Научная статья на тему 'Внеаудиторные виды работы по формированию здорового образа жизни на кафедре русского языка (как иностранного)'

Внеаудиторные виды работы по формированию здорового образа жизни на кафедре русского языка (как иностранного) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ / РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / PROPAGANDA / HEALTHY MODE OF LIFE / METHODS AND WAYS / RUSSIAN LANGUAGE FOR OVERSEAS STUDENTS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Орлова Елена Владимировна, Колчина Жанна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторные виды работы по формированию здорового образа жизни на кафедре русского языка (как иностранного)»

Проблемы преподавания

ВНЕАУДИТОРНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА КАФЕДРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (КАК ИНОСТРАННОГО)

Орлова Е. В.*, кандидат педагогических наук,

Колчина Ж. Н., кандидат филологических наук

Кафедра русского языка (как иностранного) ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия», 153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8

Ключевые слова: пропаганда, здоровый образ жизни, методы и приемы, русский как иностранный.

* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: orlova-nauka@yandex.ru

Современное российское общество всё больше ориентируется на развитие нравственно и физически здоровой личности. Преподаватели кафедры русского языка (как иностранного), осознавая важность и актуальность данного аспекта воспитательной работы, используют различные виды внеаудиторной работы по пропаганде здорового образа жизни среди российских и иностранных обучающихся. Расскажем о некоторых мероприятиях, проведенных кафедрой в 2009/10 учебном году.

Внеаудиторная работа - это ежегодные олимпиады по русскому языку, творческие вечера и встречи, студенческие научные конференции, ораторские выступления, подготовка тематических стендов.

В ноябре каждого учебного года все российские студенты первого курса лечебного факультета (около 180 человек) и все иностранные студенты 1-4 курсов (более 50 человек) участвуют в традиционных олимпиадах по русскому языку.

Первый этап олимпиады среди российских учащихся был конкурсом сочинений на темы: «Здоровье с красотою неразлучны» и «Профессия врача и здоровый образ жизни». В них чаще всего звучали мысли о том, что красота дарует эстетическое и нравственное наслаждение, что чувство прекрасного неразрывно связано с физическим и моральным здоровьем человека. Осознана студентами и необходимость борьбы с вредными

привычками и стрессами, преждевременно старящими человека. Особенно важно, что учащиеся понимают: будущий врач должен не только вести здоровый образ жизни сам, но и учить этому других. Одна из студенток обратила внимание на то, как влияет здоровый образ жизни на характер: «Здоровый образ жизни ... формирует такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность и целеустремлённость». Благодаря выполнению таких творческих работ учащиеся осмысляют важность своей профессии в жизни общества, и в сознании каждого закрепляется «жизнеохранительная модель поведения».

Во втором туре олимпиады традиционным заданием для российских студентов было составление буриме (стихотворения, написанного по заранее заданным рифмам). В этом году оно было посвящено здоровому образу жизни. Приведём примеры буриме, написанных студентами:

Здоровье даётся как благо,

Жизнь лишь тогда бывает спасена,

Которое надо ценить.

Когда профессия твоя заключена Не мучь организм, не травмируй -В словах, произносимых гордо: «Да, я врач!». Больным ему трудно прожить.

И на любой свой вызов мчусь я вскачь.

Первый тур олимпиады по русскому языку среди иностранных учащихся представлял собой конкурс сочинений на темы: «Здоровый образ жиз-

Orlova E. V., Kolchina Zh. N.

EXTRA CLASSES FORMS OF WORK UPON THE FORMATION OF HEALTHY MODE OF LIFE IN THE DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE FOR OVERSEAS STUDENTS

Key words: propaganda, healthy mode of life, methods and ways, Russian language for overseas students.

70

Проблемы преподавания

ни. Моё понимание», «Почему важно быть здоровым?». Студенты назвали многие составляющие здорового образа жизни: правильное питание, занятия спортом, обращение за психологической помощью при стрессах, борьба с вредными привычками, то есть проявили компетентность в этом вопросе. Процитируем некоторые работы: «... здоровый образ жизни служит предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности»; «... цель любого человека - профилактика болезней и укрепление здоровья»; «... человек должен спать 8-9 часов, соблюдать диету, также ему необходимы ежегодные консультации врачей и общий осмотр»; «... человеку важно быть здоровым, чтобы он жил в таком прекрасном мире, работал и видел в жизни самое хорошее».

Олимпиадные задания второго тура для иностранных студентов:

1. Как Вы понимаете выражение «Движение -жизнь?».

Один из студентов нашёл такое объяснение: «В движении человек-здоровый и богатый, а без движения - больной, хрупкий и бедный».

2. Как Вы думаете, «здравствуйте» и «здоровья желаю» - это синонимичные варианты приветствия или нет? Большинство студентов сумели уловить оттенок значения каждого приветствия и правильно аргументировали свой ответ.

3. Подберите антонимы к следующим словосочетаниям: здоровый человек, здоровый образ жизни, здоровое рассуждение. Данное задание у студентов не вызвало больших затруднений. Вероятно, во многом это обусловлено тем, что на первом курсе наряду с дисциплиной «русский язык» иностранные студенты изучают «русский язык и культуру речи», которая уделяет особое внимание антонимическим, синонимическим и омонимическим отношениям при рассмотрении стилистических особенностей языка.

4. Закончите пословицы: в здоровом теле - здоровый ...; у кого что болит, тот о том и ...; пешком ходить - долго ...; курить - здоровью ...

Последнее задание - одно из самых сложных для иностранных студентов, так как оно построено не на выявлении знания языковых стандартов, а на умении, с одной стороны, логически, с другой

- творчески подойти к осмыслению русских пословиц и поговорок. Поскольку пословицы и поговорки народов мира отличаются ярким, запоминающимся национальным колоритом, то понятна та смысловая буквальность, которая обнаружилась у студентов при выполнении данного задания. Отсюда рождаются такие, порой смешные, иног-

да с обратным смыслом высказывания: «пешком ходить - долго нельзя»; «в здоровом теле - здоровый человек» и т. д.

Ежегодный конкурс ораторов, в котором участвуют российские учащиеся, - ещё один вид внеаудиторной работы, приносящий хорошие результаты. Во-первых, студенты овладевают многими ораторскими приёмами, как вербальными, так и невербальными, у них формируется способность за короткий временной промежуток изложить максимум важной информации, они растут как творческие личности, нащупывая подходы к выбранной теме, подбирая метафорические облачения для своих мыслей, продумывая структуру своего выступления. Во-вторых, будущие врачи часто выбирали темы для выступления, связанные с их профессиональной деятельностью, что способствует формированию мотивации к здоровому образу жизни:

1) проблема абортов («Право на жизнь», «Берегите жизнь»);

2) проблема наркозависимости («Наркотики или жизнь!», «Нет наркотикам!»; «Спорту-да! Наркотикам - нет!»);

3) проблема вредных привычек («Покурю и брошу. Не получится!»);

4) проблема суицида («Почему мы торопимся расстаться с жизнью!»);

5) проблемы нерационального питания («О дие-

Конкурс ораторов проводится в четыре тура: 1-й

- в группе, 2-й - на факультете, 3-й - на уровне академии, 4-й - областной. В первом туре участвовали все студенты-первокурсники лечебного и педиатрического факультетов, в последующих

- уже только победители.

В рамках ежегодной научной конференции российских и иностранных учащихся в 2010 году в рамках секции «Особенности национальных эти-кетов» работала подсекция «Здоровый образ жизни», участники которой, заслушав доклады о жизни в Туркменистане, Азербайджане, Бурунди, Камеруне, Кот-д-Ивуаре и, конечно, в России, пришли к выводу, что сохранение здоровой нации

- важнейшая задача во всех странах мира.

Кафедра русского языка (как иностранного) ежегодно принимает участие в международной научно-практической конференции «Мир без границ», которую проводит Ивановский государственный университет. Каждый год иностранные студенты ИвГМА награждаются грамотами организаторов конференции и грамотами за лучшие доклады. В 2010 году награду получил студент из Африки (учащийся 4 курса) за доклад «Русские и французские пословицы о здоровом образе жизни».

Он обратил внимание не только на сходство пословиц о красоте и здоровье, о методах лечения, но и на отсутствие пословиц о пользе бани во французском языке.

Важным видом воспитательной работы является изготовление тематических стендов. Кафедра располагает богатой коллекцией стендов, посвящённых культурам разных стран мира и интересным проблемам русского языка. В 2010 году в рамках борьбы за здоровый образ жизни был изготовлен стенд, информирующий о будущей столице XXII зимних Олимпийских игр - Сочи, а также два сменных стенда. Первый из них «В здоровом теле - здоровый дух» был оформлен как выставка фотографий иностранных студентов на катке, поход на который стал ежегодной традицией кафедры. Второй стенд «Народная мудрость о здоровье» заполнен пословицами и поговорками, касающимися различных аспектов здорового образа жизни: профилактики здоровья (если хочешь быть здоров - закаляйся; чистота - залог здоровья); методов лечения (лук семь недугов лечит, а

чеснок семь недугов изводит); пользы бани (баня парит - здоровье дарит); (баня - вторая мать) и т. д. Стенд, посвящённый Сочи, включает информацию о географическом положении города, его климате, о видах зимних Олимпийских игр, о предполагаемом символе Олимпиады - дельфине на лыжах, а также текст гимна Олимпиады.

Кроме перечисленных мероприятий, ежегодно заведующая кафедрой русского языка читает лекцию на тему «Научная организация труда», которая содержит информацию о корректной записи лекций, об организации рабочего места и времени студента.

Преподавательский состав стремится обучать так, чтобы при передаче студентам знаний, умений, навыков одновременно заниматься формированием их личности. Формы и методы воспитывающего обучения эффективны в том случае, если направлены на создание у будущих врачей целостного восприятия мира и способствуют усвоению ими главных нравственных ценностей.

Поступила 26.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.