Д.Д. Удод*
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: ювенальная юстиция, ювенальное право, ювенальные (детские) суды, Москва, система ювенальных органов, социальный работник.
D.D. Udod. Introduction of Juvenile's Justice Elements in Moscow and Moscow Region
Nowadays the problem of the Juvenile right and the Juvenile justice in the Russian Federation is becoming more and more actual. It attracting attention of the government and arising the interest of different people because the problem ofjuve-nile delinquency, observance of the rights of teenagers and development of the Juvenile justice system are matter of national importance and defines the future of our country.
The creation of special Juvenile Courts has been being actively discussed in Russia recently. The concept of the Judicial Reform of 1991 determine the practicability of its creation. In this situation it's becoming more actual to think not only whether the Juvenile Justice should be or not to be but also how this Justice must be formed.
In the research we suggest our own view of the problem of the Juvenile Justice formation. The Moscow and Moscow Region are taken for this.
The work includes following: analysis of legislation relating to the bodies to be included into the Juvenal Justice system of Moscow; analysis of international legal acts giving the standards of the formation process of the Juvenal Justice; analysis of the experience of the regions where the Juvenal Justice system is already created.
The objects of the research are: the attempt for the creation of a model of the unified centralized Juvenile Justice system in Moscow and Moscow region; to find solutions of some problems connected with the formation this system.
В современный исторический период произошли серьезные изменения в области прав и свобод человека: ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, в отечественную правовую систему вошли многие международные конвенции, касающиеся прав человека. Теперь перед нашим обществом стоит актуальная проблема соблюдения заявленных в международных документах и Конституции РФ прав, а особенно это касается прав подрастающего поколения нашего общества, так как дети - это та группа населения,
*Студентка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [[email protected]]
которая наиболее нуждается в защите, реализации и гарантированности предоставленных им прав и свобод в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей.
Дети в любом государстве должны находиться в привилегированном положении, необходимость усиленной заботы о несовершеннолетних определена рядом характерных для них специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью, склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарностью. С точки зрения психических процессов подростка отличает способность к неадекватному восприятию, запоминанию, воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении и распоряжении своим имуществом1.
В современном российском обществе ситуация такова, что многие права несовершеннолетних недостаточно соблюдены, порой даже ущемлены, но сами дети не могут позаботиться о полной реализации своих прав, в этом им необходима помощь взрослых. Факты неблагополучия в положении детей вызывают особый общественный резонанс, стремление найти всевозможные решения проблемы и выяснить причины негативных явлений.
Одним из вариантов решения сложившейся негативной ситуации представляется становление системы ювенальной юстиции в Российской Федерации как института, способного защитить и гарантировать определенные права несовершеннолетних, а особенно детей группы риска, способных совершить или совершающих преступления. В задачи ювенальной юстиции входят не только повышение гарантий защиты прав несовершеннолетних, но также непосредственные задачи - исправление, перевоспитание юных правонарушителей, попытка становления их на правильный путь развития.
В настоящее время проблема ювенального права и ювенальной юстиции становится все более актуальной, привлекая внимание государственных органов и вызывая интерес различных людей, поскольку проблема детской и подростковой преступности, соблюдение прав несовершеннолетних, развитие системы ювенальной юстиции - это вопрос стратегического государственного назначения, вопрос будущего нашей страны.
В последнее время в России активно дискутируется необходимость создания «детских» (ювенальных) судов. Целесообразность их создания заявлена в Концепции судебной реформы 1991 г. В этой ситуации становится актуальным
1 Ювенальное право: учебник / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М., 2005.
не только вопрос быть или не быть ювенальной юстиции в Российской Федерации, но и какой ей быть.
В нашей исследовательской работе мы предлагаем свое видение проблемы становления системы ювенальной юстиции. В качестве территориальной базы исследования нами взят конкретный регион - Москва и Московская область. Почему именно этот регион? Ответ очевиден: Москва и Московская область являются центральным регионом, на который обращено повышенное внимание, как со стороны государственных органов, так и со стороны большинства российских граждан. Кроме того, это один из проблемных регионов, где сосредоточены основные болевые точки проблем несовершеннолетних и который впоследствии может послужить примером эффективности реализации ювенальной юстиции для дальнейшего развития и внедрения элементов ювенальной юстиции по всей стране.
В исследовательской работе проведен анализ законодательства, касающегося органов, которые войдут в систему ювенальной юстиции Москвы, анализ международно-правовых актов, задающих стандарты построения системы ювенальной юстиции, и анализ опыта регионов, в которых система правосудия по делам несовершеннолетних уже функционирует. Главной целью нашей работы является попытка создать модель единой централизованной системы ювенальной юстиции для Москвы и Московской области, поиск решения некоторых проблем, связанных с построением такой системы.
В начале необходимо отметить, что, на наш взгляд, понимание ювенальной юстиции исключительно как суда для несовершеннолетних представляется далеко не полным. Ювенальная юстиция - это единая централизованная система органов во главе с судом, которые осуществляют работу в интересах несовершеннолетних до того, как ребенок окажется в суде или уже после вынесения судебного решения. О том, какой видится эта система, мы скажем позже. В этом вопросе мы поддерживаем точку зрения некоторых уважаемых юристов, занимающихся проблемами ювенальной юстиции, таких как Н.Е. Борисова, Э.Б. Мельникова, Е.Л. Воронова, которые считают, что ювенальная юстиция представляет собой не просто судей, которые вооружившись знаниями по педагогике, социальной психологии и социальной работе, могут вершить судьбы детей в возрасте до 18 лет. Под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка. В рамках системы юве-нальной юстиции надлежит также осуществлять программы, проекты, мероприятия социального, педагогического, юридического, медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию ребенка. Следовательно, ювенальная юстиция представляет собой совокупность государственных и негосударственных институтов (самые разнооб-
разные социальные службы), которые, пользуясь соответствующими навыками, способны взаимодействовать во благо каждому конкретному ребенку.
К органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся:
1) органы прокуратуры;
2) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) органы опеки и попечительства;
4) органы управления социальной защитой населения;
5) органы внутренних дел;
6) органы управления здравоохранением;
7) органы управления образованием;
8) органы по делам молодежи.
Каждый из этих органов выполняет ряд определенных функций, причем при анализе законодательства нами было отмечено сходство некоторых из них, нечеткое описание функций, частое использование достаточно размытых формулировок. Представляется необходимым показать как, на наш взгляд, выглядит система органов профилактики правонарушений несовершеннолетних на сегодняшний день. Наглядно система представлена на схеме 1.
Схема 1
Подразделения криминальной милиции ОВД
Как можно увидеть, система является достаточно децентрализованной, не существует четкой регламентации взаимодействия органов, их соподчиненно-сти и подконтрольности, они никак не соотносятся между собой. Следствием этого является разобщенный механизм защиты прав и интересов несовершеннолетних, а значит и недостаточно эффективный.
На наш взгляд, в таком важном вопросе, как защита прав детей, необходима четкая централизация, иерархия, взаимодействие и соподчиненность органов, участвующих в защите прав и интересов несовершеннолетних, возможная в системе ювенальной юстиции.
Прежде чем приступить к описанию разработанной нами модели ювенальной юстиции для Москвы и Московской области, нам хотелось бы провести краткий анализ обязательных международных актов в сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, участницей которых является Российская Федерация. Эти акты содержат основные принципы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и, следовательно, играют важную роль для нашего исследования.
Российская Федерация ратифицировала важнейшие международные акты гуманитарного права, посвященные защите семьи и детей. Кроме того, Россия участвует в ряде международных конвенций, посвященных вопросам ювеналь-ной юстиции «как системы воспитания, становления и зашиты личности человека в несовершеннолетнем возрасте»1, в таких соглашениях, как: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы»), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, задающих общие ориентиры и направления развития отечественной системы в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних отвечает не только национальным интересам РФ, но и является необходимостью исполнения нашим государством международно-правовых обязательств, в частности по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка.
Так, сентябре 2005 г. 40-я сессия комитета ООН по правам ребенка в очередной раз указала России в числе проблем, вызывающих озабоченность международного сообщества, на то, что Россия, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не ввела на федеральном уровне и не учредила суды по делам несовершеннолетних, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно.
1 См.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пос. 2-е изд., испр., и доп. М., 2001.
Краткий анализ основных международно-правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, весьма важен для того, чтобы понять, какие основные правила и принципы построения системы ювенальной юстиции приняты на международном уровне. Так, Конвенция ООН о правах ребенка провозглашает четыре основных принципа: запрет дискриминации (ст. 2), приоритет интересов ребенка (ст. 3), право на жизнь, выживание и развитие, под которым понимается не только физическое, но и умственное, культурное его состояние (ст. 6), мировоззрение ребенка, т.е. дети имеют право быть услышанными, их взгляды должны приниматься во внимание, в том числе в процессе реализации судебных процедур, в которых могут быть затронуты их интересы (ст. 12). Этот документ называют также мировой конституцией прав ребенка, Конвенция стала отправной точкой для разработки последующих международных актов, касающихся прав детей. «Пекинские правила» - минимальные стандартные правила ООН, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г., регулируют расследование и судебное разбирательство уголовных дел несовершеннолетних, важнейшее, на наш взгляд, правило 5.1 которых гласит, что система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего. Эр-Риядские руководящие принципы определили, что предупреждение преступности в отношении несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. В международном пакте о политических правах 1966 г. говорится о том, что в отношении несовершеннолетних судебный процесс должен быть таков, чтобы учитывались их возраст и желание их содействовать правосудию (ст. 14.4).
Ювенальная юстиция является общепризнанной на мировом уровне системой построения правосудия по делам несовершеннолетних, которая способна гарантировать и защищать права и интересы детей, кроме того, как мы уже убедились, построение ювенальной юстиции является обязанностью Российской Федерации, исходя из подписанных ею международно-правовых актов, которые приведены нами выше. К сожалению, становление такой системы на федеральном уровне, т.е. сразу повсеместно, на деле представляется очень сложным вследствие необходимости решения многих проблем. К числу таких проблем относится внесение поправок в законодательную базу, разработка нового закона, касающегося детских судов, перестройки судебной системы Российской Федерации. Поэтому элементы ювенальной юстиции начали вводиться точечно самостоятельно регионами при поддержке программ развития ООН. Опыт апробирования ювенальных технологий в субъектах РФ создает предпосылки для дальнейшего введения ювенальной юстиции на территории Российской Федерации.
В некоторых регионах становление ювенальной юстиции происходит наиболее активно, были получены хорошие результаты, такие как, например, сокращение рецидива преступлений несовершеннолетних, проходящих через систему «детских» судов.
Для нашей статьи интерес представляют три региона: Санкт-Петербург, Саратовская и Ростовская область, в которых элементы ювенальной юстиции получили широкое развитие. Пример этих регионов является очень полезным, кроме того некоторые элементы построения системы правосудия по делам несовершеннолетних были взяты за основу для нашей модели системы юве-нальной юстиции Москвы и Московской области. Исходя из вышесказанного, нам видится необходимым подробнее раскрыть основные идеи концепции построения системы правосудия по делам несовершеннолетних в Санкт-Петербурге, Саратовской и Ростовской областях.
В современной России внедрение ювенальных технологий в судах общей юрисдикции осуществляется по инициативе действующих в том или ином субъекте Российской Федерации судов в сотрудничестве с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Суды при этом опираются на содержащуюся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» рекомендацию о желательности специализации судей, рассматривающих дела несовершеннолетних, при повышении их осведомленности не только в вопросах права, но и в вопросах психологии, социологии, педагогики, а также ориентируются на ряд международных актов.
Первоначальный опыт работы в этом направлении сложился в ряде регионов при проведении пилотных проектов Программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации», «Развитие правосудия в отдельных регионах Российской Федерации». В ходе реализации этих проектов были опробованы и введены службы социальных работников в Ростовской, Саратовской областях и в городе Санкт-Петербурге.
Разнообразие организационных моделей внедрения ювенальных технологий обусловлено различием в ресурсных возможностях субъектов, многообразием инициативных групп и т.д. Опыт апробирования ювенальных технологий на региональном уровне создает предпосылки к организации действительно эффективной системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.
Опыт Санкт-Петербурга. В 1999 г. в Санкт-Петербурге начался эксперимент в рамках проекта ПР ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних». Было заключено соглашение о намерениях между городским судом Санкт-Петербурга и руководством проекта ПР ООН: 1) введена специализация судей в трех федеральных районных судах Петербурга;
2) создана специализированная социальная служба, социальные работники которой оказывали помощь следователю и судье в исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
Опыт Ростовской области. Ростовская область в настоящий момент является базовым регионом России по внедрению правосудия в отношении несовершеннолетних.
Если в Петербурге социальные работники были в результате включены в число сотрудников Центра от Комитета по делам семьи, детства и молодежи администрации города, то в Ростовской области социальные работники являются сотрудниками аппаратов судов в должности помощников судей. По результатам своей деятельности социальные работники составляют карту социально-психологического исследования либо доклад о результатах социального исследования.
В Ростовской области открыты четыре модельных ювенальных суда в городах Таганроге, Шахты, в Егорлыкском и Азовском районах. В настоящее время во всех судах Ростовской области обеспечивается специализация судей по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних. Важным аспектом введения ювенальной юстиции в Ростовской области стало выделение и оборудование специальных помещений ювенальных судов.
Опыт Саратовской области. В Саратовской области в 2002-2003 гг. проводился эксперимент в рамках проекта ПР ООН по внедрению элементов юве-нального судопроизводства и социальной работе с подростками, попавшими в сферу судебного расследования.
Отличительной чертой модели ювенальной юстиции Саратовской области стало учреждение Совета по координации деятельности судов, социальных работников, комиссий по делам несовершеннолетних.
Рассмотрев основные модели ювенальной юстиции, существующие в нашей стране, мы переходим к самой важной части нашей работы - к описанию разработанной нами системы правосудия по делам несовершеннолетних для Москвы и Московской области.
Как было замечено ранее, система, которая существует в Москве сейчас, является децентрализованной, не существует четкой регламентации взаимодействия органов, их соподчиненности и подконтрольности, они никак не соотносятся между собой. Следствием этого является разобщенный механизм защиты прав и интересов несовершеннолетних, эффективность которого оставляет желать лучшего. На наш взгляд, в таком важном вопросе, как защита прав детей, необходима четкая централизация, иерархия, взаимодействие и соподчиненность органов, участвующих в защите прав и интересов несовершеннолетних. Взаимодействие и соподчиненность всех органов и организаций, специализирующихся на работе с несовершеннолетними, является осно-
вой функционирования правосудия по делам несовершеннолетних. Исходя из этого, нами предлагается модель становления ювенальной юстиции специально для Москвы и Московской области, которая представлена на схеме 2.
Схема 2
Задачи, которые необходимо решить при формировании ювенальной юстиции в Москве, в порядке приоритетности выглядят так:
1. Создание службы социальных работников (при судах)
2. Углубление специализации судов
3. Создание прочной системы: ювенальный суд - социальный работник -КДН - органы системы профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, во главе с центральным звеном - «детским» судом.
Теперь рассмотрим каждое звено модели системы ювенальной юстиции отдельно, выясним какие функции оно выполняет и в чем заключается его роль в системе.
Ювенальный суд. «Детский» (ювенальный) суд является центральным звеном предлагаемой системы, именно здесь должна концентрироваться вся основная информация о несовершеннолетнем, которая необходима для вынесения правильного и справедливого решения. За основу построения такого ювенального суда нами взят Таганрогский модельный суд, в качестве образца для создания помещений суда использован опыт Канады, а именно: ювеналь-ный суд г. Монреаля провинции Квебек. Коридоры здания суда украшены детскими рисунками. В помещении суда имеются кабинеты для работы психолога, отдельные комнаты для проведения примирительных процедур, проведения групповых психологических тренингов. В залах судебных заседаний нет «клеток», все участники процесса располагаются перед судейским столом.
Что касается детского судьи, то он должен иметь специальную психологическую подготовку для рассмотрения дела. После рассмотрения дела и назначения наказания судья оставляет несовершеннолетнего у себя на контроле. Во Франции вообще один и тот же судья ведет все дела подростка до достижения им совершеннолетия, где бы он их не совершил, что очень важно, так как судья может видеть, каким образом на ребенке сказываются меры, назначенные им в приговоре, может отслеживать его исправление.
Итак, задачи, которые стоят на пути создания модельных «детских» судов в Москве и Московской области:
• необходимость отбора и подготовки судей, которые будут заниматься только делами несовершеннолетних;
• выделение специальных помещений и создание в них условий, отличных от судов общей юрисдикции;
• утверждение (закрепление) одного судьи для ведения всех дела подростка до достижения им совершеннолетия.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. КДН является важным звеном в нашей системе, так как именно оно является централизующим. В этот орган стекается вся информация о несовершеннолетнем, которая необходима для последующего судебного производства, то есть КДН выполняют координирующую, систематизирующую и централизующую функции. Полученную информацию комиссии по делам несовершеннолетних передают социальному работнику.
Социальный работник. Эта фигура выполняет ключевую функцию, которую не могут взять на себя Комиссии по делам несовершеннолетних, суды и какие-либо другие органы, функцию, которая составляет основу всей системы ювенальной юстиции. Эта функция заключается в сопровождении несовер-
шеннолетнего и контроле за ним в течение всего времени, и на досудебной стадии (социальный работник через КДН связывается со следственным комитетом и подразделениями милиции по делам несовершеннолетних, берет к себе на контроль несовершеннолетних, которые только-только совершили правонарушение), и на судебной стадии (социальный работник постоянно находится при судье, который ведет дело несовершеннолетнего, собирает о нем информацию у КДН и других органов), и после вынесения решения (социальный работник контролирует исполнение решения суда несовершеннолетним, при необходимости отстаивает его права и интересы, отслеживает его исправление и улучшение его поведения, о чем докладывает судье), то есть постоянно находится рядом с несовершеннолетним, являясь помощником, советчиком, надзирателем и защитником маленького правонарушителя.
Как мы уже отметили, социальный работник является двигателем системы ювенальной юстиции. Эта фигура способна решить несколько основных проблем, связанных с построением системы ювенальной юстиции в Москве:
1) разгрузить судей;
2) осуществлять роль связующего звена между судом, КДН и правоохранительными органами;
3) помогать судьям в подборе информации о несовершеннолетнем и осуществлять помощь по контролю за ним уже после вынесения приговора.
Здесь встает ключевой вопрос о статусе социального работника в системе ювенальной юстиции, так как именно от организации его работы зависит эффективность функционирования всей системы. На наш взгляд, более целесообразным будет закрепить социальных работников в Москве за судьями, в статусе их помощников, так как это повысит статус социального работника, социальный работник будет находиться в непосредственной близости к судье, помогая ему в работе.
Таким образом, мы рассмотрели по отдельности три основных звена предлагаемой нами модели ювенальной юстиции Москвы и Московской области, постарались раскрыть основные функции каждого органа и его роль в общей системе. Функции остальных органов - органов прокуратуры и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указанных нами в схеме 2, мы подробно рассматривали в главе 1. Нами сделана попытка создать модель централизации всей уже сложившейся системы органов посредством создания иерархии из уже функционирующих в Москве и Московской области органов защиты прав несовершеннолетних и введения двух новых учреждений - «детского» (ювенального) суда и службы социальных работников.
Своим проектом нам хотелось показать необходимость введения элементов ювенальной юстиции и ее эффективность. Некоторые положения нашей иссле-
довательской работы могут быть интересны для Юридической Академии. В качестве главного результата, мы надеемся, что наш проект поможет осуществлению практики введения ювенальной юстиции в Москве и Московской области, а также во всей России.
К.И. Филиппова*
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ
СВОБОДЫ
Ключевые слова: ресоциализация, осужденный, лишение свободы, преступление, исправительное учреждение.
K.I. Filippova. Resocialization of Persons Sentenced to the Imprisonment
Currently, due to the fact that rise in crime has become one of the main causes of social strain the problem of resocialization of persons sentenced to the imprisonment took the special significance. This article is devoted to the problem of resocialization of convicts. The article presents the term of resocialization, examines the problem faced by convicts as while serving the sentence and after it. These are primarily the problems related to the education and employment of the convicts. The problems of law literacy and psychological support of the prisoners are also highlighted in the article.
The article also contains the analyses of the current legislation, the law enforcement practice in Russia and statistical information.
The article deals with the solution of the resocialization problem in some foreign countries -Japan, South Korea, Finland - and in some regions of the Russian Federation. The author suggests measures necessary for the successful resocializa-tion of the sentenced persons. These measures should help to return the law-abiding citizens in the society by means of correcting the convicts' behavior and disposal of the habits that led them to the criminal activity.
В системе мер, направленных на нейтрализацию преступности, обеспечение общественной безопасности, охрану прав граждан от преступных посягательств, важное место принадлежит системе исправительных учреждений. Данные учреждения призваны исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы. Целью и оправданием приговора к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих ему преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии
* Студентка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [feokra@ mail.ru]