финансовый менеджмент / financial management
оригинальная статья
DOI: 10.26794/10.26794/2304-022X-2022-12-1-42-55 УДК 336.71(045) JEL G21, G22, O16
(CC) ]
BY 4.0
Внедрение ЕБС-принципов в банковский бизнес
О. Ю. Донецкова
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия АННОТАЦИЯ
На современном этапе развития мирового бизнес-сообщества все большое внимание уделяется принципам экологической, социальной и управленческой ответственности (ESG). Финансовые посредники в своей деятельности стали учитывать природные и климатические риски, влияние которых порой оказываются более ощутимыми, чем, например, материальное состояние клиентов.
Предметом исследования является разработка мероприятий по внедрению ESG-принципов в банковские продукты, а его целью — изучение процесса реализации вышеуказанных принципов в России на современном этапе посредством бизнес-моделей и постановка задач, направленных на преодоление трудностей в области устойчивого развития. В работе применялись методы сравнительного, статистического и факторного анализа, выявления тенденций, графического сравнения и т.п. Изучение существующих по данной тематике исследований позволило определить необходимость использования ESG-принципов в банковской деятельности и выявить мотивы их внедрения. Автором сделан вывод, что в России в настоящее время именно банки являются проводниками и примером ведения бизнеса в русле принципов экологической, социальной и управленческой ответственности. Скорость, глубина и устойчивость их применения другими финансовыми посредниками будет зависеть от экономических стимулов, поддержки государства, разработки регуляторных требований. Трансформация бизнес-сообщества (согласно новым правилам поведения) позволит вывести на устойчивое развитие всю экономику страны. Перспективной тематикой для дальнейшего изучения автор считает внедрение мегарегулятором обязательных нормативов деятельности финансовых посредников по оценке климатических и экологических рисков, а также разработку директивы аудита поставщиков по критериям выполнения принципов ESG. Это определяет научную и практическую значимость исследования.
Ключевые слова: банки; природные и климатические риски; принципы ESG; банковские продукты; устойчивое развитие
Для цитирования: Донецкова О. Ю. Внедрение ЕБС-принципов в банковский бизнес. Управленческие науки. 2022;12(1):42-55. DOi: 10.26794/10.26794/2304-022Х-2022-12-1-42-55
original paper
implementation of Environmental, Social
and Governance Principles in the Banking Business
O. Yu. Donetskova
Orenburg State University, Orenburg, Russia
ABSTRACT
At the present stage of the development of the global business community, we pay more and more attention to the principles of environmental, social and governance (ESG) responsibility. Financial intermediaries in their activities considered the influence of natural and climatic factors. Their risks sometimes turn out to be more tangible than, for example, the financial condition of customers. The subject of the study is the development of measures to implement ESG principles in banking products, and its purpose is to study implementing the above principles in Russia at the present stage of business models and setting tasks aimed at overcoming the difficulties of software in sustainable development. The research used the methods of comparative, statistical and factor analysis, identification of trends, graphical comparison, etc. The existing studies on this topic allowed us to determine the need to use ESG principles in banking business models and to identify the motives for their implementation. In the author's conclusion, Russian banks are guides and an example of making business in line with the principles of environmental, social and governance. The
© Донецкова О. Ю., 2022
speed, depth and sustainabiLity of their application by other financial intermediaries will depend on economic incentives, government support, and the development of regulatory requirements. The transformation of the business community (according to the new rules of conduct) will bring the entire economy of the country to sustainable development. The author considers a promising topic for further study as the introduction by the mega-regulator of mandatory standards for the activities of financial intermediaries for assessing climate and environmental risks, as well as the development of a supplier audit directive on the criteria for implementing ESG principles. This determines the scientific and practical significance of the study.
Keywords: banks; natural and climate risks; ESG principles; banking products; sustainable development
For citation: Donetskova O. Yu. implementation of environmental, social and governance principles in the banking business. Management Sciences. 2022;12(1):42-55. DOI: 10.26794/10.26794/2304-022X-2022-12-1-42-55
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существенно увеличилась значимость принципов экологической, социальной и управленческой ответственности. Отметим, что они были сформированы не так давно — устойчивое развитие как текущая деятельность, направленная на удовлетворение нужд общества и не наносящая ощутимого вреда природе и будущим поколениям, впервые была упомянута в докладе ООН «Наше общее будущее» в 1987 г.1
В 1992 г. в «Повестке дня на XXI век» была описана программа реализации концепции глобального устойчивого развития2. В России эта идея впервые нашла свое отражение в Указе Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»3.
Недостаточно высокий уровень внедрения ESG-принципов в российскую банковскую сферу обусловил цель исследования и позволил сформулировать следующие задачи:
• изучение теоретических аспектов применения ESG-принципов в банковском бизнесе;
• выявление факторов, сдерживающих развитие ESG-принципов в данной области;
1 Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Генеральная ассамблея ООН. 1987 г. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland. pdf (дата обращения: 06.09.2021).
2 Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июля 1992 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 10.09.2021).
3 Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государ-
ственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-04021994-n-236/ (дата обращения: 12.02.2022).
• разработка мероприятий, активизирующих деятельность банков с целью расширения внедрения ESG-принципов;
• определение потенциала реализации ESG-принципов в России в современных условиях.
Основываясь на общенаучные методы исследования (сравнение, статистический и факторный анализа), определим современные тенденции развития ESG-принципов в России.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЕБС-ПРИНЦИПОВ
Принципы ESG, касающиеся экологической, социальной и управленческой ответственности, рассматриваются зарубежными авторами как стратегические направления развития предприятий, основанные на бережном отношении к окружающей среде, добросовестности при общении с коллегами и клиентами и рациональном корпоративном управлении [1, 2].
Большинство международных финансовых организаций и национальных банков развития, например Зеленый климатический фонд4, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Французское агентство развития, Германский банк развития, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, вносят значимый вклад в реализацию проектов по защите климата, реализуют комбинированные инструменты финансирования [3].
4 Зеленый климатический фонд — это глобальный фонд, созданный для поддержки усилий развивающихся стран по реагированию на проблему изменения климата. Фонд помогает развивающимся странам ограничить или сократить свои выбросы парниковых газов и адаптироваться к изменению климата. Он был учрежден странами — сторонами рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
Рис. 1 / Fig. 1. Сравнение объема эмиссии ESG-инструментов за 2020 г, млрд долл. / Comparison of the volume of ESG issue instruments for 2020, bln USD
Источник/Source: разработано автором на основе [9] / developed by the author based on [9].
Достижение целей устойчивого развития предполагает наличие новых партнерских отношений с такими посредниками, как финансовые компании, банки, страховые организации, причем и с государственными, и с частными компаниями. Частные предприятия более охотно внедряют инновации и готовы рисковать, применяя новые формы финансирования [4].
По такому принципу реализуется программа Ассоциации ООН по охране окружающей среды5. Данный международный проект предполагает следование общим ESG-принципам (в банковском и страховом деле, инвестировании и т.п.), которые носят рекомендательный характер, однако большая часть финансовых институтов их выполняет [5].
Принципы устойчивого развития четко выразили Т. Van Holt, T. Whelan: «Как минимум, не причинять вреда людям или планете, создавать ценность для заинтересованных сторон, концентрироваться на улучшение показателей устойчивости там, где компания оказывает
5 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 г. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.
существенное экологическое или социальное воздействие» [6].
РЕАЛИЗАЦИЯ ESG-ПРИНЦИПОВ В РОССИИ
В 2015 г. многими странами было ратифицировано Парижское соглашение по климату, которое представляет собой рамочный договор по данной проблематике, согласно которому к 2030 г. европейские страны обязаны снизить выбросы парниковых газов на ^ от уровня 1990 г. [7]. Россия присоединилась к этому соглашению в 2019 г. С этого момента внимание к теме ESG со стороны инвесторов, финансовых и страховых компаний, регуляторов, СМИ, деятелей прикладных отраслей науки заметно увеличилось.
В результате произошли существенные изменения. Так, с августа 2019 г. на Московской бирже появился сектор устойчивого развития, т.е. площадка, где могут размещаться социальные и зеленые облигации. Чтобы попасть в этот сектор, эмитент обязан предоставить отчетность по аккумулированным ресурсам, а также оценку инструментов устойчивого финансирования, к которым относятся как вышеназванные облигации, так и кредиты, направленные на развитие социальной и экологической сферы. Для расширения использования данных инструментов Московская биржа разработала и выпустила рекомендации
Рис.2 / Fig. 2. Целевое назначение ESG-инструментов в зарубежных странах, % / Purpose of ESG instruments in foreign countries, %
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
14%
На '
На
на
тран
Зорьбу с COVID -1
для эмитентов зеленых облигаций, отвечающие мировым стандартам.
Необходимость применения канала аккумулирования ресурсов через эмиссию социальных облигаций, в частности с целью финансирования программ по развитию массового спорта, обоснована в экономических исследованиях. Например, И. В. Солнцев создал комплекс целевых показателей, включающий социальный возврат инвестиций (SROI) [8].
Однако Россия по итогам 2020 г. значительно уступает мировым лидерам по объемам эмиссии ESG-инструментов (рис. 1), несмотря на то, что их использование постепенно набирает обороты [9].
Что касается целевого назначения ESG-ин-струментов, то на российском устойчивом рынке можно выделить лишь 2 направления: чистый транспорт (76%) и расширение социально-экономических возможностей населения (15%). В то время как структура зарубежных размещений в 2020 г. крайне разнообразна (рис. 2).
В России применение ESG-инструментов только набирает обороты, а методология их обращения
находится в стадии формирования. Однако поскольку актуальность и необходимость устойчивого развития не взывает сомнений, есть вероятность через некоторое время приблизиться к мировым значениям по объему и целевому использованию зеленых и социальных облигаций.
Важно подчеркнуть, что Центральный банк РФ в 2019 г. присоединился к международным регуляторам по озеленению финансового сектора, а в 2020 г. внедрил регуляторные требования по учету влияния климатических рисков на деятельность финансовых посредников. Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» в период с марта 2020 по май 2021 г. разработала методические рекомендации по таксономии и развитию национальной системы финансирования зеленых проектов6.
Стоит отметить, что данный рынок в денежном измерении незначителен, но имеет огромные
6 ВЭБ.РФ. URL: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/zelenye-finansy-i-rol-veb-rf/ (дата обращения: 10.02.2022).
перспективы развития. В России появились крупные компании, эмитирующие зеленые облигации и ставящие в приоритет разработки, которые реализуют стратегии устойчивого роста. Эмитентами облигаций, верифицированных по методологии ВЭБ.РФ, уже стали АО «Атомэнергопром», ОАО РЖД, Правительство г. Москвы и АО «Синара-Транспортные Машины».
АО «Атомэнергопром» все средства от эмиссии облигаций направляет на рефинансирование зеленого проекта «Строительство ветроэлектростанций 660 МВт»7, который характеризуется отсутствием выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или образования отходов. РЖД работает над внедрением до 2030 г. экологической стратегии, предусматривающей использование электропоездов с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду 8. Правительство г. Москва реализует в период с 2020 до 2030 г. экологическую программу9, направленную на качественные преобразования транспортной системы, обеспечение чистоты воздуха, уменьшение уровня шума и существенное снижение антропогенных выбросов. «Синара-Транспортные Машины» в рамках стратегии до 2025 г. посредством выпуска зеленых облигаций производит экологические виды техники (электровозы, электропоезда)10.
7 РА «Эксперт». Отчет о выражении независимого заключения о соответствии облигаций серии 001P-01 акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс» принципам зеленых облигаций и о соответствии проектов, финансируемых ими, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования. 2021 г. URL: https://veb.ru/upload/iblock/ 3fc/3fcedf34791327a39c74060fe19cc0af.pdf (дата обращения: 13.01.2022).
8 РА «Эксперт». Отчет о выражении независимого заключения о соответствии бессрочных облигаций ОАО «РЖД» серии 001Б-03 принципам «зеленых» облигаций. 2020 г. URL: https://raexpert.ru/docbank//ff8/5ca/ d62/227992a54ea8cfaa4d3753d.pdf(дата обращения: 13.01.2022).
9 РА «Эксперт». Эксперт РА выразил независимое мнение о соответствии облигаций Правительства Москвы принципам зеленых облигаций и о соответствии проектов, финансируемых ими, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования. 2021 г. URL: https://veb.ru/files/?file=f4c8bfb58285f88907 d661a9a39557d1.pdf (дата обращения: 13.01.2022).
10 AKPA. АКРА подтвердило соответствие проектов, финан-
сируемых в рамках выпуска облигаций АО «СТМ», между-
народно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (Принципам
Важным событием в 2021 г. стало формирование юридической основы применения принципов ББО в России. Так, подписан Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»11, согласно которому банки могут предлагать свои услуги (по информированию, консалтингу и финансированию проектов) и финансовые продукты (например, зеленые кредиты), направленные на устойчивое развитие.
Увеличению количества зеленых кредитов способствуют такие меры, как:
• привлечение качественных инвесторов, в том числе иностранных компаний;
• поддержка национальной экономики;
• улучшение ситуации в экологии, снижение негативного воздействия на окружающую среду;
• соблюдение ESG-принципов;
• расширение зеленых инструментов: облигаций и кредитов;
• преференции от государства, субсидии на реализацию инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий и т.п.
СУБСИДИРОВАНИЕ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВНЕДРЕНИЯ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Перспективным инструментом расширения зеленого кредитования, по мнению автора, выступает субсидирование со стороны государства, на которое могут рассчитывать компании, проекты которых отвечают следующим требованиям:
• способствуют внедрению наилучших доступных технологий на объектах 1 категории негативного воздействия на окружающую сре-ду12, т.е. самых крупных промышленных пред-
«зеленых» облигаций ICMA). URL: https://veb.ru/files/?file= db48d392b577e1f3877c2ac75c62ea81.pdf (дата обращения: 13.01.2022).
11 . Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». URL: http://www. kremlin.ru/acts/news/66061 (дата обращения: 01.02.2022).
12 В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.04.2018 № 154 утвержден перечень 300 объектов, относящихся к I категории и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. URL: https://docs.cntd. ru/document/542623710?marker=6500IL (дата обращения: 03.02.2022).
приятиях РФ, в большей степени угрожающих экологии;
• реализуются в целях получения или пролонгации комплексного экологического разрешения. В период 2022-2024 гг. крупные компании и объекты 1 категории обязаны перейти на новые технологические нормы производства, утвержденные приказом Минприроды РФ13;
• направлены на достижение наилучших технологических нормативов допустимых сбросов и выбросов; т. е. повышают экологическую эффективность посредством модернизации производства;
• предусматривают расходы на оборудование, строительно-монтажные, пусконаладочные и прочие работы с целью модернизации имеющегося предприятия (но не на создание нового производства).
Однако процедура получения субсидии осложняется многоэтапностью ее оформления, что снижает заинтересованность компаний, являющихся целевой аудиторией, т.е. осуществляющих хозяйственную деятельность в областях применения наилучших доступных технологий: черной и цветной металлургии, химической и нефтегазовой отраслях, производстве керамики и т.п. Паспорт инвестиционного проекта (в комплекте документов) эти предприятия предоставляют Министерству промышленности и торговли РФ (Минпромторгу) — организатору данного вида финансирования 14. Минпромторг объявляет о приеме заявок на получение субсидии, отбор которых проходит в течение 1 месяца: вначале по формальному признаку, а затем по результатам технико-экономической оценки (ТЭО) проектов. ТЭО по балльной системе проводят 80 экспертов из разных отраслей, использующих наилучшие доступные технологи. Экспертная оценка является содержательной, выявляет соответствие инвестиционного проекта технологическим процессам и определяет его финансовую эффективность в целом. На основании ТЭО Межведомственная комиссия, утвержденная Правительством РФ, выносит решение о предоставление субсидии
13 Новые условия работы с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 г. URL: https://www.profiz.ru/eco/blog/ post_7917/ (дата обращения: 11.02.2022).
14 Минпромторг России. URL: https://minpromtorg.gov.ru/
(дата обращения: 11.02.2022).
либо об отказе. В рамках заключенного соглашения предприятие имеет право обратиться за получением субсидии 2 раза в год.
Преимуществом оформления этой финансовой поддержки является наличие площадки — Государственной информационной системы промышленности (с электронным документооборотом), оптимизирующей в целом всю процедуру оценки проектов и позволяющей сократить сроки получения субсидии. Сложности, возникающие у предприятий при ее оформлении, связаны с предоставлением неполного комплекта документов, недостаточных сведений для ТЭО, а также неверное заполненных банковских документов и отсутствие цели финансирования.
УЧАСТИЕ БАНКОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РФ Банкам достаточно хорошо удается влиться в эту систему посредством оказания таких услуг, как: информирование клиентов о возможности получения субсидии от государства, оказание помощи в оформлении необходимого пакета документов и разработки инвестиционного проекта; реализация кредитных продуктов. Данные инвестиционные проекты имеют достаточно крупное финансирование и способствуют развитию синдицированного кредитования и расширению кредитного портфеля. Банки при этом имеют повышенные гарантии возврата средств, так как часть денег будет возмещена государством, а сам заемщик имеет высокий уровень кредитоспособности.
Обеспечение устойчивого роста возможно через: капитализацию, взаимодействие реального сектора, создание новой стоимости, повышение роли ЦБ в экономическом росте.
Согласно прогнозу экономического развития страны до 2024 г.15 государство ставит ориентиры на стимулирование технологического развития
15 Прогноз социально-экономического развития РФ на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_ socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2022_god_i_na_ planovyy_period_2023_i_2024_godov.html (дата обращения: 10.02.2022).
Рис. 3/Fig. 3. Структура обязательств банков, % / Structure of banks' liabilities, %
Источник/Source: разработано автором на основании данных статистических показателей банковского сектора Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ developed by the author based on the statistic indicators of the bank's sector of Russian economic.
Примечание/Note: * - данные на 2022 г. являются прогнозными / * - 2022 data are predictive
и современных технологий; рост операций несырьевого неэнергетического экспорта, развитие медицины и транспорта; развитие инвестиционного цикла с использованием в большей степени частных финансовых средств. При этом государственные инвестиции планируется направлять на расширение инфраструктуры аккумулирования частных и сохранение макростабильности как условия долгосрочного роста.
Иллюстрацией к вышесказанному является рис. 3, из которого следует, что в 2021 г. доля средств корпоративных клиентов на банковских счетах выше, чем физлиц.
В 2020 г. доля средств физических лиц составила 47,94% от общего количества обязательств банка, а по итогам 2021 г. уже наблюдалось незначительное ее снижение, связанное с увеличением в структуре пассивов банковского сектора прироста государственных средств (с 5 до 10% за
анализируемый период). Согласно прогнозам эта тенденция сохранится и в 2022 г.
Стоит отметить, что государственные программы в настоящее время фактически представляют собой документы планирования бюджетных ассигнований в неявной взаимосвязи с основными направлениями деятельности органов власти. К.Н Самков утверждает, что необходимо дать возможность регионам страны самостоятельно заниматься реализацией не только федеральных, но и региональных проектов согласно социально-экономической политики и особенностей конкретного региона страны16, причем целесообразно развивать их в виде финансовых институтов, для чего следует изменить бюджетное законодательст-
16 Open Working Group proposal for Sustainable Development Goals (англ.). Sustainable Development Knowledge Platform. United Nations.
во с целью получения возможности планирования расходов в рамках формирования этих проектов [11].
Отдельные субъекты РФ, как и страна в целом, заинтересованы в достижение целей устойчивого развития до 2030 г. Однако существует ряд проблем финансирования и реализации региональных проектов:
1) незначительная доля мероприятий в рамках национальных проектов, самостоятельно реали-зовывать которые уполномочены субъекты РФ;
2) недостаточность финансирования региональных проектов в силу противоречивости соглашений между федеральными органами власти и субъектами РФ;
3) неточность расчета показателей федеральных проектов по регионам: без учета региональной специфики, возможности прироста целевых значений у субъектов РФ в рамках региональных проектов;
4) отсутствие софинансирования со стороны федерального центра по некоторым направлениям17. В свою очередь, регионы должны обеспечивать софинансирование по госпрограммам в размере от 5 до 30%18.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ESG-ПРОЕКТОВ В РОССИИ
Реализация всех целей устойчивого развития19 (ЦУР) находится под влиянием многосторонних факторов, как то:
• мировые тенденции — рис. 4. Статистика отражает увеличение объема эмиссии зеленых облигаций, как в развитых странах, так и странах с переходной экономикой. Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион стали крупнейшими эмитентами, увеличившие их выпуск в целом более чем в два раза [12];
• международные рынки капитала и инвесторы;
17 United Nations. Consensus Reached on New Sustainable Development Agenda to be adopted by World Leaders in September. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ blog/2015/08/transforming-our-world-document-adoption/ (дата обращения: 13.02.2022).
18 Sustainable Debt Market Summary H1 2021. URL: https:// www.climatebonds.net/files/reports/cbi_susdebtsum_ h12021_02b.pdf (дата обращения: 13.02.2022).
19 Аналитический центр при Правительстве РФ. Цели устой-
чивого развития ООН и Россия. URL: https://ac.gov.ru/files/
publication/a/11068.pdf (дата обращения: 13.02.2022).
• развитие компаний согласно принципам ESG;
• состав и рейтинг активов компаний и финансовых посредников (рис. 5) [13];
• уровень развития товарных рынков, их слияние, давление на экспортно-импортные операции;
• состав и степень влияния финансовых и нефинансовых факторов на фактический и устойчивый рост компании [14];
• качество товаров и потребительский спрос. Пока последний ориентирован только на соотношение цена-качество и не учитывает иные свойства продукции:
• банковское кредитование. Ранее банки были ориентированы на оценку надежности клиентов с точки зрения финансовых рисков, а сейчас при заключении соглашений с потенциальными потребителями своих услуг они учитывают также климатические и экологические проблемы, так как последние оказывают негативное влияние, сопоставимое с ущербом, возникающим в случае возникновения финансовых рисков, например covid [15].
Такая позиция важна для банков, поскольку ESG-факторы оказали негативное влияние на рейтинги корпораций и инфраструктурных компаний (в совокупности уменьшили на 15%) и снизили кредитные показатели банков. Так, по данным РА «Эксперт» (рис. 6), финансовые посредники либо уже проводят тестирование заемщиков на приверженность ESG-принципам и KPI20, наличие соответствующих внутренних процедур, либо планируют внедрить эту проверку в свой инвестиционный процесс. Благодаря этим мероприятиям ожидается значительное повышение спроса на зеленые и социальные облигации на финансовом рынке.
В последнее время многие компании повысили внимание к коммерческой ценности ESG-факторов. Стратегические менеджеры стремятся учитывать их21, потому что видят связь между деятельностью компании в этой области и ее долгосрочной успешностью. Кроме того, определена
20 What are the six Principles for Responsible Investment? URL: https://www.unpri.org/pri/about-the-pri (дата обращения: 10.02.2022).
21 Надзор за ESG вопросами: руководство для директоров. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/collection/esg-guidebook-russian.pdf (дата обращения 10.02.2022).
Швеция Нидерланды Испания Китай Франция Германия США
0 5 10 15 20 25 30 35 40 USD Billions
Рис 4/Fig. 4. Объем эмиссии зеленых облигаций в зарубежных странах / The volume of green bond issues in foreign countries
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Активы компаний под управлением, $ трлн Число компаний, подписавших принципы, тыс.
Рис. 5/Fig. 5. Динамика и объем активов компаний, присоединившихся к ESG-принципам / Dynamics and volume of assets of companies joined the ESG principles
Источник/Source: разработано автором на основании данных [16] / developed by the author based on [16].
взаимосвязь факторов устойчивого развития с нефинансовыми рисками, которые не учтены в рыночной оценке компаний. ESG-инвести-рование создает асимметричные преимуще-
ства и обеспечивает «эффект страховки», т. е. защиту от негативных последствий, особенно во время социального или экономического кризиса [17].
Рис. 6/Fig. 6. Уровень внедрения в кредитный процесс ESG-оценки заемщиков, % / The level of implementation in the credit process of obligors' ESG-assessment, %
Наличие ESG-принципов заемщика, %
Наличие KPI на инвестиции в устойчивые активы, %
60
Да Нет Планируется к внедрению
Источник/Source: РА Эксперт [9] / RA Expert [9].
Внедрение крупнейшими банками, обладающими значительными финансовыми ресурсами, ESG-оценки заемщика приведет к неизбежному формированию и введению принципов устойчивого развития в компаниях из реального сектора. А введение KPI на ответственные инвестиции послужит стимулом для будущих эмитентов.
Банки в своей стратегии развития должны рассматривать все изменения климата и прочие ESG-факторы не только как риски, определяющие зависимость финансового результата от их воздействия на текущие проекты (изменение цен на услуги, недвижимость, активы и т.п.), но и как стимулы развития зеленой экологии. Важным преимуществом для банков в этом направлении является доступ к более дешевому фондированию: несмотря на недостаточный
опыт ESG-кредитования, они готовы снижать стоимость ресурсов. При этом с целью повышения стимула устойчивого развития клиентов применяемые финансовые инструменты могут быть структурированы таким образом, чтобы стоимость фондирования заемщика уменьшалась в зависимости от полученных результатов по устойчивому развитию. Розничные клиенты также активно поддерживают ESG-принципы и заинтересованы в сотрудничестве с компаниями, предлагающими им соответствующие продукты и консультирующие по вопросам их реализации. Тем самым банки, способные внедрить ESG-практику, расширяют свою клиентскую базу не только на национальном рынке, но и обеспечивают возможности взаимодействия с зарубежными инвесторами.
Многие банки в своих организационных структурах создают департаменты стратегии, инноваций и маркетинга, функционал которых заключается в развитие и реализации «устойчивых» проектов, что подчеркивают их целеустремленность по отношению к устойчивому развитию и обеспечению экономического роста в целом.
Поскольку мегарегулятор также рассматривает экологические и природные риски (наряду с ликвидностью и капитализацией активов, финансовой устойчивостью) как наиболее значимые для финансового результата банков, представляется возможным ввод обязательных нормативов по оценке влияния данных факторов на их деятельность (а именно, кредитование), а также внедрение директивы, касающейся аудита поставщиков на предмет выполнения ББО-принципов. Также Банк России планирует развивать зеленую ипотеку, которая позволит населению брать льготные жилищные кредиты на покупку квартир в энергоэффективных и экологичных домах22.
В целом в России заметен прогресс в сфере нормативного регулирования устойчивого развития, в том числе в разрезе устойчивого финансирования. Тем не менее это перспективное направление требует четко разработанной стратегии, взвешенных решений и эффективного взаимодействия органов власти, финансового сектора и отраслей экономики. Россия изучает мировой опыт и внедряет его, учитывая национальную специфику. Однако, по мнению автора, необходимо действовать на опережение, разрабатывать и поэтапно реализовывать долгосрочные стратегии устойчивого развития, необходимые в нашей стране.
Несмотря на то что банки не так давно начали применять в своей деятельности ESG-принципы, уже имеется успешный опыт внедрения соответствующих им проектов социальной и экологической направленности. В России реализованы масштабные строительные кампании, включающие возведение транспортной и медицинской инфраструктуры, создание предприятий в сфере культуры и спорта, энергетики, социально значимых объектов и т.п. Именно тесное взаимодействие реального и банковского секторов способно
22 ИА Banki.ru. Банки внедряют оценку экологических рисков заемщиков. URL: https://www.banki.ru/news/ lenta/?id=10949195 (дата обращения: 12.02.2022).
вывести экономику страны на новый уровень развития.
Изучив материалы подобных исследований, можно отметить, что целесообразно проводить классификацию модельных портфелей акций компаний, ориентированных на ESG-принципы и нейтрально к ним относящихся [18]. Портфель ESG-ориентированных предприятий с учетом степени риска и нефинансовых драйверов стоимости показывает высокую доходность в сравнении с портфелем ESG-нейтральных компаний. При этом важно оценивать инвестиционную привлекательность предприятий (и регионов), основанную на применении стоимостно ориентированных показателей и индексного метода [19]. На основании исследований календарной регрессии доходности портфеля акций и панельной регрессии на уровне фирм выявлено, что выигрывают те, у кого хорошие рейтинги по устойчивости.
ВЫВОДЫ
Мировое сообщество стремится к минимизации отрицательного воздействия на природу, и на современном этапе для него актуальны принципы экологической, социальной и управленческой ответственности (ESG). Зарубежное страны начали стремительно развивать ESG-инструмен-ты с конца 80-х гг., однако в России их реализация началась сравнительно недавно, объемы их применения в нашей стране пока незначительны, направления использования немногочисленны. Значительный отрыв российской практики от общемировой в этом направлении может быть сокращен за счет усиления отношений с финансовыми институтами, государственным и частным секторами, мегарегулятором. С 2020 г. ЦБ РФ активно внедряет регуляторные требования по учету влияния климатических рисков на деятельность финансовых посредников. Очевидно, что банки заинтересованы во внедрении в свой бизнес ESG-принципов (поскольку они способствуют освоению новой ниши на рынке и привлечению значительных долгосрочных ресурсов) и для совместного достижения целей устойчивого развития модернизируют свою организационную структуру, разрабатывают стратегии по развитию инноваций и маркетинга; стремятся снизить себестоимость ресурсов за счет использования дешевых источников фондирования; расширяют свою продуктовую линей-
ку и т.п. Они также стали уделять существенное внимание влиянию климатических и экологических факторов наряду с прочими, свойственными этой отрасли рисками.
Вышесказанное подчерчивает теоретическую значимость исследования, а именно выявление мотивов, побуждающих банки реализовывать
свой бизнес по принципам экологической, социальной и управленческой ответственности. Его практическая важность заключается в разработке механизма обеспечения устойчивого роста через капитализацию, тесное взаимодействие с реальным сектором экономики, формирование новой стоимости, усиление роли государства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Zazykina L. A., Bukova A. A. Green economy as a factor of sustainable development: European experience. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021;650:012018. DOI: 10.1088/17551315/650/1/012018
2. Schoenmaker D., Schramade W. Principles of sustainable finance. Oxford, New York: Oxford University Press; 2018. 432 p.
3. Ахамер Г. Международные финансовые организации и их вклад в защиту климата. Финансы: теория и практика. 2021;25(4):6-23. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-25-4-6-23
4. Horton S. Financing the sustainable development goals: Beyond official development assistance. In: Dalby S., Horton S., Mahon R., Thomaz D., eds. Achieving the sustainable development goals: Global governance challenges. Abingdon, New York: Routledge; 2019:206-225. (Routledge Studies in Sustainable Development).
5. Пузырева Ю. В., Иванова Ю. А. Вклад Организации Объединенных Наций в международно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):52-57. DOI: 10.24411/2414-3995-2020-10229
6. Van Holt T., Whelan T. Research frontiers in the era of embedding sustainability: Bringing social and environmental systems to the forefront. Journal of Sustainability Research. 2021;3(2): e210010. DOI: 10.20900/jsr20210010
7. Sutter J. D., Berlinger J. Final draft of climate deal formally accepted in Paris. CNN. Cable News Network. Dec. 12, 2015.
8. Солнцев И. В. Социальные облигации как инструмент финансирования массового спорта. Финансы: теория и практика. 2021;25(6):199-211. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-6-199-211
9. Катасонова Ю., Митрофанов П. Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок. Expert. 31.03.2021. URL: https://www.raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2021/
10. Абрамкина С. Р., Владыкина Л. Б., Лукин А. Н. Использование проектного метода в государственном и муниципальном управлении: от декларирования к результативности. Социум и власть. 2019;(2):37-45. DOI: 10.22394/1996-0522-2019-2-37-45
11. Самков К. Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития. Финансы: теория и практика. 2021;25(4):24-36. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-24-36
12. Морковкин Д. Е., Строев П. В., Шапошников А. И. Финансовая поддержка регионов как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Финансы: теория и практика. 2019;23(4):57-68. DOI: 10.26794/2587-5671-2019-23-4-57-68
13. Ефимова О. В., Волков М. А., Королёва Д. А. Анализ влияния принципов ESG на доходность активов: эмпирическое исследование. Финансы: теория и практика. 2021;25(4):82-97. DOI: 10.26794/25875671-2021-25-4-82-97
14. Рябова Е. В., Самоделкина М. А. Факторы устойчивого роста российских компаний. Финансы: теория и практика. 2018;22(1):104-117. DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-1-104-117
15. Efimova O., Rozhnova O. Covid-19: Financial impact and disclosure. In: Antipova T., ed. Comprehensible science: ICCS 2020. Cham: Springer-Verlag; 2021:205-213. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 186). DOI: 10.1007/978-3-030-66093-2_20
16. Матвеева О. Инвестиции в устойчивое развитие: ESG-принципы становятся основой финансового сектора и в России. Коммерсантъ: Деньги. 27.08.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4442383
17. Clark G. L., Feiner A., Viehs M. From the stockholder to the stakeholder: How sustainability can drive financial outperformance. London: Arabesque Partners; 2015. 62 p. URL: https://arabesque.com/research/ From_the_stockholder_to_the_stakeholder_web.pdf
18. Лосева О. В., Федотова М. А. Оценка инвестиционной привлекательности социально-экономических субъектов. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021;(3):58-67. DOI: 10.24411/20724098-2021-10304
19. Dhaliwal D. S., Li O. Z., Tsang A., Yang Y. G. Voluntary nonfinancial disclosure and the cost of equity capital: The initiation of corporate social responsibility reporting. The Accounting Review. 2011.86(1):59-100. DOI: 10.2308/accr.00000005
REFERENCES
1. Zazykina L. A., Bukova A. A. Green economy as a factor of sustainable development: European experience. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021;650:012018. DOI: 10.1088/17551315/650/1/012018
2. Schoenmaker D., Schramade W. Principles of sustainable finance. Oxford, New York: Oxford University Press; 2018. 432 p.
3. Ahamer G. International financial organizations ask to contribute to climate protection. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2021;25(4):6-23. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-25-4-6-23
4. Horton S. Financing the sustainable development goals: Beyond official development assistance. In: Dalby S., Horton S., Mahon R., Thomaz D., eds. Achieving the sustainable development goals: Global governance challenges. Abingdon, New York: Routledge; 2019:206-225. (Routledge Studies in Sustainable Development).
5. Puzyreva Yu.V., Ivanova Yu.A. UNO's contribution to the international legal regulation of environmental protection. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti = Vestnik of Economic Security. 2020;(4):52-57. (In Russ.). DOI: 10.24411/2414-3995-2020-10229
6. Van Holt T., Whelan T. Research frontiers in the era of embedding sustainability: Bringing social and environmental systems to the forefront. Journal of Sustainability Research. 2021;3(2):e210010. DOI: 10.20900/jsr20210010
7. Sutter J. D., Berlinger J. Final draft of climate deal formally accepted in Paris. CNN. Cable News Network. Dec. 12, 2015.
8. Solntsev I. V. Social impact bonds: Financing grassroots sports. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2021;25(6):199-211. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-6-199-211
9. Katasonova Yu., Mitrofanov P. The future of the sustainable finance market in the Russian Federation: Banks form the market. Expert. Mar. 31, 2021. URL: https://www.raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2021/ (In Russ.).
10. Abramkina S. R., Vladykina L. B., Lukin A. N. Project management in the system of state and municipal government: Experience, problems and their solutions. Sotsium i vlast' = Society and Power. 2019;(2):37-45. (In Russ.). DOI: 10.22394/1996-0522-2019-2-37-45
11. Samkov K. N. Financing the implementation of national and regional projects: problems and sustainable development directions. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2021;25(4):24-36. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-24-36
12. Morkovkin D. E., Stroev P. V., Shaposhnikov A. I. Financial support of regions as a tool to equalize budgetary security of the constituent entities of the Russian Federation. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2019;23(4):57-68. DOI: 10.26794/2587-5671-2019-23-4-57-68
13. Efimova O. V., Volkov M. A., Koroleva D. A. The impact of ESG factors on asset returns: Empirical research. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2021;25(4):82-97. DOI: 10.26794/2587-56712021-25-4-82-97
14. Ryabova E. V., Samodelkina M. A. Factors of sustainable growth of Russian companies. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2018;22(1):104-117. DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-1104-117
15. Efimova O., Rozhnova O. Covid-19: Financial impact and disclosure. In: Antipova T., ed. Comprehensible science: ICCS 2020. Cham: Springer-Verlag; 2021:205-213. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 186). DOI: 10.1007/978-3-030-66093-2_20
16. Matveeva O. Investing in sustainable development: ESG principles are becoming the basis of the financial sector in Russia as well. Kommersant: Den'gi. Aug. 27, 2020. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4442383 (In Russ.).
17. Clark G. L., Feiner A., Viehs M. From the stockholder to the stakeholder: How sustainability can drive financial outperformance. London: Arabesque Partners; 2015. 62 p. URL: https://arabesque.com/research/ From_the_stockholder_to_the_stakeholder_web.pdf
18. Loseva O. V., Fedotova M. A. Assessment of investment attractiveness of socio-economic entities. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property Relations in the Russian Federation. 2021;(3):58-67. (In Russ.). DOI: 10.24411/2072-4098-2021-10304
19. Dhaliwal D. S., Li O. Z., Tsang A., Yang Y. G. Voluntary nonfinancial disclosure and the cost of equity capital: The initiation of corporate social responsibility reporting. The Accounting Review. 2011.86(1):59-100. DOI: 10.2308/accr.00000005
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Ольга Юрьевна Донецкова — кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и страхования, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
Olga Yu. Donetskova — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Banking and Insurance, Orenburg State University, Orenburg, Russia https://orcid.org/0000-0002-7849-4034 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила в редакцию 12.01.2021; после рецензирования 03.02.2022; принята к публикации
17.02.2022.
Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 12.01.2022; revised on 03.02.2022 and accepted for publication on 17.02.2022.
The author read and approved the final version of the manuscript.