Научная статья на тему 'Внедрение цифровых технологий в гражданском судопроизводстве ЕС: на примере реализации положений Регламента и Директивы о цифровизации трансграничного судебного сотрудничества и доступа к правосудию'

Внедрение цифровых технологий в гражданском судопроизводстве ЕС: на примере реализации положений Регламента и Директивы о цифровизации трансграничного судебного сотрудничества и доступа к правосудию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гражданский процесс / цифровизация правосудия / цифровые технологии / Европейский Союз / Регламент e-CODEX / Пересмотренный регламент о доказательствах / Регламент о цифровизации / civil procedure / digitalization of justice / digital technologies / European Union / e-CODEX Regulation / Revised Evidence Regulation / Digitalization Regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермакова Елена Петровна, Пухарт Александр Аскольдович

27 декабря 2023 г. Совет ЕС опубликовал Регламент о цифровизации трансграничного судебного сотрудничества и доступа к правосудию, а также сопутствующую Директиву. Принятие этих актов должно способствовать электронному общению в контексте процедур трансграничного судебного сотрудничества по гражданским, торговым и уголовным делам. Этот процесс был начат еще в 2018–2020 гг., когда были приняты Пересмотренный регламент о доказательствах No 2020/1783 и Регламент об оказании услуг No 2020/1784. Спустя 2 года был опубликован Регламент о системе e-CODEX No 2022/850, а в 2023 г. – Регламент о цифровизации No 2023/2844 и Директива No 2023/2843. Перечисленные нормативные акты заложили основу для цифровизации трансграничного судебного сотрудничества стран-членов ЕС. Однако опыт стран-членов ЕС показывает, что указанные выше регламенты не работают в полную силу. Сохраняется множество нормативных пробелов, а разнообразие национальных положений не позволяет полноценно использовать нормы о цифровизации в конкретных трансграничных судебных разбирательствах. Цель настоящего исследования – раскрыть основные тенденции цифровизации трансграничных судебных разбирательств в ЕС; определить меру унификации законодательной базы в сфере цифровизации трансграничных судебных разбирательств на уровне ЕС, выявить недостатки союзного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EU CIVIL PROCEEDINGS: THE EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE REGULATION AND DIRECTIVE ON THE DIGITALIZATION OF CROSS-BORDER JUDICIAL COOPERATION AND ACCESS TO JUSTICE

On December 27, 2023, the EU Council published a Regulation on the digitalization of cross-border judicial cooperation and access to Justice, as well as an accompanying Directive. The adoption of these acts should facilitate electronic communication in the context of cross-border judicial cooperation procedures in civil, commercial and criminal cases. This process was started back in 2018–2020, when Revised Evidence Regulation No 2020/1783 and Service Provision Regulation No 2020/1784 were adopted. 2 years later, Regulation on the e-CODEX system No 2022/850 was published, and in 2023, Regulation on Digitalization No 2023/2844 and Directive No 2023/2843. The listed regulations laid the foundation for digitalization of cross-border judicial cooperation of the EU member states. However, the experience of the EU member states shows that the above-mentioned regulations do not work in full force. Many regulatory gaps remain, and the diversity of national provisions does not allow for the full use of digitalization norms in specific cross-border court proceedings. The purpose of this study is to reveal the main trends in the digitalization of cross–border litigation in the EU; to determine the measure of unification of the legislative framework in the field of digitalization of cross-border litigation at the EU level, to identify the shortcomings of union regulation.

Текст научной работы на тему «Внедрение цифровых технологий в гражданском судопроизводстве ЕС: на примере реализации положений Регламента и Директивы о цифровизации трансграничного судебного сотрудничества и доступа к правосудию»

Внедрение цифровых технологий в гражданском судопроизводстве ЕС: на примере реализации положений Регламента и Директивы о цифровизации трансграничного судебного сотрудничества и доступа к правосудию

Ермакова Елена Петровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов E-mail: [email protected]

Пухарт Александр Аскольдович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов E-mail: [email protected]

27 декабря 2023 г. Совет ЕС опубликовал Регламент о цифровизации трансграничного судебного сотрудничества и доступа к правосудию, а также сопутствующую Директиву. Принятие этих актов должно способствовать электронному общению в контексте процедур трансграничного судебного сотрудничества по гражданским, торговым и уголовным делам. Этот процесс был начат еще в 2018-2020 гг., когда были приняты Пересмотренный регламент о доказательствах No 2020/1783 и Регламент об оказании услуг No 2020/1784. Спустя 2 года был опубликован Регламент о системе e-CODEX No 2022/850, а в 2023 г. - Регламент о цифровизации No 2023/2844 и Директива No 2023/2843. Перечисленные нормативные акты заложили основу для цифровизации трансграничного судебного сотрудничества стран-членов ЕС. Однако опыт стран-членов ЕС показывает, что указанные выше регламенты не работают в полную силу. Сохраняется множество нормативных пробелов, а разнообразие национальных положений не позволяет полноценно использовать нормы о цифровизации в конкретных трансграничных судебных разбирательствах. Цель настоящего исследования - раскрыть основные тенденции цифровизации трансграничных судебных разбирательств в ЕС; определить меру унификации законодательной базы в сфере цифровиза-ции трансграничных судебных разбирательств на уровне ЕС, выявить недостатки союзного регулирования.

Ключевые слова: гражданский процесс, цифровизация правосудия, цифровые технологии, Европейский Союз, Регламент e-CODEX, Пересмотренный регламент о доказательствах, Регламент о цифровизации

Публикация выполнена в рамках Системы грантовой поддержек ки научных проектов РУДН, проект № 090222-2-000 «Разра-еч ботка концепции и моделей цифрового разрешения споров в контексте создания единого информационного пространства стран ЕАЭС» (науч. рук. Фролова Е.Е.)

Введение

Цифровизация правосудия занимает важное место в повестке дня как национальных, так и европейских политиков и законодателей, по крайней мере, в течение десяти лет [1]. За последние несколько лет в Европе резко возросли трансграничные социальные и торговые взаимодействия. Этот рост обусловлен различными факторами: от большей мобильности нового поколения работников до роста международной электронной торговли. Напр., согласно данным Евростата, в 2022 г. только 7,0% населения ЕС в возрасте 16-74 лет никогда не пользовались Интернетом, т.е. уровень охвата всемирной паутины составил 93%. «Хотя пандемия корона-вируса временно сократила передвижение людей, она также привела к непредвиденному ускорению использования цифровых услуг во всем мире, что позволило перейти на удаленную работу и обучение, но также подтолкнуло население все чаще покупать онлайн продукты и услуги, ускоряя отделение этой деятельности от физической географии» [2].

Такая эскалация количества трансграничных сделок вместе с возросшей мобильностью граждан ЕС является одной из причин, объясняющих рост количества трансграничных споров [3]. В 2018 г. в ЕС был начат дальнейший процесс нормативной реформы, который привел к принятию нового свода правил, направленных на повышение эффективности и скорости судебных процедур, в первую очередь за счет их цифровизации. В 2020 г. в ЕС были приняты Регламент N0 2020/1783 (Регламент о доказательствах) [4] и Регламент N0 2020/1784 (Регламент об оказании услуг) [5]. В 2022 г. был опубликован Регламент 2022/850 [6] (система е-CODEX), который обеспечил надлежащую основу для обмена судебной информацией через защищенные сервисы. А в декабре 2023 г. - Регламент N0 2023/2844 (Регламент о цифровизации) [7] и сопутствующая Директива N0 2023/2843 (Директива о цифровизации) [8]. Принятие этих документов должно было способствовать электронному общению в контексте процедур трансграничного судебного сотрудничества по гражданским, торговым и уголовным делам [9].

Все эти инициативы потребовали существенных технических и административных действий на национальном уровне. Чтобы помочь государствам-членам в решении этой задачи, Совет ЕС в ноябре 2023 г. утвердил Стратегию электронного право-

судия на 2024-2028 годы (e-Justice Strategy 20242028) [10]. Стратегия не только описывает принципы и цели развития электронного правосудия на ближайшие 5 лет. В ней также изложены действия, которые государства-члены и ЕС должны предпринять для достижения этих целей.

В качестве конкретных мер, предпринимаемых ЕС для модернизации систем правосудия отдельных стран, можно привести пример Мальты. Инвестиции ЕС в цифровые технологии системы правосудия Мальты в размере 10 млн евро последуют в ближайшие годы и будут завершены к середине 2026 г. Они будут состоять из 17 компонентов, представляющих ряд цифровых инструментов, таких как решения для виртуальных встреч, конференц-залы для обучения, ИТ-оборудование и программное обеспечение [11].

Реформа регулирования трансграничных уведомлений

Европейский правовой режим трансграничных уведомлений был изменен в 2022 г. с принятием Регламента 2020/1784 (Регламент об оказании услуг), вступившего в силу 1 июля 2022 г. [5]. Новый Регламент заменил Регламент 1393/2007 о вручении в государствах-членах судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, который ранее устанавливал правила трансграничного вручения [12]. На протяжении 15 лет в Регламент 1393/2007 вносились поправки. Наконец, Их количество стало чрезмерным, и Комиссия ЕС решила принять новый Регламент (п. 1 преамбулы Регламента). Регламент 2020/1784 был принят в связи с необходимостью улучшения и ускорения передачи и вручения судебных и внесудебных документов между государствами-членами ЕС по гражданским и торговым делам. При этом новый Регламент должен был сохранить высокий уровень безопасности при передаче таких документов, обеспечивая права получателей и защищая конфиденциальность и личные данные (п. 3 преамбулы Регламента).

Регламент применяется в гражданских и торговых делах, когда судебные и внесудебные документы необходимо отправить в другую страну ЕС. Эффективность и скорость судебного разбирательства по гражданским делам требуют, чтобы судебные и внесудебные документы передавались напрямую и быстрыми способами между местными органами, назначенными государствами-членами (п. 9 преамбулы Регламента). Документы должны передаваться между местными органами разных государств-членов путем: а) ИТ-системы (сеть национальных ИТ-систем и совместимых точек доступа); б) самой быстрой и наиболее подходящей альтернативы, если система выйдет из строя (ст. 5 Регламента).

Документы вручают адресатам: а) принимающие агентства (receiving agencies); или б) через передающие агентства (transmitting agencies) заказным письмом или электронными средствами при соблюдении определенных условий (ст. 3 Регла-

мента). Страны ЕС должны назначить компетентных лиц для отправки («передающие агентства») и получения («получающие агентства») документов, о чем должна быть предоставлена подробная информация Европейской комиссии.

Доставка адресату судебных документов возможна в электронном виде с использованием ИКТ доставки, при условии, что адресат дал предварительное явное согласие на использование электронных средств с целью вручения документов в ходе судебного разбирательства (п. 32 преамбулы Регламента). Документы, переданные с использованием ИКТ, не могут быть лишены юридической силы или признаны недопустимыми в качестве доказательств в судебном разбирательстве только на том основании, что они представлены в электронной форме (ст. 6 Регламента). Документы, передаваемые в соответствии с Регламентом 2020/1784, освобождаются от требований легализации или каких-либо эквивалентных формальностей (ст. 8 Регламента).

Адресат может отказаться принять документ, если он написан не на официальном языке страны или не на языке, который адресат понимает, либо при вручении документа, либо по письменному заявлению в течение 2 недель с момента вручения [13]. Любые расходы на перевод документа несет заявитель.

Регламент 2020/1784 применяется с июля 2022 г. Однако, учитывая различия между государствами-членами в отношении их правил процедуры, дата вступления в силу варьируется от одного государства-члена к другому (п. 27 преамбулы Регламента). Как утверждали итальянские авторы Р. Амато и М. Величонья, «цифровизация трансграничной процедуры передачи документов может оказаться непростой, поскольку до настоящего времени невозможно гарантировать наличие достаточного компьютерного оборудования, а также компьютерных навыков персонала «точек доступа» в странах-членах ЕС» [2].

Регулирование сбора и трансграничной передачи доказательств в ЕС

Регламент о доказательствах N0 1206/2001 был первым нормативным актом, посвященным сотрудничеству в сборе доказательств в трансграничных разбирательствах [14; с.123]. В 2020 г. в текст этого регламента были внесены поправки (Регламент N0 2020/1783) [4]. Новые положения вступили в силу с 1 июля 2022 г. (ст. 35 Регламента). Тем не менее, использование Регламента N0 2020/1783 не является обязательным для государств-членов ЕС и остается на усмотрение запрашивающих судов и заинтересованных сторон [15].

Как Регламент о доказательствах N0 1206/2001, так и Регламент N0 2020/1783 предусматривают два способа получения доказательств за границей. Во-первых, получение доказательств запрашиваемым судом (раздел 3 Регламента). В этом случае запрашиваемый суд должен исполнить за-

5 -о

сз ж

■с

CM

о

CM

прос в срок до 90 дней в соответствии со своим национальным законодательством (ст. 12 Регламента). При этом, запрашивающий суд может просить использовать ИКТ при получении доказательств. Во-вторых, непосредственное получение доказательств запрашивающим судом и получение доказательств дипломатическими агентами или сотрудниками консульства (раздел 4 Регламента). Непосредственное получение доказательств в другой стране может иметь место только на добровольной основе в соответствии с законодательством запрашивающего суда (ст. 19 Регламента). При этом также рекомендуется использовать ИКТ технологии для получения доказательств, например видеоконференцсвязь (п. 21 преамбулы, ст. 19 Регламента). Как мы видим, Регламент No 2020/1783 рекомендует «расширяет положения, касающиеся использования технологий для передачи доказательств, сбора доказательств и последствий электронных документов» [15]. Например, с помощью видеоконференцсвязи можно провести допрос лица, находящегося в другом государстве-члене ЕС (ст. 20 Регламента).

Однако, как утверждали норвежские авторы Кранс Барт и Анна Найлунд, «на практике до пандемии COVID-19 этот метод не использовался широко» [16]. Сбор свидетельских показаний с использованием ИКТ привел к неоднозначным результатам, варьирующимся от положительного опыта до частых сообщений, связанных с различными техническими проблемами, поскольку не все вовлеченные органы полагались на один и тот же тип ИТ-инфраструктуры [17; с. 51].

По мнению Елены Онтану (Тилбургский университет, Нидерланды), «ожидалось, что новый Регламент о доказательствах устранит недостатки доступа к правосудию, решит вопросы, связанные со сбором и оценкой электронных доказательств, и одновременно ограничит число дел, в которых электронные доказательства могут быть потенциально отклонены из-за проблем допустимости, связанных с цифровым характером предоставленной информации и документов» [15]. Регламент No 2020/1783 содержит также отсылки к другим нормативным актам, таким как Регламент GDPR и Регламент e-IDAS (Regulation (EU) No 910/2014) [18].

Подчеркнем, что как Регламент о доказательствах No 1206/2001, так и Регламент No 2020/1783 регулировали лишь общие вопросы взаимодействия компетентных органов по трансграничному сбору доказательств. Как утверждала Е. Онта-ну, «ни одно из положений Регламента не содержало каких-либо указаний в отношении элементов, которые должны учитываться при оценке доказательств, форм электронных доказательств, устройств, содержащих такие доказательства, метаданных или технических стандартов и требований к электронным доказательствам» [15]. Таким образом, эти вопросы остались открытыми и должны были регулироваться национальным законодательством государств-членов ЕС, которое до настоящего времени остается чрезвычайно разно-

образным. Требование о предоставлении бумажных документов и требование личного присутствия на судебных заседаниях остаются распространенным явлением в национальных судебных системах стран-членов ЕС (напр., Германии, Франции). В настоящее время судебные процессы ни в одной стране-члене ЕС нельзя считать полностью цифровыми. Хотя некоторые судебные разбирательства проводятся посредством цифровой связи (видео-конференцсвязи), это не означает, в этих странах существует полностью интегрированный цифровой процесс судебного разбирательства. Это связано с тем, что использование цифровых технологий не является обязательным для судов, поскольку многим судам этих стран не хватает необходимого оборудования и необходимой технической поддержки для проведения слушаний посредством видеоконференцсвязи.

«Несмотря на то, что Регламент N0 2020/1783 затрагивает вопросы, представляющие интерес для поддержки процесса принятия и нормализации использования электронных доказательств в трансграничных разбирательствах, нормативные пробелы сохраняются, а разнообразие национальных положений будет поддерживать существующую фрагментацию в рассмотрении и принятии электронных форм доказательств в ходе судебного разбирательства» [15].

Регламент No 2022/850 (Регламент e-CODEX)

В соответствии с последней политикой ЕС в области электронного правосудия новые нормативные акты выводят цифровую коммуникацию на новый уровень, обязывая компетентные органы государств-членов общаться друг с другом с использованием Электронного кодекса (e-CODEX), который представляет собой децентрализованную и совместимую ИТ-систему, созданную для обеспечения цифрового обмена данными дел в трансграничных судебных разбирательствах. Регламент е-СОйЕХ был принят в мае 2022 г. и уже действует. Отметим, что децентрализованная ИТ-система ЕС была определена как «сеть национальных ИТ-систем и функционально совместимых точек доступа, функционирующая под индивидуальной ответственностью и управлением каждого государства-члена, которая обеспечивает безопасный и надежный трансграничный обмен информацией между национальными ИТ-системами» [19].

Еще в 2016 г. мы отмечали, что «цель проекта «e-CODEX» - улучшение трансграничного доступа граждан и юридических лиц к правосудию, правовой помощи и правовой информации в Европе, а также улучшение взаимодействия между правоохранительными органами в рамках Европейского Союза. Система «e-CODEX» должна обеспечить простой (цифровой) способ обмена информацией между национальными правовыми системами стран-членов ЕС, а также максимально унифицировать формы юридических документов, используемые в различных странах-членах ЕС» [14;

c.137]. Как подчеркивала К. Крамер (Утрехтский университет), «e-CODEX - это технологическая инновация, которая, как предполагается, фундаментально изменит способ работы судебной власти в трансграничных процедурах, поскольку обеспечивает дематериализацию судебного разбирательства и связь между судебными органами» [1].

Регламент No 2022/850 подробно разъясняет систему e-CODEX и указывает, что ее администрирование возьмет на себя Агентство ЕС по оперативному управлению крупномасштабными ИТ-системами в области свободы, безопасности и правосудия (eu-LISA).

Основные начала цифровизации трансграничного судебного сотрудничества и доступа к правосудию были заложены статьями 81(1) и 82(2) Договора о функционировании ЕС (Treaty on the Functioning of the EU). Например, для начала судебного разбирательства необходимо вручить исковые документы ответчику, причем надлежащим образом. Это необходимо для того, чтобы ответчик смог представить своих возражения и выстроить необходимую защиту своей позиции. Цифровизация трансграничного судебного пространства ЕС предоставляет как истцу, так и ответчику возможности для того, чтобы предъявить иск или защититься от иска с минимальными физическими и денежными затратами. Так, для граждан и предприятий e-CODEX предусматривает создание «Пространства моего электронного правосудия» (My e-Justice space), которое предоставит им «точку входа», связывающую доступные национальные электронные услуги.

Таким образом, система E-CODEX призвана обеспечивать безопасную электронную связь в трансграничных гражданских процессах. Это делается посредством различных точек доступа в государствах-членах. Эти точки доступа могут безопасно обмениваться электронными сообщениями друг с другом непосредственно через Интернет, используя набор общих ИТ-стандартов или протоколов. Система также позволяет осуществлять обмен документами в стандартных цифровых формах. На сегодняшний день e-CODEX используется как минимум десятью государствами-членами в ряде пилотных программ. Эти пилотные программы включали разбирательства, связанные с европейской процедурой мелких исков, процедурой взаимной правовой помощи по уголовным делам и мерой взаимного признания финансовых наказаний [20].

Регламент о цифровизации трансграничного судебного сотрудничества 2023 г.

1 декабря 2021 г. Комиссия ЕС приняла два проекта по совершенствованию цифровизации трансграничного судебного сотрудничества: 1) Проект Регламента, устанавливающего правила цифровой коммуникации в процедурах судебного сотрудничества по гражданским, коммерческим и уголовным делам; 2) Проект Директивы, приводящей суще-

ствующие правила коммуникации в соответствие с нормами предлагаемого Регламента.

Комиссия ЕС признала, что на конец 2021 г. большинство обменов данными в рамках трансграничного судебного сотрудничества по-прежнему осуществляются на бумажных носителях. С помощью указанной выше инициативы по цифрови-зации Комиссия стремилась повысить эффективность и устойчивость трансграничного судебного сотрудничества ЕС за счет усиления цифровизации в гражданских (включая семейные), торговых и уголовных делах. Кроме того, Комиссия была намерена улучшить доступ к правосудию для граждан и бизнеса. Новое законодательство должно было сделать обязательным использование цифрового канала для всех общесоюзных трансграничных судебных взаимодействий и обмена данными между компетентными национальными органами.

Используя национальные ИТ-порталы или Европейскую точку доступа, размещенную на Европейском портале электронного правосудия, граждане и предприятия будут иметь возможность общаться с судами и другими судебными органами государств-членов в электронном виде, используя квалифицированные или продвинутые электронные подписи и/или печати. Судебные сборы будут оплачиваться в электронном виде. При определенных условиях новое законодательство позволит проводить устные слушания дистанционно с использованием видеоконференцсвязи, как по гражданским, так и по уголовным делам.

Регламент о цифровизации N0 2023/2844 был принят Советом ЕС 13 декабря и опубликован 27 декабря 2023 г. Документ установил единую правовую основу для использования электронной коммуникации между компетентными органами в процедурах судебного сотрудничества по гражданским, торговым и уголовным делам, а также для использования электронной коммуникации между физическими или юридическими лицами и компетентными органами в судебных процедурах по гражданским и торговым делам. Регламент N0 2023/2844 также закрепил правила использования видеоконференций или других технологий дистанционной связи (ст. 5 регламента) в целях, отличных от получения доказательств в соответствии с Регламентом (ЕС) 2020/1783. Суд принимает решение об участии сторон и их представителей на заседаниях посредством видеоконференцсвязи или ИКТ на основании: а) наличия в суде такой технологии; б) мнения сторон процесса об использовании ИКТ; и в) целесообразности использования ИКТ в конкретных обстоятельствах дела (статья 5 регламента).

Кроме того, Регламент N0 2023/2844 предусматривает положения об электронных подписях р и электронных печатях (ст. 7 регламента) и право- Д вых последствиях электронных документов (ст. 8 Е регламента). Если документ, передаваемый в рам- К ках электронной связи согласно ст. 3 Регламента ё N0 2023/2844, требует печати или подписи, то он у должен иметь квалифицированную электронную А

печать или квалифицированную электронную подпись, как определено в Регламенте N0 910/2014. Документы, передаваемые в рамках ИКТ, не могут быть лишены юридической силы или считаться недопустимыми в контексте трансграничных судебных процедур (ст. 8 регламента N0 2023/2844).

Регламент о цифровизации не распространяется на Регламент о доказательствах N0 2020/1784 и Регламент об оказании услуг N0 2020/1784, поскольку эти акты «уже предусматривают конкретные правила цифровизации судебного сотрудничества» (п. 17 преамбулы Регламента N0 2023/2844).

Положения Регламента N0 2023/2844 направлены на улучшение доступа к правосудию, а также на повышение эффективности и устойчивости коммуникационных потоков, присущих сотрудничеству между судебными и другими компетентными органами в трансграничных делах ЕС. Они проистекают из понимания того, что эффективное трансграничное судебное сотрудничество требует безопасной, надежной и эффективной коммуникации между судами и компетентными органами. Коммуникация должна осуществляться таким образом, чтобы не создавать несоразмерной административной нагрузки и быть устойчивой к форс-мажорным обстоятельствам.

Заключение

Мы согласны с мнением голландского ученого Е. Онтану, что шаги по цифровизации правосудия, которым следуют законодатели ЕС, сосредоточены на пяти основных направлениях: 1) сделать цифровые средства связи между судами в трансграничных разбирательствах обязательными; 2) обязать суды принимать электронные сообщения от физических и юридических лиц, если последние решили использовать такие средства; 3) расширить правовую базу для использования видеоконференцсвязи и др.; 4) расширить использование ИКТ по распознаванию личности; 5) создать нормативную базу для управления системой трансграничной коммуникации е-CODEX [21].

Однако, хотя цифровизация уже давно утвердилась в деловом мире, обмен бумажными документами и требование личного присутствия на судебных заседаниях остаются довольно распространенным явлением в национальных судебных системах стран-членов ЕС. Длительность разбирательства, отсутствие прозрачности разбирательства, отнимающее много времени общение между судом и сторонами, а также низкая предсказуемость расходов - все это приводит к серьезной критике судебных разбирательств в этих странах.

Реформы, проводимые Комиссией ЕС в сфере цифровизации трансграничного судебного сотрудничества во многом остаются неполными и фраг-2 ментарными. Это вызвано прежде всего тем, что ~ национальные реалии судебной деятельности сэ государств-членов ЕС еще не готовы к подобным сч изменениям. Суды работают по старинке, в основ-^ ном, с использованием бумажных документов. Так-

же большинство судов не оснащено надлежащим оборудованием для использования ИКТ. Национальное законодательство государств-членов ЕС по вопросам вручения судебных документов, сбора, получения и оценки доказательств - до настоящего времени является чрезвычайно разнообразным и не подлежит унификации.

Литература

1. Kramer X. E. (2022). Digitising access to justice: The next steps in the digitalisation of judicial cooperation in Europe//Revista General de Derecho Europeo. 2022. No. 56: Pp.1-9. DOI: http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.4034962

2. Amato R., Velicogna M. (2022). Cross-Border Document Service Procedures in the EU from the Perspective of Italian Practitioners - The Lessons Learnt and the Process of Digitalisation of the Procedure through e-CODEX// Laws 2022, 11, 81. DOI: https://doi.org/10.3390/laws11060081

3. Commission proposes to modernise and digitalise EU civil judicial cooperation// EC. Europa. EU. 31 May 2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/press-corner/detail/en/IP_18_3991 (Дата обращения 31.01.2024).

4. Regulation (EU) 2020/1783 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2020 on cooperation between the courts of the Member States in the taking of evidence in civil or commercial matters (taking of evidence)//ELI. Электронный ресурс. Режим доступа: http://data. europa.eu/eli/reg/2020/1783/oj (Дата обращения 31.01.2024).

5. Regulation (EU) 2020/1784 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2020 on the service in the Member States of judicial and extrajudicial documents in civil or commercial matters (service of documents)//ELI. Электронный ресурс. Режим доступа: http://data.europa.eu/eli/ reg/2020/1784/oj (Дата обращения 31.01.2024).

6. Regulation (EU) 2022/850 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2022 on a computerised system for the cross-border electronic exchange of data in the area of judicial cooperation in civil and criminal matters (e-CODEX system) and amending Regulation (EU) 2018/1726// ELI. Электронный ресурс. Режим доступа: http://data.europa.eu/eli/reg/2022/850/oj (Дата обращения 31.01.2024).

7. Regulation (EU) 2023/2844 on the digitalisation of judicial cooperation and access to justice in cross-border civil, commercial and criminal matters, and amending certain acts in the field of judicial coop-eration//EUR-Lex. Электронный ресурс. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023R2844#:~: tex-t=This%20Regulation%20establishes%20a%20 uniform, and%20competent%20authorities%20 in%20judicial (Дата обращения 31.01.2024).

8. Directive (EU) 2023/2843 of the European Parliament and of the Council of 13 December 2023 amending Directives 2011/99/EU and 2014/41/EU of the European Parliament and of the Council, Council Directive 2003/8/EC and Council Framework Decisions 2002/584/JHA, 2003/577/JHA, 2005/214/JHA, 2006/783/JHA, 2008/909/JHA, 2008/947/JHA, 2009/829/JHA and 2009/948/ JHA, as regards digitalisation of judicial coopera-tion//EUR-Lex. Электронный ресурс. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2023/2843 (Дата обращения 31.01.2024).

9. Kleis J. (2023). EU takes important step towards digitalisation of justice systems// Consilium Europa EU. 8 December 2023. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consilium.europa.eu/ en/press/press-releases/2023/12/08/eu-takes-important-step-towards-digitalisation-of-justice-systems/ (Дата обращения 31.01.2024).

10. European e-Justice Strategy 2024-2028, 17 November 2023// Council of the European Union. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/docu-ment/ST-15509-2023-INIT/en/pdf (Дата обращения 31.01.2024).

11. Digitalisation of civil proceedings and criminal judicial acts//Maltese Government. Электронный ресурс. Режим доступа: https://commission.eu-ropa.eu/projects/digitalisation-civil-proceedings-and-criminal-judicial-acts_en (Дата обращения 01.02.2024).

12. Maguire E. (2022). You've been served! Service of judicial and extrajudicial documents between Member States under the new EU Service Regu-lation// McCann FitzGerald LLP. 6 October 2022. Электронный ресурс. Режим доступа: https:// www.mccannfitzgerald.com/knowledge/disputes/ service-of-judicial-and-extrajudicial-documents-between-member-states-under-the-new-eu-service-regulation (Дата обращения 31.01.2024).

13. Anthimos, A., & Requejo Isidro, M. (Eds.). (2023). TheEuropeanServiceRegulation.Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved Feb 1, 2024, from https://doi.org/10.4337/9781800884021

14. Ермакова Е.П., Ситкарева Е.В. (2016). Право Европейского Союза: порядок разрешения частноправовых споров. Москва: Издательство "Юрлитинформ", 2016. - 224 с.

15. Ontanu E. A. (2022). Normalising the use of electronic evidence: Bringing technology use into a familiar normative path in civil procedure// Onati Socio Legal Series, 2022. Vol.12(3), Pp. 582-613. DOI: https://doi.org/10.35295/osls. iisl/0000-0000-0000-1304

16. Krans B., Nylund A. (2020). Civil Justice and Cov-id-19//Septentrio reports [online], 5. DOI: https:// doi.org/10.7557/sr.2020.5

17. Inchausti G., Isidro R. (2019). Classic Cross-border Case: The Usual Situation in the First Instance// In: B. Hess and P. Ortolani, eds., Impediments of National Procedural Law to the Free Movement of Judgments, Luxembourg Report on European

Procedural Law (Volume I). Oxford/Baden-Baden: Beck/Hart/Nomos, Pp. 5-85.

18. Regulation (EU) No 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market and repealing Directive 1999/93/EC// EUR-Lex. Электронный ресурс. Режим доступа: http://data. europa.eu/eli/reg/2014/910/oj) (Дата обращения 01.02.2024).

19. Celis M. (2022). A few developments on the modernisation of the service of judicial and extrajudicial documents and the taking of evidence in the European Union//December 22, 2022. Электронный ресурс. Режим доступа: https://conflictoflaws.net/2022/a-few-developments-on-the-modernisation-of-the-service-of-judicial-and-extrajudicial-documents-and-the-taking-of-evidence-in-the-european-union/ (Дата обращения 31.01.2024).

20. Browne J. (2023). Opt-in under Protocol No. 21: Motions// Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.oireachtas.ie/en/debates/de-bate/dail/2023-06-21/17/ (Дата обращения 01.02.2024).

21. Ontanu E. A. (2023). The Digitalisation of European Union Procedures: A New Impetus Following a Time of Prolonged Crisis. Law, Technology and Humans, 2023. Vol. 5. Pp. 93-110. DOI: https:// doi.org/10.5204/lthj.2706

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EU CIVIL PROCEEDINGS: THE EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE REGULATION AND DIRECTIVE ON THE DIGITALIZATION OF CROSS-BORDER JUDICIAL COOPERATION AND ACCESS TO JUSTICE

Ermakova E.P., Pukhart A.A.

RUDN University

On December 27, 2023, the EU Council published a Regulation on the digitalization of cross-border judicial cooperation and access to Justice, as well as an accompanying Directive. The adoption of these acts should facilitate electronic communication in the context of cross-border judicial cooperation procedures in civil, commercial and criminal cases. This process was started back in 2018-2020, when Revised Evidence Regulation No 2020/1783 and Service Provision Regulation No 2020/1784 were adopted. 2 years later, Regulation on the e-CODEX system No 2022/850 was published, and in 2023, Regulation on Digitalization No 2023/2844 and Directive No 2023/2843. The listed regulations laid the foundation for digitaliza-tion of cross-border judicial cooperation of the EU member states. However, the experience of the EU member states shows that the above-mentioned regulations do not work in full force. Many regulatory gaps remain, and the diversity of national provisions does not allow for the full use of digitalization norms in specific cross-border court proceedings. The purpose of this study is to reveal the main trends in the digitalization of cross-border litigation in the EU; to determine the measure of unification of the legislative framework in the field of digitalization of cross-border litigation at the EU level, to identify the shortcomings of union regulation.

о

Keywords: civil procedure, digitalization of justice, digital technol- s

ogies, European Union, e-CODEX Regulation, Revised Evidence И

Regulation, Digitalization Regulation. Е

n t; А

References ^

IE

1. Kramer X. E. (2022). Digitising access to justice: The next steps К in the digitalisation of judicial cooperation in Europe//Revista >

General de Derecho Europeo. 2022. No. 56: Pp.1-9. DOI: http:// dx.doi.org/10.2139/ssrn.4034962

2. Amato R., Velicogna M. (2022). Cross-Border Document Service Procedures in the EU from the Perspective of Italian Practitioners - The Lessons Learnt and the Process of Digitalisation of the Procedure through e-CODEX// Laws 2022, 11, 81. DOI: https://doi.org/10.3390/laws11060081

3. Commission proposes to modernise and digitalise EU civil judicial cooperation// EC. Europa. EU. 31 May 2018. Electronic resource. Access mode: https://ec.europa.eu/commission/press-corner/detail/en/IP_18_3991 (Accessed 31.01.2024).

4. Regulation (EU) 2020/1783 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2020 on cooperation between the courts of the Member States in the taking of evidence in civil or commercial matters (taking of evidence)//ELI. Electronic resource. Access mode: http://data.europa.eu/eli/reg/2020/1783/ oj (Accessed 31.01.2024).

5. Regulation (EU) 2020/1784 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2020 on the service in the Member States of judicial and extrajudicial documents in civil or commercial matters (service of documents)//ELI. Electronic resource. Access mode: http://data.europa.eu/eli/reg/2020/1784/oj (Accessed 31.01.2024).

6. Regulation (EU) 2022/850 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2022 on a computerised system for the cross-border electronic exchange of data in the area of judicial cooperation in civil and criminal matters (e-CODEX system) and amending Regulation (EU) 2018/1726//ELI. Electronic resource. Access mode: http://data.europa.eu/eli/reg/2022/850/oj (Accessed 31.01.2024).

7. Regulation (EU) 2023/2844 on the digitalisation of judicial cooperation and access to justice in cross-border civil, commercial and criminal matters, and amending certain acts in the field of judicial cooperation//EUR-Lex. Electronic resource. Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PD-F/?uri=CELEX:32023R2844#:~: text=This%20Regulation%20 establishes%20a%20uniform, and%20competent%20authori-ties%20in%20judicial (Accessed 31.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Directive (EU) 2023/2843 of the European Parliament and of the Council of 13 December 2023 amending Directives 2011/99/EU and 2014/41/EU of the European Parliament and of the Council, Council Directive 2003/8/EC and Council Framework Decisions 2002/584/JHA, 2003/577/JHA, 2005/214/JHA, 2006/783/JHA, 2008/909/JHA, 2008/947/JHA, 2009/829/JHA and 2009/948/ JHA, as regards digitalisation of judicial cooperation//EUR-Lex. Electronic resource. Access mode: https://eur-lex.europa.eu/eli/ dir/2023/2843 (Accessed 31.01.2024).

9. Kleis J. (2023). EU takes important step towards digitalisation of justice systems// Consilium Europa EU. 8 December 2023. Electronic resource. Access mode: https://www.consili-um.europa.eu/en/press/press-releases/2023/12/08/eu-takes-important-step-towards-digitalisation-of-justice-systems/ (Accessed 31.01.2024).

10. European e-Justice Strategy 2024-2028, 17 November 2023// Council of the European Union. Electronic resource. Ac-

cess mode: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ ST-15509-2023-INIT/en/pdf (Accessed 31.01.2024).

11. Digitalisation of civil proceedings and criminal judicial acts//Mal-tese Government. URL: https://commission.europa.eu/projects/ digitalisation-civil-proceedings-and-criminal-judicial-acts_en (Accessed 01.02.2024).

12. Maguire E. (2022). You've been served! Service of judicial and extrajudicial documents between Member States under the new EU Service Regulation// McCann FitzGerald LLP. 6 October 2022. Electronic resource. Access mode: https://www.mc-cannfitzgerald.com/knowledge/disputes/service-of-judicial-and-extrajudicial-documents-between-member-states-under-the-new-eu-service-regulation (Accessed 31.01.2024).

13. Anthimos, A., & Requejo Isidro, M. (Eds.). (2023). The European Service Regulation. Cheltenham, UK: Edward El-gar Publishing. Retrieved Feb 1, 2024, from https://doi. org/10.4337/9781800884021

14. Ermakova E.P., Sitkareva E.V. (2016). The law of the European Union: the procedure for resolving private law disputes. Moscow: Publishing house «Yurlitinform», 2016. - 224 p.

15. Onjanu E. A. (2022). Normalising the use of electronic evidence: Bringing technology use into a familiar normative path in civil pro-cedure//Onati Socio Legal Series, 2022. Vol.12(3), Pp. 582-613. DOI: https://doi.org/10.35295/osls.iisl/0000-0000-0000-1304

16. Krans B., Nylund A. (2020). Civil Justice and Covid-19. Septentrio reports [online], 5. Available from: DOI: https://doi. org/10.7557/sr.2020.5.

17. Inchausti G., Isidro R. (2019). Classic Cross-border Case: The Usual Situation in the First Instance// In: B. Hess and P. Orto-lani, eds., Impediments of National Procedural Law to the Free Movement of Judgments, Luxembourg Report on European Procedural Law (Volume I). Oxford/Baden-Baden: Beck/Hart/ Nomos, Pp. 5-85.

18. Regulation (EU) No 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market and repealing Directive 1999/93/EC// EUR-Lex. Electronic resource. Access mode: http://data.europa.eu/eli/reg/2014/910/ oj) (Accessed 01.02.2024).

19. Celis M. (2022). A few developments on the modernisation of the service of judicial and extrajudicial documents and the taking of evidence in the European Union//December 22, 2022. Electronic resource. Access mode: https://conflictoflaws.net/2022/a-few-developments-on-the-modernisation-of-the-service-of-judicial-and-extrajudicial-documents-and-the-taking-of-evidence-in-the-european-union/ (Accessed 31.01.2024).

20. Browne J. (2023). Opt-in under Protocol No. 21: Motions// Electronic resource. Access mode: https://www.oireachtas.ie/en/de-bates/debate/dail/2023-06-21/17/ (Accessed 01.02.2024).

21. Ontanu E. A. (2023). The Digitalisation of European Union Procedures: A New Impetus Following a Time of Prolonged Crisis. Law, Technology and Humans, 2023. Vol. 5. Pp. 93-110. DOI: https://doi.org/10.5204/lthj.2706

OJ

о

OJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.