Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ АПК СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 4-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ'

ВНЕДРЕНИЕ АПК СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 4-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ДЕВОЧКИ-СПОРТСМЕНКИ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корягина Ю.В., Нопин С.В., Абуталимова С.М., Тычинина А.П.

Апробация и внедрение аппаратно-программного комплекса (АПК) Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой (включающей программу для ЭВМ и аппаратную часть - пульт с датчиками и светодиодами) проводились на базе детско-юношеской спортивной школы города-курорта Железноводска. В апробации приняли участие 50 юных гимнасток 4-8 лет (начинающие, юношеские разряды, 3-й взрослый). Проведенное исследование показало эффективность разработанного АПК в определении морфо-психофункционального развития и готовности девочек к занятиям художественной гимнастикой. Были получены значимые, имеющие научно-практический интерес данные о возрастных различиях юных гимнасток по морфологическим и функциональным показателям, уровню развития физических качеств, физической и психической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корягина Ю.В., Нопин С.В., Абуталимова С.М., Тычинина А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE SPORTS ORIENTATION OF CHILDREN TO RHYTHMIC GYMNASTICS COMPLEX TO STUDY AGE-RELATED FEATURES OF 4-8-YEAR OLD RHYRHMIC GYMNASTS

Testing and implementation of the hardware and software complex (HSC) Sports orientation of children to rhythmic gymnastics (including a software program and its hardware part - an input device with markers and LEDs) were done in the sports school of Zheleznovodsk. The testing included 50 gymnasts aged 4-8 years (beginners, youth grades and the 3rd adult grade). The conducted study has demonstrated the efficiency of the developed HSC in identifying the morpho-psychofunctional development and fitness of girls to rhythmic gymnastics classes. We have received significant data with a scientific and practical interest about age-related differences of young gymnasts in morphological and functional indicators, level of the physical qualities' development, physical and mental performance.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ АПК СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 4-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ»

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (4)_2022, Vol. 6 (4)

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Дата публикации: 01.12.2022 Publication date: 01.12.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_26 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_26

УДК 612; 681.3; 796.412.2 UDC 612; 681.3; 796.412.2

ВНЕДРЕНИЕ АПК СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 4-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, С.М. Абуталимова, А.П. Тычинина

ФГБУ «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», г. Ессентуки, Россия

Аннотация. Апробация и внедрение аппаратно-программного комплекса (АПК) Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой (включающей программу для ЭВМ и аппаратную часть - пульт с датчиками и светодиодами) проводились на базе детско-юношеской спортивной школы города-курорта Железноводска. В апробации приняли участие 50 юных гимнасток 4-8 лет (начинающие, юношеские разряды, 3-й взрослый). Проведенное исследование показало эффективность разработанного АПК в определении морфо-психофункционального развития и готовности девочек к занятиям художественной гимнастикой. Были получены значимые, имеющие научно-практический интерес данные о возрастных различиях юных гимнасток по морфологическим и функциональным показателям, уровню развития физических качеств, физической и психической работоспособности.

Ключевые слова: художественная гимнастика, девочки-спортсменки, морфологический статус, психическое развитие, функциональное состояние, возрастные особенности.

IMPLEMENTATION OF THE SPORTS ORIENTATION OF CHILDREN TO RHYTHMIC GYMNASTICS COMPLEX TO STUDY AGE-RELATED FEATURES OF 4-8-YEAR OLD RHYRHMIC GYMNASTS Yu.V. Koryagina, S.V. Nopin, S.M. Abutalimova, A.P. Tychinina

FSBI "North Caucasian Federal Research-Clinical Center of the Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, Russia

Annotation. Testing and implementation of the hardware and software complex (HSC) Sports orientation of children to rhythmic gymnastics (including a software program and its hardware part - an input device with markers and LEDs) were done in the sports school of Zheleznovodsk. The testing included 50 gymnasts aged 4-8 years (beginners, youth grades and the 3rd adult grade). The conducted study has demonstrated the efficiency of the developed HSC in identifying the morpho-psychofunctional development and fitness of girls to rhythmic gymnastics classes. We have received significant data with a scientific and practical interest about age-related differences of young gymnasts in morphological and functional indicators, level of the physical qualities' development, physical and mental performance.

Keywords: rhythmic gymnastics, female athletes, morphological state, mental development, functional state, age-related features.

Введение. Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений,

необходимостью формирования стабильных и надежных навыков [1-3]. Наряду с диагностикой данных способностей в период начального отбора и спортивной ориентации специалисты отмечают необходимость их контроля, а также контроля

состояния здоровья и функционального состояния на последующих этапах спортивной тренировки [3]. Имеется мнение о большой роли выявления темпов прироста специализированных для гимнасток качеств и функциональных свойств в процессе тренировки, что подтверждает необходимость не только начальной, но и этапной их диагностики с применением стандартной специально разработанной технологии тестирования [4]. Для спортивной ориентации детей, занимающихся художественной гимнастикой, нами был разработан АПК Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой [5], позволяющий определить морфологический, функциональный и психологический статус спортсменок.

Целью данной работы были апробация и внедрение разработанного АПК Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой для исследования возрастных особенностей девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Методы и организация исследования.

Апробация и внедрение информационно-аналитической системы АПК Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой» (включающей программу для ЭВМ и аппаратную часть - пульт с датчиками и светодиодами) проводились в МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» города-курорта Железноводска Ставропольского края. В апробации приняли участие 50 юных гимнасток 4-8 лет (начинающие, юношеские разряды, 3-й взрослый). Родители (законные представители) дали информированное согласие на участие в исследовании несовершеннолетних спортсменок, а также разрешение на обработку персональных данных.

Для оценки физического развития использовали стандартные антропометрические методы: определение длины (роста) и веса тела, обхвата грудной клетки на вдохе, выдохе и паузе, обхвата запястья. При проведении антропометрических исследований

были соблюдены стандартные требования [6-8].

Спирометрические показатели спортсменов определяли с помощью портативного спирометра Carefusion MicroLab Mk8 компании MicroMedical "Williams Medical Corporate" (Южный Уэльс, Великобритания), частоту сердечных сокращений (ЧСС) - с помощью монитора сердечного ритма Polar M200. Становую и кистевую динамометрию определяли с помощью соответствующих динамометров ДС 200 и EH 101. Для оценки физической работоспособности использовали Гарвардский степ-тест. Скоростно-силовые способности определяли с помощью теста «прыжок в длину с места», гибкость - с помощью теста «Наклон вперед сидя» [9]. Оценка психологического состояния и готовности к занятиям для детей 4-5 лет включала наиболее простые тесты общей осведомленности, общей понятливости, на внимание, мышление, восприятие [10]. С помощью компьютерной диагностики выполнялись тесты на время простой сенсомоторной реакции на свет и звук, время сложной сенсомоторной реакции - реакции выбора и определение уровня зрелости нервных процессов (теппинг-тест), тест Шульте, тест на определение индивидуальной единицы времени [11].

Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы Statistica 13.0. Рассчитывались стандартные показатели описательной статистики (среднее значение, среднее квадратическое отклонение). Сравнение показателей проводилось с помощью непараметрических критериев: U-критерий Манна-Уитни и Краскела-Уоллиса для оценки различий между независимыми группами.

Результаты исследования и их обсуждение. Применение АПК Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой позволило получить данные, характеризующие морфологический статус, функциональные,

БИОМЕДИЦИНЫ 2022, T. 6 (4)

BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (4)

психологические, психофизиологические характеристики девочек, занимающихся художественной гимнастикой, которые представлены ниже в таблицах. Также был проведен сравнительный анализ вышеперечисленных характеристик.

Сравнительное исследование показателей морфологического статуса девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, выявило статистически значимые различия между всеми возрастными группами по всем определяемым

Таблица 1

Показатели морфологического статуса девочек 4-8 лет, занимающихся художественной

гимнастикой

параметрам (табл. 1): вес, рост, длина ноги, длина руки, обхват запястья, поверхность тела, окружность грудной клетки, экскурсия грудной клетки, массо-ростовой индекс Кетле I, росто-весовой индекс Брока, грудно-ростовой индекс Эрисмана, грудно-ростовой индекс Леви, весо-ростовой индекс Леви (гА1/3:см), индекс % отношен. мышечной силы к массе, индекс отношения становой силы к массе, индекс крепости телосложения Пинье.

№ п/п Показатели 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет Р<

1 Вес, кг 17,5±2,0 17,5±1,6 19,2±2,2 26,0±4,9 26,3±5,8 0,0001

2 Рост, см 108,5±3,8 113,7±5,9 116,2±3,3 133,0±11,8 130,2±4,5 0,0001

3 Длина ноги, см 54,9±3,0 59,7±5,6 62,7±1,9 73,4±8,5 72,9±3,1 0,0001

4 Длина руки, см 43,4±2,8 45,8±3,1 48,7±2,1 56,4±6,1 55,8±2,8 0,0001

5 Обхват запястья, см 11,9±0,3 11,7±0,5 11,9±0,6 12,7±1,3 12,6±0,9 0,02

6 Поверхность тела, см2 7264,7± 459,3 7451,8± 474,8 7895,3± 537,0 9820,6± 1341,5 9732,6± 1103,1 0,0001

7 Окружность грудной клетки, см 55,5±2,0 55,7±2,7 56,7±2,0 62,9±4,2 63,8±5,8 0,0001

8 Экскурсия грудной клетки, см 4,3±0,9 4,2±0,8 5,1±1,2 5,0±0,8 5,5±1,0 0,03

9 Массо-ростовой индекс Кетле I, г/см 160,9±17,3 154,2±13,0 165,3±15,7 194,4±20,3 201,3±40,4 0,001

10 Индекс Кетле II (Индекс массы тела (body mass index (BMI)), кг/м2 14,9±1,7 13,6±1,5 14,2±1,2 14,6±0,9 15,4±2,9

11 Росто-весовой индекс Брока, % 151,7±41,4 113,3±43,9 100,4±10,3 77,7±7,4 82,1±15,4 0,0001

12 Грудно-ростовой индекс Эри-смана, см 1,3±2,3 -1,2±2,9 -1,4±1,1 -3,6±2,3 -1,3±5,4 0,007

13 Грудно-ростовой индекс Леви, % 51,1±2,2 49,0±2,5 48,7±1,1 47,4±1,5 49,0±4,2 0,02

14 Весо-ростовой индекс Леви (гА1/3:см) 23,9±1,1 22,9±1,1 23,0±0,6 22,2±0,8 22,8±1,3 0,02

Продолжение таблицы 1

15 Индекс % отношен. мышечной силы к массе, % 31,9±6,3 40,0±5,5 46,6±5,2 48,7±12,2 44,8±8,8 0,001

16 Индекс отношения становой силы к массе, % 75,4±39,1 138,5±52,6 102,4±21,9 107,3±35,6 132,9±29,8 0,07

17 Индекс крепости телосложения Пинье, усл. ед. 35,5±4,2 40,5±5,4 40,3±2,0 44,1±4,1 40,2±10,4 0,01

Сравнительное исследование функциональных показателей девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, также выявило статистически значимые различия между всеми возрастными группами по всем определяемым

параметрам (табл. 2): жизненная емкость легких (ЖЕЛ), объем форсированного выдоха (ОФВ1), ФЖЕЛ (форсированная емкость легких), становая и кистевая динамометрия, 50 % динамометрия на время, жизненный показатель.

Таблица 2

Функциональные показатели девочек 4-8 лет, занимающихся художественной

гимнастикой

№ Показатели 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет Р<

п/п

1 ЖЕЛ, мл 797,3± 1138,3± 1378,9± 1687,1± 1702,5± 0,0001

116,1 196,8 173,6 435,6 179,0

2 ОФВ1, мл 634,5± 850,0± 1133,3± 1257,1± 1488,3± 0,0001

95,4 218,4 157,7 292,2 214,1

3 ФЖЕЛ, мл 688,2± 950,0± 1213,3± 1577,1± 1592,5± 0,0001

96,9 296,6 202,4 509,9 235,8

4 Динамометрия (стан. сила), кг 14,4±6,8 24,3±9,3 19,6±4,0 26,9±6,6 34,2±6,7 0,0001

5 Динамометрия (правой руки), кг 5,2±1,0 6,8±1,2 8,8±1,2 13,0±6,1 11,5±1,9 0,0001

6 Динамометрия (левой руки), кг 5,4±1,1 5,8±1,5 7,8±1,1 11,3±4,2 10,6±1,9 0,0001

7 50% динамометрия на время, секунд 13,2±6,9 14,3±6,4 23,0±10,2 45,4±13,8 41,5±15,0 0,0001

8 Жизненный показатель, мл/кг 42,5±9,4 65,0±10,7 72,0±8,4 64,1±10,6 66,5±10,1 0,0001

Показатели физической работоспособности (р<0,001), скоростно-силовые качества (р<0,0001) и гибкость (р<0,04) также статистически значимо различались. Прыжок в длину с места у девочек 4-х лет составил 83,9±9,1 см, 5-ти лет - 91,8±2,2 см, 6-ти лет - 101,8±7,8, см, 7-ми лет -

126,9±18,1 см, 8-ми лет - 133,9±13,9. Гибкость в упражнении «наклон вперед из положения сидя» в 4 года составила 6,9±4,3 см, в 5 лет - 7,8±5,3 см, в 6 лет - 13,3±4,5 см, в 7 лет - 17,1±7,8 см, в 8 лет - 17,6±4,7 см. Показатель физической работоспособности по индексу гарвардского степ теста

у гимнасток 4-х лет составил 38,9±4,5 у.е., 5-ти лет - 39,9±6,6 у.е., 6-ти лет - 37,5±5,7 у.е., 7-ми лет - 47,4±15,6 у.е., 8-ми лет -57,5±12,5 у.е.

Показатели времени простой и сложной сенсомоторной реакции между девочками 4-8 лет, занимающимися художественной гимнастикой, статистически значимо не различались. Девочки 4-х и 5-ти лет по психофизиологическим (свойства нервной системы, определяемые по теппинг-тесту) показателям и показателям психического развития (общая осведомленность, понятливость, внимание, мышление, восприятие) не отличались между собой.

Девочки 6-8 лет, занимающиеся художественной гимнастикой, статистически значимо различались по показателям

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Павлова, Е. В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Елена Владимировна Павлова. - Сургут. гос. пед. ун-т, 2008. - 25 с.

2. Медведева, Е. Н. К обоснованию необходимости повышения эффективности спортивной ориентации и отбора на начальном этапе подготовки в гимнастических дисциплинах / Е. Н. Медведева, Ф. Ф. Гаибов, В. С. Терехин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 94-98.

3. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития / И. Винер-Усманова, Е. Крючек, Е. Медведева, Р. Тере-хина. - М., Человек, 2014. - 200 с.

4. Корягина, Ю. В. Задачи и направления диагностики спортивного резерва для отбора и контроля в художественной гимнастике / Ю. В. Корягина, С. В. Нопин // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 3 (20). Б01: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_46.

5. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ. Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой: N 2018612450: заявлено 12.2017; опубл. 16.02.2018 / Нопин С. В., Корягина Ю. В., Тер-Акопов Г. Н.

6. Баранов, А. А. Методы изучения физического развития детей и подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма // Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий.-

психической устойчивости (p<0,03). В 6 лет данный показатель составил 0,87±0,05 у.е., в 7 лет - 0,87±0,19 у.е., в 8 лет - 1,03±0,15 у.е.

Заключение. Таким образом, апробация и внедрение информационно-аналитической системы АПК Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой показало свою эффективность в определении морфо-психофункциональ-ного развития и готовности девочек к занятиям художественной гимнастикой. Были получены значимые, имеющие научно-практический интерес данные о возрастных различиях юных гимнасток по морфологическим и функциональным показателям, уровню развития физических качеств, физической и психической работоспособности.

М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008.

- С. 216.

7. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова. - М.: Спорт, Человек, 2018. - 712 с.

8. Абрамова, Т. А. Морфологические критерии

- показатели пригодности, общей физической подготовленности и контроля текущей и долго временной адаптации к тренировочным нагрузкам: Учебно-методическое пособие / Т. А. Абрамова, Т. М. Никитина, Н. И. Кочет-кова. - М.: ТВТ Дивизион, 2010. - 104 с.

9. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5 лет. - М.: Весна-Дизайн, 2018. -791 с.

10.Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

11.Нопин, С. В. Разработка технологических систем для научно-методического обеспечения спортивной подготовки (на примере спортивных игр) / С. В. Нопин, Ю. В. Корягина, В. А. Блинов. - Омск, 2017. - 169 с.

REFERENCES

1. Pavlova E.V. Improving the system of sports selection in rhythmic gymnastics based on indicators of the coordination abilities' development: an

author's abstract. Surgut State Pedagogical University, 2008, 25 p. (in Russ.)

2. Medvedeva E.N. Gaibov F.F., Terekhin V.S. To justification of need in increase of efficiency of sports orientation and selection at the initial stage of preparation in the gymnastic disciplines. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2013, no. 11 (105), pp. 94-98. (in Russ.)

3. Viner-Usmanova I.A., Kryuchek E.S., Medvedeva E.E., Terechina R.N. Rhythmic gymnastics: history, state and prospects of development. Moscow: Chelovek, 2014, 200 p. (in Russ.)

4. Koryagina Yu.V., Nopin S.V. Tasks and directions of diagnosing the sports reserve in rhythmic gymnastics. Modern Issues of Biomedicine, 2022, vol. 6, no. 3. DOI: 10.51871/2588-0500_2022 _06_03_46 (in Russ.)

5. Nopin S.V., Koryagina Yu.V., Ter-Akopov G.N. Sports orientation of children for rhythmic gymnastics. Certificate of the computer program registration RF 2018612450, 2018. (in Russ.)

6. Baranov A.A. Kuchma V.R. Methods of studying the physical development of children and adolescents. Physical development of children and adolescents at the turn of the millennium. Moscow:

Scientific Center for Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences, 2008, p. 216. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Graevskaya N.D., Dolmatova T.I. Sports medicine. A course of lectures and practical exercises. Moscow: Sport, Chelovek, 2018, 712 p. (in Russ.)

8. Abramova T.A., Nikitina T.M., Kochetkova N.I. Morphological criteria - indicators of fitness, general physical fitness and control of current and long-term adaptation to training acrivity: an educational and methodical manual. Moscow: TVT Division, 2010, 104 p. (in Russ.)

9. Attention, memory, thinking, fine motor skills. Checking the knowledge of a preschooler. Tests for children. 5 years. Moscow: Spring-Design, 2018, 791 p. (in Russ.)

10. Kholodov Zh.K., Kuznetsov B.S. Theory and methodology of physical education and sports: a textbook for students. Moscow: Publishing Center "Akademia", 2000, 480 p. (in Russ.)

11.Nopin S.V., Koryagina Yu.V., Blinov V.A. Development of technological systems for scientific and methodological support of sports training (on the example of sports games). Omsk, 2017, 169 p. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Юлия Владиславовна Корягина - доктор биологических наук, профессор, руководитель центра медико-биологических технологий ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, Ессентуки, e-mail: nauka@skfmba.ru.

Сергей Викторович Нопин - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник центра медико-биологических технологий центра медико-биологических технологий ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, Ессентуки, e-mail: work800@yandex.ru.

Сабина Маликовна Абуталимова - научный сотрудник центра медико-биологических технологий ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, Ессентуки, e-mail: sabina190989@yandex.ru.

Александра Петровна Тычинина - научный сотрудник центра медико-биологических технологий ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, Ессентуки, e-mail: a.cozinowa@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Yulia Vladislavovna Koryagina - Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Biomedical Technologies Center, FSBI "North-Caucasian Federal Research-Clinical Center of Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, e-mail: nauka@skfmba.ru.

Sergej Viktorovich Nopin - Candidate of Technical Sciences, Lead Researcher of the Biomedical Technologies Center, FSBI "North-Caucasian Federal Research-Clinical Center of Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, e-mail: work800@yandex.ru.

Sabina Malikovna Abutalimova - Researcher of the Center for Biomedical Technologies, FSBI "North Caucasian Federal Research-Clinical Center of the Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, e-mail: sabina190989@yandex.ru.

Aleksandra Petrovna Tychinina - Researcher of the Center for Biomedical Technologies, FSBI "North Caucasian Federal Research-Clinical Center of the Federal Medical and Biological Agency", Essentuki, e-mail: a.cozinowa@yandex.ru.

Для цитирования: Внедрение АПК Спортивная ориентация детей к занятиям художественной гимнастикой для исследования возрастных особенностей девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Ю. Корягина, С. Нопин, С. Абуталимова, А. Тычинина // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 4. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_26

For citation: Koryagina Yu.V., Nopin S.V., Abutalimova S.M., Tychinina A.P. Implementation of the Sports orientation of children to rhythmic gymnastics complex to study age-related features of 4-8-year old rhythmic gymnasts. Modern Issues of Biomedicine, 2022, vol. 6, no. 4. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_04_26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.