Научная статья на тему 'Интеграция электронного образовательного ресурса нового поколения в современное образование'

Интеграция электронного образовательного ресурса нового поколения в современное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТЕНТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / INTERACTIVE TRAINING / CONTENT / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будникова И.К., Приймак Е.В.

В статье рассматриваются возможности и условия применения электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных и активных форм и методов обучения. Описываются происходящие при этом изменения в компонентах методической системы обучения. Приводятся примеры практических заданий для самостоятельной работы, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция электронного образовательного ресурса нового поколения в современное образование»

УДК 004.9

И. К. Будникова, Е. В. Приймак ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, интерактивное обучение, контент, интеграция.

В статье рассматриваются возможности и условия применения электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных и активных форм и методов обучения. Описываются происходящие при этом изменения в компонентах методической системы обучения. Приводятся примеры практических заданий для самостоятельной работы, направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

Keywords: electronic educational resources, interactive training, content, integration

The article discusses the possibilities and the conditions of application of electronic educational resources for the implementation of interactive and active forms and methods of training. Describes the ongoing changes in the components of methodological system of teaching. Examples ofpractical tasks for independent work aimed at improving the efficiency of the educational process.

В настоящее время быстро развивающиеся средства информатизации и телекоммуникаций получают все более широкое распространение как инструментарий доставки образовательного контента обучающимся.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, одна из целей которой состоит в создании комфортных условий обучения и как следствие повышения качества образовательного процесса.

Использование информационно-коммуни-

кационных технологий позволяет:

- реализовать интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса между собой;

- обеспечить учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются основой современных методов организации образовательного процесса, играют ключевую роль в моделировании основных этапов учебного процесса, как в случае электронного обучения, так и при организации самостоятельной работы обучающихся в рамках системы обучения.

Используя систему Moodle, преподаватель может создавать электронные образовательные ресурса, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций и т.п. Таким образом, Moodle является не только центром создания учебного контента, но что очень важно, обеспечивает интерактивное взаимодействие между участниками учебного процесса [1].

В данной работе представлен электронный образовательный ресурс, который разработан в соответствии с:

> требованиями ФГОС нового поколения;

> современным уровнем состояния информационно-коммуникационных технологий;

> компетентностно-ориентированной направленностью организации учебного процесса.

ЭОР включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ре-

сурсы, совокупность информационных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися образовательной программы независимо от времени и места нахождения.

Данный формат представления учебного материала:

> играет ключевую роль в моделировании основных этапов учебного процесса;

> позволяет гибко и своевременно управлять процессом обучения;

> способствует повышению качества образования.

Основные преимущества ЭОР нового поколения характеризуются следующими показателями.

1. Обеспеченность всех компонентов образовательного процесса:

> получение информации;

> практическое закрепление информации;

> аттестация (контроль учебных достижений).

2. Смена видов деятельности: в каждом модуле ЭОР представлены электронные учебные материалы разных типов, в том числе интерактивные элементы.

3. Интерактивность: обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной работы, за счет вовлечения обучающихся в активную деятельность, использования активно-деятельностных форм обучения.

4. Коммуникативность: возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.

Разработанный и представленный в данной работе ЭОР имеет неограниченный жизненный цикл, поскольку каждый учебный модуль автономен, система открыта и является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки при изменении содержательных или иных условий.

Совокупный контент ЭОР нового поколения непрерывно обновляется, задания для него дифференцируются.

ЭОР структурирован в соответствии с принципами дидактики (систематичность, доступность, наглядность, логичность, последовательность изложения учебного материала) и состоит из следующих разделов (блоков):

> нормативные документы;

> информация по модулям (модули 1-4);

> методическое обеспечение дисциплины;

> информационное обеспечение дисциплины.

В блоке «Нормативные документы» (рис.1)

представлены все необходимые материалы, содержание которых позволяет понять цель и задачи изучения дисциплины, виды учебного процесса, формы текущего и промежуточного контроля достигнутых результатов, объем и сроки выполнения заданий. Оглавление позволяет осуществлять быструю навигацию по разным разделам курса.

системы Moodle: Папка, Страница, Тест.

Задание, Гиперссылка,

Метаданные ЭОР Программы дисциплины ^ Календарно-тем этический план

И Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

И Организация самостоятельной работы студентов

Материально-техническое обеспечение дисциплины

^ Оценочно-диагностические средства

И Методические рекомендации ППС к проведению лабораторных занятий

Оглавление

Глоссарий

Новостной форум

Рис. 1 - Блок «Нормативные документы»

Этот блок информации позволяет студенту создать свою индивидуальную образовательную траекторию обучения.

Поскольку учебный процесс в семестре разделен условно на четыре модуля, то содержательная часть учебного материала представлена по модулям в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса (рис.2).

В аналогичном формате изложен материал по всем четырем модулям.

При необходимости данный макет можно легко и быстро адаптировать под новые параметры учебного процесса.

Видно, что для интеграции интерактивных технологий в разные виды учебной деятельности использованы следующие интерактивные элементы

Рис. 2 - Пример представления материала в модуле

Элемент «Папка» может быть использован для серии файлов по одной теме, обеспечения общего пространства на странице курса для загрузок материалов преподавателями. В данном материале этот элемент использован для размещения конспекта лекций. Наличие гиперссылок в этих материалах обеспечивает быструю навигацию в поисках нужного контента.

Учебный элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, устанавливать сроки сдачи, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы.

При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев, загружать файл с исправленным ответом студента.

Студенты могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения или видеофайлы. Альтернативно или дополнительно преподаватель может потребовать от студента вводить свой ответ непосредственно в текстовом редакторе.

«Задание» может использоваться и для ответов вне сайта.

Индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов направлены на выработку практических навыков решения прикладных задач. Поэтому включенные в них задания представлены как предметные задачи, описывающие реальный объект или процесс (рис. 3).

Предметная формулировка представляется более продуктивной, чем абстрактная, так как помогает сопоставить физическую задачу с ее математическим описанием, а также показывает общность описания и методов решения задач, имеющих различную природу.

Рис. 3 - Пример представления задания в модуле

Данный подход направлен на формирование общепрофессиональных компетенций.

Ресурс «Страница» позволяет преподавателю создать ресурс «веб-страница» с помощью текстового редактора. Страница может отображать текст, изображения, звук, видео, веб-ссылки и внедренный код.

Преимущества использования модуля «Страница», а не модуля «Файл» делают ресурс более доступным (например, для пользователей мобильных устройств) и легко обновляемым. «Страница» может быть использована для:

- представления сроков и условий курса или резюме программы курса;

- встраивания разных видео- или звуковых файлов в пояснительный текст.

Элемент курса - «Тест», позволяет преподавателю разрабатывать тестовые задания с использованием различных типов вопросов. В Moodle имеется гибкая система настройки тестов.

Компьютерное тестирование - это средство, которое позволяет с минимальными затратами време-

ни преподавателя объективно проверить знание большого количества студентов.

Хорошо спланированный график тестирований является хорошим стимулом, который побуждает студентов к систематической работе в течение семестра. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора.

Тесты могут быть использованы для:

> текущего контроля знаний после изучения-каждого модуля;

> итогового контроля знаний после завершения всех модулей;

> промежуточного контроля знаний на зачете или экзамене.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО выпускник, освоивший программу соответствующего направления, должен быть готов к решению профессиональных задач и, следовательно, обладать комплексом необходимых профессиональных компетенций [2-3].

Применение электронного образовательного ресурса - это совершенно новый уровень организации образовательного процесса. За счет интеграции интерактивных технологий в учебный процесс, а также автоматизации доступа к обширной информации разного типа и формата, повышается эффективность и качество образовательного процесса, что соответствует требованиям ФГОС ВО.

Литература

1. И.К.Будникова, Е.В. Приймак, Вестник Казанского технологического университета, 19, 10, 106-108 (2016).

2. И.К.Будникова. Труды международной научно-практической конференции Информатизация инженерного образования, 55-57, (2016). [Электронный ресурс], URL: http://inforino2016.mpei.ru/doc/pr2016.pdf

3. С.М. Горюнова, Н.Г. Николаева, Е.В. Приймак, Э.Г. Ханнанова, Вестник Казанского технологического университета, 17, 17, 207-210 (2014).

© И. К. Будникова, канд. техн. наук, доцент кафедры инженерная кибернетика Казанского государственного энергетического университета, ikbudnikova@yandex.ru; Е. В. Приймак - канд. хим. наук, доцент кафедры АХСМК КНИТУ, Lenapri-ma@yandex.ru.

© 1 K. Budnikova, Cand. tekhn. Sciences, associate professor of department engineering cybernetics of the Kazanskogo state power university, ikbudnikova@yandex.ru; E. V. Priimak, Cand. Sci. (Chemical), Assoc. Prof., Kazan National Research Technological University, lenaprima@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.