Научная статья на тему 'Внедрение компьютерного тестирования как средства оценки качества подготовки в курсе «Вычислительная математика»'

Внедрение компьютерного тестирования как средства оценки качества подготовки в курсе «Вычислительная математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотькин С.О.

В статье проанализирована роль компьютерного тестирования для получения достоверной информации об уровне знаний обучающихся и повышения их мотивированности для дальнейшего углубленного изучения нового материала. Разработанное тестирование по вычислительной математике, созданное в модульной объектно-ориентированной обучающей среде «Moodle», позволяющее осуществлять текущий и итоговый контроль знаний обучающихся, помогает в освоении теоретических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение компьютерного тестирования как средства оценки качества подготовки в курсе «Вычислительная математика»»

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ В КУРСЕ «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

© Хотькин С.О.*

Московский государственный областной университет, г. Москва

В статье проанализирована роль компьютерного тестирования для получения достоверной информации об уровне знаний обучающихся и повышения их мотивированности для дальнейшего углубленного изучения нового материала. Разработанное тестирование по вычислительной математике, созданное в модульной объектно-ориентированной обучающей среде «Moodle», позволяющее осуществлять текущий и итоговый контроль знаний обучающихся, помогает в освоении теоретических материалов.

Ключевые слова компьютерное тестирование, вычислительная математика.

Современное образование в России развивается в направлении перехода к более совершенной подготовке обучающихся. Так как успех обучения во многом зависит от объективности и полноты информации о результатах обучения, то совершенствование процесса обучения предполагает применение наряду с традиционными методами проверки знаний, более эффективных современных методов педагогического диагностирования. С точки зрения объективности процесса, данным требованиям соответствует компьютерное тестирование, которое обеспечивает получение достоверной и соотносимой информации о качестве усвоения материала. Метод тестирования является самым перспективным при создании объективных систем контроля и отвечает требованиям современной системы образования. Систематическая проверка знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации проведения тестирования знаний, использованию компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения. Компьютерное тестирование, как эффективный способ проверки знаний находит в образовании все более широкое применение. Одним из его достоинств является минимизация временных затрат на получение надежных итогов контроля, и получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста. От традиционных методов контроля знаний тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные критерии, использующие специальный математический аппарат и соответствующее программное обеспечение [1].

* Магистрант кафедры «Высшей математики и методики преподавания информатики».

В целях успешного применения разработанных тестовых заданий была выбрана модульно объектно-ориентированная динамичная обучающая среда «МээШе». Применение системы тестирования именно посредством обучающей среды «МээШе», имеет ряд преимуществ:

- системы является возможность ее бесплатного использования. Стоит отметить, что функциональность обучающей среды «МээШе» не уступает коммерческим аналогам;

- распространение происходит в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику необходимых задач, которые должны быть решены с помощью ее использования;

- средства разработки дистанционных курсов позволяют решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов с системой дистанционного образования;

- легкость инсталляции и обновления при переходе на новые версии обеспечивают комфортное использование обучающей среды.

Основной образовательной единицей обучающей среды являются учебные курсы. В рамках отдельного курса можно организовать:

- обратную связь с обучающимися, то есть взаимодействие каждого студента с преподавателем. Возможными элементами для реализации этого могут быть чат, или форум;

- возможность распространения материалов в электронном виде. Ими могут быть файлы, архивы, веб-страницы и лекции;

- осуществление проверки знаний с помощью компьютерного тестирования и контрольных заданий, результаты которых обучающиеся могут направить в виде текста или файла;

- совместную исследовательскую работу обучающихся по определенным темам, с помощью встроенных механизмов (семинаров, форумов и многого другого) [2].

Стоит отметить, что система «Моой1е» может обеспечить удобное время и место для организации учебных процессов, как для студента, так и для преподавателя. Суть применения нацелена на повышение уровня усвоения знаний. Обратная связь, по мере необходимости, организует удобный контакт обучающегося с преподавателем. С помощью встроенных средств обучающей среды существует возможность создания индивидуального подхода к обучению.

Тестовая база составляет 195 вопросов. Программа курса «Вычислительная математика» состоит из 13 тем. По каждой теме предполагается освоение теоретического материала и применение полученных знаний на практических лабораторных занятиях. Лабораторные задания предполагают решение, соответствующих теме, задач вычислительной математики с использованием системы МА^АВ (МАТпхЬАВэгайгу), разработанной фирмой МаШЭДэгк! и представляющей собой интерактивную среду для матема-

тических вычислений, моделирования и анализа широкого круга динамических процессов. Следует отметить, что на аудиторное освоение каждой темы отводится по 4 академических часа. Предшествующий опыт показал, что проведение устного опроса всех обучающихся по отдельной теме весьма затруднительно.

Списки важнейших тезисов, были определены по выбранным случайным образом из курса нескольким лекциям. Их количество по отдельным темам колебалось в пределах от 13 до 17. Средний показатель составил 15 -именно такое количество вопросов составило базу для составления одного теста. Из этого количества вопросов каждому обучающемуся предлагается ответить на 10 вопросов, выбранных случайным образом. Это позволяет разнообразить количество тестов по каждой из тем, практически исключив идентичные структуры, заменив способ составления тестов по вариантам. Возможность случайного расположения ответов при каждом обращении делает ничтожно малой вероятность выпадения нескольким студентам одного и того же вопроса, под одинаковым порядковым номером и с одинаковой последовательностью ответов, тем самым практически исключая возможность списывания. Кроме того, при повторном тестировании обучающийся получает контрольно-тестовое задание, значительно отличающееся от предыдущего. В результате повышается мотивация в изучении теоретического материала, а, следовательно, и качество его подготовки. Исходя из количества тем в изучаемом курсе, создано 13 групп с вопросами различных типов для формирования контрольно-тестовых заданий. Для пресечения попыток угадывания правильных ответов в задания с множественным выбором введено штрафование за неправильно выбранные варианты ответов [3].

Определение тематики каждой лабораторной работы и тестирования происходит в соответствии с предыдущей изученной темой. Использование тестирования перед практической работой является некой проверкой готовности обучающегося к ее выполнению, то есть с помощью компьютерного тестирования осуществляется допуск к выполнению практического задания. Каждое пройденное тестирование влияет на формирование итоговой оценки знаний обучающихся по данному курсу. Экзаменационная часть включает контрольное тестирование, содержащее 30 вопросов, случайным образом выбираемых из всего банка вопросов по дисциплине.

В целях улучшения качества подготовки обучающемуся предоставлена возможность анализа собственных ошибок, допущенных при тестировании. Для чего использована функция настройки тестирования в блоке управления обучающей среды «МээШе», позволяющая разрешить на некоторое время просмотр правильных ответов после завершения тестирования. В результате обучающийся видит места, где он допустил ошибки, и - где смог справиться с заданием. Если по общему результату за тест студенту придется проходить повторное тестирование, то ему достаточно будет сосредото-

чить внимание на повторении тех материалов, с вопросами по которым он не справился. При этом с целью мотивации предварительной тщательной подготовки в качестве итоговой оценки за тест выбирается не последний наилучший результат, а средняя величина результатов обеих попыток.

Существует возможность размещения в созданном курсе лекционного материала по темам в электронной форме. Данная функция позволяет студентам беспрепятственно самостоятельно подготовиться по изучаемому материалу. С помощью статистических инструментов обучающей среды «Moodle», имеется возможность отслеживания интенсивности посещения студентами сайта дисциплины.

Была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе РХТУ им. Д.И. Менделеева, по результатам которой выявлено, что компьютерное тестирование, используемое для оценки качества подготовки студентов в процессе изучения курса вычислительной математики, является эффективным инструментом организации учебного процесса, позволяющим сочетать педагогическую диагностику с управлением качеством подготовки обучающихся.

По результатам эксперимента можно свидетельствовать об успешности применения разработок и об актуальности использования компьютерного тестирования, как средства оценки качества подготовки по изучаемой дисциплине. В ходе проверки качества подготовки обучающихся, было установлено, что использование компьютерного тестирования на базе обучающей среды «Moodle», для курса «Вычислительной математики»:

- предоставляет объективные данные для получения более полной оценки уровня подготовленности студентов;

- повышает точность количественных показателей учебных достижений обучающихся;

- создает одинаковые условия контроля знаний для всех обучающихся с возможностью адекватного применения тестовых результатов;

- облегчает освоение теоретических знаний студентами и повышает их мотивированность в этом.

При правильной организации проверки уровня подготовленности обучающихся по изучаемой дисциплине, позволяет преподавателю постоянно контролировать, знать и оценивать интенсивность учебной деятельности студентов, а также проводить более полную итоговую оценку знаний по данной дисциплине.

Проверка знаний студентов по вычислительной математике и применению численных методов для решения задач инженерной практики, проведенная через полгода и год у студентов, в обучении которых использовалась разработанная система компьютерного тестирования, обнаружила более высокие результаты по сравнению с результатами студентов, в обучении которых указанная система не использовалась.

Использование системы компьютерного тестирования, как средства оценки качества подготовки обучающихся, позволило обеспечить повышение эффективности изучения методов вычислительной математики. Анализ различных источников, экспериментальные разработки и результаты проведенного исследования позволили определить необходимость и возможность использования технологии компьютерного тестирования в курсе «Вычислительная математика».

Список литературы:

1. Актуальные проблемы химико-технологического образования: сб.ст. Пятнадцатой межвузовской учебно-методической конференции. - М., 2013. -С. 15-47.

2. О «Moodle»: основные возможности «Moodle» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moodlearn.ru/mod/page/view.php?id=174 (дата обращения: 24.03.2015).

3. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий: учебная книга. - 3-е изд. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

© Щербаков К.В.*

Московский областной государственный университет, г. Москва

В работе разбираются вопросы формирования общепрофессиональных компетенций учителя в процессе проектирования интерактивного образовательного контента. Даны определения интерактивного контента и компетенций. Наибольшее внимание уделено знаниям и умениям, которыми должен владеть учитель для проектирования интерактивного образовательного контента.

Ключевые слова интерактивный образовательный контент, формирование компетенций учителя, компетенции, компетентностный подход.

В современном мире всё большую роль среди электронных образовательных ресурсов занимает интерактивный контент - это контент, в котором реализованы различные действия с его элементами. Например, манипуляции с объектами, вмешательство в процесс. Концептуальное отличие интерактивного мультимедийного контента заключается в том, что обычные тек-

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.