Научная статья на тему 'Внедрение Болонской системы и ЕГЭ (социологический анализ)'

Внедрение Болонской системы и ЕГЭ (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение Болонской системы и ЕГЭ (социологический анализ)»

ГЕБЕКОВ Г.Ф.

Внедрение Болонской системы и ЕГЭ (социологический анализ)

Болонское соглашение, подписанное Россией в 1999 г., призвано стать основой для создания единого образовательного пространства в Европе. Его преимущества в том, что жители любой присоединившейся страны получают равные возможности для выбора места обучения, а затем и трудоустройства. Однако создание общей образовательной системы предполагает значительное изменение систем национальных. Так, чтобы студент высшего учебного заведения одной страны в любой момент мог продолжить изучение тех или иных предметов в другой, а потом, вернувшись домой, зачесть пройденное за границей, то для этого учебные курсы и программы должны быть сопоставимы. Таким образом, для достижения целей Болонского процесса нужно менять местные системы образования и отказаться от ряда их особенностей.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.02.2005 № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» был утвержден План мероприятий по реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования России на 2005 - 2010 годы [1].

Таким образом, российские чиновники уже к 2010 году планируют полностью приравнять систему высшего образования к европейским стандартам. Об этом уже заявлял министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По подсчетам министерства, к 2010 г. вузы страны перейдут на двухступенчатую систему преподавания - бакалавриат и магистратуру, а студенты получат право продолжать начатое в России образование в университетах стран Евросоюза.

Упоминание о «Болонском процессе» вызвало очередную волну дискуссий среди работников сферы образования. Против внедрения западных стандартов выступает ряд ведущих вузов, в том числе МГУ. Недовольны предстоящей реформой и многие студенты: они убеждены, что Болонская система ударит по их карману (таблица 2).

Свое название «Болонский процесс» получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться в России.

Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и

готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей [2].

За последние годы местные студенческие движения против тех или иных проявлений Болонской реформы начали возникать в большинстве стран Европы. Вот перечень студенческих забастовок:

Германия - против ограничений государственного финансирования высшего образования (десятки тысяч студентов в федеральных землях Гессен, Нижняя Саксония, Бавария, более 100 000 студентов и преподавателей в Берлине). Координатор протестов - Национальное объединение студентов;

Франция - против повышения оплаты и жесткого отбора при поступлении. 3 декабря 2005 г. - многотысячные марши по многим городам страны. Координатор - Французский Национальный Союз Студентов;

Италия - против коммерциализации образования (палаточные лагеря на улицах с участием тысяч студентов). Координатор - Национальный союз студентов Италии;

Ирландия - против повышения регистрационного взноса студентов от $ 650 до $ 750 и против ухудшения качества образования. Координатор -Союз Студентов Ирландии;

Великобритания - 3 декабря 2005 г. - так называемое «Массовое взятие парламента», когда студенты, представляющие свои вузы, добились права на встречу с парламентариями с целью высказать протест против решения поднять оплату за обучение.

Чешская республика - сотни студентов, Союз Ректоров и Национальное объединение студентов выступили против нового бюджета, не покрывающего нужд высшего образования.

Финляндия - массовый протест в 11 городах страны против сокращения времени учебы (9 декабря 2005 г.) [3].

Также студенческие демонстрации прошли в Греции, Румынии, Латвии, Боснии и Герцеговине.

Внедрение ЕГЭ и Болонской системы вызывает столкновение противоположных концепций образования, отражающих мнения различных слоев общества по вопросу о будущем российского образовательного пространства.

Причем сторонники этих нововведений являются адептами либерально-демократического развития нашего общества. Они считают, что Россия должна следовать по западному пути развития, перенимая не только политические, экономические и правовые модели развития, но и образовательные стандарты. Все это, по их мнению, будет способствовать успешной интеграции России в мировое экономическое, культурное и образовательное пространство. Глобализация, считают они, является неминуемым ис-

торическим процессом, от которого не нужно отгораживаться неизменным поддержанием особенных общественно-политических, или же образовательных систем.

Идеологические противники внедрения ЕГЭ и Болонской системы на территории Российской Федерации считают, что «наше образование самое лучшее в мире». На наш взгляд подобного рода утверждения являются не более как мифами, стереотипами и штампами общественного сознания, которые поддерживаются политиками, чиновниками, журналистами и даже учеными. При этом мы не отрицаем, великие достижения советской модели образования, преемницей которой является российская образовательная система. В то же самое время мы считаем, что не нужно останавливаться на тех успехах, которые были достигнуты в прошлом, нужно стремиться к дальнейшему совершенствованию отечественного образования. Причем это совершенствование зачастую не выгодно чиновникам, занимающим ответственные должности в образовательной системе и вузовским работникам, которые привыкли к определенным коррупционным механизмам в своей деятельности и боятся того, что в новых условиях незаконные денежные потоки будут обходить их стороной. У них нет полной уверенности в том, что в изменившихся обстоятельствах они смогут по-прежнему заниматься взяточничеством в прежних объемах.

Мы, конечно же, не надеемся на то, что реформированное образование существенно снизит коррупцию в образовательной среде. Однако вместе с иными мерами это может привести к постепенным переменам в лучшую сторону.

По этим причинам мы и решили выяснить отношение респондентов к изменениям, которые происходят в области образования. (Социологический опрос был проведен на территории РД в 2008 году).

Респондентам было предложено ответить на два вопроса: 1. «Как Вы относитесь к оценке знаний выпускников школы посредством ЕГЭ (единый государственный экзамен в форме тестирования)? (отметьте не более 3-х вариантов ответа)» (таблица 1); 2. Как Вы относитесь к постепенному внедрению Болонской (европейской) модели образования в России, предусматривающей двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавриат - 4 года обучения, магистратура - 6 лет)? (отметьте не более двух вариантов ответа)» (табл. 2).

Таблица 1

\ Варианты \ ответов Респонденты \ Положительно, в большинстве высокоразвитых западных странах (Европы, США и т. д.) знания учащихся определяются посредством тестирования Положительно, тестирование учит учащихся мыслить рационально (разумно) Положительно, уменьшается возможность для коррупции (взяточничества) Отрицательно, ЕГЭ разрушает традиционную систему образования Отрицательно, тестирование не дает возможность творчески проявить свои способности Отрицательно, тестирование не сможет победить коррупцию (взяточничество) Мне все равно ь т и т е в т о ь о 2 дн у тр а оо

Школьники \ 39/19.2* 65/32.0 31/15.3 92/45.3 81/39.9 99/48.8 2/1.0 10/4.9

Учителя школ 36/14.3 58/23.0 51/20.2 106/42.1 110/43.7 139/55.2 3/1.2 9/3.6

Студенты вузов 10/10.8 15/16.1 12/12.9 38/40.9 43/46.2 36/38.7 8/8.6 6/6.5

Преподаватели вузов 9/15.0 11/18.3 7/11.7 24/40.0 34/56.7 33/55.0 0/0 1/1.7

Родители школьников и студентов вузов 31/16,8 53/28,8 30/16,3 60/32,6 56/30,4 85/46,2 4/2,2 13/7,1

Примечание: в этой и следующей таблицах первая цифра абсолютная (число респондентов), а вторая относительная (в процентах к общему числу респондентов определенной категории).

Результаты опроса показали, что значительная часть респондентов отрицательно относятся к инициативам властных структур по дальнейшему реформированию российского образования в соответствие с западноевропейскими стандартами. Наиболее популярными были варианты ответов «отрицательно, ЕГЭ разрушает традиционную систему образования» или же «отрицательно, ибо разрушится традиционная система образования, которая отлично себя зарекомендовала» (таблицы №№ 1 - 2).

В то же время варианты ответов «положительно, в большинстве высокоразвитых западных странах (Европы, США и т. д.) знания учащихся определяются посредством тестирования» и «положительно, Болонская модель высшего образования более прогрессивная и проверенная на практике в странах Западной Европы» отмечались респондентами существенно реже (таблицы №№ 1 - 2).

Таблица2

\ Варианты \ ответов Респонденты \ Отрицательно, бакалавры будут не востребованы на российском рынке труда, а магистратура, возможно, станет платной Отрицательно, ибо разрушится традиционная система образования, которая отлично себя зарекомендовала Положительно, Болонская модель высшего образования более прогрессивная и проверенная на практике в странах Западной Европы Положительно, так как наши дипломы станут признаваться на зарубежном рынке труда Мне все равно ьт и т е в т о ь о 2 дн у тр а З

Школьники \ 48/23.6 48/23.6 29/14.3 49/24.1 27/13.3 54/26.6

Учителя школ 78/31.0 90/35.7 39/15.5 63/25.0 47/18.7 4/1.6

Студенты вузов 16/17.2 16/17.2 26/28.0 32/34.4 9/9.7 21/22.6

Преподаватели вузов 17/28.3 29/48.3 13/21.7 13/21.7 0/0 5/8.3

Родители школьников и студентов вузов 42/22,8 60/32,6 33/17,9 48/26,1 11/5,9 45/24,5

Получается, что большая часть респондентов весьма ревностно относятся к сохранению существующих образовательных моделей. Сторонники преобразований составляют незначительный процент от общей выборки. Означает ли это, что в сложившейся обстановке органы государственной власти должны пойти на уступки пассивному давлению общественного мнения? Или же они должны неукоснительно следовать взятым на себя международным обязательствам, как в случае подписания Болонского соглашения? И что было бы, если перед отменой крепостного права в России среди помещиков провели социологический опрос по поводу освобождения крестьян? Должно ли государство идти на уступки консервативному большинству или же оно само призвано воспитывать граждан в духе либерально-демократической идеологии? Ответы на эти и другие вопросы могут быть даны ходе дальнейших научных исследований проблемы интеграции российского образовательного пространства в общемировой рынок образовательных услуг.

Литература

1. http://www.quality.edu.ru/bolonski/politika/776/;

2.http://newsru.com/russia/ 19jul2006/bolonsky.html (NEWSru.com//Новости России//Среда, 19 июля 2006 г.);

3. http://www.esib.org/news/studentdemosdec03.ph.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.