Научная статья на тему 'Внедрение инновационных подходов к управлению бизнес-процессами на предприятиях'

Внедрение инновационных подходов к управлению бизнес-процессами на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА KPI / СИСТЕМА BPM / BUSINESS PROCESS MANAGEMENT / BUSINESS PROCESSES / INNOVATIVE APPROACHES / PROCESS APPROACH / PROCESS MANAGEMENT / KPI SYSTEM BPM SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доленко А.А.

Научная статья посвящена анализу основных инновационных подходов, аспектов и методов, позволяющих проводить экономически эффективный процесс управления бизнес-процессами на предприятиях экономики Российской Федерации. Актуальность научного исследования на проблематику внедрения инновационных подходов к управлению бизнес-процессами на предприятиях связана с тем, что на сегодняшний день острым встает вопрос определения тех самых инновационных методов и инструментов в процессном менеджменте. В рамках данной статьи рассмотрены теоретические аспекты управления бизнес-процессами предприятия. Выделены основные направления и пути формирования инновационных подходов к управлению бизнес-процессами организации. Рассмотрены преимущества и теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности, как инновационного подхода к управлению бизнес-процессами на предприятиях. Приведен практический пример эффективности KPI. Перечислены основные этапы системы автоматизации по управлению бизнес-процессами предприятия. Приведена модель автоматической системы управления бизнес-процессами на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of innovative approaches to the management of business processes at enterprises

The scientific article is devoted to the analysis of the main innovative approaches, aspects and methods that allow conducting a cost-effective process of managing business processes at the enterprises of the economy of the Russian Federation. The relevance of scientific research on the problems of introducing innovative approaches to managing business processes in enterprises is due to the fact that today the issue of determining those innovative methods and tools in process management is urgent. In the framework of this article, theoretical aspects of enterprise business process management are considered. The main directions and ways of forming innovative approaches to managing the organization's business processes are highlighted. The advantages and theoretical aspects of the system of key performance indicators, as an innovative approach to managing business processes in enterprises, are considered. A practical example of the effectiveness of KPI is given. The main stages of the automation system for managing enterprise business processes are listed. A model of an automatic business process management system at enterprises is given.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных подходов к управлению бизнес-процессами на предприятиях»

Внедрение инновационных подходов к управлению бизнес-процессами на предприятиях

Доленко Андрей Андреевич,

руководитель проекта Школы Экономики и Менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, генеральный директор группы компаний «МБФ», bustv21@gmail.com

Научная статья посвящена анализу основных инновационных подходов, аспектов и методов, позволяющих проводить экономически эффективный процесс управления бизнес-процессами на предприятиях экономики Российской Федерации. Актуальность научного исследования на проблематику внедрения инновационных подходов к управлению бизнес-процессами на предприятиях связана с тем, что на сегодняшний день острым встает вопрос определения тех самых инновационных методов и инструментов в процессном менеджменте. В рамках данной статьи рассмотрены теоретические аспекты управления бизнес-процессами предприятия. Выделены основные направления и пути формирования инновационных подходов к управлению бизнес-процессами организации. Рассмотрены преимущества и теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности, как инновационного подхода к управлению бизнес-процессами на предприятиях. Приведен практический пример эффективности КР1. Перечислены основные этапы системы автоматизации по управлению бизнес-процессами предприятия. Приведена модель автоматической системы управления бизнес-процессами на предприятиях.

Ключевые слова: управление бизнес-процессами; бизнес-процессы; инновационные подходы; процессный подход; процессный менеджмент; процессное управление; система КР1; система ВРМ.

На сегодняшний день процесс управления предприятием в условиях усиливающегося влияния динамической и непредсказуемой внешней среды приобретает все более рискованный характер, что означает необходимость сосредоточения внимания на поиске новых возможностей в целях адаптации и быстрого реагирования на происходящие изменения.

Соответственно все процессы, связанные с решением основных задач управления: определения целей организации и создания необходимых экономических, организационных, технико-технологических, социальных, психологических и других условий для их реализации, - становятся более динамичными, требующими гибких инструментов разработки и обоснования.

В связи с этим, руководство организации задается вопросы о том, какие действия осуществляются в организации; какие на них расходы; существует ли эффективность в их результатах; и на какие бизнес-процессы необходимо сделать ставку, а на какие наоборот, стоит ликвидировать. Именно с помощью ответов на эти вопросы, современная система управления предприятием предпочитает выбирать процессный подход, который позволяет использовать возможность управления по отдельности каждым бизнес-процессом.

Современная экономика - рыночная система с развитой промышленностью, сектором услуг и при этом отображающая высокий уровень конкуренции. Она постоянно находится в процессе динамики и движения, что изменять внешние условия производственной деятельности. На сегодняшний день, большое количество менеджеров и предпринимателей уделяют свое внимание процессному управлению как инструменту повышения эффективности деятельности их организации.

По этой причине, многие руководители предприятия делают выводы о том, что процессный подход к менеджменту - это ключевой фактор улучшения эффективности деятельности организации, повышения рентабельности производства, прибыльности и финансовой устойчивости. Максимальная ориентация процессов на потребности и желание потребителей, обеспечивает компании стабильную деятельность.

Актуальность научного исследования на проблематику внедрения инновационных подходов к управлению бизнес-процессами на предприятиях связана с тем, что на сегодняшний день острым встает вопрос определения тех самых инновационных методов и инструментов в процессном менеджменте.

Целью научной статьи выступает анализ основных инновационных подходов, аспектов и методов, позво-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

ляющих проводить экономически эффективный процесс управления бизнес-процессами на предприятиях экономики Российской Федерации.

Для этого в рамках научного исследования необходимо решение следующих поставленных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты управления бизнес-процессами предприятия;

- выделить основные направления и пути формирования инновационных подходов к управлению бизнес-процессами организации;

- рассмотреть преимущества и теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности, как инновационного подхода к управлению бизнес-процессами на предприятиях;

- привести практический пример эффективности KPI;

- перечислить основные этапы системы автоматизации по управлению бизнес-процессами предприятия;

- привести модель автоматической системы управления бизнес-процессами на предприятиях.

Процессный подход, на сегодняшний момент, востребован в связи с появлением новых особенностей современной экономики. В середине 1990-х годов были сформированы основные положения концепции управления бизнес-процессами (business process management - BPM), когда процессное управление рассматривается как планомерная деятельность по формированию целенаправленного поведения организации посредством выделения, описания и менеджмента системы взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов и их ресурсного окружения [1].

Бизнес-процессы, как правило, определяются исходя из потребностей клиентов и необходимости обеспечения беспрепятственного выполнения процесса, что, в свою очередь, позволяет предприятию увеличить скорость реакции компании на пожелания клиентов и изменения их потребительских предпочтений [3].

Управление бизнес-процессами затруднительная задача в современном менеджменте, по сколько включает в себя не только изменение организационной культуры, но иногда и новое построение системы управления, с учетом информационных технологий.

Основное преимущество в управлении организацией с помощью бизнес-процессов состоит в том, что появляется видение всего происходящего в организации, со всеми существующими проблемами и узкими местами. Нужно понимать, что бизнес-процессы и их результаты являются наиболее эффективным механизмом удовлетворения потребностей клиентов, и поэтому управление процессами позволяет оптимизировать деятельность организации, о чем мы уже говорили [1].

На сегодняшний день, информационные системы, с помощью которых осуществляется управление бизнес-процессами - это инструмент повышения эффективности управления предприятием и создания новых конкурентных преимуществ. Поэтому развитие информационной системы неразрывно связано с бизнес-стратегией компании, и управлять развитием информационных технологий необходимо с учетом перспектив развития бизнеса и особенностей существующих бизнес-процессов.

Помимо вышесказанного для обеспечения развития информационных технологий необходимо провести совершенствование процессов IT-подразделения

и добиться повышения прозрачности и управляемости в них. При этом следует создавать новые или оптимизировать существующие процессы.

Ключевая задача управления бизнес-процессами с помощью инновационных технологий - это максимальное удовлетворение потребностей клиентов, а также снижение издержек на инфраструктуру предприятия. Кроме этого, чтобы оценить эффективность выполнения данной задачи используется система сбалансированных показателей, основным инструментом которой являются ключевые показатели эффективности (КР1).

Система КР1 имеет следующий ряд преимуществ, которые обусловливают их внедрение российскими предприятиями в рамках повышения эффективности бизнес-процессов в управление организации [6]:

- определяются высокоэффективные показатели, которые оптимальные при использовании;

- формируется эффективность управления бизнес-процессами;

- возможность критического анализа и оценки эффективности деятельности, а также системы управления;

- дает возможность руководителям подразделений принимать свои стратегические решения без участия высшего руководства.

Можно выделить следующие основные критерии, которые используются в рамках внедрения ключевых показателей эффективности в управлении бизнес-процессами предприятия [7]:

- достоверность и полнота информации, используемся для анализа;

- взаимосвязь ключевых показателей эффективности стратегии предприятия и деятельности ее сотрудников;

- простота расчета ключевых показателей эффективности и возможность их количественного измерения;

- экономическая аргументация и обоснованность данных ключевых показателей эффективности;

- использование зарубежного опыта при разработке ключевых показателей эффективности.

Оценивая сотрудника по определенным количественным показателям, возможно определить сильные и (или) слабые стороны (способности) данного сотрудника. Это способствует повышение основных конкурентных преимуществ предприятия, делает его более экономически эффективным, с более высоким уровнем рентабельности производства [8].

Необходимость оценки трудовой деятельности сотрудников заключается в том, что за каждым бизнес-процессом на предприятии закреплены определенные ответственные лица. Таким образом, от эффективности их рабочего процесса зависит то, какая экономическая эффективность будет и самого бизнес-процесса.

Приведем практический пример. Например, для деятельности сотрудников отдела клиентской поддержки и сервиса обслуживания потребителей можно применять следующие показатели КР1 [9]:

- общая сумма закрытых сделок всего отдела продаж (КР11);

- средний чек продажи (КР12);

- количество звонков/встреч в день (КР13);

- количество высланных коммерческих предложений в день (КР141);

- текущая конверсия из этапа в этап (КР15).

Ключевая задача таких показателей КР1 является создание мотивационной системы премирования оплаты труда работников отдела клиентского обслуживания, которую можно вычислить по следующей формуле:

= оклад оплаты труда + % от оборота компании * (вес КР11*КР11 + вес КР12*КР12 + вес КР13*КР13 + вес КР14*КР141 + вес КР15*КР15).

По каждому отдельному показателю КР1 устанавливается своя цель руководством отдела клиентского обслуживания. Для примера, достижения порога от цели в 50% - равняется весу КР1 0,5. В случае достижения 100% цели, вес КР1 составляет 1. Данная шкала веса КР1 может устанавливаться в индивидуальном порядке и по каждому отдельному показателю в отдельности.

С их помощью можно проводить постоянную оценку бизнес-процессов, и вдобавок, исключить субъективный фактор анализа или оценки со стороны менеджмента. Последнее предполагает наличие менеджеров, которые не способны поддержать процесс внедрения информационных технология для управления бизнес-процессами.

К тому же, существует риск наличия непрофессиональных действий со стороны руководства предприятия, что способно негативно повлиять на результативность бизнеса компании.

В практике построения систем управления существуют следующие основные подходы к организации и оптимизации систем: управление функциями и управление процессами [2].

Системы, построенные на принципах управления функциями, представляют собой иерархическую структуру подразделений, сгруппированных по функциональному признаку.

Актуальным инновационным подходом к управлению бизнес-процессами на предприятиях является и автоматизация при помощи различных моделей.

Система автоматизации управления бизнес-процессами компании состоит из нескольких этапов:

- определение стратегии бизнес-процессов компании или отдельного компонента;

- анализ действующей системы управления бизнес-процессами или ее последствий ее отсутствия;

- определение задач проекта и методов работы;

- построение модели процессов;

- внедрение, оценивание и поддержание функционирования системы управления бизнес-процессами.

В конечном итоге, создается система описанных бизнес-процессов, каждый из которых выполняет свою задачу (рисунок 1):

Рисунок 1 - Пример автоматической системы управления бизнес-процессами на предприятиях [4].

Пример схемы бизнес-процессов на предприятии описана по модели DFD. Цель такой модели - продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные. Может отражать не только информационные, но и материальные потоки.

Помимо DFD существуют и другие бизнес модели. Например, IDEF0, lDEF3, ARIS и многие другие [5]. Каждый из них может быть разработан для определенного типа предприятий, отрасли экономики, масштаба производства, характеристики продукции, организационной структуры и так далее.

Поводя итоги научного исследования статьи, следует отметить, что ключом к практическому совершенствованию управления и оптимизации бизнес-процессов предприятия должен быть комплексный подход, которые соединяет в себе инновационные продукты/разработки, информационные технологии, внедрение и лояльность рабочего персонала на всех отделах и профессиональная компетентность руководящих кадров.

В целом, чтобы адекватно реагировать на изменения внешней среды и оставаться конкурентоспособной, компании нужно регулярно пересматривать свои бизнес-процессы. При этом они должны быть ориентированы не только на решение оперативных задач, но и на достижение стратегических целей.

Помимо этого, стоит не забывать о том, что современная рыночная экономика динамичная и постоянно меняется, что заставляет руководству любого предприятия менять и свои ключевые бизнес-процессы. Исходя из этого, при построении модели бизнес-процессов, необходимо вносить постоянные корректировки для точной оптимизации системы управления.

При этом, важнейшим инновационным подходом к управлению бизнес-процессами на предприятиях экономики России будет внедрение системы ключевых показателей эффективности, которая позволяет оценить эффективность трудовой деятельности персонала, отвечающего за выполнение, контроль и обеспечение любых бизнес-процессов организации.

Литература

1. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Модернизация управления в информационной экономике // Вестник СГСЭУ. - 2011. - № 2 (36).

2. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Новейшая экономика: границы спектра // Экономические стратегии. -2011. - № 7 - 8.

3. Шподарев П.П. Современные подходы к управлению бизнес-процессами на предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - №2. - С.78-81.

4. Современные методологии и стандарты описания бизнес-процессов. URL: https://ec.donstu.ru/site/ci/documents/downloadFile/2818 81 (дата обращения: 29.01.2020).

5. Моделирование бизнес-процессов. URL: http://www.script-coding.com/bp.html (дата обращения: 29.01.2020).

6. Шумская Ю.Г. Система сбалансированных показателей как инструмент стратегического развития предприятия // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II меж-дунар. студ. науч.-практ. конф. № 3.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

7. Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. 2015. №20.

8. Мельник Е.К. Основные этапы, задачи и эффективность от внедрения ключевых показателей на предприятии. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1466399449 (дата обращения: 29.01.2020).

9. Ткаченко А. KPI для менеджера по работе с клиентами. URL: https://www.lf-digital.com/blog/sales-technologis/kpi-dlya-menedzhera-po-prodazham/ (дата обращения: 29.01.2020).

Implementation of innovative approaches to the

management of business processes at enterprises Dolenko A.A.

Far Eastern federal University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The scientific article is devoted to the analysis of the main innovative approaches, aspects and methods that allow conducting a cost-effective process of managing business processes at the enterprises of the economy of the Russian Federation. The relevance of scientific research on the problems of introducing innovative approaches to managing business processes in enterprises is due to the fact that today the issue of determining those innovative methods and tools in process management is urgent. In the framework of this article, theoretical aspects of enterprise business process management are considered. The main directions and ways of forming innovative approaches to managing the organization's business processes are highlighted. The advantages and theoretical aspects of the system of key performance indicators, as an innovative approach to managing business processes in enterprises, are considered. A practical example of the effectiveness of KPI is given. The main stages of the automation system for managing enterprise business processes are listed. A model of an automatic business process management system at enterprises is given. Key words: business process management; business processes; innovative approaches; process approach; process management; process management; KPI system BPM system.

References

1. Gusarov Yu.V., Gusarova L.F. Management modernization in

the information economy // Bulletin of SSESU. - 2011. - No. 2 (36).

2. Gusarov Yu.V., Gusarova L.F. Recent Economics: Spectrum

Boundaries // Economic Strategies. - 2011. - No. 7 - 8.

3. Shpodarev P.P. Modern approaches to the management of

business processes in enterprises // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. - 2013. - No. 2. - S. 78-81.

4. Modern methodologies and standards for describing business

processes. URL:

https://ec.donstu.ru/site/ci/documents/downloadFile/281881 (date of access: 01/29/2020).

5. Modeling business processes. URL: http://www.script-coding.com/bp.html (accessed: 01.29.2020).

6. Shumskaya Yu.G. The system of balanced indicators as a tool

for the strategic development of the enterprise // Scientific community of students: Interdisciplinary research: Sat. Art. by mat. II international Stud. scientific-practical conf. No. 3.

7. Komlev M.Kh. The system of key performance indicators as a

tool for improving the organization's management // Theory and practice of social development. 2015. No.20.

8. Melnik E.K. The main stages, tasks and effectiveness of the

implementation of key indicators in the enterprise. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1466399449 (accessed:

01.29.2020).

9. Tkachenko A. KPI for customer service manager. URL: https://www.lf-digital.com/blog/sales-technologis/kpi-dlya-menedzhera-po-prodazham/ (accessed: 01.29.2020).

о es о es

О Ш

m

X

3

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.