Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

ВНЕДРЕНИЕ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1453
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-курс / массовый открытый онлайн-курс / онлайн-обучение / смешанное обучение / образовательный процесс / высшее образование / online course / mass open online course / online learning / blended learning / educational process / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.А. Еремицкая, Н.А. Ахунжанова

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс вуза. В ней излагаются взгляды на целесообразность использования онлайн-курсов, разработанных другими вузами. Рассматриваются характеристики, которыми должны обладать онлайн-курсы и которые необходимо учитывать при их разработке или выборе. Обозначаются модели интеграции массовых, открытых онлайн-курсов в образовательный процесс вуза. Раскрываются преимущества и недостатки внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс вуза. Особое внимание уделяется описанию препятствий, с которыми вуз может столкнуться в процессе подготовки и внедрения онлайн-курсов. Приводятся примеры из опыта внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс Астраханского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ONLINE COURSES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES

The article studies a current problem of introducing online courses into the educational process at a university. It sets out views on the feasibility of using online courses developed by other universities. The authors discuss characteristics that online courses should have and which of them should be taken into account when developing or choosing ones. Models of integration of mass open online courses into the educational process of the university are outlined. The advantages and disadvantages of introducing online courses into the educational process of a university are revealed. Particular attention is paid to describing obstacles that a university may face in the process of preparing and using online courses. Examples are given from the experience of implementing online courses in the educational process of Astrakhan State University.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

рост авторитета, приумножение профессиональных возможностей и др.), которое, в конечном счете, может привести и к улучшению ее благосостояния.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что профессионально-трудовая социализация является наиболее сильным фактором вхождения в профессию и

Библиографический список

закрепления в ней, поскольку позволяет личности увидеть профессиональное будущее и управлять своей карьерой. В профессии остается и продуктивно трудится только тот специалист, который осознает себя не временным работником, а профессионалом с понятными и значимыми для себя перспективами, к достижению которых он стремится.

1. Маслоу А. Психология бытия. Москва: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.

2. Блеер А.Н. Психология деятельности в экстремальных условиях. Москва: Академия, 2008.

3. Юнг К. Психофизические типы. Санкт-Петербург: Ювента, 1995.

4. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала молодежи в социально-культурном образовании: аксиологический подход: монография. Москва, Краснодар: Издательский дом МГИК, 2016.

5. Яишников А.Ю. Факторы успеха и риски вузовской социализации: на примере студентов высших учебных заведений г. Ростов-на-Дону и Ростовской области. Диссертация ... кандидата социологических наук, Москва, 2017.

6. Разуваев С.Г Профессиональная социализация обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2015.

References

1. Maslou A. Psihologiya bytiya. Moskva: Refl-buk; Kiev: Vakler, 1997.

2. Bleer A.N. Psihologiya deyatel'nosti v 'ekstremal'nyh usloviyah. Moskva: Akademiya, 2008.

3. Yung K. Psihofizicheskie tipy. Sankt-Peterburg: Yuventa, 1995.

4. Gorbacheva D.A. Razvitie tvorcheskogo potenciala molodezhi v social'no-kul'turnom obrazovanii: aksiologicheskij podhod: monografiya. Moskva, Krasnodar: Izdatel'skij dom MGIK, 2016.

5. Yaishnikov A.Yu. Faktory uspeha iriski vuzovskojsocializacii: na primere studentov vysshih uchebnyh zavedenijg. Rostov-na-Donu iRostovskojoblasti. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk, Moskva, 2017.

6. Razuvaev S.G. Professional'naya socializaciya obuchayuschihsya v usloviyah mnogourovnevogo obrazovatel'nogo kompleksa. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

Статья поступила в редакцию 23.03.21

УДК 378.14

Eremitskaya I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: irer@inbox.ru

Akhunzhanova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: nakhunzhanova@mail.ru

IMPLEMENTATION OF ONLINE COURSES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES. The article studies a current problem of introducing online courses into the educational process at a university. It sets out views on the feasibility of using online courses developed by other universities. The authors discuss characteristics that online courses should have and which of them should be taken into account when developing or choosing ones. Models of integration of mass open online courses into the educational process of the university are outlined. The advantages and disadvantages of introducing online courses into the educational process of a university are revealed. Particular attention is paid to describing obstacles that a university may face in the process of preparing and using online courses. Examples are given from the experience of implementing online courses in the educational process of Astrakhan State University.

Key words: online course, mass open online course, online learning, blended learning, educational process, higher education.

И.А. Еремицкая, канд. психол. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань, E-mail: irer@inbox.ru

Н.А. Ахунжанова, канд. пед. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань, E-mail: nakhunzhanova@mail.ru

ВНЕДРЕНИЕ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс вуза. В ней излагаются взгляды на целесообразность использования онлайн-курсов, разработанных другими вузами. Рассматриваются характеристики, которыми должны обладать онлайн-курсы и которые необходимо учитывать при их разработке или выборе. Обозначаются модели интеграции массовых, открытых онлайн-курсов в образовательный процесс вуза. Раскрываются преимущества и недостатки внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс вуза. Особое внимание уделяется описанию препятствий, с которыми вуз может столкнуться в процессе подготовки и внедрения онлайн-курсов. Приводятся примеры из опыта внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс Астраханского государственного университета.

Ключевые слова: онлайн-курс, массовый открытый онлайн-курс, онлайн-обучение, смешанное обучение, образовательный процесс, высшее образование.

В настоящее время наблюдается бурный рост числа онлайн-курсов, которые вузы используют в образовательном процессе. Многие ведущие вузы России и мира размещают свои онлайн-курсы на крупнейших онлайн-платформах, обеспечивая тем самым доступ к ним огромного числа слушателей независимо от их места проживания. Многие включают онлайн-курсы в учебные планы основных профессиональных образовательных программ высшего образования. На расширение использования качественных учебных онлайн-курсов в образовательном процессе вузы нацеливает не только существующая нормативная база, регулирующая систему образования в Российской Федерации, но и приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [1].

Причин бурного роста онлайн-курсов можно выделить несколько. Среди них М.С. Коган и Е.В. Уайндстейн называют следующие: «демократизация образования, создание открытого образовательного пространства, повышение престижа университетов-участников, возможность непрерывного образования и повышения квалификации, возможность решения назревших проблем в сфере высшего образования» [2, с. 20]. Отсюда основные признаки открытых онлайн-курсов - их

демократичность, массовость, бесплатность и глобальность как следствие бесплатности, простота и удобство использования, коммуникативные возможности, квалификация преподавателей [3].

Как известно, онлайн-курсы, используемые в образовательном процессе, могут быть разработаны как самостоятельно, так и другими вузами. Когда целесообразно использовать онлайн-курсы, созданные другими вузами? Например, когда вуз не может обеспечить реализацию той или иной дисциплины или её части в связи с отсутствием преподавателя требуемой квалификации (как правило, профессора) либо значительных издержек по его найму (проезд, питание, проживание и т. д.). Иными словами, онлайн-обуче-ние позволит вузу восполнить имеющийся кадровый дефицит и сохранить эффективность и стандарт качества в условиях ограниченных кадровых ресурсов.

Кроме того, использование онлайн-курсов, созданных другими вузами, позволит усилить привлекательность образовательных программ, реализуемых в вузе. Информация о прохождении студентами онлайн-курса от ведущего российского вуза может быть отражена в приложении к диплому, а это, в свою очередь,

может заинтересовать как родителей абитуриентов, так и - в дальнейшем - будущих работодателей выпускников.

Использование онлайн-курсов в образовательном процессе позволит студентам вуза:

- участвовать в программе виртуальной академической мобильности, то есть осваивать часть образовательной программы с помощью онлайн-курса другого вуза;

- ликвидировать разницу в учебных планах, например, при восстановлении в вуз, переводе на другую образовательную программу и т. д.;

- приобрести навыки анализа, синтеза, сравнения информации, полученной из разных источников;

- пройти онлайн-курс у ведущего преподавателя страны или автора учебника без увеличения стоимости реализации образовательной программы;

- получить сертификат или иной документ о прохождении онлайн-курса, выдаваемый вузом-разработчиком данного курса; и т.д.

Иными словами, через интеграцию массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс могут быть удовлетворены потребности вуза в восполнении нехватки преподавателей по узкопрофильным дисциплинам, сокращении финансовых затрат на преподавание, улучшении взаимодействия с ведущими российскими вузами, освоении и применении новых методов обучения, повышении студенческой мобильности и улучшении усвоения материала студентами [4]. Кроме того, интеграция массовых открытых онлайн-курсов в образовательные программы вуза позволит «увеличить вариативность учебного плана и расширить возможности для построения индивидуальной образовательной траектории» [5, с. 123].

На данный момент существует несколько моделей интеграции массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс вуза. Однако чаще всего выделяют три таких модели: 1) смешанное обучение (сочетание онлайн-курса с традиционными аудиторными занятиями по учебной дисциплине); 2) полная замена учебной дисциплины открытым онлайн-курсом; 3) использование открытых онлайн-курсов в качестве дополнительного материала [4; 6; 7]. При этом многие учёные отмечают, что полностью заменять традиционные курсы онлайн-курсами следует только тогда, когда в этом действительно есть необходимость. Кроме того, тематика и особенности преподавания некоторых учебных дисциплин не позволяют перевести аудиторные занятия по ним в формат онлайн-курса. Поэтому открытые онлайн-курсы следует применять только при смешанном обучении (используя их материалы полностью или частично, как дополнение к основному курсу) либо как дополнительный материал.

Какие критерии важны при выборе открытого онлайн-курса? На наш взгляд, гарантированным качеством любого онлайн-курса является, прежде всего, соответствие его содержания и результатов обучения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. И именно это считается одним из основных требований, которое российские вузы предъявляют к характеристикам онлайн-курсов для их использования в образовательном процессе.

Среди общих требований к массовым открытым онлайн-курсам выделяются также указание на трудоёмкость освоения курса, на планируемые результаты обучения и уровень их освоения, «наличие электронной версии сертификата с данными, подтверждающими личность студента (ФИО)» [4, с. 22]. Такие курсы должны иметь развёрнутую процедуру контроля качества освоения студентом учебной дисциплины и предусматривать возможность идентифицировать его личность при прохождении им промежуточной аттестации по курсу [1].

Мы считаем, что качественный онлайн-курс должен пройти экспертизу и соответствовать всем разработанным к нему требованиям: к его содержанию, структуре, формату, к технологии обучения внутри курса, оцениванию результатов и др. Он должен быть научным, системным, доступным, наглядным, активным, теория должна в нём быть тесно связана с практикой. Именно поэтому не всякий онлайн-курс можно назвать качественным. Следует различать онлайн-курсы «настоящие» и онлайн-курсы, созданные, к примеру, в условиях форс-мажора - пандемии COVID-19.

В свою очередь, создание качественного онлайн-курса повлечёт за собой изменение многих бизнес-процессов в вузе. Это и поддержка онлайн-курса, и его сопровождение, и встраивание в учебный план, и изменение нагрузки и мотивации преподавателя, и технологии взаимодействия со студентами и т.д.

На этапе подготовки и внедрения онлайн-курса как части образовательной программы вуз может столкнуться с рядом препятствий. Основное из них - это сопротивление преподавателей вуза, связанное с их страхом потерять нагрузку и, как следствие, быть уволенными.

С переходом в онлайн в марте 2020 г. объёмы нагрузки и у преподавателей, и у студентов в разы возросли, и частично сопротивление было связано именно с этим. Преподавателей трудно привлечь к созданию онлайн-курсов. Они сопротивляются данным инновациям, так как не понимают, как будут использоваться разработанные ими онлайн-курсы и как они могут повлиять на их академическую карьеру, не сократят ли их после того, как они разработают данный курс.

Многие преподаватели долгое время именно по этой причине не хотели выкладывать разработанные ими учебно-методические материалы даже на внутренней платформе дистанционного обучения. Кроме того, многие не владели новыми средствами и технологиями организации образовательного процесса.

Необходимо было организовать их обучение как технологическим аспектам работы, так и новым педагогическим технологиям. Если преподаватели не владеют технологиями обучения онлайн, то это может стать мучением и для студентов, и для преподавателей.

В ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» данная проблема решалась через курсы повышения квалификации: «Формирование электронных образовательных ресурсов на платформе LMS Moodle», «Теория и практика электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», организованные Департаментом непрерывного образования специально для профессорско-преподавательского состава университета, а также через стимулирующие выплаты за онлайн-курсы, разработанные в учётном году.

Многие преподаватели проявляют недоверие к качеству современных онлайн-курсов, разработанных их коллегами из других вузов, их содержанию и оценочным материалам, которые не всегда соответствуют составленной ими рабочей программе дисциплины. Подозрение у них вызывает и возможная фальсификация студентами своих результатов во время онлайн-обучения.

В этом учебном году ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» впервые заключил договор в рамках сетевого взаимодействия с ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"», совершая своего рода «покупку» для образовательных программ бакалавриата и специалитета («Социология», «Экономика», «Юриспруденция» и др.) нескольких реализуемых в нём дисциплин («Психология», «Теория отраслевых рынков», «Российское предпринимательское право» и др.). Благодаря этому некоторые преподаватели нашего университета имели возможность познакомиться с де-моверсиями онлайн-курсов, их целями, задачами, содержанием и т.д., а затем пройти обучение на данных курсах и получить реальное представление о том, как это работает.

Следующее препятствие - это несоответствующая инфраструктура. Многие студенты (особенно из сельских районов области) не имеют персональных компьютеров с необходимыми характеристиками или качественного доступа к сети Интернет. Для решения данной проблемы в период пандемии студентам, например, во время прохождения ими государственной итоговой аттестации были предложены учебные аудитории, находящиеся непосредственно в университете и оснащённые компьютерной техникой с качественным доступом в Интернет.

И, наконец, ещё одно препятствие, с которым вуз может столкнуться при заключении договора о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн-курсов, - это сопротивление его финансово-экономических структур, от которых потребуются серьезные инвестиции, и прежде всего, на финансирование каждого студента, проходящего онлайн-курс.

Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс вуза приведёт к тому, что вузу необходимо будет разработать ряд новых локальных нормативных актов либо внести изменения в уже имеющиеся, например, в такие как:

- Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- Регламент о зачёте результатов освоения онлайн-курсов;

- Положение об организации академической мобильности обучающихся;

- Положение о планировании учебной нагрузки и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом университета, и др.

Кроме внесения изменений в существующие локальные нормативные акты вуза или создания новых актов, потребуется также корректировка учебных планов и рабочих программ дисциплин. И здесь как перед работниками, занимающимися организацией онлайн-обучения в вузе, так и перед профессорско-преподавательским составом встаёт ряд вопросов.

- Как в учебном плане отразить, что та или иная дисциплина будет изучаться с использованием дистанционных образовательных технологий?

- Нужно ли (и если «да», то где именно) в учебном плане отражать информацию о том, какой вуз будет обучать студентов и какому конкретно он-лайн-курсу?

- Что делать, если время обучения на онлайн-курсе и по учебному плану не совпадают - вносить изменения в учебный план?

- Что собой должна представлять рабочая программа дисциплины, часть которой изучается с помощью онлайн-курса? Существует ли макет такой программы?

Ответы на данные вопросы, как и на многие другие, связанные с правильным построением учебных курсов, сочетающих в себе традиционные занятия и онлайн-курс (на уровне контента, распределения времени, оценивания и т. д.) с правильным подбором онлайн-курсов и зачётом результатов их освоения и т.п., до сих пор остаются открытыми. Во многом это связано с тем, что единый стандарт по организации учебного курса смешанного формата, как и по оценке качества открытых онлайн-курсов, пока отсутствует.

Ещё одна проблема, которую предстоит решить, - это кадры, которые непосредственно занимались бы организацией и поддержкой онлайн-обучения в вузе в рамках сетевого взаимодействия и контролировали процесс обучения студентов на онлайн-курсах. Возможно, это будут сотрудники уже функционирующего в университете структурного подразделения, к примеру, центра цифрового обучения. Может быть, будет создано новое структурное подразделение или введены новые штатные единицы в структуру уже существующего подразделения.

Решение - за руководством вуза. Но именно кадровый состав Т.В. Семенова и К.А. Вилкова выделяют в качестве одной из групп условий, необходимых для обеспечения успешной интеграции открытого онлайн-курса в образовательный процесс вуза, наряду с администрированием процесса интеграции и функционалом онлайн-платформы [5].

В заключение отметим, что внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс вуза, безусловно, будет иметь как свои плюсы, так и минусы. Среди неоспоримых преимуществ можно выделить реализацию принципов непрерывного образования, повышение привлекательности образовательных программ, восполнение имеющегося кадрового дефицита, существенную экономию финансовых и временных ресурсов. Среди недостатков - необходимость специальной подготовки преподавателей и тьюторов онлайн-обучения, высокие затраты на

Библиографический список

подготовку собственных онлайн-курсов, заключение договора между вузами о реализации образовательных программ со встроенными в них онлайн-курсами.

Однако оценивая все плюсы и минусы внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс вуза, следует признать, что достоинств оказывается гораздо больше, чем недостатков. К тому же отмеченные недостатки не являются для вуза столь непреодолимым препятствием. Возможности, которые открываются с включением онлайн-курсов в учебные планы вуза, позволяют сделать образовательный процесс более персонифицированным и максимально отвечающим потребностям обучающихся. При этом внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс должно быть не только тщательно продуманным и гибким со стороны руководства вуза, но и добровольным и творческим со стороны преподавателей.

1. Методические рекомендации о включении онлайн-курсов в учебные планы. Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Available at: https://aboutsfu-kras.ru/files/about/metodicheskie_rekomendaciLpdf

2. Коган М.С., Уайндстейн Е.В. Альтернативы массовым открытым он-лайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза. Вопросы методики преподавания в вузе. 2017; Т. 6, № 20: 19 - 28.

3. Чамчиян А.О. К вопросу о возможности сочетания МООК и традиционных форм обучения. Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014; № 1-1: 339 - 347.

4. Анализ потребностей вузов и опыта включения открытых онлайн-курсов в учебные планы. Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Available at: https://cdn.openedu.ru/fd95ff/8c1c1f15/docs/needs-analysis-2.pdf

5. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов. Университетское управление: практика и анализ. 2017; Т. 21, № 6: 114 - 126.

6. Рождественская Е.А. Проблемы цифровизации высшего образования в формате массовых открытых онлайн-курсов. Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2019; № 7: 256 - 261.

7. Хорошилова С.П. К вопросу об интеграции МООК в образовательную программу магистратуры. Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2020; Т. 14: 235 - 241.

References

1. Metodicheskie rekomendacii o vklyuchenii onlajn-kursov v uchebnye plany. Associaciya «Nacional'naya platforma otkrytogo obrazovaniya» Institut obrazovaniya, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Available at: https://about.sfu-kras.ru/files/about/metodicheskie_rekomendacii.pdf

2. Kogan M.S., Uajndstejn E.V. Al'ternativy massovym otkrytym on-lajn kursam pri integrirovanii ih v uchebnyj process vuza. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2017; T. 6, № 20: 19 - 28.

3. Chamchiyan A.O. K voprosu o vozmozhnosti sochetaniya MOOK i tradicionnyh form obucheniya. 'Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii. 2014; № 1-1: 339 - 347.

4. Analiz potrebnostej vuzov i opyta vklyucheniya otkrytyh onlajn-kursov v uchebnye plany. Associaciya «Nacional'naya platforma otkrytogo obrazovaniya» Institut obrazovaniya, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Available at: https://cdn.openedu.ru/fd95ff/8c1c1f15/docs/needs-analysis-2.pdf

5. Semenova T.V., Vilkova K.A. Tipy integracii massovyh otkrytyh onlajn-kursov v uchebnyj process universitetov. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017; T. 21, № 6: 114 - 126.

6. Rozhdestvenskaya E.A. Problemy cifrovizacii vysshego obrazovaniya v formate massovyh otkrytyh onlajn-kursov. Aktual'nye problemy prepodavaniya matematiki v tehnicheskom vuze. 2019; № 7: 256 - 261.

7. Horoshilova S.P. K voprosu ob integracii MOOK v obrazovatel'nuyu programmu magistratury. Aktual'nye problemy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. 2020; T. 14: 235 - 241.

Статья поступила в редакцию 23.03.21

УДК 377.031

Ivashko M.I., Doctor of Sciences (History), Professor, Head of Department of General Medical Disciplines, Russian State University of Justice (Moscow, Russia),

E-mail: mihail-ivashko@yandex.ru

ORGANIZING THE LEARNING PROCESS IN A CONTEXT OF UBIQUITOUS DISTANCE LEARNING: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE SPO SYSTEM. The article is devoted to the activities of educational institutions of secondary vocational education during the widespread introduction of distance learning. As a research task, an attempt is made to identify problems related to the activities of the teaching staff in conditions of self-isolation, the participation of students in the educational process during the study of general education disciplines, the role in the organization of the educational process in conditions of distance learning of the administration of the educational institution. The systematization of theoretical and factual material is carried out, the analysis of personal experience, practices of other educational institutions of secondary vocational education in distance learning is carried out. As a result of the conducted research, the key problems of the one-year experience of distance learning in the context of the pandemic are identified, possible ways to solve them are proposed, and a range of issues that need to be addressed for more effective use of distance learning in subsequent pedagogical activities is identified.

Key words: educational process, distance learning format, secondary vocational training, teacher, student.

М.И. Ивашко, д-р ист. наук, проф., зав. каф. общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия, г. Москва,

E-mail: mihail-ivashko@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПОВСЕМЕСТНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ СПО

Статья посвящена деятельности образовательных заведений среднего профессионального образования в период повсеместного введения дистанционного формата обучения. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка выявления проблем, связанных с деятельностью преподавательского состава в условиях самоизоляции, участием в образовательном процессе студенческой аудитории в ходе изучения общеобразовательных дисциплин, ролью в организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения администрации учебного заведения. Проведена систематизация теоретического и фактологического материала, осуществлен анализ личного опыта, практик других учебных заведений СПО по обучению в дистанционном формате. В результате проведенного исследования установлены ключевые проблемы годичного опыта дистанционного обучения в условиях пандемии, предложены возможные пути их решения, определен круг вопросов, которые требуют решения для более эффективного использования дистанционного обучения в последующей педагогической деятельности.

Ключевые слова: учебный процесс, дистанционный формат обучения, среднее профессиональное обучение, преподаватель, студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.