Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ В ГОРОДСКУЮ И СЕЛЬСКУЮ СРЕДУ В 1920-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ТЮМЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)'

ВНЕДРЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ В ГОРОДСКУЮ И СЕЛЬСКУЮ СРЕДУ В 1920-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ТЮМЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / 1 МАЯ / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕОЛОГИЯ / ТЮМЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хажеева И.В.

В истории советской России 1920-е годы являются временем формирования новой государственной идеологии и культуры. Целью данной статьи является исследование методов и форм создания новой праздничной культуры в молодом советском государстве на материалах отдельного региона. Исследование основано на документах архивов: циркулярах, отчетах и переписке праздничных комиссий при местных партийных и государственных органах. В начале 1920-х гг. подготовка и проведение революционных праздников характеризуется высокой интенсивностью агитационно-пропагандистских мер, разъяснения смысла праздничных дат на уровне предприятий и организаций, задействования в мероприятиях всех слоев населения. Организация и проведение революционных праздников инициировались из Центра по советской и партийной линии и вменялись в обязанность местным учреждениям. В статье характеризуются особенности внедрения и усвоения советской праздничной культуры в городской и сельской среде. Особенностью периода начала 1920-х гг. является преобладание революционной и классовой тематики, а также разъяснение «мифологии» праздника, впоследствии тематика и формы торжеств расширяются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE SOVIET HOLIDAY SYSTEM IN URBAN AND RURAL ENVIRONMENTS IN 1920S (ON THE TYUMEN PROVINCE MATERIALS)

The 1920-s are a time of a new state ideology and culture formation in the history of Soviet Russia. The purpose of this article is to study the methods and forms of creating a new holiday culture in the young Soviet state by the region materials. The investigation based on archive documents containing data from circulars, reports, and correspondence of holiday commissions under local party and state institutions. In the early 1920-s, the preparation and holding of revolutionary holidays was a high intensity of agitation and propaganda measures, explaining the meaning of holiday dates at the level of enterprises and organizations, and involving all segments of the population in events. The organization of revolutionary holidays initiated from the Center to the Soviet and party lines and it was entrusted to local institutions. A distinctive feature of the introduction of holiday culture in the village is the lack of participation of instructors and agitators in the preparatory work and the lack of resources to cover hard-to-reach areas. In this regard, rural residents were imbued with new ideological guidelines with a delay from the urban population, in their environment, the old traditions and holiday preferences were preserved. In the early 1920-s there was a predominance of revolutionary and class themes, as well as an explanation of the «mythology» of the holiday, which was later assimilated by society and the theme of the celebrations expanded.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ В ГОРОДСКУЮ И СЕЛЬСКУЮ СРЕДУ В 1920-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ТЮМЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.019 УДК 94(571.12)"19":394.2 ББК 63.3(2Рос-4Тюм)61-7

И.В. ХАЖЕЕВА

ВНЕДРЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ

В ГОРОДСКУЮ И СЕЛЬСКУЮ СРЕДУ В 1920-Е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ТЮМЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)

I.V. KHAZHEEVA

INTRODUCTION OF THE SOVIET HOLIDAY SYSTEM IN URBAN AND RURAL ENVIRONMENTS IN 1920S (ON THE TYUMEN PROVINCE MATERIALS)

В истории советской России 1920-е годы являются временем формирования новой государственной идеологии и культуры. Целью данной статьи является исследование методов и форм создания новой праздничной культуры в молодом советском государстве на материалах отдельного региона. Исследование основано на документах архивов: циркулярах, отчетах и переписке праздничных комиссий при местных партийных и государственных органах.

В начале 1920-х гг. подготовка и проведение революционных праздников характеризуется высокой интенсивностью агитационно-пропагандистских мер, разъяснения смысла праздничных дат на уровне предприятий и организаций, задействования в мероприятиях всех слоев населения. Организация и проведение революционных праздников инициировались из Центра по советской и партийной линии и вменялись в обязанность местным учреждениям.

В статье характеризуются особенности внедрения и усвоения советской праздничной культуры в городской и сельской среде. Особенностью периода начала 1920-х гг. является преобладание революционной и классовой тематики, а также разъяснение «мифологии» праздника, впоследствии тематика и формы торжеств расширяются.

The 1920-s are a time of a new state ideology and culture formation in the history of Soviet Russia. The purpose of this article is to study the methods and forms of creating a new holiday culture in the young Soviet state by the region materials. The investigation based on archive documents containing data from circulars, reports, and correspondence of holiday commissions under local party and state institutions.

In the early 1920-s, the preparation and holding of revolutionary holidays was a high intensity of agitation and propaganda measures, explaining the meaning of holiday dates at the level of enterprises and organizations, and involving all segments of the population in events. The organization of revolutionary holidays initiated from the Center to the Soviet and party lines and it was entrusted to local institutions.

A distinctive feature of the introduction of holiday culture in the village is the lack of participation of instructors and agitators in the preparatory work and the lack of resources to cover hard-to-reach areas. In this regard, rural residents were imbued with new ideological guidelines with a delay from the urban population, in their environment, the old traditions and holiday preferences were preserved. In the early 1920-s there was a predominance of

revolutionary and class themes, as well as an explanation of the «mythology» of the holiday, which was later assimilated by society and the theme of the celebrations expanded.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Советские праздники, культурная память, 1 мая, праздничная культура, идеология, Тюменская губерния.

KEYWORDS: Soviet holidays, cultural memory, Mayday, holiday culture, ideology, Tyumen province.

ВВЕДЕНИЕ. Для начала 1920-х годов характерно формирование революционной (пролетарской) культуры и внедрение ее в массы. Праздничная культура становилась одним из важнейших составляющих идеологического воздействия власти на общество. В первое десятилетие советской власти создается революционный календарь, призванный закрепить государственные, идеологически выдержанные праздники и выместить прежние имперские и религиозные праздники. Государственные праздники были нацелены на укрепление тесной связи между властью и населением, на формирование единого мировоззрения и воспитание нового советского гражданина.

Исследователи советской праздничной системы отмечают преемственность форм и методов проведения праздников с дореволюционным периодом, когда привычные формы наполнялись новым смыслом и наименованием. Вместо крестного хода — демонстрация, вместо молебна — митинг, вместо портретов царской семьи — портреты революционных вождей [8, с. 68].

Главным праздником революционного характера стал день октябрьской революции, он был установлен Постановлением ВЦИК РСФСР от 16 сентября 1918 года. А в декабре 1918 г. в Правилах «Об условиях найма и оплаты труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств в РСФСР» были утверждены шесть государственных праздников: 1 января — Новый год, 22 января — день памяти погибших 9 января 1905 г., 12 марта — низвержение самодержавия, 1 мая — день Интернационала, 7 ноября — день пролетарской революции [2]. Основной задачей их было увековечивание памяти о значимых событиях и придание им мировоззренческого направления. Исследователи определяют формирование государственного праздничного календаря важной идеологической составляющей первого десятилетия советской власти [10, 11, 12].

Праздники первых лет советской власти были инструментом формирования коллективной памяти о революционных событиях и трансляции государственной идеологии борьбы пролетариата с буржуазией и монархизмом [6]. Авторы отмечают, что при формировании советского «праздничного календаря» в 1920-е гг. был установлен порядок празднования главных праздников (7 ноября и 1 мая) в течение двух дней: в первый день проходили официальные мероприятия, во второй — культурно-развлекательные [13, с. 294].

ЦЕЛЮ данной статьи является исследование организационных, идеологических и фактических аспектов празднования революционных праздников на примере 1 мая на территории Тюменской губернии (позже преобразована в Тюменский, Ишимский, Тобольский округа) в 1920-е годы.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологической основой работы являются общие принципы историзма и объективности. В соответствии с целью статьи применяются методы актуализации, логический, системный. Для исследования применяется документация по планированию и отчетности органов государственной власти и партийных комитетов из фондов Государственного архива Тюменской области и Государственного архива социально-политической истории Тюменской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Так как в указанный период советские государственные праздники были явлением новым, они нуждались в разъяснении и анонсировании среди граждан. Как правило, празднование очередного революционного празд-

ника организовывалось специальными комиссиями, состоящими из административных, партийных и комсомольских работников. Информация о формах проведения, участниках и восприятии того или иного праздничного мероприятия содержится в плановой и отчетной документации таких комиссий. Среди документов также имеются протоколы первомайских комиссий, циркулярные письма с рекомендациями форм проведения праздника, планы проведения мероприятий, посвященных празднику, тезисы выступлений на первомайских митингах, отчеты и докладные записки о проведении первомайских праздничных мероприятий.

Следует отметить, что с осени 1923 г. ввиду административно-территориального деления вместо губернии и уездов была образована Уральская область, в которую вошли территории бывшей Тюменской губернии в составе Тюменского, Тобольского и Ишимского округов, округа были поделены на районы [1, с. 63].

Одним из первых праздников классового и революционного характера, провозглашавшим солидарность трудящихся всего мира, был день 1 мая — день Интернационала. В апреле 1923 г. по Тобольскому уезду члены Первомайской комиссии определили направления работы по организации праздника: «День 1 мая ознаменовать днем торжественным с продолжительными демонстрациями, уличными митингами с пением революционных гимнов и марсельез, устройством парада на площади, с принятием присяги теми красноармейцами, которые в прошлом 22-м году таковую не принимали и чествованием героев Красного Ордена. Цель демонстрации привлечь кроме организаций РКП(б), РКСМ, Профсоюзов и Красного гарнизона, широкие слои трудящихся города Тобольска, детей школ и детских домов. С 23 апреля по профсоюзам, школам и детским домам начать агитационную кампанию, разъясняющую сущность праздника...» [2, л. 7].

Во всех ячейках РКП(б) совместно с РКСМ в ближайший партийный день 25 апреля предписано было включить доклады о Первомае. Вечером в день 1 мая во всех общественных местах: Народный дом, центральный клуб, дворец труда, женская гимназия организовать гулянье с фейерверком и иллюминацией.

Также было рекомендовано выполнить декорирование правительственных учреждений зеленью, красными флагами, портретами вождей, первомайскими лозунгами, кроме того, здание уездного комитета РКП(б), РКСМ, уездного исполкома, Большего театра, партийного клуба, Дворца труда, школы 2 ступени украсить вечером светящимися звездами, революционными вензелями и зажжёнными факелами.

Гражданам города Тобольска в день праздника предлагалось вывесить на дома красные флаги, а также вычистить улицы. На празднование 1 мая призывали использовать все имеющиеся в городе оркестры музыки — духовой в городском саду вечером, днем на параде демонстраций — гарнизонный, струнный — в народном театре.

Были разработаны формы проведения Первомая в деревне. «В ряд ближайших к городу деревень и сел 25-30 апреля и на окрестные заводы мобилизовать ряд городских товарищей каковых снабдить тезисами, листовками, инструкциями и прочими материалами для проведения Первомайского праздника. В дальние волости ограничиться рассылкой циркуляра отдела агитации и пропаганды, поручив на местах проведение праздника комиссии, каковую рекомендовать в следующем составе: ответственный секретарь волостной ячейки, председатель волисполкома или сельсовета, РКСМ, от коллектива всех сельских служащих и одного от населения [2, л. 7-7 об.].

Для точного выполнения и проведения намеченных планов Первомайскую комиссию разбили на подкомиссии, которым предложено было разработать детали организации мероприятий. Каждая из указанных подкомиссий выполняла свои задачи. В 1920 г. были организованы подкомиссии: агитационная, декоративно-строительная, театральная, трудовая, снабжения. Для агитационной были поставлены задачи проведения митингов,

выпуска листовок и специального номера газеты. Декоративно-строительная занималась уборкой и украшением общественных и памятных мест. Театральная подкомиссия отвечала за устройство спектаклей и концертов, а трудовая — за проведение субботников [5, л. 12]. В 1923 г. работало четыре подкомиссии. Агитационно-пропагандистская группа занималась изданием первомайской листовки, лозунгов, плакатов, заготовкой тезисов, подбором литературы для докладчиков, выделением ораторов на дневные и вечерние выступления, проведением праздника в деревне и среди мусульман. Организационная подкомиссия была ответственна за устройство демонстрации, парада, обмена демонстраций с деревней. Художественно-хозяйственная подкомиссия должна была провести расчистку и декорацию улиц, площадей по линии демонстраций, зданий советских учреждений, театров, трибун и организовать фейерверк в саду. Драматическая подкомиссия осуществляла подбор и постановку бесплатных зрелищ [2, л. 8.].

Отчеты комиссий позволяют проследить итоги празднования Первомая в Тобольске и уезде в 1923 году. «Празднование 1 мая прошло в городе и частично в деревне весьма хорошо. Для проведения праздника и подготовки укомом РКП(б) была создана комиссия в составе представителей от агитпропа, уполитпросвета и уисполкома, упрофбюро, гарнизона, РКСМ и женотдела Работу каждая из подкомиссий начала с 19 апреля 1923 г. и план удалось провести целиком, за исключением проведения праздника в некоторых деревнях, куда невозможно было попасть из-за распутицы, а также не удалось устроить гулянье с фейерверками в городском саду из-за невозможности осушить его» [2, л. 1].

Из текста отчета: «Празднование в городе прошло блестяще и первый раз за все время существования советской власти в Тобольске... В день 1 мая внешний вид города был совершенно неузнаваем, все улицы были украшены, а те, по которым двигалась демонстрация были осушены. Красные флаги, учреждения в елках, гирляндах, которые тянулись с одного угла улицы на другой, или соединялись здания учреждений. Красные первомайские лозунги все это было нечто невиданное доселе и делало настроение не только участников всего этого торжества, а даже тобольского обывателя праздничным. У организаторов и устроителей этого праздника был необычайно революционный подъем настроения, все спорилось и невольно проникало с осознанием значения это великого Дня в истории борьбы пролетариата. Количество участников уличной демонстрации было неожиданно велико. Профсоюзы были полным составом. Первый раз за все время принимала участие татарская национальность, которых было около 200 человек, инвалиды гражданской войны следовали в первых рядах и допризывники на 8-ми пролетках. В общем первомайская демонстрация с множеством красных с золотыми надписями знамен для Тобольска было грандиозным небывалым зрелищем» [2, л. 2].

«Праздник было решено провести в 16-ти ближайших к городу деревнях, для чего были назначены 29 человек, но удалось выехать только 9-ти товарищам, остальные не смогли выполнить задания из-за невозможности перейти р. Иртыш» [9, л. 3]. Отчет о праздновании 1 мая в уезде содержит такие же положительные и восторженные отзывы. Он был сформирован на основе анализа мероприятий по девяти деревням, ближайших к городу, т.к. во все намеченные 18 пунктов не удалось попасть за отсутствием путей сообщения. Успешность проведения праздника в деревне вызвала не меньший подъем настроения и полного удовлетворения от выполненного задания. В деревнях работали комиссии в составе представителей ячейки РКП, Волисполкома, РКСМ, коллектива сельских служащих.

Здания исполкомов, кооперативов, школ были, как и в городе, украшены елками, флагами, портретами. Уличные демонстрации для деревни были новым явлением. Численность участников сельских демонстраций была разной, от 30 до 150 человек. В с. Кугаеве на торжественном заседании вечером вдень 1 мая была прочитана биография

В.И.Ленина, вызвавшая чрезвычайный интерес и внимание. Вечер прошел с большим подъемом в переполненном помещении. В организации праздника принимали деятельное участие крестьянки, как представительницы от населения, в спектаклях и украшении зданий [2, л. 3].

В середине 1920-х гг. актуальными были формы связывания советских праздников с религиозными, ввиду близких дат, это касалось, прежде всего праздников 1 мая и Пасхи. На заседаниях комсомольских организаций обсуждались вопросы проведения Первомая и «комсомольской пасхи». Планировались мероприятия антирелигиозной направленности, так в 1926 г. был выработан план антирелигиозной недели после празднования 1 мая, куда вошли: антирелигиозный концерт и доклад о происхождении Пасхи, постановка пьесы «Суд над богом», демонстрация в клубе кинокартин для взрослых и детей. [3, л. 31].

Сам праздник 1 мая готовился с достаточной тщательностью и размахом, в 1926 г. по Ламенскому району Ишимского округа планировалось: «В случае хорошей погоды в субботу 1 мая провести народное гуляние со спортивными вступлениями и постановкой пьес на открытой сцене около сельского совета. Приурочить к торжественному мероприятию передачу в партию комсомольцев и женделегаток и торжественный выпуск, окончивших делегатские пункты».

О проведении 1 мая Партийным комитетом предписывалось широко оповестить население путем размещения афиш, по партийным ячейкам разослать циркуляры и копию плана, основываясь на котором каждая ячейка должна составить свой план и отчитаться о реальных возможностях. Каждому учреждению выделить руководителя на манифестацию и отметить его красной повязкой на руке, также иметь список участвующих в демонстрации, приготовить флаги с майскими лозунгами [3, л. 32].

В городе всем учреждениям, школам, клубам поручалось украсить здания красными флагами, зеленью и иллюминацией, а также первомайскими лозунгами и «диаграммами о наших достижениях». Ячейки ВКБ(б) должны были выделить старательных и ведущих культурный способ обработки своего хозяйства крестьянин, чествовать их на торжественных заседаниях. Заводская ячейка должна выделить для чествования героев труда, изыскав для поднесения подарков средства. Всем шефам профсоюзов предписывалось выехать в подшефные деревни для проведения подготовительной работы и проведения самого праздника в деревнях. Провести собрания членов союза, на которых сделать доклады

0 значении 1 мая и очередных задачах стоящих перед гражданином ССР. Рекомендовалось приурочить к 1 мая открытие радио на Механическом заводе [3, л. 32].

К концу 1920-х годов анонсирование и разъяснение сути праздника по-прежнему было актуально, т.к. новый праздник еще не укоренился и не вошел в традиционный уклад жителей. Так в 1928 г. в преддверии Первомая специальным комиссиям по Ишимскому округу давались указания: «О задачах и историческом значении 1 мая необходимо прорабатывать на собраниях сельсовета, межсоюзном собрании членов профсоюзов, парт-ячейках, собрании комсомольской ячейки и делегатском собрании» [3, л. 39-40].

С каждым годом масштабы и формы празднования расширялись. Для 1928 г. характерным становится выдача к празднику беднейшим семьям материальной помощи. Мероприятия, приуроченные к празднику, начинались уже с 29-30 апреля. Так, по Ламенскому району Ишимского уезда были в 1928 г. намечены следующие действия: «Накануне

1 мая устроить торжественные заседания в клубе, школах, факельное шествие молодежи с летучим митингом на площади. В клубе после торжественного заседания организовать просмотр кино. В избе-читальне 29-30 апреля организовать бесплатный радио-вечер, где провести беседы».

Из отчета по данному району следует, что 1 мая в школах днем проходил детский утренник при участии родителей, где ставится краткий доклад о празднике. Художественная

часть была подготовлена самими детьми, после утренника дети получили подарки. С 3 часов дня Райсоветом и Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству устраивался районный массовый конкурс на лучшего стрелка. А в здании опорной школы был организован вечер, где читался доклад на тему «Куда идет деревня», после доклада был концерт. Изба-читальня до 1 мая проводила читки на тему праздника. В преддверии праздника в избе-читальне проводилась выставка книг, вывешивание реклам, списков рекомендуемых книг. Также 1 мая проводилась демонстрация партийных и комсомольских крестьянских масс и парад пионеров.

Для участия в демонстрациях и украшения зданий были разработаны тексты лозунгов: «Да здравствует Международный пролетарский праздник «Первое мая!»; «Да здравствует мировая солидарность рабочих всех стран!», «Да здравствует всемирное объединение рабочих Ш-й Коммунистический Интернационал!»; «Да здравствует мировая революция»; «Наш привет рабочим всего мира, ведущим революционную борьбу с капиталистами»; «Долой грабительские империалистические войны. Да здравствует Красная Армия — армия социализма»; «Славьте великое первое мая — праздник труда и падения оков, Славьте великое первое мая!»; «Да здравствует русский рабочий и крестьянин, серпом и молотом выковавший свободное в мире государство Р.С.Ф.С.Р.»; «Да здравствует первое мая — праздник солнца природы и солнца науки!»; «Да здравствует сельская трудовая школа!» и др. [1, л. 13-14].

Формы проведения праздника дополняются спортивными и творческими состязаниями и смотрами. В селах заранее объявляли о таких мероприятиях, приглашая организаторов из районных центров. Так, в 1926 г. по Ламенскому району Ишимского округа в рамках празднования объявлялись соревнования по стрельбе из винтовки: «Районный совет ОСО-Авиахима совместно с комиссией постановили день пролетарского праздника «первого мая» ознаменовать смотром боеспособности трудящихся нашего района. Поэтому 1 мая при Райцентре состоится соревнование по стрельбе из винтовки. В качестве подарков комиссия намечает серебряные часы и т.д. условия соревнования таковы: 1) крестьянин, член профсоюза, коммунист, комсомолец и т.д. желающие принять участие в соревновании, записывается в сельском совете; 2) прибывает 1 мая в село Усть-Ламенское в здание Райкома ВКП(б) и регистрируется [4, л. 23].

Революционные праздники были методом популяризации идей, образа жизни, отношения к происходящему в стране и в мире. При инструктировании праздничных комиссий ЦК партии и местные комитеты ВКП(б) подробно рекомендовали виды мероприятий и их тематику. В 1923 г. предписания гласили: Развернуть широкую агитационную работу по вопросам международной и внутренней политики необходимо за 2-3 недели до 1 мая. Эта работа должна быть развернута при помощи групповых агитаторов на предприятии, в общежитии, в избе-читальне, в пожарной, в виде массовых лекций, собеседований, вечеров вопросов и ответов на отдельные темы. Основным содержанием агитации должно быть разъяснение вопросов, указанных в прилагаемом материале (краткая запись переданных по радио тезисов к 1 мая ЦК ВКП(б)). При разъяснении данных вопросов надо обратить особое внимание на освещение положения рабочих на Западе и состояния мирового рабочего движения [6, л. 102].

Наиболее важным моментом агитации должно быть разъяснение специфических трудностей хозяйственного строительства текущего года, достижений, которые имеются за год. Примерные темы докладов и лекций: «Значение хлебозаготовок в СССР», «Причина нехватки товаров и меры преодоления товарного голода», «Работа промышленности за первые 5 месяцев», «Вовлечение средств населения в хозяйственное строительство», «Культурная революция и широкие массы», «Как осуществить перспективные планы хозяйственного строительства», «Внешняя торговля СССР», «Итоги пленума Профинторга», « Германия

в 28 году», «Выборы в Польше», «Китай сегодня», «Американское рабочее движение», «Почему Англия наиболее враждебна к СССР», «Женевская конференция», «Наша подготовка к военному отпору» и ряд других [4, л. 51].

Серьезное внимание уделялось подготовке демонстраций. Комиссиям на местах нужно было развернуть перед 1 мая самую широкую разъяснительную работу о необходимости выйти на демонстрацию, провести летучие митинги по цехам, по окраинам города, в школах, увязывая демонстрацию «с задачей проверки наших сил, в частности, нашей обороноспособности». Надо выделить организаторов по участкам города в целях вовлечения на демонстрацию женщин и трудовое неорганизованное население, создав компактные группы и включая эти группы в общую демонстрацию. К активнейшему участию в подготовке демонстраций в деревне надо привлечь членов Сельсоветов, ККОВ, кооперации, членов других общественных организаций делегатов.

В начале 1920-х гг. уже стали уделять внимание подготовке к празднованию в быту. Для этого проводилась агитация среди делегатов домохозяек, работниц, школьников, пионеров и их родителей (через школы). Профсоюзные организации инструктировали культурно-бытовые комиссии при общежитиях, которым предписывали проведение коллективных мероприятий и украшение помещений, организацию красных уголков.

Помимо проведения работы по непосредственному празднованию, активистам предписывали вести разъяснительную и агитационную работу с отдельными группами населения по выполнению правительственного курса, например, кооперативным организациям через свои ячейки, уполномоченных кооперации следовало усилить вовлечение членов в кооперацию и подвести итоги кампании по сбору паев. Разъяснительную работу проводили с кадрами строительных рабочих в связи с строительным сезоном. «Одним из важнейших результатов Первомайской кампании должно быть сосредоточение внимания масс вокруг вопросов подготовки к работе в летних условиях, создать четкое общественное мнение о том, что ослабление темпа работы летом — может свести на нет достижения в нашей работе за зимний период» [4, л. 53].

Для поддержания праздничной атмосферы и положительного отношения граждан к политике партии обязательно празднование и агитация сопровождались художественным обслуживанием, на чем акцентировали внимание в соответствующих инструкциях.

Таким образом, в 1920-е гг. подготовке и проведению новых советских праздников власти уделяли весьма серьезное внимание, т.к. это позволяло подчеркнуть социально-ориентированную направленность политики партии большевиков и сформировать позитивное отношение населения к власти. Праздник 1 мая играл особую роль, он был посвящен поддержке трудящихся и демонстрировал сплоченность трудящихся с армией, партийными и советскими органами.

Следует сказать, что для территории Тюменской губернии характерным было то, что подавляющая часть населения проживала в селах и деревнях, и эти жители слабо включались в новые мероприятия. В связи с чем отделам агитации и пропаганды приходилось вести усиленную работу по привлечению граждан к революционным праздникам.

ВЫВОДЫ. В соответствии с источниками можно сделать вывод о разнообразии форм проведения Первомая, это: демонстрации, митинги, обмен делегациями, конкурсы, концерты, шествия с революционными песнями, детские утренники и тематические вечера. Помимо этого, печатались агитационные материалы и методическая литература, которыми снабжались организаторы проведения праздничных мероприятий. Организация и проведение революционных праздников инициировались из Центра по советской и партийной линии и вменялись в обязанность местным учреждениям.

Отличительной особенностью внедрения праздничной культуры в деревне является недостаточное участие инструкторов и агитаторов в подготовительной работе и отсутствие

ресурсов для охвата труднодоступных районов. В связи с этим сельские жители проникались новыми идеологическими ориентирами с опозданием от городского населения, в их среде сохранялись прежние традиции и праздничные предпочтения.

Особенностью периода начала 1920-х гг. является преобладание революционной и классовой тематики, а также разъяснение «мифологии» праздника, впоследствии тематика и формы торжеств расширяются.

К концу 1920-х гг. вместо разъяснений сути и направленности праздника приходит такая форма его проведения, как провозглашение достижений советской власти, это проявляется в газетных публикациях, в речах на митингах и собраниях, в экскурсиях и пр. Организаторы стремились привлечь к участию в праздновании Первомая более широкие слои населения, сделать праздник массовым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII-XX вв.). Тюмень, 2003. 304 с.

2. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (далее — ГБУТО ГАСПИТО). Ф. П-29. Оп. 1. Д. 384.

3. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1. Оп.1. Д. 496.

4. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-46. Оп. 1. Д. 699.

5. Государственный архив Тюменской области (далее — ГБУТО ГАТО). Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 79.

6. ГБУТО ГАТО. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 157.

7. Декрет СНК РСФСР от 17.06.1920 «Общее положение о тарифе (Правила об условиях найма и оплаты труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств в РСФСР)» // Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. 1920. № 61-62. Ст. 276.

8. Красильникова Е.И. Коммеморативный аспект октябрьских торжеств в Западносибирских городах 1920-х гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 3. С. 68-71.

9. Малышева С. Ю. Эволюция исторической мифологии «ноябрьских» праздников в России // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2019. Вып. 1 (44). С. 138-147.

10. Меньков С. В., Демин М. А. Формирование советской модели государственного праздника в первой половине 1920-х гг.: региональный аспект // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 206-208.

11. Оборский Е.Ю. Становление системы советских массовых праздников в 1920-е гг. (на материалах Ставрополья) // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 1. С. 159-166.

12. Шалаева Н.В.Становление советской праздничной культуры и особенности её восприятия в общественном сознании 1917-1920-х гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2013. Т. 13. № 4. С. 44-48.

13. Шаповалов С.Н.Советские революционные праздники в 1918-1920-е гг. // Теория и практика общественного развития. 2010. № 1. С. 288-294.

REFERENCES

1. Administrativno-territorial'noe delenie Tyumenskoj oblasti (XVII-XX vv.) [Administrative division of the Tyumen région (XVII-XX centuries)]. Tyumen, 2003. 304 s. (In Russian).

2. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti [State archive of socio-political history of the Tyumen region] (SASPHTR). F. P-29. Op 1. Ed. xr. 384. (In Russian).

3. SASPHTR. F. P-1. Op. 1. Ed. xr. 496. (In Russian).

4. SASPHTR. F. P-46 Op. 1. Ed. xr. 699. (In Russian).

5. Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoj oblasti oblasti [State archive of the Tyumen region] (SATR). F. R-2. Op 1. Ed. xr. 79. (In Russian).

6. SATR. F. R-2. Op. 1. Ed. xr. 157. (In Russian).

7. Dekret SNK RSFSR ot 17.06.1920 «Obshchee polozhenie o tarife (Pravila ob usloviyah najma i oplaty truda rabochih isluzhashchih vsekh predpriyatij, uchrezhdenij i hozyajstv vRSFSR» [Decree of the SNK of the RSFSR of 17.06.1920 «General regulations on the tariff] // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij RSFSR. 1920. № 61-62. St. 276 (Rules on the terms of employment and remuneration of workers and employees of all enterprises, institutions and farms in the RSFSR), [Collection of laws and orders of the RSFSR]. 1920. № 61-62, st. 276 (In Russian).

8. Krasilnikova E.I.Kommemorativnyj aspekt oktyabr'skih torzhestv vZapadnosibirskih gorodah 1920-h gg. [The commemorative aspect of October celebrations in the West Siberian cities of the 1920-s] // Gumanitarnye nauki v Sibiri. 2012. № 3. S. 68-71 (In Russian).

9. Malysheva S. Yu. Evolyuciya istoricheskoj mifologii «noyabr'skih» prazdnikov v Rossii [Evolution of historical mythology of «November» holidays in Russia] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. № 1 (44). S. 138-147 (In Russian).

10. Menkov S.V., Demin M.A. Formirovanie sovetskoj modeli gosudarstvennogo prazdnika v pervoj polovine 1920-h gg.: regional'nyj aspekt [Formation of the Soviet model of the state holiday in the first half of the 1920s: regional aspect] // Nauchnaya diskussiya sovremennoj molodyozhi: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Sb. st.] 2016. S. 206-208 (In Russian).

11. Oborsky E.Yu. Stanovlenie sistemy sovetskih massovyh prazdnikov v 1920-e gg. (na materialah Stavropol'ya) [Formation of the system of Soviet mass holidays in the 1920-s (on the materials of Stavropol)] // Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. 2019. № 1. S. 159-166 (in Russian).

12. Shalaeva N.V. Stanovlenie sovetskoj prazdnichnoj kul'tury i osobennosti eyo vospriyatiya v obshchestvennom soznanii 1917-1920-h gg. [Formation of the Soviet holiday culture and features of its perception in the public consciousness of the 1917-1920-s] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2013. Vol. 13. № 4. S. 44-48 (In Russian).

13. Shapovalov S.N.Sovetskie revolyucionnyeprazdniki v 1918-1920-e gg. [Soviet revolutionary holidays in the 1918-1920s.] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2010. N 1. S. 288-294 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.