Научная статья на тему 'Внедрение корпоративной социальной ответственности в деятельность многонациональных компаний'

Внедрение корпоративной социальной ответственности в деятельность многонациональных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1359
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСО / ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ КСО / СУЩНОСТЬ КСО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Кристина Артуровна

в статье приводится сущность концепции корпоративной социальной ответственности, изучены основные этапы внедрения корпоративной социальной ответственности в деятельность организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение корпоративной социальной ответственности в деятельность многонациональных компаний»

Внедрение корпоративной социальной ответственности в деятельность многонациональных компаний Павлова К.А.

Павлова Кристина Артуровна /Pavlova Kristina Arturovna - студент, кафедра менеджмента, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в статье приводится сущность концепции корпоративной социальной ответственности, изучены основные этапы внедрения корпоративной социальной ответственности в деятельность организаций. Ключевые слова: КСО, внедрение принципов КСО, сущность КСО.

Под понятием «корпоративная социальная ответственность» понимают добровольно проводимую международными компаниями деятельность по повышению их положительного воздействия на международное сообщество, окружающую среду и мировую экономику1.

Примеры таких инициатив - меры по сокращению выбросов вредных веществ, снижение ущерба природных ресурсов, меры по сохранению водных запасов в мире, внедрение корпоративных программ противодействия коррупции. Внедрение принципов КСО предполагает достижение успеха в бизнесе способами, основанными на этике, уважении к сообществам, к окружающей среде.

В таких странах, как Швеция, Финляндия, Норвегия, принципы КСО получили широкое распространение, однако для бизнес-организаций Кыргызстана это направление деятельности является новым.

Процесс внедрения КСО в деятельность организаций определен в международном стандарте ИСО 2007. В этом документе сказано, что внедрение принципов КСО в деятельность международной компании должно реализовываться с учетом двух основных практик: признание организацией своей социальной ответственности и ее идентификация и вовлечение заинтересованных сторон.

Этап 1. Признание социальной ответственности. Во-первых, компания должна определить, каким образом ее деятельность на международных рынках будут влиять на общественность и окружающую среду. Во-вторых, компания должна осознать ожидания общественности от ответственного поведения компании, связанного с этим поведением.

Эти аспекты распространяются на экономическую, экологическую и социальную сферы, на которые международная компания оказывает прямое или косвенное влияние (рис. 1):

Внедрение приведенных на рисунке аспектов КСО должно базироваться на принципах корпоративной социальной ответственности, т.к. они в значительной степени влияют на управленческие решения компании и ее деятельность в целом. В то же время, не существует заранее определенного порядка внедрения принципов КСО в деятельность международной компании: он зависит от стратегии компании и принимаемых ею решений.

Если принято решение все же внедрять концепцию КСО в деятельность международной компании, она должна рассматривать ключевые аспекты в совокупности, в их взаимосвязи.

Этап 2. Выявление и вовлечение заинтересованных сторон.

Рис. 1. Аспекты корпоративной социальной ответственности

1 Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // Журнал «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»), 2011 г., с. 12.

Выявление и вовлечение заинтересованных сторон - это эффективный способ заявить о своей социальной ответственности со стороны компании и один из основных элементов практической деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности.

Заинтересованными сторонами могут быть предприятия/фирмы или физические лица, имеющие интересы в отношении данной компании. Данные интересы должны быть связаны с чем-либо, что может быть основанием для требований, причем эти требования не должны быть финансовыми или затрагивать законные права. Так, например, требованием может быть право на собственное мнение, право быть услышанным.

Согласно работе кандидата экономических наук Тумилевича Е.Н.2, в соответствии с уровнем КСО в компании может быть два варианта построения системы корпоративной социальной ответственности. КСО должна быть гибко и гармонично вписана в общую структуру управления предприятием. При этом может быть реализован один из двух подходов к построению системы КСО внутри компании.

1. Независимая деятельность функциональных центров управления (производством, кадрами, сбытом и финансами), с выделением центра управления социальной ответственностью. Должна быть обеспечена информационная связь по вертикали и горизонтали по вопросам корпоративной социальной ответственности.

Основная деятельность в рамках подсистемы КСО включает решение ряда задач3:

• Определение функциональных задач по разработке и детализации схемы проекта в рамках КСО.

• Обеспечение персоналом, что предполагает создание подсистем найма, учета персонала, доступа к информации, организации рабочих мест и подсистемы оплаты труда.

• Создание подсистемы мотивации персонала: планирование и маркетинг; подготовка и утверждение планов и определение планируемого результата; анализ полученного результата.

• Повышение эффективности работы по вопросам КСО, что включает оптимизацию расходов на реализацию принципов КСО, поиск новых технологий, средств и методов КСО и повышение эффективности имеющихся средств.

При построении подсистемы КСО в компании необходимо создать обеспечивающие элементы, к которым относится методическое, программное обеспечение, информация, маркетинговые мероприятия (рис.2).

Например, в компании «ХХХ» функционирует менеджер по КСО в отделе корпоративных коммуникаций (подчиняется генеральному директору). В его основные обязанности входит разработка и внедрение стратегии КСО. Кроме того, этим же направлением занимается еще один сотрудник отдела - специалист по социальным коммуникациям4.

Рис. 2. Элементы подсистемы КСО в системе управления многонациональной компании

2. Взаимосвязанная деятельность центров управления организацией. При такой форме большая часть управленческих решений принимается специализированными центрами в рамках их функциональных полномочий, а синтезирующие решения разрабатываются коллективом, совместно с другими заинтересованными сторонами управления компанией. При этом могут быть выделены конкретные исполнители, отвечающие за взаимосвязь с другими подразделениями, а ряд вопросов, которые нужно решить, определяется заранее высшим руководством. Такой метод способствует устранению противоречий, которые

2 Тумилевич Е.Н.Построение системы корпоративной социальной ответственности в компании \\ «Российское предпринимательство», № 23 (221), 2012, ^ 30-37.

3 Там же

4 Официальный сайт компании Киевстар [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kyivstar.ua.

могут возникнуть между различными подразделениями компании. Однако при этом может возникнуть перегруженность высших руководителей, которые вынуждены решать дополнительные вопросы по реализации принципов КСО.

Таким образом, реализацией принципов КСО занимается высший уровень руководства, принципы КСО охватывают всю деятельность компании, определяющие взаимоотношения с заинтересованными сторонами, и создают соответствующие отделы и подразделения.

Литература

1. Алексеева О. Социальная ответственность компаний - опыт Запада и России // «Меценат», №4, 2011, с 25.

2. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»), 2011, с. 53.

3. Доклад о социальных инвестициях в России - 2008 / Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю. Е. Благова, С. Е. Литовченко, Е. А. Ивановой. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2008, с .48.

4. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008.

5. Сальников О.В. Социальная ответственность компаний // «Nota Bene», 2006, с. 64.

6. Социальная отчетность корпораций. Библиотека финансиста. МСФО: http://www.msfofm.ru.

7. Тумилевич Е.Н. Построение системы корпоративной социальной ответственности в компании \\ «Российское предпринимательство», № 23 (221), 2012, с. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.