Научная статья на тему 'Внедрение инноваций как основа эффективного бизнеса'

Внедрение инноваций как основа эффективного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / INNOVATION / INNOVATION PROJECT / INVESTMENT / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / COMPETITIVENESS / TECHNOLOGY / STRATEGIC MANAGEMENT / MARKETING INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милютина Ирина Юрьевна, Булахов Владислав Андреевич, Машкина Наталья Алексеевна

В условиях функционирования современной экономики важным фактором для успешной предпринимательской деятельности является внедрение инноваций. Для завоевания конкурентоспособной позиции на рынке необходимо осуществлять инновационную деятельность. Выделение финансирования и поиск инвестиций на НИОКР в компании позволят нарастить темпы наукоемких и уникальных технологий, что, в свою очередь, увеличит конкурентные преимущества. Грамотное планирование и реализация инновационного проекта являются основой эффективного бизнеса. Важную роль при анализе конкурентоспособности предприятия играют стратегическое планирование и управление. На данный фактор существенное влияние оказывают профессионализм высшего менеджмента организации, а также инновации, которые позволяют повысить эффективность стратегического управления. Также необходимо учитывать тот фактор, что предприятие может не обладать достаточным объемом финансовых средств для того, чтобы внедрять технологические инвестиции. Это, в частности, характерно для кризисного состояния в экономике. В таком случае можно прибегнуть к альтернативному решению и применить маркетинговые инновации. В статье рассмотрены основные проблемы предпринимательства в Российской Федерации, а также предложены пути повышения их конкурентоспособности. Среди предложенных путей ведущее положение занимает стратегическое управление организацией, эффективность которого зависит от инновационной деятельности. Инновационная деятельность компании может быть представлена технологическими и маркетинговыми инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING INNOVATION AS THE BASIS OF EFFECTIVE BUSINESS

In the functioning of the modern economy, an important factor for successful entrepreneurial activity is the introduction of innovation. To gain a competitive position in the market, it is necessary to carry out innovative activities. Allocation of financing and the search for investments in R&D in the company will allow to increase the pace of knowledge-intensive and unique technologies, which, in turn, will increase competitive advantages. Proper planning and implementation of an innovative project is the basis of an effective business. An important role in the analysis of enterprise competitiveness is played by strategic planning and management. This factor is significantly affected by the professionalism of the organization's top management, as well as innovations that improve the effectiveness of strategic management. It is also necessary to take into account the factor that the company may not have sufficient financial resources in order to introduce technological investments. This, in particular, is characteristic of a crisis in the economy. In this case, you can resort to an alternative solution and apply marketing innovations. The article considers the main problems of entrepreneurship in the Russian Federation, and also suggests ways to increase their competitiveness. Among the proposed paths, the leading position is occupied by the strategic management of the organization, the effectiveness of which depends on innovation. Innovative activities of the company can be represented by technological and marketing innovations.

Текст научной работы на тему «Внедрение инноваций как основа эффективного бизнеса»

УДК 336

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА Милютина Ирина Юрьевна, магистрант

(e-mail: milyutina97@yandex.ru) Булахов Владислав Андреевич, магистрант (e-mail:Skr1n_2009 @mail.ru) Машкина Наталья Алексеевна, к.э.н., доцент (e-mail: t.natusia@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В условиях функционирования современной экономики важным фактором для успешной предпринимательской деятельности является внедрение инноваций. Для завоевания конкурентоспособной позиции на рынке необходимо осуществлять инновационную деятельность. Выделение финансирования и поиск инвестиций на НИОКР в компании позволят нарастить темпы наукоемких и уникальных технологий, что, в свою очередь, увеличит конкурентные преимущества. Грамотное планирование и реализация инновационного проекта являются основой эффективного бизнеса.

Важную роль при анализе конкурентоспособности предприятия играют стратегическое планирование и управление. На данный фактор существенное влияние оказывают профессионализм высшего менеджмента организации, а также инновации, которые позволяют повысить эффективность стратегического управления.

Также необходимо учитывать тот фактор, что предприятие может не обладать достаточным объемом финансовых средств для того, чтобы внедрять технологические инвестиции. Это, в частности, характерно для кризисного состояния в экономике. В таком случае можно прибегнуть к альтернативному решению и применить маркетинговые инновации.

В статье рассмотрены основные проблемы предпринимательства в Российской Федерации, а также предложены пути повышения их конкурентоспособности. Среди предложенных путей ведущее положение занимает стратегическое управление организацией, эффективность которого зависит от инновационной деятельности. Инновационная деятельность компании может быть представлена технологическими и маркетинговыми инновациями.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный проект, инвестиции, предпринимательская деятельность, конкурентоспособность, технологии, стратегическое управление, маркетинговые инновации.

Развитие конкуренции, маркетинга, инновационных технологий и глобализация бизнеса ставят стратегическое управление организацией

первоочередной задачей. Между стратегическим и инновационным управлением существует взаимозависимость.

Эффективность функционирования компании и, как следствие, ее конкурентоспособность зависят от ее инновационной деятельности, выраженной в постоянном потоке нововведений. Новые технологии оказывают как внешнее воздействие на деятельность организации, в политической, экономической и прочих сферах, так и внутреннее, которое проявляется в производственных процессах, сбыте продукции и прочее [10, с. 334].

Постоянное внедрение инноваций в деятельность предприятия выступает основным критерием его конкурентоспособности. Основным из факторов, позволяющих обеспечить рентабельность, масштабирование и рост прибыли организации, выступают инновации. Повысить имидж организации в глазах своих потребителей позволяют: внедрение новой технологии, формирование новых рынков и предложение новых товаров и услуг. В результате этого современное предпринимательство во всех странах мира характеризуется инновационным путем развития [8].

Нарастание конкуренции среди различных компаний характеризуется своевременным приспособлением производства к потребностям потребителей. Данный фактор подтверждает непрерывное обновление товарного ассортимента предприятий и диверсификация товарного портфеля. Все это отражается в небольших объемах, однако такое приспособление способствует развитию гибкой специализации процесса производства [3, с. 337].

Важным фактором является то, что на путях перемещения технологий в рамках международных отношений существует огромное множество барьеров и ограничений. Современные рынки технологий характеризуются высоким государственным вмешательством, что обуславливается желанием каждой страны сохранить новейшие технологии внутри страны. Монопольное владение инновационными технологиями даст возможность каждой стране увеличить свою конкурентоспособность на мировой арене [2, с. 311].

В последние годы развитие предпринимательства характеризуется как инновационное. Благодаря осуществлению инноваций в предпринимательстве, время на их разработку и внедрение существенно сокращается. Причиной выступает необходимость скорейшей окупаемости, адаптации к внешним условиям. Именно развитие предпринимательства по инновационному пути может оказать существенное влияние на технологическое развитие страны и ее место на мировой арене [4, с. 103].

Примером могут выступать страны Европы, где политика поддержки предпринимательства включает стратегию стимулирования инновационной активности, также многие из стран внедряют федеральные и региональные программы для поддержки экспортеров [1, с. 32].

В настоящее время малое и среднее предпринимательство формируют значительную долю мировой экономики. Это объясняется тем, что открытое и свободное взаимодействие с другими странами в рамках экономических отношений зависят от конкурентоспособности национальной экономики каждой из отдельно взятых стран, которые зависят от степени развития малого и среднего предпринимательства [6, с. 216].

В последние годы на территории Российской Федерации растет число вопросов, касающихся объектов интеллектуальной собственности отечественного происхождения. Среди них: вопросы о коррупции, правовом регулировании, охране интеллектуальной собственности и правильном расчете стоимости её объектов. Наблюдается сокращение востребованности наукоёмкого товара России со стороны мирового рынка. Данная тенденция объясняется следующими внутренними проблемами: доступ к финансированию, государственная политика в области развития инноваций, налоговое регулирование.

Место России на международном рынке технологических инноваций, начиная с 2008 года, ежегодно ухудшается [9]. Тенденция развития страны в 2016-2019 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Рейтинг России в рейтинге инновационных экономик 2019: Bloomberg Innovation Index 2019_

о (N

О (N

О (N

ОО

о (N

О

сч

о (N

О (N

О

сч

мэ

о (N

О (N

О (N

О

сч cR

о (N

О

н о <и

к

X <и X <и S

£

о н о <и

<и К X <и X <и S

£

о н о <и

<и К X <и X <и S

£

о н о <и

ю о и

о

о ю н о <и

К

ч

о «

Л К

is «

° S

к £

Ю й

IS «

° 2-

^ я

ш g

Н Ч

Е о

S о IS

§ «

н о

о К

Ч X

о <Ц

и ч

со и

К й

о ю

(р О

С «

Л

н о о X ю X н

и

^

ч о

SP

к

Л

н о о X н о ч

к

л

н

о

о о

X 1-4

ю к

к н и в о

<и 3

ю

о

« 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

а &

Ё &

X о

¡§

к н к

(U

13 С

27

-2

25

+1

26

-14

12

66.81

33

37

51

25

10

24

30

Сокращение позиций, начавшееся с 2008 года, обусловлено снижением качества разработок и исследований в области науки, ростом числа ограничений на доступ к новым технологиям, уменьшением затрат со стороны российских компаний и сокращением иностранных инвестиций в НИОКР, снижением удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг и инновационной активности организаций (таблица 2) [7].

Согласно данным статистики, формат экспорт-импорт в сфере НИОКР России в последние годы представляет собой ввоз старых технологий и вывоз новых.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №6 (40), 2019 105 Таблица 2 - Основные показатели инновационной деятельности России

2000г. 2010г. 2015г. 2016г. 2017г.

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций), процентов 8,8 9,5 9,3 8,4 8,5

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, процентов 8,8 7,9 8,3 7,3 7,5

Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций, процентов 2,2 1,8 1,4 1,4

Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе обследованных организаций, процентов 3,2 2,7 2,4 2,3

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов 10,4 4,8 8,4 8,5 7,2

Маркетинговые инновации имеют значительное преимущество перед технологическими в том, что не требуют существенных финансовых вложений. Применение маркетинговых инноваций является важным фактором успеха деятельности отечественных предприятий. Освоение методов маркетинга инноваций и применение их в своей деятельности становится критическим условием укрепления как отечественной, так и международной конкурентоспособности российских предприятий [11, с. 43].

Маркетингу инноваций уделяется много внимания со стороны отечественных и зарубежных ученых. Синтез маркетинга и инноваций -это одно из направлений развития теории инноваций.

Маркетинговые инновации характеризуются тем, что позволяют отвечать предпочтениям потребителей и предлагать выгоды, воспринимаемые как совершенные или новые. Важным условием внедрения маркетинговых инноваций является разработка стратегии её внедрения. Основным результатом является расширение рынков сбыта.

В основу стратегии проникновения на рынок различных новшеств ложится теория брендинга, рассматриваемая как основа маркетинга. Именно брендинг позволяет организациям быстрее, проще и дешевле проникать на новые рынки и на старые рынки с новым товаром [5].

Таким образом, современное предпринимательство играет ведущую роль в коммерциализации инновационных товаров и освоении новых, достаточно рисковых технологий, таким образом являясь неотъемлемой частью инновационной системы. Предпринимательство, являясь центральным звеном мировой экономики, получает широкие возможности для участия в создании открытых инноваций. Основными препятствиями к

развитию предпринимательства в России выступают внешняя и внутренняя среда, а также высокая рискованность начинаний в сфере инноваций. Для создания инновационных стимулов необходимо участие государства в финансировании таких проектов, что, в свою очередь, также сформирует репутационные стимулы для вовлечения бизнеса в инвестиционные проекты.

Список литературы

1. Жаринов А.А. О поддержке экспорта малых и средних предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 1. - С. 56.

2. Инновационная активность организаций в условиях трансформационной экономики Машкина Н.А., Плотникова Ю.Н. В сборнике: Современные инновационные направления развития деятельности страховых и финансово-кредитных организаций в условиях трансформационной экономики сборник материалов Международного научно-практического форума. Ответственный редактор Т.С. Колмыкова. 2016. С. 309-313.

3. Инновационное развитие малого бизнеса и риски его деятельности Ткаченко А.В., Машкина Н.А. В сборнике: Современные инновационные направления развития деятельности страховых и финансово-кредитных организаций в условиях трансформационной экономики сборник материалов Международного научно-практического форума. Ответственный редактор Т.С. Колмыкова. 2016. С. 336-341.

4. Инновационное развитие регионов России Кононова Я.Ш., Беляева О.В. В сборнике: Приоритеты системной модернизации России и ее регионов II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 102-107.

5. Материалы к заседанию Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации 08.09.2008. URL: www.rttn.ru/_files/fileslibrary/97.doc (дата обращения 20.11.2019).

6. Модернизация экономики России Машкина Н.А. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 215-219.

7. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/12994

8. Проблемы обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем Аликин А.Ю., Бром А.Е., Гогулина Л.С., Головцова И.Г., Гончаров А.А., Кальницкая И.В., Козлова Е.И., Максимочкина М.В., Машкина Н.А., Савельева Н.А., Самойлов А.В., Сысоева Е.А. Новосибирск, 2009. Том Книга 4

9. Рейтинг инновационных экономик - 2019. URL: https://theworldonly.org/rejting-innovatsionnyh-ekonomik-2019/ (дата обращения 20.10.2019).

10. Финансовое обеспечение инновационной активности крупного российского бизнеса Машкина Н.А. Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-2 (44). С. 331-336.

11. Эминова Н.Э. Маркетинговые инновации - эффективный путь повышения конкурентоспособности товаров на рынке // Российское предпринимательство. - 2010. -№ 8. - С. 51.

12. Роль доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды в судебной практике/ Матвеев В.В., Мазур Л.В., Жукова А.С.// В сборнике: Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России, Сборник научный статей и докладов V Международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию основания г. Орла и 20-летию Орловского филиала ФГБОУ ВО "Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". 2016. С. 280-283.

13. Модернизация образования и эффективный контракт/ Матвеев В.В., Мазур Л.В.//

Вестник ОрелГИЭТ. 2017. № 2 (40). С. 106-110.

14. Повышение конкурентоспособности инновационной экономики региона/ Мигунова Г.С., Ивлева Н.В., Панков Э.В., Матвеев В.В., Филонова Е.С., Баранов Ю.Н., Перова Г.И., Мамаева Г.Н., Лидинфа Е.П., Соболева Ю.П., Симонов С.В., Малявкина Л.И., Баранова С.В.// коллективная монография / Орел, 2012.

15. Социальная ответственность менеджмента/ Базилевич А.И., Базилевич О.И., Захаров П.Н., Комаров Н.Н., Матвеев В.В., Моргунова Р.В., Панков Э.В., Проскурин В.К., Родионова Н.В., Трунин Г.А., Филимонова Н.М., Моргунова Н.В.// учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» / . Москва, 2013.

16. Взаимообусловленность роста энергосбережения и экономии финансовых ресурсов в механизме вытеснения устаревших технологий/ Матвеев В.В.// Вопросы экономики и права. 2012. № 45. С. 153-156.

17. Модель региональных инновационных антикризисных программ в условиях геополитической нестабильности/ Матвеев В.В., Мазур Л.В.// Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 3 (93). С. 34-43.

18. Становление новой технологической структуры промышленности в процессе замещения неэффективных производств более эффективными/ Матвеев В.В.// Экономические науки. 2012. № 90. С. 69-72.

19. Модернизация экономики России/ Машкина Н.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 215-219.

20. Теоретические аспекты развития производственной и социальной инфраструктуры региона/ Сергеев П.В., Сергеев В.П., Машкина Н.А., Маркина С.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 5 (68). С. 111-123.

21. Иностранные инвестиции в российской федерации и проблемы их привлечения/ Мосина Е.И., Машкина Н.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 23-28.

22. Особенности управления денежными потоками в структуре задач финансовой службы предприятия/ Асеев О.В., Машкина Н.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 141-147.

23. Управление корпоративными финансами/ Беляева О.В., Машкина Н.А.// Курск, 2017.

24. Оценка инвестиционного климата в России/ Машкина Н.А., Белоусова Л.С.// Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 6 (69). С. 158-166.

25. Направления совершенствования денежно-кредитной и финансовой политики государства/ Машкина Н.А., Асеев О.В., Толстых Н.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 3 (24). С. 113-120.

26. Совершенствование методов финансового менеджмента хозяйствующих субъектов реального сектора экономики региона/ Световцева Т.А., Маркина С.А., Клименко П.А., Машкина Н.А., Обухова А.С., Аниканов П.В., Беляева О.В., Афанасьева Л.В., Долгих Н.В., Черных А.Ю.// Курск, 2009.

27. Финансовый менеджмент/ Машкина Н.А., Черных З.В.// Курск, 2017.

28. Финансовое обеспечение инновационной активности крупного российского бизнеса/ Машкина Н.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-2 (44). С. 331-336.

29. Применение лизинга как альтернативной формы кредитования/ Машкина Н.А., Маркина С. А., Сергеев П.В.// Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 3 (66). С. 138-144.

Milyutina Irina Yuryevna, undergraduate (e-mail: milyutina97@yandex.ru) Bulakhov Vladislav Andreyevich, undergraduate (e-mail: Skr1n_2009 @ mail.ru)

Mashkina Natalya Alekseevna, Ph.D., Associate Professor (e-mail: t.natusia@yandex.ru) Southwestern State University, Kursk, Russia

INTRODUCING INNOVATION AS THE BASIS OF EFFECTIVE BUSINESS

In the functioning of the modern economy, an important factor for successful entrepreneurial activity is the introduction of innovation. To gain a competitive position in the market, it is necessary to carry out innovative activities. Allocation of financing and the search for investments in R&D in the company will allow to increase the pace of knowledge-intensive and unique technologies, which, in turn, will increase competitive advantages. Proper planning and implementation of an innovative project is the basis of an effective business. An important role in the analysis of enterprise competitiveness is played by strategic planning and management. This factor is significantly affected by the professionalism of the organization's top management, as well as innovations that improve the effectiveness of strategic management.

It is also necessary to take into account the factor that the company may not have sufficient financial resources in order to introduce technological investments. This, in particular, is characteristic of a crisis in the economy. In this case, you can resort to an alternative solution and apply marketing innovations.

The article considers the main problems of entrepreneurship in the Russian Federation, and also suggests ways to increase their competitiveness. Among the proposed paths, the leading position is occupied by the strategic management of the organization, the effectiveness of which depends on innovation. Innovative activities of the company can be represented by technological and marketing innovations.

Keywords: innovation, innovation, innovation project, investment, entrepreneurial activity, competitiveness, technology, strategic management, marketing innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.