Научная статья на тему 'Особенности организации архитектурной среды города-завода Воткинска в XIX - начале XX в'

Особенности организации архитектурной среды города-завода Воткинска в XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ГОРОДА / МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ПЛОТИНА / ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ / ARCHITECTURAL AND ARTISTIC IDENTITY / PERCEPTION INTEGRITY / SMALL ARCHITECTURAL FORMS / PLANTING OF GREENERY / BARRAGE / PREDESIGN ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стояк Юлия Александровна, Романова Лариса Степановна

В статье освещается роль архитектурной среды в формировании и сохранении архитектурно-художественного своеобразия уральского города-завода Воткинска, связанного с именем русского композитора П.И. Чайковского. Авторы раскрывают значение заводских и городских органов управления в планировании архитектурной среды этого старинного города. Проанализированы основные элементы благоустройства и озеленения, заложенные на разных этапах становления и развития города, а также малые архитектурные формы, дана характеристика их современного состояния. Современное состояние архитектурной среды Воткинска позволяет сделать вывод о необходимости проведения тщательного предпроектного анализа, предшествующего проектированию благоустройства на территории исторического города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Votkinsk city-plant architectural space in the 19th and early 20th centuries

The article is devoted to the architectural space role in the formation and preservation of the architectural and artistic identity of Votkinsk city-plant associated with the name of the Russian composer P. I. Tchaikovsky. The authors show the importance of factory and city government in beautification of this ancient city. The main elements of architectural space and gardening at different stages of the formation and development of the city are analyzed as well as small architectural forms and their current status. The analysis of the Votkinsk improvement allows us to conclude that it is necessary to conduct a thorough pre-design analysis prior to the urban development.

Текст научной работы на тему «Особенности организации архитектурной среды города-завода Воткинска в XIX - начале XX в»

УДК 72.035.5 DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-6-30-41

Ю.А. СТОЯК, Л.С. РОМАНОВА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА-ЗАВОДА ВОТКИНСКА В XIX - НАЧАЛЕ XX В.

В статье освещается роль архитектурной среды в формировании и сохранении архитектурно-художественного своеобразия уральского города-завода Воткинска, связанного с именем русского композитора П.И. Чайковского. Авторы раскрывают значение заводских и городских органов управления в планировании архитектурной среды этого старинного города. Проанализированы основные элементы благоустройства и озеленения, заложенные на разных этапах становления и развития города, а также малые архитектурные формы, дана характеристика их современного состояния. Современное состояние архитектурной среды Воткинска позволяет сделать вывод о необходимости проведения тщательного предпроектного анализа, предшествующего проектированию благоустройства на территории исторического города.

Ключевые слова: архитектурно-художественное своеобразие; целостное восприятие города; малые архитектурные формы; озеленение; плотина; пред-проектный анализ.

Для цитирования: Стояк Ю.А., Романова Л.С. Особенности организации архитектурной среды города-завода Воткинска в XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 6. С. 30-41.

DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-6-30-41

Yu.A. STOYAK, L.S. ROMANOVA,

Tomsk State University of Architecture and Building

VOTKINSK CITY-PLANT ARCHITECTURAL SPACE IN THE 19th AND EARLY 20th CENTURIES

The article is devoted to the architectural space role in the formation and preservation of the architectural and artistic identity of Votkinsk city-plant associated with the name of the Russian composer P. I. Tchaikovsky. The authors show the importance of factory and city government in beautification of this ancient city. The main elements of architectural space and gardening at different stages of the formation and development of the city are analyzed as well as small architectural forms and their current status. The analysis of the Votkinsk improvement allows us to conclude that it is necessary to conduct a thorough pre-design analysis prior to the urban development.

Keywords: architectural and artistic identity; perception integrity; small architectural forms; planting of greenery; barrage; predesign analysis.

For citation: Stoyak Yu.A., Romanova L.S. Blagoustroistvo goroda-zavoda Vot-kinska v XIX - Nachale XX v. [Votkinsk city-plant architectural space in the 19th and early 20th centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroi-tel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21. No. 6. Pp. 30-41.

DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-6-30-41

© Стояк Ю.А., Романова Л.С., 2019

Город-завод Воткинск, возникший в конце XVIII в. и в настоящее время являющийся моногородом, в значительной степени сохранил заложенные при строительстве градостроительные особенности. Центральная часть города, представленная в основной массе исторической застройкой XIX - начала XX в., в настоящее время подвергается значительным трансформациям, связанным с необходимостью его дальнейшего развития. Однако такие изменения в абсолютном большинстве случайны и не имеют концептуальной составляющей, оставляя в стороне важные этические вопросы проектирования в исторической среде. В научных исследованиях, посвященных этой тематике, совершенно справедливо большое внимание уделяется принципам проектирования зданий и сооружений и в меньшей степени - вопросам благоустройства. Тем не менее тенденции осознанного обращения к «духу города», к сформировавшимся веками его аутентичным особенностям начинают все активнее проникать в общественную жизнь. Данная работа посвящена исследованию исторического облика архитектурно-пространственной среды Воткинска, планирование которой в XIX в. являлось важной составляющей административно-хозяйственной деятельности, что вытекало из особенностей уклада жизни города-завода.

Управление городов-заводов уделяло особое внимание благоустройству заводской территории. Несмотря на некоторое отставание во внедрении различных видов благоустройства (в частности, отсутствие водопровода и канализации), в целом заводские поселения выглядели довольно опрятно [1]. Управители завода заботились о внешнем облике поселения, обязывая мастеровых благоустраивать территории вокруг своих участков. Приказом Воткин-ской заводской управы благочиния 1819 г. жителям города предписывалось следить за сухостью улиц, устраивать каналы, укрепляя их булыжником или дерном, устраивать небольшие и одинаковые мостики для переходов. Другим указом за 1842 г. запрещалось поддерживать поправками ветхое жилье. Этим же указом надлежало возвести набережную от плотины к заводскому госпиталю, для чего требовалось снести несколько жилых домов.

В первые годы существования завода жители пользовались родниковой водой, а также рыли колодцы на своих огородах. Позднее после истощения местных колодцев стали устраивать общественные, а в конце XIX в. в районы Зареку и Конанок был проведен самотечный водопровод в деревянных желобах [2].

Наиболее благоустроенным местом в Воткинске, как и в других городах-заводах, была плотина. Этот признак стал одной из отличительных особенностей городов-заводов. Ансамбль заводских фабрик органично вписывался в архитектуру города, а плотина, как основной градообразующий элемент, играла роль общественного центра и места народных гуляний. Плотина Воткинского завода была одной из самых больших на Урале и совершенной по техническому устройству. Главные сливные прорезы плотины были акцентированы павильоном, регулирующим сброс воды, напротив которого на небольшом искусственном выступе была устроена Иордань, а затем установлен памятник-якорь. Особенно тщательно благоустройством плотины занимался И.П. Чайковский, отец композитора П.И. Чайковского, служивший начальником завода в 1837-1848 гг. Спустя почти полстолетия общий вид плотины оставался неизменным. «Плотина пруда на расстоянии 400 сажень огорожена

чугунными решетками и окопана канавами, которые вымощены бутовым камнем и отделены от плотины чугунными же тумбами; к стороне фабричных зданий между канаваю и решеткою вымощен тротуар, а к стороне пруда за канавою и решеткою устроен бульвар. Бульвар обсажен по обеим сторонам липами, и аллея бульвара тянется вдоль берега заводского пруда и плотины на 300 сажен длины. По средине бульвара к стороне пруда построен памятник в память посещения Воткинского завода в 1837 году Государем Императором Александром Николаевичем»1. Липовые аллеи служили одновременно ветровой защитой. На бульваре были разбиты цветники. Однако остальная территория набережной, как правило, не была благоустроена, здесь сохранялись естественные берега пруда. Известно, что уже к 1837 г. на заводе была устроена иллюминация2 (рис. 1, а).

Рис. 1. Иллюминация на Боткинском заводе. Фото начала XX в. (а) (МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска». Отдел фото. Арх. № 51 -НВ); план Торговой площади Боткинского завода и примыкающих к ней подвижных лавочек и мясного ряда. 1893 г. (б) (ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 9862. Л. 48)

Система зеленых насаждений города включала в себя небольшие парки вокруг общественных зданий (госпиталей, церквей, училищ). Кроме того, сады устраивались частными лицами, как, например, парк «Отрада», устроенный в 1820-х гг. инженером Л. Отрадой, Богатыревский сад или парк при Богадельне А.И. Созыкина, в котором стараниями местного краеведа Б.Ф. Берд-

1 Феклистов Б. Боткинский казенный завод // Вятские губернские ведомости. 1883. № 80. 5 окт. С. 4.

2 Бердников Б.Ф. Посещение Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем (бывшим впоследствии Царем Освободителем) Воткинскаго завода в 1837 году // Известия Сарапульско-го земскаго музея. Вып. 2-й. Сарапул: Типография Н.Е. Ончукова, 1912. С. 1-12.

никова были собраны редкие виды растений. Особое значение имел сад при усадьбе горного начальника. Для его обустройства приглашались специалисты. И.П. Чайковский в своем письме к жене от 15 апреля 1837 г. описывал чудесное состояние усадебного парка: в нем были цветущие растения, выращивались овощи и фрукты, были устроены беседки [3]. Благоустроенные парки Воткинска создавались обеспеченными людьми, нередко принадлежавшими к купеческому сословию.

1837 г. - год начала работы на Воткинском заводе И.П. Чайковского -совпал с посещением завода наследником Цесаревичем Александром Николаевичем. В.Ф. Бердниковым в Известиях Сарапульского земского музея дается подробное описание этого события, и в том числе народные гуляния по случаю праздника, организованные в любимом заводчанами месте - парке «Отрада»: «Это роща, представляющая из себя ныне некоторый оазис, лежащий вблизи завода на юго-западе, возле Сарапульскаго тракта. В то время «Отрада» в летнее время была самым любимым местом для разных семейных развлечений заводскаго начальства. В роще был устроен довольно обширный павильон с хорами для оркестра. В павильоне не редко устраивались танцевальные вечера, концерты и, вероятно, любительские спектакли, так как зал павильона был довольно вместительный. При павильоне была устроена кухня, колодезь и погреб. На довольно обширной площадке пред павильоном в особенно торжественные случаи устраивались фейерверки... Вот на последней-то площадке, покрытой зеленой муравой, и был устроен народный праздник,

0 котором так долго помнили жители Воткинскаго завода. Вероятно, в день народнаго праздника и дворянский павильон не остался пустым»3. Однако уже к 1855 г. это место оказалось заброшено4.

Рубеж XIX-XX вв. стал периодом увеличения значимости благоустройства в городах России. Началась повсеместная электрификация городов. Общественные парки, размещавшиеся ранее на окраинах, смещаются в пространство города, растет их количество [4]. В конце XIX в. в противоположной парку «Отрада» части города мастеровым Воткинского завода Дмитрием Яковлевичем Богатыревым было приобретено несколько усадеб (общей площадью около

1 га), где он высадил фруктовые и декоративные деревья и кустарники. Это место получило в народе название «Богатыревский сад». Известно, что в саду была устроена летняя эстрада, а сам сад сдавался в аренду приезжим гастролерам. После революции на его месте был устроен Детский парк [5, 6].

На устройство приусадебных участков мастеровых оказали влияние примеры высшего сословия. Довольно часто в их огородах выращивались элитные овощи и фруктовые деревья. Особенностью таких участков также стало устройство липовых и березовых аллей, цветущих палисадников. Среди традиционных лип можно было наблюдать включение редких для городской территории растений (ель, лиственница) [7]. В некоторых усадьбах исторического ядра го-

3 Бердников В.Ф. Посещение Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем (бывшим впоследствии Царем Освободителем) Воткинскаго завода в 1837 году // Известия Сарапульского земскаго музея. Вып. 2-й. Сарапул: Типография Н.Е. Ончукова, 1912. С. 5

4 Блинов М. Историко-статистическое известие о Камско-Воткинском заводе и тамошних вотяках // Журнал Министерства внутренних дел. Ч. 11. Отделение III. 1855. С. 11.

рода сохранились фрагменты этих парков. Таким образом, Воткинск в XIX в. утопал в зелени. Зеленые насаждения находились не только на территории поселения, но и окружали его со всех сторон, поскольку вырубка леса для промышленных целей разрешалась не ближе 10-15 верст от поселения [1].

Все заботы по благоустройству города брал на себя завод. Инженеры и служащие занимались садоводством, заботились о воспроизведении вырубленных для нужд завода лесов [7]. На должном уровне старались поддерживать общественные центры, где устраивалось мощение улиц и освещение. Элементами благоустройства города становились также изделия художественного металла, производившегося в частных кузницах мастеровыми завода (решетки, ограды, колонны и т. д). Однако в целом общее состояние благоустройства не всегда положительно оценивалось современниками. «...Уличные мосты в жительстве заводском, а особенно в заречной части, столь худы, что с большею опасностью должно чрез них проезжать» [8]. Довольно часто проблемы возникали на торговой площади, которые пытались решить путем создания урегулированного плана торговых строений5 (рис. 1, б). Нахождение значительной части застройки завода в болотистой местности по низменным берегам р. Вотки ставило ее в невыгодные санитарно-гигиенические условия. В 1880-х гг. Сарапульское земское собрание выделило средства на прорытие канав и дренажирование местности .

Во второй половине XIX в. значительную роль в облике городов начинает играть визуальная реклама торговых и общественных заведений. Вывески размещались, как правило, на уровне глаз прогуливающихся жителей. Чаще всего они представляли собой ленты надписей с названием магазинов и контор (рис. 2).

Рис. 2. Базарная площадь (совр. ул. И.П. Шувалова) в Воткинском заводе, фото начала XX в. (URL: http://votmuseum.ru/)

5 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 9862. Л. 48.

6 Миславский И. Воткинский завод - его прошлое и современное состояние // Вятские губернские ведомости. 1890. № 69. 29 авг. С. 4.

Малые архитектурные формы являлись неотъемлемой частью облика заводских поселений. Большую роль среди них играли различные караульни, сторожки, полицейские будки, возводившиеся на плотинах и предзаводских площадях. На чертеже В.Н. Петенкина, датируемом приблизительно 1842 г.7, изображен ряд таких строений для Камско-Воткинского завода: будка при шлагбаумах Пермском и Сарапульском; будка на берегу пруда «близ дома Начальника»; сторожка для записи привозимого зимой угля; будка на плотине между сливных мостов; сторожка при выдаче провианта и для записи ярлыков; а также пять будок, располагавшихся при угольной площади, на сливных мостах, при металлических магазинах, в угольном и лесном запасном дворах (рис. 3). Полицейская будка на этом чертеже располагалась на берегу пруда у ул. Господской (совр. ул. Чайковского). К 1990 г. она была воссоздана в комплексе с ансамблем строений для чиновников. Будка представляет собой небольшой шестиугольный в плане объем, сужающийся кверху и перекрытый куполом. Верхняя часть стен имеет второй свет в виде полуциркульных окон, в нижней рустованной части устроены небольшие прямоугольные окошки. Центральный вход, расположенный на одной из граней, завершается сандриком. По данным на 1860 г. в Воткинском заводе было 3 полицейских будки [9].

Рис. 3. Планы и фасады будок, состоящих при Камско-Воткинском заводе. 1842 г. Архитектор В.Н. Петенкин (ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 3534. Л. 16) (URL: http://gasur.ru/ databases/govreestr_detail.php?ID=5722)

В первой половине XIX в. в Воткинском заводе имелась башня с часами, что было характерно и для других городов-заводов [10]. В настоящее время све-

7 ЦГА УР. Ф.212. Оп. 1. Д. 3534. Л. 16.

дений о ее внешнем облике не выявлено. Вместе с площадями активно благоустраивались плотины. В.Ф. Бердниковым в Известиях Сарапульского земского музея за 1912 г. описывается посещение Камско-Воткинского завода наследником престола (будущим Александром II) в 1837 г. В этот период начальником завода служил И.П. Чайковский. Во время осмотра заводских фабрик Александр Николаевич поучаствовал в ковке якоря, предназначенного для Черноморского адмиралтейства. Якорь было решено оставить на заводе в качестве памятника. Однако это привело к разногласиям между морским и горным ведомствами, считавшими якорь своей собственностью. Разрешением этого спора стал указ Императора, предписывавший оставить данный якорь на Воткинском заводе и изготовить новый для Черноморского адмиралтейства. Памятник было решено установить на лучшей части плотины - вблизи главного прореза. Вследствие ремонта плотины памятник какое-то время стоял на территории завода между фабриками и был установлен на положенном месте в 1850 г.

Настоящим произведением искусства стал постамент для памятника, спроектированный управителем завода Романовым: «...Якорь опирался на чугунный пьедестал (как и ныне), обвешанный по штоку цепными канатами, окруженный весьма изящною чугунною решеткою, разделенною на несколько частей колоннами также чугунными, на которых возседали двуглавые орлы с распущенными крыльями. На двух противоположных сторонах пьедестала гласят следующие надписи, состоящие из вызолоченных букв: Его Императорское Высочество Государь Цесаревич, Наследник Всероссийского Престола, Великий Князь Александр Николаевич удостоил ковать своими руками сей якорь в Троицкой якорной фабрике при посещении своем Камско-Воткинскаго завода 22 мая 1837 года. На самом же якоре между лапами с одной стороны высечена надпись: Его Императорское Высочество Государь Наследник Всероссийского Престола Великий Князь Александр Николаевич удостоил ковать своими руками якорь весом в 167 пуд. 22 мая 1837 года; а с другой - Делан при горном начальнике подполковнике Чайковском, управителе завода майоре Романове и комиссионере адмиралтейскаго ведомства 12 класса Алексееве»8. Памятник простоял на плотине до 1930 г. и был переплавлен в 1932 г. В 1959 г. в честь 200-летнего юбилея Воткинского завода на плотине установили новый памятник-якорь, в память о легендарном «царском якоре» [11]. Постамент памятника не соответствовал историческому и был частично реконструирован в 2015 г. к 175-летию П.И. Чайковского (рис. 4).

Неотделимым элементом благоустройства парковых зон Камско-Воткинского завода в первой половине XIX в. были различные беседки. Три деревянные беседки были построены в 1830-х гг. в саду при доме горного начальника: зимняя беседка, летняя беседка и детский домик. Все они были воссозданы в составе мемориально-архитектурного комплекса Музей-усадьба П.И. Чайковского (рис. 5, а - в). Зимняя беседка представляла собой небольшой одноэтажный прямоугольный в плане объем с двумя ярусами окон -прямоугольными и полуциркульными над ним. Над центральным входом бы-

8 Бердников В.Ф. Посещение Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем (бывшим впоследствии Царем Освободителем) Воткинскаго завода в 1837 году // Известия Сарапульского земскаго музея. Вып. 2-й. Сарапул: Типография Н.Е. Ончукова, 1912. С. 1-12.

ла устроена полуциркульная фрамуга. Двускатная крыша образовывала треугольный фронтон на главном фасаде. Фасады обшиты. Летняя беседка была двухэтажной, прямоугольной в плане. Первый этаж имел обшивку, по центру главного фасада организован вход. Второй этаж представлял собой открытую веранду, перекрытую двускатной крышей на колоннах. В архитектурном решении этой беседки был использован упрощенный дорический ордер, над колоннами без энтазиса был устроен триглифно-метопный фриз, карнизы фронтона декорированы модульонами. В качестве ограждения между колоннами располагалась балюстрада. Третья беседка, детская, была совершенно простой, в виде открытого домика с шатровой крышей.

Рис. 4. Памятник-якорь на плотине, фото конца XIX - начала XX в. (а) (Боткинский завод вчера, сегодня, всегда / под ред. С.М. Проскурина. Ижевск: ГУП УР «Ижевский полиграфический комбинат», 2009. 200 с.); восстановленный памятник-якорь (1959 г.) (б), фото Ю.А. Стояк, 2015 г.

В парке «Отрада» на юго-западной окраине завода был устроен павильон с хорами для оркестра. По описанию Бердникова, в довольно вместительном павильоне нередко проходили концерты, любительские спектакли, танцевальные вечера, а на площадке перед павильоном в особенно торжественные случаи устраивались фейерверки. При павильоне имелась кухня, колодец и погреб9. Как видно из чертежа В.Н. Петенкина10, небольшая беседка также была устроена при Усть-Реченской пристани завода (рис. 5, г). Это был прямоугольный в плане объем, огражденный колоннадой с двойными колоннами. Во второй половине XIX в. небольшие беседки иногда устраивались на приусадебных участках жилых домов.

Архитектурно-художественный облик Воткинска конца XIX - начала XX в. невозможно представить без традиционных усадебных ворот, кирпичных и деревянных, имевших свои особенности (рис. 6).

9 Бердников В.Ф. Посещение Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем (бывшим впоследствии Царем Освободителем) Воткинскаго завода в 1837 году // Известия Сарапульско-го земскаго музея. Вып. 2-й. Сарапул: Типография Н.Е. Ончукова, 1912. С. 1-12.

10 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 3534. Л. 16.

Рис. 5. Воссозданные беседки Дома-музея П.И. Чайковского:

а - летняя двухэтажная беседка, фото Ю.А. Стояк, 2015 г.; б - зимняя беседка; в - летняя одноэтажная беседка; г - беседка Усть-Реченской пристани Камско-Воткинского завода. 1842 г. Архитектор В.Н. Петенкин (ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 3534. Л. 16 об (URL: http://gasur.ru/databases/govreestr_detail.php?ID=5723& sphrase_id= 13632)

Рис. 6. Несохранившиеся ворота усадьбы по ул. Ленина, 16, в г. Воткинске, фото начала XX в. (а) (URL: http://votmuseum.ru/); кирпичные ворота усадебной застройки XIX - начала XX в. в г. Воткинске по ул. 1-е Мая, 48 (б), фото Ю.А. Стояк, 2008 г.

И те, и другие ворота, как правило, включали калитку и проезд. Полотна ворот, как кирпичных, так и деревянных, были щитовыми с накладными фигурными филенками. Своеобразный абрис этих декоративных элементов можно наблюдать практически повсеместно на всех сохранившихся воротах. Деревянные ворота завершались прямым карнизом, декорированным резными подзорами и солярными знаками. Над карнизом возвышались выступы опорных столбов. Сами столбы прямоугольного сечения украшались пилястрами и круглыми солярными знаками. Кирпичные ворота в основном имели проездную трехцен-тровую арку с килевидным архивольтом и завершались фигурным аттиком. Калитка устраивалась ниже по высоте с собственным аттиком аналогично проездной арке. Опорные столбы ворот декорировались пилястрами. Иногда в них устраивалось кольцо коновязи. Сложные в декоративном отношении деревянные ворота к настоящему времени в Воткинске не сохранились, однако на исторической фотографии жилого дома по ул. Ленина, 16, запечатлены ворота с двумя калитками и проездной аркой, декорированные витыми колонками и резными элементами (рис. 6, а). Крыльца и ограждения палисадников домов мастеровых нередко включали кованые элементы, изготовленные местными мастерами. Это были решетки ограждения, кронштейны, ручки, ящики для писем и т. д. В оформлении подзоров карнизов, водосточных труб и дымников использовалось просечное железо.

Анализ градостроительного развития Воткинска и его архитектурных особенностей отражен в исследованиях авторов, которые могут быть использованы при проектировании в историческом центре Воткинска [13, 14].

В настоящее время система исторических зеленых насаждений Воткин-ска значительно нарушена. Большинство существовавших ранее парков либо утрачено, либо находится в заброшенном или частично нарушенном виде. Например, от госпитального парка, находившегося на месте современного ДК «Юбилейный», сохранилась всего лишь одна лиственница, возраст которой оценивается приблизительно в 200 лет. Попытки восстановления исторической среды и озеленения были предприняты лишь в отношении музея-усадьбы П.И. Чайковского. В течение реставрационно-восстановительных работ (1985-1990 гг.) на территории усадьбы был воссоздан сад Чайковских с теплицей, где и сегодня продолжается разведение редких растений. В целом же благоустройство города нуждается в реконструкции. К настоящему времени повсеместно наблюдается стихийная растительность, пустыри, устаревшее покрытие дорожно-тропиночной сети. Несоответствие современных элементов благоустройства исторической среде пагубно отражается на архитектурно-художественном облике города-завода Воткинска.

Проблемы благоустройства малых исторических городов рассматривались исследователями советского периода, но до сих пор не потеряли своей актуальности [12]. Среди наиболее значительных проблем, в частности, приводились следующие: низкий уровень благоустройства уличной сети; бессистемное и чрезмерное озеленение на главных улицах; отсутствие единства в монументально-декоративном оформлении; отсутствие пешеходных зон в структуре города; наличие пустырей и развалин на территориях, не освоенных после сноса ветхих зданий; наличие неиспользуемых элементов естественного ландшафта -

захламленных и неблагоустроенных оврагов и др.; неорганизованность и захламленность территории побережья в местах раскрытия некоторых улиц на природное окружение; выход на побережье невыразительных промышленных объектов и инженерных сооружений; обеднение силуэта, панорамы города вследствие утраты исторических архитектурных доминант; случайное размещение вблизи памятников архитектуры современных малых форм и элементов инженерного благоустройства, разрушающих сложившиеся образные характеристики исторической среды. В этот список можно добавить особенно актуальное для нашего времени злоупотребление некачественной и неуместной рекламой, зачастую полностью скрывающей фасады исторических объектов.

В 2015 г. в Воткинске был реализован проект благоустройства набережной заводского пруда. Однако, выполненный в краткие сроки, он не вполне учитывает специфику исторического города. Вместе с тем особенностью любого малого города остается определяющее значение архитектурного облика центральной улицы и набережной (как главного фасада города-завода), на которой расположены практически все значимые в градостроительном и архитектурном плане объекты, и которая таким образом является выразителем индивидуальности города в целом, что возвращает к необходимости тщательного предпроектного анализа перед началом любых проектных работ. При проектировании благоустройства в историческом городе, кроме обязательного градостроительного и социологического анализа ситуации, должны проводиться историко-архивные исследования, направленные на выявление уникальных особенностей каждого конкретного города и места в системе города, которые могут найти отражение в общей концепции проекта и характере элементов. Такой подход, распространенный при проектировании благоустройства за рубежом и в ряде российских городов, способствует сохранению их архитектурно-художественного своеобразия.

Библиографический список

1. Лотарева Р.М. Города-заводы России, XVIII - первая половина XIX века. Екатеринбург : Сократ, 2011. 288 с.

2. Нельзин А.В. Родословная Нельзиных - мастеровых Боткинского завода. Записки по истории горного города. Воткинск : Самиздат, 2005. 307 с.

3. Скачкова А.П. Природа забыла о времени // Воткинские вести. 1999. № 153. 22 ноября. С. 10.

4. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Москва : Искусство, 1978. 400 с.

5. Скачкова А.П. Дорожили честным именем // Воткинские вести. 2000. № 48. 15 апреля. С. 10.

6. Городской информационный портал Воткинск Online. URL : http://votkinskonline.ru/

7. Чинькова Л.А., Комлева И.В. Воткинск. Любимый город. Ижевск : Издательский дом «Парацельс», 2005. 108 с.

8. Васина Т.А. Камско-Воткинский завод в региональной печати второй половины XIX в.: общественно-культурная среда промышленного центра (по материалам «Вятских губернских ведомостей») // Вестник ВятГГУ. Серия «История и юридические науки». 2012. № 4 (5). С. 16-22.

9. Горбачева С.В., Никонова Е.П. Воткинск. Документы и материалы. 1758-1998. Ижевск : Удмуртия, 1999. С. 77-78.

10. Традиции, преемственность, стабильность. Воткинский завод - 255 лет / под ред. С.М. Проскурина. Ижевск : Изд-во Е.А. Коханова, 2014. 199 с.

11. По родному краю: Исторические и культурные достопримечательности Удмуртии / под ред. Е.Ф. Шумилова. Устинов : Удмуртия, 1987. 200 с.

12. Коробова Г.В. Повышение эстетических качеств пространственной среды центров малых городов средствами архитектурно-ландшафтного благоустройства // Архитектура. Районная планировка. Градостроительство. 1987. Вып. 10. 52 с.

References

1. Lotareva R.M. Goroda-zavody Rossii, XVIII - pervaya polovina XIX veka: monografiya [Industrial cities of Russia in the 18-19th centuries]. Ekaterinburg: Sokrat, 2011. 288 p. (rus)

2. Nel'zinyh А. V. Rodoslovnaya Nel'zinyh - masterovyh Votkinskogo zavoda. Zapiski po istorii gornogo goroda [Pedigree of the Nelzins, artisans of the Votkinsk factory. Notes on the history of mining cities]. Votkinsk, 2005. (rus)

3. Skachkova A.P. Priroda zabyla o vremeni [Nature forgot about the time]. Votkinskie vedomosti.

1999. No. 153. P. 10. (rus)

4. KirichenkoE.I. Russkaya arhitektura 1830-1910-h godov [Russian architecture of the 1830-1910s]. Moscow: Iskusstvo, 1978. 400 p. (rus)

5. Skachkova А.P. Dorozhili chestnym imenem [Treasured an honest name]. Votkinskie vesti.

2000. No. 48. P. 10. (rus)

6. Gorodskoy informatcionny portal Votkinsk Online [Votkinsk Online]. Available: http://vot-kinskonline.ru/ (rus)

7. Chinkova L.A., Komleva I. V. Votkinsk. Lyubimyi gorod [Votkinsk is a favorite city]. Izhevsk: Partsel's, 2005. 108 p. (rus)

8. Vasina T.A. Kamsko-Votkinskii zavod v regional'noi pechati vtoroi poloviny XIX v.: ob-shchestvenno-kul'tumaya sreda promyshlennogo tsentra (po materialam «Vyatskikh gubernskikh vedomostei») [Kama-Votkinsk plant in the regional press of the 19th century: socio-cultural environment of the industrial center (based on materials from the Vyatka Provincial Gazette)]. Vest-nik VyatGGU. Ser. Istoriya iyuridicheskie nauki. 2012. No. 4 (5). Pp. 16-22. (rus)

9. Gorbacheva S. V. Votkinsk. Dokumenty i materialy. 1758-1998 [Votkinsk: documents and materials. 1758-1998]. Izhevsk: Udmurtiya, 1999. 354 p. (rus)

10. Proskurin SM, Ed. Tradicyi, preemstvennost, stabilnost. Votkinsky zavod - 225 let [Traditions, continuity, stability. 225 years to Votkinsk plant]. Izhevsk: Е.А. Kohanov izd., 2014. 199 p. (rus)

11. Shumilov Е.F., Ed. Po rodnomu krayu: istoricheskiye i kulturnye dostoprimechatelnosty Ud-murtii [In the native land: historical and cultural sights of Udmurtia]. Ustinov: Udmurtiya, 1987. 200 p. (rus)

12. Korobova G.V. Povysheniye esteticheskyh kachestv prosranstvennoy sredy centrov malyh go-rodov sredstvami architekturno-landshaftnogo blagoustroystva [Architectural and landscape improvement of spatial environment of small-city centers]. Arkhitektura. Raionnaya plani-rovka. Gradostroitel'stvo. 1987. No. 10. 52 p. (rus)

Сведения об авторах

Стояк Юлия Александровна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, yulia. stoyak@yandex.ru

Романова Лариса Степановна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, la-ra235@yandex. ru

Authors Details

Yuliya S. Stoyak, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, yulia.stoyak@yandex.ru

Larisa S. Romanova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, lara235@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.