Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА'

ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное строительство / историко-архитектурная сре-да / архитектурно-художественный облик / г. Томск / архитектура и психология / modern construction / historical and architectural environment / archi-tecture / Tomsk

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Юлия Александровна Стояк

Статья посвящена актуальной проблеме современности – меняющемуся архитектурно-художественному облику исторических городов России. В исследовании освещены вопросы, связанные с внедрением новых объектов в историческую среду. В работе применены методы критического анализа научной литературы, сравнитель-ного архитектуроведческого анализа и системно-структурного анализа информации. Научная новизна заключается в применении анализа распространенных методов но-вого строительства в исторической среде к архитектурному облику г. Томска. Методо-логической и теоретической основой исследования являются теоретические труды ар-хитекторов, посвященные архитектурному образу города, исследования, касающиеся оценки психоэмоционального воздействия архитектуры на человека, а также материалы натурного исследования, проведенного в рамках работы над проектом. В результате исследования выявлены ключевые аспекты нового проектирования, каса-ющиеся тактики взаимодействия современных сооружений и объектов историко-архитек-турной среды, проведен анализ современной застройки г. Томска в историческом центре. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке студентов-архитекторов и в практической дея-тельности архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION OF NEW ARCHITECTURE IN HISTORICAL ENVIRONMENT OF TOMSK

Purpose: The aim of this work is to highlight issues relating to the introduction of new objects into the historical environment of Tomsk. Methodology/approach: Critical analysis of the scientific literature, comparative and analy-sis of architecture, system and structural analysis of information. A study of theoretical works of architects devoted to the urban architecture; assessment of architectural impact on a person; field research. Research findings: Key aspects are identified for the interaction between modern structures and objects of historical and architectural environment. The analysis is presented for the Tomsk development at the historical center. Practical implications: The possibility of using the obtained results in training of architec-ture students and in practical activity of architects. The application of new construction meth-ods in the historical environment to Tomsk architecture.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 5. С. 9-22.

ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (5): 9-22. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72.013

DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-5-9-22 EDN: TICMBP

ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА

Юлия Александровна Стояк

Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современности - меняющемуся архитектурно-художественному облику исторических городов России. В исследовании освещены вопросы, связанные с внедрением новых объектов в историческую среду.

В работе применены методы критического анализа научной литературы, сравнительного архитектуроведческого анализа и системно-структурного анализа информации.

Научная новизна заключается в применении анализа распространенных методов нового строительства в исторической среде к архитектурному облику г. Томска. Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические труды архитекторов, посвященные архитектурному образу города, исследования, касающиеся оценки психоэмоционального воздействия архитектуры на человека, а также материалы натурного исследования, проведенного в рамках работы над проектом.

В результате исследования выявлены ключевые аспекты нового проектирования, касающиеся тактики взаимодействия современных сооружений и объектов историко-архитек-турной среды, проведен анализ современной застройки г. Томска в историческом центре.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке студентов-архитекторов и в практической деятельности архитекторов.

Ключевые слова: современное строительство, историко-архитектурная среда, архитектурно-художественный облик, г. Томск, архитектура и психология

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке Ассоциации искусствоведов России.

© Стояк Ю.А., 2023

Для цитирования: Стояк Ю.А. Внедрение новой архитектуры в исторический контекст на примере города Томска // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 5. С. 9-22. DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-4-9-22. EDN: TICMBP

ORIGINAL ARTICLE

INCLUSION OF NEW ARCHITECTURE IN HISTORICAL ENVIRONMENT OF TOMSK

Yulia A. Stoyak

Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia

Abstract. Purpose: The aim of this work is to highlight issues relating to the introduction of new objects into the historical environment of Tomsk.

Methodology/approach: Critical analysis of the scientific literature, comparative and analysis of architecture, system and structural analysis of information. A study of theoretical works of architects devoted to the urban architecture; assessment of architectural impact on a person; field research.

Research findings: Key aspects are identified for the interaction between modern structures and objects of historical and architectural environment. The analysis is presented for the Tomsk development at the historical center.

Practical implications: The possibility of using the obtained results in training of architecture students and in practical activity of architects. The application of new construction methods in the historical environment to Tomsk architecture.

Keywords: modern construction, historical and architectural environment, architecture, Tomsk

Funding: This work was financially supported by the Association of Art Experts of Russia.

For citation: Stoyak Yu.A. Inclusion of new architecture in historical environment of Tomsk. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (5): 9-22. DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-4-9-22. EDN: TICMBP

Введение

Градостроительный каркас и уникальный архитектурный образ большинства российских городов во многом является заслугой и наследием прошлого. Централизованное управление строительной деятельностью в России в период классицизма позволило создать гармоничные градостроительные каркасы и ансамбли большинства российских городов, при этом новая по стилистике архитектура последующих этапов органично включалась в уже сложившуюся среду, не нарушая ее логики. Тенденции строительной практики последних лет приводят к тому, что эти некогда целостные градостроительные образования повсеместно разрушаются. Несмотря на отдельные положительные примеры, новое время в целом оказалось не способно к рациональному тактическому взаимодействию с историческим наследием, чему есть целый ряд причин. Логика и практика градостроительства прошлых эпох и современности неизбежно вступают в конфликт, острее всего эти «противостояния» проявляют себя

в центрах городов, где еще сохранились исторические здания. И если в советский период истории новые включения еще подчинялись единому замыслу внутри собственной системы, хоть и подчас полностью игнорировали контекст, то сегодня механизмы регулирования архитектурной деятельности предполагают большую свободу в трактовке художественных образов. Это в значительной степени повышает важность этики взаимоотношений «старого» и «нового», основанной на профессиональном взгляде на объект обсуждения и исключающей фактор предвзятости.

Изучению проблем исторических городов, градостроительного планирования и проектирования в исторической среде посвящено множество исследований отечественных и зарубежных авторов. Главные принципы отношения к исторической застройке в условиях постоянно меняющегося города нашли отражение и в ряде международных документов (Вашингтонская хартия, 1987 г.; Квебекская декларация по сохранению духа места, 2008 г.; Принципы Валетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями, 2011 г. и т. д.). Ряд исследований посвящены изучению принципов формирования новой архитектуры в сложившейся среде и анализу современного опыта.

В научных кругах неоднократно поднимались и продолжают рассматриваться вопросы облика города, его смысловых пластов, восприятия человеком архитектурной среды. Старейшая область исследований в психологии, наряду с психофизикой, - экспериментальная эстетика, исследующая эстетический опыт восприятия, зародилась еще в XIX в. Методологические труды по архитектурному проектированию в основной массе основаны как раз на опыте эстетического восприятия. Архитектор должен в совершенстве владеть искусством понимания формы и ее влияния на человека, поскольку восприятие архитектуры всегда связано с переживанием тех или иных эмоций [1-4].

Работы в области теории архитектуры концентрируют внимание на разнообразных аспектах градостроительной деятельности, выявляя особенности функционирования и формирования городской среды. Многие подобные исследования в той или иной степени имеют целью определение методологии для работы с исторической средой, в том числе при новом строительстве [5-9]. Однако, ввиду исключительной сложности и многоаспектности данного вопроса, единой системы подхода к проектированию в исторической среде на данный момент не существует. По большей части итоговый результат нового проектирования зависит от предпочтений архитектора и застройщика.

Приемы включения новой архитектуры

Вопросы взаимодействия новой и старой архитектуры становятся особенно значимыми (и до сих пор не теряют актуальности) со второй половины XX в. и начинают активно обсуждаться в последней трети XX в. Наибольшее распространение получили следующие типы внедрения новых объектов в сложившуюся среду: стилизация, контрастный подход и контекстный подход. Каждый из этих методов подвергался критике, и каждый нашел применение в разных условиях исторической среды в России и за рубежом.

Суть принципа стилизации заключается в том, что новое сооружение «перенимает» базовые характеристики среды проектирования, такие как масштаб застройки, цветовые и стилистические характеристики архитектурных решений, отдельные приемы исторической архитектуры, объемно-пространственная структура объекта или комплекса в целом. В отдельных случаях данный тип внедрения новой застройки сводится к простому копированию. Однако в случаях, когда особенности архитектуры прошлого подвергаются творческой переработке, возможно появление более ценных с архитектурной точки зрения объектов.

Контрастный подход - довольно жесткий метод проектирования, и, хотя профессионализм и чуткость архитектора имеют значение при любых подходах, в данном случае этот аспект имеет еще большее значение, т. к. предполагается, что новый объект будет значительно выделяться в архитектурной среде. Он может стать основой формирования новой объемно-пространственной системы в зависимости от степени доминирования над окружающей застройкой.

Контекстный подход - наиболее гибкая форма проектирования в исторической среде, поскольку она предполагает создание архитектурных объектов в современной стилистике соответственно духу времени. При этом более глубокий и творческий анализ среды проектирования позволяет встроить новый объект в ткань города безболезненно, без потерь ее ценностных характеристик.

В настоящем исследовании проанализирован ряд новых зданий в исторической части главной улицы Томска - проспекта Ленина (от ул. Дальне-Ключевской до Лагерного сада), поскольку именно эта улица наиболее посещаема как жителями, так и гостями города.

Подходы к новому проектированию в Томске нельзя отнести к одному из описанных выше способов. Скорее они представляют собой сочетание этих методов. Как правило, именно многоэтажные жилые дома наиболее деструктивно воздействуют на историческую среду. В данном отношении не столь важно, расположены они по красным линиям исторической застройки или в глубине кварталов, восприятие ансамбля улицы в обоих случаях оказывается нарушенным. На практике в Томске реализуется два подхода: полное игнорирование контекста и частичное применение некоторых элементов исторической архитектуры (арки, башенки и т. д.), которые, с одной стороны, призваны «примирить» старую и новую архитектуру, с другой - могут не соответствовать характеру архитектуры конкретного места проектирования и подбираться «механически» по принципу принадлежности стилистике прошлых эпох.

На рис. 1 приведены примеры реального масштаба исторической среды пр. Ленина на периферийных областях, представленного в основной массе двухэтажными деревянными или каменными зданиями. На рис. 2, 3 показано, как сильно масштаб новых жилых зданий контрастирует с исторической средой. В то же время попытки привнести в новую архитектуру приемы из предыдущих эпох нисколько не снижают дисгармоничного влияния таких зданий, поскольку сами эти элементы теряются на фоне массивных фасадов. В таких условиях невозможно говорить об ансамблевости градостроительных элементов города, что в целом приводит к разрушению общей гармонии архитектурно-художественного облика Томска.

Рис 1. Масштаб исторической среды южных и северных участков пр. Ленина. Фото Ю.А. Стояк, 2021 г.

Fig. 1. Historical environment of southern and northern parts of Lenin Ave. Photographs by Yu.A. Stoyak, 2021

В эпоху, соответствующую сохранившейся архитектурно-исторической среде, именно доминанты позволяли выделять наиболее значимые зоны города (центры и подцентры, формирующиеся вокруг общественных зданий). Смешение смыслов, наблюдаемое в настоящее время, приводит к тому, что город уже невозможно «читать» без запинки и формировать четкое представление о его структуре.

Параметры дисгармонии нового здания относительно среды проектирования включают не только объемно-пространственную композицию, но и цветовое решение, масштаб деталей, характер примененных материалов и т. д. Приведенные примеры показывают, что стилизованные архитектурные элементы новых зданий «вырваны» из контекста участков проектирования и не отвечают общей стилистике исторического ансамбля пр. Ленина. Вместе с тем использование контрастного красного кирпича только усиливает фокус внимания на разнице между исторической застройкой и современной. Изучение архитектурных решений представленных жилых домов, скорее, показывает, что главной целью при формировании их облика выступала собственная композиция вне контекста, а «уступки» исторической среде, выразившиеся в применении псевдоисторических приемов, по существу случайны, не обоснованы предпро-ектным анализом и не опираются на конкретные данные исследования каждого участка проектирования и его характеристик.

Рис. 2. Жилые здания на пр. Ленина, выходящие фасадами на центральную улицу

и расположенные в глубине квартала. Фото Ю.А. Стояк, 2021 г. Fig. 2. Residential buildings on Lenin Avenue and at the back of the block. Photographs by Yu.A. Stoyak, 2021

Рис. 3. Новые жилые здания на пр. Ленина в глубине кварталов. Фото Ю.А. Стояк, 2021 г. Fig. 3. New residential buildings on Lenin Avenue at the back of blocks. Photographs by Yu.A. Stoyak, 2021

В центральной части города, где процент современной застройки несколько снижается за счет сохранения исторических общественных зданий, формируется иная картина. Масштаб исторической среды на данных территориях повышается, а масштаб современной застройки снижается, т. к. она представлена не только жилыми, но и общественными зданиями. К тому же на данных территориях действуют строгие градостроительные регламенты. На рис. 4, 5 показан пример, когда современное здание тактично по масштабу вписывается в контекст, и это приводит к качественно иным результатам и, как следствие, к формированию нейтральной либо положительной оценки жителями эмоционального воздействия архитектуры этих улиц.

Не делая выводов относительно архитектуры этих новых зданий, можно сказать, что нейтральное цветовое решение и приближение к масштабу среды значительно улучшают восприятие улицы в сравнении с предыдущими примерами.

В г. Томске можно наблюдать несколько примеров, когда новое здание претендует на «диалог» с историческим наследием и в то же время доминирует над ним, нарушая сложившуюся объемно-пространственную композицию улицы и саму идею ее облика. Яркий пример - здание торгового центра Big City, в архитектуре которого, с одной стороны, используется стилизация, с другой - контраст (по цветовому и объемно-пространственному решению). Со стороны пл. Ленина влияние безусловного центра притяжения со времени своего строительства - Пассажа Второва (1903-1905 гг. постройки) нивелируется зданием Big City. С южной стороны, если рассматривать ансамбль ул. Ленина от подъема к Главпочтамту, купол Big City со шпилем «спорит» с аналогичным куполом магазина Голованова, 1899 г. («Нижний гастроном») и закрывает панораму на пл. Ленина и Богоявленский собор (рис. 6).

Рис. 4. Современные жилые здания, в целом соответствующие масштабу окружающей застройки, с нейтральным решением и частичным заимствованием элементов исторической архитектуры. Фото Ю.А. Стояк, 2021 г.

Fig. 4. Modem residential buildings generally corresponding to the urban development, with a neutral solution and partial borrowing of elements of historical architecture. Photographs by Yu.A. Stoyak, 2021

Рис. 5. Застройка советского периода на пр. Ленина, превышающая масштаб среды,

но в целом с нейтральным отношением к контексту. Фото Ю.А. Стояк, 2021 г. Fig. 5. Soviet-era development on Lenin Avenue, exceeding the environment scale, but generally neutral. Photographs by Yu.A. Stoyak, 2021

Рис. 6. Здание торгового центра Big City в г. Томске [10] Fig. 6. Building of the Big City shopping centre in Tomsk [10]

Подобное влияние оказывает здание Гуманитарного лицея, реконструированное в 2015 г. и расположенное с нюансным отклонением от центральной оси здания Томского государственного университета, что нарушает одну из основных идей классицистического наследия. Архитектурный акцент, созданный за счет увеличения этажности и подчеркнутой осевой симметрии, смещает градус внимания с ансамбля университета и рощи (рис. 7). При этом здание лицея копирует осевую симметрию и элементы классицизма (треугольный фронтон, рустовка, замковые камни, арочные окна), как бы цитируя здание университета, что в общем оказывает, напротив, деструктивное влияние на исторический градостроительный каркас. Если обратить внимание на дореволюционные здания, расположенные на нечетной стороне пр. Ленина, окажется, что каждое из них формировало нейтральный фронт застройки, уступая главную роль университету, тогда как сегодня новые здания становятся архитектурными акцентами за счет контрастной композиции.

Рис. 7. Анализ планировочного и архитектурных решений новой застройки по пр. Ленина относительно исторического корпуса ТГУ. Фото Ю.А. Стояк, 2021 г.: а - здание Томского государственного университета; б - здание Гуманитарного лицея; в - расположение зданий университета и лицея, планировочное решение [11]; г - Институт экономики и менеджмента ТГУ; д - торгово-офисное здание Fig. 7. Analysis of planning and architectural solutions of the new development on Lenin Ave. against the historical building of Tomsk State University. Photographs by Yu.A. Stoyak, 2021:

a - TSU building; b - Humanitarian Lyceum; c - university and lyceum buildings, planning solution [11]; d - Institute of Economics and Management; e - commercial and office building

Собственно полноценная стилизация с копированием исторической среды на пр. Ленина не применяется (рис. 8).

Рис. 8. Примеры стилизации в современных общественных зданиях в центральной части пр. Ленина. Фото Ю.А. Стояк, 2021 г.

Fig. 8. Stylized design of modern public buildings in the central part of Lenin Ave. Photographs by Yu.A. Stoyak, 2021

Подход к новому проектированию в Томске объединяет метод стилизации (заимствования элементов исторической архитектуры) и метод творческой переработки архитектурных приемов прошлого, накладывающихся на вполне современную объемно-пространственную композицию. При этом отдельные смелые решения, характерные для новой архитектуры, накладываясь на псевдоисторизм, делают облик здания контрастным сложившейся среде. Таким образом, полно-

ценного включения новых зданий в исторический контекст не складывается. Они не поддерживают историческую среду и не являются частью целостной новой системы (т. к. решают задачи отдельно взятого участка проектирования), что приводит к формированию хаотичной застройки города вместо организованной (рис. 9).

Рис. 9. Примеры стилизации в современных общественных зданиях в южной части

пр. Ленина. Фото Ю.А. Стояк, 2021 г. Fig. 9. Stylized design of modern public buildings in the southern part of Lenin Ave. Photographs by Yu.A. Stoyak, 2021

Таким образом, в исследовании рассмотрены примеры внедрения новой застройки и сложившиеся «традиции» проектирования зданий в исторической среде в г. Томске. Выполнен сравнительный анализ основных приемов нового строительства в Томске относительно приемов, нашедших применение в других городах России, исследовано влияние объектов нового строительства на архитектурно-художественный облик Томска.

Заключение

Проблема внедрения новой застройки с точки зрения влияния на архитектурно-художественный образ города в большей степени относится не столько к масштабу и высотным показателям, сколько к характеру элементов и стилистики зданий, а также их взаимодействию между собой. Даже в районах с малоэтажной застройкой (соответствующей по параметрам высоты, масштаба, членений фасадов) может формироваться деструктивная среда вследствие несогласованности цветового решения и характера отделки фасадов.

В настоящее время, в противовес исторической застройке, архитектор-проектировщик имеет в своем арсенале огромное количество архитектурно -конструктивных приемов, материалов, стилистических наработок, не говоря уже о большом разнообразии и усложнении функциональной типологии современной архитектуры. Выбор того или иного метода или материала в значительной степени субъективен и складывается из большого числа факторов, при этом предпроектный анализ существующей среды часто ведется только на тех территориях, где установлены строгие градостроительные регламенты, и ограничивается изучением только самих регламентов.

Как верно отмечает А.В. Иконников, «для реконструкции исторических комплексов нельзя предложить универсальные рецепты» [12]. Однако, если сравнивать методы внедрения, апробированные в других городах России, можно отметить, что суть контекстного подхода более универсальна. Этот подход является более гибким по отношению к другим методам и лучше выражает именно «современный» характер архитектуры, которая по своей сути является выразителем духа времени, тогда как метод полной стилизации приводит к определенной «фальшивости» вновь создаваемых объектов, а контрастный подход при недостаточно высоком уровне профессионализма приводит к появлению дисгармоничных объектов, разрушающих городскую среду и негативно влияющих на психоэмоциональное состояние жителей.

Список ИСТОЧНИКОВ

1. Шилин В.В. Архитектура и психология. Нижний Новгород : Изд-во Нижегород. гос. ар-хит.-строит. ун-та, 2011. 68 с.

2. Яргина З.Н. Эстетика города. Москва : Стройиздат, 1991. 365 с.

3. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. 2-е изд. Москва : Юрайт, 2023. 355 с.

4. Забельшанский Г.Б., Минервин Г.Б., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация // Архитектура и эмоциональный мир человека. Москва : Стройиздат, 1985. 207 с.

5. Баранов Н.Н. Силуэт города. Москва : Стройиздат, 1980. 180 с.

6. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. Москва : Молодая гвардия, 1990. 352 с.

7. Янковская Ю.С. Архитектура городской среды. Образ и морфология. Санкт-Петербург : Лань, 2021. 248 с.

8. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. Москва : Стройиздат, 1984. 256 с.

9. Пруцын О.И. Архитектурно-историческая среда. Москва : Стройиздат, 1990. 480 с.

10. Путешествие в Томск // livejournal : [сайт]. - URL: https://imperium-ross.live-journal.com/35277.html (дата обращения: 08.05.2023).

11. Градостроительный атлас г. Томска. URL: https://map.admtomsk.ru (дата обращения: 08.05.2023).

12. Иконников А.В. Эстетические проблемы композиции. Москва : Стройиздат, 1972. 216 с.

References

1. Shilin V.V. Architecture and psychology. Brief lecture notes. Nizhny Novgorod, 2011. 68 p. (In Russian)

2. Yargina Z.N. The aesthetics of the city. Moscow: Stroyizdat, 1991. 366 p. (In Russian)

3. Stepanov A.V., Ivanova G.I., Nechaev N.N. Architecture and Psychology. 2nd ed., Moscow: Yurait, 2023. 355 p. (In Russian)

4. Zabel'shanskii G.B., Minervin G.B., RappaportA.G., Somov G.Yu. Emotional impact of the architectural environment and its organization. In: Architecture and the human emotional world. Moscow: Stroyizdat, 1985. 207 p. (In Russian)

5. Baranov N.N. Silhouette of the city. Moscow: Stroyizdat, 1980. 180 p. (In Russian)

6. Gutnov A.E., Glazychev V.L. The world of architecture: The face of the city. Moscow: Mo-lodaya gvardiya, 1990. 352 p. (In Russian)

7. Yankovskaya Yu.S. Architecture of the urban environment. Image and morphology. Staint-Petersburg: Lan', 2021. 248 p. (In Russian)

8. GutnovA.E. Evolution of urban planning. Moscow: Stroyizdat, 1984. 256 p. (In Russian)

9. Prutcyn O.I. Architectural and historical environment. Moscow: Stroyizdat, 1990. 480 p. (In Russian)

10. Journey to Tomsk. Available: https://imperium-ross.livejournal.com/35277.html (accessed May 8, 2023). (In Russian)

11. Urban Atlas of Tomsk. Available: https://map.admtomsk.ru (accessed May 8, 2023). (In Rissian)

12. IkonnikovA.V. Aesthetic problems of composition. Moscow: Stroyizdat, 1972. 216 p. (In Russian)

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стояк Юлия Александровна, канд. архитектуры, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, yulia.stoyak@yandex.ru

Author Details

Yuliya A. Stoyak, PhD, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, yulia.stoyak@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2023 Одобрена после рецензирования 02.07.2023 Принята к публикации 21.09.2023

Submitted for publication 03.05.2023 Approved after review 02.07.2023 Accepted for publication 21.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.