Научная статья на тему 'Об одном из вариантов разработки системы повышения качества управления образованием'

Об одном из вариантов разработки системы повышения качества управления образованием Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
184
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / BUSINESS INTELLIGENCE / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT OF EDUCATION / AUTOMATION OF PROCESSES / INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEMS / QUALITY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шихнабиева Тамара Шихгасановна, Брежнев Алексей Викторович

В статье рассматриваются возможности применения автоматизированных информационно-аналитических систем для эффективного решения задач в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шихнабиева Тамара Шихгасановна, Брежнев Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ONE OF VARIANTS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF MANAGEMENT OF EDUCATION

In article the possibilities of application of the automated information-analytical systems for effective solution of tasks in the field of education are considered.

Текст научной работы на тему «Об одном из вариантов разработки системы повышения качества управления образованием»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Шихнабиева Тамара Шихгасановна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент, shetoma@mail. ru

Брежнев Алексей Викторович,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, доцент кафедры, кандидат технических наук, доцент, brezhnev. av@rea. ru

ОБ ОДНОМ ИЗ ВАРИАНТОВ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ*

Аннотация

В статье рассматриваются возможности применения автоматизированных информационно-аналитических систем для эффективного решения задач в сфере образования. Ключевые слова:

управление образованием; автоматизация процессов; информационно-аналитические системы; Business Intelligence; качество управления.

Для эффективного стратегического управления организацией в сфере образования необходимо решить ряд проблем, обусловленных внутренними и внешними факторами.

Одним из вариантов решения данных проблем является использование интегрированных автоматизированных информационно-аналитических систем управления, построенных на технологиях, входящих в систему Business Intelligence - систему бизнес-интеллекта [13].

Впервые термин Business Intelligence (BI) предложил американский ученый, специалист в области информатики Ханс Петер Лун (1896-1964). В 1958 г. он опубликовал в IBM System Journal статью «A Business Intelligence System», в которой он представил бизнес как набор различных видов деятельности в науке, технологиях, коммерции, индустрии и даже в законодательной сфере, а обеспечивающие его системы - системами, поддерживающими разумную деятельность (intelligence system). К появлению BI-систем его подтолкнуло глубинное понимание сути информационных процессов и информации ее в различных видах человеческой деятельности, а не только в бизнесе в том смысле, который вкладывают в слово business в настоящее время [13; 12].

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования»

В таблице 1 приведены основные этапы развития BI-систем и их функциональные возможности.

_Таблица 1

Поколения BI-систем Основные функциональные возможности

I • Построение хранилищ данных • OLAP (online analytical processing, интерактивная аналитическая обработка) • Data Mining (добыча данных, интеллектуальный анализ данных, глубинный анализ данных) • Средства формирования отчетов • Интеграция с корпоративной информационной системой

II • Наличие портала • Приборная доска • Многослойность данных • Наличие механизма построения правил с целью определения целей и пороговых значений (ограничений) для различных показателей и определителей • Кастомизация и персонализация приборной доски • Доступ через мобильные приложения • Многопользовательский режим для работы с данными

Комплексные отраслевые решения информационно-аналитических систем (ИАС) в сфере образования направлены на систематизацию разрозненных данных учреждений образования, анализ успеваемости в разрезе различных аналитик, план-факт анализ по проведению занятий, а также на глубокий анализ статистических данных [2; 7; 8].

Задачи в сфере образования, решаемые с использованием информационно-аналитических систем, имеют ряд особенностей. К ним относятся:

• большой объем неструктурированной информации;

• необходимость наличия централизованного хранилища данных;

• необходимость наличия аналитических инструментальных средств визуализации для более эффективного анализа статистических данных;

• необходимость выработки системы учета и анализа знаний студентов с использованием средств автоматизации для повышения эффективности работы преподавателей и методистов [6-8; 10].

Информационно-аналитические системы делятся на два класса [13]:

1. Системы класса BI.

2. Системы класса Corporate Performance Management/Enterprise Performance Management/Business Performance Management (CPM/EPM/BPM)

Цели BI-систем:

• загрузка данных из источников;

• обработка информации в режиме реального времени;

• поддержка принятия управленческих решений;

• наличие «приборной доски»;

• поддержка ключевых показателей эффективности;

• формирование отчетности;

• анализ данных.

К задачам, для решения которых необходимо внедрение информационно-аналитических систем (включая системы поддержки принятия решений) в сфере образования, относятся:

• повышение оптимизации управления отраслью за счет автоматизации процессов стратегического, тактического, оперативного управления сферой образования на региональном и федеральном уровнях;

• проведение мониторинга зарубежных образовательных программ и сравнение их с отечественными, поддержка баланса между уже сложившейся национальной школой и новыми образовательными технологиями [4];

• поддержка при формировании и прогнозировании социальной потребности в образовании с учетом потребностей бизнеса, науки и т.д.;

• поддержка при формировании государственного заказа на образование с учетом ограничений по ресурсам;

• помощь в формировании показателей качества образования с учетом потребности;

• автоматизация процессов бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования в сфере образования;

• повышение контроля качества образования;

• повышение качества оценки результатов и поддержки принятия решений по корректировке заданных показателей качества образования.

Для решения управленческих задач автоматизации зачастую строятся интегрированные автоматизированные информационные системы управления с использованием методов стратегического управления. Такие системы базируются на системах класса CPM/BPM/EPM [12], использующих, например, концепцию системы сбалансированных показателей. Также для эффективного и комплексного решения управленческих задач используются ситуационные центры, которые представляют собой совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления [12].

Кроме решения управленческих задач, существует необходимость решения и других задач, причем желательно решать все имеющиеся задачи образовательного процесса комплексно. Для комплексного решения всех задач крайне остро встает необходимость в централизованном хранении данных и в работе с ними. В качестве решения появились OLAP-системы, а также средства построения запросов, формирования отчетности и построения панелей индикаторов. Эти системы и системы, объединенные вместе для комплексного решения многих задач, которые связаны друг с другом, и называют системами бизнес-интеллекта (Business Intelligence, BI) [13].

На рисунке 1 приведен пример информационно-аналитической системы в структуре ситуационного центра.

Рис.1. Пример ИАС в структуре ситуационного центра

Аппаратная часть СЦ может включать оборудования для отображения информации, средства аудио- и видеоконференцсвязи, компьютерные системы хранения и обработки информации, системы управления [6; 10]. Программная часть СЦ может содержать служебное программное обеспечение (ПО), ПО для обработки информации и геоинформационные системы (ГИС). Информационно-аналитическая часть СЦ может содержать системы баз данных и информационно-аналитические системы различных назначений.

Для всестороннего и оперативного анализа процессов учреждений образования компании разработчики программных продуктов предлагают различные программные и программно-аппаратные решения, обладающее гибкими возможностями настройки. Интерфейсы предлагаемых программных продуктов проработаны и интуитивно понятны пользователям.

В таблице 2 представлены основные функциональные возможности некоторых информационно-аналитических систем [9; 5].

Таблица 2

Наименование BI-платформы Производитель программного обеспечения Некоторые возможности решения

Contour BI Contour Components • OLAP; • интегрированный ГИС; • мультиплатформенность; • приложения для мобильных телефонов и планшетов.

Prognoz Platform АО «Прогноз», Компания «Форсайт» • Формирование отчетов; • аналитическая панель; • аналитические запросы; • анализ временных рядов;

Наименование BI-платформы Производитель программного обеспечения Некоторые возможности решения

• моделирование и

прогнозирование.

Deductor ООО «Аналитические • Интеграция, консолидация

технологии» данных из различных источников; • визуальная настройка извлечения, трансформации и загрузки данных в хранилище с возможностью очистки; • включенный OLAP-модуль; • возможность статистического анализа данных.

1С: Консолидация 8 1С • Бюджетирование и управленческая отчетность; • Бизнес анализ; • Автоматизация процессов стратегического управления в соответствии с концепцией Balanced Scorecard; • Автоматизация процессов центрального контроля над платежами.

Корпоративный «ИНТАЛЕВ» - Методология управления и

менеджмент международная группа механизмы моделирования

компаний, бизнес-процессов позволяют

специализирующаяся на интегрировать в единую

разработке и внедрении системы: стратегическое

современных информационных планирование и KPI, финансы, контроль продаж.

систем управления

предприятием,

повышении

эффективности ведения бизнеса.

Итак, информационно-аналитические системы являются тем классом информационных систем, позволяющим обработать, превратить данные корпоративных информационных систем и данные из внешних источников в полезную информацию и знания, которые используются в управлении и на основе которых можно принимать решения.

Однако информационно-аналитические системы непосредственно не занимаются сбором данных об исследуемых объектах. Необходимые данные можно получить в том числе с помощью геоинформационных систем. Интеграция геоинформационных и информационно-аналитических систем позволит проводить кластеризацию полученных данных по группам и выявлять тенденции их изменений с последующим оперативным получением необходимой информации для принятия решений [11].

Подобные системы направлены на систематизацию разрозненных данных учреждений образования, анализ успеваемости в разрезе различных аналитик, план-факт анализ по проведению занятий, а также глубокий анализ статистических данных с целью принятия решений на их основе, что, несомненно, способствует повышению качества управления образованием.

Литература

1. 1С: Университет ПРОФ [Электронный ресурс] // Отраслевые и специализированные решения: [сайт]. URL: http://solutions.1c.ru/catalog/edu-dep/features (дата обращения: 27.08.2017).

2. Анализ показателей в сфере образования [Электронный ресурс] // BI Expert: [сайт]. URL: http://www.biexpert.ru/ video/Analiz_pokazatelei_v_cfere_obrazovanija (дата обращения: 27.08.2017).

3. Веб-сайт «1С-Рарус» [Электронный ресурс] // Веб-сайт «1С-Рарус»: [сайт]. URL: https://rarus.ra/1c-education/#tab-solutions-Hnk (дата обращения: 27.08.2017).

4. Высшее образование и научные исследования [Электронный ресурс] // SAP: [сайт]. URL: https://www.sap.com/cis/industries/higher-education-research.html (дата обращения: 27.08.2017).

5. Инталев: Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] // Intalev: [сайт]. URL: http://www.intalev.ru/products/km/ (дата обращения: 27.08.2017).

6. Исаев Д.В. Комплексный мониторинг развития сети федеральных университетов // Материалы конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы. М., 2008.

7. Исаев Д.В. Применение BI-систем для мониторинга развития сети федеральных университетов // Бизнес-информатика. 2009. №1.

8. Образование [Электронный ресурс] // BI Expert: [сайт]. URL: http://www.biexpert.ru/industry/obrazovanie (дата обращения: 27.08.2017).

9. Управление муниципальным образованием [Электронный ресурс] // Prognoz: [сайт]. URL: http://www.prognoz.ru/products/government/local/city-management (дата обращения: 27.08.2017).

10. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация [Электронный ресурс] // Научно-образовательный кластер CLAIM: [сайт]. URL: http://it-claim.ru/Library/Articles/ publications_Philippovich_Andrew/sit_centres/sit_centres.htm (дата обращения: 27.08.2017).

11. Шихнабиева Т.Ш. Использование ГИС-технологий в управлении образованием // Мониторинг. Наука и технологии. 2017. №3. С. 61-64.

12. Щербаков В.В., Мерзляк А.В., Коскур-Оглы Е.О. Автоматизация бизнес-процессов в логистике: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016.

13. Alan R. Simon. Data Warehousing and Business Intelligence for eCommerce. 2010.

14. Deductor Academic [Электронный ресурс] // Basegroup: [сайт]. URL: https://basegroup.ru/deductor/description (дата обращения: 27.08.2017).

Shixnabieva Tamara Shixgasanovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, Assistant professor, shetoma@mail.ru

Brezhnev Aleksej Viktorovich,

The Plekhanov Russian University of Economics,

the Associate professor of the Chair, Candidate of Technics, Assistant professor, brezhnev. av@rea.ru

ABOUT ONE OF VARIANTS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF MANAGEMENT OF EDUCATION

Annotation

In article the possibilities of application of the automated information-analytical systems for effective solution of tasks in the field of education are considered. Keywords:

management of education; automation of processes; information-analytical systems; Business Intelligence; quality of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.