Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ЛИСТА "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА АНЕСТЕЗИОЛОГА" ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ"'

ВНЕДРЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ЛИСТА "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА АНЕСТЕЗИОЛОГА" ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДИНАТУРА / АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / АТТЕСТАЦИЯ В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цыганков К.А., Арсентьев Л.В., Щеголев А.В., Андреенко А.А.

Цель - провести апробацию контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» и оценить частоту допускаемых ошибок без него и с его использованием. Материалы и методы. В исследование включены 32 ординатора 1 года обучения по специальности «анестезиология и реаниматология», у которых предварительно проводили теоретические лекционные занятия по теме «Организация рабочего места анестезиолога». В симуляционном центре исследуемым было предложено подготовить рабочее место анестезиолога. Обучаемые были разделены на 2 группы. 1-я группа - выполнение задания без предварительного ознакомления с чек-листом и 2-я группа - ознакомление с чек-листом. Оценку осуществляли два преподавателя независимо друг от друга с использованием контрольного листа, модифицированного для объективной оценки исследуемых. Результаты. В 1-й группе с поставленной задачей справилось 8 (50 %) обучаемых, во 2-й группе в 15 случаях (94 %) отмечено успешное выполнение задания. Проверку наличия средств для интубации трахеи успешно выполнили обучаемые в обеих группах. В то же время выявлены пункты: проведение теста на утечку и проверка правильности функционирования наркозно-дыхательного аппарата, с которыми не смогли справиться исследуемые, что требовало более детального рассмотрения как на теоретических, так и практических занятиях данных вопросов. Вывод. Использование контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» позволяет повысить эффективность обучения ординаторов и снизить количество допускаемых ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цыганков К.А., Арсентьев Л.В., Щеголев А.В., Андреенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CHECKLIST "ORGANIZATION OF THE WORKPLACE OF AN ANESTHESIOLOGIST" DURING THE TRAINING OF RESIDENTS IN THE SPECIALTY: "ANESTHESIOLOGY AND RESUSCITATION"

evaluate the frequency of mistakes made without it and with its use. Materials and methods. The study included 32 residents of the first year of study in the specialty «Anesthesiology and Resuscitation», who had previously held theoretical lectures on the topic: «Organization of the workplace of an anesthesiologist». In the simulation center, the subjects were asked to prepare the anesthesiologist’s workplace. The trainees were divided into two groups. The1st group - performing the task without prior acquaintance with the checklist and the 2nd group - acquaintance with the checklist. The assessment was carried out by two teachers independently of each other using a checklist modified for objective assessment of the subjects. Results. In the 1st group, 8 (50 %) students coped with the task, in the 2nd group, in 15 cases (94 %), the task was successfully completed. Checking the availability of funds for tracheal intubation was successfully completed by trainees in both groups. At the same time, points were identified: a leak test and checking the correct functioning of the anesthetic-respiratory apparatus, which the subjects could not cope with, which required more detailed consideration, both in theoretical and practical classes of these issues. Conclusion. The use of the checklist: «Organization of the workplace of an anesthesiologist» allows to increase the effectiveness of training of residents and reduce the number of mistakes made.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ЛИСТА "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА АНЕСТЕЗИОЛОГА" ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ"»

Профессиональное образование/

Professional education

http://doi.org/10.24884/2078-5658-2022-20-2-91-95

Внедрение контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» при обучении ординаторов по специальности «анестезиология и реаниматология»

к. а. цыганков1, л. в арсентьев1, а. в. щеголев1, а. а. андреенко12

1 Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Санкт-Петербург, РФ

2 Городская Мариинская больница, Санкт-Петербург, РФ

Цель - провести апробацию контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» и оценить частоту допускаемых ошибок Ш без него и с его использованием.

2 Материалы и методы. В исследование включены 32 ординатора 1 года обучения по специальности «анестезиология и реаниматология», {¡3 у которых предварительно проводили теоретические лекционные занятия по теме «Организация рабочего места анестезиолога». В симу-ляционном центре исследуемым было предложено подготовить рабочее место анестезиолога. Обучаемые были разделены на 2 группы. 1-я группа - выполнение задания без предварительного ознакомления с чек-листом и 2-я группа - ознакомление с чек-листом. Оценку осуществляли два преподавателя независимо друг от друга с использованием контрольного листа, модифицированного для объективной оценки исследуемых.

Результаты. В 1-й группе с поставленной задачей справилось 8 (50%) обучаемых, во 2-й группе в 15 случаях (94%) отмечено успешное выполнение задания. Проверку наличия средств для интубации трахеи успешно выполнили обучаемые в обеих группах. В то же время выявлены пункты: проведение теста на утечку и проверка правильности функционирования наркозно-дыхательного аппарата, с которыми не смогли справиться исследуемые, что требовало более детального рассмотрения, как на теоретических, так и практических занятиях данных вопросов.

Вывод. Использование контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» позволяет повысить эффективность обучения ординаторов и снизить количество допускаемых ошибок.

Ключевые слова: ординатура, анестезиология и реаниматология, практические навыки, аттестация в анестезиологии, образование в анестезиологии

Для цитирования: Цыганков К. А., Арсентьев Л. В., Щеголев А. В., Андреенко А. А. Внедрение контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» при обучении ординаторов по специальности «анестезиология и реаниматология» // Вестник анестезиологии и реаниматологии. - 2023. - Т. 20, № 2. - С. 91-95. БОТ: 10.24884/2078-5658-2022-20-2-91-95

Implementation of the checklist «Organization of the workplace

of an anesthesiologist» during the training of residents in the specialty:

«Anesthesiology and resuscitation»

K. A. TSYGANKov1, L. V. ARSENTiEV, A. V. SHcHEGoLEv1, A. A. ANDREENKO1,2

1 Military Medical Academy, Saint Petersburg, Russia

2 City Mariinsky Hospital, Saint Petersburg, Russia

The objective - to test the checklist «Organization of the workplace of an anesthesiologist» and evaluate the frequency of mistakes made without it and with its use.

Materials and methods. The study included 32 residents of the first year of study in the specialty «Anesthesiology and Resuscitation», who had previously held theoretical lectures on the topic: «Organization of the workplace of an anesthesiologist». In the simulation center, the subjects were asked to prepare the anesthesiologist's workplace. The trainees were divided into two groups. Thelst group - performing the task without prior acquaintance with the checklist and the 2nd group - acquaintance with the checklist. The assessment was carried out by two teachers independently of each other using a checklist modified for objective assessment of the subjects.

Results. In the 1st group, 8 (50%) students coped with the task, in the 2nd group, in 15 cases (94%), the task was successfully completed. Checking the availability of funds for tracheal intubation was successfully completed by trainees in both groups. At the same time, points were identified: a leak test and checking the correct functioning of the anesthetic-respiratory apparatus, which the subjects could not cope with, which required more detailed consideration, both in theoretical and practical classes of these issues.

Conclusion. The use of the checklist: «Organization of the workplace of an anesthesiologist» allows to increase the effectiveness of training of residents and reduce the number of mistakes made.

Key words: residency, anesthesiology and resuscitation, practical skills, certification in anesthesiology, education in anesthesiology For citation: Tsygankov K. A., Arsentiev L. V., Shchegolev A. V., Andreenko A. A. Implementation of the checklist «Organization of the workplace of an anesthesiologist» during the training of residents in the specialty: «Anesthesiology and resuscitation». Messenger of Anesthesiology and Resuscitation, 2023, Vol. 20, № 2, P. 91-95. (In Russ.) DOI: 10.24884/2078-5658-2022-20-2-91-95

Для корреспонденции: Кирилл Алексеевич Цыганков E-mail: doctorcygankov@mail.ru

Correspondence:

Kirill A. Tsygankov

E-mail: doctorcygankov@mail.ru

Рабочее место анестезиолога (симуляционный центр)

Workplace of the anesthesiologist (simulation center)

Несмотря на развитие анестезиологии и реаниматологии, осложнения продолжают регистрировать [11]. При этом одной из основных причин остается человеческий фактор [6, 8]. Так, J. B. Cooper et al. (1984) в своем исследовании продемонстрировали, что от 22 до 33% развития осложнений на этапах анестезии связаны с отказом от проверки и подготовки рабочего места перед анестезией [5, 9]. Причинами этого являлись спешка, отвлечения внимания, усталость врача анестезиолога-реаниматолога (далее анестезиолога) [9]. Другими словами, данные причины были предотвратимыми. С целью снижения влияния человеческого фактора на развитие осложнений в практику анестезиолога внедряют чек-листы [7, 9, 10]. Особенно это важно на этапе обучения по специальности «анестезиология и реаниматология» для формирования необходимого алгоритма действий в операционной [1-3]. В то же время существуют различные подходы к обучению, не всегда правильные и не совпадающие с реализацией ключевого принципа «делай как надо» [4].

Более того, проведенный анализ литературы недостаточно освещает важность и методику организации рабочего места анестезиолога при обучении в ординатуре по специальности «анестезиология и реаниматология». Данный факт побудил выполнить собственное исследование.

Цель - провести апробацию контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» и оценить частоту допускаемых ошибок без него и с его использованием.

Материалы и методы

Дизайн исследования. Проведено проспективное рандомизированное исследование на базе симуля-ционного центра Военно-медицинской академии

им. С. М. Кирова. В исследование включены 32 ординатора 1 года обучения, с которыми за месяц до начала исследования были проведены теоретические лекционные занятие по теме «Организация рабочего места анестезиолога». Накануне проведения исследования была объявлена тема предстоящего занятия. С целью контроля усвоения полученной информации в симуляционном центре обучаемым было предложено подготовить рабочее место анестезиолога перед проведением плановой общей комбинированной анестезии с интубацией трахеи и искусственной вентиляцией легких (рисунок).

Объективную оценку действий обучаемых проводили 2 преподавателя кафедры военной анестезиологии и реаниматологии независимо друг от друга с использованием бумажного контрольного листа, представленного в табл. 1. В основе чек-листа использовали ранее предложенный контрольный лист проверки анестезиологического оборудования, который был дополнен и оптимизирован для объективного контроля обучаемых [7]. По результатам заполненного чек-листа сравнивали и анализировали результаты, а также количество общих баллов.

Перед исследованием обучаемые были разделены на 2 группы: выполнение задания без предварительного ознакомления с чек-листом - 1-я группа, 2-я - ознакомление с чек-листом. Успешным прохождением задания считали выполнение не менее 15 пунктов (70%) чек-листа.

Первичной конечной точкой эффективности использования чек-листа считали количество допущенных ошибок ординаторами в сравнении с группой без предварительного ознакомления с контрольным листом. Также анализировали полученные результаты преподавателей при независимой оценке исследуемых.

Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с помощью программы IBM SPSS Statistics 23.0. Тестирование гипотезы на нормальность распределения проводили с помощью графических методов (гистограмма, кван-тильная диаграмма) и статистического критерия (тест Шапиро - Уилка). Межгрупповые сравнения в отношении номинальных данных проводили с использованием х2 (Хи-квадрат Пирсона) с поправкой на непрерывность Йейтса. Для сравнительного анализа полученных преподавателями баллов проводили поиск различий с использованием критерия Манна - Уитни. Уровнем значимости, при котором нулевую гипотезу об отсутствии различий в группах отвергали, считали значение р < 0,05.

Результаты

Целью данной работы являлась оценка эффективности использования контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» при обучении ординаторов. В ходе исследования было выявлено, что в группе без предварительного ознакомления с чек-листом у 8 (50%) обучаемых постав-

Таблица 1. Контрольный лист проверки оборудования перед анестезией

Table 1. Checklist for checking equipment before anesthesia

Действие аккредитуемого Баллы Критерий оценки

Проверить наличие резервного источника питания 1 □ да □ нет

Проверить подключение наркозно-дыхательного аппарата к кислороду: - подача из баллона - централизованная подача 1 □ да □ нет

Проверить отведение системы отработанных газов, газовый фильтр 1 □ да □ нет

Проверить подсоединение дыхательного контура наркозно-дыхательного аппарата 1 □ да □ нет

Проверить наличие, состояние дыхательного мешка, целостность бактериальных фильтров 1 □ да □ нет

Проверить степень наполнения, герметичность крепления и цвет абсорбера 1 □ да □ нет

Проверить испаритель: 1

Установлен на ноль (не заблокирован) □ да □ нет

Испаритель наполнен до отметки □ да □ нет

Испаритель зафиксирован, не наклонен □ да □ нет

Проверить экстренную подачу кислорода 1 □ да □ нет

Провести тест на утечку наркозно-дыхательного аппарата 1 □ да □ нет

Проверить правильность функционирования наркозно-дыхательного аппарата 1 □ да □ нет

Выставить тревогу по кислороду 1 □ да □ нет

Проверить монитор, установить тревоги и интервалы параметров витальной функции 1 □ да □ нет

Проверить устройство для измерения кислорода 1 □ да □ нет

Проверить наличие и работоспособность вакуум-аспиратора 1 □ да □ нет

Проверить наличие мешка Амбу 1 □ да □ нет

Проверить наличие и работоспособность ларингоскопа 1 □ да □ нет

Проверить и подготовить интубационную трубку 1 □ да □ нет

Проверить наличие оборудования для альтернативных действий при непрогнозируемых трудных дыхательных путях 1 □ да □ нет

Проверить возможность изменения положения операционного стола 1 □ да □ нет

Проверить наличие и работоспособность дефибриллятора 1 □ да □ нет

Проверить наличие наборов для пункции и катетеризации периферических и центральных вен 1 □ да □ нет

Проверить наличие лекарственных препаратов для индукции и их маркировку 1 □ да □ нет

ленная задача вызвала затруднение и полученный результат был меньше установленного проходного балла. Напротив, во 2-й группе в 15 случаях (94%) отмечено успешное выполнение задания. Полученные результаты имели значимую статистическую разницу х2 = 7,5, df = 1, р = 0,0019, что может свидетельствовать об эффективности использования контрольного листа при обучении.

Детальный анализ чек-листов продемонстрировал, что ординаторы 1-й группы сразу переходили к проверке наличия средств для проведения интубации трахеи. С данными действиями справились как участники 1-й группы, так и 2-й. Статистической разницы в действии испытуемых групп выявлено не было (табл. 2).

Обращало на себя внимание невыполнение обучаемыми в исследуемых группах пункта - проведение теста на утечку наркозно-дыхательного аппарата (НДА). Методика выполнения данного пункта заключалась в переводе аппарата в режим БРОМТ, установление потока воздушной смеси 200 мл перекрыванием выходного отверстия тройника и созданием давления в дыхательной системе на уровне 30 см вод. ст. путем нажатия экстренной подачи кислорода. Положительным тест считался

в случае постоянного давления на протяжении не менее 10 секунд. С данным пунктом в 1-й группе успешно справились всего 3 (19%) обучаемых, во 2-й группе, несмотря на предварительное ознакомление с чек-листом, 5 ординаторов (31%). Данный результат не имел статистического различия: х2 = 0,415, df = 1, р = 0,684. Другим пунктом, вызвавшим затруднение, оказалась проверка правильности функционирования НДА. Алгоритм выполнения данного действия следующий: подсоединение имитатора легкого для тестирования к отверстию тройника, перевод НДА в режим «контроль по объему» с параметрами (дыхательный объем 400 мл, частота дыхания 12, соотношение вдох:выдох = 1:2, инспираторная пауза и положительное давление в конце выдоха выключены, максимальное давление в дыхательных путях -40 см вод. ст., поток воздушной смеси 200 мл. При включении НДА проверяли правильность вывово-димого на дисплей данного вентилятора. Убеждались в отсутствии несоответствующих сигналов тревог. С данной задачей в 1-й группе справились только 7 обучаемых (44%), а во 2-й группе - 10 ординаторов (62,5%) х2 = 0,288, df = 1, р = 0,479.

После анализа ошибок, допущенных ординаторами, сравнивали итоговые оценки, зафиксирован-

Таблица 2. Статистическая анализ чек-листа

Table 2. Statistical analysis of the checklist

Действие аккредитуемого 1-я группа, n = 16 (%) 2-я группа, n = 16 (%) Критерий (количество степеней свободы, вероятность)

Проверил наличие и работоспособность вакуум-аспиратора 13 (81%) 16 (100) х2 = 3,3, df = 1, p = 0,226

Проверил наличие мешка Амбу 12 (75) 15 (94) х2 = 0,145, df = 1, p = 0,331

Проверил наличие и работоспособность ларингоскопа 10 (62) 13 (81) х2 = 0,239, df = 1, p = 0,432

Проверил и подготовил интубационную трубку 12 (75) 15 (94) х2 = 0,145, df = 1, p = 0,331

Проверил наличие оборудования для альтернативных действий при непрогнозируемых трудных дыхательных путях 12 (75) 16 (100) х2 = 0,03, df = 1, p = 0,109

Проверил возможность изменения положения операционного стола 12 (75) 14 (87) х2 = 0,36, df = 1, p = 0,651

Проверил наличие и работоспособность дефибриллятора 11 (68) 14 (87) х2 = 0,2, df = 1, p = 0,393

Проверил наличие наборов для пункции и катетеризации периферических и центральных вен 14 (87) 16 (100) х2 = 0,1, df = 1, p = 0,466

Проверил наличие лекарственных препаратов для индукции и их маркировку 15 (94) 16 (100) х2 = 0,31, df = 1, p = 1

ные 2 преподавателями независимо друг от друга. Различия, выявленные в чек-листах, составляли менее 2%. Более точный анализ продемонстрировал отсутствие различий между итоговыми баллами преподавателей (и = 136, Ъ = -0,847, p = 0,424), что позволяет говорить о доступном объективном контроле при обучении.

Ограничением данного исследования можно считать одноцентровой характер работы с небольшой выборкой ординаторов.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало необходимость помимо теоретических лекционных материалов проведения практических занятий с использованием предложенного чек-листа, который закладывает необходимый ал-

литература

1. Андреенко А. А., Арсентьев Л. В., Цыганков К. А. и др. Эффективность высокореалистической симуляции при обучении клинических ординаторов современным алгоритмам решения проблем «трудных дыхательных путей» // Вестник Российской Военно-медицинской академии. -2019. - Т. 66, № 2. - С. 228-232.

2. Андреенко А. А., Ершов Е. Н., Лахин Р. Е. и др. Оценка профессионального мастерства анестезиологов-реаниматологов // Военно-медицинский журнал. - 2018. - Т. 339, № 12. - С. 9-15.

3. Андреенко А. А., Макаренко Е. П., Цыганков К. А. и др. Высокореалистичная симуляция при обучении клинических ординаторов действиям в критических ситуациях во время анестезии // Виртуальные технологии в медицине. - 2019. - Т. 21, № 1. - С. 6-8. DOI: 10.46594/2687-0037-2019-1-6.

4. Полушин Ю. С. Проблемные вопросы анестезиолого-реаниматологи-ческой помощи // Вестник анестезиологии и реаниматологии. - 2019. -Т. 16, № 1. - С. 5-12. DOI: 10.21292/2078-5658-2019-16-1-5-12.

5. Cooper J., Newbower R., Kitz R An analysis of maj or errors and equipment failures in anesthesia management: considerations for prevention and detection // Anesthesiology. - 1984. - Vol. 60, № 1. - P. 34-42. DOI: 10.1097/00000542-198401000-00008.

6. Cooper J., Newbower R., Long C. et al. Preventable anesthesia mishaps: a study of human factors // Anesthesiology. - 1978. - Vol. 49, № 6. - P.399-406. DOI: 10.1097/00000542-197812000-00004.

7. Hartle A., Anderson E., Bythell V. et al. Checking anaesthetic equipment 2012: association of anaesthetists of Great Britain and Ireland // Anaesthesia. -2012. - Vol. 67, № 6. - P.660-668. DOI: 10.1111/j.1365-2044.2012.07163.

8. Jones C., Fawker-Corbett J., Groom P. et al. Morton, B. Human factors in preventing complications in anaesthesia: a systematic review // Anaesthesia. -2018. - Vol. 73. - P.12-24. DOI: 10.1111/anae.14136.

9. Krombach J., Marks J., Dubowitz G. et al. Development and implementation of checklists for routine anesthesia care: a proposal for improving patient

горитм организации рабочего места анестезиолога. Также была выявлена недостаточная проработка вопросов, касающихся подготовки и проверки НДА и требующих более детального рассмотрения как на теоретических, так и практических занятиях, что позволило оптимизировать учебный процесс по данной тематике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод

Использование контрольного листа «Организация рабочего места анестезиолога» позволяет повысить эффективность обучения ординаторов по специальности «анестезиология и реаниматология» и снизить количество допускаемых ошибок.

REFERENCES

1. Andreenko A.A., Arsentiev L.V., Tsygankov K.A. et al. Efficiency of highly realistic simulation in teaching clinical residents modern algorithms for solving the problems of "difficult airways". Bulletin of the Russian Military Medical Academy, 2019, vol. 66, no. 2, pp. 228-232. (In Russ.).

2. Andreenko A.A., Ershov E.N., Lakhin R.E. et al. Evaluation of the professional skills of anesthesiologists-resuscitators. Military Medical Journal, 2018, vol. 339, no. 12, pp. 9-15. (In Russ.).

3. Andreenko A.A., Makarenko E.P., Tsygankov K.A. et al. Highly realistic simulation in teaching clinical residents to act in critical situations during anesthesia. Virtual Technologies in Medicine, 2019, vol. 21, no. 1, pp. 6-8. (In Russ.) DOI: 10.46594/2687-0037-2019-1-6.

4. Polushin Yu. S. Topical issues of anesthesiology and intensive care. Messenger of Anesthesiology and Resuscitation, 2019, vol. 16, no. 1, pp. 5-12. (In Russ.) DOI: 10.21292/2078-5658-2019-16-1-5-12.

5. Cooper J., Newbower R., Kitz R. An analysis of major errors and equipment failures in anesthesia management: considerations for prevention and detection. Anesthesiology, 1984, vol. 60, no 1, pp. 34-42. doi: 10.1097/00000 542-198401000-00008.

6. Cooper J., Newbower R., Long C. et al. Preventable anesthesia mishaps: a study of human factors. Anesthesiology, 1978, vol. 49, no 6, pp. 399-406. doi: 10.1097/00000542-197812000-00004.

7. Hartle A., Anderson E., Bythell V. et al. Checking anaesthetic equipment 2012: association of anaesthetists of Great Britain and Ireland. Anaesthesia, 2012, vol. 67, no 6, pp. 660-668. doi: 10.1111/j.1365-2044.2012.07163.

8. Jones C., Fawker-Corbett J., Groom P. et al. Morton, B. Human factors in preventing complications in anaesthesia: a systematic review. Anaesthesia, 2018, vol. 73, pp .12-24. doi: 10.1111/anae.14136.

9. Krombach J., Marks J., Dubowitz G. et al. Development and implementation of checklists for routine anesthesia care: a proposal for improving patient

safety // Anesthesia Analgesia. - 2015. - Vol. 121, № 4. - P. 1097-1103. DOI: 10.1213/ANE.0000000000000923.

10. Marshall S., Touzell A. Human factors and the safety of surgical and anaesthetic care // Anaesthesia. - 2020. - Vol. 75. - P. 34-38. DOI: 10.1111/anae.14830.

11. Merry A., Mitchell S. Complications of anaesthesia // Anaesthesia. - 2018. -Vol. 73 - P.7-11. DOI: 10.1111/anae.14135.

safety. Anesthesia Analgesia, 2015, vol. 121, no 4, pp. 1097-1103. doi: 10.1213/ANE.0000000000000923.

10. Marshall S., Touzell A. Human factors and the safety of surgical and anaesthetic care. Anaesthesia, 2020, vol. 75, pp. 34-38. doi: 10.1111/anae.14830.

11. Merry A., Mitchell S. Complications of anaesthesia. Anaesthesia, 2018, vol. 73, pp. 7-11. doi: 10.1111/anae.14135.

информация ОБ авторах:

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» МО РФ, 194044, Россия, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6, Тел.: 8 (812) 329-71-21

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская Мариинская больница», 191014, Россия, Санкт-Петербург, Литейный пр., д.. 56, Тел.: 8 (812) 605-03-03

Цыганков Кирилл Алексеевич

канд. мед. наук, преподаватель кафедры военной анестезиологии и реаниматологии, ВМА им. С. М. Кирова E-mail: doctorcygankov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2357-0685JSPIN: 7133-0503

Арсентьев Леонид Вадимович

канд. мед. наук, преподаватель кафедры военной анестезиологии и реаниматологии, ВМА им. С. М. Кирова E-mail: arsentevlvmd@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5886-9900, SPIN: 8514-7396

Щеголев Алексей Валерианович

д-р мед. наук, профессор, начальник кафедры военной

(начальник клиники) анестезиологии и реаниматологии,

ВМА им. С. М. Кирова

E-mail: alekseischegolev@gmail.com,

ORCID: 0000-0001-6431-439, SPIN: 4107-6860

Андреенко Александр Александрович

канд. мед. наук, доцент, зам. главного врача по анестезиологии и реанимации, доцент кафедры военной анестезиологии и реаниматологии, ВМА им. С.М. Кирова E-mail: aaa010803@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5542-9280, SPIN: 7046-9661

information about authors:

Military Medical Academy,

6, Academician Lebedev str., Saint Petersburg, Russia, Tel.: 8 (812) 329-71-21

194044,City Mariinsky Hospital,

56, Liteiny ave., Saint Petersburg, Russia, 191014,

Tel.: 8 (812) 605-03-03

Tsygankov Kirill A.

Cand. of Sci. (Med.), Teacher of Military Anesthesiology and Intensive Care Department, Military Medical Academy E-mail: doctorcygankov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2357-0685

Arsentiev Leonid V.

Cand. of Sci. (Med.), Teacher of Military Anesthesiology and Intensive Care Department, Military Medical Academy E-mail: arsentevlvmd@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5886-9900

Shchegolev Aleksey V.

Dr. of Sci. (Med.), Professor, Head of Military Anesthesiology and Intensive Care Department (Head of the Clinic), Military Medical Academy

E-mail: alekseischegolev@gmail.com, ORCID: 0000-0001-6431-439

Andreenko Alexander A.

Cand. of Sci. (Med.), Associate Professor, Deputy Chief Physician for Anesthesiology and Intensive Care, Associate Professor of Military Anesthesiology and Intensive Care Department, Military Medical Academy E-mail: aaa010803@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5542-9280, SPIN: 7046-9661

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.