Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Е.В.

Автор статьи уделяет особое внимание организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. В статье приводятся примеры заданий для активизации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ORGANIZATION OF STUDENTS INDIVIDUAL WORK STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The author of the article pays special attention to the organization of students individual work in the process of studying a foreign language in non-linguistic university. There are examples of tasks for activation of students individual work.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

А.В. Баранова, Н.М. Токарев

Анализ проблем организации обучения по техническим направлениям спо и впо в условиях ...

The article describes problems organizations training on technical directions for secondary vocational training and high vocational education in conditions of penitentiary system.

УДК 378

Е.В. Баранова, доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: самостоятельная работа, иностранный язык, неязыковой вуз.

Автор статьи уделяет особое внимание организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. В статье приводятся

примеры заданий для активизации самостоятельной работы студентов.

Введение новых государственных образовательных стандартов привело к тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия студентов. Однако, содержание и объем программ практически не изменились. Таким образом, объем знаний, которые должен усвоить студент не соответствует времени, отводимому на эту работу. Это заставляет преподавателей задуматься о поиске эффективных способов организации самостоятельной работы студентов.

Педагогическая литература исследует понятие «самостоятельная работа» с различных точек зрения. В представлении ученых, это форма организации учебной деятельности (В.Л. Ляудис, И.И. Ильясов, В.И. Андреев, В.А. Сластенин); вид учебной деятельности (О.А. Нильсон, А.В. Петровский); средство организации выполнения учебной деятельности (П.И. Пидкасистый, Л.Г. Вяткин); способ учебной деятельности (И.Э. Унт).

Главной задачей технических вузов сегодня является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования. Ее успешное решение обеспечивает готовность будущего специалиста к профессионально-ориентированной деятельности. Иными словами, осуществить переход от «знание-вой» парадигмы, ориентированной на допрофессиональную подготовку, к «компе-тентностной», которая обеспечит готовность будущего специалиста к профессиональному, политическому и социальному самоопределению [1].

Особенно значима проблема организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка на неязыковых факультетах. Это обусловлено малым количеством аудиторных часов, наличием студентов с разным начальным уровнем владения языком, разной степенью мотивации и степенью сформированности учебных умений и навыков, различными психофизиологическими особенностями.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой

работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач [2].

Существует несколько классификаций заданий по самостоятельной работе студентов:

- обучающие задания, при которых преподаватель предъявляет студентам задание и показывает, как его делать;

- тренировочные задания - выполнение задания по образцу;

- поисковые задания - самостоятельно выполненные студентами.

Результаты самостоятельной работы студента должны контролироваться преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в рубежной и итоговой аттестации по изучаемой дисциплине.

Следует отметить, что задания для самостоятельной работы студента должны дифференцироваться. На ранних этапах обучения самостоятельная работа студента по иностранному языку носит по большей части репродуктивный характер. Студенты овладевают алгоритмами выполнения практических действий, выполняют упражнения, предназначенные для развития всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, письма, разговорной речи. Задания могут носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Е.В. Баранова

Повышение эффективности организации самостоятельной работы студентов, ...

На более поздних этапах доминируют задания творческого характера (проекты, рефераты, рецензирование студенческих работ самими студентами, составление глоссариев, подготовка и написание научных статей и т.д.) По мере формирования у студентов навыков и умений постепенно усложняются и задания; помощь педагога приобретает консультативный характер, а самостоятельность самих студентов увеличивается; повышается качество учебной деятельности.

Развитие навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, письма осуществляется на основании коммуникативного подхода, с помощью реальных языковых ситуаций (интервью с конкретными людьми, отрывки из выступлений, телефонных разговоров и т.д.). Таким образом, мы избавляем студента от боязни иноязычного общения; увеличиваем веру студента в собственные возможности общаться на иностранном языке и мотивируем его к этому общению.

Для развития навыка чтения эффективны, как показала практика, тексты небольшого объема и разнообразного содержания (журнальные статьи, интервью, отрывки литературных произведений, веб-сайты, анкеты, рекламные статьи, отрывки из энциклопедий и т.д.). Задания по этим текстам могут быть различны.

1. Ответить, «правда» либо «неправда».

2. Соотнести заголовки с абзацами.

3. Расположить абзацы в логической последовательности.

4. Найти фактологические ошибки в тексте.

5. Заполнить пропуски в тексте, восстанавливая информацию.

6. Выразить личное отношение к прочитанному.

7. Определить значение выделенных слов и т.д.

В работе по развитию навыка самостоятельной работы с английским письмом можно использовать следующие задания коммуникативной направленности:

1. Составление личного и официального (делового) письма.

2. Описание события.

3. Написание рекламного текста.

4. Разработка контента для веб-сайта.

5. Подготовка интервью [3].

Другой стороной вопроса о важности использования самостоятельной работы является наличие обратной связи, то есть контроля понимания полученной информации, осуществляемого преподавателем. В этой связи стоит заметить, что, помимо разработки системы домашних заданий для реализации самостоятельной учебной деятельности обучаемых, необходима также разработка системы контрольных заданий, позволяющих определить уровень подготовки и степень усвоения материала, предложенного на самостоятельное изучение. Кроме того, возможно также применение заданий творческого характера, таких, как проекты, рефераты, что позволит сделать вывод об умении применять на практике не только проработанный теоретический материал, но и навыки и умения самостоятельной работы над ним.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из необходимых условий успешного изучения иностранного языка, она предполагает большую индивидуализацию заданий, большую свободу исследовательского поиска, ориентацию на формирование профессиональных компетенций, увеличение творческой активности и инициативности студентов, что происходит за счет применения практико-ориентированных учебных материалов и интеграции межпредметных связей.

Список литературы:

[1] Коваль О.И. Методика обучения профессионально ориентированному иноязычному общению в отечественных и зарубежных исследованиях// Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 32. -Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. -224с.

[2] Кытманова О.А. Повышение роли организации самостоятельной работы студентов при обу-

чении иностранному языку//Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах/ VI Межвузовская научно-практическая конференция. - Ульяновск. -2010., -С. 141-146. [3] Можеевская А.Е., Жиргалова Я.А. Самостоятельная работа по иностранному языку студентов неязыковых вузов/ Электронный ресурс http://dspace.susu.ac.ru

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ORGANIZATION OF STUDENTS INDIVIDUAL WORK STUDYING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

E. V. Baranova

Key words: individual work, foreign language, non-linguistic university.

The author of the article pays special attention to the organization of students individual work in the process of studying a foreign language in non-linguistic university. There are examples of tasks for activation of students individual work.

УДК 378.14.014.13

В.В. Волкова, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Ключевые слова: гуманитарные науки, образование, специалист, преподавание.

Статья посвящена проблеме преподавания гуманитарных наук в технических вузах.

Автор считает, что гуманитарные дисциплины играют решающую роль в формировании личности студента, его мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изменения в общественно-политической жизни нашей страны, стратегия на формирование «общества знаний» обусловливают повышенные требования к подготовке специалистов, их профессионально-технического уровня, способности активно вмешиваться в современную жизнь. России нужны «интегральные» специалисты, обладающие профессией на уровне мировых стандартов они должны быть способны на нестандартные решения и инновации.

Обеспечить страну такими специалистами возможно лишь при условии организации не только технической, но и гуманитарной подготовки, соответствия ее потребностям государства и мировым стандартам. Гуманитарное образование, являясь фундаментом духовной культуры, связано с формами общественного сознания, играет решающую роль в формировании личности студента, его мировоззрения и ценностных ориентаций.

Очевидно, что на успешность в профессиональной деятельности и общении влияет сама культура специалиста. В этой связи, помимо высокого профессионализма, специалист должен обладать качествами, такими как, например, интерес к культуре, толерантность, которые, в свою очередь, зависят от накопленного культурного опыта. В центре внимания должна быть личность обучаемого, его развитие, внутренний мир, общение внутри образовательной среды, диалог с окружающим миром, социализация и самоактуализация. Особенно важно сформировать у будущего специалиста ключевые компетенции, необходимые для решения разнообразных проблем развития современного общества. Специалист должен сочетать в себе общепрофессиональные и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.