The influence of autogenic training sessions on the regulation of psycho-emotional state of
athletes (with MMA fighters as an example)
Davydov S. (Russian Federation)
Влияния занятий аутогенной тренировкой на регуляцию психоэмоционального состояния спортсменов (на примере занимающихся рукопашным боем)
Давыдов С. В. (Российская Федерация)
Давыдов Сергей Владимирович /Davydov Sergey - кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра общей и социальной психологии, факультет социальных наук,
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Аннотация: проанализировано влияние курса занятий аутогенной тренировкой на самочувствие, активность, настроение, уровень ситуативной и личностной тревожности спортсменов-рукопашников. Полученные данные демонстрируют положительный эффект от занятий аутогенной тренировкой в плане оптимизации функционального состояния спортсменов.
Abstract: the influence of autogenic training on well-being, activity, mood, level of situational and personal anxiety о/MMA fighters was analyzed. The findings demonstrate the positive effect of autogenic training course on the optimization of the functional state of athletes.
Ключевые слова: саморегуляция, аутогенная тренировка, психопрофилактика, психогигиена, сохранение здоровья, спорт, смешанные единоборства.
Keywords: self-regulation, autogenic training, psychoprophylaxis, mental hygiene, health preservation, sport, mixed martial arts (MMA).
Введение
Хорошо известно, что психическое состояние оказывается решающим практически в любом виде деятельности, в том числе и в спорте. Нередко спортсмены не выдерживают нагрузок и бросают занятия спортом, поскольку не обучены методам саморегуляции и самовосстановления. Регулярно сталкиваясь с ситуацией выбора различных способов действий в зависимости от поставленных целей и задач, индивидуальных особенностей, соперников, - спортсмен постоянно находится в ситуации стресса и неопределенности. Снятие возникшей неопределенности в случае психической регуляции возможно лишь средствами саморегуляции, в том смысле, что «спортсмен сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты» [3].
Одним из наиболее действенных методов регуляции своего психического состояния считается методика аутогенной тренировки (АТ), разработанная еще в 1932 немецким врачом И. Шульцем [10]. «Аутогенная тренировка относится к активным психотерапевтическим методам воздействия и включает в себя «комплекс упражнений, направленных на повышение возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма» [1]. Как указывают В. С. Лобзин и М. М. Решетников [7], «аутогенная тренировка позволяет не только активно «настраиваться» на предстоящий или ожидаемый стресс, но, благодаря систематическому упражнению симпато-парасимпатических (тензорно-релаксирующих) функциональных систем, обеспечивает адаптивный эффект непосредственно в процессе стрессорного воздействия». У каждого спортсмена регуляторные процессы должны носить индивидуальный характер, который определяется как индивидуальными психологическими особенностями, так и требованиями конкретного вида спорта. Рукопашный бой как вид спорта предъявляет повышенные требования к психоэмоциональному состоянию спортсменов, их стрессоустойчивости, поскольку является потенциально травмоопасным, так что отсутствие навыков саморегуляции у спортсменов чревато получением ими серьезных травм.
Поставленная перед нами задача состояла в изучении влияния аутогенной тренировки на такие психоэмоциональные характеристики, как самочувствие, активность, настроение и уровень тревожности у спортсменов, занимающихся рукопашным боем. Основная гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: регулярные занятия аутогенной тренировкой способствуют оптимизации
психического состояния спортсменов, при котором происходит снижение уровня ситуативной и личностной тревожности и повышение уровня самочувствия, активности и настроения.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось на группе профессиональных спортсменов - постоянных участников соревнований по рукопашному бою в возрасте от 15 до 20 лет (М = 18 лет). Большинство из них имеют звания кандидатов в мастера спорта. Соревновательный стаж от 5 до 10 лет.
Для проведения исследования использовалась аудиозапись классической аутогенной тренировки по И. Шульцу, модифицированной В. А. Ананьевым. Для диагностики функционального состояния спортсменов использовались шкалы тревоги и тревожности Спилбергера и тест САН (самочувствие, активность, настроение). Тестовые замеры при помощи выбранных методик осуществлялись дважды: до начала проведения занятий с группой был получен первый срез. Повторная диагностика функционального
состояния спортсменов проводилась после одного месяца ежедневных занятий со спортсменами. Занятия аутогенной тренировкой проводились в спортивном зале каждый раз непосредственно после тренировки. В зале сохранялась практически полная тишина, что способствовало сосредоточению испытуемых на выполнении заданий. Испытуемые располагались в положении лежа на татами и в течение 30 минут прослушивали аудиозапись с аутогенной тренировкой. Все тестовые замеры проводились до начала тренировки.
Результаты и обсуждение
Обработка полученных результатов проводилась в программе SPSS 17.0 for Windows. На рис. 1 представлены средние групповые показатели по уровням ситуативной и личностной тревожности до и после курса занятий аутогенной тренировкой, полученные по методике Спилбергера.
Измеряемые характеристики
Рис. 1. Соотношение средних по группе уровней ситуативной и личностной тревожности до (СТ1 и ЛТ1) и после занятий аутогенной тренировкой (СТ2 и ЛТ2)
Использование непараметрического Т-критерия Вилкоксона выявило статистически значимые различия между уровнями личностной тревожности до и после занятий аутотренингом (Т = -3,425, p = 0,001). Уровень личностной тревожности достоверно снизился после прохождения испытуемыми курса занятий аутотренингом. Если до начала занятий средний уровень был 51,2 (что интерпретируется как высокий уровень тревожности), то после проведения занятий он стал равен 41 (норма). Поскольку личностная тревожность представляет собой достаточно устойчивую характеристику, можно сделать вывод о существенном влиянии аутогенной тренировки на психическое состояние спортсменов, их индивидуально -личностные особенности.
Между уровнями ситуативной тревожности значимых изменений выявлено не было (Т = -0,256, р = 0,798). Уровень ситуативной тревожности после курса занятий аутотренингом не изменился по сравнению с уровнем ситуативной тревожности до проведения курса. Уровень ситуативной тревожности до (32,6) и после (33) занятий аутогенной тренировкой расположен в зоне нормы, что указывает на то, что испытуемые до занятий аутотренингом не находились в состоянии тревожности. По-видимому, для испытуемых данной выборки соревновательная деятельность уже не является тем стресс-фактором, который влияет на их ситуативную тревожность.
Результаты исследования по методике САН до и после занятий аутогенной тренировкой наглядно представлены на рис. 2.
Уровень 7 "
6
6
4,2
5,6
4,02
4,56
т—------—I
Н1 Н2
С1
С2
А1
А2
Измеряемые характеристики
Рис. 2. Соотношение средних по группе показателей самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н) до и после занятий аутогенной тренировкой
Использование Т-критерия Вилкоксона выявило статистически достоверные различия между уровнями самочувствия, активности и настроения до и после проведения курса занятий аутогенной тренировкой. Уровень самочувствия испытуемых до занятий аутотренингом был в среднем равен 4,2 (низкий показатель -плохое самочувствие), а после окончания занятий вырос до 6,0 (высокий показатель - очень хорошее самочувствие) при Т = -3,409***. Уровень активности испытуемых до проведения занятий аутотренингом был равен 4,02 (низкий уровень активности). После окончания занятий аутогенной тренировкой уровень активности стал равен 5,6, что входит в диапазон нормы (Т = -3,410***). Положительно достоверно изменился и уровень настроения испытуемых (Т = -3,411***), достигнув высокого уровня (Н2 = 6). Можно предположить, что изначально невысокий уровень настроения (Н1 = 4,56) в группе испытуемых был связан с сильной перегрузкой спортсменов (ежедневные тренировки, частые соревнования и выступления).
Заключение
При анализе полученных результатов было выявлено, что практически все показатели функционального состояния изменились под воздействием занятий аутогенной тренировкой в оптимальную сторону. Уровень личностной тревожности снизился, а показатели самочувствия, активности и настроения выросли. Уровень ситуационной тревожности остался прежним, однако, он и первоначально не выходил за пределы нормы. Таким образом, в результате исследования выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что регулярные занятия аутогенной тренировкой действительно приводят к оптимизации функционального состояния спортсменов, была подтверждена. Полученные нами результаты говорят о том, что применение аутогенной тренировки в спортивной деятельности крайне желательно, поскольку она способствует нормализации эмоционального состояния спортсменов. К сожалению, на сегодняшний день, несмотря на большое количество работ, посвященных применению методов саморегуляции в спорте [см., напр., 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9], на практике данные методы используются достаточно редко, поскольку зачастую тренеры довольно скептично относятся к такому явлению, а подрастающие спортсмены не имеют возможности поработать со спортивным психологом. Несомненно, что использование аутогенной тренировки в спорте может стать серьезным ресурсом для повышения спортивных результатов.
Литература
1. Асямов С. В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел. // Ташкент: Из-во академии МВД Республики Узбекистан. - 2001.
2. Бирюков А. А., Кафаров К. А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. - М.: ФиС, 1979. - 152 с.
3. Бондарчук Т. В., Потапов В. Н. Саморегуляция психического состояния спортсменов высшей квалификации. // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. - 2006. - № 2.
4. Бундзен П. В., Бендюков М. А., Кирюшин А. И. Система психотренинга и психопрофилактики -Ментальный тренинг. // Вестник спортивной медицины России. - 1994. - №. 1-2. - С. 28-35.
5. Кадочников А. А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. - М.: Феникс, 2003. - 352 с.
6. Корбукова Н. А., Подкопаева Е. Г., Сердюков А. А. Использование аутотренинга и психологической подготовки к соревнованиям у студентов-спортсменов: Материалы III Международн. научно-практич. конф. // А. - 2014. - Т. 33. - С. 41-44.
7. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1977. 56 с.
8. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М.: ФиС, 1977. - 120 с.
9. Шишковская А. В. Предпосылки исследования я-физического спортсменов в связи с особенностями саморегуляции. // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - Т. 8. - №. 2. - С. 38-41.
10. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 146 с.