Научная статья на тему 'Внедрение дисциплины «Креативное предпринимательство» в Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова'

Внедрение дисциплины «Креативное предпринимательство» в Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативная экономика / креативные индустрии / креативное предпринимательство / культурное партнерство / Creative Spark / монетизация культуры / креативный класс / creative economy / creative industries / creative entrepreneurship / cultural partnership / Creative Spark / cultural monetization / creative class

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Юлия Владимировна

«Креативное предпринимательство» – образовательный курс, над которым группа преподавателей кафедры арт-менеджмента и продюсирования работает с 2018 по 2022 год, хотя актуальность его внедрения в учебный процесс творческих вузов назрела давно в связи с переходом мировой экономики с индустриальной на постиндустриальную (креативную). В ходе работы над внедрением дисциплины преподаватели кафедры прошли курсы повышения квалификации и вошли в партнерство с Институтом культурного и креативного предпринимательства Goldsmiths University of London (Великобритания) и Impact Hub Almaty в рамках международного образовательного проекта «Creative Spark», проводимого Британским Советом. В рамках партнерства были разработаны и проведены тренинги по креативному предпринимательству, разработан силлабус курса на 6 кредитов ECTS, который с 2020 года внедрен в учебные программы по специальности «Арт-менеджмент». У специалистов есть видение по развитию дисциплины – в настоящий момент выходит в печать учебно-методическое пособие «Креативное предпринимательство» на русском, английском и казахском языках, планируется проведение поэтапных научных исследований и выпуск специальной и учебной литературы по предмету. В качестве резюме автор делает вывод: в Казахстане происходит развитие креативного предпринимательства, что доказывает разработка в стране на правительственном уровне «Дорожной карты развития креативных индустрий», но по ряду направлений, таких как внедрение специальных образовательных программ, развитие тренингов, конкурсов, издание книг и журналов, необходимо работать активно и незамедлительно, поскольку Казахстан может отстать от развитых стран в перестройке своей экономики в соответствии с реалиями и вызовами современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the “Creative Entrepreneurship” Discipline at the T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts

Creative entrepreneurship” is an educational course on which a group of teachers from the Art Management and Producing Department have been working since 2018, although the relevance of its introduction into the educational process of creative universities has long been overdue to the transition of the world economy from industrial to post-industrial (creative). On the way of work on the implementation of the course, the teaching staff of the department took advanced training courses and started a partnership with the Institute for Cultural and Creative Entrepreneurship at Goldsmiths University of London (UK) and Impact Hub Almaty as part of the international educational project “Creative Spark” conducted by the British Council. Within the framework of the partnership, trainings on creative entrepreneurship were developed and conducted, a course syllabus for 6 ECTS credits was developed, which since 2020 has been introduced into the curricula of the “Art Management” specialty. The specialists have a vision for the development of the program – now the educational and methodological manual “Creative Entrepreneurship” is being published, it is planned to conduct research and further publishing of educational literature on the subject. As a summary, the author concludes that creative entrepreneurship is developing in Kazakhstan, which is proved by the “Roadmap for the Development of Creative Industries” developed in the country at the government level. However, in several areas, such as the introduction of special educational programs, the development of trainings, competitions, the publication of books and magazines, it is necessary to work actively and immediately, since Kazakhstan may lag behind developed countries in restructuring its economy in accordance with the realities and challenges of our time.

Текст научной работы на тему «Внедрение дисциплины «Креативное предпринимательство» в Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова»

1Л UJ

CSCSTI 14.35.09 UDC 378.4

DOI 10.47940/cajas.v7i1.541

< <

и

ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КРЕАТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» В КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ ИМЕНИ Т. К. ЖУРГЕНОВА

Юлия Сорокина1

1 Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова (Алматы, Казахстан)

Аннотация. «Креативное предпринимательство» - образовательный курс, над которым группа преподавателей кафедры арт-менеджмента и продюсирования работает с 2018 по 2022 год, хотя актуальность его внедрения в учебный процесс творческих вузов назрела давно в связи с переходом мировой экономики с индустриальной на постиндустриальную (креативную). В ходе работы

над внедрением дисциплины преподаватели кафедры прошли курсы повышения квалификации о

и вошли в партнерство с Институтом культурного и креативного предпринимательства m

Goldsmiths University of London (Великобритания) и Impact Hub Almaty в рамках международного °

образовательного проекта «Creative Spark», проводимого Британским Советом. В рамках t

партнерства были разработаны и проведены тренинги по креативному предпринимательству, >

разработан силлабус курса на 6 кредитов ECTS, который с 2020 года внедрен в учебные ^

программы по специальности «Арт-менеджмент». У специалистов есть видение по развитию ^

дисциплины - в настоящий момент выходит в печать учебно-методическое пособие «Креативное £

предпринимательство» на русском, английском и казахском языках, планируется проведение >

поэтапных научных исследований и выпуск специальной и учебной литературы по предмету. х

В качестве резюме автор делает вывод: в Казахстане происходит развитие креативного ш

предпринимательства, что доказывает разработка в стране на правительственном уровне Ее

П " m

«Дорожной карты развития креативных индустрий», но по ряду направлений, таких как внедрение х

специальных образовательных программ, развитие тренингов, конкурсов, издание книг и журналов, ¡5

необходимо работать активно и незамедлительно, поскольку Казахстан может отстать от развитых *

стран в перестройке своей экономики в соответствии с реалиями и вызовами современности.

Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, креативное предпринимательство, культурное партнерство, Creative Spark, монетизация культуры, креативный класс.

Для цитирования: Сорокина, Юлия. «Внедрение дисциплины "Креативное предпринимательство" в Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022, с. 131-142. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.541.

ж о

131

Введение

«К-

<1

<1 U

Ж О

> ч

реативное предпринимательство» это дисциплина, приобретающая все большее значение в современных реалиях постиндустриальной экономики. Капитализация креативных индустрий в развитых странах намного превышает отрасли нефтедобывающей, машиностроительной, химической и легкой промышленности.

В мировом интеллектуальном пространстве активное обсуждение вопросов креативной экономики и всех ее аспектов, включая специальные образовательные программы, идет с конца XX в. Существуют несколько программных произведений на тему креативных индустрий. Особенно много изданий на английском языке, таких как книга Caves R. E. Creative Industries: Contracts between Art and Commerce (Caves). К сожалению, аналога в переводе на русский или казахский языки пока нет, но желающие могут познакомиться с особенностями прибыльного бизнеса в театре, кино и книгоиздании на языке оригинала. В последние годы стали появляться издания и на русском языке. Так, Дэвид Хезмондалш, профессор Лидского университета (Великобритания), в своей книге «Культурные индустрии» дает аналитический срез изменений в отрасли начиная с 80-х годов ХХ столетия до наших дней (Хезмондалш). О новом, так называемом «креативном классе» творческих людей, изменяющих мир, повествует книга Ричарда Флориды «Креативный класс: люди, которые создают будущее» (Флорида). Актуальную тему монетизации индустрии кино рассматривает в своей книге «Экономика Голливуда: на чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия» Эдвард Эпштейн (Эпштейн). О философском и экономическом переосмыслении

урбанистики и связи городов с креативной экономикой повествует книга Чарльза Лэндри «Креативный город» (Лэндри). Прогнозам в изменяющейся экономике, влиянию новых технологий на прекрасное будущее культуры и человечества в целом посвящена книга Тима О'Рейли <^ТР? Гид по бизнес-моделям будущего» (О'Рейли). И, наконец, одно из последних изданий американских авторов Джозефа Б. Пайна, Джеймса Х. Гилмора, которые в своей книге «Экономика впечатлений: как превратить покупку в захватывающее действие» дают практические советы, как работать с атмосферикой, следуя новым постулатам экономики впечатлений, главный из которых звучит примерно так: «Ты не в бизнесе, если ты не в шоу-бизнесе» (Пайн и Гилмор). К сожалению, в Казахстане, как и в Центрально-Азиатском регионе, специализированных изданий такого рода пока нет. Хотя с 2019 года Национальная палата предпринимателей «Атамекен» занимается внедрением в школах, колледжах и вузах курса «Основы предпринимательства», для чего подготовлены учебные материалы, носящие более общий характер, без учета аспектов культуры и искусства (Дуйсенханов, и др.).

Актуальность внедрения курса «Креативное предпринимательство» в Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова заключается прежде всего в том, что курс дает возможность студентам различных творческих специальностей получить инструменты монетизации своего труда в эпоху свободного рынка.

Новизна дисциплины «Креативное предпринимательство» очевидна, поскольку до недавнего времени обучение предпринимательству в Казахстане базировалось на общих принципах, без учета специфики культуры и искусства. Курс «Креативное предпринимательство» стал одним

132

из первых, внедренных в программу государственного вуза искусства.

Внедрение дисциплины «Креативное предпринимательство» стало результатом совместной работы преподавателей кафедры арт-менеджмента и продюсирования Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова, Института культурного и креативного предпринимательства Goldsmiths University of London (Великобритания) и Impact Hub Almaty в рамках международного образовательного проекта «Creative Spark», проводимого Британским Советом с 2018 года.

Методы

При внедрении дисциплины применялись различные теоретические и практические методы. К теоретическим можно отнести такие как изучение теоретических источников по теме, ознакомление с мировым опытом в сфере креативных индустрий, участие в качестве слушателей в специализированных конференциях, аналитическая работа по оцениванию особенностей креативной сферы Республики Казахстан и Центрально-Азиатского региона.

К практическим методам можно отнести непосредственные шаги по внедрению дисциплины, такие как повышение квалификации преподавателей кафедры арт-менеджмента и продюсирования на базе курсов, подготовленных Британским Советом в регионе; создание партнерства с Институтом культурного и креативного предпринимательства Goldsmiths University of London (Великобритания) и Impact Hub Almaty (Казахстан) в рамках международного образовательного проекта «Creative Spark»; подготовка и проведение тренингов по креативному предпринимательству с участием тренеров-практиков в сфере креативной экономики; разработка силлабуса

по дисциплине; внедрение дисциплины «Креативное предпринимательство» в МОП и РУП учащихся академии по специальности «Арт-менеджмент»; разработка и выпуск учебно-методического пособия «Креативное предпринимательство» на казахском, русском и английском языках.

Результаты

Ведущие преподаватели кафедры арт-менеджмента и продюсирования, причастные к разработке дисциплины, являются работающими в сфере искусства практиками-кураторами и менеджерами в области культуры. На протяжении своей многолетней деятельности в Казахстане и за рубежом нами было отмечено активное развитие сферы креативной экономики и ее влияние на экономику и культуру развитых стран мира. Автор одного из бестселлеров о креативной экономике Джон Хокинс в своей книге «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги» писал: «К концу двадцатого столетия природа труда изменилась. В 1997 году в Америке было выпущено книг, фильмов, музыки, телевизионных программ и других продуктов интеллектуальной собственности стоимостью 414 миллиардов долларов. Интеллектуальная собственность стала номером один для американского экспорта, обогнав продажу одежды, химикатов, автомобилей, компьютеров и самолетов» (Хокинс 5).

Широко известно, что основой британской экономики выступает образовательный туризм и знаменитые университеты; экономику крупнейших и знаменитейших городов Европы — Лондона, Берлина, Парижа, Рима, Венеции, Барселоны и других — составляют музеи, театры, арт-фестивали и другие культурные достопримечательности. Инфраструктура арт-мира является в большой степени

< <

и

ж о

> ч

133

<1

<1 U

Ж О

> ч

градообразующей. За счёт нее образуется вся инфраструктура городов — туристы покупают билеты на поезда и самолеты, живут в отелях, едят в кафе, занимаются шопингом в городских магазинах, то есть учреждения культуры (субъекты креативной экономики) запускают важнейшие экономические механизмы больших городов. Развитая культура — образование, искусство, просвещение, — в свою очередь, развивает технологии, что также является благодатной почвой для экономического роста. Так, культурная инфраструктура дает развитие Лос-Анджелесу с его киноимперией Голливуд и знаменитой Силиконовой долиной, которая является оплотом всех новейших достижений креативной индустрии и выстраивает многомиллиардную капитализацию исключительно на постиндустриальном принципе.

В обстоятельствах быстро развивающегося тренда на креативную экономику Казахстану приходится пересматривать базовые принципы экономического развития. С 2018 года Британский Совет как один из культурных партнеров РК начинает развернутую программу по развитию образования в сфере креативного предпринимательства в транзитных странах Creative Spark. В миссии программы говорится, что «это пятилетняя инициатива по поддержке международных университетов и созданию международных партнерств с целью развить предпринимательские навыки и креативную экономику в семи странах, включая Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), Южный Кавказ (Азербайджан, Армению, Грузию) и Украину при поддержке Соединенного Королевства.

Чтобы поддержать реформы в сфере высшего образования и содействовать в решении проблемы трудоустройства в этих семи странах, мы будем использовать опыт Соединенного

Королевства для развития образования в области предпринимательства» (Британский Совет). В программу входит развитие партнерства между образовательными и предпринимательскими институциями, разработка учебных программ и обучение английскому языку. Планировалось оказать поддержку 10 000 студентов за каждый год программы. Среди этих студентов можно назвать и учащихся Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова.

В 2018 году в рамках программы было образовано партнерство кафедры арт-менеджмента и продюсирования Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова, Института культурного и креативного предпринимательства Goldsmiths University of London (Великобритания) и Impact Hub Almaty. В рамках этого партнерства в 2018—2021 гг. был запланирован и проведен ряд специальных мероприятий, целью которых стала подготовка условий для пошагового внедрения креативного предпринимательства в образовательные программы творческих вузов.

Прежде всего были разработаны и проведены офлайн- и онлайн-мастер-классы для студентов и молодых предпринимателей РК, которые были проведены тренерами Goldsmiths University of London в 2018 г. (см. рис. 1).

В ходе подготовки кандидатов для участия в международном конкурсе креативных и социальных стартапов «Big Idea Challenge» в апреле 2020 года, в условиях пандемии COVID-19, был создан дистанционный курс «Креативное предпринимательство» с размещением учебных материалов и видеолекций по всем основным темам дисциплины на платформе Google Classroom.

По итогам работы с участниками мастер-классов партнерская группа в составе Гончаровой А. А. и Шаяхмет Д. О. провела исследование на тему

134

Рис. 1. Участники мастер-класса по креативному предпринимательству. Библиотека КазНАИ имени Т. К. Жургенова, 2018.

«Диагностика основных компетенций, знаний и навыков креативных предпринимателей в Казахстане». Исследование составило своего рода портрет креативного предпринимателя Казахстана, в процентном соотношении состоящий из следующих старт: «Из числа опрошенных креативных предпринимателей наибольшее количество респондентов представляет сектор дизайна, включая дизайн одежды -33,9 %, в секторе музыки и организации музыкальных фестивалей заняты 14,5 %, кино- и видеопроизводством занимаются 17,7 %. Одновременно работают в нескольких секторах (от 2 и больше направлений) или ведут межсекторальные проекты 25,8 % респондентов <...> Важно отметить, что большинство опрошенных предпринимателей имеют высшее

образование — 85,5 %, у 8,0 % респондентов незаконченное высшее образование и лишь у 6,5 % — среднее. Специальности, указанные в дипломах выпускников, имеют достаточно широкий разброс — от социального работника и радиотехника до магистра искусств. При этом обладателями творческих специальностей (дизайнеры, архитекторы, модельеры, дирижеры, режиссеры) оказалось 35,0 % опрошенных. Представителей экономических специальностей (финансисты, экономисты, маркетологи, выпускники программ MBA) и гуманитарных специальностей (переводчики, педагоги, журналисты) — по 14,5 % соответственно, технических специальностей — 9,6 %, юристов — 3,2 %» (см. рис. 2). При этом исследователи полагают, что необходимо развивать

Рис. 2. График влияния на становление креативных предпринимателей. Фрагмент исследования А. Гончаровой и Д. Шаяхмет.

< <

и

ж о

> ч

135

<1

<1 О

Ж О

> ч

разнообразные программы обучения креативному предпринимательству как на уровне тренингов, так и на уровне университетских дисциплин. «О том, что полученное высшее образование очень помогло стать креативными предпринимателями, заявили 25,8 % опрошенных. Столько же респондентов (25,8 %) нейтральны в своей оценке, 19,4 % считают, что обучение в учебном заведении никак не повлияло на их предпринимательскую деятельность. По мнению экспертов, отсутствие предпринимательского образования сильно ограничивает способность комплексного понимания бизнес-процессов, юридической ответственности и финансовых обязательств у предпринимателей, а также ведет к их ложному представлению об уровне своей компетентности» (Гончарова и Шаяхмет 56—57).

Исходя из исследования, можно сделать общий вывод, что специальные курсы по системному обучению креативному предпринимательству необходимы и своевременны здесь и сейчас.

В 2020 году в Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова был разработан и внедрен курс по дисциплине «Креативное предпринимательство» объемом 6 кредитов ECTS, в основу которого легла авторская методика преподавателя Goldsmiths University of London — Шан Прайм, разработанная ею для NESTA — организации в Великобритании, поддерживающей инновационные стартапы во всем мире. Особенностью и ценностью данной методики является то, что она позволяет творческим людям, не имеющим специальных бизнес-навыков в области планирования и подсчета финансов, овладеть основными бизнес-инструментами и сформировать комплексное понимание бизнес-процессов, финансовой и юридической ответственности.

Эти задачи достигаются посредством методов моделирования и визуализации, которые позволяют начинающим предпринимателям познакомиться с возможностями, которые дает креативное предпринимательство. Методика была адаптирована для студентов Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова и апробирована на тренингах по креативному предпринимательству педагогами академии и тренерами Impact Hub Almaty. Дисциплина «Креативное предпринимательство» включена в Рабочий учебный план (РУП) Образовательных программ по специальностям «Арт-менеджмент» и «Декоративно-прикладное искусство».

В 2021 году на основе всех перечисленных мероприятий проводилась работа по созданию учебно-методического пособия «Креативное предпринимательство» на казахском, русском и английском языках. Коллектив авторов в лице Ж. А. Джумадиловой и Ю. В. Сорокиной выстроил учебный план, учитывая опыт проведенных мастер-классов, тренингов и диагностики общей предпринимательской грамотности студентов. В программу вошли такие темы, как «Введение в креативное предпринимательство», «Деловые ценности», «Цели. Миссия. Видение», «Создание бизнес идеи», «Понимание потребителя», «Сегментация потребителей», «Исследование потребителей», «Карта индустрий», «Моделирование отношений», «Прототипирование и Lean методология», «Blueprint: дорожная карта бизнеса», «Основы маркетинга», «Маркетинговая стратегия», «Маркетинговый план», «Финансовое моделирование», «Интеллектуальная собственность», «Бизнес-моделирование», «Составление бизнес-плана», «Подготовка к питчингу». Пособие снабжено схемами, диаграммами и рисунками

136

и по объёму составляет 4 печатных листа. Кроме того, пособие сопровождается 10 приложениями в виде шаблонов для самостоятельной работы студентов (см. рис. 3).

к существованию и достойной жизни. Давно настало время исправить образовавшийся перекос в арт-образовании. В связи с чем нам видится следующая дорожная карта дальнейшего

<1 и

Рис. 3. Шаблон «Карта индустрий». Учебно-методическое пособие «Креативное предпринимательство». Ж. Джумадилова и Ю. Сорокина. КазНАИ имени Т. К. Жургенова, 2022.

Дискуссия

Несмотря на явно поменявшийся тренд на предпринимательский поворот и монетизацию культуры и искусства и превращение отрасли из бюджетной в прибыльную, среди деятелей культуры до сих пор можно услышать мнение, что искусство и бизнес необходимо жестко разделять, что художник должен творить, а бизнесом должны заниматься менеджеры. Подобный подход уже принес существенное отставание креативной экономики Казахстана от развитых стран и даже от ряда стран Центрально-Азиатского региона, к примеру, Узбекистана и Кыргызстана. Этот подход не позволил нескольким поколениям творческих деятелей монетизировать свои художественные достижения и привел их к разочарованию в профессии, которая не дает средств

развития курса «Креативное предпринимательство»:

• Включение дисциплины «Креативное предпринимательство» в учебные планы всех творческих специальностей бакалавриата и магистратуры

до 2025 года. На сегодняшний день дисциплина ведется только на специальности «Арт-менеджмент». Необходимо дать возможность всем студентам по направлению искусства и культуры наработать багаж инструментов, позволяющих открыть и вести свой бизнес на основе своей специальности.

• Организация Международной олимпиады по креативному предпринимательству среди студентов творческих вузов до 2025 г. На сегодняшний день в Казахстане проводятся два ежегодных конкурса по арт-менеджменту —

ж о

> ч

137

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<1

<1 U

Ж О

> ч

Республиканская олимпиада в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Международный студенческий конкурс по специальности «Арт-менеджмент» в Казахском национальном университете искусств. Оба мероприятия носят достаточно теоретический характер и основываются на проектных технологиях и знаниях по менеджменту, но не выходят на практический уровень. Кроме того, жюри обоих конкурсов страдает конфликтом интересов и не выходит за рамки преподавателей и вовлеченных тренеров. Необходимо разработать и проводить практический конкурс по креативному предпринимательству. Нужно привлекать к работе ведущих специалистов в отрасли, независимых экспертов, бизнес-сообщества, учреждать солидные премии для дальнейшей мотивации студентов и преподавателей. Дальнейшее сотрудничество с партнерами из Goldsmith University (London) и Impact Hub (Алматы), а также другими заинтересованными сторонами. Подобные программы существуют на базе международных культурных представительств, к примеру, Гёте-Института и Американского посольства. Инициирование поэтапной исследовательской программы по креативному предпринимательству. В этой начинающей отрасли не хватает теоретической базы и аналитики научного уровня. Необходимо проводить такие исследования. Каждый исследователь должен печатать их результаты в научных журналах и представлять на международных конференциях не менее 1 публикации в год. Издание учебно-методической литературы по дисциплине не менее

1 издания в год. На сегодняшний день в поле учебно-методической литературы по направлению креативного предпринимательства практически нет изданий, подготовленных и выпущенных в Казахстане и Центральной Азии, учитывающих специфику региона. Также нет изданий на казахском языке. Необходимо не только проводить занятия и тренинги, но и оформлять их в специализированные пособия по дисциплине, чтобы передавать свой опыт следующим преподавателям и тренерам.

Заключение

В качестве резюме к вышесказанному хотелось бы еще раз подчеркнуть крайнюю важность вопроса о развитии креативного предпринимательства для экономики Республики Казахстан. Пока велась работа над статьей, в правительстве была разработана «Дорожная карта развития креативных индустрий», которая дает казахстанским творческим предпринимателям надежду на реальные изменения в культурной политике страны и на реальные возможности монетизации искусства и культуры на всех уровнях.

С 2018 года в РК проходит активная деятельность по внедрению образовательных программ в области креативного предпринимательства, в частности под эгидой программы партнерства Британского Совета «Creative Spark». С начала программы Казахская национальная академия искусств имени Жургенова принимает в ней активное участие через партнерство с Институтом культурного и креативного предпринимательства Goldsmiths University of London (Великобритания) и Impact Hub Almaty. В рамках программы были разработаны мастер-классы по креативному предпринимательству. В 2020 г. была разработана и внедрена

138

в учебный процесс дисциплина «Креативное предпринимательство». В 2021—2022 гг. разработано учебно-методическое пособие «Креативное предпринимательство».

Однако существует ряд направлений, которые необходимо развивать для дальнейшего внедрения программ по креативным индустриям — обучение на всех творческих специальностях,

новые студенческие конкурсы, научное исследование, издание специальной литературы.

Представленные шаги видятся как программа-минимум для достижения приемлемого для современности уровня креативной экономики, пришедшей на смену индустриальной и провозгласившей лозунг: «Культура — это новая нефть!»

< <

и

ж о

Список источников

Гончарова, Анастасия, и Дана Шаяхмет. «Диагностика основных компетенций, знаний и навыков креативных предпринимателей в Казахстане». Central Asian Economic Review, № 5 (134), 2020, с. 54-69.

Дуйсенханов, Ермек, и др. Основы предпринимательства. Методическое пособие: рабочая тетрадь для студента. Нур-Султан, НПП «Атамекен», ОО «Молодые инвалиды города Астаны», 2019.

«Creative Spark: программа для высших учебных заведений по развитию предпринимательства», British Council Казахстан, kazakhstan.britishcouncil.org/ru/ programmes/education/creative-spark. Дата доступа 20 февраля 2022.

Лэндри, Чарльз. Креативный город. Москва, Классика XXI, 2006. °

m

О'Рейли, Тим. WTF? Гид по бизнес-моделям будущего. Москва, Бомбора, 2019. §

и

Пайн, Джозеф Б., и Джеймс Х. Гилмор. Экономика впечатлений: как превратить покупку

и

в захватывающее действие. Москва, Интеллектуальная Литература, 2021. ^

X X

Флорида, Ричард. Креативный класс: люди, которые создают будущее. Перевод £

и

с английского Н. Яцюк, Москва, МИФ, 2016. ч

X X

Хезмондалш, Дэвид. Культурные индустрии. Перевод с английского И. Кушнаревой, ïj

научный редактор Анна Михалева, Москва, Издательский дом Высшей школы |

экономики, 2014. <

ш

Хокинс, Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. Перевод с английского Ирины Щербаковой, Москва, Классика XXI, 2011.

Эпштейн, Эдвард. Экономика Голливуда: на чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия. Перевод с английского М. Иутина, Москва, Альпина Паблишер, 2016.

Caves, Richard E. Creative Industries: Contracts between Art and Commerce, Harvard University Press, 2000.

References

Caves, Richard E. Creative Industries: Contracts between Art and Commerce, Harvard University Press, 2000.

"Creative Spark: programma dlya vysshih uchebnyh zavedenij po razvitiyu predprinimatel'stva." ["Creative Spark: Higher Education Enterprise Program."] British Council Kazakhstan, kazakhstan.britishcouncil.org/ru/programmes/education/creative-spark. Accessed 20 February 2022. (In Russian)

Duisenkhanov, Ermek, et al. Osnovy predprinimatel'stva. Metodicheskoe posobie: rabochaya S tetrad' dlya studenta. [Fundamentals of Entrepreneurship. Methodological Guide: Student

™ Workbook.] Nur-Sultan, NPP Atameken, Molodye invalidy goroda Astany, 2019. (In Russian)

| Epstein, Edward. Ekonomika Gollivuda: na chem na samom dele zarabatyvaet kinoindustriya.

<< [The Hollywood Economist: The Hidden Financial Reality Behind the Movies.] Moscow, Al'pina

§ Pablisher, 2016. (In Russian)

Florida, Richard. Kreativnyj klass: lyudi, kotorye sozdayut budushchee. [Creative Class: People <1 Who Create the Future]. Moscow, MIF, 2016. (In Russian)

Goncharova, Anastassiya, and Dana Shayakhmet. "Diagnostika osnovnyh kompetencij, znanij i navykov kreativnyh predprinimatelej v Kazahstane." ["Diagnostics of Basic Competences, Knowledge and Skills of Creative Entrepreneurs in Kazakhstan."] Central Asian Economic Review, no. 5, 2020, pp. 54-70. (In Russian)

Hesmondhalgh, Devid. Kul'turnye industrii. [The Cultural Industries.], transl. by Anna Mikhalyova, Moscow, VSHE, 2014. (In Russian)

Howkins, John. Kreativnaya ekonomika. Kakprevratit' idei vden'gi. [The Creative Economy: How People Make Money from Ideas.] Moscow, Klassika-XXI, 2011. (In Russian)

и

ж о

> ч

Landri, Charles. Kreativnyj gorod. [The Creative City.] Moscow, Klassika XXI, 2006. (In Russian)

O'Reilly, Tim. WTF? Gid po biznes-modelyam budushchego. [WTF? What's the Future and Why It's Up to Us.] Moscow, Bombora, 2019. (In Russian)

Pine, Joseph, and James H. Gilmore. Ekonomika vpechatlenij: kak prevratit' pokupku v zahvatyvayushchee dejstvie. [The Experience Economy: How to Turn a Purchase into an Exciting Experience.] Moscow, Intellektual'naya Literatura, 2021. (In Russian)

Юлия Сорокина

Т. К- Жургенов атындагы Казак, улттык енер академиясы (Алматы, Казахстан)

Т. К. ЖYРГЕНОВ АТЫНДАРЫ КАЗАК ¥ЛТТЫК 6НЕР АКАДЕМИЯСЫНДА «КРЕАТИВТ1 КЭС1ПКЕРЛ1К» ПЭН1Н ЕНГ1ЗУ

Ацдатпа. 2018 жылдан 2022 жылра дейiн «Арт-менеджмент жэне продюсерлеу» кафедрасынын 6ip топ окытушылары «Креативт кэсткерлю> бiлiм беру курсынын пайда болуына жумыс жасады. Дегенмен оны шь^армашылык жорары оку орындарынын оку процесiне енгiзудiн eзектiлiгi элемд^ экономиканын индустриялыктан постиндустриалды (креативтi) экономикара кeшуiне байланысты бурыннан пiсiп-жетiлдi. Пэндi енгiзу бойынша, жумыс барысында кафедра окытушылары бiлiктiлiктi арттыру курстарынан етт, Британдык кенес eткiзетiн «Creative Spark» халыкаралык бiлiм беру жобасы аясында Goldsmiths University of London (¥лыбритания) мэдени жэне креативтi кэсiпкерлiк Институтымен жэне Impact Hub Almaty сер^теспк орнатты. Серiктестiк шенберiнде креативтi кэсткерл^ бойынша тренингтер эзiрленiп eткiзiлдi, 2020 жылдан бастап «Арт-менеджмент» мамандыш бойынша оку баедарламаларына енгiзiлген ECTS 6 кредитше арналран курстын силлабусы эзiрлендi. Мамандардын пэндi дамыту бойынша кезкарасы бар -казiргi уакытта орыс, арылшын жэне казак тiлдерiнде «Креатива кэсткерлю> оку-эдiстемелiк куралы шь^арылуда, кезен-кезенмен шлыми зерттеулер ЖYргiзу жэне пэн бойынша арнайы жэне оку эдебиеттерш шь^ару жоспарлануда. ТYЙiндей келгенде, автор Казакстанда креативтi кэсiпкерлiктiн дамып келе жатканын айтады, бул елiмiздегi «Креатива индустрияларды дамытудын жол картасынын» Yкiмет денгейiнде эзiрленуiмен дэлелденедi. Бiрак арнайы бЫм беру баедарламаларын енгiзу, тренингтерд^ конкурстарды дамыту, кiтаптар мен журналдарды шь^ару сиякты бiркатар барыттар бойынша белсендi жэне дереу жумыс ^еу кажет, eйткенi Казакстан казiргi заманнын шындыш мен сын-катерлерiне сэйкес eз экономикасын кайта куруда дамь^ан елдерден артта калуы MYмкiн.

TipeKсвздер: креатива экономика, креативтi индустрия, креатива кэсiпкерлiк, мэдени эрiптестiк, Creative Spark, мэдениетт монетизациялау, креативтi класс.

Дэйексвз ушш: Сорокина, Юлия. «Т. К. ЖYргенов атындары Казак улттык eнер академиясында "Креативт кэсiпкерлiк" пэнiн енпзу». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 1, 2022, 131-142 б. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.541.

< <

о

141

ж о

> ч

Yuliya Sorokina

T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan)

IMPLEMENTATION OF THE "CREATIVE ENTREPRENEURSHIP" DISCIPLINE AT THE T. K. ZHURGENOV KAZAKH NATIONAL ACADEMY OF ARTS

Abstract. "Creative entrepreneurship" is an educational course on which a group of teachers from the Art Management and Producing Department have been working since 2018, although the relevance of its introduction into the educational process of creative universities has long been overdue to the transition of the world economy from industrial to post-industrial (creative). On the way of work on the implementation of the course, the teaching staff of the department took advanced training courses and started a partnership with the Institute for Cultural and Creative Entrepreneurship at Goldsmiths University of London (UK) and Impact Hub Almaty as part of the international educational project "Creative Spark" conducted by the British Council. Within the framework of the partnership, trainings on creative entrepreneurship were developed and conducted, a course syllabus for 6 ECTS credits was developed, which since 2020 has been introduced into the curricula of the 'Art Management" specialty. The specialists have a vision for the development of the program - now the educational and methodological manual "Creative Entrepreneurship" is being published, it is planned to conduct research and further publishing of educational literature on the subject. As a summary, the author concludes that creative entrepreneurship is developing in Kazakhstan, which is proved by the "Roadmap for the Development of Creative Industries" developed in the country at the government level. However, in several areas, such as the introduction of special educational programs, the development of trainings, competitions, the publication of books and magazines, it is necessary to work actively and immediately, since Kazakhstan may lag behind developed countries in restructuring its economy in accordance with the realities and challenges of our time.

Keywords: creative economy, creative industries, creative entrepreneurship, cultural partnership, Creative Spark, cultural monetization, creative class.

Cite: Sorokina, Yuliya. "Implementation of the 'Creative Entrepreneurship' Discipline at the T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts." Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, no. 1, 2022, pp. 131-142. DOI: 10.47940/cajas.v7i1.541.

Автор туралы м^мет:

Юлия Владимировна Сорокина — философия докторы (PhD), Т. К. Жургенов атындаFы Казак, улттык, енер академиясыньщ арт-менеджмент жэне продюсерлеу кафедрасыныц аFа окытушысы (Алматы, Казакстан)

Сведения об авторе:

Юлия Владимировна Сорокина — доктор философии (PhD), старший преподаватель кафедры арт-менеджмента и продюсирования Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова (Алматы, Казахстан)

Author's bio:

Yuliya V. Sorokina — PhD, Senior Lecturer, Art Management and Producing Department, T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan)

ORCID ID: 0000-0003-1567-9215 email: yula.sorokina65@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.