Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3504
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПАНДЕМИЯ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITALIZATION OF EDUCATION / PANDEMIC / ONLINE COURSES / DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORMS / DIGITAL TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / E-LEARNING / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова А.С., Одинокова А.В., Гаврилова В.Е.

Исследуется процесс цифровизации высшего образования, рассматривается влияние новой коронавирусной инфекции на процесс цифровизации высшего образования. Произведена оценка действующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования, выявлены барьеры, препятствующие цифровизации образования в России. Рассмотрено состояние применения элементов дистанционных образовательных технологий в высших учебных заведениях России. Исследован мировой опыт процессов цифровизации образования и возможность его использования в образовательных организациях России. Разработаны предложения по изменению российского законодательства в области образования, которые будут способствовать созданию условий для проведения цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES INTO EDUCATIONAL PROCESSES: THEORY AND PRACTICE

The article examines the process of digitalization of higher education, examines the impact of the new coronavirus infection on the digitalization of higher education. An assessment was made of the current regulatory framework in the field of higher education, and barriers to the digitalization of education in Russia were identified. The state of application of elements of distance educational technologies in higher educational institutions of Russia is considered. Also, the world experience of digitalization of education processes and the possibility of its use in educational institutions of Russia are studied. Based on the results of the study, proposals have been developed to amend the Russian legislation in the field of education, which will help create conditions for digitalization.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 34.096

DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2020.4/3180

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

А. С. Логинова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

A. В. Одинокова Нижегородская академия МВД России

B. Е. Гаврилова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Поступила в редакцию 25 сентября 2020 г.

Аннотация: исследуется процесс цифровизации высшего образования, рассматривается влияние новой коронавирусной инфекции на процесс цифровизации высшего образования. Произведена оценка действующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования, выявлены барьеры, препятствующие цифровизации образования в России. Рассмотрено состояние применения элементов дистанционных образовательных технологий в высших учебных заведениях России. Исследован мировой опыт процессов цифровизации образования и возможность его использования в образовательных организациях России. Разработаны предложения по изменению российского .законодательства в области образования, которые будут способствовать созданию условий для проведения цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация образования, пандемия, онлайн-курсы, цифровые образовательные площадки, цифровые технологии, дистанционное обучение, электронное обучение, цифровая экономика.

Abstract: the article examines the process of digitalization of higher education, examines the impact of the new coronavirus infection on the digitalization of higher education. An assessment was made of the current regulatory framework in the field of higher education, and barriers to the digitalization of education in Russia were identified. The state of application of elements of distance educational technologies in higher educational institutions of Russia is considered. Also, the world experience of digitalization of education processes and the possibility of its use in educational institutions of Russia are studied. Based on the results of the study, proposals have been developed to amend the Russian legislation in the field of education, which will help create conditions for digitalization. Key words: digitalization of education, pandemic, online courses, digital educational platforms, digital technologies, distance learning, e-learning, digital economy.

317

© Логинова А. С., Одинокова А. В., Гаврилова В. Е., 2020

Целью современного высшего образования является формирование в будущих специалистах определенного набора компетенций, связанных с их профессиональной сферой деятельности, что следует из понятия «профессионального образования», содержащегося в базовом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании)1. Влияние цифровой экономики приводит к необходимости внедрения цифровых технологий в образовательные процессы.

Сочетание классических традиционных образовательных приемов с прогрессивными цифровыми позволяет максимизировать эффективность образования, поскольку подготовленные с помощью такого способа кадры востребованы и конкурентоспособны в условиях развивающейся цифровой экономики. Ускорение процессов цифровизации высшего образования спровоцировала пандемия новой коронавирусной инфекции. С целью предупреждения распространения COVID-19 высшее образование в марте 2020 г. было временно переведено в онлайн-формат2. Отметим, что свыше 80 % образовательных организаций в течение недели перешли на удаленное обучение, со сложностями столкнулись только 4 % небольших региональных учебных заведений. По словам министра образования В. Фолькова: «Пандемия кратно увеличила долю онлайн-сервисов в вузах и принципиально изменила требования к преподавателям...»»3.

Под цифровизацией образования понимается внедрение в образовательные процессы дистанционных образовательных технологий и других элементов электронного обучения. Цифровизация образования — это полное переосмысление образовательного процесса, некий феномен, объединяющий в себе самые передовые цифровые технологии, позволяющие, в частности, выстраивать взаимодействие между преподавателями и студентами преимущественно посредством сети «Интернет» и с использова-ol нием различных цифровых ресурсов, иных каналов связи.

В Законе об образовании элементы цифровизации образования расо крываются через понятия «электронное обучение» и «дистанционные о образовательные технологии». Эти понятия являются неотъемлемой составляющей цифровизации и описывают саму организацию образо-

318 1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г.

_ № 273-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2 Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397. URL: https://www. minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2493 (дата обращения: 28.08.2020).

3 Фальков анонсировал появление из-за вируса «другого высшего образования» // Официальный сайт РБК. URL: www.rbc.ru/society/09/04/2020/5e8edde79a7 9470aa3b361f7 (дата обращения: 29.08.2020).

ь о -1 х X

о

го О

А

вательной деятельности в духе цифровизации, легализуют применение элементов цифровой среды в образовательных процессах.

Цифровизация образования не может происходить единовременно, это длительный процесс, предусматривающий постепенное внедрение . цифровых технологий в образовательную сферу. Глобально выделяются . три процесса, на которых строится цифровизация образования4:

1) замена труда капиталом; Г

2) замена труда трудом;

3) замена капитала капиталом.

Первый процесс обусловлен тенденцией к оцифровке образовательных материалов путем создания видеолекций и различных электронных материалов и пособий, которые в теории ставят на второй план фигуру ^ традиционного лектора-спикера. Живой человеческий ресурс частично О заменяется цифровым материалом-капиталом, создаются системы дис- Н танционного обучения. о

Второй процесс цифровизации образования связан с перераспреде- § лением нагрузки между профессорско-преподавательским составом (далее — ППС), поскольку часть дисциплин переходит в онлайн-формат и . позволяет одновременно охватывать более широкую аудиторию. Напри- . мер, при наличии у вуза кампусов, могут создаваться межкампусные а дисциплины в онлайн-формате. р

Третий процесс сводится к внедрению в классические формы получе- 1 ния высшего образования: очную, очно-заочную и заочную формы обуче- § ния элементов дистанционных образовательных технологий. Речь идет • о возможности совместного использования «классических» материаль- н но-технических возможностей образовательных организаций с элемен- р тами дистанционной модели образования, при которой обучение из лю- н бой точки мира становится возможным благодаря минимальному набору специальных технических средств (ноутбук, смартфон) и подключению к сети «Интернет». ф

При этом в российских реалиях наиболее рационально рассматривать о цифровизацию образования как комплексный процесс, включающий в г себя еще и совершенствование нормативно-правового регулирования, :

создание технической базы и программного обеспечения, разработку эф-_

фективной системы оценки результатов, а также механизмы переподго- 319 товки самих преподавателей5. Важно понимать, что цифровизация обра- _ зования включает в себя два неотъемлемых компонента: цифровизацию самого образовательного процесса, а также управление им. В условиях пандемии образовательные организации столкнулись с проблемой отсутствия системы управления обучением в онлайн-формате. Изначально

а> ц

4 См.: Кочергин Д. Г., Жернов Е. Е. Опыт цифровизации высшего образования в США // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 15.

5 См.: Еникеева С. Д., Еникеев И. Х. Процесс цифровизации высшего образования в России // Цифровая трансформация : образование, наука, общество. М., 2019. С. 208.

появились сложности с разработкой локальных актов, регламентирующих проведение занятий, промежуточной и государственной итоговой аттестации в онлайн-формате. Возникли также вопросы, касающиеся порядка организации первой и второй повторной сдачи зачетов и экзаменов, подачи апелляции, а ряду образовательных организаций пришлось оперативно решать вопросы реализации дисциплин, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также дисциплин, требующих обязательной очной формы проведения (например, модули по физической подготовке в организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и охраны государства, обеспечения законности и правопорядка).

В Российской Федерации реализуется ряд государственных инициатив, направленных на создание необходимых условий для цифровиза-ции образовательной деятельности. Уже с 2014 г. в рамках реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. выбран курс на внедрение в образовательный процесс новаций, эффективность которых подтверждается мировым опытом, способствует повышению качества об-разования6. Особо Правительство РФ указывает на необходимость внедрения в образовательные процессы элементов электронного обучения: онлайн-курсов и других различных виртуальных обучающих сред. Уделяется внимание созданию российских платформ для онлайн-образова-ния по образцу иностранных аналогов.

На развитие применения онлайн-курсов в образовании направлен также приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»7, который предусматривает создание информационной площадки, действующей по принципу «одного окна», на которой в свободном доступе будут находиться онлайн-курсы и различ-ol ные электронные ресурсы. Помимо этого в рамках проекта должна быть разработана система оценки качества онлайн-курсов, система идентифи-о кации пользователей на базе ГИС «Контингент»8, а также создана необ-о ходимая для этих целей нормативно-правовая база.

Повышению доступности и обеспечению права граждан на образо-

-вание и свободный доступ к информации посвящены отдельные поло-

320 жения Стратегии развития информационного общества в Российской

6 Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 46. Ст. 5954.

7 Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации : паспорт приоритетного проекта : утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г. // Официальный сайт Правительства РФ (static.government.ru) (дата обращения: 11.12.2019).

8 Подробнее на официальном сайте ГИС «Контингент». URL: http://gis-kontingent.ru/ (дата обращения: 29.08.2020).

Федерации на 2017-2030 гг9. В рамках стратегии для достижения поставленных целей необходимо развивать различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, при реализации образовательных программ, а также совершенствовать существующие обра- ^ зовательные программы путем обмена опытом в рамках партнерских О

отношений между вузами, формировать единое информационное про- Л

о

странство знаний. и

Создание современной цифровой образовательной среды и преобразо- о

вание образования посредством внедрения цифровых технологий имеет о

приоритетное для России значение. Указом Президента РФ указывает- ^ ся на необходимость создания специальной цифровой платформы уже

к 2024 г.10 Немаловажное значение имеет и указание Президента РФ о ^

развитии международных коммуникаций в сфере образования. Одной из и

стратегических задач до 2024 г. является увеличение не менее чем в два о

раза числа иностранных студентов, обучающихся в российских универ- 0

ситетах. Причем в данном контексте речь может идти и о возможности о

прохождения онлайн-обучения иностранцами. .

Однако проведение цифровизации российского высшего образования .

невозможно без соответствующей нормативно-правовой основы. Законом —,

об образовании легализовано применение электронного обучения и дис- р

танционных образовательных технологий при реализации образователь- Л

ных программ. Одним из основополагающих актов, который фактически § является базой для проведения цифровизации образования в России,

является Порядок применения организациями, осуществляющими обра- н

зовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных об- р

разовательных технологий при реализации образовательных программ, н

утвержденный приказом Минобрнауки РФ (далее — Порядок электрон- л

ного обучения)11. Порядок электронного обучения допускает внедрение и

электронного обучения для всех элементов образовательных программ. р

Речь идет о том, что образовательная программа может быть реализова- §

на полностью в онлайн-среде: от учебных лекционных и практических . занятий до проведения государственной итоговой аттестации.

__321

9 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации _ на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.

10 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.

11 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.09.2017).

Однако для образовательных организаций, использующих исключительно электронное обучение на определенных образовательных программах, на которых это допустимо, предусмотрены особые требования, а именно: создание условий для функционирования онлайн-среды, а также поддержание ее исправности, обеспечение обязательной идентификации личности студента, проведение контроля знаний и соответствующей оценки результатов обучения. Указанные требования являются вполне логичными и направлены, в первую очередь, на обеспечение возможности прохождения обучения по образовательным программам, использующим цифровые технологии.

Кроме того, федеральные государственные образовательные стандарты обязывают образовательные организации создавать электронную информационно-образовательную среду, которая обеспечивает доступ обучающихся к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практике, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы, проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, формирование электронного портфолио обучающегося12.

Современная правовая база предусматривает возможность выбора образовательной организацией способов реализации образовательных программ, допускается сочетание классических и электронных способов, а также существует возможность использовать оба способа в чистом виде, но с определенными ограничениями относительно электронного обучения, поскольку существует перечень специальностей, для которых недо-^ пустимо применение исключительно дистанционного способа обучения. Здесь можно провести аналогию со средним профессиональным образованием, поскольку для данного уровня образования также установлены 041 определенные ограничения на использование электронного обучения в _чистом виде13.

322 Особый интерес в контексте цифровизации образования вызыва-

-ет определение правового статуса и основ правового регулирования

онлайн-курсов, поскольку именно они сейчас активно внедряются в образовательные программы многих вузов. По данным статистики,

12 См., например: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность : утв. приказом Минобрнауки от 16 ноября 2016 г. № 1424.

13 Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 // Рос. газета. 2014. 28 февр.

ь о -1 х X

о

со

численность студентов, вовлеченных в использование онлайн-курсов, составила 7 млн человек в 2016 г.14 В 2019 г. число пользователей одной только цифровой площадки Coursera составило 40 млн человек, что свидетельствует о значительном увеличении аудитории онлайн-курсов П более чем в 5 раз. п

Соответственно существует необходимость в уточнении правового регулирования онлайн-курсов. Впервые на законодательном уровне термин «онлайн-курс» был упомянут в Порядке электронного обучения и, согласно этому акту, онлайн-курсы — это, во-первых, способ организации учебных занятий (п. 7 Порядка электронного обучения); во-вторых, это ^ фактически самостоятельная образовательная программа, поскольку доступ к онлайн-курсам осуществляется посредством сети «Интернет» неограниченным кругом пользователей15. То есть онлайн-курс — это об- д разовательный курс, основанный на применении современных инфор- 1 мационных технологий и представляющий собой самостоятельную и о автономную образовательную единицу, методически и структурно вы- g строенную на основе систематизированных электронных средств обуче- В ния и контроля16.

Второй подход к определению онлайн-курсов более распространен ' не только в России, но и за рубежом, именно эта дефиниция наиболее в точно раскрывает суть современного применения онлайн-курсов в контексте высшего образования. То есть здесь необходимо четко понимать, о

из

что онлайн-курс — это самостоятельная единица, не являющаяся частью П

образовательной программы высшего или среднего профессионального н

образования, осваиваемая обучающимся инициативно, в том числе вне д

образовательной организации. По итогам прохождения онлайн-курсов е

существует возможность приобретения сертификата, подтверждающего и

прохождение образовательной программы. В связи с этим распространя- ц ется практика прохождения онлайн-курсов студентами фактически вне

стен своего вуза, что впоследствии приводит к необходимости урегулиро- о вания вопроса зачета прохождения онлайн-курса по определенным дисциплинам в осваиваемую образовательную программу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право на зачет результатов обучения по отдельным дисциплинам

-е-

(модулям) предусмотрено Порядком организации и осуществления об- 323

14 См.: Мирошниченко Д. Обзор рынка онлайн-образования // Энциклопедия российского бизнеса. 2017. URL: http://www.openbusiness.ru/ (дата обращения: 11.12.2019).

15 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.07.2017).

16 См.: Гречушкина Н. В. Онлайн-курс : определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 127.

разовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в котором заявлено право на произведение зачета, но указано, что:

— порядок произведения зачета находится в компетенции образовательной организации;

— зачитываться могут результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования17.

Еще один интересный аспект цифровизации заключается в выяснении легальности использования иностранных онлайн-курсов при обучении. Возможно ли сотрудничество российских и иностранных вузов в сфере образования? В российском законодательстве такая возможность закреплена и реализуется в рамках сетевого взаимодействия, о котором прямо указано в Законе об образовании (ст. 15)18. Обучающимся разрешено освоение образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных.

Правовой алгоритм использования сетевой формы реализации образовательных программ строится на основании договора между организациями, в котором определяется порядок и условия, а также способ подтверждения знаний, к тому же должна быть разработана образовательная программа с возможностью использования сетевой формы ее реализации.

Сетевое взаимодействие имеет положительный эффект не только для студентов, в полной мере реализующих принцип виртуальной академи-^ ческой мобильности, но и для профессорско-преподавательского состава, о, поскольку в его рамках возможно взаимодействие еще и преподавательского состава, разработка качественных совместных проектов и курсов, ° не ограничиваясь географическими рамками. С использованием сетево-° го взаимодействия возможно достижение еще и цели поддержания конкурентоспособности российских университетов на международном рынке

-образовательных услуг, что коррелирует с Проектом 5-10019, а также по-

324 вышение узнаваемости бренда российских университетов.

17 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : утв. приказом Мин-обрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 : зарегистрировано в Минюсте России 14 июля 2017 г. № 47415 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.07.2017).

18 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // Рос. газета. 2012. 31 дек.

19 Официальный сайт Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных цен-

ь

о

В

Мировая тенденция диктует вывод образования за пределы учебных аудиторий, лабораторий и библиотек20, фактически полный перевод образования в онлайн-формат. С каждым годом все больше студентов по всему миру начинают учиться удаленно, применяя при этом различные § технологии. В данном ключе Россия во многом заимствует опыт зарубеж- п ных стран, в которых многие инициативы уже давно функционируют и показывают положительные результаты.

Одним из наиболее ярких примеров цифровизации образовательных о процессов в зарубежных странах является постепенное внедрение он- § лайн-курсов в образовательные программы ведущих вузов. Однако долгое время онлайн-курсы и высшее образование рассматривались как два самостоятельных направления обучения.

Фактически онлайн-курсы были больше похожи на курсы повышения О квалификации на коммерческой основе. Никакой связи между образова- § тельной программой университета и онлайн-курсом не было, несмотря к на то что сами онлайн-курсы создавались профессорским составом вуза. а Они рассматривались как дополнительный способ получения знаний без возможной перспективы зачета результатов прохождения онлайн-курса по основной образовательной программе. ^

Такая система была реализована, например, в Лондонской школе о

иэ

экономики (Ь8Е)21. Они организовали онлайн-курсы, которые на коммер- и ческой основе мог пройти совершенно любой желающий из любой точки § мира. По окончании курса онлайн-студенты получали сертификаты, ко- § тируемые во всей Великобритании.

Рост популярности подобных онлайн-курсов спровоцировал необхо

со

димость создания особых онлайн-площадок, способных объединять он- е

CD

ц

лайн-курсы различных университетов и преподавателей. Фактически это был следующий шаг на пути развития онлайн-курсов. Так, на платформе GetSmarter22 появились онлайн-курсы всемирно известных вузов:

Q

Оксфорд, Гарвард, Кембридж, Иельский университет и др. Большой по- о пулярностью стала также пользоваться цифровая платформа Coursera, ы разработанная профессорами Стэндфордского университета23. П

Благодаря цифровым площадкам была оптимизирована работа и ад-

министрирование онлайн-курсов, при сокращении издержек удалось до- 325

тров «Проект 5-100». «Российское образование мирового класса!» (www.5top100.ru) (дата обращения: 11.12.2019).

20 См.: Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. 2018. № 5 (54). С. 159.

21 Официальный сайт Лондонской школы экономики и политических наук «Online certificate courses» (onlinecourses.lse.ac.uk) (дата обращения: 11.09.2020).

22 Learn online with the world's leading universities // Официальный сайт он-лайн-платформы GetSmarter. URL: https://www.getsmarter.com/ (дата обращения: 11.09.2020).

23 About Coursera // Официальный сайт онлайн-платформы Coursera. URL: https://about.coursera.org/ (дата обращения: 11.09.2020).

Вестник ВГУ. Серия: Право

стигнуть предоставления индивидуального подхода для студентов-пользователей, обеспечить круглосуточную поддержку, удобный интерфейс и другие преимущества.

Постепенно многие мировые вузы начали не только сотрудничать с различными цифровыми площадками в роли создателей онлайн-курсов, но и внедрять онлайн-курсы в образовательные программы в качестве самостоятельных элементов или же комбинировать их в различных вариациях. Например, Американская Coursera предлагает получить полноценную степень бакалавра или магистра в 100 % онлайн-формате, реализуя программы в сфере бизнеса, компьютерных технологий, здравоохранения и других областях24.

Концепция тотального онлайн-образования строится на тех же принципах, что и очное обучение, но в ключе цифровизации: постоянный диалог с преподавателем в общих чатах, видеоконференции, регулярные вебинары, проекты, работа в группах и другие механизмы привычного очного образования, но только в диджитал среде. Студенты могут находиться в любой точке мира и при этом эффективно взаимодействовать друг с другом и с преподавателями. По своей сути такая образовательная концепция — это один из примеров должной цифровизации образования.

Но не все вузы настроены так решительно: они не готовы перевести высшее образование в 100 % онлайн-формат, но готовы внедрять отдельные элементы цифровизации. За сочетание методов и сохранение определенной консервативности высшего образования выступает, например, Колумбийский университет. Данный вуз использует технологию сочетания современных онлайн-технологий при сохранении традиционного непосредственного взаимодействия преподавателей со студентами и друг с другом.

Речь идет о проведении дистанционных курсов в синхронном форма-^ те, когда лекция транслируется в режиме реального времени на устройства всех студентов, которые могут сразу же задавать в чат возникающие £ вопросы, на которые лектор обратит внимание в ходе своего выступле-сч ния25. Такая вебинарная модель позволяет поддерживать высокое качество образования, поскольку такой формат наиболее близок к традиционной форме обучения.

Проведя анализ мирового опыта цифровизации образования, можно сделать вывод о том, что глобальная цифровизация высшего образования — это прерогатива современности. Российским вузам необходимо обратить внимание на успешные примеры цифровизации, которые транслируются иностранными университетами, и использовать их опыт при внедрении цифровых технологий в высшее образование.

326

24 Online Master's & Bachelor's Degree Programs // Официальный сайт он-лайн-платформы Coursera. URL: https://about.coursera.org/ (дата обращения: 11.09.2020).

25 См.: Кочергин Д. Г., Жернов Е. Е. Опыт цифровизации высшего образования в США. С. 20.

Со временем российские вузы смогут выработать свою оптимальную модель цифровизации, позволяющую сохранить элементы классического высшего образования при одновременном использовании онлайн-техно-логий. .

Сложно однозначно ответить на вопрос, готова ли российская норма- . тивно-правовая база к цифровизации образования, поскольку, с одной стороны, базовые положения об электронном образовании существуют и фактически предоставляют широкий круг возможностей российским университетам по внедрению и активному применению передовых цифровых трендов, таких как онлайн-курсы, сетевое взаимодействие и создание специальных образовательных онлайн-платформ.

Однако, с другой стороны, остается непроработанным ряд вопросов, касающихся применения и детализации базовых норм. Фактически сло- О жилась ситуация, когда возможность цифровизации предусмотрена, но §

еще не созданы правовые механизмы для ее реализации. Именно отсут- §

о

ствие правового механизма останавливает многие российские вузы во а внедрении передовых технологий в свои образовательные программы. По статистике доля онлайн-обучения в высшем образовании составляет

всего 1,8 % на рынке образовательных услуг. Вузам комфортнее работать ^

в привычных условиях, в которых правовое регулирование достаточно о1

обширно и стабильно и нет необходимости реформирования локальных и

актов. о

В настоящее время Минобрнауки России подготовлен перечень из о 1077 онлайн-курсов, реализуемых на безвозмездной основе, а образовательным организациям представлен выбор использования онлайн-кур-

ь о -1

х х

О

В

со

О

сов, исходя из возможности организовать его качество изучения сту- р

а>

дентами26. Абсолютно все онлайн-курсы размещены на платформах, представляющих доступ к ним с подробным описанием формата, про- ^ граммы и требований, а также информации о сертификате, который, и как правило, формируется в электронном виде и размещается в личном р кабинете. Вместе с тем отмечается, например в онлайн-курсе «Анализ § и моделирование бизнес-процессов», размещенном на платформе «От- . крытое образование», что сертификат о прохождении курса на орепе^. ги не приравнивается к какой-либо дисциплине по образовательной программе высшего или среднего профессионального образования, свидетельству о повышении квалификации или программе переподготовки, даже если сдавался тест с подтверждением личности. Таким образом, онлайн-курс не может быть приравнен к программе дополнительного профессионального образования, что не дает возможности произвести зачет по результатам его освоения в соответствии с требованиям п. 41 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

327

26 Ведущие вузы открыли бесплатный доступ к онлайн-курсам для студентов // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2473 (дата обращения: 27.08.2020).

по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301. Сказанное свидетельствует о необходимости выработки порядка зачета результатов обучения по предлагаемым онлайн-курсам, который был бы универсальным и обязательным для всех образовательных организаций. Не исключается возможность непосредственной интеграции онлайн-курсов в образовательные программы высшего образования, что, в свою очередь, влечет необходимость проработки в нормативных актах вопросов, связанных с тем, что часть обучающихся примет решение об освоении дисциплины в рамках онлайн-курса, а часть захочет изучить ту же самую дисциплину в рамках образовательной программы высшего образования. Если учесть тот факт, что таких дисциплин может быть достаточно много, речь будет идти уже об индивидуальных учебных планах на каждого обучающегося, что также должно быть учтено образовательными организациями на уровне локальных актов и в нормативных правовых актах на уровне законодательства.

В данном ключе предлагается провести качественное реформирование законодательной базы в сфере образования и внести изменения в Закон об образовании № 273-ФЗ. Речь идет о необходимости введения отдельной статьи закона, посвященной принципам применения цифровых технологий в деятельности самих образовательных организаций, обязать образовательные организации применять передовые технологии в образовательных процессах. Это позволит запустить процессы цифро-визации во всех российских вузах, что в положительном ключе скажется на поднятии конкурентоспособности отечественных университетов на рынке образовательных услуг. Помимо этого, на уровне подзаконных ак-^ тов Минобрнауки РФ необходимо установить конкретный порядок при-OI менения цифровых технологий внутри образовательных организаций, а также порядок и механизмы реализации существующих норм в области ° электронного образования. Привести региональное законодательство в сч соответствие с федеральным в области цифровизации образования. Возможно также и начало развития особой отдельной отрасли законодательства, регулирующей вопросы цифровизации отдельных сфер человече-8 ской жизни.

Совершенствование нормативно-правовой базы для нужд цифрови-зации должно включать в себя уточнение порядка применения норм закона, фактически декларирующих широкий спектр возможностей внедрения электронного образования. Необходимо создать действующие правовые механизмы для реализации базовых норм.

Глобализация диктует вывод образования за пределы учебных аудиторий, фактически полный перевод образования в онлайн-формат. Правового запрета на использование исключительно электронного образования для высшей школы не установлено (за некоторым исключением), что позволяет активно внедрять цифровые технологии в образовательную деятельность.

Следует сказать и о том, что переход высшего образования на он-лайн-формат в условиях пандемии явился некой точкой невозврата. Высшее образование уже не станет прежним и не вернется к сугубо аудиторному обучению, что и обусловливает необходимость реформирования законодательства в сфере образования.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Логинова А. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права

E-mail: aloginova@hse.ru

Нижегородская академия МВД России

Одинокова А. В., кандидат юридических наук, .заместитель начальника учебного отдела - начальник отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики

E-mail: odinockovaanastasia@yandex.ru

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Гаврилова В. Е., студент 4-го курса факультета права

National Research University «Higher School of Economics» (Nizhny Novgorod)

Loginova A. S., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Constitutional and Administrative Law Department E-mail: aloginova@hse.ru

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Odinokova A. V., Candidate of Legal Sciences, Deputy Head of the Training Department - Head of the Department of Planning and Quality Control of the Educational Process and Practice

E-mail: odinockovaanastasia@yandex.ru

National Research University «Higher School of Economics» (Nizhny Novgorod)

Gavrilova V. E., 4th Year Student of the Law Faculty

329

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ПРАВО И ИНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

23 октября 2020 г. в конференц-зале главного корпуса ВГУ состоялся Международный междисциплинарный научно-практический семинар на тему «Взаимодействие гуманитарных наук и дисциплин в сфере урегулирования конфликтов». Организаторами мероприятия выступили кафедра гражданского права и процесса ВГУ и Центр правовых инноваций и примирительных процедур ВГУ.

В семинаре приняли участие российские и зарубежные ученые, представляющие различные научные направления в области исследования конфликтов — философы, политологи, социологи, юристы, психологи.

В частности, с докладами выступили гости из Республики Беларусь — О. Н. Здрок, доктор юридических наук, проректор по учебной работе и образовательным инновациям Белорусского государственного университета и В. С. Каменков, доктор юридических наук, профессор, директор Международного научно-образовательного центра медиации, примирения и третейских процедур Белорусского государственного университета, а также представитель психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Е. Н. Иванова, кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии, руководитель Службы конфликтологического консультирования и медиации (клиники медиации).

Главная идея семинара — объединение усилий в познании конфликтов и способов их урегулирования специалистов, представляющих различные факультеты ВГУ. В своем выступлении Е. Н. Ищенко, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания факультета философии и психологии ВГУ, задала определенный тон общефилософского осмысления конфликтологии. о Представители юридического факультета профессора Ю. Н. Стари-о лов, Е. Н. Носырева, доценты О. А. Поротикова и Д. Г. Фильченко про-041 демонстрировали взгляды правовой науки и правоприменения на обще_ственные конфликты, предложили различные методики преподавания

330 правовых дисциплин с использованием наработок иных наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основы коммуникативного подхода к урегулированию конфликтов прозвучали в выступлениях А. М. Шестериной, доктора филологических наук, профессора кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации факультета журналистики, а также коллег с кафедры общего языкознания и стилистики филологического факультета — доктора филологических наук, профессора И. А. Стернина и кандидата филологических наук, доцента М. С. Саломатиной.

О причинах конфликтности в обществе и их диагностике говорили сотрудники кафедры социологии и политологии исторического факультета — доктор политических наук, профессор А. В. Глухова и кандидат политических наук, доцент О. А. Сиденко, а также культуролог — канди-

дат исторических наук, доцент кафедры истории философии и культуры факультета философии и психологии Е. И. Якушкина.

Семинар стал примером эффективного сотрудничества специалистов из разных направлений научных знаний при обсуждении сложных вопросов общественной жизни, что привело к идее публикации научных статей участников семинара в журнале «Вестник ВГУ. Серия: Право» под новой рубрикой - «Междисциплинарное сотрудничество: право и иные гуманитарные науки».

331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.