Научная статья на тему 'Прозрачность системы управления земельными ресурсами в цифровой экономике'

Прозрачность системы управления земельными ресурсами в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / Е-ПРАВИТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION TRANSPARENCY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / E-GOVERNMENT / LAND MANAGEMENT / DIGITAL ECONOMY / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавров Сергей Алексеевич, Фархат Али

Эффективность развития любой экономической системы возможна лишь в условиях прозрачности принятия управленческих решений. Информационная прозрачность способствует снижению коррупционности управленческих решений, укреплению доверия между государством и обществом, способствует становлению и развитию инновационной экономики. Современная цифровая трансформация породила новую парадигму развития цифровую экономику. В статье предлагается различать традиционную экосистему управления земельными ресурсами и экосистему в среде цифровой экономики. Трансформация традиционной в инновационную экосистему ведет к оптимизации бизнес-процессов по различным ключевым индикаторам. Целью данной статьи является оценка информационной прозрачности экосистемы управления земельными ресурсами в среде цифровой экономики. Предлагается методика оценки прозрачности по трем индикаторам: доступность в сети Интернет, актуальность и полнота информации. На этой основе определяется интегральный показатель «информационная транспарентность». Далее методика применена к оценке современной системы управления земельными ресурсами Республики Беларусь. Это позволило определить национальный уровень транспарентности рассматриваемой экосистемы, указать ниши, требующие развития, отметить достижения и дать рекомендации по совершенствованию инфраструктуры Е-правительства. Исследование такого типа выполнено в Беларуси впервые.The effectiveness of the development of any economic system is possible only in the conditions of transparency of managerial decision-making. Information transparency helps to reduce the corruption of managerial decisions, strengthen trust between the state and society, and contributes to the development of an innovative economy. The modern digital transformation has given rise to a new paradigm of development basis the digital economy. The article proposes to distinguish between the traditional already established ecosystem of land management and the ecosystem functioning in the digital economy environment. The transformation of the traditional into an innovative ecosystem leads to the optimization of business processes according to various key indicators. The purpose of this article is to assess the informational transparency of the land management ecosystem in the digital economy. The article proposes a methodology for assessing transparency by three indicators: Internet accessibility, relevance and completeness of information. On this basis, it is proposed to determine the integral indicator "information transparency". Further, the methodology is applied to the assessment of the Belarus land management system. This allowed to determine the national level of transparency for the ecosystem under consideration, indicate niches that require development, note development achievements and make recommendations for improving the E-government infrastructure. A study of this type was performed in Belarus for the first time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шавров Сергей Алексеевич, Фархат Али

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прозрачность системы управления земельными ресурсами в цифровой экономике»

Труды БГТУ, 2020, серия 5, № 1, с. 37-41

37

УДК 347.214.23

С. А. Шавров1, А. Фархат2

1 Белорусский государственный технологический университет 2Американский университет культуры и образования (Ливанская Республика)

ПРОЗРАЧНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Эффективность развития любой экономической системы возможна лишь в условиях прозрачности принятия управленческих решений. Информационная прозрачность способствует снижению коррупционности управленческих решений, укреплению доверия между государством и обществом, способствует становлению и развитию инновационной экономики. Современная цифровая трансформация породила новую парадигму развития - цифровую экономику. В статье предлагается различать традиционную экосистему управления земельными ресурсами и экосистему в среде цифровой экономики. Трансформация традиционной в инновационную экосистему ведет к оптимизации бизнес-процессов по различным ключевым индикаторам. Целью данной статьи является оценка информационной прозрачности экосистемы управления земельными ресурсами в среде цифровой экономики. Предлагается методика оценки прозрачности по трем индикаторам: доступность в сети Интернет, актуальность и полнота информации. На этой основе определяется интегральный показатель «информационная транспарентность». Далее методика применена к оценке современной системы управления земельными ресурсами Республики Беларусь. Это позволило определить национальный уровень транспарентности рассматриваемой экосистемы, указать ниши, требующие развития, отметить достижения и дать рекомендации по совершенствованию инфраструктуры Е-правительства. Исследование такого типа выполнено в Беларуси впервые.

Ключевые слова: информационная прозрачность, устойчивое развитие, Е-правительство, управление земельными ресурсами, цифровая экономика.

S. А. Shavrov1, A. Farhat2

1Belarusian State Technological University 2American University of Culture and Education (Lebanon Republic)

TRANSPARENCY OF LAND MANAGEMENT SYSTEM IN THE DIGITAL ECONOMY

The effectiveness of the development of any economic system is possible only in the conditions of transparency of managerial decision-making. Information transparency helps to reduce the corruption of managerial decisions, strengthen trust between the state and society, and contributes to the development of an innovative economy. The modern digital transformation has given rise to a new paradigm of development basis - the digital economy. The article proposes to distinguish between the traditional already established ecosystem of land management and the ecosystem functioning in the digital economy environment. The transformation of the traditional into an innovative ecosystem leads to the optimization of business processes according to various key indicators. The purpose of this article is to assess the informational transparency of the land management ecosystem in the digital economy. The article proposes a methodology for assessing transparency by three indicators: Internet accessibility, relevance and completeness of information. On this basis, it is proposed to determine the integral indicator "information transparency". Further, the methodology is applied to the assessment of the Belarus land management system. This allowed to determine the national level of transparency for the ecosystem under consideration, indicate niches that require development, note development achievements and make recommendations for improving the E-government infrastructure. A study of this type was performed in Belarus for the first time.

Key words: information transparency, sustainable development, E-government, land management, digital economy.

Введение. Информационная прозрачность управления считается обязательным условием устойчивого развития национальных экономик и относится к одному из важных достоинств цифровой экономики [1]. Частью любой экономики является система управления земельными

ресурсами. Цель настоящей статьи - оценка информационной прозрачности такой экосистемы в среде цифровой экономики. Для достижения этой цели предлагается методика оценки. Методика далее применена к системе управления земельными ресурсами Республики Беларусь.

По результатам сделан вывод об уровне транспарентности рассматриваемой части системы государственного управления, о ее недостатках и достоинствах, сделаны рекомендации по совершенствованию .

Понятие информационной прозрачности включает два базовых элемента: наличие информации и прозрачность (транспарентность), под которой понимают степень раскрываемости и открытости информации. Раскрываемость информации имеет противоречивую основу. С одной стороны, раскрываемость и открытые данные обеспечивают оптимальность управляющих решений для достижения целей устойчивого развития. С другой стороны, раскрытие информации не должно противоречить режимам ее закрытости (ноу-хау, гостайна, персональные данные), что также формирует конкурентные преимущества экономики.

Основная часть.

1. Подход к разработке методики оценки прозрачности экосистемы. Методика устанавливается в четыре этапа, на которых определяется: 1) система ключевых индикаторов прозрачности (далее - КР1); 2) критерии оценки каждого КР1; 3) метод оценки КР1 по каждому критерию; 4) метод вычисления интегрального показателя КР1^ системы (далее - показатель транспарентности).

2. Система ключевых индикаторов прозрачности. Такую систему предлагается образовать восемью ключевыми индикаторами:

1) КР11 прозрачности административных процедур в процессах управления земельными ресурсами (строительство, государственная регистрация недвижимости и прав на нее, выдачи разрешений на раскопки, жилье и др);

2) КР12 прозрачности территориального планирования;

3) КР1з прозрачности принятия решений по землепользованию;

4) КР14 прозрачности земельного администрирования;

5) КР15 прозрачности осуществления градостроительной деятельности;

6) КР1б прозрачности государственного земельного надзора;

7) КРЬ прозрачности управления жилищно-коммунальным хозяйством урбанизированных территорий;

8) КРЬ прозрачности мониторинга экологии земельных ресурсов.

Данный состав КР1, в принципе, в дальнейшем может быть расширен.

3. Критерии оценки КР1. Каждая КР1 определяется тремя критериями: открытость и доступность информации гражданам и бизнесу в сети «Интернет» через электронные сервисы

Е-правительства; полнота информации; актуальность информации.

Под информацией понимаются данные государственных информационных ресурсов. Под Е-правительством - пакет технологий, нормативно-правового обеспечения цифрового взаимодействия органов государственной власти, граждан, юридических лиц. Е-правитель-ство - результат мероприятий административной реформы, цифровой трансформации на принципах цифровой экономики.

Явно выраженная современная мировая тенденция - создание в составе Е-правитель-ств единых национальных информационно-коммуникационных платформ (далее - единые ИТ-платформы), которые предоставляют услуги G2C/G2B с использованием национальной инфраструктуры данных. Далее, когда в тексте используется термин «единая ИТ-платформа», то имеется в виду, что она часть инфраструктуры Е-правительства.

4. Метод оценки KPI по критерию открытости и доступности информации.

1) KPIi прозрачности административных процедур. Индикатор KPIi может принимать одно из следующих четырех значений:

KPIi = 1, если в стране имеется реестр административных процедур, доступный с единой ИТ-платформы распространения данных об административных процедурах в html-фор-матах (уполномоченный орган, документы, сроки, стоимость и др.);

KPIi = 0,9, если единая ИТ-платформа отсутствует, но информация доступна в сети Интернет со множества платформ государственных органов;

KPIi = 0,6, если информация доступна в сети Интернет в форме нормативно-правовых актов, поиск которых обеспечивается поисковыми системами (Google, Yandex);

KPIi = 0, если информации об административных процедурах нет в сети Интернет.

2) KPI2 прозрачности территориального планирования. Индикатор KPI2 может принимать одно из следующих пяти значений:

KPI2 = i, если в стране имеется единая геопространственная ИТ-платформа, имеющая тематические слои покрытия территории всей страны документами территориального планирования, обращением к которой можно получить доступ без каких-либо ограничений к документам территориального планирования всех уровней (от генерального плана до планов детального планирования);

KPI2 = 0,9, если доступ к единой ИТ-платформе ограничен (необходимы специальное соглашение, параметры безопасности, плата и др.);

С. А. Шавров, А. Фархат

39

КР12 = 0,7, если в стране нет единой ИТ-платформы, но распространение ведется множеством иных ИТ-платформ не менее 50% административно-территориальных единиц;

КР12 = 0,3, если в стране нет единой ИТ-платформы, но распространение ведется множеством ИТ-платформ менее 50% административно-территориальных единиц;

КР12 = 0, если информация отсутствует в сети Интернет.

3) КР1з прозрачности принятия решений по землепользованию. Индикатор КР13 может принимать одно из четырех следующих значений:

КР13 = 1, если в стране имеется единая геопространственная ИТ-платформа, позволяющая инклюзивное (с участием населения) планирование землепользования территорий в государственно-частном партнерстве (с участием волонтеров общества). Такая деятельность в мировой практике осуществляется в двух режимах: или голосование по проектам, представленным органами государственного управления, или принятие решений этими органами путем выбора из вариантов, представленных волонтерами;

КР13 = 0,6, если в стране нет единой ИТ-платформы с функцией инклюзивного планирования, но такой процесс возможен на ИТ-платформах хотя бы 1/3 административно-территориальных единиц страны;

КР13 = 0,3, если в стране нет единой ИТ-платформы с функцией инклюзивного планирования, но такой процесс возможен на ИТ-платформах менее чем 1/3 административно-территориальных единиц;

КР13 = 0, если инклюзивное планирование землепользования на ИТ-платформах в сети Интернет невозможно.

4) КР14 прозрачности земельного администрирования. Определение и сущность земельного администрирования в цифровой экономике имеется в литературе [2]. Индикатор КР14 может принимать одно из четырех значений:

КР14 = 1, если в стране имеется единая геопространственная ИТ-платформа, с которой возможны онлайн е-сервисы по данным земельного кадастра. В частности, выдачи сведений из Единого регистра недвижимого имущества, предоставления кадастровых карт; получения консультаций по вопросам проведения сделок с недвижимостью с гарантией государственного учреждения, е-сервис предоставления сведений о ценах в сделках или о кадастровой стоимости земель и т. п.;

КР14 = 0,9, если предоставление е-сервисов национальной платформы ограничено разными условиями или они являются платными;

КР14 = 0,6, если наряду с единой платформой или при ее отсутствии доступ к данным возможен с двух и более иных ИТ-платформ;

КР15 = 0, если е-сервисы отсутствуют.

5) КР15 прозрачности градостроительной деятельности. Индикатор КР15 может принимать одно из следующих трех значений:

КР15 = 1, если в стране имеется единая геопространственная платформа с доступом к данным градостроительной деятельности, осуществляемой согласно административным процедурам строительства (выдача разрешений на строительство, приемка объектов в эксплуатацию и др.);

КР15 = 0,6, если в стране нет единой ИТ-платформы с функцией градостроительного мониторинга, но такой процесс имеет место на платформах более 1/3 административно-территориальных единиц страны;

КР15 = 0, если информация о градостроительной деятельности в сети Интернет отсутствует или имеет место на платформах менее 1/3 административно-территориальных единиц.

6) КР16 прозрачности государственного земельного надзора. Государственный земельный надзор - это деятельность уполномоченных должностных лиц по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства по пользованию земельных ресурсов. КР16 может принимать одно из следующих значений:

КР16 = 1, если в стране имеется единая геопространственная платформа, с которой возможен доступ к данным административных обследований объектов земельных отношений по данным дистанционного зондирования Земли, к данным волонтеров (краудсорсинга) о нарушении землепользований, к данным исполнительных органов о результатах полевых земельных инспекций;

КР16 = 0,6, если в стране нет ИТ-платформы с функцией мониторинга земельных правонарушений, но такой процесс возможен на локальных ИТ-платформах хотя бы 1/3 административно-территориальных единиц;

КР16 = 0, если информация о результатах земельного надзора отсутствует в сети Интернет или имеет место на ИТ-платформах менее 1/3 административно-территориальных единиц.

7) КР17 прозрачности управления жилищно-коммунальным хозяйством урбанизированных территорий. Хозяйство - форма организации общества, ориентированная на создание для людей жизнеобеспечивающей среды в условиях градостроительства. КР17 может принимать одно из трех значений:

КР17 = 1, если в стране имеется единая геопространственная платформа, которая служит сбору краудсорсинговой информации о дефектах содержания урбанизированных территорий, дефектах ведения ЖКХ с использованием добровольной географической информации

(У01), о принятии и реализации решений по их устранению с оценкой качества организаций, ответственных за ведение различных сегментов городского хозяйства;

КР17 = 0,6, если в стране нет единой ИТ-платформы мониторинга состояния ЖКХ, но такой процесс имеет место на локальных ИТ-платформах не менее 1/3 административно-территориальных единиц;

КР17 = 0, если информация о результатах мониторинга и управления имеет место на ИТ-платформах менее 1/3 административно-территориальных единиц страны.

8) КР18 прозрачности мониторинга экологии земельных ресурсов. Индикатор КРЬ принимает одно из четырех значений:

КР15 = 1, если в стране имеется единая геопространственная ИТ-платформа, распространяющая данные всех информационно-аналитических центров страны (мониторинг атмосферного воздуха, растительного мира, ра-диационно-экологического мониторинга, загрязнение почв, мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.);

КР15 = 0,7, если в стране нет единой национальной ИТ-платформы с упомянутыми выше функциями, но имеется множество ведомственных отдельных платформ;

КР15 = 0,4, если существуют отдельные платформы неполного состава видов мониторинга;

КР15 = 0, если геопространственных платформ с упомянутыми функциями нет вообще.

5. Метод оценки КР1 по критериям полноты и актуальности информации. Индикатор полноты СР может принимать следующие значе-

ния. Ср = 1, если доступно 100% открытой информации в полном объеме. СР = 0,8, если доступна часть открытой информации от 50% и выше. СР = 0,3, если доступно менее 50% открытой информации государственных информационных ресурсов.

Критерий актуальности Са характеризует регулярность обновления информации, благодаря чему обеспечивается ее ценность для пользователя. Актуальность определяется для каждого КР1. Правило определения следующее. Са = 1, если ИТ-платформы используют информацию государственных информационных ресурсов в реальном масштабе времени. Са = 0,9, если ИТ-платформы используют информацию в относительном масштабе времени, но с интервалом обновления не более 1 сут. Са = 0,5, если ИТ-платформы используют данные в относительном масштабе времени с периодом более 1 сут с момента появления изменений.

6. Метод вычисления уровня транспарентности экосистемы. Интегральный показатель уровня транспарентности вычисляется по формуле

I КР1г • СА • Ср

КРи

N

где N — число учитываемых КР1.

7. Оценка прозрачности системы управления земельными ресурсами на примере Республики Беларусь. Результаты оценки приведены в таблице. В столбце «Зарубежный эталон ИТ-платформ» даны ссылки на платформы, которые могут служить образцовым инструментом достижения прозрачности соответствующего ключевого индикатора.

Результаты оценки информационной прозрачности экосистемы управления земельными ресурсами в цифровой экономике

КР1, Значение КР1 Са КР1 Ср КР1 Национальная ИТ-платформа Беларуси Зарубежный эталон ИТ-платформ

КР11 0,6 1 1 В стадии разработки Не определен

КР12 0 - Литва: www.regia.lt

КР1з 0 — Финляндия: www.otakantaa.fi, www.maptionnaire.com

КР14 0,6 1 0,5 Нидерланды: www.pdok.nl, Финдляндия: www.paikkatietoikkuna.fi, РФ: kadastre.ru

КР15 0 - Украина: www.mkk.kga.gov.ua

КР1б 0 — Не определен

КР17 1 1 1 www.115.бел Не определен

КР18 0,4 1 0,3 Общественный проект www.greenmap.by Нидерланды: www.pdok.nl

КР!Х = 0,13

С. А. Шaвpoв, А. Фapxaт

41

Заключение. По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы и дать рекомендации.

1. Отечественная система управления земельными ресурсами пока обладает низким уровнем транспарентности.

2. В то же время информационная прозрачность управления ЖКХ урбанизированных территорий имеет предельный мировой уровень, благодаря единой ИТ-платформе «Моя Республика» (www.115.бел).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Низкий уровень транспарентности объясняется отсутствием в стране инфраструктуры интероперабельных пространственных данных, производимых различными поставщиками информации. Соответственно, отсутствует возможность создания единой национальной геопространственной платформы для их распространения.

4. Следуя мировой практике, рекомендуется принять Закон об инфраструктуре про-

странственных данных, что создаст правовую основу инфраструктуры. Законом следует определить базовые пространственные данные; тематические пространственные данные, интероперабельные с базовыми данными; состав метаданных; наличие Единой национальной геоплатформы как элемента инфраструктуры Е-правительства с функциями, обеспечивающими достижение максимальных значений КР12-КР18.

5. Следует принять к сведению, что в Республике Беларусь уже реализуется проект создания реестра административных процедур и единой платформы распространения сведений об административных процедурах, что обеспечит КР1: = 1.

6. Методику оценки информационной транспарентности рекомендуется использовать для постоянного мониторинга цифровой трансформации экосистемы управления земельными ресурсами.

Список литературы

1. Орлова Л. Н. Информационная прозрачность как парадигма устойчивого развития экономических систем // МИР (модернизация, инновации, развитие). 2015. Т. б, № 4. С. 3б8-374.

2. Шавров С. А. Земельное администрирование и управление территориями в цифровой экономике. Минск: Медисонт, 2019. 294 с.

References

1. Orlova L. N. Information transparency as a paradigm of sustainable development of economic systems]. MIR (modernizatsiya, innovatsii, razvitiye) [MIR (Modernization, Innovation, Development)], 2015, vol. б, no. 4, pp. 3б8-374 (In Russian)

2. Shavrov S.A. Zemelnoye administrirovaniye i upravleniye territoriyamy v tsifrovoy ekonomike [Land Administration and Territory Management in the Digital Economy]. Minsk, Medisont Publ., 2019. 294 p.

Информация об авторах

Шавров Сергей Алексеевич — кандидат технических наук, доцент кафедры организации производства и экономики недвижимости. Белорусский государственный технологический университет (22000б, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: shavrov@ipps.by

Фархат Али - преподаватель. Американский университет культуры и образования (Omar Bayhom Street, Tayouneh, Beirut, Lebanon Republic); аспирант кафедры организации производства и экономики недвижимости. Белорусский государственный технологический университет (22000б, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: ali.auce@gmail.com

Information about the authors

Shavrov Sergey Alerseevich - PhD (Engineering), Assistant Professor, the Department of Production Organization and Real Estate Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 22000б, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: shavrov@ipps.by

Ali Farhat - lecturer. American University of Culture and Education (Omar Bayhom Street, Tayouneh, Beirut, Lebanon Republic); PhD student, Department of Production Organization and Real Estate Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 22000б, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: ali.auce@gmail.com

Поступила 25.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.