Научная статья на тему 'Внедрение коррекционно-адаптивных занятий в процесс обучения слабослышащих студентов'

Внедрение коррекционно-адаптивных занятий в процесс обучения слабослышащих студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SANITARY AND HYGIENIC CONDITIONS / УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / EDUCATIONAL AND DIDACTIC COMPLEX / ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА / MEDICAL GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Маргарита Александровна, Трухачева Лидия Андреевна

Рассматривается особенность проведения занятий у слабослышащих студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Маргарита Александровна, Трухачева Лидия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The feature of conducting classes for hearing-impaired students is Considered.

Текст научной работы на тему «Внедрение коррекционно-адаптивных занятий в процесс обучения слабослышащих студентов»

УДК 7967012.68_

ВНЕДРЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-АДАПТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕСС _ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ_

Васильева Маргарита Александровна

преподаватель кафедры физвоспитания ЛГТУ Трухачева Лидия Андреевна

старший преподаватель кафедры физвоспитания ЛГТУ Липецкий государственный технический университет

АННОТАЦИЯ: Рассматривается особенность проведения занятий у слабослышащих студентов. ABSTRACT: the feature of conducting classes for hearing-impaired students is Considered. Ключевые слова: физическое воспитание, санитарно-гигиенические условия, учебно-дидактический комплекс, лечебная гимнастика.

Key words: physical education, sanitary and hygienic conditions, educational and didactic complex, medical gymnastics.

Физическое воспитание студента с проблемами в области слуха также, как и слышащих, является основной часть воспитания. Физическое воспитание выполняет задачу всестороннего развития людей. Человек должен быть развит не только в умственном, но и в физическом плане. Качество всестороннего развития человека помогает с большей вероятностью получить успех в решении проблем всех областей.

Под физическим воспитанием подразумевается система мероприятий, направленных на укрепление и развитие организма. К этому относится создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятий физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья студентов.

Физическое воспитание связано с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При проведении мероприятий по физическому воспитанию для глухих детей необходимо иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.

Обучение студентов с нарушениями слуха рекомендуется выстраивать по принципу следующих психологических принципов: наглядности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий. Максимальный учет особенностей студентов с нарушением слуха и достаточный уровень наглядности обеспечивается при использовании специально разработанного учебно-дидактического комплекса.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать особенности психофизиологических, слухоречевых и познавательных возможностей обучаемых. Поэтому педагог, работающий с этой категорией студентов, обязан учитывать их психологические особенности:

Снижения способности к приему, переработке и использованию информации:

• Быстрая утомляемость и неустойчивость внимания;

• Снижение скорости выполняемой деятельности;

• Трудности переключения внимания.

Анализ научных исследований физического состояния не слышащих студентов выявил значительный отрыв в показателях скоростно-силовых качеств в различных проявлениях координационных способностей. Упражнения скоростно-сило-вого характера (бег, прыжки, метания), относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо обучить не слышащих студентов правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни.

Для усиления коррекционного воздействия в методику входят упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается слухо-зрительно, а потом на слух. Средствами развития скоростно- силовых качеств в коррекционном процессе на занятии физкультуры являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам фиэических упражнений. [ 1]

При проведении физкультурно-оздоровительных соревнований необходимо соблюдать ряд методических требований:

1. Специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;

2. Упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

3. Упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечение страховки.

Основными формами занятий лечебной физической культурой являются: лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по заданию, утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная ходьба, терренкур, спортивные упражнения и спортивные игры, физкультурно-массовые упражнения.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся по общепринятой схеме и состоят из трех разделов: подготовительного, основного и заключительного.

Построение занятий должно предусматривать сочетание общего и местного воздействия. При повреждениях и заболеваниях, когда требуется местное воздействие, в основной части урока отводится определенное время для специальных упражнений, направленных на восстановление подвижности, силы и координации движений поврежденной части тела или улучшение местного кровообращения и т. п.[2]

Широко применяемым видом занятий, дополняющих занятия лечебной гимнастикой, являются самостоятельные занятия по заданию. Они представляют собой несколько хорошо разученных упражнений (могут быть и местного действия), иногда бытовых и прикладных. [3]

Комплекс утренней гимнастики:

1. "Потягивание". И.п.- стойка ноги врозь. Положив сплетенные руки на голову, медленно отвести руки назад и прогнуться, (движения соответствует естественному потягиванию) - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение.

2. "Присядь комочком". И.п.- стойка основная. Присесть пониже, обхватив колени руками, голову вниз-выдох. Вернуться в и.п. - вдох - 4-5 раз.

3. "Маятник". И.п.- стойка ноги врозь, руки за спину. Наклоны, дыхание свободное 4 раза в каждую сторону.

4. "Мячик". И.п.- стойка основная, руки на пояс. Подскоки на месте, на носках Дыхание свободное. После 15-20 подскоков перейти на свободную ходьбу с постепенным замедлением.

5. "Дыши глубже". И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе, голову вниз. Отвести локти и плечи назад, голову вверх-вдох. Вернуться в и.п. - выдох. Темп медленный - 6-8 раз.

Физкультурная минутка:

1. И. Н. - сидя на краю или стоя, ноги врозь, руки за спину. 1 - прогнуться, голову наклонить назад. 2-3 - руки вверх, два движения прямыми руками внутрь, за головой, левая рука впереди, правая сзади. То же правая впереди. Повторить 4-6 раз. Т. М.

2. И. Н. - сидя или стоя, руки согнуты перед грудью. 1 - рывок согнутыми руками назад. 2-4 -И.Н скрестных рывка внутрь прямыми руками перед собой, меняя положение рук. Повторить 4-6 раз. Т. В.

УДК 7967012.68

3. И. Н. - сидя или стоя, руки на поясе. 1 - голову отвести назад и наклонить назад. 2- ^ ^ 3 -наклонить голову вперед. 4 - Н. Н. Повторить 4-6 раз. Т. М.

В данной работе были рассмотрены особенности физического развития, здоровья, а так же двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Также были сделаны выводы по работе с слабослышащими студентами:

1. Режим дня для студентов с ослабленным слухом показывает, что их двигательная активность на 20-3 0% ниже, чем у здоровых сверстников.

2. И.Н выполнении физической нагрузки организм слабослышащих адаптируется хуже, чем у здоровых. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления (дольше, чем у здоровых на 15%)

3. В процессе подачи информации использовать все виды речи: устную, письменную, тактильную, жестовую.

Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих студентов основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включенных в основные разделы программы, будет способствовать не только к эффекту роста силовых качеств учащихся, но и в двигательной подготовленности в целом.

Список литературы:

1. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры /Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 296.

2. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапко-вой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.

© Васильева М. А., Трухачева Л. А.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ _МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПЛАВАТЕЛЬНОМ БАССЕЙНЕ._

Васильева Маргарита Александровна

преподаватель кафедры физвоспитания ЛГТУ Трухачева Лидия Андреевна

старший преподаватель кафедры физвоспитания ЛГТУ Липецкий государственный технический университет

АННОТАЦИЯ: Рассматривается особенность проведения занятий по плаванию со студентами специальных медицинских групп.

ABSTRACT: The specialty of conducting swimming classes with students of special medical groups is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.