Научная статья на тему 'Влияния трансформации потребительских предпочтений на развитие экономического механизма деятельности розничных сетей'

Влияния трансформации потребительских предпочтений на развитие экономического механизма деятельности розничных сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничная торговля / торговая сеть / цифровые технологии / торговое предприятие / клиент / retail trade / retail network / digital technologies / trading enterprise / client.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярцев Михаил Михайлович

В российском потребительском рынке торговый сектор демонстрирует высокие темпы роста в условиях современной рыночной конкуренции. Торговые предприятия направляют отечественных производителей на максимально возможное удовлетворение общественных запросов. Как результат, рынок постоянно пополняется новыми брендами, товарами и услугами, которые соответствуют запросам потребителей. Торговым организациям необходимо постоянно совершенствоваться, находить новые методы привлечения и удержания покупателей. Цель исследования заключается в изучении особенностей и современных тенденций развития розничных сетевых структур на потребительских рынках. К методам исследования относятся методы анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, экономического и статистического анализа, эмпирический и графический методы анализа развития е-коммерции. Результаты. Ключевая задача торговли – использовать благоприятные условия для наиболее полного удовлетворения покупательского спроса на товары и услуги. Темпы роста розничной торговли были в полтора раза выше темпов роста валового внутреннего продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE TRANSFORMATION OF CONSUMER PREFERENCES ON THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC MECHANISM OF RETAIL CHAINS’ ACTIVITIES

In the Russian consumer market, the trading sector demonstrates high growth rates in the conditions of modern market competition. Trading enterprises direct domestic producers to the maximum possible satisfaction of public demands. As a result, the market is constantly replenished with new brands, goods and services that meet the needs of consumers. Trade organizations need to constantly improve, find new methods of attracting and retaining customers. The purpose of the study is to study the features and current trends in the development of retail network structures in consumer markets. The research methods include methods of analysis and synthesis, abstraction and concretization, economic and statistical analysis, empirical and graphical methods of analyzing the development of e-commerce. Results. The key task of trade is to use favorable conditions for the fullest satisfaction of consumer demand for goods and services. The growth rate of retail trade was one and a half times higher than the growth rate of gross domestic product.

Текст научной работы на тему «Влияния трансформации потребительских предпочтений на развитие экономического механизма деятельности розничных сетей»

Влияния трансформации потребительских предпочтений на развитие экономического механизма деятельности розничных сетей

Ярцев Михаил Михайлович,

аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»

E-mail: yartsev@yandex.ru

В российском потребительском рынке торговый сектор демонстрирует высокие темпы роста в условиях современной рыночной конкуренции. Торговые предприятия направляют отечественных производителей на максимально возможное удовлетворение общественных запросов. Как результат, рынок постоянно пополняется новыми брендами, товарами и услугами, которые соответствуют запросам потребителей. Торговым организациям необходимо постоянно совершенствоваться, находить новые методы привлечения и удержания покупателей. Цель исследования заключается в изучении особенностей и современных тенденций развития розничных сетевых структур на потребительских рынках.

К методам исследования относятся методы анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, экономического и статистического анализа, эмпирический и графический методы анализа развития е-коммерции.

Результаты. Ключевая задача торговли - использовать благоприятные условия для наиболее полного удовлетворения покупательского спроса на товары и услуги. Темпы роста розничной торговли были в полтора раза выше темпов роста валового внутреннего продукта.

Ключевые слова: розничная торговля, торговая сеть, цифровые технологии, торговое предприятие, клиент.

Введение

Сетевая форма коммерческой деятельности остается жизнеспособной и конкурентоспособной на потребительских рынках регионов. Основным фактором, который делает региональные потребительские рынки уникальными, является их сложная природа и наличие разнородных переменных.

Особенности региональных рынков обусловлены спецификой территорий, где они находятся. В последние годы сетевые компании достигли успеха благодаря эффективности, основанной на масштабировании, совершенствовании управления и увеличении операционных возможностей.

Вопросы развития сетевых структур на региональных рынках РФ остаются актуальными, поскольку данные компании, вступая на эти рынки, сталкиваются с разнообразными задачами и вызовами, предъявляемыми бизнес-сообществами и региональными властями. Важно обеспечивать баланс между фискальными интересами бюджета, трудоустройством населения, поддержкой местного бизнеса и удовлетворением потребностей населения в современных товарах и услугах [1].

Материалы и методы исследования

Чтобы достичь поставленной цели, были применены различные методы исследования. Среди них -общенаучные методики, такие как диалектический подход, анализ и синтез литературных и статистических данных, сравнительные методы, аннотирование и прочие подходы. Также применялись специальные методы, включая системный и сравнительный анализ.

Основными источниками информации являлись фундаментальные труды, такие как монографии и научные исследования, а также публикации отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию и адаптации сетевого ритейла к изменяющимся условиям, опыт автора и внутренние данные компании.

Результаты исследования и их обсуждение

Потребительский рынок считается одним из более стабильных в нашей экономике. В протяжение минувших лет торговая отрасль показывает высокий темп роста и формирования, повышение уровня прибыли. В 2022 г. общая численность занятых в розничной торговле составила более 12,4 миллионов человек, что составляет 18,3% по среднегодовой численности по типам экономической деятельности.

Формирование розничной торговли обеспечивает постепенный рост спроса на товары и услуги, в целом активизирует производство и увеличение государственного бюджета.

Таким образом, розничная торговля остается одним из важнейших секторов экономики, обеспечивая работников наиболее важной частью населения и стимулируя финансовый рост (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства продуктов питания 2011-2022 гг. [4]

Сегодня рост потребительского сектора в России отмечается одним из самых значительных на глобальном уровне. Розничная торговля занимает лидирующие позиции среди отраслей экономики страны, опережая строительство в 3,5 раза, аграрный сектор в 5,5 раза и телекоммуникационную отрасль в 13 раз (в темпах роста).

С 2021 года, согласно данным Росстата, сетевая торговля продуктами питания лидер направления розничной торговли, заняв в 2023 году 33% от всего объема данного сектора (рис. 2).

Рис. 2. Сегменты потребляемых товаров на 2023 год [16]

Российский рынок продуктовой розничной торговли считается одним из основных рынков общества и занимает 5-е место в мире по объему. Россию опережают только Индия, Япония, Китай и Соединенные Штаты. В 2022 году объем розничных продаж в России достиг примерно 29,3 трлн руб. Большая часть населения проживает в отдаленных районах, где доступ к продуктам и предложениям ограничен. Это породило дополнительный спрос на продукты питания и другие товары местного производства, что способствовало увеличению розничных продаж. Еще одним важным условием считается повышение уровня жизни на-

селения России. С каждым годом все больше людей получают стабильный доход и могут позволить себе покупать самые дорогие товары. Это поможет еще больше увеличить объемы индивидуальных продаж и розничных сетей.

По данным Росстата, в 2019 году в России насчитывалось более 110 млн розничных магазинов. Большинство из них (около 85%) - это магазины и супермаркеты, а остальные15%-рынки и торговые центры. Наиболее крупными сетями являются «Х5 Ритейл Групп» (владеющая сетями «Пятёрочка», «Перекресток»), «Магнит», «Лента», «Светофор» и «Меркури Групп». Вместе они обладают более чем половиной рынка. При этом «Магнит» и «Х5 Ритейл Групп» имеют значительную долю среди магазинов и долю супермаркетов, а «Лента» - среди гипермаркетов. В 2023 году рынок розничной торговли в России сократился на 4,1%. Снижение продаж произошло во всех отраслях, кроме продуктового розничного рынка (+3,7%). Кризис связан с пандемией COVID-19 и снижением доходов населения. Торговые сети продолжают развивать темп и долю онлайн-торговли. А объем продаж интернет-магазинов вырос на 46,6%. Наибольшую долю в онлайн-торговле занимают продукты питания, бытовая техника и электроника.

К концу 2022 года объем розничной торговли в финансовом плане вырос на 7,»7%. Положительное развитие отмечено в 3 ключевых сегментах: продовольственная продукция (рост на 11,8% за год), лекарства и сопутствующие товары (рост на 4,9%), а также сегмент детских товаров (рост на 2,4%). С другой стороны, наблюдается падение объемов продаж бытовой техники.

Анализ продаж в регионах выявил, что на долю центрального федерального округа приходится треть общих продаж, достигнув 14,27 трлн рублей, или 33,5% от совокупного объема. Далее следуют Приволжский округ с 7,3 трлн рублей, Южный с 4,8 трлн рублей и Северо-Западный с 4,4 трлн рублей.

Рост онлайн-продаж отмечается во всех регионах, что обусловлено разными факторами, такими как объемы продаж, ценовая политика, а также доступность пунктов выдачи и услуг доставки. Впрочем, несмотря на региональные особенности, интернет-продажи продолжают стабильно расти.

Тренд увеличения онлайн-торговли остается значимым в сфере FMCG в 2023 году. Торговые сети активно развивают свои сервисы доставки, а крупные игроки, такие как Сбер и Яндекс, продолжают вкладываться в это направление. В 2022 году произошли изменения в российской розничной торговле, поскольку шесть крупных компаний покинули рынок, закрыв 1199 торговых точек и повлияв на долю non-food товаров, составляющую 3,8% от общих продаж.

Большая часть сетей, ушедших с российского рынка, занималась fashion ритейлом. Они закрыли 1173 торговые точки, не считая магазинов люксо-вых и премиум брендов, что создает благоприятные условия для отечественных брендов расши-

рить свою аудиторию. В этом году несколько российских компаний планируют расширение. Melon Fashion Group (владеющая брендами Befree, Zarina, Love Republic и Sela) намерена открыть 200 новых магазинов, удвоив свои торговые площади. Gloria Jeans собирается запустить 130 новых магазинов, а «Стокманн» планирует открыть 20 универмагов, инвестируя в проект 2 млрд рублей. Тем не менее, замещение иностранных брендов полностью может занять несколько лет из-за предпочтений российских потребителей к уже существующим брендам.

Масс-маркет Maag - аналог суперпопулярного в России и в мире бренда доступной одежды Zara. Первый магазин торговой марки открылся в Москве в конце апреля 2023 года - спустя год после ухода Inditex с русского рынка.

Марку «2MOOD» создали 3 девушки, в 2017 году, которые выбрали создание дание своего дела. Нежели работа в како-либо компании. Риск оправдал ожидания, поэтому «2MOOD» продолжили развивать как бренд. На сегодняшний день компания имеет магазины в четырех городах России.

Юрист Алиса Ушакова и экономист Нино Ша-матава запустили USHATÁVA в 2015 году. Нино поспорила с другом, что раскрутит свой бизнес со стартовым капиталом в 200 000 рублей. Сегодня USHATÁVA - успешный бренд, у которого помимо онлайн-магазина есть офлайн-точки в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и Алматы.

Бренд «12storeez» создали сёстры Голомаз-дины (Марина и Ирина, муж Ирины Иван. Сестры имели опыт работы в сфере моды. Иван разбирался в бизнесе, и идея создания бренда пришла к нему в голову.

«12storeez» он начал заниматься разработкой в небольшом демонстрационном зале в квартире (шо-у-рум). Ребята потратили 80 000 руб. на первую коллекцию, которая была выпущена в 2014 году. На сегодняшний день у бренда внушительные обороты. Одежда и обувь производятся на фабриках в России (60% от общего объёма), Китае, Вьетнаме и Турции.

Для представителей fashion ритейла важно укреплять позиции в онлайн-продажах, а не только в физических магазинах. Согласно рекламному опросу «Яндекса», в 2023 году 76% покупателей начинают искать одежду и обувь в интернет-пространстве, об этом свидетельствуют показатели, а именно на 24% больше, чем в прошлом году (2023) (рис. 3, 4).

Рис. 3. Динамика российского фэшн-рынка [14]

В сфере продажи мебели в России, по данным АМДПР, в 2021 году компания «Икеа» занимала 5-6% от общего объема продаж. В прошлом году ее место на рынке начали занимать местные производители и маркетплейсы («Аскона», Hoff и Mr. Doors).

В 2023 году компания Doors решила инвестировать в производство новой мебели, чтобы увеличить производство на 15%. Это решение связано с потенциальным увеличением спроса на продукцию.

Рис. 4. Доля онлайн VS офлайн продаж от fashion рынка, 2014-2023 гг., % [14]

В конце 2022 года «Яндекс Маркет» выкупил инвентарь российского подразделения Ikea, а летом 2023 года началась продажа мебельных линий собственного бренда. На данном этапе бывший менеджер Ikea разрабатывает новые продукты бренда, и ожидается, что на долю этих продуктов будет приходиться до10% всего мебельного рынка.

К настоящему времени на российском рынке мебельного ритейла оперируют 30 компаний, включая 20 крупных торговых сетей.

В целом, рынок розничной торговли в России остается конкурентоспособным и активным. Торговые сети стремительно формируются и вводят новые технологические процессы, но нынешняя финансовая ситуация формирует конкретные проблемы для рынка.

Федеральные торговые сети - это большие розничные фирмы, которые имеют филиалы по всей России и обслуживают огромное число потребителей. Они считаются достаточно крупными партнерами на рынке розничной торговли и влияют на рыночные цены и положение мелких ритейлеров.

Более крупными федеральными торговыми сетями в России считаются:

1. «Х5 Ритейл Групп» - это холдинг, владеющий сетями магазинов «Пятёрочка», «Перекресток» и «Чижик». Предприятие содержит 25 тыс. магазинов формата «у дома» в России и считается одним из основных ритейлеров на российском рынке.

2. «Магнит» - это крупнейшая федеральная сеть магазинов в России, которая содержит более 28 тыс. магазинов, а также супермаркетов по всей стране. Компания работает на продаже продуктов питания, а кроме того, дает обширный перечень товаров для дома и быта.

3. «Лента» - крупнейшая федеральная сеть ги-пермаркетов. Предлагает широкий ассортимент товаров для дома и обустройства быта. В состав компании входит более 250 магазинов (гипермар-кетов, супермаркетов)

4. «Светофор» - это сеть розничных магазинов, которая стремится предоставить покупателям удобный и экономичный шопинг. Формат магазина присущ в основном крупным торговым сетям, расположенным на окраинах города, с минимальным оформлением, паллетной выкладкой товаров.

5. «Mercury Retail» - российский ритейлер с крупнейшей продуктовой розничной сетью «У до-

сз о со от m Р от

от А

ма» - 15 000 компактных магазинов с ассортиментом, ориентированным на повседневные покупки («ultra-convenience»). Компания управляет магазинами торговых сетей «Красное&Белое» и «Бристоль».

Перспективу российского ритейла побуждает конкретную тревогу у многих компаний отрасли. Ритейлеры объясняют собственный пессимизм ожиданием последующего снижения населения, вновь возрастающей волатильностью обменного курса рубля, роста online торговли и др.

С каждым годом уровень доходов населения не возрастает в этом темпе, чтобы возместить увеличение цен и инфляцию. Это приводит к сокращению спроса на товары и обслуживание, то, что влияет в заработках ритейлеров. Непостоянность направления рубля создает труднее планирование закупок и продаж, что оказывает большое влияние на рентабельность фирм и усугубляет их экономическое положение. Недостаток улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэконо-мической ситуации, кроме того, проявляет отрицательное влияние на российский ритейл. Санкции и иные ограничения, наложенные на Россию, уменьшают размеры международной торговли и усложняют управление бизнеса в стране.

В целом, общероссийский ритейл встречается с рядом основательных вызовов, которые требуют групповых решений и адаптивности со стороны фирм отрасли. Следует уделять особенное внимание улучшению качества товаров и услуг, оптимизации ценовой политики, улучшению условий труда и сервиса покупателей, а кроме того, поиску новых источников роста и развития.

По мнению экспертов РБК, в торговле можно упомянуть такие тренды:

1. Диджитализация - становление целого сегмента цифровых потребителей, которые ищут товары и услуги не в печатных изданиях или наружной рекламе, а в поисковых системах.

При этом крупные участники рынка ритейла активно инвестируют в цифровизацию. Непосредственно в этом секторе в год прирост инвестиций составляет 54 миллиарда рублей, что равняется 10 процентам и в сравнении с другими экономическими сферами значительно выше по показателю [7].

В современных условиях ритейла инвестиции в информационные технологии ассоциируются с внедрением видеоаналитики, созданием профиля клиента и обеспечением наличия необходимых товаров в продаже. Широкое применение находит big data - крупные массивы как структурированной, так непосредственно и неструктурированной информации. Эти ресурсы предназначены непосредственно для автоматизации процессов ана-Е лиза, прогнозирования, сбора информации и под-^ держки бизнес-решений. Ключевыми областями ~ применения IT-систем являются управление проса граммами лояльности, развитие мобильных при-^ ложений, улучшение безопасности и оптимизация z работы сотрудников [3].

Видеоаналитика, как считают ритейлеры, наиболее перспективная технология в розничной торговле. Видеоаналитика помогает оптимизировать работу сотрудников и уменьшить количество ошибок. Прогнозы показывают, что к 2024 году внедрение таких технологий станет более активным, предоставив рынку инновационные и эффективные 1Т-решения [5].

2. Развитие магазинов с дисконтной моделью (хард-дискаунтеры), включающее глобальные брендовые магазины, где продаются товары по сниженным ценам из-за прошлых коллекций, нет сервиса, проще локация и т.д., или за счёт другой бизнес-модели, можно назвать региональной дискаунтеризацией.

На фоне общественно-политических перемен и экономических трудностей, доступные цены остаются ключевым фактором для россиян при выборе торговых точек. Это стимулирует развитие магазинов с дисконтом, специальных предложений и способствует росту популярности программ лояльности [6].

3. Использование промо-акций и карт лояльности плюс персонализация и геймификация - для значительного количества покупателей основным поводом выбора конкретного магазина выступает продажа товаров по акциям и предоставление скидок и кэшбека по картам магазина.

Проведение акций является эффективным способом привлечения и удержания внимания потребителей, при этом важно выбирать те, что наилучшим образом соответствуют формату и специфике магазина [2].

4. Разработка СТМ (собственной торговой марки) - производство продукции под собственной маркой передается сторонней производственной компании, позволяя владельцу сконцентрировать усилия на маркетинге и продажах. Главное условие, когда использование собственной торговой марки экономически оправдано - относительно низкая ценовая политика (отсутствие коммерческих расходов по доведению от производства до потребителя), наличие отлаженной розничной сбытовой сети, собственной клиентской базы, способной реализовать минимальную контрактную партию.

Успех в этом направлении требует постоянного и внимательного отслеживания предпочтений покупателей, новинок от ведущих брендов, а также контроля за качеством и себестоимостью продукции. При усложнении экономических условий и росте потребительских ожиданий, ритейлерам все сложнее достигать высокой эффективности, конкурируя исключительно в цене, даже при увеличении объемов продаж [10].

5. Организация общественного питания в магазинах - предоставление посетителям возможности перекусить после шопинга выступает как дополнительное привлечение покупателей, они могут выпить горячий чай или кофе, поесть суши или пиццу, обсудить покупки, а также приобрети продукцию домой, чтобы не готовить.

6. Развитие Интернет-торговли продуктами по состоянию на 2024 год стремительно развивается. В принципе, вот уже несколько лет мы становимся свидетелями зарождения совершенно новой ниши, в которой покупатель может из дома заказать нужный для него товар и при этом, даже не переплачивая за его доставку по адресу своего проживания. Такая Интернет-торговля активно развивается банковскими организациями, покупатели достаточно иметь карту данного банка. К данному сегменту также относится продажа через интернет-сайты, ставшая уже традиционной [11 ].

Количество интернет-магазинов, специализирующихся на продаже свежих продуктов, которые требуют особого внимания к хранению и доставке, продолжает расти. Крупные розничные сети все чаще предлагают услугу доставки продуктов прямо к дверям покупателей.

Основной проблемой для развития отечественной торговой отрасли является недостаточная инфраструктура. Многие старые торговые форматы, которые были созданы еще до перестройки, не соответствуют современным стандартам, и недостаток площадей для строительства новых магазинов только усугубляет ситуацию. Кроме того, возросшие требования к качеству торговых пространств и тенденция к автоматизации процессов требуют значительных инвестиций, что также ограничивает возможности развития торговли в регионах.

В последние годы количество банкротств региональных ритейлеров увеличилось, а количество торговых компаний сократилось.

В некоторых частях страны существует дефицит торговых точек, а на некоторых территориях они отсутствуют вовсе. Примерно 5% жителей России испытывают проблемы с доступом к магазинам, так как ритейлеры не считают рентабельным открывать торговые точки в регионах с низкой покупательской способностью и недостаточно развитой инфраструктурой. Северный Кавказ, Крайней Севере, а также удаленные города имеют проблемы с развитием торговли из-за труднодоступности населенных пунктов.

Пандемия COVID-19 привнесла в ритейл новые тренды:

а) Границы между продуктовым и непродуктовым ритейлом становятся все более размытыми. Сервисы доставки расширили ассортимент и начали предлагать широкий спектр товаров, включая продукты питания. Таким образом, доставка стала более универсальной, отвечая потребностям покупателей в разных категориях.

б) Вопросы безопасности приобрели важнейшее значение и, вероятно, останутся приоритетом в будущем. Усиление мер безопасности и разработка новых подходов к обеспечению здоровья клиентов и сотрудников теперь находятся в центре внимания ритейла, определяя новые стандарты работы в отрасли [12];

в) во время пандемии наблюдался особенно значительный отток покупателей особенно из супермаркетов. Многие из них предпочитали приоб-

ретать все необходимое в небольших магазинчиках, расположенных неподалеку от места их проживания, так как боялись находиться в местах большого скопления людей, либо попросту не имели QR-кода.

г) одним из интересных и перспективных направлений становятся продукты, которые выпускаются под своей торговой маркой. При этом, внимание концентрируют на уровне качества выпускаемых продуктов, а также на их ассортименте. При этом упор делается на потребностях и пожеланиях непосредственно своих покупателей.

д) стоит отметить, что также значительно выросли продажи товаров, которые непосредственно относятся к сегменту продукции, предназначенной для здорового образа жизни. Именно поэтому ведущие ритейлеры выделили в торговых супермаркетах отдельные площади;

е) Супермаркеты теперь посещает гораздо меньшее количество людей. Однако, вместе с тем, сумма среднего чека значительно выросла. Связано это с тем, что люди если и посещают супермаркет, то они приходят с целью закупить продуктов на более длительное время. В случае же отсутствия QR-кода они просят своих знакомых либо родственников купить необходимые для них продукты (9);

ж) несмотря на пандемию, многие компании стремятся в розничной сети расширить присутствие своей продукции, а также при помощи объединения секторов укрепить свою позицию;

з) таким образом, подавляющее большинство ретейлеров адаптируют свое онлайн - присутствие, часть их организовывает интернет-магазины, а другие сотрудничают с крупными онлайн-платформами.

и) меняющееся поколение альфа)

к) новая бизнес-модель (например, франчайзинг)

л) сокращение населения

м) развитие форматов специалистов

Современные технологии позволяют улучшить качество обслуживания, повысить эффективность работы и удовлетворить потребности клиентов.

По итогам 2022 года российские ритейлеры столкнулись с серьезными трудностями. Значительные изменения в ассортименте на полках и снижение покупательской способности до рекордных уровней заставили участников рынка приложить максимум усилий для преодоления возникших проблем.

Но сейчас можно сказать, что переломный момент преодолен, и отрасль розничной торговли продемонстрировала свою способность адаптироваться даже в не стабильных ситуациях. Несмотря на трудности, рынок сохраняет потенциал для развития, а спрос на товары побуждает его участников находить новые решения и возможности.

Одной из основных технологий, используемых в розничной торговле, является электронная коммерция. Это позволяет потребителям совершать покупки в интернет-магазинах, что удобно и эконо-

сз о со от т Р от

от А ш

мит время. Кроме того, интернет-магазины могут предложить более широкий ассортимент товаров, чем обычные магазины. Онлайн-рынок смягчил спад в офлайн-магазинах FMCG, а рост на омни-канальном рынке FMCG (включая как офлайн, таки онлайн-продажи) достиг 19,4% за год в денежном выражении.

Растущий интерес к инновационным технологиям является важным фактором. К 2023году инфляция замедлилась, а спрос восстановился.

Эти изменения привели к глобальной трансформации продовольственного рынка и адаптации компаний к новым потребительским предпочтениями рыночным условиям.

Еще одним методом, используемым в розничной торговле, является персонализированный маркетинг. Это позволяет компаниям использовать персонализированные предложения через мобильные приложения, SMS-рассылки и другие каналы для привлечения новых и удержания старых клиентов. Мобильные приложения также могут упростить процесс покупки, например, с помощью системы мобильных платежей [15].

Системы управления складом и логистикой также являются важной частью цифровых технологий в розничной торговле. Возможность управлять запасами и доставкой заказов повышает эффективность работы и снижает затраты на логистику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, система, которая собирает и анализирует отзывы клиентов и использует ИТ-технологии и искусственный интеллект, может помочь компаниям визуализировать данные о продажах, поведении клиентов и других факторах, влияющих на их бизнес. Это позволяет компаниям принимать более обоснованные решения и улучшать свою работу.

Остановимся на российской практике и с пользованиями цифровых решений на коммерческих предприятиях и рассмотреть реальный случай. Например, X5 Retail Group является одним из главных конкурентов на российском ритейл-рынке.

Компания активно занимается исследованиями и внедрением инновационных технологий.

Рассмотрим подробнее инновационное решение, которые было первым протестировано на базе магазина-лаборатории X5 Retail Group - это электронные ценники. В НИУ ВШЭ подсчитали, что на замену бумажных ценников у персонала магазина уходит минимум 2 часа в день, при это риск допущения ошибки не исключается. В настоящее время уже несколько магазинов в рамках пилота перешли на электронные ценники, а в ближайшее годы компания рассчитывает на массовый переход.

Полезный эффект данного решения доказан на практике и поддерживается учеными, однако массового распространения данное решение пока Е не получило в силу дороговизны системы и значи-Q тельных расходов на обучение персонала. Требу-~ ется еще какое-то время, чтобы вложенные инве-сэ стиции на их покупку окупились. I«- Первая Smart kitchen была открыта торговой z сетью «Перекресток» в 2019 году, что позволило

значительно расширить ассортимент продукции Ready-to-eat и Ready-to-cook в супермаркетах «Перекресток» и повысить качество продукции.

В 2020 году X5Retail Group запустила несколько скидок в пилотном формате (на данный момент их более 1500), благодаря растущему спросу на рациональное использование и экономию разумных средств, минимальной численности персонала и наибольшей экономии.

В 2020 году в Москве в рамках пилотного проекта был открыт магазин «Пятерочка» с полностью автоматизированной системой совершения покупок. Магазин ориентирован на новое поколение потребителей. Чтобы попасть в магазин, вам необходимо загрузить приложение «Пятерочка» «on The Fly» из App Store или Google Play и зарегистрироваться через систему X5ID. После регистрации система генерирует динамический QR-код, который покупатель может отсканировать.

Всего имеется почти 900 позиций товаров, включая категорию «fresh» и свежий кофе. Ней-росеть и видеокамеры позволяют контролировать количество товаров на полках и распознавать лица покупателей, списывая сумму со счета.

При желании покупатель может воспользоваться кассой самообслуживания. Анализ проводится в режиме реального времени и результаты сопоставляются с корзиной в мобильном приложении. Магазины нового формата, функционирующие по принципу «умного дома» с системами датчиков для управления процессами внутри магазина, электронными ценниками, круглосуточным видеонаблюдением и поддержкой через мобильные приложения, представляют собой перспективные направления развития ретейла. Интеграция персонализированных предложений, гео- и видеоаналитики, а также других инструментов на основе искусственного интеллекта являются ключевыми в процессе адаптации к требованиям современных покупателей. Это уже второй тестовый магазин, первый был открыт в 2012 году и закрыт после нескольких месяцев эксперимента [15].

КСО (корпоративная социальная ответственность). Компания обязана принимать во внимание экологическую и общественную ответственность за собственные действия, стремясь к устойчивому развитию и благосостоянию общества.

Продукты CVM (Customer Value Management) и обратная связь. Фирмы применяют CVM для понимания и повышения ценности покупателя через исследование сведений и персонализацию услуг. Инструменты обратной связи могут помочь корректировать стратегии, совершенствовать продукты и увеличивать удовлетворение клиентов.

Логистика: машины без водителя. Создание и введение автономных автотранспортных средств для логистики доводит до совершенства результативность, уменьшает расходы и уменьшает возможность человеческих ошибок, содействуя наиболее безопасным и стабильным логистическим цепочкам.

Phygital: робот в «Перекрёстке», оплаты по лицу в «Пятёрочке». Phygital связывает физическое и цифровое пространства. Введение роботов для поддержки потребителям в «Перекрёстке», а также системы оплаты по лицу в «Пятёрочке» дает возможность усовершенствовать потребительский опыт, стимулировать процесс покупок и увеличить удобство.

Объединение современных технологий и выполнение основ КСО могут помочь фирмам не только лишь добиваться бизнес-целей, однако и вносить вклад в стойкое развитие и увеличение особенности жизни сообщества.

Розничная сеть «Магнит» открыл свой первый акселератор MGNTech, чтобы продвинуться в инновационном развитии и снизить издержки через цифровизацию. Совместно с Сколково были выбраны следующие инновационные решения:

- инновация от компании BestPlace - прогнозирование эффективности торговой точки на основе геоаналитики и рекомендации по оптимизации бизнеса. С ее помощью, можно оперативно проанализировать географию открытия новой торговой точки и релевантный ассортимент;

- автоматическая система планирования графиков смен сотрудников и расчета заработной платы - Timebook;

- EVA PRO - система контроля давления в шинах для сокращения затрат на эксплуатацию транспортных средств;

- активная упаковка товаров от «Лаборатории Био Зет» с антибактериальным действием [8]. Торговая сеть «ДИКСИ» внедрила инновационную систему, обеспечивающую доступность товаров на полках магазинов. Проект реализован совместно с OSA Hybrid Platform и представляет собой Big Data платформу, управляемую искусственным интеллектом в реальном времени. Эта технология впервые успешно реализована в истории российской торговли. Система позволяет собирать и обрабатывать различные данные с помощью искусственного интеллекта, назначать задачи персоналу и контролировать их исполнение.

Система повышает эффективность управления ассортиментом, рекламными кампаниями и про-моакциями. Кроме того, она способствует более тесному взаимодействию между торговой сетью и поставщиками, обеспечивая прозрачность отношений и предоставляя аналитические данные в режиме реального времени.

Современные цифровые технологии, внедряемые в российском ритейле, нацелены на создание инновационных бизнес-моделей. Они объединяют традиционные физические покупки и современные цифровые возможности, стирая границы между ними. Это позволяет компаниям оптимизировать ассортимент, более точно таргетировать рекламу и развивать партнерские отношения с поставщиками, оставаясь конкурентоспособными в динамичных условиях рынка.

В будущем, значимыми тенденциями в цифро-визации ретейла станут применение интернета вещей (loT), технологий дополненной и виртуаль-

ной реальности, робототехники, блокчейна, анализа больших данных и создание новых продуктов на их основе.

Главная цель ритейлеров заключается в построении человеко-центричной модели, как шанс выиграть гонку, в постоянном совершенствовании и улучшении опыта покупателей, повышении эффективности в торговых залах и логистике, с целью получения максимальной прибыли и сохранения лидирующих позиций на высококонкурентном инновационном рынке ритейла.

Развитие розничной торговой сети направлено на повышение конкурентоспособности на рынке, включающее широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов клиентского обслуживания, ведения операций и бизнес-процессов. Многообразие типов розничных торговых предприятий классифицируется, прежде всего доходами целевого сегмента, для которого разрабатывается ассортиментная и ценовая политика, уровень услуг и технического оснащения интерьера. В современной экономике необходимо соблюдать законодательство, что также поможет решить определенные задачи: предупредить воровство, планировать продажи, гарантировать высокое качество продукции, выполнять требований контролирующих органов.

Таким образом, мы можем констатировать, что наиболее важными направлениями являются:

1. Активное внедрение цифровых технологий в практику российского ритейла.

2. Поступательное расширение сети дискаунте-ров.

3. Персонализация и геймификация

4. Разработка собственных брендов

5. Внедрение зон общественного питания в магазинах.

6. Развитие интернет-продаж продуктов

7. Развитие phygital

8. Поиск способов автоматизации и применение

ИИ

Инвестиции в 1Т становятся всё более значимым фактором, способствующим активному развитию ретейлеров

Литература

1. Алтухов, П.Л., Теоретические аспекты развития розничных торговых сетей на продовольственном рынке // Вестник Прикамского социального института. 2022. N03 (87)

2. Безгина, Л. Д., Семакина, Ю. Д., Минина, Ю.И. Влияние пандемии на сферу торговли (Текст) // Вестник современных исследований. - 2022. - № 7-1 (37). - С. 4-7.

3. Белова, Л. А., Верона, Л.И. Современные тренды российской розничной торговли (Текст) // Естественно-гуманитарные исследования -№ 33(1), 2021 - С. 42-46

4. Беркович, М.И., Ермолаев Макар Николаевич. Социально-экономический аспект розничных торговых сетей в регионе // Социально-политические исследования. 2022. N01 (10).

сз о со от m Р от

от А

5. Гаврилов, Л. П., Информационные технологии в коммерции (Текст): учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Торговое дело» / Л.П. Гаврилов. - Москва: Инфра-М, 2022. - 236 с.

6. Депутатова, Е. Ю., Розничная торговля в эпоху пандемии и изменения в покупательском поведении (Текст) // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 10 (123). - С. 1056-1058

7. Захаров, А. Н., Старовая, Ю.А. Обзор развития электронной торговли в мировой экономике: вызовы и последствия пандемии (Текст) // Российский внешнеэкономический вестник. -2020. - № 12. - С. 18-32

8. Ильин, И.В., Цифровая трансформация российского бизнеса: монография / И.В. Ильин (и др.); под ред И.В. Ильина. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. -с.34

9. Никулина, Т. А., Понятие, признаки и классификация розничных торговых сетей (Текст) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019. -№ 5. - С. 14-20.

10. Панасенко, С. В., Стукалова, И. Б., Мазунина, Т.А. Направления развития современной розничной торговли (Текст) // Российское предпринимательство. - 2022. - Том 19. - № 3. -С. 599-608.

11. Плотникова, Т. В., Котик, А.В. Направления развития Интернетторговли в условиях пандемии (Текст) // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 9 (122). - С. 792-795.

12. Поляк, К. А., Розничная торговля: Бум во время чумы. (Текст) // Большой Бизнес. - 2022. -№ 4. - С. 89-93.

13. Сурай Н.М., Красильникова Е.А., Корнева Г.В., Жданова Г.В., Михалев А.П. Современное состояние и перспективы развития розничной торговли на примере города Москвы // Инновации и инвестиции. 2023. No1

14. Токарь, Е. В., Роль розничной торговли в развитии регионального рынка потребительских товаров (Текст) // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2023. - № 1. - С. 71-81.

15. Щепина, С.В., Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ри-тейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal. 2021. No2.

16. Федеральная служба государственной статистики // Розничная торговля и общественное питание [Электронный ресурс] https://rosstat. gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya. (Дата обращения: 24.03.2024)

THE IMPACT OF THE TRANSFORMATION OF

CONSUMER PREFERENCES ON THE DEVELOPMENT

OF THE ECONOMIC MECHANISM OF RETAIL CHAINS' E ACTIVITIES

CL

â Yartsev M.M.

jj All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Developed ment of the Russian Federation

In the Russian consumer market, the trading sector demonstrates high growth rates in the conditions of modern market competition. Trading enterprises direct domestic producers to the maximum possible satisfaction of public demands. As a result, the market is constantly replenished with new brands, goods and services that meet the needs of consumers. Trade organizations need to constantly improve, find new methods of attracting and retaining customers. The purpose of the study is to study the features and current trends in the development of retail network structures in consumer markets. The research methods include methods of analysis and synthesis, abstraction and concretization, economic and statistical analysis, empirical and graphical methods of analyzing the development of e-commerce.

Results. The key task of trade is to use favorable conditions for the fullest satisfaction of consumer demand for goods and services. The growth rate of retail trade was one and a half times higher than the growth rate of gross domestic product.

Keywords: retail trade, retail network, digital technologies, trading enterprise, client.

References

1. Altukhov, P.L., Theoretical aspects of the development of retail chains in the food market // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2022. No3 (87)

2. Bezgina, L. D., Semakina, Yu. D., Minina, Yu.I. The impact of the pandemic on trade (Text) // Bulletin of Modern Research. -2022. - № 7-1 (37). - Pp. 4-7.

3. Belova, L. A., Verona, L.I. Modern trends in Russian retail trade (Text) // Natural Sciences and Humanities Research - No. 33(1), 2021 - pp. 42-46

4. Berkovich M. I., Ermolaev Makar Nikolaevich Socio-economic aspect of retail chains in the region // Socio-political studies. 2022. No. 1 (10).

5. Gavrilov, L. P., Information technologies in commerce (Text): textbook: for students of higher educational institutions studying in the field of training "Trade business" / L.P. Gavrilov. - Moscow: Infra-M, 2022. - 236 s

6. Deputatova, E. Y., Retail trade in the era of the pandemic and changes in consumer behavior (Text) // Economics and entre-preneurship. - 2022. - № 10 (123). - Pp. 1056-1058

7. Zakharov, A. N., Starovaya, Yu.A. Review of the development of electronic commerce in the global economy: challenges and consequences of the pandemic (Text) // Russian Foreign Economic Bulletin. - 2020. - No.12. - pp. 18-32

8. Ilyin, I.V., Digital transformation of Russian business: a monograph / I.V. Ilyin (et al.); edited by I.V. Ilyin. - St. Petersburg: POLYTECH PRESS, 2021. -p.34

9. Nikulina, T. A., The concept, signs and classification of retail chains (Text) // Marketing in Russia and abroad. - 2019. -No.5. - pp. 14-20.

10. Panasenko, S. V., Stukalova, I. B., Mazunina, T.A. Directions of development of modern retail trade (Text) // Russian Entrepre-neurship. - 2022. - Volume 19. - No. 3. - pp. 599-608.

11. Plotnikova, T. V., Kotik, A.V. Directions for the development of Internet trade in a pandemic (Text) // Economics and entrepre-neurship. - 2022. - № 9 (122). - Pp. 792-795.

12. Polyak, K. A., Retail trade: Boom during the plague. (Text) // Big Business. - 2022. - No.4. - pp. 89-93.

13. Surai N.M., Krasilnikova E.A., Korneva G.V., Zhdanova G.V., Mikhalev A. P. The current state and prospects of retail trade development on the example of the city of Moscow // Innovations and investments. 2023. No1

14. Tokar, E. V., The role of retail trade in the development of the regional consumer goods market (Text) // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2023. - No. 1. - pp. 71-81.

15. Shchepina S.V., The development of existing and alternative formats of network retail trade in the context of a pandemic // Baikal Research Journal. 2021. No2.

16. Federal State Statistics Service // Retail trade and public catering [Electronic resource] https://rosstat.gov.ru/statistics/ roznichnayatorgovlya. (accessed: 24.03.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.