Научная статья на тему 'Внедрение и практика применения средств бизнес-анализа на промышленных предприятиях'

Внедрение и практика применения средств бизнес-анализа на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНАЛИЗ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА АНАЛИЗА / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / МОДЕЛЬ / СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Завьялова Н. Б.

Рассматриваются вопросы развития инфраструктуры промышленных предприятий в направлении применения информационных технологий и систем для решения задач бизнес-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Завьялова Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение и практика применения средств бизнес-анализа на промышленных предприятиях»

Список литературы:

1. ИТ-саммит 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.crn.ru/ news/detail.php?ID=37549.

2. Новости высоких технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cybersecurity.ru.

3. Юрасов С. ИТ-рынок начинает свое переформатирование

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

wwWxomnвд]9аUевdeАcf:m?id=40&H:Tу предложили устаревшую связь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ibusiness.ru/opinions/460229.

5. Агенство экономической информации ПРАЙМ-ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.prime-tass.ru.

6. Информационно-технологический рынок России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.itpedia.ru.

ВНЕДРЕНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ БИЗНЕС-АНАЛИЗА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ © Завьялова Н.Б.*

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Рассматриваются вопросы развития инфраструктуры промышленных предприятий в направлении применения информационных технологий и систем для решения задач бизнес-мК'люжевые слова: бизнес-анализ, инструментальные средства

анализа, аналитические платформы, модель, сценарный подход.

В условиях рецессии экономики перед ИТ-департаментами остро встает вопрос оптимизации и корректировки стратегии развития информационных технологий и систем. Руководители предприятий должны быть уверены, что реализуемые ими в настоящее время базовая архитектура и системные решения способны не только обеспечить стабильность бизнеса, но и обладать высокой гибкостью для адекватного реагирования на внешние экономические условия. В этой ситуации особый интерес вызывают инструментальные средства бизнес-аналитики (Business Analytics, BA) - одно из самых быстро растущих направлений на рынке программного обеспечения для управления предприятием.

Практически все направления бизнеса испытывают потребность в разнообразных аналитических приложениях и средствах интеллектуаль-

* Доцент кафедры Информационных технологий, кандидат технических наук, доцент.

ного анализа данных. До 2000 года потребности предприятий удовлетво -рялись ^/-средствами специализированных компаний - Business Objects, Cognos, Hyperion, SAS и ряда других. В последние годы крупные ИТ- компании - поставщики платформ (Oracle, IBM, SAP, Microsoft) начали формировать BI-комплексы вокруг своих базовых СУБД и хранилищ данных.

Выбор BI-средств - задача достаточно нетривиальная, на решение которой оказывают влияние особенности бизнеса, уровень развития инфраструктуры предприятия, квалификация кадров, мотивация управленческого персонала. В общем виде план реализации В/-проекта предусматривает несколько этапов: обоснование стратегии BI- проекта и установление требуемых значений показателей возврата на инвестиции (Return On Investment, ROI); проектирование BI-инфраструктуры; создание хранилищ данных; внедрение стандартного программного обеспечения для извлечения данных и генерации отчетов; внедрение специализированных решений; разработку пилотного проекта. За кажущейся простотой данной методики стоит комплексный подход, в котором особое внимание следует уделить начальному этапу: выбору инструментальных средств в соответствии со стратегическими и тактИяаскиэдищшжми биравших компаний, операционная деятельность которых осуществляется с использованием многофункциональных интегрированных систем класса ERP (Enterprise Resource Planning), как правило, доступны встроенные средства бизнес-анализа. Примером может служить Microsoft Dynamics AX, в котором предлагается два основных механизма анализа: создание преднастроенных отчетов и создание отчетов с использованием технологии On-Line Analytical Processing technology (OLAP)еющиеся средства позволяют анализировать ситуацию в любом масштабе, начиная от общего обзора на самом верхнем уровне и заканчивая просмотром мелких деталей. Например, при анализе результатов продаж можно просматривать информацию в разрезе отдельных клиентов или их групп, конкретных отгрузок и т.д. OLAP-инструменты Microsoft Dynamics AX располагают упрощенными средствами построения кубов, что в значительной степени снижает стоимость настройки и поддержки отчетов. Данные для анализа могут собираться из различных таблиц Microsoft Dynamics AX, которые указывает пользователь в процессе настройки куба, что позволяет менеджерам высшего и среднего уровней управления формировать, просматривать и сохранять необходимые им в работе отчеты, создание которых раньше было сложным, дорогим и трудоемким делом. Постоянная количественная оценка эффективности работы с помощью форм просмотра текущих результатов деятельности предприятия в различных ракурсах обеспечивает контроль достижения бизнес-целей компании и правильность выбранной стратегии ее развития.

Для предприятий, которые не располагают до настоящего времени комплексным решением, возможно применение более легких инструментальных средств. Примером может служить аналитическая платформа Contour Business Intelligence (продукт международной компании Contour Components - www.contourcomponents.ru), которая предоставляет собой платформу для интерактивного репортинга, анализа данных и распространения отчетов. Платформа Contour BI позволяет получать данные из произвольных корпоративных источников, конструировать интерактивные отчеты без программирования и доставлять их пользователям разнообразными способами. Аналитическая платформа Contour BI включает в себя следующие программные продуктЫ’Ontour Reporter - инструмент формирования запросов, отчетов, анализа.

- Contour Publisher- инструмент обновления и доставки отчетов.

- Contour BI Portal - инстумент публикации отчетов в Интернет / Интранет.

Contour Reporter - это универсальная система для доступа к данным, анализа данных и работы с интерактивными и традиционными отчетами, имеет простой и дружественный пользовательский интерфейс с интуитивно понятной логикой работы. Настройки (или метаданные -правила соединения с базами данных, выполнения запросов и отображения отчетов) хранятся в BI-проектах, структура которых содержит технический прикладной и технологический слои.

Технический слой содержит описание физической структуры исходной базы данных и обеспечивает перевод технических терминов в термины предметной области. Метаданные технического слоя - Базы данных, Схемы и Запросы обеспечивают выполнение SQL-запросов к исходным базам данных и наполнение отчетов данными. Прикладной слой содержит формы отчетов и алгоритмы вычислений, дополненные параметрами, пакеты отчетов для различных групп пользователей. Технологический слой содержит описание правил выполнения регламентных операций. Этот слой создается для автоматизации обновления отчетов, что позволяет пользователям мгновенно открывать заранее обновленные отчеты и / или регулярно публиковать актуальные отчеты в Интернет / Интранет, рассылать их по электронной почте, записывать на CD. Последовательность настройки и взаимосвязь объектов Contour BI представлена на рис.

Рис. 1. Схема настройки объектов

Contour BI отличает высокая гибкость и простота применения, позволяющие в короткие сроки разворачивать решения по корпоративной отчетности и обеспечивать специалистов разных областей и квалификации эффективным инструментом анализа данных.

В последнее время значительный интерес в бизнес-среде вызывает аналитическая платформа Deductor компании BaseGroup (www.basegroup.ru). Реализованные в Deductor технологии могут использоваться как в комплексе, так отдельно для решения широкого спектра бизнес-проблем: анализа тенденций и закономерностей,

планирования, ранжирования, прогнозирования, обработки нерегламентированных запросов, анализа маркетинговой и социологической информации и т.д. Отличительной особенностью данного программного продукта является возможность проведения полного цикла обработки информации (очистка и трансформация данных, построение моделей, отображение результатов исследований), а также использования широкого спектра алгоритмов и методик анализа (OLAP, Kno^йgMgлOíBáжнlEÆм^’ щоDaOиHaтe¡ом Шlédàátarng¡jвляется возможность его эффективного применения конечными пользователями - менеджерами среднего и высшего уровней управления предприятием, не обладающими углубленной подготовкой в области высшей математики, статистики и информационных технологий.

- Н Преобразование деты (Дата: Год + Месяц; Год; Месяц]

□ ;(§! Пользовательская модель ("Выпуск")

Рис. 2. Сценарий прогнозирования продаж

Примером эффективного применения аналитической платформы Deductor может служить решение задачи прогнозирования продаж для промышленных предприятий.

в

Ое<1ис1ог Б^сНо Асас1егтс (O:\Deductor\KypcoBOH поект\Производство.с1е(1)

Правка Вид Избранное Сервис Окно

□ а; • У а а 0 В1@ ¥,ВШ *• 5

ЯЕЯЗЗН

Граф нейросети X Диаграмма рассеяния X | т аблица X | Статистика X |

3 31 В™, Ш ' 1Ж£ ’ I Ш - ^ | Ошибка: |0,05 й Ш -

--------------------------------------------------------lAd.be РМ.Я,. СВ М - ЦЯЫ-З В 86,7% аа,е, 1, ВЗДМI

Рис. 3. Диаграмма рассеяния и результаты прогноза

248 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Построение моделей прогноза продаж предприятия хлебопекарной промышленности выполнялось по алгоритму, реализованному в виде сценария, представленного на рис. 2.

Сценарий предусматривает предварительную обработку и анализ данных (обработчик «Парциальная обработка») с целью удаления из временного ряда высокочастотных колебаний, построение нелинейной модели на основе искусственной нейросети (обработчики «Нейросеть» и «Прогноз»), линейной и пользовательской моделей прогноза. Анализ нескольких моделей позволяет осуществить выбор модели в соответствии с требованиями к сходимости результатов.

Алгоритм построения нелинейной модели на основе искусственной нейросети сводился к определению архитектуры сети и запуска процесса обучения, позволяющего определить оптимальные значения весовых коэффициентов. Анализ диаграммы рассеяния показал, что разброс между эталонными значения выходного поля и значениями, рассчитанными моделью, достаточно невелик (рис. 3), а ошибка прогноза не превысила 0,8 %, что соответствует поставленной задаче моделирования.

Решение задачи прогнозирования продаж - только часть аналитической функции маркетинга промышленного предприятия. Инструментальные средства бизнес-анализа позволяют обеспечить решение задач оптимизации материальных запасов, загрузки оборудования, планирования ассортимента, выполнения ABC-анализа и т.д., что в значительной степени способствует повышению эффективности

бизт«ж литературы:

1. Корепин В. Microsoft Dynamics AX. Руководство пользователя в 2-х т. / В. Корепин. - М.: ЭКОМ Паблишер, 2008.

2. Паклин Н.Б.. Орешков В.И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям (+CD). - СПб.: Питер, 2009. - 624 с.: ил.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Зинина Л.И.*, Ефремова Л.И/

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

В статье рассмотрены особенности организации выбора и внедрения интегрированных информационных систем для автоматизации процес-

* Заведующий кафедрой Информационных систем в экономике и управлении, доктор экономических наук, профессор.

♦ Доцент кафедры Информационных систем в экономике и управлении, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.