Показатель Статистические показатели Эксперимент. группа (n=12) Контрольная группа (n=12)
Выполнение обязательных элементов x 6,1 балла 5,2 балла
^-критерий 4,99
P < 0,05
Эмоциональность x 5,4 балла | 4,2 балла
^-критерий 5,07
P < 0,05
Примечание: х2-критерий табл = 4,57 при а = 0,05, m=11
Таким образом, за период эксперимента, который продолжался 3 месяца у детей, занимающихся эстетической гимнастикой и использующие детские танцы по разработанной нами методике, произошли значительные улучшения уровня технической подготовленности. Следовательно, на основании полученных результатов, можно утверждать, что использование детских танцев в технической подготовке гимнасток 6-8 лет дает положительный эффект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпенко, Л. А. Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики / Л. А. Карпенко, О.Г. Румба // Информационный вестник. - 2014. - № 2. - С. 55-59.
2. Прописнова, Е.П. Методика занятий эстетической гимнастикой с использованием детских танцев / Е.П. Прописнова, М.А. Терехова, Д.И. Дегтярева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 13.
REFERENCES
1. Karpenko, L.A. and Rumba, O.G. (2014), "Relevant aspects of development of esthetic gymnastics", Information bulletin, No. 2, pp. 55-59.
2. Propisnova, E.P., Terekhova, M.A. and Degtyareva, D.I. (2017), "Methodic of occupations esthetic gymnastics with use of children's dances", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 13.
Контактная информация: winston555@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 04.11.2017
УДК 796.011.3
ВНЕДРЕНИЕ МНОГОУРОВНЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Бахарева, доктор биологических наук, профессор,
Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск
Аннотация
Разрабатываемые личностно-ориентированные образовательные программы повышения квалификации позволили внедрить в послевузовскую подготовку педагогических работников в области физической культуры и спорта многоуровневые технологии. Основывающиеся на уровневой и профильной дифференциации обучения, с учетом профессиональной подготовленности, запросов и предпочтений, слушателей курсов повышении квалификации Иркутской области.
Ключевые слова: многоуровневые технологии, педагогические работники, профессиональная подготовка, стаж, образование.
INTRODUCTION OF MULTILEVEL PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PROGRAMS OF QUALIFICATION TRAINING OF TEACHERS IN PHYSICAL
CULTURE AND SPORTS
Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Bakhareva, the doctor of biological sciences, professor, Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
Developed personal-oriented educational programs for the professional development allowed to introduce the multi-level technologies into post-graduate training of pedagogical workers in the field of physical culture and sports. Based on the level and profile differentiation of training, taking into account the professional preparedness, requests and preferences, the listeners of the courses of advanced training of the Irkutsk region.
Keywords: multilevel technologies, pedagogical workers, vocational training, length of service, education.
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование индивидуальных траекторий продвижения, при обучении в системе повышения квалификации [1, 2, 3], осуществлялось в зависимости от профессиональной формации, базовой подготовки, социальных и психологических признаков, что должно способствовать формированию или совершенствованию соответствующих профессиональных компетенций. Это возможно при соблюдении следующих условий: необходимо было наполнить содержание разделов модулей программ таким образом, чтобы они были не зависимы друг от друга, т.е. самостоятельны, но в тоже время могли комбинироваться с модулями других программ. Каждый модуль состоял из нескольких разделов, вариативные модули предлагались исходя из выявленных посредством анкетирования индивидуальных потребностей. Одинаковые модули, вошедши в разные составляющие одной траектории обучения, не дублируются и остаются в том звене траектории, в который удобнее их поместить, исходя из практических соображений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборку составили педагогические работники в области физической культуры и спорта Иркутской области, прошедшие курсы повышения квалификации в период с 20082014 год - всего 509 человек. Из них 44% -мужчины, соответственно 56% - женщины, средний возраст 41 год. Слушателей проживающих и работающих в сельской местности 46%, представителей города 54%. Тренеров из всей выборки 28%, учителей физической культуры 64%, 8% это «межпредметники». 41% педагогических работников имеют среднее специальное физкультурное образование, а 44% высшее, 7% слушателей закончили средние специальные учебные заведения по другим профилям, 8% вуз. Эффективность разработанных и внедренных педагогических технологий c учетом профессиональной принадлежности участников эксперимента предстояло рассмотреть с помощью t-критерия для двух зависимых выборок.
Для удобства обработки и описания результатов были использованы следующие названия (по необходимости, объединяющиеся и варьирующиеся между собой): ВК -входной контроль (тестирование); ИК - итоговый контроль (тестирование); О - общий результат контроля по всем разделам; I II I - психолого-педагогический раздел; ПР - профильный раздел (теория и методика физической культуры, спортивная тренировка).
Представляло интерес рассмотреть эффективность внедренных педагогических технологий и выявить зависит ли уровень знаний (общий и по разделам) от образования педагогических работников в области физической культуры и спорта. Под «образованием» педагогических работников в области физической культуры и спорта мы подразумеваем
полученную квалификацию в среднем специальном и высшем учебных заведениях в области физической культуры и спорта, а также в ссузах и вузах различной профессиональной направленности.
Выявление различий «до» и «после» осуществлялось с помощью 1-критерия для двух зависимых выборок, по всей исследуемой выборке. Уровень знаний оцениваем по всем трем параметрам входного контроля - ВКО, ВКПП, ВКПР. Поскольку фактор «Образование» содержит более двух групп (категорий), то для исследования влияния уровня образования на эффективность внедренных педагогических технологий, используется од-нофакторный дисперсионный анализ (ЛМОУЛ) и апостериорные сравнения средних. Значимость различий между средних нескольких групп определяется с помощью Б-критерия (этот критерий обобщает 1-критерий на число групп более двух). Судя по результатам анализа, различий между категориями фактора «образование» нет. Поскольку значения Б-критерия для всех трёх параметров входного контроля менее критического при заданном уровне значимости р=0.05 (Р=2,61 для числа степеней свободы dí>200, в нашем случае ^=508 и количества групп=4), т.е. средние по выборке не отличаются.
Внедряя педагогические технологии в образовательный процесс, мы предполагали, что стаж педагогических работников в области физической культуры и спорта, возможно, влияет на уровень знаний. Далее мы рассматривали эффективность внедренных педагогических технологий и выявляли, зависит ли уровень знаний (общий и по разделам) от стажа педагогических работников в области физической культуры и спорта.
Фактор «Стаж» состоит из пяти категорий (групп): «до 5 лет», «до 10лет», «до 15 лет», «до 20лет», «21 и более». Исходя из полученных результатов анализа, статистически значимые различия между группами наблюдаются только по показателю «общий результат по всем разделам», полученные в начале эксперимента и в конце тестирования (ИКО/ВКО). Более детально различия между группами по «общему результату по всем разделам» (ВКО), можно уловить при помощи апостериорных тестов. По НСР- тесту(ме-тод группирования выборок с наименее значимой разницей), есть существенные различия в результатах среди педагогических работников в области физической культуры и спорта имеющих стаж «до 5лет» и «до 10 лет», «до 5 лет» и «21 и более лет», «до 10 лет» и «до 15 лет», «до 15 лет » и «21 и более лет» .
Показатели группирования выборок с наименее значимой разницей (НСР-тест) входной контроль психолого-педагогический раздел (ВКПП), и профильный раздел (ВКПР) также выявил различия, хотя дисперсионный анализ их не выявил. Различия отмечены среди педагогических работников в области физической культуры и спорта во входном контроле в психолого-педагогическом разделе между испытуемыми со стажем до 20 лет и 21 и более лет. В профессиональном разделе при входном контроле (ВКПР) «до 10 лет» и «до 15 лет», «до 15 лет» и «21 и более лет».
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно предположить, что предложенная нами педагогическая технология личностно-ориентированного обучения, позволила эффективно осуществить курсы повышения квалификации для данной категорий педагогических работников в области физической культуры и спорта. В частности, наиболее показательные результаты, говорящие о положительной динамике эксперимента, отражены в психолого-педагогическом разделе (1=19.8). Чего нельзя сказать о результатах, полученных в профильных разделах, так как показатели выросли менее всего (1=10.4). Статистически значимые различия между категориями «тренеры», «учителя физической культуры» и «межпредметники» есть во всех разделах.
Становится очевидным, что уровень образования, полученный испытуемыми в физкультурных средних специальных и высших учебных заведениях, а также непрофильных ссузах и вузах никак не влияет на уровень знаний (общий и по разделам). Уровень знаний
педагогических работников в области физической культуры и спорта в начале проведения исследования (психолого-педагогический и профессиональный разделы) не зависит от стажа испытуемых.
Уровень знаний по ВКО слабо зависит от стажа, наибольшая разница в уровне знаний наблюдается в парах «до 10» и «до 15», и «до 15» и «21 и более». В остальных группах по ВКО уровень знаний не зависит от стажа.
Следовательно, можно говорить об эффективности внедренных педагогических технологий в учебный процесс при проведении курсов повышения квалификации педагогических работников в области физической культуры и спорта Иркутской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пружинин, К.Н. Влияние проектирования собственной траектории профессионального развития на эффективность повышения квалификации тренеров по различным видам спорта / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 1 (131). - С. 197-201.
2. Пружинин, К.Н. Проектирование индивидуального маршрута профессионального развития учителей физической культуры Иркутской области / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 226-229.
3. Пружинина, М.В. Влияние личностно-ориентированной технологии на совершенствование профессионального образования в области физической культуры и спорта / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 3 (133). - С. 193-197.
REFERENCES
1. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina M.V. (2016), "Influence of Design of own trajectory of Professional Development on efficiency of improvement of Professional skill of Trainers on various kinds of Sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 197-201.
2. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina M.V. (2016), "Designing an Individual route for the Professional Development of Physical Education Teachers of the Irkutsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 226-229.
3. Pruzhinina, M.V. and Pruzhinin, K.N. (2016), "The Influence of Personally-Oriented Technology on the Improvement of Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 193-197.
Контактная информация: 954959@bk.ru
Статья поступила в редакцию 21.11.2017
УДК 796.077
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ, ВЕДУЩИХ ПОДГОТОВКУ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Бахарева, доктор биологических наук, профессор, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск
Аннотация
Во многих исследованиях, затрагивающих профессиональное самоопределение выпускников школ, говорится, что при большом разнообразии психодиагностических методик и концептуальных схем до настоящего времени нет единого инструментально-методического арсенала для выявления показателей профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Особое место в структуре личностных-профессиональных