Научная статья на тему 'Внедрение цифровых и информационных технологий в сферу оказания логистических услуг'

Внедрение цифровых и информационных технологий в сферу оказания логистических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
876
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова А.А., Мамиствалов И.Ш.

В статье представлен краткий обзор и анализ тенденции в области внедрения цифровых и информационных технологий в сферу оказания транспортно-логистических услуг. Транспортно-логистические услуги, предназначенные для обслуживания потребностей производственных и торговых компаний различных масштабов, параллельно с общемировым трендом подвержены существенному воздействию самых современных информационных технологий. При этом в силу специфики данного рынка в международном масштабе внедряемые в данную сферу нововведения постоянно совершенствуются, исходя из требований участников данного рынка. В статье рассмотрены и проанализированы возможные области применения различных информационных технологий в практике оказания логистических услуг, в том числе в отношении технологии блокчейн. Более подробно рассмотрена специфика внедрения технологии блокчейн в сферу оказания транспортно-логистических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение цифровых и информационных технологий в сферу оказания логистических услуг»

Внедрение цифровых и информационных технологий в сферу оказания логистических услуг

а>

о

сч

OI

О Ш

m х

<

m о х

X

Семенова Алла Анатольевна,

д.э.н., проф. Российского нового университета (РосНОУ), начальник отдела ФГУП ГосНИИ ГА

Мамиствалов Иосиф Шалвович,

аспирант МГИМО (У) МИД РФ, финансовый контролер международной компании

В статье представлен краткий обзор и анализ тенденции в области внедрения цифровых и информационных технологий в сферу оказания транспортно-логистических услуг. Транс-портно-логистические услуги, предназначенные для обслуживания потребностей производственных и торговых компаний различных масштабов, параллельно с общемировым трендом подвержены существенному воздействию самых современных информационных технологий. При этом в силу специфики данного рынка в международном масштабе внедряемые в данную сферу нововведения постоянно совершенствуются, исходя из требований участников данного рынка. В статье рассмотрены и проанализированы возможные области применения различных информационных технологий в практике оказания логистических услуг, в том числе в отношении технологии блокчейн. Более подробно рассмотрена специфика внедрения технологии блокчейн в сферу оказания транспортно-логистических услуг.

Ключевые слова:_цифровые технологии, информационные технологии, транспортная логистика, логистический оператор, блокчейн технология.

В последнее десятилетие транспорт рассматривается в качестве приоритетных отраслей экономики, от развития которых зависят темпы роста национальной экономики, повышение конкурентоспособности национальной экономики и уровень жизни населения страны. Одной из основных целей обновленной Транспортной стратегии, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1734-р от 22 ноября 2008 года Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, является процесс формирования единого транспортного пространства, обеспечивающего доступность и высокое качество транспортно-логистических услуг [2]. Инновационный вариант развития транспортной системы Российской Федерации, предполагающий внедрение Интернет-технологий в структуру взаимоотношений между грузовладельцами и логистическими операторами, позволяет активно развиваться рынку оказания логистических услуг в цифровом формате (digital logistics) [8]. При этом, как отмечают эксперты Всемирного экономического форума, цифровая трансформация в сфере оказания логистических услуг проистекает более замедленными темпами, нежели в других секторах экономики.

Такая трансформация может позволить компаниям малого и среднего бизнеса на основании цифровых платформ (digital platforms) конкурировать на равных с крупными корпорациями - как в промышленной и торговой сфере (например, розничный бизнес, который по своей сути активно осуществляет транспортно-логистические операции одновременно с внедрением цифровых информационных технологий), так и в сфере оказания логистических услуг.

При этом экспертами Всемирного экономического форума логистические услуги в цифровом формате относятся к ряду ключевых факторов, способствующих цифровому развитию транс-портно-логистической отрасли. Такая роль, отводимая логистическим услугам, будет обусловлена созданием и развитием международных цифровых платформ. Более того, ввиду роста запросов грузовладельцев на все более быстрое осуществление грузовых перевозок ввиду сокращающегося жизненного цикла большинства товаров (например, бытовых товаров) [1], внедрение цифровых технологии позволит перевозчикам и опе-

раторам оказывать логистические услуги более высокого качества.

Выделяются два основных направления внедрения цифровых технологий в сферу оказания логистических услуг операторами:

• методы сбора, обработки и применения данных об осуществленных перевозках;

• разработка усовершенствованных программ, приложений, оборудования для оптимизации процесса грузоперевозок.

На текущий момент именно в рамках данных направлений, в соответствии с опросом, проведенным для целей исследования 2018 Third-Party Logistics Study. The State of Logistics Outsourcing, резиденты, которыми выступали крупнейшие 3PL-операторы, отмечали готовность к осуществлению существенных инвестиций в развитие IT-инфраструктуры [4].

К активно применяемым технологическим нововведениям в сфере транспортно-логистических операций относится внедрение технологических устройств в процесс оказания логистических услуг, например, система оповещения о смене полосы движения автотранспортного средства, система аварийного оповещения, система электронного контроля и телематических средстви пр. Более того, в отрасли стали уже появляться беспилотные грузовые автомобили, к производству и сбыту которых стали подключаться такие всемирно известные компании, как Uber и Tesla (стоит отметить, что летом 2018 года Uber закрыла подразделение по беспилотным грузовым автомобилям, созданное в результате приобретения последним в 2016 году компании-стартапа Otto, специализирующегося в автоматизации автотранспортных грузоперевозок) [10].

Можно отметить, что описанная выше ключевая тенденция внедрения ИТ-технологии в транс-портно-логистическую отрасль в ответ на все более растущий запрос клиентов к уровню и качеству оказываемых логистическими операторами услуг потенциально оказывает воздействие на объем предложения на рынке логистических услуг. Более того, исходя из вышеописанных тенденции, тот факт, что спрос на все более качественную и оперативно оказываемую услугу со стороны грузовладельцев способствует последовательному повышению качества со стороны перевозчиков и операторов, свидетельствует о том, что партнерство между грузовладельцем и логистическим оператором на долгосрочное основе представляет существенное значение для обеих сторон сотрудничества. О важности партнерства и тесного сотрудничества между грузовладельцами и перевозчиками еще отмечал Дональд Ба-уэрсокс в своей известной статье, написанной еще в 1990 году и опубликованной в журнале Harvard Business Review под названием «The Strategic Benefits of Logistics Alliances». Так, в

данной статье уже отмечалась важность компьютерных технологий в формировании так называемых «логистических альянсов», представляющих собой стратегическую форму взаимодействия между перевозчиком/оператором и грузовладельцем [9].

Помимо описанных выше технологических нововведений в рамках внедрения информационных технологий в сферу логистических услуг в последнее время наблюдается активная разработка программного обеспечения для оптимизации расходов, которые несут транспортные компании и логистические операторы. Так, в качестве наиболее яркого примера выступает американская компания Convoy, разрабатывающая приложения для установления коммуникаций между водителями автомобильных перевозчиков, с одной стороны, и грузовладельцев - с другой [7]. Потенциально разрабатываемые приложения сможет заменять брокеров и агентов, соединяющих на рынке интересы автотранспортных компаний и грузовладельцев.

Еще более ярким свидетельством тенденции к тесному характеру сотрудничества между перевозчиками/операторами и грузовладельцами является переход логистических операторов на 3PL-, 4PL- и ôPL-уровень, предполагающие все более комплексное обслуживание и интегрированное управление цепями поставок клиентов. Так, если 3PL-уровень предполагает оказание комплексной логистической услуги по всей цепочке поставки [1], то 4PL-оператор, помимо выполнения стандартных транспортно-логистических операций, осуществляет отбор поставщиков и обеспечение функционирования не только логистических цепей, но и каналов сбыта и дистрибьюции.

Кроме того, переход на все более тесный уровень сотрудничества (4PL- и ôPL-уровень) предполагает объединение усилий между логистическими операторами и клиентами по части интеграции их IT-платформ, что, по сути, является еще одним подтверждением концепции «логистического альянса», описанного в уже упомянутой выше статье Д. Бауэрсокса «The Strateg^ Benefits of Logistics Alliances».

Модель 4PL-оператора предполагает относительно высокую степень интеграции между ним и клиентом-грузовладельцем - грузовладелец уведомляет оператора относительно того, в какое конкретное место нужно доставить груз, на каких условиях, тогда как полное обеспечение цепочки поставки данного груза ложится на оператора. В большинстве случаев грузовладелец, привлекающий услуги 4PL-оператора, не имеет в составе своей организационной структуры собственного транспортно-логистического отдела ввиду упомянутой выше глубокой интеграции, что, в свою очередь, практически исключает необходимость такого наличия.

х

X

о го А с.

X

го m

о

ю 6

M

о

to

а>

о

CS

to

Ol

О Ш

m

X

<

m о x

X

Более того, данная модель может отличаться практически исключительным (эксклюзивным) характером сотрудничества между грузовладельцем и его логистическим оператором, так как система цепочек поставок у каждой производственной/торговой компании ввиду обстоятельств различного характера (как внутренних, так и экзогенных) имеет свои уникальные, специфические характеристики. Данное обстоятельство может обусловливать необходимость выработки индивидуального подхода со стороны 4РЬ-оператора при оказании соответствующей комплексной услуги клиенту.

Наиболее ярким примером сотрудничества на уровне 4PL выступает транспортно-логистическое обеспечение автомобильной отрасли - так, известно об оказании услуг 4PL-уровня французским логистическим оператором Gefco всемирно известным автомобильным производителям Peugeot-Citroen и General Motors [5].

Другой существенной характеристикой деятельности логистического оператора данного уровня является активное применение IT-технологий и внедрение соответствующих платформ для целей автоматизации электронного обмена данными. Для выполнения данной задачи определенные усилия прилагают и 3PL-операторы - отличие от 4PL-модели заключается в объеме координируемых транспортных и информационных потоков грузовладельца.4PL-операторы как «интеграторы» цепочек поставок привлекают в качестве своих подрядчиков 3PL-операторов для целей обслуживания отдельных участков логистических цепей, при этом 4PL-оператор для целей минимизации рисков при оказании той или иной логистической услуги должен контролировать эффективность выполнения привлеченными 3PL-операторами возложенных на них функций в рамках соглашения о сотрудничестве.

За спросом на логистические услуги стоит тщательный отбор перевозчиков и логистических операторов со стороны грузовладельцев, так как в условиях глобализации мировой экономики, и, в частности, международной торговли товарами и услугами, растет уровень неопределенности в качестве и надежности тех или иных операторов, в особенности, при выходе на зарубежные рынки, что, в свою очередь, порождает необходимость более качественного обеспечения безопасности перевозки и сохранности груза. Это, в свою очередь, опять же стимулирует развитие информационных технологий в сфере транспортной логистики, например, постоянное совершенствование технологии отслеживания груза в текущем времени.

Предложение логистических услуг постоянно трансформируется под воздействием внедрения технологических инноваций в сферу выполнения

транспортно-логистических операции, позволяющих повышать степень автоматизации некоторых рутинных участков работы перевозчиков и операторов. Более того, в рамках смешанных перевозок, организацией которых занимается логистический оператор, выступающий перед грузовладельцем фактическим перевозчиком, синхронизация действий между привлекаемыми им субподрядчиками (например, при перегрузке груза с автотранспортного средства в порту на борт морского судна) требует оперативной передачи соответствующей информации со стороны оператора, что возможно лишь при постоянном стремлении к совершенствованию способов электронной передачи данных.

Еще одним развивающимся трендом в области автоматизации транспортно-логистических операций и оптимизации оказываемых соответствующих услуг выступает внедрение технологии блокчейна ввиду повышенного запроса на обеспечение видимости процесса перевозки, в особенности, в рамках смешанной международной перевозки, когда груз переходит из рук одного перевозчика в руки другого. Иными словами, блокчейн позволяет всем его участникам видеть каждый участок процесса и то, где находится груз, на каких правах, кто является конечным грузополучателем.

Несомненным преимуществом блокчейна в управлении цепями поставок является возможность повышения фактора безопасности ввиду того, что каждая транзакция в рамках одной комплексной перевозки регистрируется в блокчейне независимой третьей стороной, при этом данные по каждой транзакции не могут быть изменены без соответствующего одобрения других участников блокчейна [4].

Несмотря на явные преимущества применения технологии блокчейна, ввиду ведения общего централизованного реестра регистрируемых транзакций (ledger) в системе блокчейна необходимо обеспечение конфиденциальности тех данных, которые участники считают неприемлемыми для раскрытия другим участникам. В связи с этим возникает сложность правового урегулирования данного вопроса, связанного с необходимостью заключения соответствующего договора и порядка действий, что может вести к возникновению определенных транзакционных издержек.

В научной среде уже стали появляться исследования в области применения блокчейна в различных сегментах транспортно-логистического рынка, например, на рынке контейнерных перевозок. Так, согласно одному из исследований, проведенных специалистами из Массачусетского технологического университа [6], в силу того, что конфиденциальность данных и безопасность груза играют ключевую роль в эффективном функционировании логистической цепочки, для сферы

грузоперевозок наибольшую ценность представляют частные блокчейны (private blockchains). Частный блокчейн, в отличие от публичного (к которому может присоединиться любой участник) управляется единым узлом (single node), с одобрения которого осуществляется каждая транзакция в цепи. Так как внутри блокчейна ведется реестр (протокол) транзакций, который выполняет функцию отслеживания за перемещением груза [6], передачи от одного перевозчика другому (в условиях мультимодальной перевозки) и т.д.

Другим важнейшим элементом блокчейна для сферы грузоперевозок является система «умных контрактов» (smart contracts), представляющих из себя разработку алгоритмов и программ (в виде компьютерного кода) в цифровой среде, которые частично или полностью осуществлены при условии наступления отдельно оговоренных обстоятельств. Преимуществом «умного контракта» является уникальность компьютерного кода, что позволяет снизить до относительного минимума риск утечки данных [6].

Таким образом, глобальный транспортно-логистический рынок находится в активной стадии освоения технологии блокчейна как со стороны спроса - грузовладельцев, так и со стороны предложения - транспортно-логистических компаний, однако для перевозчиков и логистических операторов данная технология может представлять значимую ценность со стратегической точки зрения для приобретения дополнительного конкурентного преимущества [4].

В российской экономике с учетом ключевой роли цен на нефть в и ожиданием их постоянного роста [3], следовало бы отметить, что описанный выше фактор технологических инноваций на российском транспортно-логистическом рынке оказывает не настолько явное воздействие как на состояние спроса, так и предложения, хотя международные транспортно-логистические компании, присутствующие на российском рынке, стремятся к постоянному внедрению информационных технологий в сферу грузоперевозок. В особенности, данный тренд проявляется в том ключе, что международные промышленные и торговые корпорации, работающие на российском рынке в течение нескольких лет, в рамках глобальных политик своих закупок предпочитают передавать часть транспортно-логистических операций перевозчикам и логистическим операторам, отобранным в рамках глобальных процедур выбора операторов внутри их групп, на аутсорсинг, при этом обычно в качестве таких операторов отбираются признанные международные транспортно-логистические операции.

Литература

1. Логистика и транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности:

учеб.пособие / [А. В. Тысячников и др.]: под ред. А. В. Тысячникова; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (ун-т) М-ваиностр. дел Рос.Федерации, каф. междунар. транспортных операций и логистики. - М.: МГИМО-Университет, 2016. - 236с.

2. Семенова А.А., Кузина М.Н. Инновационная культура - условие эффективности транспортной системы Российской Федерации // Инновации и инвестиции, 2019, №4, С. 34-37.

3. Экономика и логистический рынок России в 2017-18 гг.: предварительные результаты и прогнозы. TELS Эксперт. 23.01.2018.

4. [Электронный ресурс]: https://www.telsgroup.ru/media_center/tels_in_the_pr ess/4060.html 2018

5. Third-Party Logistics Study. The State of Logistics Outsourcing From 1PL to 5PL or... "secrets" of logistics services.[Электронныйресурс]: https://trans.info/en/from-1pl-to-5pl-or-secrets-of-logistics-services-101158

6. Improving the process of container shippingusing blockchain. MIT Center for Transportation and Logistics.Publications, May 2018. [Электронный ресурс]: https://ctl.mit.edu/sites/ctl.mit.edu/files/theses/executi ve_summary_template%20%285%29.pdf

7. In a first deal of its kind, Convoy lands $62 million led by YC's Continuity Fund. TechCrunch. [Электронный ресурс]: https://techcrunch.com/2017/07/25/in-a-first-deal-of-its-kind-convoy-lands-62-million-led-by-ycs-continuity-fund/

8. The New Era of Digital Logistics. The Supply Chain Market. [Электронный ресурс]: https://www.supplychainmarket.com/doc/the-new-era-of-digital-logistics-0001

9. The Strategic Benefits of Logistics Alliances. Harvard Business Review. [Электронный ресурс]: https://hbr.org/1990/07/the-strategic-benefits-of-logistics-alliances

10.Why Uber put the brakes on its self-driving trucks. MIT Technology Review. July 31, 2018. [Электронный ресурс]: https://www.technologyreview.com/the-download/611754/why-uber-put-the-brakes-on-their-self-driving-trucks/

The introduction of digital and information technology in the

provision of logistics services Semenova A.A., Mamistvalov J.Sh.

Russian New University (RosNOU)

In the article the author provides the brief review and analysis of trends in the field of digital and information technologies implementation in the transport logistics segment. Transport logistics services designed for meeting the requirements of manufacturing as well as trading companies of various sizes, are prone to the significant influence of the most sophisticated technologies in line with global trend. Moreover, in view of the market in question on an international level the continuously implemented innovations are being improved, based on the transport logistics market participants. Possible areas of multiple information technologies application in the logistics

X X О го А С.

X

го m

о

ю 6

м о

to

services rendering practice, especially in respect of the blockchain technology, are considered and dealt with in the article. The blockchain technology in the transport logistics segment is considered in a more detailed manner in the article.

Key words: digital technologies, information technologies,

transport logistics, logistics operator, blockchain technology. References

1. Logistics and transport support of foreign economic activity: study guide / [A. V. Tysyachnikov et al.]: Ed. A.V. Tysyachnikova; Mosk. State Inst. Int. Relationship (un-t) M-Vainostr. Affairs Ros.Federatsii, Kaf. international transport operations and logistics. - M .: MGIMO-University, 2016. -236s.

2. Semenova A.A., Kuzina M.N. Innovation culture - the condition

of the efficiency of the transport system of the Russian Federation // Innovations and investments, 2019, №4, P. 3437.

3. Economy and logistics market of Russia in 2017-18: preliminary

results and forecasts. TELS Expert. 01/23/2018

4. [Electronic resource]: https://www.telsgroup.ru/media_center/tels_in_the_press/4060 .html 2018

5. Third-Party Logistics Study. The State of Logistics Outsourcing

From 1 Pl to 5PL or ... "secrets" of logistics services. [Electronic resource]: https://trans.info/en/from-1 pl-to-5pl-or-secrets-of-logistics-services- 101158

6. Improving the process of container shippingusing blockchain.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MIT Center for Transportation and Logistics.Publications, May 2018. [Electronic resource]:

https://ctl.mit.edu/sites/ctl.mit.edu/files/theses/executive_summ ary_template%20%285%29.pdf

7. Convoy lands $ 62 million led by YC's Continuity Fund. TechCrunch. [Electronic resource]: https://techcrunch.com/2017/07/25/in-a-first-deal-of-its-kind-convoy-lands-62-million-led-by-ycs-continuity-fund /

8. The New Era of Digital Logistics. The Supply Chain Market.

[Electronic resource]:

https://www.supplychainmarket.com/doc/the-new-era-of-

digital-logistics-0001

9. The Strategic Benefits of Logistics Alliances. Harvard Business

Review. [Electronic resource]: https://hbr.org/1990/07/the-strategic-benefits-of-logistics-alliances

10. Why Uber put on their self-driving trucks. MIT Technology Review. July 31, 2018. [Electronic resource]: https://www.technologyreview.com/the-download/611754/why-uber-put-the-brakes-on-their-self-driving-trucks/

a>

o

CS

to

Ol

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.