[3] Gardner R.C., Smythe P.C. Second language acquisition. A social psychological approach (Research Bulletin No.332) / R.C Gardner, P.C. Smythe.- London, Ontario: University of Western Ontario, Department of Psychology. - 1975.
[4] Gardner R.C., Gliksman L., Smythe P.C. Attitudes and behaviour in second language acquisition: A social psychological interpretation [Text] / R.C Gardner, L.Gliksman, P.C. Smythe. - Canadian Psychological Review. - 1978. - P. 173-186
THE ANALYSIS OF THE EXPERIMENTAL PROGRAMME AIMED AT FORMING OF THE GIRLS AND BOYS' INTEGRATIVE AND INSTRUMENTAL MOTIVATION OF LEARNING THE FOREIGN LANGUAGE
E.A. Sedova
Key words: an experimental programme, an integrative motivation, an instrumental motivation
In this article the results of introducing the programme aimed at forming of the girls and boys' integrative and instrumental motivation of learning the foreign language are analysed.
УДК 811.111:372.8/37.016:811
Е.Г. Соколова, старший преподаватель ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Ключевые слова: самостоятельная работа, внеаудиторная работа, нелингвистический вуз, компетентностный подход, компетенция, чтение, организация работы
В статье рассматривается вопрос организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов бакалавриата юридической специальности в контексте современных требований к лингвистической подготовке будущих юристов. Автор перечисляет основные виды самостоятельной работы студентов, акцентируя внимание на внеаудиторном чтении аутентичных текстов с последующим представлением результатов работы в виде творческих заданий. Автором представлены основные этапы и условия рассматриваемой формы обучения иностранному языку.
Основной задачей современной системы высшего профессионального образования является не столько подготовка специалистов узкой профессиональной квалификации, сколько формирование у студентов таких качеств, как способность приобретать новые знания и умения, творческая активность в принятии решений, инициативность, профессиональная мобильность. А.В. Вавилина представляет портрет выпускника вуза в рамках компетентностного подхода. Согласно мнению методиста, образование в вузе направлено на формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, конкурентоспособного, инициативного, творчески мыслящего, готового к постоянному профессиональному росту [1].
Условием выполнения такой задачи является повышение эффективности самостоятельной учебной деятельности студентов. Новая личностно-ориентированная парадигма образования ставит студента бакалавриата в позицию равноправного активного участника процесса обучения.
Самостоятельная работа студентов нелингвистических вузов при изучении курса иностранного языка является неотъемлемым элементом процесса иноязычного образования. В словаре методических терминов данное понятие определяется как «Вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения» [2, с. 268]. Рассматриваемый вид учебной деятельности подразумевает выполнение студентами самостоятельных действий по расширению и углублению знаний, совершенствованию речевых навыков и умений на адаптивном уровне. Самостоятельные учебные действия могут осуществляться как аудиторно, под руководством преподавателя, так и внеаудиторно по инструкциям-заданиям преподавателя.
В настоящее время ученые-методисты и преподаватели-практики пытаются решить актуальную проблему противоречий между требованиями ФГОС ВПО, а также Совета Европы к уровню владения иностранным языком и реальными условиями обучения в неязыковом вузе (неравномерность языковой подготовки студентов, дефицит часов, отводимых на дисциплину «Иностранный язык»). Учитывая современные цели обучения иностранным языкам в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования и компетентностного подхода, а также реальные условия лингвистической подготовки в неязыковом вузе, внеаудиторная работа представляется преподавателям особо важной.
Целью обучения иностранным языкам студентов бакалавриата по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» является дальнейшее совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, а также формирование ключевых общекультурных и профессиональных компетенций (ОК 1-9; ОК 13; ПК 16) [3]. Указанные компетенции направлены на подготовку будущих юристов к иноязычному общению в профессиональной сфере, которое рассматривается современными учеными как общение межкультурное. Таким образом, реализация поставленных целей иноязычного образования студентов юридического профиля подготовки требует пересмотра традиционных подходов к обучению иностранному языку и создания условий, способствующих активизировать мыслительную и коммуникативную деятельность студентов на иностранном языке. Самостоятельная работа как организационная форма учебной деятельности студентов наилучшим образом обеспечивает такие условия.
Самостоятельная работа представляет собой и вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и основу самообразования, повышения квалификации; а также систему педагогических мероприятий, включающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Самостоятельная работа имеет огромное значение в образовательном процессе, так как студенты учатся глубоко вникать в сущность вопроса, основательно в нем разбираться; обретают способность стойких самостоятельных взглядов и убеждений; приобретают такие ценные личностные качества, как трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к проблеме, самостоятельность мышления.
Эффективность внеаудиторной работы студентов неязыкового вуза зависит не только от предусмотренного количества часов по дисциплине «Иностранный язык», но и от ее организации. Тщательная организация самостоятельной работы способствует повышению эффективности обучения, так как позволяет студентам осознать цели и задачи работы, методы и способы работы. В высшей школе все виды самостоятельной работы студентов соответствуют целям обучения иностранному языку. Орга-
низация самостоятельной работы студентов должна сочетаться со всеми применяемыми на занятиях методами обучения.
К основным видам самостоятельной внеаудиторной работы студентов юридического факультета Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) по учебной дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» относятся:
- подготовка к практическим занятиям с использованием методических пособий, словарей, грамматических справочников и информационно-коммуникационных технологий;
- подготовка творческих заданий как продукта самостоятельного изучения аутентичного текстового материала: докладов, ситуативных диалогов, проектных работ, презентаций на иностранном языке.
В настоящей статье мы бы хотели уделить внимание творческому виду самостоятельной работы студентов бакалавриата в процессе чтения аутентичных текстов.
Н.Ф. Коряковцева разработала методику организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Ученый выделяет следующие виды самостоятельной работы по иностранному языку:
- работа над языковым материалом в целях накопления языковых средств;
- работа над иноязычным текстом как продуктом лингвокультуры;
- самостоятельная тренировочная работа над языковыми средствами;
- самостоятельная речевая практика [4].
Анализ методической литературы показывает, что аутентичный иноязычный текст может быть не только средством познания лингвокультуры, но и средством пополнения профессиональных знаний. Самостоятельная работа по чтению текста и созданию устного продукта на его основе позволяет формировать ряд важных умений будущих специалистов.
Чтение - сложный вид речевой деятельности, вовлекающий такие высшие психические функции, как смысловое восприятие, память и мышление. Данный вид рецептивной речевой деятельности позволяет извлекать профессионально значимую информации и овладеть коммуникативными функциями определения, обобщения, размышления, изложения собственной точки зрения.
Именно чтение является необходимым компонентом профессионального становления студентов благодаря его информационному наполнению, посредством которого происходит развитие информационно-коммуникативной компетенции.
Информационно-коммуникативная компетенция представляет собой способность:
- находить нужную информацию с помощью информационно-коммуникативных технологий;
- «определять степень ее достоверности, новизны, важности;
- обрабатывать в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;
- архивировать и сохранять;
- использовать ее для решения широкого спектра задач»
- уметь работать с книгой;
- использовать справочную литературу;
- ориентироваться в источниках [5].
Организация внеаудиторной работы студентов - будущих юристов при обучении чтению текстов по специальности связана с учетом психолого-педагогических и лин-гвометодических особенностей чтения научно-популярных текстов. Самостоятельная работа над аутентичным текстом по специальности представляет собой «механизм интеграции внутреннего потенциала студента и ресурсов внешней методической среды, обеспечивающих формирование профессиональной иноязычной компетенции специалиста в процессе личностно развивающего обучения в вузе» [6].
Чтение текстов правовой направленности используется как средство усвоения юридического тезауруса, грамматических языковых структур для выражения различ-
ных коммуникативных интенций в профессиональной сфере, познания правовой субкультуры иного этносоциума. Самостоятельное чтение и осмысление аутентичных текстов способствует формированию у студентов следующих умений: планировать свою текстовую деятельность в соответствии с задачами чтения; использовать сло-варно-справочную литературу; анализировать, обобщать и интерпретировать содержание прочитанного текста в устной или письменной форме; критически оценивать тексты на базе профессиональных знаний на родном языке; сравнивать лингвокуль-турные и профессиональные явления разных стран; творчески переосмысливать прочитанную информацию и предъявлять результат в виде доклада, реферата, презентации или проекта. В результате развития обозначенных умений студенты овладевают лингвистической, предметно-профессиональной, дискурсивной, компенсаторной и социокультурной компетенциями, представляющих в своем единстве иноязычную коммуникативную компетенцию. Более того, по нашему мнению, развиваемые компаративные умения в лингвокультурном аспекте текстового материала способствуют формированию межкультурной компетенции будущих юристов.
Рассматриваемый вид работы должен проводиться системно и поэтапно. Задача преподавателя заключается в тщательном планировании самостоятельного чтения и опосредованном педагогическом сопровождении.
Относительно этапов самостоятельной работы с текстом на английском языке мы считаем необходимым проведение подготовительно-диагностической работы, за которой следует дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы; на последнем, итоговом, этапе студенты представляют результаты своей индивидуальной внеаудиторной работы.
На итоговом этапе студенты-бакалавры готовят презентации, освещая основные правовые вопросы в обществе, составляют доклады, пишут рефераты на профессиональную и социокультурную тематику. В процессе самостоятельного выполнения таких сложных заданий осуществляется переход от репродуктивных к творческим видам работы, которые раскрывают личностный потенциал будущих специалистов.
На этапе подготовки результатов самостоятельной работы перед преподавателем встает вопрос выбора формы их представления. В рассмотрении такого вопроса необходимо ориентироваться на цели лингвистической подготовки будущих юристов. Поскольку выпускник юридического факультета должен быть готов к самостоятельному решению профессиональных проблем и задач как на родном, так и иностранном языке, необходимо ставить подобные задачи в период обучения в вузе. По этой причине мы считаем целесообразным выбор проектной работы в качестве приоритетной.
Практический опыт преподавателей иностранных языков нелингвистических вузов убедительно показывает, что «Все более широкое распространение в системе российского образования получает в последнее время именно проектный метод в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся» [7].
С другой стороны, процесс обучения в неязыковом вузе имеет двунаправленный характер, заключающийся в сочетании профессиональной и социокультурной подготовки будущих специалистов. Учитывая современные условия профессиональной деятельности юристов в поликультурном пространстве, необходимо обеспечивать студентов знаниями о межкультурной коммуникации в правовой сфере. Творческий вид самостоятельной работы студентов должен быть также ориентирован на соизуче-ние языка и культуры, что создает поисковый, проблемный и эвристический характер итоговых заданий по чтению. С точки зрения межкультурного подхода к иноязычному образованию целесообразно проводить студенческие конференции с подготовленными докладами на социокультурную и страноведческую тематику.
Как показывает собственный опыт работы со студентами юридического факультета ВГУВТ, успешность выполнения названных видов самостоятельной работы зави-
сит от меры готовности студентов к такой учебной деятельности. В методической науке дифференцируют следующие виды готовности: а) мотивационная (интерес к изучению иностранного языка); б) интеллектуальная; в) лингвистическая (владение определенным лексико-грамматическим материалом); г) коммуникативная; д) готовность к осознанной и рациональной самоорганизации [8].
При организации внеаудиторной работы студентов юридической и других нефилологических специальностей необходимо соблюдать следующие условия: 1) учет степени сложности аутентичного текстового материала; 2) отношение студентов к дисциплине «Иностранный язык»; 3) учет общей учебной занятости студентов по другим дисциплинам; 4) учет уровня сформированности общеучебных умений и навыков самостоятельной работы студентов; 5) четкая постановка задач работы; 6) четкое определение преподавателем форм отчетности, сроков выполнения, критериев оценки, отчетности.
Таким образом, самостоятельная внеаудиторная работа студентов формирует сознательное отношение самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привычку к интеллектуальному труду. Студенты не просто приобретают знания, но и овладевают способами их пополнения. Самостоятельная работа студентов в образовательном процессе является не просто важной формой образовательного процесса, а становится его основой.
Оптимальная организация самостоятельной работы студентов неязыкового вуза -выбор преподавателем средств, приемов и форм самостоятельной деятельности, которые обеспечивают эффективные результаты иноязычного образования при минимальных затратах времени и усилий преподавателей и студентов.
Список литературы:
[1] Вавилина А.В. Компетентностный подход в образовании // Новые образовательные стандарты высшей школы: традиции и инновации. Сборник научных статей Всероссийской (с межд. участием) научно-практической конференции. Под ред. Е.Г. Елиной, Е.И. Балакиревой. - Саратов, 2012. - С. 24-27.
[2] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
[3] Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление (специальность) подготовки 030900 «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «ВГУВТ». - Н. Новгород, 2014
[4] Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н.Ф.Коряковцева - М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.
[5] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
[6] Торосян Л.Д.Оптимизация самостоятельной работы студентов бакалавриата при обучении чтению на основе электронно-методического сопровождения [Текст] / Л.Д. Торосян: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2014. - 28 с.
[7] Баранова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка [Текст] / Е. В. Баранова // Вестник ВГАВТ. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВО ВГАВТ. Выпуск 43. - 2014. - С. 153-155.
[8] Шамов А. Н. Самостоятельная работа на уроках иностранного языка [Текст] / Методика преподавания иностранных языков. Общий курс. - Издание второе, переработанное и дополненное / Отв. редактор А. Н. Шамов. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. -299 с. (С. 186-197).
LAW STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING
E.G. Sokolova
Key words: independent work, out-of-classroom work, non linguistic high school, competence approach, competence, reading, work organization
The subject of the article is the law bachelor students' independent work organization in the process of foreign language learning. The problem is considered in the context of modern requirements to the linguistic education of future lawyers. The author names the main types of students' independent work emphasizing the individual reading of authentic texts with further creative result presentation. The stages and conditions of the considered learning form are described.
УДК 811.111:372.8/37.016:811
О.Б. Соловьева, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ТИПИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА
Ключевые слова: профессиональное общение, речевая ситуация, моделирование, имитирование.
В статье рассматривается роль речевой ситуации в процессе обучения иностранному языку, анализируются типы общения, используемые на учебных занятиях, приводится компонентный состав ситуаций.
Курс иностранного языка в неязыковых вузах имеет коммуникативную направленность, что предполагает выстраивание процесса обучения как модели процесса общения. Намерение говорящего участвовать в общении (мотив) лежит в основе порождения речи. Акт общения возникает на фоне и под влиянием совокупности обстоятельств, воздействующих на человека, всегда происходит в определенной ситуации - «системе внешних по отношению к человеку условий, фрагменте действительности, побуждающий его к выполнению действий» [1: 322]. Ситуация - «основа функционирования общения: весь процесс общения - это фактически непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций» [2: 49]. Речевая ситуация должна выступать единицей общения, формой функционирования общения. Ситуация также должна определять содержание и формы речевого общения.
Учебно-речевые ситуации играют особую роль в процессе обучения иностранному языку, так как они предвосхищают естественные речевые ситуации и готовят к реальной речевой коммуникации.
Моделирование учебной деятельности предполагает ограничение многообразия естественных ситуаций и отбор наиболее типичных для обучения. Речевые ситуации типизируются согласно характеру речевого действия: 1) адаптивные, содержащие в основе игровые обстоятельства, в них находят свое специфическое продолжение реальные взаимоотношения участников, их жизненные цели и возможности; 2) суггестивные, в их основе лежат мечты, интересы, склонности учащихся; 3) проблемные (проблемно-практические, в основе которых лежит препятствие на пути к цели практической деятельности, и проблемно-информативные, в основе которых лежит теоретическая деятельность, порождающая и черпающая проблемы, существенные для решения практических задач); 4) контактно-бытовые, включающие в себя контакты обучаемых межу собой и учителем в процессе учебной деятельности [3].