УДК 371.398:004 ББК 74.04+32.81
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Горин Сергей Григорьевич.
Кандидат исторических наук, доцент, эксперт Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Международный институт повышения квалификации переподготовки» (АНО ДПО МИПКП) г. Новосибирск, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния инновационных форм обучения на динамику изменения субъектности слушателей системы дополнительного образования и переподготовки кадров. На основе результатов социологических исследований и анализа мнений экспертного сообщества сделан вывод о позитивных тенденциях в изменении ментальности и субъектности участников этого сегмента современного образовательного пространства.
Ключевые слова: Национальная платформа открытого образования, онлайн-обучение, ментальность и субъектность участников дополнительного образования, образование в течение всей жизни.
INTRODUCTION OF INNOVATIVE ONLINE EDUCATION MODELS AS
A FACTOR OF CHANGING AGENCY OF THE PARTICIPANTS OF THE
EDUCATIONAL SPACE
Gorin S.G.
Candidate of Historical Sciences, Docent, Expert of the autonomous nonprofit organization for supplementary professional education «International Institute for Professional Development and Retraining», Novosibirsk, [email protected].
Abstract. The article considers the problem of the innovative educational models influence on the agency dynamics of the participants of the system of supplementary education and retraining of the personnel. On the basis of sociological studies and analysis of expert opinions the conclusion about positive trends in changing mentality and agency of the participants of this segment of the educational space is made.
Key words: National open education platform, online-education, mentality and agency of the participants of supplementary education, lifelong education.
Процесс трансформации образовательной системы, несмотря на критические экспертные оценки, все больше фиксирует позитивные
53
направления её развития. Одним из таких направлений является реализация своевременно принятой в образовательном сообществе по инициативе Министерства образования и науки РФ «Национальной платформы открытого образования» и вытекающей из неё концепции «Образование в течение всей жизни». Концепция предполагает в числе прочего активное использование разнообразных информационных и учебных интернет-ресурсов в дистанционном образовании и широкое внедрение инновационных образовательных технологий во всех формах обучения разных категорий слушателей.
Интенсивно меняются и прогрессируют новые формы дополнительного образования и переподготовки. Необходимость постоянного повышения образовательного потенциала, формирования новых соответствующих времени компетенций закономерна и обусловлена. Плотно функционируя в системе дополнительного образования и исследуя этот сегмент образовательной системы, не претендуя на известные истины (и прежде всего лишь в рамках дискуссии), предположим следующее: мотивации, интересы и потребности участников дополнительного образования в последнее время существенно меняются, причём являя позитивные сдвиги. Меняется соответственно и проявление их субъектности. Это вполне доказательное суждение, поскольку так показывают приведённые ниже экспертные оценки и результаты конкретных социологических исследований.
Анализ изменений студенческой (да и преподавательской!) субъектности в целом в ходе перманентной модификации российской системы образования в последнее время не остаётся без внимания исследователей [4], в том числе в сибирском регионе [5]. Влияние новых форм онлайн-обучения и образовательных технологий на динамику этих изменений менее изучено, особенно для участников системы дополнительного образования и переподготовки.
По результатам социологического исследования, проведённого Международным институтом повышения квалификации и переподготовки (АНО ДПО МИПКП г. Новосибирск) большинство слушателей в начале обучения были ориентированы, прежде всего, на получение дипломов и сертификатов о переподготовке, которые на законном основании требовали работодатели. Они не были мотивированы на новые знания и компетенции - таковых из числа носителей средне-специального образования было не более 10-15%. Этот процент возрастал до 40% в категории слушателей с высшим образованием (и это понятно!), но всё равно «корочки» являлись приоритетными, особенно в условиях непрекращающихся трансформаций потребностей рынка в трудовых ресурсах и квалификационных изменений [1]. И здесь, даже талант и способности наших лучших преподавателей явным образом не влияли на динамику позитивных изменений ментальности и субъектности слушателей. А менять это необходимо по понятным причинам, что и должна обеспечивать не только Российская национальная платформа
открытого образования, но и все педагогическое сообщество, поскольку проблема имеет интернациональный системный характер. Так, по данным профессора Дафны Коллер (Стэнфордский университет, США), основательницы самой популярной в мире платформы онлайн-образования, с которой сотрудничает большинство престижных университетов мира, многие слушатели записываются на обучение с целью лишь поверхностно ознакомиться с материалом. Они не имеют никакого намерения заниматься этим серьёзно или хотя бы завершить курс. Однако 70% учащихся желают получить сертификат о прохождении курса [2]. По общему мнению, эту тенденцию необходимо переформатировать. Дипломы и сертификаты, безусловно, имеют значение, но они должны адекватно подтверждать необходимые современному производству знания и компетенции.
Сегодняшние требования к выпускникам высшей школы (и особенно в системе дополнительного образования) предполагают реализацию заявок работодателя по формированию новых знаний и компетенций, адекватных современному высокотехнологичному производству, новым прецизионным технологиям и даже шире - меняющимся производственным отношениям.
В этом смысле реформирование образовательной системы как институционального феномена (имеющего явно выраженные дисфункции), постоянно запаздывает по отношению к вызовам времени. Это объективная тенденция, впрочем, имеющая позитивные черты, позволяющие стимулировать движение вперёд, что подтверждают исследования и оценки экспертов. По мнению ректора НИТУ МИСиС Алевтины Черниковой потенциальные работодатели крайне заинтересованы в той форме обучения. Вместе с тем, дистанционно получить полноценное техническое образование все-таки невозможно. Нельзя стать инженером без работы в лабораториях, без выполнения практических заданий, без практики на производстве. Мы все время в контакте с работодателями: создаем образовательные тренажеры, симуляторы, внедряем смешанное обучение [3]. Это дает положительные результаты.
В конце 2015-2016 учебного года оценочные данные соцопросов, анализ мотиваций и потребностей различных категорий слушателей, проведённых по инициативе АНО ДПО МИПКП, показал тенденцию увеличения числа, ориентированных на получение именно новых знаний и компетенций, изучение и использование новых образовательных технологий, а не на формальные показатели, по которым выдают дипломы о переподготовке. Даже с учетом статистической погрешности и уровня невалидности количество мотивированных в этом направлении слушателей системы дополнительного образования и переподготовки уже составляет до 55-60 процентов от общего числа обучающихся. Таким образом, мы наблюдаем существенное изменение их ментальности и субъектности и, как следствие, повышение эффективности и
конкурентоспособности выпускников, что является последствием реализации концепции образования в течение всей жизни и повышенного внимания профильного министерства к системе дополнительного образования. Большое количество субъектов этой системы работают с детьми, школьниками и студентами, поэтому косвенно реализуется и концепция развития дополнительного образования детей (2015-2020 гг.), принятая Правительством РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р [6].
Таким образом, в рамках процесса модернизации российской образовательной системы в постсоветский период можно констатировать позитивные тенденции изменения субъектности слушателей системы дополнительного образования в результате использования новых разнообразных инновационных форм обучения.
Библиографический список:
1. Горин С.Г. Влияние мониторинга вузов на увеличение документооборота в вузе и динамику преподавательской и студенческой субъектности // Высшее образование в России. - 2016. - №1 (197). C. 6974 и др.
2. Елинская Я.А., Горин С.Г. Национальная платформа открытого образования: роль, место и проблемы субъектов системы дополнительного образования // Народное образование. 2016. - № 2-3. С. 30-34.
3. Коллер Д. Онлайн-курсы уже изменили жизнь множества людей. http: // www.kommersant.ru/doc/2810944
4. Крокинская О.К., Трапицын С.Ю. Студент как «потребитель образования»: содержание категории // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 65-75. Заметим, что авторы в статье проводят краткий обзор последних публикаций журнала по обсуждению данной проблематики.
5. Молодин В.В., Горин С.Г. Реформирование образовательной системы и перспективы субъектности студента // Высшее образование в России. 2014. №10. С.158-162;
6. Об утверждении концепции развития дополнительно образования детей. Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 года.№1726-р. [Электронный ресурс]. - URL: http: // goverment.ru / docs / 14644 (дата обращения: 19.08.2016)
7. Черникова А. Поступать в вуз все равно придется. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.kommersant.ru/doc/2810944 (дата обращения: 19.08.2016)