Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПСИХОЛОГИЮ: СИМБИОЗ МАТЕМАТИКИ И ПСИХОЛОГИИ'

ВНЕДРЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПСИХОЛОГИЮ: СИМБИОЗ МАТЕМАТИКИ И ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ПСИХОЛОГИЯ / СИМБИОЗ / ПРОБЛЕМЫ / ВНЕДРЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сидорова А.И.

Статья посвящена значению математических знаний в области науки психология. Раскрыты обобщенные понятия психологии и математики. Приведены различные мнения в сравнительном анализе. Также рассмотрены основные проблемы внедрения математических знании в психологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF MATHEMATICAL KNOWLEDGE IN PSYCHOLOGY: SYMBIOSIS OF MATHEMATICS AND PSYCHOLOGY

The article is devoted to the significance of mathematical knowledge in the field of science psychology. The generalized concepts of psychology and mathematics are revealed. Various opinions are given in the comparative analysis. The main problems of introducing mathematical knowledge into psychology are also considered.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПСИХОЛОГИЮ: СИМБИОЗ МАТЕМАТИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

УДК 15.21.69

Сидорова А.И. студент 1 курса факультет «Менеджмент и маркетинг»

Институт управления Белгородский государственный университет научный руководитель: Маслакова Л. Ф.

старший преподаватель Россия, г. Белгород

Sidorova Anastasia student

1 year, faculty "Management and Marketing" Institute of Management, Belgorod State University

Russia, Belgorod Scientific adviser: Maslakova Larisa

Senior Lecturer

ВНЕДРЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПСИХОЛОГИЮ: СИМБИОЗ МАТЕМАТИКИ И ПСИХОЛОГИИ INTRODUCTION OF MATHEMATICAL KNOWLEDGE IN PSYCHOLOGY: SYMBIOSIS OF MATHEMATICS AND PSYCHOLOGY

Аннотация: Статья посвящена значению математических знаний в области науки психология. Раскрыты обобщенные понятия психологии и математики. Приведены различные мнения в сравнительном анализе. Также рассмотрены основные проблемы внедрения математических знании в психологию.

Ключевые слова: математика, психология, симбиоз, проблемы, внедрение, индивидуальность.

Annotation: The article is devoted to the significance of mathematical knowledge in the field of science psychology. The generalized concepts of psychology and mathematics are revealed. Various opinions are given in the comparative analysis. The main problems of introducing mathematical knowledge into psychology are also considered.

Keywords: mathematics, psychology, symbiosis, problems, implementation, individuality

Для многих людей понятие математика ассоциируется с формулами, вычислениями, графиками функций и прочих числовых операций. Сама по себе математика (в одной из полных трактовок) - наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе измерения, операций подсчёта и описания формы объектов. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые

средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы. Значение математики для каждой науки своё, а также область применения189. Но так или иначе, существует неотъемлемое ко всем наукам выражения Карла Гаусса «Математика - царица наук, а арифметика - царица математики». Следовательно, математика является неотъемлемой составляющей всех наук. Возникает вопрос: каким образом математика имеет отношение к той или иной (к примеру, гуманитарной) науке? Вопрос, в общих чертах, актуален и будет рассмотрен на науке психологии. Будут выявлены преграды внедрения математики в психологию, определены основные проблемы и возможные пути их решения.

Итак, для начала следует ввести дефиниции: назначим обозначения тех термином, которые будем анализировать. Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества190. Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы191. Данные термины будут применятся для анализа влияния математике на психологию.

В психологии, как, впрочем, и в других науках, значение математики точно не измеримо. Разногласие взглядов сторонников и противников перестраивания психологии на манеру математики, схоже с бесконечным спором «что же первое появилось: яйцо или курица?». При чем перед каждой стороной стояла общая тема для обсуждения.

Точка зрения одних:

- психологию математическим путем точно формализовать нельзя;

- сущность математического описания практически переводит результаты психологической основы

Позиция других:

- математику в психологии (как возможно и в других науках) не следует применять везде: любое описание имеет свои границы применимости;

189 Панов В. Ф. Математика древняя и юная. — Изд. 2-е, исправленное. — М.: МГТУ им. Баумана, 2006. — С. 581—582. — 648 с. — ISBN 5-7038-2890-2.

190 Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 716 с.

191 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — С. 12. — 656 с. — (Серия «Учебник нового века»). — ISBN 5-272-00260-1._

- нельзя требовать от математики больше, чем она может дать (в современном мире область психологии, по большей части занимается изучением головного мозга человека, где протекают все умственные процесс, включая мышление, память, сознание и прочее. Однако головной мозг до сих пор полностью не изучен. Это говорит о том, что не все процессы можно описать математически)192;

Сейчас данные рассуждения свелись к минимуму, произошло это путем применения значительного принципа в рассуждения двух сторон: применение математики в разумных количествах (здравый смысл). Как сказал Георг Гегель «Здравый смысл есть способ мышления какой-либо эпохи, в которой содержатся все предрассудки данного времени». Однако же, так же существует и другие высказывания, которые также, как и ранее, обострили споры. Так, А. Эйнштейн сказал: «Математика - единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос» и противоречивое ему - «Математическая истина остается на вечные времена, а метафизические призраки проходят, как бред больных», Ф. Вольтер.

Со временем, выделили несколько основных «схожестей», которые отражают истину применения математики в области психологии:

- без знаний математики психологическая теория является не состыкованной с эмпирическим базисом, необходимым для создания непротиворечивых и в целом достоверных знаний, а сама психология превращает свои учения, в спекулятивную науку;

- математика дает возможность рассуждать точно, логично и строго в определённых рамках, моделирует образ результатов исследования;

- при взаимосвязи психологии и математики взаимно разрабатывается задачи и цели исследования, а также выявляются проблемы (и пути их решения) и методы применения на практике полученных знаний4.

Развитие событий приводит к тому, что «слияние» математики и психологии создает некоторые трудности:

1. Говоря о практически всеобщей индивидуальности (будь то различные общества, группы людей или конкретно взятого человека) и разнообразии систем, их описание фактически невозможно применить к точным рамкам математических знаний.

Математическая индивидуальность процессов - серьезная проблема для симбиоза наук в единую схему. В таких условиях разрабатываются и принимаются специальные языки, ведутся работы по составлению базовой схемы описания психологических объектов математическим языком, предпринимаются решения о введении новых основ семиотического и имитационного моделирования, проводится система исследования элементов нового математического аппарата.

192 Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, 2008 год. — 352 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-17-049383-8.

2. Поиск универсальных структур в математике не имеет конкретного результата, как собственно и конца поиска. Ведь рассуждая о познании окружающего нас мира, то математика - всего лишь один из инструментов. В таком случае, чем больше изучаешь, тем больше вопросов появляется. Само создание подобной структуры только создаст новые проблемы применения на практике, и со временем будет поставлено под сомнения, что приведёт к созданию новейшей структуры. Не секрет, что это приведет к круговороту бесконечных и безрезультатных процессов. Следует отметить, что все же будут определённые результаты, которые выявят ряд конкретных проблем в ходе самого процесса, но вероятнее всего эти проблемы будут меть локальный характер, то есть не отвечать главной цели.

3. Возвращаясь к области практики, а точнее к повседневной жизни, нельзя обойти стороной то, что идет тенденция снижения уровня подготовки психологов в области математики (и не только их). Причины разные, но всё же можно сказать, что они имеют общий оттенок - различие знаний, доступность знаний и нежелание обучения высшим уровням науки. Это и затрудняет применением психологами-специалистами полученных знаний на практике. Решение данной проблемы очень простое - повешение знаний о психологии.

Все успехи посредством внедрения математики в психологию, связаны с комплексными использованиями различных математических структур. Конкретно эти структуры и подходы к изучению дали начало не мало важному и развивающейся ветви в науке психологии - математической психологии.

Подведем итоги проделанной работы: как и математика, психология -огромная область знаний и быстроразвивающаяся. В двух научных направлениях разные отрасли и суждения, поэтому невозможно знать все методы, отросли и проблемы, так как уже было описано выше, эти области знаний постоянно развиваются. Отсюда следует, что внедрение математики в психологию является развивающейся областью знаний. Аллегоричными словами, отметим то, человек не может быть представлен в виде уравнения или примера. Скорее человек - это неравенство с большим количеством переменных, которые в ходе своего решения постоянно меняются. То есть, применение математики к психологии происходит только косвенно, ибо точно е применение невозможно из-за не достаточного опыта, индивидуальности познаваемых субъектов, отсутствие универсальной структуры познания (опять же индивидуальность).

Использованные источники:

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, 2008 год. — 352 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-17-049383-8.

2. Панов В. Ф. Математика древняя и юная. — Изд. 2-е, исправленное. — М.: МГТУ им. Баумана, 2006. — С. 581—582. — 648 с. — ISBN 5-7038-28902.

3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В. Н. Дружинина. — СПб: Питер, 2001. — С. 12. — 656 с. — (Серия «Учебник нового века»). — ISBN 5-272-00260-1.

4. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 716 с.

УДК 174.4

Старостин В.П., к.филос.н.

доцент

Якутская государственная сельскохозяйственная академия

Россия, г. Якутск

Starostin V. P., сand. philosophy. Sciences, associate Professor

Yakutsk state agricultural Academy

Russia, Yakutsk

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает требования к компетенции государственным гражданским служащим. Рассматривая различные подходы, автор считает, что главным в профессиональном росте государственного служащего является становление личности. И только при таком подходе рост профессиональной компетентности приведет к повышению эффективности государственного управления.

Ключевые слова: государственная служба, компетенции, профессиональный рост, этика.

ETHICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF

CIVIL SERVANTS

Abstract. In this article the author examines requirements for the competence of state civil servants. Considering various approaches, the author believes that the key to professional growth of the civil servant is the personality. And only with this approach, the growth of professional competence will increase the efficiency of public administration.

Key words: public service, competence, professional growth, ethics.

Современный этап развития государственной службы характеризуется как переходный, который призван закрепить то, что было достигнуто в нулевых годах результаты, а также обеспечить повышение эффективности и результативности нынешнего состояния государственного управления. Естественно, что развитие государственной гражданской службы должно сопровождаться усилением требований к профессиональному уровню и психологической подготовленности госслужащих. В условиях современных российских реалий этот принцип находит свое отражение в конкретных дефинициях квалификационных требований к государственному кадровому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.