Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИН, СВЯЗАННЫХ С ИНФОРМАЦИОННЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗОВ'

ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИН, СВЯЗАННЫХ С ИНФОРМАЦИОННЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / BIM-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баклушина И.В.

Рассмотрены преимущества применения BIM-технологий в современном строительстве, обоснована необходимость введения в образовательные программы вузов дисциплин, связанных с информационным моделированием, описан опыт внедрения таких дисциплин в двух вариантах: включения дисциплин BIM-технологий в существующие образовательные программы и создания отдельных специализированных образовательных программ. Приведены положительные аргументы в пользу формирования компетентностной ориентации обучающихся в области применения BIM-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DISCIPLINES RELATED TO INFORMATION MODELING IN THE EDUCATIONAL PROGRAMS OF UNIVERSITIES

The advantages of using BIM technologies in modern construction are considered, the necessity of introducing disciplines related to information modeling into the educational programs of universities is substantiated, the experience of introducing such disciplines in two versions is described: the inclusion of disciplines of BIM technologies in existing educational programs and the creation of separate specialized educational programs. There are given positive arguments in favor of the formation of competence orientation of students in the field of application of BIM technologies.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИН, СВЯЗАННЫХ С ИНФОРМАЦИОННЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗОВ»

ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИН, СВЯЗАННЫХ С ИНФОРМАЦИОННЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗОВ

И.В. Баклушина, доцент

Сибирский государственный индустриальный университет (Россия, г. Новокузнецк)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-71-74

Аннотация. Рассмотрены преимущества применения BIM-технологий в современном строительстве, обоснована необходимость введения в образовательные программы вузов дисциплин, связанных с информационным моделированием, описан опыт внедрения таких дисциплин в двух вариантах: включения дисциплин BIM-технологий в существующие образовательные программы и создания отдельных специализированных образовательных программ. Приведены положительные аргументы в пользу формирования ком-петентностной ориентации обучающихся в области применения BIM-технологий.

Ключевые слова: технология информационного моделирования, проектирование, образовательная программа, компетенция, компетентностная ориентация, учебная дисциплина, BIM-технологии.

Применение BIM-технологий в современном строительстве чрезвычайно облегчает задачу проектирования объектов, позволяет сокращать трудовые и временные затраты, а также способствует более качественному выполнению расчетов с меньшей вероятностью ошибок. Считается, что процесс применение BIM при проектировании инженерных систем позволяет примерно сократить время проектирования. К примеру, для систем водоснабжения на 27,7%, что может снизить примерно 2% от общей инвестиционной стоимости проекта.

Основные преимущества BIM:

- Повышение согласованности и точности файлов: уровень согласованности между видами чертежа очень высок.

- Строгое и единообразное управление системой обозначений согласно единым требованиям.

- Сокращение времени разработки за счет легкого и быстрого редактирования, синхронизации, максимизации производительности.

- Простая координация.

- Быстрый анализ и немедленный ремонт структуры инженерных систем.

- Минимизация ошибок во время строительства D2D.

На сегодняшний день многие вузы РФ постепенно вводят в свои образовательные

программы дисциплины, связанные с информационным моделированием. Постоянный мониторинг учебного процесса, отслеживание изменений, происходящих в строительной сфере, взаимодействие с международными коллегами и строительными организациями, активное сотрудничество с разработчиками программного обеспечения, регулярное внедрение новых информационных ресурсов позволяет активно использовать В1М-технологии в учебном процессе, чтобы сформировать навыки и умения современного молодого инженера в области информационных технологий [3].

Решение поставленной задачи возможно в двух вариантах: создание отдельных специализированных образовательных программ или включение дисциплин В1М-технологий в существующие образовательные программы.

Первый вариант был реализован в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ). Компетентностная модель выпускника-бакалавра ориентировалась в основном на процесс моделирования зданий, разработку конструктивного решения, включая последующую распечатку рабочих чертежей с спецификациями материалов и изделий. При организации процесса

обучения приоритетным видом учебных занятий были лабораторные или практические работы с минимальным количеством лекций. Это объяснялось необходимостью формирования устойчивых навыков работы с компьютером, включая не только проектирование, но и поиск в интернете необходимой технической информации [4].

Второй вариант с успехом реализуется в Сибирском государственном индустриальном университете (СибГИУ), г. Новокузнецк [5], в том числе в условиях дистанционного обучения в период распространения новой коронавирусной инфекции [6].

Разработанная в СибГИУ основная образовательная программа (ООП) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в полном соответствии с ФГОС способна обеспечить формирование способности выпускника применять знания, умения, навыки и личные качества в соответствии с задачами, связанными с применением В1М-технологий в рамках некоторых общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также обеспечить компетентностную ориентацию обучающихся [7] при организации учебной, в том числе самостоятельной [8, 9] работы. ООП предполагает реализацию двух направлен-ностей (профилей): направленность (профиль) № 1 «Инженерные системы жизнеобеспечения в строительстве»; направленность (профиль) № 2 «Промышленное и гражданское строительство». При реализации ООП бакалавриата применяется электронное обучение, а также дистанционные образовательные технологии (в заочной форме обучения). Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривают возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП бакалавриата определяется приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностями применять знания,

умения, навыки и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Из всей совокупности общепрофессиональных компетенций выпускников были выбраны такие общепрофессиональные компетенции и индикаторы их достижения, которые обеспечивают формирование способности выпускника применять знания, умения, навыки и личные качества в соответствии с задачами, связанными с применением BIM-технологий [5].

В соответствии с выбранными индикаторами были разработаны программы дисциплин учебного плана, предполагающие их формирование во взаимосвязи с программой проектной практики. В итоге в образовательную программу высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство была внедрена методика обучения BIM-технологиям. В качестве полнофункциональной платформы для BIM-проектирования был выбран программный продукт Autodesk Revit.

Формирование первичных навыков проектных действий обеспечивается при реализации дисциплины обязательной части блока 1 учебного плана «Компьютерное проектирование в строительстве», продолжается в программах дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений и дисциплин направлен-ностей. Переход к базовым навыкам работы с BIM-моделями происходит в проектной практике.

В результате освоения совокупности дисциплин по BIM-технологиям обучающийся по программе должен знать:

- историю развития BIM технологий;

- понятия о семействах вAutodesk Revit;

Уметь:

- работать в Autodesk Revit с трубопроводными системами;

- работать в вAutodesk Revit с вентиляционными системами;

Иметь практический опыт:

- моделирования сантехнических систем в Autodesk Revit;

- работы со спецификациями в Autodesk Revit.

Обучение включает в себя: теоретическое обучение и профессиональный курс по следующим темам:

- История развития BIM технологий.

- Понятие о семействах в Revit.

- Построение архитектурной основы в Revit.

- Работа с инженерными системами в Revit.

- Выполнение расчетов, чертежей, спецификаций.

По каждому модулю были сформированы комплекты раздаточного материала; фонды заданий; демонстрационные материалы; комплекты презентаций; комплект видеоуроков.

В условиях дистанционного обучения в СибГИУ в период распространения новой коронавирусной инфекции [6] массовый переход к дистанционной форме образования выявил ряд недостатков такого способа организации образовательного процесса, однако именно видеоуроки были особенно успешны в формировании необходимых навыков. Обучение происходило с

использованием электронной информационно-образовательной среды университета с применением электронного обучения. Для облегчения процесса обучения были созданы инструкции по использованию программного обеспечения.

Внедрение дисциплин В1М-технологий в образовательные программы СибГИУ отвечает требованиям приоритетных задач национального проекта «Жилье и городская среда», разработанный во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Кроме этого, формирование компе-тентностной ориентации обучающихся [7, 10] в области применения В1М-технологий, что будет способствовать их социальной мобильности, конкурентоспособности, устойчивости на рынке труда с учетом требований профессиональных стандартов и адаптации к качественным изменениям социально-экономического пространства региона.

Библиографический список

1. Вороженков Н.С. Технологии информационного моделирования в строительстве // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией М.В. Темлянцева. Новокузнецк, 2020. - С. 170-172.

2. Lehtoviita T. Using BIM to Ensure the Safety of Buildings / Lehtoviita T., Pylkkänen T., Paappanen J., Huuskonen H., Kanerva J., Rautiainen J., Windahl T. // BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры: материалы III Международной научно-практической конференции; СПбГАСУ. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 33-50.

3. Гурьева Ю.А. BIM-технологии в строительном комплексе: зарубежный и отечественный опыт // BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры: материалы III Международной научно-практической конференции; СПбГАСУ. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 60-67.

4. Хапин А.В. Проблемы внедрения технологий BIM в архитектурно-строительное образование / А.В. Хапин, Б.Е. Махиев // BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры: материалы III Международной научно-практической конференции; СПбГА-СУ. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 75-80

5. Баклушина И.В. Об интеграции BIM-технологий в образовательный процесс технического вуза // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-7. - С. 14-17.

6. Баклушина И.В., об опыте дистанционного обучения в сибирском государственном индустриальном университете в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 / И.В. Баклушина, А.А. Куценко, М.Н. Башкова, К.А. Ефимова // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. - 2020. - №4 (34). - С. 47-51.

7. Баклушина И.В. О компетентностной ориентации обучающихся в условиях образовательного процесса технического вуза // European Social Science Journal. - 2018. - №5-1. -С. 197-202.

8. Баклушина И.В. Контроль самостоятельной работы как управление учебной деятельностью студентов / И.В. Баклушина, М.Н. Башкова, Е.В. Смирнова, Д.А. Арнаутов // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. - 2015. - №1 (11). - С. 95-97.

9. Баклушина И.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов / И.В. Баклушина, М.Н. Башкова // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. - 2014. - №4 (10). - С. 62-65.

10. Баклушина И.В. О компетентностной ориентации студентов в условиях образовательного процесса технического вуза (из опыта реализации дисциплины "Теплоснабжение") / И.В. Баклушина, Л.Ф. Михальцова // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2016. - Т. 2. № 2. - С. 76-83.

IMPLEMENTATION OF DISCIPLINES RELATED TO INFORMATION MODELING IN THE EDUCATIONAL PROGRAMS OF UNIVERSITIES

I.V. Baklushina, Associate Professor Siberian State Industrial University (Russia, Novokuznetsk)

Abstract. The advantages of using BIM technologies in modern construction are considered, the necessity of introducing disciplines related to information modeling into the educational programs of universities is substantiated, the experience of introducing such disciplines in two versions is described: the inclusion of disciplines of BIM technologies in existing educational programs and the creation of separate specialized educational programs. There are given positive arguments in favor of the formation of competence orientation of students in the field of application of BIM technologies.

Keywords: technology of information modeling, design, educational program, competence, competence orientation, academic discipline, BIM technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.