Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность: развитие в России в новых экономических условиях'

Корпоративная социальная ответственность: развитие в России в новых экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2828
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВОПРОСАМ КСО / РОССИЙСКИЕ РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА / ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ КСО / КОМПАНИИ КРУПНОГО / СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА / CSR / INTERNATIONAL STANDARDS / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS ON CSR ISSUES / RUSSIAN RATING AGENCIES / CSR AWARDS / LARGE / MEDIUM AND SMALL-SIZED BUSINESS COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Островская Елена Александровна

В статье рассматривается развитие корпоративной социальной ответственности на Западе и в России на примере компаний крупного, среднего и малого бизнеса. Отмечается, что в России существует ряд определенных барьеров и препятствий, которые не дают КСО успешно развиваться и достигать показателей западных компаний. Безусловно, только крупные компании имеют сегодня возможности успешно внедрять принципы и стандарты КСО. Однако для успешного развития на международной арене и выхода на новые рынки необходимо, чтобы российские компании более серьезно относились к КСО. Для этого нужно не только желание компаний, но и поддержка со стороны государства и сотрудничество между компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate social responsibility: development in Russia in the new economic conditions

The article considers the development of corporate social responsibility in the West and in Russia by the example of large, medium and small-sized business companies. We note that there are a number of certain barriers and obstacles in Russia, which do not allow CSR to develop successfully and to achieve indicators of Western companies. Today only large companies have the opportunity to successfully implement CSR principles and standards. However, Russian companies should take CSRs more seriously in order to achieve successful development in the international arena and to enter new markets. This requires not only the desire of companies, but also state's support and cooperation between companies.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность: развитие в России в новых экономических условиях»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Том 4 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2410-8367

Public-Private Partnership

>

Креативная экономика

издательство

Корпоративная социальная ответственность: развитие в России в новых экономических условиях

Островская Е.А. 1

1 Московский государственный институт международных отношений (университет), Москва, Россия

В статье рассматривается развитие корпоративной социальной ответственности на Западе и в России на примере компаний крупного, среднего и малого бизнеса. Отмечается, что в России существует ряд определенных барьеров и препятствий, которые не дают КСО успешно развиваться и достигать показателей западных компаний. Безусловно, только крупные компании имеют сегодня возможности успешно внедрять принципы и стандарты КСО. Однако для успешного развития на международной арене и выхода на новые рынки необходимо, чтобы российские компании более серьезно относились к КСО. Для этого нужно не только желание компаний, но и поддержка со стороны государства и сотрудничество между компаниями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КСО, международные стандарты, международные организации по вопросам КСО, российские рейтинговые агентства, премии в области КСО, компании крупного, среднего и малого бизнеса

Corporate social responsibility: development in Russia in the new economic conditions

Ostrovskaya E.A. 1

1 Moscow State Institute of International Relations (MGIMO), Russia

На протяжении 30-40 лет на Западе уделяется огромное внимание роли корпоративной социальной ответственности, в России же развитие КСО по разным оценкам насчитывает около 15-20 лет. Для того чтобы понять роль и место КСО в организации, необходимо изначально подробно остановиться на самом понятии КСО, ее месте и роли в управлении компанией. На сегодняшний день большинство экономистов и бизнесменов, занимающихся вопросами КСО, сходятся во мнении, что отсутствие единой трактовки определения КСО представляет собой одну из основных проблем в этой сфере, позволяя компаниям по-своему объяснять значение этого понятия.

АННОТАЦИЯ:

Существует определение американского объединения корпораций Business for social responsibility (данная организация занимается развитием и продвижением концепции КСО) [9]. Согласно данной организации, КСО - это достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде. Данное определение является достаточно емким. Есть еще одно определение, используемое в «Зеленой книге» Комиссией Европейского союза (Green Paper of the European Commission), согласно которому политика КСО представляет собой ответственность как «концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес-операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей» [12]. Такой подход принят большинством стран ЕС. И можно также выделить еще одно определение КСО, которое часто используется компаниями и включает в себя следующие составляющие: «принципы корпоративного управления, политика в отношении персонала, ответственность перед потребителями, ответственные отношения с деловыми партнерами, ориентированная на общество социальная политика, охрана окружающей среды» [4] (Devyatlovskiy, Pozdnyakova, 2014).

Прежде чем рассматривать развитие КСО в России, хотелось бы остановиться на вопросе современного развития КСО на международном уровне. Сегодня влияние КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить. Любой портфельный инвестор, принимая важное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, будет оценивать весь спектр рисков. И может оказаться так, что ком-

ABSTRACT:_

The article considers the development of corporate social responsibility in the West and in Russia by the example of large, medium and small-sized business companies. We note that there are a number of certain barriers and obstacles in Russia, which do not allow CSR to develop successfully and to achieve indicators of Western companies. Today only large companies have the opportunity to successfully implement CSR principles and standards. However, Russian companies should take CSRs more seriously in order to achieve successful development in the international arena and to enter new markets. This requires not only the desire of companies, but also state's support and cooperation between companies.

KEYWORDS: CSR, international standards, international organizations on CSR issues, Russian rating agencies, CSR awards, large, medium and small-sized business companies.

JEL Classification: J51, L15, M14, Q52 Received: 17.04.2017 / Published: 30.06.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ostrovskaya E.A. (lena_ost810mail.ru)

CITATION:_

Ostrovskaya E.A. (2017) Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost: razvitie v Rossii v novyh ekonomi-cheskikh usloviyakh [Corporate social responsibility: development in Russia in the new economic conditions]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 4. (2). - 103-110. doi: 10.18334/ppp.4.2.38145

пания будет привлекательна с точки зрения своей текущей прибыльности, но крайне неустойчива с точки зрения социальной или экологической [6].

На Западе социальная ответственность компаний давно перестала быть только внутрикорпоративным делом или только вопросом отношений корпораций с профсоюзами или благотворительными организациями. Компании все чаще объединяются для выработки общих принципов и подходов к социальной ответственности и обмена опытом. Социальная ответственность бизнеса давно стала общественной практикой. Крупные корпорации осознают социальную ответственность и в отношении своих работников, и в отношении общества в целом. Значительное внимание уделяется развитию разнообразных социальных программ и взаимодействию в социальной сфере между государственными органами, работодателями и работниками [1] (Adamchuk, Belik, Vodolagin, Zavyalova, Pilevina, 2016).

На сегодняшний день существует ряд премий в области КСО, среди которых наиболее известной является American Business Ethics Award (ABEA) (the American Society of chartered life underwriters & chartered financial consultants) [13]. Данная премия вручается за последовательное следование этическим принципам в бизнесе, в философии менеджмента и практике ответа на кризисы. Премия вручается в трех номинациях, отдельно для компаний крупного бизнеса, отдельно для компаний среднего бизнеса, а также для компаний малого бизнеса. Однако в 2016 году данная премия не вручалась. Об этом было объявлено на официальном сайте мероприятия, причины отмены премии не были указаны. И есть еще одна премия Awards for Excellence, в которой есть номинация «Компания года»; данная премия присуждается Business in the community, известной британской консультационной компанией в сфере КСО, в партнерстве с Financial Times [7]. Премия присуждается тем компаниям, которые демонстрируют улучшение практики ведения бизнеса с тем, чтобы бизнес успешно развивался и приносил больше пользы обществу.

И, конечно, стоит упомянуть те организации и объединения предпринимателей, которые работают по вопросам социальной ответственности:

• the Conference Board - данное объединение предпринимателей и исследователей было создано в США в 1916 году, занимается развитием деловой практики и вопросами расширения положительного участия бизнеса в жизни общества [10];

ОБ АВТОРЕ:_

Островская Елена Александровна, старший преподаватель кафедры англ. языка №2 ([ena_ost810mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Островская Е.А. Корпоративная социальная ответственность: развитие в России в новых экономических условиях // Государственно-частное партнерство. - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 103-110. doi: 10.18334/ ppp.4.2.38145

• Business for social responsibility - организация работает в США с 1992 года, одна из лидирующих организаций в мире на сегодняшний день, предоставляет услуги по решению вопросов в области КСО крупным международным компаниям [9];

• CSR Europe (The European Business Network for Corporate Social Responsibility) - организация была создана в 1996 году и является объединением компаний, работающих в Европе, помогает компаниям добиться прибыльности, устойчивого роста и гуманитарного прогресса путем внедрения принципов КСО в деловую практику корпораций [11].

Конечно, хотелось бы отметить, что такая сплоченность действий компаний и понимание неотъемлемой роли КСО в ведении современного бизнеса способствуют тому, что, безусловно, на Западе отмечаются высокие темпы развития КСО.

Теперь отдельно остановимся на развитии КСО в России. Сразу бы хотелось сказать, что на сегодняшний день отношение к КСО в России неоднозначное. Все предприниматели и ученые прекрасно понимают важность этого фактора, но при этом огромное количество статей и публикаций посвящено критике (иногда абсолютно несправедливой) этого процесса, что, на взгляд автора, лишь тормозит развитие КСО в стране.

Стоит отметить, что вопросами КСО на сегодняшний день занимаются только крупные компании. И за последние несколько лет такая статистика никак не меняется в лучшую сторону. Малый и средний бизнес фактически не охвачен КСО и занимается в основном разовыми благотворительными проектами. Социальная ответственность малых компаний исчерпывается только стремлением соблюдать законы, регулирующие социальные отношения. Согласно исследованиям, проводившимся в конце 2013 года - начале 2014 года, в России более 40 % общего объема средств, ежегодно выделяемых российскими компаниями на реализацию программ КСО, приходится на долю 20 крупных корпораций [14].

Тем не менее, сегодня много статей и конференций посвящено вопросам вовлечения малого и среднего бизнеса в России в программы КСО. Но при этом все авторы сходятся во мнении, что есть определенный перечень барьеров на пути внедрения практики КСО: отсутствие интереса со стороны некоммерческих организаций, поскольку внимание СМИ и общественных движений всегда приковано к деятельности крупных компаний, при этом освещение социальной активности малого бизнеса не представляет для них особого интереса (соответственно, если социальная деятельность компании остается незамеченной, она перестает выполнять одну из важнейших функций - функцию формирования положительного имиджа); проблема ограниченности ресурсов - суммы средств (ресурсов), направляемых на реализацию программ КСО напрямую зависят от объема прибыли компании; малое количество деловых партнеров (по сравнению с крупным бизнесом), что существенно сужает круг социальных обязательств, возникающих в ходе установления долгосрочных партнерских отноше-

ний. И главным фактором остается низкий оборот и прибыль компаний, у компаний малого и среднего бизнеса нет денег.

Проанализировав этот список барьеров, можно сделать вывод о том, что универсальным способом решения проблем осуществления КСО для малого бизнеса является интеграция усилий отдельных компаний, а также поддержка малого бизнеса в этой сфере со стороны государства [2] ^а-ууа1стуа, Аккзап^сту, Ваукот, 2015). И, конечно, компаниям малого и среднего бизнеса необходимо объединять усилия и ресурсы, тогда они смогут получить возможность реализации различных социальных программ, направленных на повышение качества жизни местных сообществ.

Хотелось бы отметить, что КСО не перестала быть одним из основных факторов успешного бизнеса в России даже в сложные экономические времена. Согласно данным, опубликованным в «Российской газете» в конце 2015 года, только 10 % компаний серьезно работают в этом направлении [3]. Согласно статистике, около 50-60 % российских компаний не уделяют внимание КСО по тем или иным причинам. Только 10 % компаний реализуют КСО по международным стандартам. И менее 5 % компаний действительно ориентируются на социальные инновации и социальные изменения, которые происходят в обществе. Среди лидеров крупных компаний в области применения КСО выделяются металлургические компании, компании сектора по производству и продаже товаров повседневного спроса и компании, предоставляющие профессиональные услуги (в качестве примера можно привести банковский сектор). Однако существует распространенное мнение, что в компаниях упомянутых секторов велика составляющая западного топ-менеджмента, где традиции КСО очень сильны. Управленцы-иностранцы переносят эти традиции на российскую почву, что и делает компании, в которых они работают, лидерами в сфере КСО. И дело вовсе не в финансовых возможностях, которыми обладают эти компании.

В России, несомненно, есть своя специфика понимания КСО и работы в этой сфере. Все зачастую сводится к благотворительности или так называемым социальным проектам бизнеса, но постепенно компании приходят к пониманию, что только этими двумя факторами КСО не ограничивается. В качестве положительной современной тенденции можно было бы отметить тот факт, что такая должность как «менеджер по КСО» присутствовала раньше в российских филиалах международных компаний. Сегодня такая должность появляется и в российских компаниях.

Конечно, в условиях текущего экономического кризиса эксперты отмечают замедление вхождения принципов КСО в управленческие модели российского бизнеса. Но в крупных компаниях прекрасно понимают, что даже в сложных условиях ведения бизнеса (введение санкций, ограничение инвестирования, снижения интереса со стороны международных компаний) нельзя прекращать ведение КСО. Социальная ответственность - это важная составляющая репутации, и поддержание ее в глазах общества должно быть актуально во все времена. Безусловно, необходима поддержка со стороны государства, на Западе она, как правило, предоставляется в форме налого-

вых послаблений и льготных программ. У нас в стране такие механизмы пока не выработаны, но они были бы очень полезны.

Также стоит отметить, что вопрос применения международных стандартов в отношении принципов КСО в России остается открытым. Необходимо продвижение стандартов нефинансовой отчетности, адаптация и переписывание международных стандартов с учетом тех или иных российских особенностей, и, конечно, разработка собственных стандартов КСО и создание нормативно-правовой базы. На сегодняшний день в стране в той или иной степени разные компании придерживаются следующих стандартов в области КСО:

• стандарт ISO 26.000, был принят в 2010 году международной организацией, стандарт «Руководство по социальной ответственности» [5] Voevodkin, 2011);

• законодательство в области КСО social accountability 8000, стандарт оценки для социальных аспектов менеджмента [5] (Voevodkin, 2011);

• GRI G4 (Guidelines of global reporting initiative) - это стандарт для формирования общемировых подходов к отчетности в сфере устойчивости предприятий [5] (Voevodkin, 2011);

• Социальная хартия российского бизнеса, в нее входит 257 организаций, была принята на съезде Российского союза предпринимателей и промышленников (компаниями используется редакция от 2008 года) [15].

Для российского рынка рейтинговые агентства в области КСО являются новшеством, но в мире такие организации с успехом работают. Как пример, несколько лет назад было создано рейтинговое агентство «Репутация», которое использует методики оценки в отношении КСО, терминологию по международным стандартам, в частности на базе ISO. Также существует организация АМР (Ассоциация менеджеров России), которая была создана в 1999 году и год назад стала вручать премию 25 лучшим менеджерам КСО.

Также следует отметить, что на сегодняшний день большой объем благотворительной и социальной деятельности осуществляется российскими предпринимателями не в рамках своих компаний по КСО, а самостоятельно, вне корпоративной жизни. Чаще всего такая деятельность не афишируется. Многие эксперты вообще полагают, что развитие КСО в России на современном этапе не может идти и не идет по западному сценарию, так как в России очевидна иная мотивация, иная природа социально-направленных действий предпринимательства.

Развитие КСО в России, безусловно, сталкивается с рядом проблем, тормозящих этот процесс и влияющих на его характер и структуру. Среди них выделим самые основные проблемы. Проблемы пассивности, так как гражданское общество как движущая сила КСО в России развито слабо, действие некоммерческих организаций незначительно. Хотя все прекрасно понимают взаимосвязь между гражданской пози-

цией общества и ролью КСО, так как на Западе одним из главнейших факторов развития КСО стало давление общества. Проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы, ввиду отсутствия законодательных актов, касающихся области КСО. Проблемы, вызванные социальной нестабильностью в стране, а именно недоверие населения бизнесу. Не всегда высокий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, негативный имидж «бизнесмена», который сформировался еще в 90-е годы, но от которого компании все-таки отходят.

В заключение хотелось бы выделить несколько моментов.

Во-первых, на прошедшей в сентябре 2016 года в Москве конференции, проведенной компанией РБК по вопросам развития КСО в России, было отмечено, что необходимо использование КСО для повышения бизнеса и укрепления бренда компании; необходимо разработать законодательство в области КСО и нужна взаимосвязь и поддержка между властью, бизнесом и НКО для реализации поставленных социально-значимых задач [8].

Во-вторых, следует уделять внимание укреплению социальной ответственности государства и социальной ответственности бизнеса, так как КСО бизнеса в России возрастает ежегодно и является в современных условиях важнейшей составляющей экономического и социального прорыва.

В-третьих, если российские компании стремятся стать заметными игроками на международной арене, им необходимо повышать свой рейтинг в области КСО.

Разработка и внедрение разумной и эффективной политики КСО - это шаг к признанию российских компаний на международной арене. Это начало длинного пути изменения стереотипов, имиджа российских предприятий, возможность совмещения рыночной политики и социальной ориентации компаний.

ИСТОЧНИКИ:

1. Адамчук Н.Г., Белик Л.В., Водолагин С.В., Завьялова Е.Б., Пилевина Е.В. Социальная

ответственность: вызовы времени. / Коллективная монография. - М.: МГИМО -Университет, 2016. - 259 с.

2. Завьялова Е.Б., Александров О.Б., Байков А.А. Основы экономической политоло-

гии. / Учебное пособие, серия «Учебники МГИМО». - М.: МГИМО - Университет, 2015. - 414 с.

3. Бухарова О., Кривошапко Ю. Бизнес с любовью. Российская газета. Спецвыпуск

№ 6853 (282), 14.12.2015

4. Девятловский Д.Н., Позднякова М.О Корпоративная социальная ответственность

в России: проблемы малого бизнеса // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 2. - с. 173-175.

5. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управле-

ния // Ars administrandi. - 2011. - № 4. - с. 45-55.

6. Костин А. КСО и устойчивое развитие бизнеса в России, июль 2012. [Электронный

ресурс]/ Режим доступа: http://portal-nko.rU/files/Article/440/Files/1/kostin.doc

7. Https://www.awards.bitc.org.uk

8. Https://www.bc.rbc.ru/2016/ksoefficiency

9. Https://www.bsr.org

10. Https://www.conference-board.org

11. Https://www.csreurope.org

12. Https://www.europa.eu/rapid/press-release_DOC-01-09_en.pdf

13. Https://www.financialpro.org/foundation/ABEA/abeadescription.htm

14. Https://www.forbes.ru

15. Https://www.rspp.ru/simplepage/474

REFERENCES:

Adamchuk N.G., Belik L.V., Vodolagin S.V., Zavyalova E.B., Pilevina E.V. (2016). Sotsialnaya otvetstvennost: vyzovy vremeni [Social responsibility: the challenges of time] Moscow: MGIMO - Universitet. (in Russian).

Devyatlovskiy D.N., Pozdnyakova M.O (2014). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v Rossii: problemy malogo biznesa [Corporate social responsibility in Russia: problems of small-scale business]. Problems of modern economy. (2). 173175. (in Russian).

Voevodkin N.Yu. (2011). Sotsialnaya otvetstvennost v sisteme korporativnogo upravleniya [Social responsibility in the system of corporate governance]. Ars administrandi. (4). 45-55. (in Russian).

Zavyalova E.B., Aleksandrov O.B., Baykov A.A. (2015). Osnovy ekonomicheskoy politologii [Fundamentals of economic political science] Moscow: MGIMO -Universitet. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.