Научная статья на тему 'Вмешательства по улучшению психосоциального благополучия для детей, затронутых ВИЧ и СПИДом: систематический обзор'

Вмешательства по улучшению психосоциального благополучия для детей, затронутых ВИЧ и СПИДом: систематический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ / СПИД / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фортыгина Ю. А., Кухтик С. Ю.

В данной статье описаны методы терапии детей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Оценены результаты исследований по психотерапии детей, живущих с ВИЧ-инфекцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фортыгина Ю. А., Кухтик С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERVENTIONS TO IMPROVE PSYCHOSOCIAL WELL-BEING FOR CHILDREN AFFECTED BY HIV AND AIDS: A SYSTEMATIC REVIEW

This article describes methods for treating children living with HIV. The results of studies on the psychotherapy of children living with HIV infection are estimated.

Текст научной работы на тему «Вмешательства по улучшению психосоциального благополучия для детей, затронутых ВИЧ и СПИДом: систематический обзор»

УДК 159.9 ББК Ю9

ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПО УЛУЧШЕНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ЗАТРОНУТЫХ ВИЧ И СПИДОМ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ФОРТЫГИНА Ю.А., КУХТИК С.Ю. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: ylek.fort@mail.ru, limkatrine@mail.ru

Аннотация

В данной статье описаны методы терапии детей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Оценены результаты исследований по психотерапии детей, живущих с ВИЧ-инфекцией.

Ключевые слова: ВИЧ, СПИД, социальная адаптация, психологическая помощь.

Актуальность. В последнее десятилетие отмечено существенное увеличение числа ВИЧ-инфицированных женщин детородного возраста. Такая тенденция привела к увеличению количества детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами. Так, по данным Минздрава, на 1 октября 2016 года в Челябинской области зарегистрировано более 16,5 тысячи ВИЧ-инфицированных женщин. Кроме того, в области с 1998 года на учете числятся несколько сотен несовершеннолетних детей с установленным диагнозом ВИЧ. При условии прохождения полного курса профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции вероятность рождения ВИЧ-инфицированного ребенка не превышает 3%. При отсутствии профилактики риск инфицирования ребенка возрастает до 30%. У детей с ВИЧ-инфекцией отмечается задержка психомоторного развития, около 50% из них рождаются с низким весом и явлениями морфофункциональной незрелости. Помимо своего вклада в детскую заболеваемость и смертность, ВИЧ / СПИД оказывает существенное влияние на психосоциальное благополучие детей [1].

Материалы и методы. Мы провели систематический поиск с использованием ресурсов PubMed, Medline, Embase, Cochrane Library, PsycINFO, LILACS, Web of Science для выявления исследований по психологической помощи детям, живущих с ВИЧ/СПИД. Оценили эффективность мер, разработанных для улучшения психосоциального

благополучия детей, затронутых ВИЧ / СПИДом. В ходе исследований было определено психосоциальное благополучие детей. Все исследования, за исключением трех,

были проведены в странах Южной и Восточной Африки. Из 17 различных методов оказания помощи детям - 15 имели положительный результат, в то время как 2 были безрезультатны.

Результаты и обсуждение. Детство, это самый важный период в жизни любого человека. В период юношества формируются духовные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость,

жизнеспособность и целеустремлённость. Наличие ВИЧ-инфекции - дополнительный источник негативного воздействия не только на здоровье детей, но и на их ситуацию психического развития, травмирующий психику ребенка, создающий затруднения в реализации его потенциальных возможностей [1].

ВИЧ оказывает негативное влияние на детскую психосоматику [8], как непосредственно через инфекцию, так и опосредованно увеличивая риск развития летальных исходов в семье и связанных в связи с этим психологических расстройств [5]. Дети, инфицированные ВИЧ / СПИДом имеют пожизненный риск развития сопутствующих заболеваний и, скорее всего, испытывают когнитивные задержки развития, более подвержены депрессии и травмам [4]. У детей, потерявших одного или обоих родителей из-за ВИЧ инфекции, чаще развиваются проблемы с психическим здоровьем [7], такие как интернализирующие расстройства и посттравматический стресс [6].

ВИЧ как социальная болезнь исчерпывает финансовые ресурсы семьи.

Антиретровирусная терапия не всегда доступна на бюджетной основе, финансовые

потребности могут также возрасти из -за потери работы или снижения производительности родителей за счет болезни [8]. Также увеличивается количество детей, живущих с ВИЧ, от которых отказываются матери после родов. При проведении социально-гигиенической характеристики семьи ребенка, рожденного ВИЧ-позитивной женщиной, выявлено, что основными мотивами отказа от воспитания ребенка являются социальные причины [2].

В последние годы увеличилось внимание на коррекцию последствий ВИЧ / СПИДа для детей, и также возросло осознание важности инициатив в поддержку семей, затронутых пандемией [3].

В Африке к югу от Сахары существует огромное количество организаций,

оказывающую помощь и поддержку ВИЧ семьям, многие из которых финансируются международными благотворительными

фондами. В 2009 году в эти фонды входили всемирный банк, глобальный фонд и чрезвычайный план президента Соединенных Штатов по оказанию помощи в связи со СПИДом (обеспечивалось более 100 миллионов долларов США для поддержки программ для уязвимых детей только в Уганде) [10]. Типы поддержки разнообразны по своим направлениям: от психологической помощи до социальных программ (например, программы денежных переводов, материальная помощь, программы повышения квалификации) [6]. Однако доказательная база о результатах в отношении здоровья и благополучия детей не достаточна изучена. Также важно выяснить, не создают ли существующие программы непреднамеренные отрицательные последствия для детей и их семей. Цель этого обзора заключалась в оценке общей эффективности вмешательств, которые направлены на улучшение психосоциального благополучия детей, затронутых ВИЧ и СПИДом. Основное внимание уделяется как психологическим, так и социальным вмешательствам, а также другим вмешательствам, которые могут иметь психосоциальное воздействие (например, медицинские вмешательства).

Психосоциальное вмешательство - это широкий термин, касающийся вмешательств, которые улучшают психосоциальное благополучие детей, затронутых ВИЧ / СПИДом которые включают психологический

и социальный подход в улучшении самочувствия детей [8].

Вмешательства можно сгруппировать на четыре типа:

• Психологические вмешательства: когнитивная поведенческая терапия, межличностная психотерапия, психодинамическая терапия, психологический дебрифинг.

• Психосоциальная поддержка: игровые группы, домашние клубы и программы по уходу.

• Мероприятия по физическому здоровью, включая медицинские вмешательства: антиретровирусная терапия и другие фармакологические вмешательства.

• Социальная поддержка: экономическая помощь (денежные переводы, поиск работы в центрах занятости, учебные программы) и материальной помощи (например, предоставление школьных материалов, продуктов питания) [1].

Согласно исследованиям, на которые мы базировались в нашем обзоре, три исследования затронули психологическое вмешательство, семь исследований касались психосоциальной поддержки, и шесть исследований ориентированы на социальную помощь, и одно физическое вмешательство. В большинстве исследований дети находились в возрасте от 10 до 14 лет, небольшое количество исследований посвящено раннему и среднему детству. В двух исследованиях участвовали только девочки, а еще три - более чем 60% девочек, включенных в их выборку.

Эффекты вмешательств. Вмешательства группируются в четыре группы -психологический (п = 3), психосоциальный (п = 7), социальный (п = 6) и физическое здоровье (п = 1). Из трех детей с оказанной психологической помощью в результате получился один положительный результат. Шесть из семи психосоциальных вмешательств, а пять из шести социальных вмешательств также оказали положительное воздействие, равно как и мероприятия по физическому здоровью. Дети интервенционной группы продемонстрировали значительные улучшения внешнего поведения, навыки общения в повседневной жизни, а также проявили эмоциональный интеллект [10].

Из семи психосоциальных вмешательств два закончились положительным результатом, четыре сообщили о смешанном эффекте, и один

сообщил о нулевом результате. Основное внимание было уделено сокращению рискованного поведения путем укрепления семейных отношений. Футбол использовался как инструмент реабилитации в программе WhizzKids. Данная методика нацелена на изменение отношения к ВИЧ и повышения самооценки у детей, больных ВИЧ [9].

Три исследования по внедрению социальных программ показали положительные

результаты, два исследования смешанные результаты и один нулевой результат. Экономическое вмешательство было проведено в двух разных случаях в Уганде. В первом исследовании группа вмешательства получала обычный уход за детьми-сиротами (консультирование и учебные материалы) плюс комплексное микрофинансовое вмешательство из согласованных сберегательных счетов. У детей группы вмешательства значительно улучшилась самооценка и ушла депрессия по сравнению с контролем при последующем наблюдении [8].

Помимо базисной антиретровирусной терапии в физическую поддержку детей включены такие дополнительные направления как лечебный массаж и физкультура. Массажная терапия оказало положительное воздействие на внутреннее поведение и навыки

самопомощи для детей старшей возрастной группы [9].

Выводы. Участие в программах поддержки детей, живущих с ВИЧ, имеет свои положительные результаты. Увеличивается количество поступающих в школу учащихся, а также снижается процент ранних браков, подростковая беременность и рискованное сексуальное поведение. Данные программы ориентированы на снижение интернализации и экстернализации поведения, снижение симптомов депрессии, гнева и беспокойства, а также улучшение коммуникации внутри детских групп. Каждый из четырех видов вмешательства (психологическое,

психосоциальное, социальное и физическое здоровье) по крайней мере имел одно положительное преимущество в отношении детского психосоциального благополучия [9, 10]. В работе с детьми, инфицированными ВИЧ, необходимо придерживаться терапии в их среде обитания и развитие семейной психотерапия с решением психологических проблем, испытываемых членами семей. Также нужно рассматривать необходимость повышение квалификации рабочий детских домов для обеспечения потребностей детей с учетом их иммунного статуса и особенностью патологии [2].

Список литературы

1. Москвичева М.Г. Особенности эпидемиологического процесса по ВИЧ-инфекции на территории Челябинской области за 2016 год: методические рекомендации / М.Г. Москвичева, М.В. Радзиховская, К.О. Батин [и др]. -Челябинск: ООО "РПК "Иннова-принт ", 2017. - 69 с.

2. Соболева Е.В. Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации выставления диагноза /Е.В. Соболева, Курбатова М.А. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7). - С. 35-38.

3. Akwara P.A. Who is the vulnerable child? Using survey data to identify children at risk in the era of HIV and AIDS. / P.A. Akwara [et al] //AIDS Care - 2010. - №22(9) - P. 1085.

4. Bass J.K. Association of caregiver quality of care with neurocognitive outcomes in HIVaffected children aged 2-5 years in Uganda. /J.K. Bass, N. Nakasujja, Familiar-Lopez [et al] //AIDS Care - 2016. - P. 76-83.

5. Casale M. "They laugh when I sing ": Perceived effects of caregiver social support on child wellbeing among South African caregivers of children. / M. Casale, T. Crankshaw. // Journal of Child & Adolescent Mental Health. - 2015. - 27(2). - P. 149155.

6. Cluver L. The mental health of children orphaned by AIDS: A review of international and southern African research / L. Cluver, F. Gardner // Journal of Child & Adolescent Mental Health. - 2017. - 19 (1) - P. 1-17.

7. Mutumba M. A prospective longitudinal study of mental health symptoms among perinatally HIV-infected and HIV-exposed but uninfected urban youths./M. Mutumba, J.A. Bauermeister, Elkington [et al] //Journal of Adolescent Health. - 2016. - 58(4)

- P. 460-466.

8. Richter L. Where the heart is: meeting the psychosocial needs of young children in the context of HIV/AIDS / L. Richter, G. Foster, L. Sherr, 2006 - P. 54.

9. Sarah Ann Skeen. Interventions to improve psychosocial well-being for children affected by HIV and AIDS: a systematic review / Sarah Ann Skeen, Lorraine Sherr, Natasha Croome [et al] // Vulnerable Children and Youth Studies. - 2017. - Vol. 12.

- №2 - P. 91-116.

10. Thomas F. Stigma, fatigue and social breakdown: Exploring the impacts of HIV/AIDS on patient and carer well-being in the Caprivi Region, Namibia. /F. Thomas //Social Science & Medicine. - 2006. - 63 (12). - P. 3174-3187.

INTERVENTIONS TO IMPROVE PSYCHOSOCIAL WELL-BEING FOR CHILDREN AFFECTED BY HIV AND AIDS: A SYSTEMATIC REVIEW*

FORTYGINA I.A., KUKHTIK S.U. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: ylek.fort@mail.ru, limkatrine@mail.ru

Abstract

This article describes methods for treating children living with HIV. The results of studies on the psychotherapy of children living with HIV infection are estimated.

Keywords: HIV, AIDS, social adaptation, psychological help.

* Научный руководитель: к.психол.н., доц. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.