Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЯ КИБЕРБУЛИИНГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА'

ВЛИЯНИЯ КИБЕРБУЛИИНГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибербуллинг / буллинг / подростки / социальные сети / интернет / профилактика / cyberbullying / bullying / teenagers / social networks / internet / prevention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Герасимова Мария Евгеньевна

В статье раскрывается понятие кибербуллинга, риски кибербуллинга. Также рассматривается эффективность комплексного подхода к профилактике кибербуллинга среди несовершеннолетних, включающее использование социальных, правовых и образовательных средств. Определена актуальность проблемы исследования. Представлены статистические данные. Статья содержит анализ научной литературы с учетом реалий современной системы изучения и профилактики кибербуллинга. Авторы представили факторы, влияющие на рост кибербуллинга в подростковой среде. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций в сфере профилактики кибербуллинга среди несовершеннолетних. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по профилактике буллинга и кибербуллинга в условиях образовательных организаций социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Герасимова Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the concept of cyberbullying, the risks of cyberbullying. The effectiveness of an integrated approach to the prevention of cyberbullying among minors, including the use of social, legal and educational means, is also considered. The relevance of the research problem is determined. Statistical data are presented. The article contains an analysis of the scientific literature, taking into account the realities of the modern system of studying and preventing cyberbullying. The authors presented the factors influencing the growth of cyberbullying among adolescents. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations in the field of prevention of cyberbullying among minors. The work experience presented in the article will allow organizing activities for the prevention of bullying and cyberbullying in the conditions of educational organizations for social teachers, class teachers, deputy directors for educational work.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЯ КИБЕРБУЛИИНГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

8. Трегубов, В.Н. Отношение студентов к смешанному обучению по технологии "Перевернутый класс" / В.Н. Трегубов // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2022. - Т. 13, № 3(47). - С. 55-67. - DOI 10.33029/2220-84532022-13-3-55-66

9. Лубожева, Л.Н. Метод "Перевернутый класс" на занятиях по иностранному языку в вузе (алгоритм работы) / Л.Н. Лубожева // Russian Journal of Education and Psychology. - 2022. - T. 13, № 4. - C. 71-87. - DOI 10.12731/2658-40342022-13-4-71-87

10. Соколова, E.C. Технология "перевернутого класса" в вузе в условиях дистанционного обучения / Е.С. Соколова // Обществознание и социальная психология. -2022. -№ 10-2(40). - С. 2-8

11. Апон, М.Е. Технология «Перевернутый класс» как инструмент совершенствования модели смешанного обучения в высшей школе / М.Е. Апон // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 96-1. - С. 32-36. - DOI 10.18411/trnio-04-2023-10

12. Канищева, М.А. Формирование социокультурной компетенции обучающихся старших классов на уроках немецкого языка на основе использования аутентичных текстов / М.А. Канищева // Концепция развития и эффективного использования научного потенциала общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Калуга, 19 мая 2020 года. Том Часть 1. - Калуга: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САИНС", 2020.-С. 163-167

13. Нескородева, В.Ю. Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения чтению аутентичных текстов / В.Ю. Нескородева, Д.В. Федорова// Актуальные проблемы современного иноязычного образования. -2023. -№ 17.

14. Осиянова, О.М. Критерии отбора аутентичных текстов в учебных целях / О.М. Осиянова, Р.В. Малышева // Филологические чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Оренбург, 18-19 ноября 2021 года. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2022. - С. 505-509

15. Касумова, Г.А. Художественный текст как дидактический инструмент в обучении иностранному языку / Г.А. Касумова // Вестник педагогических наук. - 2023. - № 3. - С. 39-44

16. Васильева, A.A. К вопросу о влиянии аутентичного материала на изучение иностранного языка в неязыковом вузе / A.A. Васильева // Педагогическое образование. - 2023. - Т. 4, № 4. - С. 71-75

17. Васильева, А. А. К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка в вузе / A.A. Васильева // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№ 76-2. - С. 33-36

Педагогика

УДК 37.035

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры социальной педагогики Герасимова Мария Евгеньевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЯ КИБЕРБУЛИИНГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Аннотация. В статье раскрывается понятие кибербуллинга, риски кибербуллинга. Также рассматривается эффективность комплексного подхода к профилактике кибербуллинга среди несовершеннолетних, включающее использование социальных, правовых и образовательных средств. Определена актуальность проблемы исследования. Представлены статистические данные. Статья содержит анализ научной литературы с учетом реалий современной системы изучения и профилактики кибербуллинга. Авторы представили факторы, влияющие на рост кибербуллинга в подростковой среде. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций в сфере профилактики кибербуллинга среди несовершеннолетних. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по профилактике буллинга и кибербуллинга в условиях образовательных организаций социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе.

Ключевые слова: кибербуллинг, буллинг, подростки, социальные сети, интернет, профилактика.

Annotation. The article reveals the concept of cyberbullying, the risks of cyberbullying. The effectiveness of an integrated approach to the prevention of cyberbullying among minors, including the use of social, legal and educational means, is also considered. The relevance of the research problem is determined. Statistical data are presented. The article contains an analysis of the scientific literature, taking into account the realities of the modern system of studying and preventing cyberbullying. The authors presented the factors influencing the growth of cyberbullying among adolescents. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations in the field of prevention of cyberbullying among minors. The work experience presented in the article will allow organizing activities for the prevention of bullying and cyberbullying in the conditions of educational organizations for social teachers, class teachers, deputy directors for educational work.

Key words: cyberbullying, bullying, teenagers, social networks, internet, prevention.

Введение. За последние годы большое количество исследований проведено по интересующей нас проблеме кибербуллинга, многие из которых рассматривают данную проблему несколько односторонне, но, мы считаем, что необходим комплексный подход, учитывающий все факторы как внешние, так и внутренние. Буллинг, с развитием информационных технологий и расширением сети Интернет, перешел в виртуальное пространство, получив название «кибербуллинг». С кибербуллингом подростки сталкиваются в социальных сетях, посредством которых агрессоры травят ребенка с целью оскорбить, унизить или обидеть его.

Уже в первом десятилетии XXI века исследователи обратили внимание на проблему кибербуллинга, на эмоциональные и психические последствия его для жертвы. Исследования последних лет все чаще подтверждают, что интернет и реальная жизнь для современного поколения представляют единое целое, киберреальность, проникнув в мир людей внесла с собой и угрозу кибербуллинга, который набирает силу и даже возможность «деанонимизация не предотвращает издевательств в интернете» (G. Marzano и V. Lubkina, 2013 г.).

Статистика Агентства социальной информации, в котором приняли участие подростки 11-16 лет из городов-миллиоников, показывает, что с кибербуллингом в России сталкивались 55% подростков, а 39% не сообщали об этом взрослым. Опрос проводился в 2021 году [2].

Изложение основного материала статьи. «Привлекательность» интернета для современного человека неоспорима. Возможности интернета стали очень «удобные» для людей, социально неадаптированных, «отверженных», болезненно застенчивых, одиноких, испытывающих трудности в установлении контактов и др.

Процесс социализации детей и подростков в современных условиях все стремительнее перемещается в Интернет. Привлекательность общения в социальных сетях (мобильность, анонимность, широкий круг аудитории коммуникантов) с лихвой перекрывает отсутствие у пользователей компетентности и понимания необходимости соблюдения этики в общении в сетях, что нередко приводит к асоциальному, а зачастую к агрессивному поведению - реализуемые негативные модели поведения (травля, отвержение, изоляция и др.), переносят в интернет пространство.

В последнее время все чаще «употребляется термин «кибербуллинг», что подразумевает травлю, преднамеренные систематические действия агрессивного характера, осуществляемые с помощью электронных средств взаимодействия. Это новая и стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, использующая для агрессивного преследования человека такие возможности Интернета, как анонимность и неограниченное число пользователей. В современных условиях преследование и унижение сверстниками из реальной жизни переносится в виртуальный мир через публикацию на YouTube роликов со сценами избиения и унижения, выкладывание в социальных сетях компрометирующих фото, личной информации и т.п.» [5, С. 52].

Приведем ряд аспектов, отличающих кибербуллинг от травли: «обезличенность преследователя и наличие у него возможности постоянно преследовать свою жертву; мотивацию жертвы кибертравли к сокрытию фактов преследования от родителей и взрослых из-за страха ограничения доступа к компьютеру (сотовому телефону, планшету и т.п.) и лишения возможности хоть какого-то общения со сверстниками; огромное число и обезличенность свидетелей травли, сочетающееся с отсутствием наказания за подобные действия и ответственности за травлю. Допустимая в Интернете анонимность позволяет экспериментировать с разными проявлениями своего Я и различными социальными ролями, не страшась отрицательной оценки окружающих или введения социальных санкций, которые обязательно последовали бы при живом общении» [6, С. 17].

Подростки 11-16 лет чаще становятся целью кибербуллинга, для данной возрастной категории любое оскорбление, слухи, неудачи, переживаются особенно болезненно, а наиболее частой и удобной мишенью травли становятся те из них, кто подвергался буллингу в реальной жизни.

Определение буллинга «преднамеренного систематически повторяющегося агрессивного поведения, включающего неравенство власти или силы», было дано психологом Л.Ольвеусом (1993 г.). Именно данное определение легло в основу изучения проблемы кибербуллинга, так ка он является видом буллинга.

Билл Белей, канадский педагог дал более уточняющее определение кибербуллинга, рассмотрев как «преднамеренное, повторяющееся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, используя информационные и коммуникационные технологии» [7].

Многими исследователями отмечается, что жертва кибербуллинга испытывает ухудшение эмоциональной сферы, разрушение социальных отношений, что в свою очередь может стать отправной точкой к сложностям в процессе социализации, а в дельнейшем и к более тяжелым последствиям виктимного характера.

Большая привлекательность виртуальной коммуникации для подростков такая как: опосредованность общения, отсутствие ограничения по времени, возможность использовать различные варианты коммуникации такие как фотовидеоматериалы, текстовое сообщение и др., пренебрежение нравственными и социальными границами, приводящее к снижению и игнорированию культуры общения, способствует распространению буллинга в сети. Различные категории пользователей могут стать жертвой кибербуллинга, но наиболее уязвимой категорией могут стать подростки в возрасте 12-15 лет, как самые активные пользователи социальных сетей. Указанную возрастную группу исследователи выделяют по нескольким причинам: данная возрастная группа, идеализируя интернет осваивает его самостоятельно, но бессистемно, не учитывая возможные риски, которые он в себе несет; многим подросткам свойственно отсутствие рефлексии, что в свою очередь приводит к недооценке травмирующего поведения как к другим пользователям так и к собственным переживаниям [3, С. 15].

Отечественные исследования также подтвердили, что особенности поведения подростков в интернет пространстве влекут за собой повышение показателей кибербуллинга. Доступность интернет пространства, возможность создания профиля в социальных сетях и публикации информации разной степени откровенности привлекает подростков, но большинство из них не учитывают, а порой, и не задумываются о том, что публикация в социальных сетях информации, различного рода данных о себе, может привести к использованию этой информации во вред пользователя. «В зоне риска до 80% российских подростков, которые выкладывают в сеть свою фамилию, точный возраст, номер школы; у трети из них настройки профиля позволяют видеть личную информацию о пользователе» [8, С. 53].

Исследователь Е.А. Макарова отмечает: «Большую роль в проявлениях кибербуллинга играет виктимность, выраженная в особой предрасположенности человека стать жертвой. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психологическими особенностями, но и социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье. Виктимология в социальной психологии взаимосвязана с неадекватно, заниженной самооценкой, нежеланием брать на себя ответственность за принятие решений в сложных ситуациях, с высоким уровнем конформизма, с чувством вины и локусом контроля» [4].

Проводимые исследования как за рубежом и в России позволили выделить основные, часто встречающиеся типы кибербуллинга: флейминг; оговор; самозванство; обман, хищение конфиденциальной информации с целью распространения; отчуждение (остракизм, изоляция); киберпреследование; хеппислепинг. Так же ряд исследователей (A.A. Бочавер, Н. Уиллард и др.) [1, С. 181], выделили дополнительно: харассмент, троллинг, киберсталкинг. Исследователь K.K.Aftab «выделил и дал характеристику детей, которых привлекает кибербуллинг как занятие: «ангел мести», «жаждущий власти», «буллер», «неумышленный преследователь».

Мы солидарны с мнением исследователей, считающих, что несовершеннолетние, испытавшие травлю, преследование в реальной жизни, зачастую становятся мишенью и кибербуллинга. Для таких подростков характерно низкая самооценка, особенности, связанные с внешностью, с состоянием здоровья, а также поведения. Данная тенденция характерна и для Республики Саха (Якутия), поэтому сейчас так необходима работа по профилактике кибербуллинга среди подростков.

Для более эффективного решения проблемы, а также с целью подтверждения выдвинутого нами предположения о том, что кибербуллинг имеет негативное воздействие на социализацию подростков, на их самовосприятие мы провели исследование среди обучающихся МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П. Павлова» РС(Я).

Анкетирование с целью выявления уровня распространённости кибурбуллинга (вовлеченности в ситуации кибербуллинга) в образовательной организации дало следующие результаты. На вопрос «встречались ли с травлей, буллингом» - 34% опрашиваемых ответили утвердительно; 46,3% опрашиваемых столкнулись с кибербуллингом. Таким образом, данные результаты подтверждают, что участники опроса сталкиваются с травлей в интернет пространстве чаще,

что в свою очередь также является подтверждением того, что интернет, в частности социальные сети, наиболее «удобны» для «агрессора». На вопрос «наблюдатели ли Вы травлю в сети Интернет?» - 68% ответили утвердительно.

Опрашиваемые указали следующие причины, по которым человека могут подвергнуть травле: отличное от других мнение, предпочтения, особенности поведения, проявления характера, поступки, особенности внешности, а также увлечения, национальность, тендер и др.

Также респонденты указали обстоятельства, приведшие к роли «агрессора» в травле. Чаще других были названы следующие: «агрессором становятся для повышения самооценки»; «агрессором становятся из зависти к успеху других»; «агрессор выбирает интернет пространство из-за возможности скрыть себя - анонимности»; «агрессору нравиться то, чем он занимается, сам процесс и создаваемый им эффект».

Из числа опрошенных 28% имеют опыт в «роли агрессора» - оставили негативные комментарии под постами пользователей в социальных сетях. 15% подростков были подвергнуты унижению с применением фото-, видеоматериалов в свой адрес.

Полученные результаты достаточно красноречиво подтверждают, что подростки осведомлены о таком явлении как буллинг, кибуербуллинг, о причинах и мотивах его побуждающих. Также, в беседе, подростки подчеркнули, что недостаточно проводится работа по профилактике кибербуллинга.

Как показали результаты проведенного исследования большинство подростков (14-16 лет) утвердительно ответили на вопрос об имеющемся опыте буллинга. Также полученные результаты («жертва-преследователь-наблюдатель» - 22,7%) дают нам возможность предположить, что те из подростков, кто подвергся травле чаще всего становятся инициаторами троллинга в сети, давая выход своим негативным эмоциям. Как правило, это эмоционально неустойчивые подростки с низкой эмпатией.

Выводы. Кибербуллинг - травля детей и подростков, на современном этапе, с расширением сети интернет, социальных сетей стал одной из актуальных проблем. Кибербуллинг приводит к тяжелым последствиям. От года к году растет число потенциальных и реальных жертв кибербуллинга, включающего в себя агрессивное онлайн-поведение, кибершантаж, угрозы, включая физическую расправу, о чем свидетельствует возросшее количество звонков на телефон доверия.

Для решения данной проблемы наиболее эффективной формой представляется профилактическая работа, заключающаяся в формировании у подростков осознанного поведения в интернет пространстве, знаний о правилах и способах безопасного поведения в сети. Особую ответственность необходимо возложить не только на родителей или лиц их заменяющих, но и на образовательные организации. Проводимая работа будет способствовать сохранению не только физического, но и социального здоровья подрастающего поколения.

Литература:

1. Бочавер, A.A. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / A.A. Бочавер // Психология. Журнал ВШЭ. - 2014. - №3. - С. 177-191

2. Исследование: 55% подростков в России сталкивались с кибербуллингом [электронный ресурс]: - 2021. - URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/04/26/issledovanie-55-podrotskov-v-rossii (дата обращения 25.05.2023)

3. Кузнецова, Е.В. Предупреждение криминогенного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних/Е.В. Кузнецова//Вестник экономической безопасности. -2016. -№1. -76 с.

4. Макарова, Е.В. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления [электронный ресурс] / Е.В. Макарова // Российский психологический журнал. - 2016. - Том 13-№3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskie-osobennosti-kiberbullinga-kak-formy-internet-prestupleniya (дата обращения 15.01.2023)

5. Носова, Н.В. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации / Н.В. Носова, Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова.-Вологда: ВИРО, 2019. - 52 с.

6. Солдатова, Г.У. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладения / Г.У. Солдатова, А.Н. Ярмина // Национальный психологический журнал. - 2019. - Т.35.- № 3(35). - С. 17-31

7. Солдатова, Г.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи [электронный ресурс]: Психологическая газета. -2020. - URL: https://psy.su/feed/9357/ (дата обращения 21.01.2023)

8. Черкасенко, О.С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. -2015. - № 6,- С. 52-54

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. Современный этап развития высшей школы в России предполагает активизацию самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что обществу нужны люди, умеющие адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, способные оперативно принимать нестандартные решения, действовать творчески, самостоятельно. Именно поэтому одной из актуальных проблем высшего образования является формирование у студентов мотивации к самостоятельной работе. В статье рассматривается совокупность методов формирования мотивации студентов к самостоятельной работе. Ключевые слова: мотив, мотивация, самостоятельная учебная деятельность, обучающиеся вуза.

Annotation. The current stage of development of higher education in Russia involves the activation of independent work of students. This is due to the fact that society needs people who are able to adapt to changing life situations, who are able to quickly make non-standard decisions, act creatively, independently. That is why one of the urgent problems of higher education is the formation of students' motivation to work independently. The article considers a set of methods for the formation of students' motivation for independent work.

Key words: motive, motivation, independent educational activity, university students.

Введение. На современном этапе своего развития система высшего профессионального образования переживает период модернизации. Потребность в кардинальных изменениях национальных образовательных систем, ставших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.