Научная статья на тему 'Внедрение инновационной стратегической политики на промышленных предприятиях России: условия и перспективы'

Внедрение инновационной стратегической политики на промышленных предприятиях России: условия и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / STRATEGY / PLANNING / COMPETITIVENESS / INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Е. В.

В статье даются основные направления разработки законопроектов в сфере инновационной политики. В условиях рыночной экономики инновационная сфера оказалась не готовой к работе в новых условиях, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. Современные информационные системы внедряют менее 10 15% всех российских промышленных предприятий. Таким образом, для повышения реальной конкурентоспособности современных инновационных предприятий необходимы комплексные меры как на уровне предприятия развитие инфраструктуры новейших форм консалтинга в сфере высоких технологий, так и на государственном уровне принятие соответствующих законопроектов, снижающих барьеры в переходе к инновационной политике в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STRATEGIC POLICY INTRODUCTION AT INDUSTRIAL ENTERPRISES OF RUSSIA: CONDITIONS AND PROSPECTS

The paper considers main tendencies in development of legislation in the area of innovation policy. In a market economy innovation sphere is not ready to work in new conditions because transformation of scientific and technological products into market product with high consumer properties happens here. Modern information systems are implemented at less than 10-15% of all Russian industrial enterprises. Thus, in order to improve the competitiveness of modern innovation enterprises comprehensive measures are needed both at enterprise level development of infrastructure of the newest forms of consulting in high tech, and at the state level adoption of legislation that reduces barriers for transition to innovation policy in industry.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационной стратегической политики на промышленных предприятиях России: условия и перспективы»

♦------------------------------------------------

струменты поддержки (ФЦП, Роснанотех, РВК, гособоронзаказ, национальный проект по АПК и т.д.). Однако это не должно быть основанием для их исключения из практики применения универсальных стимулирующих инструментов. Чем более широкое отраслевое применение будут допускать эти инструменты, тем более активной будет конкуренция за бюджетное софинансиро-вание и более эффективным будет переток капиталов между отраслями.

Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой программнопроектный подход применяется в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и др., с тем чтобы решить стратегические задачи развития экономики и социальной сферы, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Кроме того, считаем необходимым выделение бюджетных инвестиций не только в отраслевом разрезе, но и уровне конкретных предприятий. Предприятие является особым объектом инвестиций, под которым понимается имущественный комплекс, используемый для хозяйственной деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначение, индивидуализирующие

-------------------------------------------------♦

предприятие, его продукцию, работы и услуги. Вышеназванные объекты могут являться и объектами бюджетных инвестиций. Предприятия, претендующие на включение в инвестиционную программу области, должны: не иметь просроченной задолженности по ранее представленным средствам из федерального и областного бюджета на возвратной основе; не находиться на стадии реорганизации, ликвидации или банкротства либо быть ограничены в правовом отношении в соответствии с действующим законодательством; не иметь просроченной задолженности в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

1. Васильева М.В., Федорова О.В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственночастного партнерства // Экономический анализ 2011. № 9 (216).

2. Исаков А.Г. Критерии оценки целевых программ на уровне субъекта Федерации // Финансы. 2010. № 1.

3. Кудрявцев А.А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. 2009. № 9 (345). С. 29.

4. Митрофанова И.В., Сизов Ю.И. Институциональные ловушки инвестиционного фонда РФ // Финансы и кредит. 2009. № 3 (339).

5. Николаев М.А. Инвестиционная деятельность на фазе подъема экономики // Финансы и кредит. 2011. № 28 (460).

6. Семернина Ю.В. Специфические особенности российского рынка облигаций // Финансы и кредит. 2012. № 8 (488).

7. Шевченко Л.М. Проблемы оценки финансово-инвестиционной привлекательности российский регионов // Вестник Тамбовского государственного университета им. Державина. 2010. Вып. 7 (87).

удк 658.152 е.В. Козлова

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ: УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье даются основные направления разработки законопроектов в сфере инновационной политики. В условиях рыночной экономики инновационная сфера оказалась не готовой к работе в новых условиях, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. Современные информационные системы внедряют менее 10 - 15% всех российских промышленных предприятий. Таким образом, для повышения реальной конкурентоспособности современных инновационных предприятий необходимы комплексные меры как на уровне предприятия - развитие инфраструктуры новейших форм консалтинга в сфере высоких технологий, так и на государственном уровне - принятие соответствующих законопроектов, снижающих барьеры в переходе к инновационной политике в промышленности.

Ключевые слова: стратегия, планирование, конкурентоспособность, промышленные предприятия.

Ye.V. Kozlova

INNOVATIVE STRATEGIC POLICY INTRODUCTION AT INDUSTRIAL ENTERPRISES OF RUSSIA: CONDITIONS AND PROSPECTS

The paper considers main tendencies in development of legislation in the area of innovation policy. In a market economy innovation sphere is not ready to work in new conditions because transformation of scientific and technological products into - market product with high consumer properties happens here. Modern information systems are implemented at less than 10-15% of all Russian industrial enterprises. Thus, in order to improve the competitiveness of modern innovation enterprises comprehensive measures are needed both at enterprise level - development of infrastructure of the newest forms of consulting in high tech, and at the state level - adoption of legislation that reduces barriers for transition to innovation policy in industry.

Key words: strategy, planning, competitiveness, industrial enterprises.

В современных рыночных условиях стало очевидным, что научно-технические разработки в любой отрасли далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и реализации. В условиях рыночной экономики инновационная сфера, как и многие другие, оказалась не готовой к работе в новых условиях. В связи с этим развитие инновационной сферы приобретает особую важность, поскольку именно в данной сфере научно-технический продукт превращается в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами. Переход общества к рыночной экономике, повышение требований рынка к техническим и экономическим предложениям в отраслях актуализирует необходимость соответствия продукции широкому диапазону платежеспособного спроса.

Обычно указывается, что первое наиболее полное описание инновационных процессов ввел в экономическую науку Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» (1911 г.). В то время еще не говорилось об инновациях, а шла речь о «новых комбинациях» изменений в развитии. «Новые комбинации», по Шумпетеру, выходят за рамки процесса обновления «рутинного» производства [5]. В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный прогресс, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Так, по мнению П. Друкера, инновация - это «разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого известные элементы придадут новые очертания экономике данного бизнеса» [1, с. 81]. Под инновационным менеджментом понимается особая сфера отношений, целью которых является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности в инвестиционно-инновационном комплексе и, в частности, в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Совершенствование промышленного производства на основе повышения технического уровня, внедрения достижений научно-технического прогресса, т.е. интенсивных факторов развития, может рассматриваться как особая инновационная стратегия, способная привести к дополнительным инновационным результатам. Однако становление инновационной экономики идет в следующих условиях, сдерживающих ее развитие: недостаточное нормативно-правовое обеспечение, слабая мотивация в результатах работы, отсутствие отлаженных рыночных механизмов, отсутствие территориальной инновационной политики, низкая восприимчивость федеральных органов исполнительной власти и финансовых институтов к инновациям, отсутствие четких критериев эффективности деятельности в научно-технической сфере, отсутствие эффективных осязаемых механизмов развития и внедрения инноваций в промышленном секторе.

Особое внимание к инновационному процессу привело к созданию множества новых форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства в целом. Характерным явлением для промышленности стал возрастающий в последние годы удельный вес инновационных вложений в сферу управления производством (до 70%).

Рассмотрим основные средства создания инновационного типа продукции - «интеллектуальные» сетевые производства, на которых реализованы три основных принципа управления знаниями:

1) медиа-комплекс и комплекс маркетинга;

2) комплекс инструментов инновационного посредничества;

3) информационно-технологическая поддержка всех используемых на производстве систем управления знанием.

В современной концепции инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Все они рассматриваются как направления инновационной деятельности, осуществляемой в целостной системе управления инновациями «наука ^ технология ^ экономика ^ образование». Среди маркетинговых инноваций преобладают эксперименты с маркетинговыми стратегиями, направленными на расширение состава потребителей или рынков сбыта (эти стратегии используют 60 - 70% всех инновационноактивных предприятий). При этом стратегии, связанные с модернизацией самих товаров, в российской промышленности пользуются существенно меньшей популярностью (от 38 до 46% предприятий).

Таким образом, современные информационные системы внедряют менее 10 - 15% всех российских промышленных предприятий. Большинство ограничивается внедрением простых информационных систем, не связанных с информационно-технологическим обеспечением сложных сетевых форм производств современного типа [4].

Отмеченная особенность указывает на важное обстоятельство: в российской промышленности используются те виды технологий управления знаниями, которые не предполагают непосредственного вмешательства в производственный процесс, его преобразование. Вместе с тем позитивный факт в том, что для продвижения на рынок и создания новой продукции значительное количество промышленных предприятий пользуются биржами знаний и технологий.

Применительно к проблеме анализа эффективности инновационной стратегии предприятия целесообразно отметить два основных подхода:

1) возврат на инвестированный капитал - эта методика предполагает, что приоритетом для компании является не столько сиюминутная прибыль, сколько стратегические цели и перспективы будущих доходов; в качестве показателя эффективности лучше всего использовать рост объема продаж или прибыли от реализации продукции;

2) система сбалансированных показателей - в этом случае необходимо реконструировать комплекс стратегических целей, привязанных к системе инновационной деятельности предприятия.

Наряду с весовыми показателями необходимо учитывать показатели инновационности в использовании отдельных видов инструментов - поиска их наилучшего варианта, наиболее удачной схемы использования, модификации содержания и т.д. В количественном измерении этот аспект может быть учтен как доля затрат на оптимизацию данного вида инструмента в общем объеме затрат на реализацию всей системы управления знаниями.

♦--------------------------------------------------

Современные инструменты инновационного посредничества как элементы системы управления знаниями в промышленном производстве способны повысить конкурентоспособность отечественных промышленных компаний. Однако на российском рынке существуют и предприятия, улучшение перспектив которых не может быть осуществлено только за счет внедрения инноваций.

Целесообразно на государственном уровне стимулировать развитие инноваций и создание условий для их беспрепятственного внедрения на предприятии.

Основным направлением разработки законопроектов в сфере инновационной политики является формирование рынка инноваций государством и бизнесом и налаживание тесного, эффективного взаимодействия всех участников инновационных процессов, что требует разветвленной инфраструктуры с отлаженными механизмами трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, создания специальных фондов и финансово-налоговых механизмов, а также развития системы планирования и целевого госзаказа на инновационную продукцию.

Инновации определены Президентом Российской Федерации как одна из доминант, согласно так называемой концепции четырех «И»: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Позже был добавлен и пятый элемент - интеллект. Федеральным законом «О внесении изменений в федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”», принятым Государственной Думой 6 июля 2011 г., устанавливаются особенности осуществления контрольных мероприятий в части, касающейся целевого использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование инновационной деятельности, а также оценки эффективности использования таких средств.

В рамках третьего инновационно-промышленного форума «Технологический прорыв. Формирование рынка инноваций государством и бизнесом» 23 ноября 2010 г. были намечены направления работы в сфере внедрения инноваций на предприятиях промышленности в РФ.

1. Необходимо формировать современную законодательную базу в сфере инноваций, отвечающую новым экономическим реалиям и современным вызовам. В этой области мы отстаем от ведущих стран на 20 и более лет.

2. Учитывая необходимость формирования инновационной инфраструктуры экономики, должен быть разработан и принят Федеральный закон «О развитии инновационной инфраструктуры», направленный на создание правовых условий для модернизации промышленно-производственной базы всех регионов, включая большие и малые города Российской Федерации.

3. В целях налогового стимулирования предпринимателей к внедрению новых технологий и продукции должны быть внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие предоставление преференций по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций в части стимулирования проведения НИОКР, долгосрочного венчурного финансирования инновационной деятельности, модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования.

---------------------------------------------------♦

4. Должны быть созданы условия патентования объектов интеллектуальной собственности за счет бюджетных средств, закрепления 100% доходов от реализации прав на РНТД за научной организацией, правовой охраны РНТД и выплаты авторского вознаграждения, а также дополнения целевыми статьями расходов, направленных на предоставление государственной поддержки инновационной деятельности.

5. Должны быть созданы условия и инструменты для финансовой поддержки инновационного сектора экономики. Невозможно осуществить модернизацию отраслей промышленности только за счет средств государства. Необходимо создавать новые институты частного финансирования.

6. В России до сих пор отсутствует система продвижения проектов от научного открытия, новых технологий и материалов к созданию опытных продуктов малыми венчурными предприятиями, а затем к широкому коммерческому тиражированию с помощью инвестиционных и организационных возможностей среднего и крупного бизнеса. С целью решения этой задачи необходимо создать законодательную базу для развития венчурного инвестирования в перспективные инновационные проекты. Необходимо также разработать механизмы инновационного страхования (оценку и страхование инновационных рисков).

7. Следует повысить инвестиции в развитие человеческого капитала, поощрять или компенсировать часть затрат работодателю по страховым взносам для предприятий, регулярно заботящихся о непрерывном профессиональном образовании и повышении квалификации работников.

8. Необходимо стимулировать спрос на инновационную продукцию, в том числе посредством государственного заказа [6].

Поэтому, для того чтобы повысить конкурентоспособность современных инновационных предприятий, необходимы комплексные меры: на уровне предприятия - развитие инфраструктуры новейших форм консалтинга в сфере высоких технологий, на государственном уровне -принятие соответствующих законопроектов, снижающих барьеры в переходе к инновационной политике в промышленности.

1. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия “инновация“ и его классификация // Инновации. 1998. № 2 - 3.

2. Благодаров К.В. Развитие системы стратегического планирования на промышленных предприятиях // Вестник Волгоградского государственного университета. 2009. № 2 (15).

3. Благодаров К.В., Елисеев Д.М. Методика совершенствования стратегического планирования конкурентоспособности на основе системы сбалансированных показателей // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1 (35).

4. Ватаманюк В.В. Управление инновациями в промышленном производстве. иР1_: http://www.yavnauke.ru/stati/ уекопотюЬ|е8к1е-то<^е1Иипксютгоуапуа-рге<^ргуаШч-гедюпоу-v-uslovijah-rynochnoi-yekonomiki/upravlenie-inovacijami-v-promyshlenom-proizvodstve.html)

5. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент: учебник. М., 2007.

6. Матушкин М.А, Благодаров А.В. Стратегические намерения в системе управления предприятием. Саратов, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.