УДК 658.56
И. К. Будникова, Е. В. Приймак
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ MOODLE
Ключевые слова: тест, компьютерное тестирование, электронные образовательные ресурсы.
Рассматриваются результаты проведения компьютерного тестирования, полученные с применением системы Moodel, которая имеет обширный инструментарий для создания тестов, позволяет автоматизировать этот процесс, а также анализировать полученные результаты в разных форматах.
Keywords: test, computer testing, electronic educational resources.
In the work entitled software which allows you to automate the process of testing the LEDs on the value stability of the luminous flux and efficiency depending on the generated resource in different modes of testing. The results obtained are necessary for a preliminary assessment of the warranty period of LEDs.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются основой современных методов организации образовательного процесса, играют ключевую роль в моделировании основных этапов учебного процесса как в случае электронного обучения, так и при организации самостоятельной работы обучающихся в рамках системы обучения [1].
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации дистанционных курсов, а также поддержки традиционного очного обучения.
Идея создания платформы поддержки обучения с использованием информационных технологий возникла у Martin Dougiamas в 1999 году после продолжительного опыта администрирования коммерческой платформы WebCT в одном из университетов Австралии. Moodle задумывался как инструментарий расширения возможностей преподавания. Однако архитектура Moodle и заложенные в эту платформу принципы оказались настолько удачными, что Moodle завоевала признание мирового сообщества. В настоящий момент систему Moodle используют для обучения крупнейшие университеты мира.
Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Таким образом, Moodle является не только центром создания учебного контента, но что очень важно, обеспечивает интерактивное взаимодействие между участниками учебного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения выпускник, освоивший программу соответствующего направления, должен быть готов к решению профессиональных задач и, следовательно, обладать комплексом необходимых профессиональных компетенций [2].Технологии и методы обучения должны быть ориентированы на результаты обучения, выраженные в форме компетенций. Поэтому реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения всех видов занятий [3].
Для проверки степени усвоения студентами учебного материала в период изучения дисципли-
ны, контроля уровня сформированности компетенций после завершения изучения дисциплины проводится текущий контроль и промежуточная аттестация.
Цель текущего контроля - систематическая проверка степени усвоения программы дисциплины, уровня сформированности знаний, умений, навыков и компетенций. В течение семестра при изучении дисциплины реализуется комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения дисциплины - балльно-рейтинговая система, которая состоит из четырех модулей. В конце каждого модуля проводится тестирование.
Компьютерное тестирование - это средство, которое позволяет с минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знание большого количества студентов. Хорошо спланированный график тестирований является хорошим стимулом, который побуждает студентов к систематической работе в течение семестра. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора.
Для организации компьютерного тестирования выбрана система МооШе, которая имеет обширный инструментарий для создания тестов, проведения обучающего и контрольного тестирования. МооШе предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов.
В МооШе имеется гибкая система настройки тестов, которую каждый преподаватель использует в соответствии со своими специфическими задачами, согласно которым сначала формируется база, которая содержит тестовые вопросы, а уже потом эти тестовые вопросы включаются в состав тестов.
В МооШе при настройке тестов предусмотрена возможность установить выбор вопроса из данной категории случайным образом. В результате, студент в каждой попытке теста получает другой набор вопросов. Это уменьшает возможность "списывания " и оказывает содействие более объективной оценке знаний студентов. Чем больше вопросов содержит категория, из которой осуществляется случайный выбор, тем меньше шансов у тех, кто
пробует подменить изучение предмета заучиванием ответов на вопросы теста.
Если в настройках теста установлен случайный порядок (выбор) ответов - ответы будут перемешиваться в случайном порядке каждый раз при попытке прохождения теста. Это делается для того, чтобы студентам было невозможно списать друг у друга. Таким образом, студентам может быть предлжено выполнение тестов на время, с ограниченным числом попыток, со случайным набором вопросов и т. д.
В начало Разработка ЧМ Модулы Тест 2. Численные методы решения нелинейных уравнений Просмотр
Если тест имеет ограничение по времени, то при прохождении теста оставшееся время будет отображаться в рамке слева (рис.1).
Выбрав нужный тест среди элементов курса, студент должен обратить внимание на его условия -количество возможных попыток, метод оценивания, ограничения по времени.
НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ
□Н0ННН0ИНЙ0@@
14 1С 17 18 19 20 21 22 23 24 25 28 @@@@
Закончить попытку.. Оставшееся время 0:36:50 Начать новый просмотр
Вопрос 1
Отметить вопрос
О Редактировать допрос
В методе бисекции нахождения корней нелинейных уравнений за начальное приближение корня принимают
Выберите один ответ: О а. середину интервала изоляции корня О t правую границу интервала изоляции корня О с левую границу интервала изоляции корня О d 1/4 интервала изоляции корня
НАВИГАЦИЯ
Далее
Рис. 1 - Начальная страница тестирования
Формула
Кя) tu i х = а— i ■ ¡yo- я
Вопрос на соответствие. Студент должен найти правильное соответствие между вопросом и ответом на него.
используется при вычислении корней нелинейных уравнении в методе
выверите один ответ: О а простой итерации ® Ь хорд О с Весекции О й касательных
Какое Л} нелинейны* уравнений ОТНОС ится К ТрЭ нсцегдантным
Выберите один или несколько ответов: □ Z (х-1)'-2х + 15 = 0
Ь Х -2X~Q,5 = Q □ с. ж + йг -10 = О у (J х' - 26 сои(1 Se'*) - О
Рис. 2 - Вид тестовых вопросов в закрытой форме
В МооШе используются следующие типы тестовых вопросов.
Множественный выбор (вопрос в закрытой форме). Студенту задается вопрос и предлагается несколько вариантов ответов, из которых он должны отметить те, которые считает правильными. Есть две разновидности вопросов этого типа (рис.2):
- только с одним правильным ответом (студент устанавливает переключатель в одном из кружочков);
- с одним или несколькими правильными ответами (студент ставит флажок в одном или нескольких квадратиках).
Рис. 3 - Вид тестовых вопросов на соответствие
Короткий ответ (вопрос в открытой форме). Ответом на вопрос является слово или короткая фраза, которую студент сам набирает на клавиатуре.
Формула
"у "и
-crakj
(k-1)
относится к методу ... решения систем линеиных уравнении Ответ:
Рис. 4 - Вид тестовых вопросов в открытой форме
Возможны и другие типы тестовых вопросов: альтернативный вопрос (верно / неверно):
- числовой вопрос (ответом на вопрос является число, которое студент должен ввести с определенной точностью, заданной преподавателем);
- вычисляемый вопрос - похож на числовой вопрос, но здесь преподаватель задает ответ не в виде числа, а в виде формулы.
После прохождения теста становятся доступны его результаты, в которых отображаются набранные баллы, число попыток, затраченное время и отзыв преподавателя.
позволяет автоматизировать этот процесс, а также легко и быстро обновлять тестовый материал.
Земфира Хамидуплина
Тест канат Среда, 30 Март 2016,13:57
Состояние Завершено
Завершен Среда. 30 Март 2016.14:32
Прошло времени 35 мин 31 сек
Оценка 21,17 из 30,00 (71%)
Отзыв Хорошо!
Рис. 5 - Вид итогового отчета индивидуально по студентам
Далее можно подробно посмотреть историю всех ответов по каждому из вопросов с указанием правильных и неправильных ответов. Данная информация позволяет студенту выбрать свою траекторию изучения материала с учетом допущенных ошибок.
Анализ вопросов теста позволяет преподавателю проанализировать качество тестовых вопросов и процент студентов, которые справились с каждым из них, а, значит - усвоили соответствующие разделы дисциплины
В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования, которые представляются в форме таблиц и диаграмм, например на рис.5 диаграмма показывает, как распределены результаты тестирования 44 студентов по диапазону оценок в виде набранных баллов.
Таким образом, элемент курса «Тест» в системе МооШе является удобным средством тестирования студентов на разным этапах учебного процесса,
Рис. 6 - Диаграмма отчета по результатам тестирования
Особое значение имеет проведение тестирования на платформе e-Learning Moodel для тех дисциплин, которые отсутствуют в базе интернет-тестирования.
Рассмотренный алгоритм тестирования в совокупности с разработанным фондом оценочных средств позволяют оценить степень усвоения теоретических и практических знаний, приобретенные умения и владение опытом на репродуктивном уровне, когнитивные умения на продуктивном уровне, и способствует формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов, что является необходимым в деле подготовки высококвалифицированных бакалавров.
Литература
1. Приймак Е.В., Николаева Н.Г., Будникова И.К. Вестник Казанского государственного энергетического университета, 22, 160-167 (2014).
2. Горюнова С.М., Николаева Н.Г., Приймак Е.В., Ханна-нова Э.Г. Вестник Казанского технологического университета, 17, 17, 207-210 (2014).
3. Будникова И.К. Труды международной научно-практической конференции Информатизация инженерного образования, 55-57, (2016). [Электронный ресурс], URL: http://inforino2016.mpei.ru/doc/pr2016.pdf
© И. К. Будникова, канд. техн. наук, доцент кафедры инженерной кибернетики Казанского государственного энергетического университета, [email protected]; Е. В. Приймак, канд. хим. наук, доцент кафедры аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ, [email protected].
© I. K. Budnikova, Сand. tekhn. Sciences, associate professor of department engineering cybernetics of Kazan. state power university, [email protected]; E.V. Priimak, Cand. Sci. (Chemical), Assoc. Prof., KNRTU, [email protected].