УДК 159.9 ББК Ю9
ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПО УЛУЧШЕНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ЗАТРОНУТЫХ ВИЧ И СПИДОМ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ФОРТЫГИНА Ю.А., КУХТИК С.Ю. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: ylek.fort@mail.ru, limkatrine@mail.ru
Аннотация
В данной статье описаны методы терапии детей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Оценены результаты исследований по психотерапии детей, живущих с ВИЧ-инфекцией.
Ключевые слова: ВИЧ, СПИД, социальная адаптация, психологическая помощь.
Актуальность. В последнее десятилетие отмечено существенное увеличение числа ВИЧ-инфицированных женщин детородного возраста. Такая тенденция привела к увеличению количества детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами. Так, по данным Минздрава, на 1 октября 2016 года в Челябинской области зарегистрировано более 16,5 тысячи ВИЧ-инфицированных женщин. Кроме того, в области с 1998 года на учете числятся несколько сотен несовершеннолетних детей с установленным диагнозом ВИЧ. При условии прохождения полного курса профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции вероятность рождения ВИЧ-инфицированного ребенка не превышает 3%. При отсутствии профилактики риск инфицирования ребенка возрастает до 30%. У детей с ВИЧ-инфекцией отмечается задержка психомоторного развития, около 50% из них рождаются с низким весом и явлениями морфофункциональной незрелости. Помимо своего вклада в детскую заболеваемость и смертность, ВИЧ / СПИД оказывает существенное влияние на психосоциальное благополучие детей [1].
Материалы и методы. Мы провели систематический поиск с использованием ресурсов PubMed, Medline, Embase, Cochrane Library, PsycINFO, LILACS, Web of Science для выявления исследований по психологической помощи детям, живущих с ВИЧ/СПИД. Оценили эффективность мер, разработанных для улучшения психосоциального
благополучия детей, затронутых ВИЧ / СПИДом. В ходе исследований было определено психосоциальное благополучие детей. Все исследования, за исключением трех,
были проведены в странах Южной и Восточной Африки. Из 17 различных методов оказания помощи детям - 15 имели положительный результат, в то время как 2 были безрезультатны.
Результаты и обсуждение. Детство, это самый важный период в жизни любого человека. В период юношества формируются духовные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость,
жизнеспособность и целеустремлённость. Наличие ВИЧ-инфекции - дополнительный источник негативного воздействия не только на здоровье детей, но и на их ситуацию психического развития, травмирующий психику ребенка, создающий затруднения в реализации его потенциальных возможностей [1].
ВИЧ оказывает негативное влияние на детскую психосоматику [8], как непосредственно через инфекцию, так и опосредованно увеличивая риск развития летальных исходов в семье и связанных в связи с этим психологических расстройств [5]. Дети, инфицированные ВИЧ / СПИДом имеют пожизненный риск развития сопутствующих заболеваний и, скорее всего, испытывают когнитивные задержки развития, более подвержены депрессии и травмам [4]. У детей, потерявших одного или обоих родителей из-за ВИЧ инфекции, чаще развиваются проблемы с психическим здоровьем [7], такие как интернализирующие расстройства и посттравматический стресс [6].
ВИЧ как социальная болезнь исчерпывает финансовые ресурсы семьи.
Антиретровирусная терапия не всегда доступна на бюджетной основе, финансовые
потребности могут также возрасти из -за потери работы или снижения производительности родителей за счет болезни [8]. Также увеличивается количество детей, живущих с ВИЧ, от которых отказываются матери после родов. При проведении социально-гигиенической характеристики семьи ребенка, рожденного ВИЧ-позитивной женщиной, выявлено, что основными мотивами отказа от воспитания ребенка являются социальные причины [2].
В последние годы увеличилось внимание на коррекцию последствий ВИЧ / СПИДа для детей, и также возросло осознание важности инициатив в поддержку семей, затронутых пандемией [3].
В Африке к югу от Сахары существует огромное количество организаций,
оказывающую помощь и поддержку ВИЧ семьям, многие из которых финансируются международными благотворительными
фондами. В 2009 году в эти фонды входили всемирный банк, глобальный фонд и чрезвычайный план президента Соединенных Штатов по оказанию помощи в связи со СПИДом (обеспечивалось более 100 миллионов долларов США для поддержки программ для уязвимых детей только в Уганде) [10]. Типы поддержки разнообразны по своим направлениям: от психологической помощи до социальных программ (например, программы денежных переводов, материальная помощь, программы повышения квалификации) [6]. Однако доказательная база о результатах в отношении здоровья и благополучия детей не достаточна изучена. Также важно выяснить, не создают ли существующие программы непреднамеренные отрицательные последствия для детей и их семей. Цель этого обзора заключалась в оценке общей эффективности вмешательств, которые направлены на улучшение психосоциального благополучия детей, затронутых ВИЧ и СПИДом. Основное внимание уделяется как психологическим, так и социальным вмешательствам, а также другим вмешательствам, которые могут иметь психосоциальное воздействие (например, медицинские вмешательства).
Психосоциальное вмешательство - это широкий термин, касающийся вмешательств, которые улучшают психосоциальное благополучие детей, затронутых ВИЧ / СПИДом которые включают психологический
и социальный подход в улучшении самочувствия детей [8].
Вмешательства можно сгруппировать на четыре типа:
• Психологические вмешательства: когнитивная поведенческая терапия, межличностная психотерапия, психодинамическая терапия, психологический дебрифинг.
• Психосоциальная поддержка: игровые группы, домашние клубы и программы по уходу.
• Мероприятия по физическому здоровью, включая медицинские вмешательства: антиретровирусная терапия и другие фармакологические вмешательства.
• Социальная поддержка: экономическая помощь (денежные переводы, поиск работы в центрах занятости, учебные программы) и материальной помощи (например, предоставление школьных материалов, продуктов питания) [1].
Согласно исследованиям, на которые мы базировались в нашем обзоре, три исследования затронули психологическое вмешательство, семь исследований касались психосоциальной поддержки, и шесть исследований ориентированы на социальную помощь, и одно физическое вмешательство. В большинстве исследований дети находились в возрасте от 10 до 14 лет, небольшое количество исследований посвящено раннему и среднему детству. В двух исследованиях участвовали только девочки, а еще три - более чем 60% девочек, включенных в их выборку.
Эффекты вмешательств. Вмешательства группируются в четыре группы -психологический (п = 3), психосоциальный (п = 7), социальный (п = 6) и физическое здоровье (п = 1). Из трех детей с оказанной психологической помощью в результате получился один положительный результат. Шесть из семи психосоциальных вмешательств, а пять из шести социальных вмешательств также оказали положительное воздействие, равно как и мероприятия по физическому здоровью. Дети интервенционной группы продемонстрировали значительные улучшения внешнего поведения, навыки общения в повседневной жизни, а также проявили эмоциональный интеллект [10].
Из семи психосоциальных вмешательств два закончились положительным результатом, четыре сообщили о смешанном эффекте, и один
сообщил о нулевом результате. Основное внимание было уделено сокращению рискованного поведения путем укрепления семейных отношений. Футбол использовался как инструмент реабилитации в программе WhizzKids. Данная методика нацелена на изменение отношения к ВИЧ и повышения самооценки у детей, больных ВИЧ [9].
Три исследования по внедрению социальных программ показали положительные
результаты, два исследования смешанные результаты и один нулевой результат. Экономическое вмешательство было проведено в двух разных случаях в Уганде. В первом исследовании группа вмешательства получала обычный уход за детьми-сиротами (консультирование и учебные материалы) плюс комплексное микрофинансовое вмешательство из согласованных сберегательных счетов. У детей группы вмешательства значительно улучшилась самооценка и ушла депрессия по сравнению с контролем при последующем наблюдении [8].
Помимо базисной антиретровирусной терапии в физическую поддержку детей включены такие дополнительные направления как лечебный массаж и физкультура. Массажная терапия оказало положительное воздействие на внутреннее поведение и навыки
самопомощи для детей старшей возрастной группы [9].
Выводы. Участие в программах поддержки детей, живущих с ВИЧ, имеет свои положительные результаты. Увеличивается количество поступающих в школу учащихся, а также снижается процент ранних браков, подростковая беременность и рискованное сексуальное поведение. Данные программы ориентированы на снижение интернализации и экстернализации поведения, снижение симптомов депрессии, гнева и беспокойства, а также улучшение коммуникации внутри детских групп. Каждый из четырех видов вмешательства (психологическое,
психосоциальное, социальное и физическое здоровье) по крайней мере имел одно положительное преимущество в отношении детского психосоциального благополучия [9, 10]. В работе с детьми, инфицированными ВИЧ, необходимо придерживаться терапии в их среде обитания и развитие семейной психотерапия с решением психологических проблем, испытываемых членами семей. Также нужно рассматривать необходимость повышение квалификации рабочий детских домов для обеспечения потребностей детей с учетом их иммунного статуса и особенностью патологии [2].
Список литературы
1. Москвичева М.Г. Особенности эпидемиологического процесса по ВИЧ-инфекции на территории Челябинской области за 2016 год: методические рекомендации / М.Г. Москвичева, М.В. Радзиховская, К.О. Батин [и др]. -Челябинск: ООО "РПК "Иннова-принт ", 2017. - 69 с.
2. Соболева Е.В. Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации выставления диагноза /Е.В. Соболева, Курбатова М.А. // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7). - С. 35-38.
3. Akwara P.A. Who is the vulnerable child? Using survey data to identify children at risk in the era of HIV and AIDS. / P.A. Akwara [et al] //AIDS Care - 2010. - №22(9) - P. 1085.
4. Bass J.K. Association of caregiver quality of care with neurocognitive outcomes in HIVaffected children aged 2-5 years in Uganda. /J.K. Bass, N. Nakasujja, Familiar-Lopez [et al] //AIDS Care - 2016. - P. 76-83.
5. Casale M. "They laugh when I sing ": Perceived effects of caregiver social support on child wellbeing among South African caregivers of children. / M. Casale, T. Crankshaw. // Journal of Child & Adolescent Mental Health. - 2015. - 27(2). - P. 149155.
6. Cluver L. The mental health of children orphaned by AIDS: A review of international and southern African research / L. Cluver, F. Gardner // Journal of Child & Adolescent Mental Health. - 2017. - 19 (1) - P. 1-17.
7. Mutumba M. A prospective longitudinal study of mental health symptoms among perinatally HIV-infected and HIV-exposed but uninfected urban youths./M. Mutumba, J.A. Bauermeister, Elkington [et al] //Journal of Adolescent Health. - 2016. - 58(4)
- P. 460-466.
8. Richter L. Where the heart is: meeting the psychosocial needs of young children in the context of HIV/AIDS / L. Richter, G. Foster, L. Sherr, 2006 - P. 54.
9. Sarah Ann Skeen. Interventions to improve psychosocial well-being for children affected by HIV and AIDS: a systematic review / Sarah Ann Skeen, Lorraine Sherr, Natasha Croome [et al] // Vulnerable Children and Youth Studies. - 2017. - Vol. 12.
- №2 - P. 91-116.
10. Thomas F. Stigma, fatigue and social breakdown: Exploring the impacts of HIV/AIDS on patient and carer well-being in the Caprivi Region, Namibia. /F. Thomas //Social Science & Medicine. - 2006. - 63 (12). - P. 3174-3187.
INTERVENTIONS TO IMPROVE PSYCHOSOCIAL WELL-BEING FOR CHILDREN AFFECTED BY HIV AND AIDS: A SYSTEMATIC REVIEW*
FORTYGINA I.A., KUKHTIK S.U. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: ylek.fort@mail.ru, limkatrine@mail.ru
Abstract
This article describes methods for treating children living with HIV. The results of studies on the psychotherapy of children living with HIV infection are estimated.
Keywords: HIV, AIDS, social adaptation, psychological help.
* Научный руководитель: к.психол.н., доц. Соболева Е.В.