Научная статья на тему 'Анализ и совершенствование системы управления инновационной деятельностью организации'

Анализ и совершенствование системы управления инновационной деятельностью организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1124
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИИ / УСЛУГИ / МЕНЕДЖЕР ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ANALYSIS OF ACTIVITIES / INNOVATIONS / SERVICES / MANAGER FOR INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION / MANAGEMENT OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магзумова Наталья Владимировна, Федотов Виктор Дмитриевич

В условиях современной рыночной экономики для повышения эффективности деятельности предприятия существует необходимость в постоянной модернизации продукта или услуги, которая достигается за счет внедрения инноваций. Внедрение инноваций в деятельность предприятия дает возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей роста объемов производства, улучшать конкурентоспособность продукта (услуги) и отстаивать его лидерские позиции на рынке. Правильная организация работы инновационных процессов предприятия получает конечный результат в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции и услуг. Независимо от позиции предприятия на рынке, без внедрения инноваций через определенный промежуток времени услуги этого предприятия рискуют стать неконкурентоспособными. Предложены мероприятия по совершенствованию системы управления инновационной деятельностью организации. Для улучшения управления системой было предложено нанять в штат нового сотрудника менеджера по развитию инноваций, что позволит упорядочить инновационные процессы в организации. Предложена инновация web-сервис для работы сотрудников организации, который позволит копирайтерам сэкономить время на обработку текстов, что позволит при неизменном фонде рабочего времени выполнять больше работ. Это позволит увеличить прибыль от продаж. Предлагая сервис другим рекламным агентствам, повысятся доходы компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATION

In the conditions of a modern market economy, to increase the efficiency of the enterprise, there is a need for constant modernization of the product or service that is achieved through the introduction of innovations. Introduction of innovations in the company's activities makes it possible to achieve high production growth rates for a long time, improve the competitiveness of the product (services) and defend its leadership position in the market. The correct organization of the innovative processes of the enterprise receives the final result in new technologies, new types of competitive products and services. Regardless of the position of the enterprise on the market, without introducing innovations after a certain period of time, the services of this enterprise risk becoming uncompetitive. The measures to improve the management system of the organization's innovation activities are proposed. To improve the management of the system, it was proposed to hire a new employee the manager for the development of innovations, which will allow to streamline the innovative processes in the organization. The innovation is offered a web-service for the work of employees of the organization, which will allow copywriters to save time for text processing, which will allow for more work to be done with an unchanged work time fund. This will increase profits from sales. Offering service to other advertising agencies, the company's revenues will increase

Текст научной работы на тему «Анализ и совершенствование системы управления инновационной деятельностью организации»

Magzumova Natalia Vladimirovna, Fedotov Viktor Dmitrievich ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE SYSTEM ...

economic sceinces

УДК 334.356.7

АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2018

Магзумова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Отраслевого и проектного менеджмента» Федотов Виктор Дмитриевич, магистр направления 38.04.02 - Менеджмент Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, улица Московская, 2, e-mail: magzumova.n@mail.ru)

Аннотация. В условиях современной рыночной экономики для повышения эффективности деятельности предприятия существует необходимость в постоянной модернизации продукта или услуги, которая достигается за счет внедрения инноваций. Внедрение инноваций в деятельность предприятия дает возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей роста объемов производства, улучшать конкурентоспособность продукта (услуги) и отстаивать его лидерские позиции на рынке. Правильная организация работы инновационных процессов предприятия получает конечный результат в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции и услуг. Независимо от позиции предприятия на рынке, без внедрения инноваций через определенный промежуток времени услуги этого предприятия рискуют стать неконкурентоспособными. Предложены мероприятия по совершенствованию системы управления инновационной деятельностью организации. Для улучшения управления системой было предложено нанять в штат нового сотрудника - менеджера по развитию инноваций, что позволит упорядочить инновационные процессы в организации. Предложена инновация - web-сервис для работы сотрудников организации, который позволит копирайтерам сэкономить время на обработку текстов, что позволит при неизменном фонде рабочего времени выполнять больше работ. Это позволит увеличить прибыль от продаж. Предлагая сервис другим рекламным агентствам, повысятся доходы компании.

Ключевые слова: анализ деятельности, инновации, услуги, менеджер по развитию инноваций, инновационная деятельность, управление инновационной деятельностью.

ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATION

© 2018

Magzumova Natalia Vladimirovna, Candidate of Engineering Sciences, the senior lecturer of the department "Branch and Project Management" Fedotov Viktor Dmitrievich, master of the direction 38.04.02 - Management

Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moscow street, 2, e-mail: magzumova.n@mail.ru)

Abstract. In the conditions of a modern market economy, to increase the efficiency of the enterprise, there is a need for constant modernization of the product or service that is achieved through the introduction of innovations. Introduction of innovations in the company's activities makes it possible to achieve high production growth rates for a long time, improve the competitiveness of the product (services) and defend its leadership position in the market. The correct organization of the innovative processes of the enterprise receives the final result in new technologies, new types of competitive products and services. Regardless of the position of the enterprise on the market, without introducing innovations after a certain period of time, the services of this enterprise risk becoming uncompetitive. The measures to improve the management system of the organization's innovation activities are proposed. To improve the management of the system, it was proposed to hire a new employee - the manager for the development of innovations, which will allow to streamline the innovative processes in the organization. The innovation is offered - a web-service for the work of employees of the organization, which will allow copywriters to save time for text processing, which will allow for more work to be done with an unchanged work time fund. This will increase profits from sales. Offering service to other advertising agencies, the company's revenues will increase.

Keywords: analysis of activities, innovations, services, manager for innovation development, innovation, management of innovation.

В условиях бурного развития экономики и конкурентной борьбы между предприятиями важную роль в деятельности организаций играет правильный подход к управлению инновационной деятельностью. Правильная организация работы инновационных процессов предприятия получает конечный результат в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции и услуг. Применение инноваций в деятельности предприятия позволяет не только сохранить стабильные позиции на рынке, но и успешно развиваться, завоевывая новые рынки сбыта продукции и оказания услуг. Общепринятая терминология в области инновационной деятельности в настоящее время отсутствует, но существуют основные ключевые понятия: новшество, нововведение, инновация, которые, как правило, отождествляют. Термин «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», что переводится буквально, как «введение новшеств». В теории выделяют три основополагающих термина: новшество (новация), нововведение, инновация [1,2,3].

Инновационная деятельность организации направлена на повышение его конкурентоспособности за счет отбрасывания всего того, что устарело и тормозит развитие организации и представляет собой реализацию

инновационных проектов и создание инфраструктуры инноваций. Для успешного внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система управления инновационной деятельностью.

Задачами инновационной деятельности является получение на основе реализации проектов практического результата и оказание позитивного влияния на сферу деятельности организации [4-10].

Современный подход к управлению инновационным процессом организации характеризуется системностью. Система - нечто целое, представляющее собой единство и взаимосвязь частей. Система управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют друг с другом и с внешней средой для достижения поставленных целей. Система управления инновациями, как и любая система состоит из двух подсистем управляющей и управляемой [11,12,13].

Субъекты управления инновационной деятельностью могут выполнять функции заказчиков и исполнителей инновационных проектов и программ.

Большое влияние система управления инновационной деятельностью получает из внешних факторов, таких как временные, пространственные, тенденциональ-ные, политические, экономические, социальные, право-

экономические науки

Магзумова Наталья Владимировна, Федотов Виктор Дмитриевич АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ...

вые и другие факторы. [14,15].

В качестве объекта исследования выбрано рекламное агентство, которое является одним из немногих агентств, предоставляющих широкий спектр услуг в области рекламной деятельности, и занимает лидирующие позиции на рынке.

Целью агентства является становление как лидера среди российских рекламных агентств посредством освоения новых регионов, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности и высокого качества проведения рекламных кампаний.

Рекламное агентство видит свою миссию в проведении ориентированных на результат рекламных проектов, которые помогают клиентам развивать свой бизнес и реализовывать свои корпоративные цели.

В настоящее время компания занимается предоставлением различных эксклюзивных услуг своим клиентам, что положительно сказывается на ее конкурентных преимуществах. С каждым годом у рекламного агентства появляются новые клиенты. В свою очередь организация продолжает поддерживать проекты своих лояльных клиентов.

В настоящее время рекламное агентство проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств и проведения мозговых штурмов с сотрудниками компании. Однако, существует проблема, которая заключается в том, что как и большинство организаций, она не фокусирует свое внимание на инновационных путях создания новых ценностей для своих потребителей, а лишь занимается поддержанием и постепенным улучшением уже существующих инноваций или заимствованием уже существующих решений [16].

Для стабильной и успешной инновационной деятельности компании необходим сотрудник - специалист по инновациям, который сможет эффективно организовать систему управления инновационной деятельностью. Мысль о том, что инновации - это своего рода «волшебная палочка», которая может эффективно работать без управления, является ошибочной.

Многие компании не занимаются созданием инноваций, а используют уже придуманные решения других компаний [17]. Так, например, анализируемая организация заимствовала идею управления работы компании по эффективной комбинации людей и инструментов для создания выверенной стратегии, что представляет собой маркетинг с максимальной эффективностью: компания решает любую задачу не интуитивно, а по выверенному алгоритму.

Рекламное агентство постоянно развивается и ищет возможности роста и удержания своих позиций на рынке, в связи с этим необходимо внедрить в работу управление инновационной деятельностью организации. Формализация процесса управления инновациями обеспечит компании комфортную среду для генерации новых идей, организует сопровождение идей от их создания до конца их использования. Внедрение инноваций - необходимый шаг для «оживления» процесса управления, развития бизнеса, его креативности и поддержки нестандартного мышления, укрепления позиций на рынке услуг.

На данный момент в г. Краснодар свою деятельность осуществляют более 90 рекламных агентств, большинство из которых занимаются размещением и созданием рекламы, а также разработкой фирменного стиля и производством визиток и флаеров. Город Краснодар является крупным индустриальным центром Юга России и на сегодняшний день количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляет около 333,5 тыс. единиц.

Для выявления сильных и слабых сторон рекламного агентства проведен SWOT-анализ, который позволил определить параметры, являющиеся выигрышными и требующими развития и поддержки на необходимом уровне. Выявлены слабые стороны, которые необходи-

мо улучшать и оптимизировать, определены параметры и характеристики, которые могут привести к угрозам компании. Не менее важным являются выявленные возможности, которые есть у компании и требуют внимания для развития и улучшения показателей ее деятельности.

В ходе проведенного анализа деятельности рекламного агентства можно сделать вывод, что организация занимается инновационной деятельностью по разным направлениям, однако эти процессы происходят не системно, а осуществляются локально, в связи с чем, не дают ощутимых результатов. Инновационной деятельностью занимается не отдельный специалист, а заместитель директора по развитию совместно с отделом маркетинга. Нововведения, реализуемые организацией, имеют единичный характер, то есть изменения и улучшения происходят в отдельных звеньях деятельности компании и не оказывают существенного влияния на организацию в целом. Сотрудники занимаются поиском или самостоятельным созданием идей, проводя мозговые штурмы среди всех сотрудников компании и анализом инновационных идей, соответствующих потребностям населения, при хороших идеях занимаются их реализацией и внедрением. Однако сотрудники не обладают инновационным мышлением, поэтому использование инновационной деятельности широко и эффективно не представляется возможным. В компании отсутствует отчетность по проведению инновационной деятельности, что затрудняет проведение ее оценки и анализа.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что у компании существует необходимость в улучшении управления системы инновационной деятельностью. Использование инноваций в деятельности предприятия дает возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей роста объемов производства, улучшать конкурентоспособность продукта (услуги) и отстаивать его лидерские позиции на рынке.

Для упорядочения системы управления инновационной деятельностью предлагается ввести в структуру организации должность менеджера по развитию инноваций, главной функцией которого является координация деятельности по развитию и внедрению инноваций в организацию для повышения показателей эффективности его деятельности. Введение в штатное расписание должности менеджера по развитию инноваций позволит упорядочить инновационный процесс в компании, ускорить процесс внедрения результатов в деятельность организации. Это повлечет за собой повышение стабильности долгосрочного развития организации [16].

У рассматриваемой организации хорошая финансовая позиция, она сможет позволить себе нанять еще одного сотрудника в штат, который наладит работу системы управления инновационной деятельностью, будет вести отчетность по инновационной деятельности предприятия, заниматься развитием инноваций компании и тем самым повышать ее конкурентоспособность на рынке рекламных услуг. Менеджер по развитию инноваций подчиняется непосредственно заместителю директора по развитию.

Введение нового работника требует затрат компании, однако это позволит ускорить развитие своей инновационной деятельности. Наем нового сотрудника в организацию - это инвестиции в ее бизнес.

Одним из главных условий работы копирайтера в компании является быстрое выполнение поставленных задач при неизменном качестве работы. Работникам данной профессии необходимо владеть навыками использования программного обеспечения. Несмотря на временные рамки работы, копирайтеру необходимо учитывать мелкие детали работы, которые придадут тексту своеобразность.

Еще одним предложением, которое позволит повысить эффективность деятельности рекламного агентства это внедрение инновации - создание сервиса по упрощению работы с текстом для копирайтеров, а именно соз-

Magzumova Natalia Vladimirovna, Fedotov Viktor Dmitrievich ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE SYSTEM ...

economic sceinces

дание web-сервиса, который представляет собой общий сервис работы с текстом для копирайтеров. Он включает в себя проверку текстов по нескольким критериям одновременно, а именно правописание, проверка уникальности, подбор синонимов, проверка типографии, сервис подборки ассоциаций к слову, сервис для отслеживания тавтологий.

Предложенная инновация, позволит компании сэкономить трудовые ресурсы, при этом значительно сократить время выполнения заказа на производство нового продукта, что немало важно для потребителей услуг агентства.

Так как у рассматриваемой организации есть дочернее предприятие, одним из видов деятельности которого, является создание сайтов, то предложенное мероприятие не потребует больших вложений на его реализацию.

В качестве предложения для коммерциализации разработанного сервиса предлагается его реализация как отдельного продукта для других рекламных агентств, что повлечет за собой рост доходов организации.

Для определения бюджета для реализации предложенных мероприятий необходимо провести учет затрат. Определение бюджета предложенных мероприятий представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Затраты на проведение предложенных мероприятий по совершенствованию системы управления инновационной деятельностью предприятия

Мероприятие Расчет стоимости, руб/год Итого руб/год.

Наем нового со-

трудника - менед-

жера по развитию

инноваций:

- заработная пла- 30 000 руб * 12 мес. = 360 000 360 000

та, мес.

- организация ра- 50 000 50 000

бочего места

410 000

Итого:

Разработка web-

сервиса для рабо-

ты с текстом:

- покупка домен- 500 500

ного имени;

- оплата услуг 2 000 2 000

хостинга.

Итого: 2 500

Всего: 412 500

Бюджет мероприятий складывается из среднерыночных цен на проведение необходимых мероприятий. Затраты на проведение мероприятий по совершенствованию системы управления инновационной деятельностью организации составят 412 500 руб. Исходя из того, что бюджет компании высок, проведение данных мероприятий вполне целесообразно. Внедрение предложенных мероприятий окажет положительный эффект на деятельность организации. Для подтверждения необходимости внедрения предложенных мероприятий необходимо оценить эффективность предлагаемых мероприятий.

Введение в штат менеджера по развитию инноваций в организацию позволит компании реализовывать любые идеи и превращать их в жизнеспособный продукт.

Функции менеджера по развитию инноваций:

- изучение рынка и выявление спроса на новые материалы, услуги, продукты и технологии;

- генерация и предварительная оценка идей;

- расчет потенциальной емкости рынка;

- защита инновационных проектов правовыми методами;

- разработка концепции инновационного проекта и прогнозирование ее результата;

- подбор необходимого оборудования для реализации идеи, проведение переговоров с сотрудниками компании и поставщиками и другое.

Прием нового сотрудника в штат компании требует дополнительные затраты на заработную плату, которая будет составлять около 30 тыс. руб в месяц, что увеличит фонд заработной платы компании в год на 360 тыс. руб. Эффективная работа менеджера по развитию инноваций в компании, позволит улучшить управление системой инновационной деятельности организации, поможет компании повысить свою конкурентоспособность на рынке рекламных услуг, благодаря внедрению инноваций в деятельность рекламного агентства и окупить затраты на оплату труда.

Внедрение в работу сервиса для работы с текстами для копирайтеров поможет сэкономить время на выполнение каждого проекта: применение сервиса при каждой работе с текстом позволит сэкономить время работы в 6 раз, так как сервис позволит сразу проверить текст по шести критериям, и не будет необходимости применять шесть различных сервисов.

За год копирайтер выполняет 1 008 работ, а за месяц это число составляет 84 работы.

На одну работу копирайтеру требуется 90 минут. На обработку текстов, используя программное обеспечение, предлагаемое рынком, необходимо около 10 % времени, а именно около 9 минут. С помощью внедрения в работу web-сервиса, копирайтер будет использовать на обработку текстов около 2 минут, тогда время на выполнение полной работы будет составлять 83 минуты с экономией в 7 минут. Исходя из этого копирайтер сможет выполнять в год на 85 работ больше, чем раннее. Данный показатель будет составлять 1 093 работы в год при темпе роста 108 %.

На рисунке 1 изображено время на обработку текста и остальную работу на примере одной работы.

1

9

81

Web-сервис Другие программы

■ Остальная работа ■ Обработка текста

Рисунок 1 - Количество рабочего времени на одну работу, мин.

На рисунке 2 показано изменение количества работ копирайтера за год и месяц с применением предлагаемого \уеЬ-сервиса.

---------1093

1008

81 91 -год -месяц

Рисунок 2 - Изменение количества работ копирай-тера с применением web-сервиса, шт.

Таким образом, за год копирайтер увеличит количе-

экономические науки

Магзумова Наталья Владимировна, Федотов Виктор Дмитриевич АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ...

ство работ с 1 008 шт. до 1 093 шт., а в среднем за месяц на 7 шт.

Исходя из увеличения количества работ, можно посчитать экономический эффект от их продажи. Так как средняя прибыль от продаж одной работы составляет около 10 тыс. руб, то разница между прибылью от продаж до использования сервиса и с его применением составит в 850 тыс.руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управлением инновационным сервисом будет заниматься менеджер по развитию инноваций. Одним из преимуществ web-сервиса для компании станет предоставление его услуг другим рекламным агентствам по г. Краснодар.

Можно предположить, что из 90 агентств, осуществляющих свою деятельность в г. Краснодар по предоставлению услуг рекламной деятельности сервис могут приобрести 60 организаций. Стоимость подписки на год составит 9 тыс. руб. Таким образом, годовой доход от продажи сервиса будет приносить компании 540 тыс. руб в год. При этом, затраты составят в размере 2,5 тыс. руб в год. Благодаря новому сервису выручка компании увеличится приблизительно на 3 %.

Для совершенствования системы управления инновационной деятельностью анализируемой организации было предложено нанять в штат нового сотрудника -менеджера по развитию инноваций, который позволит упорядочить инновационные процессы в организации, что повлечет за собой повышение стабильности долгосрочного развития организации.

Предложенная инновация - web-сервис для работы сотрудников организации, даст возможность, при неизменном фонде рабочего времени, выполнять на 85 работ в год больше. Это позволит увеличить прибыль от продаж организации на 840 тыс. руб. Преимуществом инновации является возможность ее продажи для использования другими рекламными агентствами. В результате доход организации повысится на 540 тыс. руб в год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захарова А.А. Инновационная деятельность предприятия: учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.

2. Зайцева О.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / под ред. А.П. Радугина. - М.: Изд-во «Центр», 2017. - 350 с.

3. Щербаков В.Н. Инвестиции и инновации: учеб. пособие. - М.:Дашков и К, 2016. - 658 с.

4. Васильев Г.А. Основы рекламной деятельности: учеб. пособие. - Юнити-Дана, 2015. - 238 с.

5. Цыганов С.А. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: учеб. пособие. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2015. - 248 с.

6. Юрина В.С. Обеспечение инновационного развития предприятий в условиях ограниченности ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 154-156.

7. Манова М.В., Ширнина Е.В. стратегии инновационного развития регионов // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-82.

8. Кузьминых Н.А. Новый взгляд на модель управления инновационным развитием социально-экономической системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 116-123.

9. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 78-83.

10. Бобкова Н.А., Кутаева Т.Н. Финансирование инновационного развития организаций в современных рыночных условиях // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 4-8.

11. Криницкая Н.В. Разработка технологии рыбо-растительных продуктов для питания детей старшего школьного возраста: дис. канд. техн. наук: 05.18.01, 05.18.04: защищена 23.05.2002 / Криницкая Наталья Владимировна. - Краснодар, 2002. - 177 с.

12. Магзумова Н.В., Солкина В.Д. Пути повыше-

ния конкурентоспособности в сфере жилищно-коммунального хозяйства / «Дружба народов без границ: экономика, общество, культура»: сборник материалов XII Международной научно-практичекой конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников. (Институт Дружбы народов Кавказа, апрель 2018 г.). -Ставрополь: РИО ИДНК, 2018. - С. 236-240.

13.Базарова Е.Г., Базаров А.Ц. Управление инновационным развитием образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 51-54.

14. Прохорова В.В., Коломыц О.Н. Системный подход к организации управления разработкой и реализацией программ социально-экономического развития территорий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. - Т. 7. - № 7A. - С. 62-72.

15. Прохорова В.В., Алуян С.В. Систематизация подходов к структурированию социально-экономических систем // Экономика и предпринимательство. - 2017. -№ 8-1 (85-1). - С. 157-160.

16. Магзумова Н.В., Буянова А.В. Инновации для повышения эффективности деятельности предприятия / «Дружба народов без границ: экономика, общество, культура»: сборник материалов XII Международной научно-практичекой конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников. (Институт Дружбы народов Кавказа, апрель 2018 г.). - Ставрополь: РИО ИДНК, 2018. - С. 233-235.

17. Prokhorova V.V., Klochko E.N., Kolomyts O N., Gladilin A.V. Prospects of the agro-industrial complex development: economic diversification, business development, mono-industry town strengthening and expansion // International Review of Management and Marketing. - 2016. - T. 6. - № S6. - Р. 159-164.

Статья поступила в редакцию 06.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.