Экономика
УДК 334.021
ВНЕДРЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГОВЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Алексеева Наталья Викторовна, к.э.н., доцент, (e-mail: [email protected]) Воропинова Ольга Александровна, Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России, г.Ставрополь, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье рассматриваются основные направления аутсортсин-га в сфере зравоохранения. Авторы провели подробный анализ видов аут-сортсинга, рассмотрели его преимущества и недостатки. Был также изучен опыт использования аутсорсинговых услуг в зарубежных странах. В ходе исследования были выявлены проблемы и направления использования аутсортсинга в сфере отечественного зравоохранения.
Ключевые слова: аутсорсинг, медицинский мониторинг, механизм аутсорсинга, контракт, алгоритм, интеграция, медицинские услуги.
Сущность аутсорсинга заключена в том, что если в организации нет возможности что-то сделать лучше и дешевле, чем это смогут конкуренты, то не имеет смысла этим заниматься. Целесообразно эту работу передать тем, кто осуществит ее выполнение с заведомо лучшими результатами.
В отличие от сервисных услуг, имеющих разовый, случайный характер, на аутсорсинг обычно передаются функции на основе долговременного контракта. При этом аутсорсинг предполагает отсутствие взаимозависимости между заказчиком и исполнителем, основанной на праве собственности, т.е. не подразумевается какое-либо участие заказчика и аутсорсера в текущей деятельности друг друга [6, с. 150-151].
Условием эффективного функционирования системы «аутсорсер - заказчик» является высокая степень взаимного доверия и удовлетворения от взаимодействия. Между заказчиком и аутсорсером заключается гражданско-правовой договор, предметом которого выступает выполнение работ или предоставление услуг [2, с. 13-15].
Достоинства аутсорсинга рассматривают, как правило, с позиции экономических выгод.
Аутсорсинг имеет свои преимущества и недостатки, которые обобщены в таблице 1.
Кроме того, можно выделить целый ряд проблем системного характера, которые объективно препятствуют ускорению развития рынка аутсорсинговых услуг в нашей стране:
- опасение и недоверие заказчиков, вызванное негативным опытом применения аутсорсинга в различных учреждениях;
- недостаток объективной информации и профессионального кадрового состава;
- отсутствие страхования рисков деятельности, осуществляемой на условиях аутсорсинга;
- зачастую более высокие расходы на оплату услуг организаций-аутсорсеров, чем их выполнение собственными силами.
Таблица 1 - Преимущества и недостатки аутсорсинга
Преимущества Недостатки
Экономия средств и повышение прибыльности Наличие зависимости от внешнего исполнителя
Экономия времени Опасности неисполнения контракта
Более высокое и гарантированное качество Неопределенность финансовой перспективы
Привлечение ресурсов аутсорсера Оказание некачественных услуг
Перераспределение финансовых средств Сложности при возврате функций
Переложение рисков на внешнюю организацию Снижение качества услуг.
Возможность сосредоточиться на более значимых направлениях Затруднения, связанные с управлением организацией
Совершенствование эффективности управления Появление проблем взаимодействия с органами контроля
Укомплектованность низкооплачиваемых должностей Риски утечки важной и конфиденциальной информации
Экономия затрат на обучении персонала Опасность передачи важных функций организации
Непрерывная безотказная работа Наличие «скрытой стоимости» услуг
Получение в готовом виде и внедрение лучшей практики Возможность возникновения конфликтных ситуаций
Более лучшие возможности в «отстаивании» собственного бюджета в случае снижения бюджетных ассигнований Низкий уровень знаний и способностей, незнание специфики организации-заказчика и текучка кадров у аутсорсеров
Сокращение налогового бремени Осложнение общесистемной защиты
Возможность расширения Малый срок конткрактов
Сокращение объемов инвестиций в неосновные фонды Победа в торгах малоопытных компаний
Сокращение расходов на создание и поддержку рабочих мест Угроза отрыва рруководства от практического бизнеса
Возможность использования высококвалифицированных специалистов с опытом работы Отсутствие четкой законодательнеой базы аутсорсинга
Возможность гибко реагировать на рыночные изменения и внутренние изменения, рост конкурентоспособности Потеря части собственных возможностей и ресурсов, рост расходов при передаче большого количества процессов
Внедрение передовых технологий Разорение аутсорсера
При проведении исследования были рассмотрены различные виды аутсорсинга, которые были систематизированы в классификацию аутсорсинга, представленную в таблице 2.
Таблица 2 - Классификация аутсорсинга
Классификационный признак Виды аутсорсинга
1. По полноте передаваемого процесса: частичный (выборочный); полный
2.По виду деятельности: функций управления организацией; информационных технологий; научно-производственной деятельности; обучения сотрудников; логистических функций; человеческих ресурсов; банковских и финансовых операций; производственный и др.
3. По длительности передачи на сторону: передача на сторону одноразовых и краткосрочных задач; временная, сезонная, консультативная и контрактная поддержка; поглощение или слияние предприятий при избыточной профессиональной позиции.
4. По отрасли применения: правовой; промышленный; торговый и др.
5. По отношению к профильной деятельности: основных процессов; вспомогательных процессов.
6. По форме (виду контрактных условий) обычный; совместный; с элементами реорганизации.
7. По основному ресурсу: профессиональный; производственно- технологический; географический; финансово-административный.
8. По доле капитала аутсор-сера: дочерняя фирма; совместная фирма; доля капитала в фирме аутсорсера
9. В зависимости от природы и экономической сущности: ресурсный; функциональный; аутсорсинг бизнес-процессов
Обычно в медицине аутсорсинг рассматривается как нечто абсолютно новое и непривычное, хотя на практике можно выделить две сферы применения аутсорсинга в организациях здравоохранения:
- сфера услуг, которая обеспечивает жизнедеятельность медицинских организаций (осуществляет стирку белья; ремонт зданий и оборудования; техническое обслуживание, пищеблоки, стерилизационные отделения, транспорт, информационное обеспечение, охрана, мытьё окон и т.д.);
- непосредственно сфера медицинской деятельности (привлечение консультантов, выполнение лабораторных исследований и др.).
Наиболее часто используемым видом аутсорсинга в сфере здравоохранения является оказание 1Т-услуг (постоянный медицинский мониторинг пациентов; информационное обслуживание пациентов, сбор и обработка результатов обследований; различные информационные табло; различные виды сервисной поддержки медицинских 1Т-технологий и др.) Успешна передача и высокотехнологичных видов медицинских услуг, многие учреждения осуществляют передачу аутсорсерам своих помещений по компьютерной диагностике, стоматологии, пластической хирургии, радиологии,
урологии и др. или закрытие соответствующих отделений с передачей их функций специализированным клиникам.
В этом плане показателен опыт Румынии по обеспечению диализа в амбулаторных условиях по ремонту и управлению центрами диализа в 8 больницах по всей стране. Они осуществили инвестиции, и за три года было сэкономлено около 3 млн. евро в результате внедрения аутсорсинга услуг в рамках диализа.
Стоит также привести пример Филиппин по внедрению аутсорсинга прачечных услуг, в области охраны и питания (непрофильные услуги), и таких профильных услуг, как диагностические и лабораторные услуги.
В России особо отметим Кировскую область с ее опытом работы по аутсорсингу санитарного автотранспорта.
В виде аутсорсинга за рубежом осуществляют: патронаж, уход за больными, находящимися на стационарном, амбулаторном лечении, кардиологию, радиологию, изотопную медицину, онкологию, пересадку органов, дентальную имплантологию, офтальмологию и др. Необходимо отметить формирование страновой специализации по отдельным видам медицинских услуг (например, в Индии - радиологии; в Сингапуре - кардиологии; в Тайланде - дентальной имплантации и др.).
В России в настоящее время, наиболее распространенными формами аутсорсинга являются: организация лечебного питания, лабораторные исследования, работа с медицинскими отходами, охранные услуги, оказание транспортных услуг, стирка белья. Новыми тенденциями являются: региональное управление здравоохранением, консультирование врачей, обмен медицинскими данными, организация удаленного взаимодействия «между врачами, формирование условий повышенного комфорта, сервисные и транспортные услуги. Однако в целом форма аутсорсинг-взаимодействия в сфере здравоохранения в России является нетрадиционной.
Подводя итог, отметим, что процесс перехода на аутсорсинг чреват многими рисками и перед принятием окончательного управленческого решения требует тщательного анализа и проработки [4, с. 234-236].
Изучение опыта отечественных организаций, применяющих аутсорсинг, позволило выявить проблемы, которые в принципе заключаются в тех недостатках аутсорсинга, которые рассмотрены ранее. Что касается непосредственно сферы здравоохранения, то здесь еще можно отметить следующие проблемы:
1. В России наибольшее распространение получил аутсорсинг непрофильных видов деятельности медицинских учреждений. Но и здесь не охвачены такие функции, как общее управление, бухгалтерский и налоговый учет, правовое обеспечение, ремонт и обслуживание зданий и оборудования общего назначения и др.
2. В высокотехнологичных сферах медицинских услуг аутсорсинг находится на стадии развития. Имеющиеся примеры из области высокотехнологичных лабораторных исследований и диагностики не являются доста-
точно корректными, так как эти процедуры осуществляют не на принципах аутсорсинга, а в форме оказания платных услуг населению. Плательщиком является пациент (его страховая компания), а не медицинская организация. Главной причиной исследователи считают отсутствие спроса на аутсор-синговые услуги.
3. Для отечественного частного бизнеса здравоохранение в настоящее время не является инвестиционно-привлекательной сферой деятельности из-за невысокой доходности услуг, низкой платежеспособности населения. Бюджетные организации как заказчики аутсорсинговых услуг считаются ненадежными плательщиками, особенно в кризисные периоды, как и многие страховые компании. Кроме того, высокотехнологичный медицинский бизнес требует вложения значительных инвестиций, окупаемость которых при нынешней стоимости кредитных ресурсов не реальна. Также деловой климат в стране не способствует развитию малого бизнеса, вынуждает компании прекращать деятельность либо «уходить в тень» [5, с. 152-157].
Со стороны организаций здравоохранения также пока практически отсутствует деловой интерес, что обусловлено, в частности, принадлежностью к бюджетной сфере и ограничениями в сфере законодательства [7, с. 429-433].
При проведении конкурса по передаче социальных услуг в аутсорсинг конкурс как таковой зачастую отсутствует, так как поступает всего одна заявка или наоборот, многие из участников конкурсов почему-то имеют один и тот же юридический адрес. Для решения проблем следует:
- разукрупнить лоты;
- создать действенный государственный контроль качества оказываемых аутсорсерами услуг, включая регулярный независимый аудит их деятельности;
- принять программу стимулирования рынка социальных услуг в Ставропольском крае и другие меры.
Можно ожидать расширения объемов аутсорсинга в непрофильных видах деятельности медицинских учреждений за счет создания крупных региональных и национальных компаний, специализирующихся на отдельных видах услуг, например, транспортного аутсорсинга скорой медицинской помощи. Аутсорсинг постепенно развивается в медицинских организациях. Подобный опыт применяется в коммерческих медицинских учреждениях, особенно в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга.
Повышение качества оказываемых услуг, снижение их цен, значительное расширение охвата медицинских учреждений аутсорсингом возможно при укрупнении организаций, осуществляющих аутсорсинг в сфере лечебного питания, стирки белья, охраны, утилизации медицинских отходов [1, с. 359-262].
В результате анализа были выявлены основные причины возникновения ошибок при применении аутсорсинга в управлении.
Кроме того, необходимо отметить, что в литературных источниках и СМИ часто описывается опыт учреждений, которые успешно осуществили аутсорсинговые проекты, и мало что говорится о неудачных попытках, что ограничивает использование практического опыта внедрения аутсорсинга.
Требования экономичности, рентабельности, платежеспособности и качественности, предъявляемые к медицинским учреждениям, свидетельствуют о целесообразности передачи аутсорсерам следующих услуг: бухгалтерского учета; охраны; уборки помещений; вывоза мусора. Для самостоятельной реализации медицинскому учреждению рационально оставлять услуги по юридическому обслуживанию, управлению персоналом, финансово-экономическому учету, питанию, техническому обслуживанию [2, с. 36-40].
Список литературы
1. Алексеева Н.В., Киселева И.Н. Проблемы и перспективы доступности и качества медицинской помощи / Будущее науки-2016. Сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 359-262.
2. Арский А. А. Логистический аутсорсинг как инструмент антикризисного управления / Стратегии бизнеса. 2018. № 12 (56). С. 13-15.
3. Воропинова О. А., Германова Ю.И. Экономические и финансовые проблемы сферы здравоохранения на современном этапе / Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 36-40.
4. Есенников К.Б. Методы регулирования риска при использовании аутсорсинга в деятельности организаций / Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 234-236.
5. Материкин М.Е., Сметанюк Р.И. Медицинский аутсорсинг. аутсорсинг как метод оптимизации затрат муниципального учреждения здравоохранения / Российское предпринимательство. 2009. № 8-1. С. 152-157.
6. Силакова В.С. Современные технологии менеджмента: аутсорсинг / Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 150-151.
7. Улитина М.Ф., Гуняков Ю.В., Рубан О.В. Возможности использования аутсорсинга предприятиями медицинской сферы и оптовой торговли / Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 429-433.
8. Анализ особенностей развития предпринимательской деятельности в Ставропольском крае/ Алексеева Н.В., Киселева И.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 16-21.
9. Факторы развития малого бизнеса/ Батищева Е.А., Алексеева Н.В.// В сборнике: Современные проблемы развития национальной экономики 2012. С. 33-37.
10. Проблемы и перспективы доступности и качества медицинской помощи/ Алексеева Н.В., Киселева И.Н.// В сборнике: Будущее науки-2016, Сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 359-262.
11. Развивать аграрное предпринимательство в системе регионального АПК/ Алексеева Н.В., Терехова А.И.// АПК: Экономика, управление. 2009. № 11. С. 42-44.
12. Роль общественных молодежных организаций в решении проблем безработицы современной молодежи в России/ Алексеева Н.В., Киселева И.Н.// Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 2 (108). С. 30-39.
13. Статистическая оценка уровня потребления основных продуктов питания населением региона/ Алексеева Н.В.// Экономические исследования. 2013. № 4. С. 2.
Alekseeva Natalya Viktorovna, Ph. D., associate Professor, Fgbou in Stavropol state medical University of the Ministry of health of Russia, Stavropol, Russia (e-mail: [email protected]) tel. 8-962-455-10-37
Vorobieva Olga Alexandrovna, Fgbou in Stavropol state medical University of the Ministry of health of Russia, Stavropol, Russia (e-mail: [email protected]) tel. 8-928-32934-71
INTRODUCTION AND BASIC DIRECTIONS OF USING OUTSOURCING IN THE HEALTHCARE SECTOR
Abstract: this article discusses the main directions of outsourcing in the field of health care. The authors conducted a detailed analysis of the types of outsourcing, considered its advantages and disadvantages. The experience of using outsourcing services in foreign countries was also studied. The study identified the problems and directions of outsourcing in the field of domestic health care.
Keywords: outsourcing, medical monitoring, outsourcing mechanism, contract, algorithm, integration, medical services.
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Антаева Людмила Геннадьевна, студент (e-mail: [email protected]) Курникова Марина Викторовна, к.э.н., доцент Самарский государственный экономический университет,
г.Самара, Россия (email: [email protected])
Статья посвящена выявлению основных целей и методов региональной политики занятости в области государственного регулирования рынка труда.
Ключевые слова: занятость, рынок труда, региональная политика, государственное регулирование.
Занятость населения является важнейшим параметром функционирования рынка труда, отражающим эффективное использование трудовых ресурсов в экономике региона.
Государственная политика занятости населения является частью социально-экономической политики государства, направленной на урегулирование проблем занятости населения в экономике в рамках повышения эффективности и результативности созданных программ обеспечения занятости, а также развития системы социального партнерства, улучшения трудовой мобильности граждан и развития более гибкого рынка труда [1].
Государственная политика занятости нацелена на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения соответствующей профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, подавление массовой безработицы, повышения эффективности и результативности государственной службы заня-