структура показывает виды реализуемых товаров, состав и структуру отделов, служб, формы построения и взаимосвязи на каждом уровне управления. Организационная структура официально находит свое выражение в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности и усилий подразделений по выполнению задач и целей.
Поскольку деятельность торговой органи-
зации непосредственно связана с приобретением и перепродажей товаров, то предлагаем выделить следующие основные центры ответственности: торговый отдел, склад, торговый зал, а в качестве центра затрат - гараж. Каждый из центров ответственности может иметь более низшие уровни, но в любом случае объектом центра выступает человек (менеджер). Например, в качестве менеджеров низшего звена могут выступать: в торговом отделе - товароведы, отвечающие за работу с конкретными поставщиками или за поставку товаров определенного ассортимента и вида; на складе - бригада или отдельный кладовщик, отвечающие за хранение товаров; в торговом зале (именуемом также центром продаж) - секции и отделы, а в них - бригады или отдельные продавцы, отвечающие за выручку от продажи товаров. Менеджер центра затрат (гараж) отвечает за затраты, связанные с содержанием и обслуживаем транспортных средств, обеспечивающих завоз товаров.
Следовательно, построение таких центров ответственности способствует эффективности деятельности торговой организации, где менеджеры могут принимать обоснованные и компетентные решения, связанные с управлением товарными запасами. Учетная система, предоставляющая информацию о затратах и результатах мест и центров издержек, позволяет оценить их деятельность.
Основной целью функционирования любой организации является получение прибыли для дальнейшего развития и расширения деятельности. Для получения прибыли необходимо, чтобы товары продавались выше их себестоимости. Отсюда, основными объектами управленческого учета являются полученные доходы и произведенные затраты на товары. Доход представлен в виде выручки от продажи товаров. Затраты складываются из стоимости товаров, уплаченной поставщику, и других расходов по приобретению, складированию, продаже, которые также должны включаться в себестоимость товаров. Однако на практике довольно сложно распределить эти расходы между отдельными товарами, поэтому они учитываются обособленно. Информация о реальной себестоимости, которая формируется в системе обычного бухгалтерского учета, неприемлема для анализа, и существует реальная опасность принятия неверного решения.
По нашему мнению, большое значение имеет аналитический учет произведенных затрат и полученных доходов в разрезе наименований и сортов закупаемых, хранимых и продаваемых товаров. Это повышает значение калькуляции
себестоимости товара для установления нижнего предела цены, обеспечивающего рентабельность продаваемого товара, и оказывает влияние на объем спроса.
Большинство расходов торговой организации по купле-продаже являются общими для всех товаров (косвенные затраты). Но в некоторых случаях их целесообразно трактовать по отношению к единице товара, что подразумевает распределение накладных расходов (совокупности косвенных расходов). Процесс распределения (или поглощения) представляет собой последовательность действий, каждое из которых приближает результат к конечной цели - калькуляционной единице. Такое распределение накладных расходов требует сложной методологии и может осуществляться традиционно или с использованием новых методов. Независимо от методологии распределения, всегда предполагается определенный элемент неточности или приблизительности расчетов с реальностью.
Для этих целей в торговле можно использовать АВС-метод (калькулирование по видам деятельности), где организуется функциональный учет затрат. АВС-метод, или калькулирование по операциям, является новым направлением для отечественного учета, но получил широкое распространение на зарубежных предприятиях различного профиля.
В первую очередь расходы предприятия рассматриваются по основным видам деятельности (функциям), а затем происходит их разложение на составные части (операции, действия). Каждая операция связана с потреблением материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Так, затраты операций являются «ступеньками лестницы», на вершине которой формируются расходы функций, центров затрат, центров ответственности и в конечном счете себестоимость калькуляционной единицы. Следовательно, эта калькуляционная система использует метод поэтапного распределения на себестоимость товаров накладных расходов при помощи промежуточного объекта - операции, которая также выводится в качестве обособленного объекта калькулирования.
Обособленный учет расходов, связанных с куплей-продажей товаров, с разбивкой на элементы и статьи затрат, не дает представления о полной стоимости калькуляционной единицы (вида, группы, наименования товара). При использовании элементов АВС-метода все расходы предприятия следует вначале сгруппировать по функциям хозяйственной деятельности в зависимости от участия в хозяйственном процессе. Так, деятельность торговой организации
можно представить совокупностью операций (действий) по выполнению функций закупки, хранения, реализации, а также координирующей их сфере управления.
Использование АВС-метода показывает, что производимые расходы по закупке и хранению должны относиться ко всем товарам, и это позволит наиболее точно определить себестоимость товара для продажи. Накладные расходы, включенные в стоимость товара, могут быть списаны только после его продажи, а до того момента, в случае длительного хранения товара, его себестоимость будет постепенно расти.
Хранение товаров влечет за собой множество затрат: аренда или выделение помещения; необходимость его освещения и обогрева; страхование и охрана. Возникнут также проблемы морального старения товара, его порчи и повреждения; персонал должен будет получать и выдавать товар со склада. Следовательно, хранение больших запасов негативно влияет на деятельность торговой организации, сказывается на нехватке финансовых ресурсов, так как капитал, вложенный иным образом, мог бы принести больше отдачи. Так, уменьшение объема товарных запасов может оказать заметное влияние на затраты организации, что говорит о необходимости управления запасами товаров.
В данной ситуации уместно вспомнить сле-дующ ее изречение А. Апчёрча: «Если вы на-
полняете свою тарелку больше, чем в состоянии съесть, то ваши расходы на питание вряд ли окупаются» [1].
Основная причина ограниченности применения АВС-метода заключается в большом объеме счетных работ и трудоемкости учета. Ведь в торговой организации может быть в наличии несколько тысяч наименований товаров. Однако эта проблема решаема при условии использования в учете персональных компьютеров, совместимых с кассовыми терминалами, где организуется аналитический учет товаров в разрезе их наименований и сортов.
Чтобы не загромождать торговую организацию товарами и свести уровень запасов к минимуму, можно совершенствовать системы закупок и реализации, внедряя методы поставок «точно в срок» (система «just-in-time» - JIT). Цель закупок по системе JIT - приобретение товаров в такой момент и в таком количестве, которое потребуется покупателю. Для этого необходимо установить тесные отношения с поставщиком и организовать частые поставки товаров небольшими партиями. Однако нарушение связи в любом звене товародвижения сведет на нет выгоды этой системы.
Стремясь повысить эффективность деятельности, престижные магазины на западе внедряют сложные компьютерные программы, которые позволяют точно определить, что и сколько продается ежедневно, тем самым помогая улучшить систему заказов. Такой конт-
Калькуляция единицы товара с использованием АВС-метода
роль состояния и движения товаров в торговле увеличивает бремя, возлагаемое на поставщиков, которые вынуждены либо хранить избыточный запас и контролировать соответствующие затраты, либо разрабатывать более эффективные методы производства для сокращения объемов запасов.
В российской практике элементы системы JIT могут быть использованы для отслеживания товаров, пользующихся повышенным спросом, когда оперативная информация об остатках запасов и покупательском спросе служит основанием для принятия управленческого решения о необходимой закупке.
Таким образом, все вышесказанное говорит о значимости управленческого учета в торго-
вых организациях и необходимости выделения центров ответственности. Конкуренция среди торговых организаций влияет на ценовую политику и ассортимент реализуемых товаров, что и повышает значение калькулирования себестоимости единицы товара.
Список литературы
1. Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика / пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. М.: Финансы и статистика, 2002. 952 с.
2. Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли потребительской кооперации: учеб. пособие / под ред. В.Э. Керимова. М.: Экзамен, 2002. 160 с.
МАЛИНИНА Лия Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
MALININA, Leah Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 341.213.4
РОССИЯ КАК СУБЪЕКТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.В. Михайлова
Посвящено рассмотрению особенностей развития внешнеэкономической деятельности России и исследованию приоритетных направлений укрепления позиции России на мировой арене.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; интеграция; внешнеэкономическая политика; регулирование ВЭД; субъекты РФ; направления укрепления.
E.V. Mikhailova. RUSSIA AS A SUBJECT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
The article is devoted to the peculiarities of the development of Russian foreign economic activity and the researching of priority growth areas to strengthen Russia's position on the world stage.
Keywords: foreign economic activity; integration; foreign economic policy; management of the foreign activity; Russian Federation territorial entity; priority growth areas.
Развитие внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД) является одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической политике подавляющего числа стран мира, в том числе и Российской Федерации. ВЭД играет особую роль в развитии национальной экономики и становится все более важным фактором, воздействующим на социально-экономические процессы, происходящие как в масштабах всей страны, так и отдельных регионов. Происходит дальнейшая интеграция России в мировую глобализированную экономику, след-
ствием которой является все более тесное взаимодействие и взаимозависимость мировой и национальных экономик, в результате чего они становятся частями единой мировой экономической системы.
Существующая модель участия России в международном разделении труда основана преимущественно на экспорте энергоносителей и не может стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости