Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ГРАНТОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА'

ВНЕДРЕНИЕ ГРАНТОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТ / ГРАНТОВАЯ ПОЛИТИКА / ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА РОССИИ / ОРЛОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанченко Ирина Васильевна, Тараторин Евгений Викторович

Статья посвящена описанию основного предназначения грантовой политики в современном обществе. В тексте перечисляются основные грантообразующие фонды и организации, которые на регулярной основе предоставляют гранты по разным направлениям. Особый акцент сделан на анализе функционирования Фонда президентских грантов как ведущего грантового оператора России. В качестве примера проекта, участвующего в конкурсном отборе Фонда, представлен культурно-просветительский проект «Передавая танцевальные традиции Орловщины - сохраняем культуру России!», автором которого выступает коллектив кафедры хореографии Орловского государственного института культуры. В тексте статьи приводятся цель и основные задачи проекта, срок его реализации, география участников. Актуальность и новизна проекта заключается в необходимости сохранения и развития русского народного танца как одного из важнейших составляющих культурного наследия России. Проект направлен на популяризацию танцевального материала Орловской области, так как танцевальная культура данного региона продиктована многообразностью композиционного построения танцев. Особое внимание уделяется научному осмыслению процесса сохранения и развития русского народного танца в процессе проведения научно-практических конференций различного уровня. В статье приводится подробная образовательная и культурная программа проекта, перспективы его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Степанченко Ирина Васильевна, Тараторин Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF GRANT POLICY IN POPULARIZATION OF RUSSIAN FOLK DANCE

The article is devoted to the description of the main purpose of grant policy in modern society. The text lists the main grant-making funds and organizations that regularly provide grants in various areas. Special emphasis is placed on the analysis of the functioning of the Presidential Grants Fund as the leading grant operator in Russia.As an example of a project participating in the competitive selection of the Foundation, the cultural and educational project “Passing on the dance traditions of the Oryol region - preserving the culture of Russia!” is presented, the author of which is the staff of the choreography Department of the Oryol State Institute of Culture. The text of the article describes the purpose and main objectives of the project, the duration of its implementation, the geography of participants.The relevance and novelty of the project lies in the need to preserve and develop Russian folk dance as one of the most important components of Russia’s cultural heritage. The project is aimed at popularizing the dance material of the Orel region, since the dance culture of this region is dictated by the diversity of the compositional structure of dances. Special attention is paid to the scientific understanding of the process of preservation and development of Russian folk dance in the process of holding scientific and practical conferences at various levels. The article provides a detailed educational and cultural program of the project, prospects for its further development.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ГРАНТОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА»

Внедрение грантовой политики в популяризацию русского народного танца

Степанченко Ирина Васильевна,

доцент кафедры хореографии, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» E-mail: irinka280866@gmail.ru

Тараторин Евгений Викторович,

канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Руководитель Центра креативных индустрий, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» E-mail: etaratorin@mail.ru

Статья посвящена описанию основного предназначения грантовой политики в современном обществе. В тексте перечисляются основные грантообразующие фонды и организации, которые на регулярной основе предоставляют гранты по разным направлениям. Особый акцент сделан на анализе функционирования Фонда президентских грантов как ведущего грантово-го оператора России.

В качестве примера проекта, участвующего в конкурсном отборе Фонда, представлен культурно-просветительский проект «Передавая танцевальные традиции Орловщины - сохраняем культуру России!», автором которого выступает коллектив кафедры хореографии Орловского государственного института культуры. В тексте статьи приводятся цель и основные задачи проекта, срок его реализации, география участников. Актуальность и новизна проекта заключается в необходимости сохранения и развития русского народного танца как одного из важнейших составляющих культурного наследия России. Проект направлен на популяризацию танцевального материала Орловской области, так как танцевальная культура данного региона продиктована многообразностью композиционного построения танцев. Особое внимание уделяется научному осмыслению процесса сохранения и развития русского народного танца в процессе проведения научно-практических конференций различного уровня. В статье приводится подробная образовательная и культурная программа проекта, перспективы его дальнейшего развития.

Ключевые слова: грант; грантовая политика; Фонд президентских грантов; культурно-просветительский проект; русский народный танец; танцевальные традиции; культура России; Орловский край.

о

U

см

см

см

см

Z

54

Сегодня грантовая политика прочно вошла в жизнь российского общества, занимая при этом особые позиции. Это связано с расширением и нормативным закреплением правовых стимулов в государстве в отношении научно-исследовательской и творческо-исполнительской деятельности. При этом понятие «грантовое финансирование» является исключительно новым явлением в отечественной экономической науке.

Проектная сфера деятельности с годами приковывает к себе все больший интерес. В процессе организации социального проектирования выдвигаются культурные и социальные инициативы, которые в процессе участия в грантовых конкурсах на государственном уровне, получают финансовую поддержку на свою реализацию. Каждый из грантовых конкурсов преследует своей целью поддержать (или не поддержать) перспективное проектное направление в области науки, образования и просвещения по итогам проведения экспертной оценки эффективности проекта.

Исследователи Д.А. Ендовицкий и Е.Ю. Бубнова выявляют имманентные сущностные признаки грантов, к которым они относят: каналы предоставления, конкурсную основу, материальную составляющую, безвозвратность и безвозмездность, наличие условия о целевом финансировании, возможность физическим и юридическим лицам быть грантополучателями [2].

Исследователи Н.Б. Шевченко и А.В. Манохина характеризуют гранты как динамичное и стремительно развивающееся явление. «На государственном уровне осуществляется активное внедрение в сферу образования эффективных современных инноваций, находя отражение на уровне стратегически значимых документов и в рамках финансового обеспечения. Основой для проведения конкурсного отбора инновационных образовательных проектов является предоставление заявок для участия в конкурсе и отчетов о комплексе выполненных работ, непосредственный анализ которых позволяет определить победителей» [15].

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 100 грантообразующих фондов и организаций, которые на регулярной основе предоставляют гранты по разным направлениям. К самым ключевым относятся: Фонд содействия инновациям (реализация нестандартной идеи), Фонд «Наше будущее» (развитие социальных программ), «Росмолодежь» (грантовая поддержка молодежных инициатив), Российский фонд фундаментальных исследований (конкурсный отбор научных исследований), Российское географическое сообщество (гранты на географические исследования), «Мой бизнес» (поддержка малого и сред-

него бизнеса), Российский научный фонд (финансирование научных и научно-технических проектов) и другие.

Фонд президентских грантов, являясь ведущим грантовым оператором России, предоставляет поддержку некоммерческим неправительственным организациям в Российской Федерации с 2017 года. За время существования Фонд поддержал 24 345 общественно значимых проектов на общую сумму 51 миллиард рублей. «Основной миссией фонда является создание условий и возможностей для самореализации инициативных и неравнодушных людей в коммерческом секторе» [13].

Фонд принимает проекты на конкурсы два раза в год: с 1 февраля по 15 марта (старт проектов с 1 июля) и с 1 сентября по 31 октября (старт проектов с 1 февраля). Фонд проводит конкурсы среди некоммерческих организаций по следующим направлениям: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка молодежных проектов; поддержка проектов в области науки, образования и просвещения; сохранение исторической памяти; защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных; охрана окружающей среды и защита животных; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников; развитие институтов гражданского общества.

Культурно-просветительский проект «Передавай танцевальные традиции Орловщины - сохраняем культуру России!» заявлен для конкурсного отбора в Фонд президентских грантов. Заявка оформлена по направлению, ориентированному на поддержку проектов в области науки, образования и просвещения, тематике - «поддержка конкурсов и других мероприятия, направленных на раскрытие педагогического мастерства и повышение статуса педагогического работников».

Основной целью проекта является организация целенаправленного процесса сохранения и передачи региональных особенностей русского народного танца Орловской области через непосредственную работу с педагогами средних и высших учебных заведений, руководителями и концертмейстерами российских хореографических коллективов, хореографических школ и школ искусств. Участники проекта намерены обратить внимание российского общества на проблему сохранения народных танцевальных традиций, которые на сегодняшний день выступают важным индикатором гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Проект направлен на решение ряда актуальных и социально значимых задач: - знакомство с традиционными народными обычаями, традициями и промыслами, народными

праздничными формами и обрядовыми действами, бытующими на Орловской земле;

- знакомство с богатейшим литературно-художественным наследием Орловского края в процессе посещения Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева, Музея И.А. Бунина, Музея писателей-орловцев, дома-музея Н.С. Лескова, дома-музея Л.Н. Андреева, Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»;

- исследование особенностей регионального компонента Орловщины: быта, традиционного костюма, промыслов посредством участия в интерактивных экскурсиях Орловского краеведческого музея;

- изучение методики и овладение техникой исполнения танцевального материала Орловской области;

- применение региональных особенностей русского народного танца в педагогической и балетмейстерской деятельности;

- научно-практическое осмысление процесса сохранения и передачи орловской традиционной танцевальной культуры;

- обеспечение методическими материалами образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, средних учебных заведениях, институтах и университетах;

- повышение педагогического и творческого мастерства в области преподавания русского народного танца;

- ознакомление с педагогическими методиками преподавания русского народного танца. Срок реализации проекта: апрель - июнь

2023 года. География участников проекта представлена 19 городами Центрального федерального, Приволжского, Южного и Сибирского округов. К целевой группе проекта относятся: педагоги средних и высших учебных заведений культуры и искусства, преподаватели хореографических школ, преподаватели школ искусств и учреждений дополнительного образования, руководители любительских хореографических коллективов.

Культурно-просветительский проект «Передавая танцевальные традиции Орловщины - сохраняем культуру России!» организован коллективом кафедры хореографии Орловского государственного института культуры. Кафедра хореографии ОГИК на протяжении полувека готовит высококвалифицированных специалистов для сферы культуры и искусства в области педагогического и исполнительского мастерства в хореографическом искусстве. На сегодняшний день на кафедре сложилась благоприятная творческая атмосфера, позволяющая на высоком уровне эффективно организовать образовательно-воспитательный и творческо-исполнительский процесс. Тому подтверждение наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, известного далеко за пределами города и страны (проф. Н.И. Заикин, проф. Н.А. Заики-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

на, проф. Л.В. Антропова, проф. И.М. Фоменко, проф. Л.В. Бухвостова, доц. И.В. Степанченко, доц. С.А. Щекотихина, доц. И.В. Абрамова, доц. В.В. Сергиенко, доц. Н.Е. Королева, доц. К.В. Гла-дышев, ст.пр. Шевердина А.П., пр. Т.А. Шевердина и др.) и функционирование студенческих творческих коллективов (хореографических ансамблей «Радуга», «Берегиня», «Орловский спис», «Ще-Бух», «Антре», «Раздолье», «По парам», «Возрождение», «Пируэт», лаборатории современного танца «другое Dвижение»). Такой тандем в сочетании со значительной материально-технической базой составляет добротную основу для обеспечения педагогического процесса с участниками культурно-просветительского проекта, когда мастера и педагоги могут поделиться своими профессиональными знаниями и практическим опытом, а студенческий коллектив - продемонстрировать уровень исполнительского мастерства и сценической культуры.

Актуальность культурно-просветительского проекта не вызывает сомнений, так как на сегодняшний день русский народный танец, являясь одним из важнейших составляющих культурного наследия России, презентацией смыслов русской культуры и неотъемлемой частью обрядовой культуры, активно воздействует на процесс формирования нравственно-эстетического воспитания человека, выступает художественным фактором формирования и развития патриотических качеств и выработки гражданской позиции, средством сохранения и трансляции народных традиций и ценностей, представляет собой духовно-нравственный и художественно-творческий элемент, а также является действенным способом организации самостоятельной двигательной активности непосредственных участников хореографических коллективов и танцевальных объединений.

Актуальность процесса сохранения и передачи из поколения в поколение традиций русского народного танца подтверждается государственными нормативными актами и документами. Так, в октябре 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал закон о нематериальном этнокультурном достоянии России, который определяет приоритетность организации и проведения мероприятий по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия регионального значения. Согласно новому Федеральному закону № 402, «закреплен открытый перечень видов нематериального этнокультурного достояния:

- устное творчество, устные традиции и формы их выражения;

- формы традиционного исполнительского искусства;

- традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах;

- знания, технологии и навыки, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами» [7]. Отмечаемый в 2022 году в нашей стране Год

культурного наследия народов России в очередной раз подтвердил актуальность и большую вос-

требованность в творческих мероприятиях, посвященных популяризации русского народного танца, организации и проведении фестивалей и конкурсов различного уровня по выявлению лучших творческих хореографических коллективов и солистов, исполняющих танцевальные композиции на материале русского народного танца.

По мнению заведующего отделом хореографического искусства Государственного Российского Дома народного творчества Министерства культуры РФ А.А. Калыгиной, «сохранение и развитие традиций русского народного танца является важнейшим связующим звеном между прошлыми и будущими поколениями. В танце каждого народа в символической форме зафиксированы и наглядно представлены элементы мировоззрения, обрядово-бытовых действий, трудового процесса, характер нации, взаимоотношения между людьми, нормы и правила поведения каждой возрастной группы, то есть все сферы жизни» [3, с. 3].

Культуролог Е.В. Фомченко, исследуя трансформацию функций и традиций русского народного танца, подтверждает мысль о том, что сохранение и развитие народной культуры обеспечивает процесс взаимодействия традиций и новаций. «Базовые начала мировоззрения, духовности аккумулируются во многовековом опыте, для сохранения которого необходима преемственность. Она обеспечивается актуализацией предшествующего культурного опыта, разработкой и адаптацией традиции к современным условиям через восстановление национальных обычаев и обрядов. Изменения в традициях в процессе эволюции на разных исторических этапах дают представление о соотношении преемственности и разрывов в традициях, что свидетельствует, как о динамике, так и об их устойчивости» [12, с. 4].

«Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которых может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества - посуда, одежда, кружева и т.д.)» [4].

Основные направления современного изучения регионально-стилевых особенностей русской народной танцевальной культуры формируются, по мнению Л.Я. Николаевой, под воздействием ряда факторов, главными из которых являются «общественное признание значимости традиционного фольклора, в том числе и танцевального, как одной из форм культурно-исторической памяти народа; повышение роли культурного наследия в жизни современного общества; необходимость дальнейшего изучения, сохранения и воспроизведения самобытных танцевальных традиций различных регионов России в современных условиях; повышение требований к профессиональной компетенции специалистов по русской народной тан-

цевальной культуре, которая востребована временем и реальной хореографической практикой» [6].

Представленный на грантовый конкурс культурно-просветительский проект направлен на сохранение танцевальной культуры конкретно Орловского края как богатейшего культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-творческого и литературно-художественного региона России. Важность изучения и сохранения орловской танцевальной культуры продиктована многообразностью композиционного построения танцев. Известные далеко за пределами страны орловские «Матаня», «Топотуха», «Бычок», «Ночка», «Светит месяц», «Страдания», «Горбуновские переборы», «Нареченька» и другие, прочно заняли свое место в системе народной художественной культуры России. К тому же, специалисты образовательных учреждений и социально-культурных институтов уделяет большое внимание бережному отношению к традиционной культуре своего края, проводят значительную работу по возрождению, сохранению и популяризации русский народных танцев, основанных на материале Орловского края.

Ежегодно в России проводится большое количество научно-практических конференций различного уровня, круглых столов и тематических секций, научных форумов, мастер-классов по вопросам сохранения и продвижения русского народного танца в культурно-образовательной сфере, в системе многоуровневой подготовки будущих специалистов, в работе самодеятельных и профессиональных хореографических коллективов. Преподаватели средних и высших учебных заведений, ученые-практики, педагоги сферы хореографического образования, специалисты в области социально-культурной деятельности, народного художественного творчества и исполнительского искусства решают насущные актуальные проблемы, касающиеся бережного отношения к традициям русского народного танца, его огромному педагогическому потенциалу. Организаторами научно-практических конференций, в основном, выступают высшие учебные заведения, подведомственные Министерству культуры Российской Федерации. К примеру, Алтайский государственный институт культуры ежегодно в апреле месяце проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы теории и практики хореографического искусства» [1], Белгородский государственный институт искусств и культуры - Международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы и тенденции развития хореографического образования» [9], Самарский государственный институт культуры -Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Национальное культурное наследие России: региональный аспект» [5] и многие другие.

Ежегодно в рамках организации Всероссийского (с 2022 года Международного) фестиваля-конкурса русского народного танца «Храним на-

следие России», реализуемого с 2011 года кафедрой хореографии Орловского государственного института культуры, проводятся Всероссийские научно-практические конференции, на которых обсуждаются актуальные вопросы сохранения и развития русского народного танца. Материалы научно-практических конференций, представленные в сборниках: «Хореографическое образование в едином культурном пространстве России: история и современность» (2016 г.) [14], «Развитие личностного потенциала молодежи средствами хореографического искусства в контексте патриотического воспитания» (2017 г.) [8], «Тенденции и перспективы развития русского танца на современном этапе» (2019 г.) [10], «Тенденции и перспективы развития хореографического искусства на современном этапе» (2021 г.) [11], не только осмысливают научные подходы к организации процесса сохранения и популяризации школ русского народного танца в России, но и служат ценным методическим подспорьем для специалистов социально-культурной сферы в работе с самодеятельными и профессиональными хореографическими коллективами.

Культурно-просветительский проект «Передавая танцевальные традиции Орловщины - сохраняем танцевальную культуру России!» предполагает проведение Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические технологии в преподавании русского народного танца в системе многоуровневого хореографического образования». В рамках работы конференции планируется обсудить проблемы сохранения и перспективы развития русского народного танца на современном этапе; рассмотреть русский народный танец как составную часть учебного процесса в учреждениях дополнительного образования; определить основные векторы процесса сохранения и использования творческого наследия выдающихся мастеров русского народного танца (И.А. Моисеева, Т.А. Устиновой, Н.С. Надеждиной, Ю.Н. Григоровича и других); проанализировать традиции, обычаи и обряды региональной культуры Орловщины; решить основные вопросы, касающиеся хореографического искусства и образования в современном социокультурном пространстве; обосновать инструменты сценического воплощения традиций народных художественных промыслов России в работе педагогов-хореографов.

Программа культурно-просветительского проекта рассчитана на неделю и представлена разнообразными формами обучения, интерактивными занятиями и культурно-образовательными экскурсиями:

4 июня 2023 г. - заезд участников проекта (размещение в гостинице «Салют» г. Орла);

5 июня 2023 г. - торжественное открытие мероприятий проекта, знакомство с педагогами и студентами кафедры хореографии, музеем поискового движения Орловского государственного института культуры. Открытый урок по русскому народному танцу студентов 1 курса кафедры хо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см см

реографии ОГИК. Пешеходная экскурсия «Орёл -литературная столица», посещение экспозиции «Традиционный костюм Орловской области» Орловского краеведческого музея.

6 июня 2023 г. - мастер-класс профессора Н.И. Заикина на тему: «Основные движения, ходы, проходки в танцах Орловского региона. Виды и формы построения», разбор фольклорного образца «Топотуха»; мастер-класс доцента И.В. Абрамовой на тему: «Традиционная пляска Орловской области «Орловская Матаня»; профессора Л.В. Бухвостовой на тему: «Репертуар любительского хореографического коллектива: специфические особенности использования регионального компонента». Открытый урок по русскому народному танцу студентов 2 курса кафедры хореографии ОГИК.

7 июня 2023 г. - мастер-класс доцента И. В. Сте-панченко на тему: «Использование народных инструментов в танцах Орловского региона. Пляска «Горбуновские переборы»; мастер-класс доцента К.В. Гладышева на тему: «Танцевальная культура казаков Орловщины». Интерактивная лекция доцента Е.В. Тараторина на тему: «Празднично-обрядовая культура Орловщины». Открытый урок по русскому народному танцу студентов 3 курса кафедры хореографии ОГИК.

8 июня 2023 г. - творческая лаборатория «Региональные особенности Орловской области: теоретические и практические основы композиции и постановки танца». Педагоги: доцент И.В. Абрамова, доцент И.В. Степанченко, профессор Л.В. Бухвостова, профессор Н.И. Заикин. Презентация учебно-методической литературы по русскому народному танцу профессорско-преподавательского состава кафедры хореографии ОГИК. Экскурсионная поездка в музей заповедник «Спасское-Лутовиново».

9 июня 2023 г. - научно-практическая конференция «Педагогические технологии в преподавании русского народного танца в системе многоуровневого хореографического образования». Модераторы: доцент. Н.Е. Королева, профессор И.М. Фоменко. Гала-концерт «Культурный код Орловщины» с участием хореографических коллективов г. Орла и области.

10 июня 2023 г. - отъезд участников.

Дальнейшее развитие культурно-просветительского проекта команда видит в продолжении взаимодействия с Администрацией города Орла, Управлением культуры и архивного дела Орловской области, Орловским центром народного творчества и другими учреждениями социально-культурной сферы по реализации культурно-массовых и концертно-образовательных проектов студенческими творческими коллективами и профессорско-преподавательским составом кафедры хореографии Орловского государственного института культуры; в расширении возраста представителей целевой аудитории проекта с привлечением к активному участию других любительских хореографических коллективов Рос-

сии; заключении соглашений о сотрудничестве с благотворительными фондами, некоммерческими организациями региона; организации долгосрочных отношений с новыми возможными партнерами и спонсорами проекта; популяризации проекта в свете создания коллективных концертных программ с творческими коллективами учреждений культуры и образования из других регионов; расширении географии представительства участников проекта, а также в использовании танцевального материала и региональных особенностей русского народного танца Курской, Брянской, Смоленской, Липецкой, Белгородской и Калужской областей.

Таким образом, проектные предложения и инициативы в области культуры требуют дополнительного финансирования за счет грантовых средств. Этот вопрос становится наиболее актуальным для автономных некоммерческих организаций, для которых грантовая деятельность является практически единственным источником дохода и поддержки в процессе организации и проведения социально значимых и востребованных проектов. В связи с чем, с каждым годом в нашей стране появляются новые фонды, объявляются дополнительные специальные конкурсы, открываются новые перспективные направления и формы поддержки творческих идей.

Литература

1. Актуальные вопросы теории и практики хореографического искусства: матер. I Всерос. на-уч.-практ. конф. / ред. кол.: Г.В. Бурцева (гл. ред.) [и др.]; Алтайский государственный институт культуры. - Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2022. - 155 с.

2. Ендовицкий Д.А., Бубнова Е.Ю. Критический анализ экономического содержания понятия «научный грант» // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 1 (145). С. 4957.

3. Калыгина А.А. Социально-культурные условия сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры: деятель-ностный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2017. С. 3.

4. Лебедева Л.Г. Роль русского народного танца в процессе формирования личности // Интеграция искусств в современном художественном образовании: матер. II Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Орел: Орловский государственный институт культуры, 2019. -С. 190-192.

5. Национальное культурное наследие России: региональный аспект: матер. IX Всерос. на-уч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященный 50-летию СГИК / ред. Курмаев М.В., Артамонова Л.М.; Самарский государственный институт культуры. - Самара: Самарский

государственный институт культуры, 2021. -252 с.

6. Николаева Л.Я. Освоение стилевых особенностей русского танца в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специальностей // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 1 (3). С. 135140.

7. О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации: Федеральный закон от 20 октября 2022 г. № 402. - Информационно-правовой портал «Гарант.ру» https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/405406217/

8. Развитие личностного потенциала молодежи средствами хореографического искусства в контексте патриотического воспитания: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (г. Орел, 29 октября 2017 г.) / ред. кол.: Заикин Н.И., Фетисова Н.Е., Щекотихи-на С.А.; Орловский гос. ин-т культуры. - Орел: Горизонт, 2018. - 212 с.

9. Современные проблемы и тенденции развития хореографического образования: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Бук-симова О.Б., Амелина М.Н., Татаринцева А.Ю., Трофимов Р.В.; Белгородский государственный институт искусств и культуры. - Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. - 195 с.

10. Тенденции и перспективы развития русского танца на современном этапе: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Орел, 17 ноября 2019 г.) / ред. кол.: Королева Н.Е., Щекотихина С.А. -Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2020. -210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Тенденции и перспективы развития хореографического искусства на современном этапе: матер. Всерос. (с междунар. участием) на-уч.-практ. конф. (г. Орел, 28 ноября 2021 г.) / ред. кол.: Королева Н.Е., Щекотихина С.А.; Орловский гос. ин-т культуры. - Орел: Горизонт, 2021. - 178 с.

12. Фомченко Е.В. Трансформация функций и традиций русского народного танца: автореф. дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2022. С. 4.

13. Фонд президентских грантов: https://xn-80afcd-ЬаН^6айэок^5о.хп - p1 ai

14. Хореографическое образование в едином культурном пространстве России: история и современность: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Орел, 22 ноября 2015 г.) / ред. кол.: Деденёва А.С., Заикин Н.И., Сергиенко В.В., Фетисова Н.Е., Щекотихина С.А.; Орловский гос. ин-т культуры. - Орел: Горизонт, 2016. -110 с.

15. Шевченко Н.Б., Манохина А.В. Управление грантовой деятельностью как фактор роста профессиональных компетенций педагогов // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: матер. Всерос. с междунар. участием науч.-прак.

конф. Бийск: Горно-Алтайский государственный университет, 2020. С. 388-393.

INTRODUCTION OF GRANT POLICY IN POPULARIZATION OF RUSSIAN FOLK DANCE

Stepanchenko I.V., Taratorin E.V.

Orel State Institute of Culture

The article is devoted to the description of the main purpose of grant policy in modern society. The text lists the main grant-making funds and organizations that regularly provide grants in various areas. Special emphasis is placed on the analysis of the functioning of the Presidential Grants Fund as the leading grant operator in Russia. As an example of a project participating in the competitive selection of the Foundation, the cultural and educational project "Passing on the dance traditions of the Oryol region - preserving the culture of Russia!" is presented, the author of which is the staff of the choreography Department of the Oryol State Institute of Culture. The text of the article describes the purpose and main objectives of the project, the duration of its implementation, the geography of participants. The relevance and novelty of the project lies in the need to preserve and develop Russian folk dance as one of the most important components of Russia's cultural heritage. The project is aimed at popularizing the dance material of the Orel region, since the dance culture of this region is dictated by the diversity of the compositional structure of dances. Special attention is paid to the scientific understanding of the process of preservation and development of Russian folk dance in the process of holding scientific and practical conferences at various levels. The article provides a detailed educational and cultural program of the project, prospects for its further development.

Keywords: grant; grant policy; Presidential Grants Fund; cultural and educational project; Russian folk dance; dance traditions; culture of Russia; Oryol Region.

References

1. Topical issues of the theory and practice of choreographic art: mater. I All-Russian Scientific and Practical Conf. / ed. Col.: G.V. Burtseva (chief editor) [et al.]; Altai State Institute of Culture. - Barnaul: Publishing House of the Altai State Institute of Culture, 2022. - 155 p.

2. Endovitsky D.A., Bubnova E. Yu. Critical analysis of the economic content of the concept "scientific grant" // Modern economics: problems and solutions. 2022. No. 1 (145). pp. 49-57.

3. Kalygina A.A. Socio-cultural conditions for the preservation and development of traditions of Russian folk dance in children's choreographic collectives of cultural institutions: an activity approach: abstract. dis. ... candidate of pedagogical Sciences. Moscow, 2017. p. 3.

4. Lebedeva L.G. The role of Russian folk dance in the process of personality formation // Integration of the arts in modern art education: mater. II Vseros. (from the international participation) scientific and practical conf. Orel: Orel State Institute of Culture, 2019. - pp. 190-192.

5. National Cultural Heritage of Russia: regional aspect: mater. IX All-Russian Scientific and Practical Conference with international a concert dedicated to the 50th anniversary of the SSIC / ed. Kurmaev M.V., Artamonova L.M.; Samara State Institute of Culture. - Samara: Samara State Institute of Culture, 2021. -252 p.

6. Nikolaeva L. Ya. Mastering the stylistic features of Russian dance in the process of professional training of students of choreographic specialties // Science of man: humanitarian studies. 2018. No. 1 (3). pp. 135-140.

7. On the intangible Ethno-cultural Heritage of the Russian Federation: Federal Law No. 402 of October 20, 2022. - Information and Legal portal "Garant.ru" https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405406217/

8. Development of the personal potential of youth by means of choreographic art in the context of patriotic education: mater. Vseros. nauch.-prakt. conf. (from the international participation) (Orel, October 29, 2017) / ed. Col.: Zaikin N.I., Fetisova N.E., Shchekotikhina S.A.; Oryol State Institute of Culture. - Eagle: Horizon, 2018. - 212 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3

о m О от

З

ы о со

9. Modern problems and trends in the development of choreographic education: collection of materials. International Scientific and Practical Conference / ed. Buximova O.B., Amelina M.N., Tatarintseva A. Yu., Trofimov R.V.; Belgorod State Institute of Arts and Culture. - Belgorod: Belgorod State Institute of Arts and Culture, 2022. - 195 p.

10. Trends and prospects of Russian dance development at the present stage: mater. All-Russian Scientific and Practical Conference (Orel, November 17, 2019) / ed. Col.: Koroleva N.E., Shchekotikhina S.A. - Orel: Orel State Institute of Culture, 2020. - 210 p.

11. Trends and prospects for the development of choreographic art at the present stage: mater. Everything is fine. (from the international participation) scientific and practical conference (Orel, November 28, 2021) / ed. Col.: Koroleva N.E., Shchekotikhina S.A.; Oryol State Institute of Culture. - Eagle: Horizon, 2021. - 178 p.

12. Fomchenko E.V. Transformation of functions and traditions of Russian folk dance: abstract. dis. ... cand. cultural studies. Chelyabinsk, 2022. p. 4.

13. Presidential Grants Fund: https://xn-80afcdbalict6afooklqi5o. xn - plai

14. Choreographic education in the unified cultural space of Russia: history and modernity: mater. All-Russian Scientific and Practical Conference (Orel, November 22, 2015) / ed. Col.: Dedene-va A.S., Zaikin N.I., Sergienko V.V., Fetisova N.E., Shchekotikhina S.A.; Oryol State Institute of Culture. - Eagle: Horizon, 2016. - 110 p.

15. Shevchenko N.B., Manokhina A.V. Management of grant activity as a factor of growth of professional competencies of teachers // Value orientations of youth in the conditions of modernization of modern society: mater. Everything is fine. from the international. with the participation of scientific-practical. conf. Biysk: Gorno-Altai State University, 2020. pp. 388-393.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.