Научная статья на тему 'Внедрение информационной среды Moodle в образовательный процесс техникума'

Внедрение информационной среды Moodle в образовательный процесс техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деменцова В. И., Ионина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение информационной среды Moodle в образовательный процесс техникума»

В настоящее время в техникуме реализуется проект по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс, в который включены такие мероприятия, как тестирование по основам компьютерной грамотности (с выдачей сертификатов компании Microsoft), семинар «Безопасность в Интернете», мастер-класс для творческой группы педагогов в форме веб-квеста «Облачное обучение», обучающий семинар «Создание сайтов», урок-телеконференция по информатике, обучающий семинар «Создание анкет и тестов с помощью приложений Google», обучающий семинар «Создание и использование Облака тегов», мастер-класс для творческой группы педагогов «Использование электронной библиотечной системы «Лань» на занятиях» и др.

В результате педагоги получат новые знания, необходимые для внедрения дистанционных образовательных технологий, интернет-технологий в профессиональную деятельность, для формирования готовности обучающихся к применению

интернет-ресурсов в процессе обучения, для личностного и профессионального роста.

Образование как непрерывный процесс и важнейшая часть жизни человека должно обеспечивать ему возможность ориентироваться в потоке информации, позволить комфортно чувствовать себя в информационном обществе, легко адаптироваться к новым тенденциям. Задача техникума — подготовить выпускников для работы в современных условиях производства (высокотехнологическое оборудование, роботизированное производство, активное применение компьютерного моделирования) и помочь им стать конкурентоспособными на рынке труда.

Основной вектор развития среднего профессионального образования на сегодняшний день лежит в области электронных технологий обучения, которые позволяют повысить эффективность традиционных форм обучения и обеспечить доступ к получению актуальных образовательных услуг всем участникам образовательного процесса.

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ MOODLE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНИКУМА

В. И. деменцова, преподаватель Новокузнецкого строительного техникума А. В. Ионина, кандидат технических наук, преподаватель

Современному человеку необходимо знать информационные технологии, уметь успешно применять данные знания при решении как личных, так и производственных задач. Информатизация образования — это многоплановый процесс, в котором участвуют и обучающийся, и преподаватель, и администрация в целом.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только дать обучающемуся большой объем знаний, но и развить их интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении, на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой):

1. Программы-тренажеры — это программы, предназначенные для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определенной теме. Существует два режима его работы: демонстраци-

В. И. деменцова А. В. Ионина

онный (иллюстративный) и тренировочный (или оценочный).

2. Дидактические материалы — это вспомогательные материалы в процессе обучения в учебном заведении, помимо основных учебников, которые создает сам преподаватель (карты, таблицы, карточки с текстами задач или тестами, самостоятельными работами, плакаты и т. д.).

3. Презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помо-

щью компьютерных программ. Презентации могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности.

4. Электронные энциклопедии — являются аналогами обычных справочно-информаци-онных изданий: энциклопедий, словарей, справочников и т. д.

5. Электронные учебники и учебные курсы — объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

6. Системы виртуального эксперимента — это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Главное их преимущество — обучающийся может проводить такие эксперименты, которые в реальности провести невозможно (по правилам безопасности, из-за нехватки времени и т. п.).

7. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство — быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

8. Обучающие игры и развивающие программы — это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, студенты развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например обучаются работать на клавиатуре.

В рамках перехода на обучение по ФГОС, предусматривающих использование активных/интерактивных форм проведения занятий, в нашем техникуме разрабатываются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по дисциплинам, в том числе и в среде Moodle, которая ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.

В системе Moodle преподаватель создает курсы, наполняя их содержанием в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т. п. Для использования Moodle достаточно иметь веб-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для студентов. По результатам выполнения студентами заданий, преподаватель выставляет оценки, может давать комментарии.

Таким образом, Moodle является центром и создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Обучение с использованием дистанционных технологий — это в большой степени процесс самообучения при поддержке со стороны преподавателей. Создание таких учебных курсов основано на следующих принципах:

— Модульность — учебный материал разбивается на несколько учебных единиц (тем, блоков и т. д.). Такое структурирование материала позволяет изучать его шаг за шагом.

— Учебные цели — с помощью дистанционного обучения можно дать предварительные теоретические знания, связанные с практическими навыками, показать, как использовать формулы, инструменты, приборы и т. п. Поэтому важно определить в каждом модуле и в каждой учебной единице реальную и вполне измеримую учебную цель, планируемый уровень развития компетенций.

— Когнитивность — содержание каждой учебной единицы должно стимулировать познавательную активность обучаемого, пробуждать его мысль, побуждать его к активным действиям, формировать у него стремление к дальнейшему изучению материала.

— Самодостаточность — предоставляемый учебный материал должен быть подготовлен таким образом, чтобы позволить обучающемуся выполнить все виды учебной работы и достичь поставленных учебных целей без привлечения дополнительных информационных источников.

— Ориентация на самообучение — дистанционная модель реализует принцип построения обучения «вокруг обучающегося», что подразумевает практико-ориентированный подход. Поэтому очень важно, чтобы студенты имели возможность проводить различные вычисления, решать какие-либо проблемы, заниматься практическими упражнениями. Большую роль в этом играют дополнительные мультимедийные учебные средства, которые, наряду с основными материалами, позволяют активно вовлекать человека в процесс обучения, вносить в него разнообразие, указывать на ключевые аспекты учебной единицы, давать практические подходы к решению актуальных проблем и реальных жизненных ситуаций, учить самостоятельно учиться.

— Интерактивность — структура учебного материала должна способствовать интерактивной деятельности обучаемого. Во-первых, это организация «диалога» обучающегося с учебным материалом, во-вторых, обеспечение возможности вести диалог по ходу изучения материала с преподавателем.

Способов построения диалоговых учебных компьютерных программ существует довольно много. Речь идет о множестве простейших элементов: подсказка при ответе студента на сформулированный вопрос; возможность изменения им параметра процесса, изображенного на рисунке в тексте лекций, и последующего наблюдения за изменением самого процесса или его характеристик и т. п.

Наличие постоянной обратной связи делает учебную работу более интересной, осмысленной, формирует чувство ответственности за нее. Технические же возможности для подобного общения предоставляются с помощью электронной почты, веб-сервера, различных телеконференций, причем выход на любой вид электронного общения может быть организован прямо из учебного материала, так же, как и возврат в него после общения.

— Оценка прогресса в обучении. Студенту важно иметь какие-то индикаторы его успеха. Таким индикатором могут стать его ответы на вопросы, задания и тесты для проверки знаний. Каждая учебная единица обычно сопровождается тестирующими материалами. Результатом самопроверки знаний (т. е. индикатором успеха, прогресса в обучении) являются количественные показатели (оценки, баллы). Немаловажную роль играет внешний контроль знаний обучаемого, т. е. оценка его прогресса со стороны преподавателя. Он проводится путем специального мониторинга, тестирования, просмотра выполненных работ, приема экзаменов и т. п.

— Наличие элементов сопровождения. Та -кими элементами могут быть: инструкция по использованию электронных учебных материалов, программа дисциплины, предлагаемая последовательность изучения материала, график сдачи заданий на проверку, сведения о необходимых предварительных знаниях, требования к результатам освоения дисциплины (перечень формируемых компетенций и планируемый уровень их сформированности), учебные цели модуля, краткий обзор изучаемого материала, вопросы, задания и тесты для самопроверки, контрольные задания (различной сложности) для мониторинга прогресса в обучении, глоссарий.

Названные элементы помогут упорядочить знания студентов, способствуют более глубокому освоению содержания дисциплины.

В структуре объектов системы Moodle различают два основных типа учебных элементов:

— ресурс (электронные версии книг, методические материалы, аудиофрагменты, видеофрагменты и т. п.);

— элементы курса (формы интерактивного взаимодействия со студентом).

Обратная связь в процессе обучения является необходимой частью обучающей среды, а оценка результатов — одним из важнейших процессов в обучении.

Контролирующий блок включает в себя многофункциональный тестовый модуль и практические задания, которые не только помогают развить навыки самостоятельного обучения, но и вносят разнообразие в обучение, особенно если они используют мультимедийные приложения. Практическими заданиями является решение задач и выполнение упражнений, решение ситуационных задач, проектирование устройств и систем, выполнение различного вида расчетов и т. д. Наличие практических заданий в учебной единице требует проверки их выполнения преподавателями, развернутой оценки результатов.

Для общения со студентами служат инструменты «Форум» и «Чат». На новостной форум можно выложить информацию по дисциплине: новости, объявления, изменения, события.

Таким образом, Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности, как индиви-дуальной,так и групповой.

Информационно-образовательная среда создается в основном ради обучающихся, которые могут заранее подготовиться к предстоящей самостоятельной, контрольной, лабораторной или практической работе, прочитать пропущенную лекцию, исправить плохую оценку выполнив онлайн-тесты по пройденному материалу и т. д. Но, прежде чем обучающийся начнет работать в этой среде, необходима огромная работа преподавателя, ведь именно он вносит в систему весь необходимый материал по своему предмету. Кроме того, именно преподаватель должен научить студента свободно и легко работать в данной информационно-образовательной среде.

Поэтому для эффективной образовательной деятельности должны быть решены следующие задачи:

1) создать необходимые условия для работы в системе и оперативно реагировать на заданные вопросы обучающихся и преподавателей;

2) создать систему методической поддержки преподавателей;

3) постоянно пополнять информацию для студентов на сайте образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.